Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиологическое сознание / аксиологический подход / речевая деятельность / концепт / текст / региональный компонент / ценности / концептуальный анализ / урок русского языка / словарная работа / скрайбинг / axiological consciousness / axiological approach / speech activity / concept / text / regional component / values / conceptual analysis / Russian language lesson / vocabulary work / scribing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Н. Горобец, Т.П. Попова, Л.В. Чечина

В статье рассмотрены понятия «аксиологическое сознание», «аксиологический подход», освещены основные направления реализации данного подхода в преподавании русского языка, включающие приемы работы со словом, лексическими словарями и др., обогащающими речь учащихся и отражающими ценностные составляющие, отношение к родному языку и слову. Обоснована идея о том, что аксиологическое сознание помогает расширить толкование слова, установить взаимосвязь между лексическим значением и социальным опытом ученика. На основании анализа имеющихся исследований и конкретных методических приемов установлено, что работа над ценностным значением слова при обучении родному языку является способом приобщения учащихся к национальной культуре, помогает развивать мировоззрение учащихся и ценностный потенциал языковый личности. Данное исследование содержит описание разных взглядов и методик на формирование аксиологического сознания учащихся при обучении русскому языку на основе современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING AXIOLOGICAL CONSCIOUSNESS IN STUDENTS WHILE TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

The article discusses concepts of “axiological consciousness” and “axiological approach”, highlights the main directions of the implementation of this approach in teaching the Russian language, including methods of working with the word, lexical dictionaries, etc., enriching the speech of students and reflecting the value components, attitude to the native language and the word. The idea that axiological consciousness helps to expand the interpretation of the word, to establish the relationship between the lexical meaning and the social experience of the student is substantiated. Based on the analysis of available research and specific methodological techniques, it has been established that working on the value meaning of a word when teaching a native language is a way of introducing students to national culture, helps to develop students’ worldview and the value potential of a linguistic personality. The study describes different views and methods on the formation of axiological consciousness of students when teaching the Russian language on the basis of modern technologies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ков уверены, что изучение данных прошлого позволяет нынешнему поколению здраво оценивать реальную действительность в деле медицинской практики. История медицинских сестер имеет тесную взаимосвязь с общей историей здравоохранения страны, становления политики и общественной жизни в целом. На протяжении столетий их работа играла огромную роль в обеспечении здоровья и

Библиографический список

профилактики заболеваний. Именно поэтому история становления работы медицинских сестер должна полностью раскрываться в курсах обучения. Она богата сведениями о бескорыстной работе, исцелении, изобретательности, героизме, самоотдаче людей делу всей своей жизни. Поэтому проведенное исследование представляет особую ценность для науки в настоящий момент.

1. Шишкин С. Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития. Вопросы экономики. 2013; № 4: 94-112.

2. Готовцева У.Н., Попова Л.М., Саморцева В.Н. Опыт дистанционного обучения медицинских сестер в клинической практике. Студенческий научный форум: материалы XII Международной студенческой научной конференции. Available at: <a href=»https://scienceforum.ru/2020/article/2018021791»>https://scienceforum.ru/2020/ article/2018021791</a>

3. История здравоохранения Якутии в XX в. Available at: https://cheloveknauka.com/istoriya-zdravoohraneniya-yakutii-v-xx-veke

4. Чувелева Н.Н. История развития сестринского дела в России. Available at: https://spravochnick.ru/medicina/istoriya_razvitiya_sestrinskogo_dela_v_rossii/

5. Дьячковский Н.С. Становление высшего сестринского образования в Республике Саха (Якутия). Медицинская сестра. 2011; № 3: 16-17.

