Л.В. Артешина
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ...
ACADEMIC AND METHODOLOGICAL FRAMEWORK OF TRAINING SENIOR STUDENTS FOR A
FINAL COMPOSITION
© 2015
L.V.Arteshina, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of the Russian Language, Speech Standards and Their Teaching Methodology, Faculty of Philology
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Abstract. To develop a methodological system of teaching composition writing in senior school a teacher should employ academic and methodological principles of training students' coherent skills - writing skills important for speech and communication. It is considerable that students should know the requirements and the most frequent errors in peers' works. Taking these factors into consideration will be of help for teachers in overcoming difficulties in the process of developing students' communicative skills and providing them with functional literacy. Programs on the Russian language are aimed at work on speech development that results in students' communicative competence development. Developing coherent speech means teaching students to perceive and create communicative texts. It is the main features of the text, text genres and their compositional forms, functional and stylistic varieties that serve the basis for students' universal communicative learning skills development. In this aspect, a composition plays a very important role, because when creating it, students reveal their inner world, build their own worldview and identify their interests, develop their abstract thinking. Professional training for writing a composition introduces the cultural and historical experience of the mankind, reveals the spiritual legacy of Russian culture, contributes to personality socialization. Work on texts created by the great classics first and students' ones afterwards leads to philological competence development. Practising composition writing is of importance in speech development. This is a specific type of work the essence of which is creating an independent text on the given or free topic.
Keywords: speech and communication skills; academic and methodological framework; writing skills development; students' coherent speech skills development; communicative competence; functional literacy.
УДК 372.8
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
© 2015
Е.В.Архипова, доктор педагогических наук, профессор Рязанский государственный университет им С.А. Есенина, Рязань (Россия)
Аннотация. В статье анализируются лингвометодичекие аспекты ценностного подхода к обучению русскому языку в классах с полиэтническим составом. Раскрывается опыт научных исследований, проводимых в этом направлении Лабораторией лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку и Центром славянской филологии и культуры имени И.И. Срезневского Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Освещаются три основных направления в реализации аксиологического подхода к преподаванию русского языка в поликультурной образовательной среде.
Первое направление - традиционное - предполагает прежде всего аспектную работу по обогащению словаря учащихся лексикой, отражающей языковую картину мира русского народа, и прежде всего лексикой нравственно-этической тематики. Сюда же относится работа над активизацией словаря детей за счет использования творческих работ по данной тематике, в том числе и при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ-11 и ОГЭ-9.
Второе направление предполагает специальную работу на уроках развития речи, где ценностные концепты русской культуры постигаются уже на материале специально отобранных текстов. Тем самым осуществляется расширение и углубление этнокультурного компонента в обучении русскому языку за счет усвоения ценностных понятий русской национальной культуры - концептов.
Третье направление ориентировано на решение актуальной для современной школы задачи языковой адаптации учащихся-инофонов, обучающихся в классах российских школ. Это направление, с одной стороны, реализует ценностный подход в обучении русскому языку школьников Республики Крым (которые прежде изучали русский язык параллельно с государственным украинским), а с другой стороны, направлено на разработку эффективным методов и приемов обучения детей-инофонов в российских общеобразовательных школах.
Ключевые слова: аксиологический подход к обучению; лингводидактика; методика обучения русскому языку; полиэтническая образовательная среда.
События последних лет, обусловленные усилением русскому языку в условиях полиэтнической
миграционных потоков в России, воссоединением образовательной среды