6. Лекция. Тема: «История СД в Республике Саха (Я)». Available at: https://studylib.ru/doc/4360121/istoriya-sd-v-yakutii

7. Вся история развития сестринского дела. Availabe at: http://sestrinskoe-delo.ru/stati/vs-o-istorii-razvitiya-sestrinskogo-dela

8. Цешковский М.С., Кирсанова Е.В. Специальность «Сестринское дело» в программах Всемирной Организации Здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал. 2010. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/169/27/

9. Володин Н.Н., Дружинина А.В. Подготовка специалиста сестринского дела в России. Медицинская сестра. 1999; № 1: 38-39.

10. Значение истории сестринского дела: История становления сестринского дела в России. Available at: https://lastkey.ru/raznoe/znachenie-istorii-sestrinskogo-dela-istoriya-stanovleniya-sestrinskogo-dela-v-rossii.html

11. Пысларь Е.А. Стратегия развития сестринского дела в мире. Тенденции развития науки и образования. 2021; № 73-2: 62-65.

12. Отделение высшего сестринского дела. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/mi/inst/historymi/histsd/

13. Дзугаев К.Г, Глотова И.Г., Шляфер С.И. Пути реформирования сестринского образования. Сестринское дело. 2022; № 1: 13.

14. Аканов А.Б. Этические компетенции для развития сестринского дела. Journal of Health Development. 2019; Т. 1, № 30: 46-52.

References

1. Shishkin S. Chastnyj sektor zdravoohraneniya v Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya. Voprosy 'ekonomiki. 2013; № 4: 94-112.

2. Gotovceva U.N., Popova L.M., Samorceva V.N. Opyt distancionnogo obucheniya medicinskih sester v klinicheskoj praktike. Studencheskij nauchnyj forum: materialy XII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: <a href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018021791">https://scienceforum.ru/2020/article/2018021791</a>

3. Istoriya zdravoohraneniya Yakutii v XX v. Available at: https://cheloveknauka.com/istoriya-zdravoohraneniya-yakutii-v-xx-veke

4. Chuveleva N.N. Istoriya razvitiya sestrinskogo dela v Rossii. Available at: https://spravochnick.ru/medicina/istoriya_razvitiya_sestrinskogo_dela_v_rossii/

5. D'yachkovskij N.S. Stanovlenie vysshego sestrinskogo obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Medicinskaya sestra. 2011; № 3: 16-17.

6. Lekciya. Tema: «Istoriya SD v Respublike Saha (Ya)». Available at: https://studylib.ru/doc/4360121/istoriya-sd-v-yakutii

7. Vsya istoriya razvitiya sestrinskogo dela. Availabe at: http://sestrinskoe-delo.ru/stati/vs-o-istorii-razvitiya-sestrinskogo-dela

8. Ceshkovskij M.S., Kirsanova E.V. Special'nost' «Sestrinskoe delo» v programmah Vsemirnoj Organizacii Zdravoohraneniya. Social'nyeaspekiyzdorov'ya naseleniya. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2010. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/169/27/

9. Volodin N.N., Druzhinina A.V. Podgotovka specialista sestrinskogo dela v Rossii. Medicinskaya sestra. 1999; № 1: 38-39.

10. Znachenie istoriisestrinskogo dela: Istoriya stanovleniya sestrinskogo dela v Rossii. Available at: https://lastkey.ru/raznoe/znachenie-istorii-sestrinskogo-dela-istoriya-stanovleniya-sestrinskogo-dela-v-rossii.html

11. Pyslar' E.A. Strategiya razvitiya sestrinskogo dela v mire. Tendenciirazvitiya nauki i obrazovaniya. 2021; № 73-2: 62-65.

12. Otdelenie vysshego sestrinskogo dela. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/mi/inst/historymi/histsd/

13. Dzugaev K.G., Glotova I.G., Shlyafer S.I. Puti reformirovaniya sestrinskogo obrazovaniya. Sestrinskoe delo. 2022; № 1: 13.

14. Akanov A.B. 'Eticheskie kompetencii dlya razvitiya sestrinskogo dela. Journal of Health Development. 2019; T. 1, № 30: 46-52.

Статья поступила в редакцию 27.09.23

УДК 37.016: 811.161.1

Gorobets L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Russian Language, Literature and Methods of their Teaching,

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lyudmila-38@yandex.ru

Popova T.P., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: tanya7ya28popova@gmail.com

Chechina L.V., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lida.chechina@mail.ru

FORMING AXIOLOGICAL CONSCIOUSNESS IN STUDENTS WHILE TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE. The article discusses concepts of "axiological consciousness" and "axiological approach", highlights the main directions of the implementation of this approach in teaching the Russian language, including methods of working with the word, lexical dictionaries, etc., enriching the speech of students and reflecting the value components, attitude to the native language and the word. The idea that axiological consciousness helps to expand the interpretation of the word, to establish the relationship between the lexical meaning and the social experience of the student is substantiated. Based on the analysis of available research and specific methodological techniques, it has been established that working on the value meaning of a word when teaching a native language is a way of introducing students to national culture, helps to develop students' worldview and the value potential of a linguistic personality. The study describes different views and methods on the formation of axiological consciousness of students when teaching the Russian language on the basis of modern technologies.

Key words: axiological consciousness, axiological approach, speech activity, concept, text, regional component, values, conceptual analysis, Russian language lesson, vocabulary work, scribing

Л.Н. Горобец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

E-mail: lyudmila-38@yandex.ru

Т.П. Попова, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

E-mail: tanya7ya28popova@gmail.com

Л.В. Чечина, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: lida.chechina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассмотрены понятия «аксиологическое сознание», «аксиологический подход», освещены основные направления реализации данного подхода в преподавании русского языка, включающие приемы работы со словом, лексическими словарями и др., обогащающими речь учащихся и отражающими ценностные составляющие, отношение к родному языку и слову. Обоснована идея о том, что аксиологическое сознание помогает расширить толкование слова, установить взаимосвязь между лексическим значением и социальным опытом ученика. На основании анализа имеющихся исследований и кон-

кретных методических приемов установлено, что работа над ценностным значением слова при обучении родному языку является способом приобщения учащихся к национальной культуре, помогает развивать мировоззрение учащихся и ценностный потенциал языковый личности. Данное исследование содержит описание разных взглядов и методик на формирование аксиологического сознания учащихся при обучении русскому языку на основе современных технологий.

Ключевые слова: аксиологическое сознание, аксиологический подход, речевая деятельность, концепт, текст, региональный компонент, ценности, концептуальный анализ, урок русского языка, словарная работа, скрайбинг

Актуальность исследования продиктована необходимостью осмысления подходов к формированию аксиологического сознания учащихся. О переходе к ценностной парадигме говорят социологи, философы, педагоги и методисты, раскрывая в своих исследованиях особенности аксиологического подхода, ядром которого является понятие «ценность». К базовым ценностям современного школьника отнесены понятия/концепты: Родина, язык, дом, семья, мать, отец, дружба и другие.

В современном образовании аксиологический подход становится актуальным, так как помогает учащимся не только по-другому посмотреть на слово, но и приобщиться к культуре своего народа.

Аксиологический подход опирается на образование, включающее нововведения обновленного ФГОС ООО и СОО и формирующее у обучающихся базовую систему ценностных ориентаций, способных обеспечить гармоничное развитие личности, то есть при аксиологическом подходе методологической базой обучения родному русскому языку становится теория ценностей, которая включает эстетические и нравственные ценности.

Какие же ценности определяют для себя школьники? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели опрос, предложили обучающимся восьмого класса сельской школы определить значение таких нравственных концептов, как «ценность», «Родина», «русский язык». Концепт «ценность», по мнению восьмиклассников (14-15 лет), включает такие понятия, как семья, дружба, время; концепт «Родина» - дом, земля, семья, Отечество; концепт «русский язык» - речь, родина, страна и другие. Видим, что ответы по-разному раскрывают национально-культурную специфику. Они типичны и неслучайны, потому что представление о значении слова у обучающихся складывается под воздействием чьего-то мнения, например, родителей, друзей, учителей. Именно поэтому очень важно дать учащимся представление о слове как культурной составляющей, то есть сформировать у них аксиологическое сознание, под которым понимаем формирование нравственного взгляда на родной язык [1-18].

Цель статьи: раскрыть понимание содержания понятий «аксиологическое сознание», «аксиологический подход», осветить основные направления реализации данного подхода в преподавании родного русского языка в школе.

Задачи исследования:

- проанализировать состояние проблемы развития аксиологического сознания;

- актуализировать основные направления реализации аксиологического подхода в преподавании русского языка;

- описать эффективные приёмы работы со словом, текстом, лексическими словарями, направленные на формирование аксиологического сознания учащихся.

Теоретическая значимость статьи состоит в актуализации понимания терминов «аксиологическое сознание», «аксиологический подход» в научном тезаурусе и определении общей стратегии их развития

Практическая значимость исследования заключается в тиражировании эффективных приемов развития аксиологического сознания в процессе обучения в школе и применении их на уроках русского языка.

В основных законодательных документах об образовании, действующих на территории РФ (законе «Об образовании в Российской Федерации» [16], «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» [11] и др.) отражается идея гуманистического образования, влияющая на цели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, которая на законодательном уровне является важнейшей приоритетной задачей, ориентирующейся на ценности и сохранение национальной культурной традиции.

Отсюда вытекает, что формирование аксиологического сознания на уроках русского языка предполагает развитие у обучающихся взгляда на родной язык как национальное достояние, в основе которого главную роль играют ценности.

В настоящее время большое количество исследований посвящено взаимосвязи аксиологического (ценностного) подхода и культурологического при обучении русскому языку (В.А. Сластёнин, А.Д. Дейкина, С.И. Львова, Е.П. Пронина, Л.А. Ходякова и другие).

По мнению В.А. Сластёнина, «ценности - специфическое образование в структуре индивидуального сознания, в которое входят идеальные образцы и ориентиры деятельности личности и общества» [15, с. 67]. Сами же ценности, ориентируясь на индивидуальный жизненный опыт, входят в структуру личности в виде ценностных ориентаций. Считается, что через образование возможно привить обучающимся гуманистические ценности.

С внедрением обновленного ФГОС ООО и СОО (2022 г.) аксиологическая направленность при обучении русскому языку становится приоритетной, так как важную роль играет историческая взаимосвязь языка и культуры, которые и формируют национальное сознание. По утверждению профессора А.Д. Дейки-

ной (раскрывшей аксиологическую составляющую в своих научных исследованиях), «в преподавании русского языка чрезвычайно важны те содержательные аспекты, которые идут от истории культуры страны изучаемого языка и обогащают духовно-нравственный мир личности. В наши дни они должны быть заново и заинтересованно осмыслены и творчески осуществлены, ведь качество языкового образования тем выше, чем богаче культурная среда обучения» [8, с. 37].

Эту же мысль развивает и С.И. Львова, занимающаяся вопросами формирования аксиологического сознания в современной методической науке, считая аксиологическое сознание духовно-нравственным ориентиром личности, который «создается благодаря аксиологическому подходу, он развивает творческий потенциал личности, способность к самореализации и самоопределению в мире ценностей, создает условия для успешной социализации личности в современной жизни» [10, с. с. 446].

Приемы воспитания ценностного отношения учащихся к русскому языку как родному в аспекте аксиологического образования назвала Е.П. Пронина. Это и использование текстов для лингвистического анализа, разнообразные формы лексического анализа текста, авторских зарисовок, сопоставление описаний, и другое, помогающее углубиться не только в лексическое значение слова, но и понять его культурно-эмоциональную составляющую [1, с. 62], что и формирует аксиологическое сознание.

Л.А. Ходякова соотносит ценности с базовыми потребностями человека и выделяет основные направления воспитания: отношения, соотносимые с потребностями общения; отношения, определяемые взаимоотношениями людей с окружающим миром; отношения, формирующиеся в гармоничном взаимодействии [17]. Эти ценности, по мнению ученого, и являются эталонами аксиологических отношений, которые могут рассматриваться как средство реализации целей воспитания, и они должны сводиться к добру, истине и красоте.

В этом же ключе рассматривает аксиологический подход и Т.М. Воителева, это «путь приобщения личности к общечеловеческим ценностям как средство формирования индивидуальной системы ценностей и идеалов через приобщение к культуре народа» [5, с. 42]. Исследователь считает, что изучать и рассматривать феномены русского языка нужно как часть национальной культуры, а не только в аспекте разговорного стиля, по её мнению, русский язык - духовная ценность, которая необходима для становления языковой личности, так как ценностный подход «ориентирован на формирование у школьников представления о языке как национальном достоянии, мощном средстве духовно-нравственного развития личности, что органично вплетается в задачу формирования всех видов компетенций (языковой, коммуникативной, лингвистической, культуро-ведческой)» [5, с. 43].

Таким образом, родной язык рассматривается сегодня как духовная, нравственная и культурная ценность народа. Чтобы донести этот посыл, необходимо использовать виды работы, способные сформировать ценностное отношение к русскому родному языку [7, с. 24]. Это и введение историко-культурной информации, и характеристика национально-культурной специфики родного языка, и описание эстетических свойств родного языка и качеств устной и письменной русской речи, и знакомство с традициями русского речевого этикета, с лексическими словарями, раскрывающими анализ текста с позиции его смысловой ценности и культурных концептов, и представление явлений родного языка в контексте диалога культур (А.Д. Дейкина, С.И. Львова и др.).

Мы солидарны с мнением исследователей и считаем, что ценность взаимодействия языка и культуры состоит в том, что в сознании обучающегося должны быть сформированы не только лексические представления о слове, но и культурные. На уроке учитель делает выбор, какое значение слова или словосочетания раскрыть перед учащимися, какую культурную составляющую продемонстрировать классу [6, с. 49], какую работу проводить. Думается, что формировать аксиологическое сознание возможно, если использовать на уроках русского языка работу над эпиграфами к уроку; с высказываниями о русском языке как о национальном достоянии народа; с малыми жанрами фольклора (пословицы, поговорки, частушки, загадки и др.); устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); работу со словарями, с концептами, формирующую ассоциативное мышление; с региональными художественными и публицистическими текстами и др. Охарактеризуем названные виды.

1. Работа над эпиграфом к уроку и афоризмами помогает создать проблемную ситуацию, задуматься над пониманием высказывания, правильно интерпретировать его, выразить своё понимание, поэтому для формирования аксиологического сознания эффективно использовать в качестве эпиграфа высказывания русских поэтов, писателей, критиков, например, слова А.И. Куприна: «Русский язык в умелых руках ловок, гибок, послушен и выразителен...» [18]; В.Г Белинского: «Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» [там же].

Мы часто используем высказывания кубанских классиков, которые помогают школьникам задуматься о прошлом, настоящем и будущем нашего края/ малой родине: «Пусть эти искренние мысли, исходящие из глубины русского сердца, дойдут к нашему молодому поколению, которое стоит безгранично близко к событиям, которые решат судьбу нашего несчастного Отечества. Пусть любовь к России будет им путеводителем в сегодняшней темноте, пусть они будут так тверды, как мы, в борьбе, пусть любовь неизменно находится около них и сопровождает их, ибо из ненависти рождается только ненависть!» (В.И. Лихоносов) [13, с. 376].

В этих словах кубанского писателя чувствуем и трагедию времени, и способность показать молодому поколению героические знаки в слове и на камне для будущих побед.

2. Обращение к малым жанрам фольклора (пословицы, народные изречения, прибаутки) формирует нравственное представление о слове и его ценностях, например, кубанские пословицы и поговорки о труде («Без солнца нет света, без труда нет хлеба»), счастье («Счастье в воздухе не вьется, а руками достается»), дружбе («Один в поле не воин»), Родине («Человек без Родины, что соловей без песни») помогают сформировать правильное представление о нравственных ценностях жизни.

3. Работа над фразеологизмами, отражающими особенности кубанского говора, отличающимися эмоциональностью, метафоричностью, показывает уникальность нашей речи: фразеологизмы не переводятся на другие языки, поэтому считаются национальным достоянием, отражают характер, традиции, менталитет. В качестве примера приведем задание, в котором необходимо к региональным устойчивым выражениям (кубанским фразеологизмам) подобрать аналоги из современного русского литературного языка: Голодной курице просо снится. С поганой собаки хоч шерсти клок. По Савки и свытка. Быть в наймах. Чтобы козы были сыты и сено было цело.

4. Составление концепта - это отражение особенности социокультурного пространства (В.И. Карасик), «так как его центром всегда оказывается ценность, поскольку он служит исследованию культуры, а в основе культуры лежит именно ценностный принцип» [9, с. 23]. Например, концепт «родина» входит в ассоциативное поле русской языковой картины мира наряду с такими, как «народ», «истина», «любовь», «вера».

Рассмотрим значение слова «Родина» в «Большом энциклопедическом словаре»: «Родина -

1) отечество,отчизна,страна, в которой человекродился;историче-ски принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, нпыта и нранол(см.таякслатриотинм).

2) Более узко - чьё-либо место рождения.

ЗрПенеиоссое знатенил-тесто нченякоооения, отярытинити ихОре-тения чего-либо» [3].

На уроке было выявлено 11 ассоциативных единиц, раскрывающих концепт «норион». Так, весймимассники -асвялк срелующиетссец-аеы: ра)-аястрата, отечество, место происхождения чего-либо, мать, дом, семья, любимое место, патриотизм, язык, родные/близкие, родная земля. Большинство учащихся считают «родиной» свой родной дом и страну, в которой живут. И это правильно.

5. Работа с региональными текстами тоже помогает учителю формировать аксиологическоесознаниеучащихсо,таокак испол/зование вкачеьтве учебньгь материала текстов региональной специфики даёт учащимся возможность рас-вмоиветь осоОеоностоезыкарегчхне, ссосоУчтоуес /кпюччнию обьолющихсо в культурно-языковое поле русской культуры, культуры регионов РФ. Знакомство ко значением отов регихно ркошвзяен слкварныйоапас обючающихся, еол/же способствует росту интереса к языку в целом, дает возможность раскрыть куль-ззрнюаньучаосечвюснььавлялщьюжуео/ословз. Например, в стихотворении кубанского поэта В.Д. Нестеренко «Кубань» [13] можно выделить несколько образов, раскрывающих ценностный ориентир приведенного концепта (рис. 1).

- строи ТОПОЛИНЫЙ Рис. 1. Концепт «Кубань»

Помогает в работе и использование современных визуальных техник: ментальных карт, скрайбинга (скрайбинг - новая техника, позволяющая создать визуальный конспект, его задача - донести информацию, при помощи небольших рисунков сделать ее доступной для ученика, помочь лучше ее усвоить), например, скрайбинг используем при работе с концептом «ценность», визуализируя названное слово (р

Благодаря визуализации основных понятий при индивидуальной работе видим нравственные установки ученика, его ценностный потенциал. С помощью скрайбинга можно не просто изобразить основное значение концепта, но и помочь визуальному и вербальному мышлению активно взаи-оотессявявать.

Считаем, что названные виды работ формируют ценностный взгляд, поэтому учитель в современных реалиях должен уметь заинтересовывать учащихся, приобщать их не только к верному толкованию и уместному использованию слов в речи, но и формировать правильный ценностный ориентир, приобщать учащих-сяк нкцийнелтнечкулктиря.

Таким образом, повышенный интерес к формированию аксиологического сознания школьника связан сегодня с изменением языковой ситуации и удверадееиеу яб^нккитлогкчусиор ^тайоскк.принкто^чаоеетне основы модернизации российской образовательной системы. Именно это ста-котолчкомтнндереалчзаоииоебдачовинк^^нносетой функции русского языка и формированию национальной языковой личности, ориентированной

Рис. 2. Визуализация слова «ценность»

на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других народов [5, с. 51].

Резюмируя вышеизложенное, сделаем следующие выводы:

- формированию и развитию аксиологического сознания необходимо уделять внимание, так как оно помогает развивать мировоззрение учащихся и ценностный потенциал языковый личности;

- работа над ценностным значением слова при обучении родному языку является способом приобщения учащихся к национальной культуре;

Библиографический список

- приемы, позволяющие формировать аксиологическое сознание, должны использоваться в учебном процессе преподавателями всех предметов;

- формирование аксиологического сознания способствует развитию критического мышления обучающихся, интегрирует с социальной коммуникацией и становится частью общественного опыта и сознания.

Перспективы дальнейших изысканий видим в разработке цифровых образовательных ресурсов в формировании ценностного отношения к родному языку для повышения качества обучения в школе.

1. Алешникова Е.Л. Технология обучения учащихся старших классов работе с публицистическим текстом духовно-нравственного содержания. Наука и школа. 2013; № 5.

2. Белкина Ю.А. Методические идеи профессора Е.П. Прониной и их развитие в современных образовательных реалиях. Поволжский педагогический вестник. 2018; Т. 6, № 4 (21)

3. Большой энциклопедический словарь. Available at: https://gufo.me/dict/bse/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Винокур ГО. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. Москва: Наука, 1990.

5. Воителева Т.М., Марченко О.М. Основы формирования ценностного отношения к родному языку как феномену национальной культуры. Педагогика и психология образования. 2021; № 2: 41-52.

6. Горобец Л.Н., Попова Т.П. Региональный компонент как важный элемент школьного обучения и стратегия национальной политики. ВестникАГПУ. 2021; № 1.

7. Дейкина А.Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка: монография. Москва, 2009.

8. Дейкина А.Д. Гуманистическая сущность текста при изучении русского языка в аспекте межкультурной коммуникации. Современная коммуникативистика. 2014; № 2 (9).

9. Карасик В.И., Слышкин ГГ. Лингвокультурный концепт как единица исследования. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.

10. Львова С.И. Аксиологические основы современного школьного курса русского языка. Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сборник научных трудов. Москва, 2009; Выпуск 4.

11. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1675965135&tld=ru&lang=ru&name=1

12. Новикова Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2005.

13. Нестеренко В.Д. Кубань. Available at: https://multiurok.ru/blog/kuban-v-d-nesterenko.html

14. Лихоносов В.И. Русская скорбь. Краснодар: Книга, 2022.

15. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Москва, 2003.

16. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

17. Ходякова Л.А. Аксиологические основы поведения. Available at: https://smekni.com/a/232283/aksiologicheskie-osnovy-povedeniya/

18. Цитаты великих классиков. Available at: https://citatko.com/avtory/tsitaty-velikih-russkih-klassikov

References

1. Aleshnikova E.L. Tehnologiya obucheniya uchaschihsya starshih klassov rabote s publicisticheskim tekstom duhovno-nravstvennogo soderzhaniya. Nauka i shkola. 2013; № 5.

2. Belkina Yu.A. Metodicheskie idei professora E.P. Proninoj i ih razvitie v sovremennyh obrazovatel'nyh realiyah. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. 2018; T. 6, № 4 (21)

3. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Available at: https://gufo.me/dict/bse/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0

4. Vinokur G.O. Filologicheskie issledovaniya: Lingvistika ipo'etika. Moskva: Nauka, 1990.

5. Voiteleva T.M., Marchenko O.M. Osnovy formirovaniya cennostnogo otnosheniya k rodnomu yazyku kak fenomenu nacional'noj kul'tury. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2021; № 2: 41-52.

6. Gorobec L.N., Popova T.P. Regional'nyj komponent kak vazhnyj 'element shkol'nogo obucheniya i strategiya nacional'noj politiki. VestnikAGPU. 2021; № 1.

7. Dejkina A.D. Formirovanie yazykovoj lichnosti s cennostnym vzglyadom na russkij yazyk: metodologicheskie problemy prepodavaniya russkogo yazyka: monografiya. Moskva, 2009.

8. Dejkina A.D. Gumanisticheskaya suschnost' teksta pri izuchenii russkogo yazyka v aspekte mezhkul'turnoj kommunikacii. Sovremennaya kommunikativistika. 2014; № 2 (9).

9. Karasik V.I., Slyshkin G.G. Lingvokul'turnyj koncept kak edinica issledovaniya. Metodologicheskie problemy kognitivnoj lingvistiki. Voronezh, 2001.

10. L'vova S.I. Aksiologicheskie osnovy sovremennogo shkol'nogo kursa russkogo yazyka. Problemy konceptualizaciidejstvitel'nostiimodelirovaniyayazykovojkartiny mira: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2009; Vypusk 4.

11. Nacional'naya doktrina obrazovaniya Rossijskoj Federacii do 2025 goda. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1675965135&tld=ru&lang=ru&name=1

12. Novikova L.I. Kul'turovedcheskij aspekt obucheniya russkomu yazyku v 5-9-h klassah kak sredstvo postizheniya uchaschimisya nacional'noj kul'tury. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

13. Nesterenko V.D. Kuban'. Available at: https://multiurok.ru/blog/kuban-v-d-nesterenko.html

14. Lihonosov V.I. Russkaya skorb'. Krasnodar: Kniga, 2022.

15. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu. Moskva, 2003.

16. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

17. Hodyakova L.A. Aksiologicheskie osnovy povedeniya. Available at: https://smekni.com/a/232283/aksiologicheskie-osnovy-povedeniya/

18. Citaty velikih klassikov. Available at: https://citatko.com/avtory/tsitaty-velikih-russkih-klassikov

Статья поступила в редакцию 01.10.23

УДК 37.02

Darsigova M.I., postgraduate, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: darsigova@mail.ru

Umaeva D.M., postgraduate, Department of Coordination of Research and Innovation-Project Activities in Specialist's, Master's and Postgraduate Studies,

Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: umaevadiana@mail.ru

Lezina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, senior researcher, Department for Coordination of Research and Innovation-Project Activities

in the Specialty, Master's and Postgraduate Studies, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: lezina07@ramdler.ru

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN 6-7 YEARS OF AGE. The presented article reveals the essence of emotional intelligence (EQ) in comparison with rational intelligence (IQ). The authors argue that emotional intelligence should be developed in childhood and project this process onto 6-7 years old children. Its mechanisms are called and revealed: needs, motivations, emotions, relationships, significance, meaning. The pedagogical strategy for the development of emotional intelligence in children of this age is determined, correlating with the answers to the questions: What is it to develop? How is it to be developed? Foreign programs for the development of a culture of emotions are considered. The authors' experience in the development of emotional intelligence is revealed. The article concludes that the results of classes aimed at the development of emotional intelligence are: increasing children's self-confidence, developing prosociality, desire to help, better understanding of other people, caring for others, as well as awareness, identification of emotions, improving the emotional state, social and cognitive skills, mastering the skill of anticipating the situation, reducing anxiety and self-care, increasing the positive atmosphere in the classroom.

Key words: emotional intelligence (EQ), rational intelligence (IQ), 6-7 years old children, mechanisms, needs, motivations, emotions, attitudes, significance, meaning, strategy, culture of emotions, diagnostics, learning quotient

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.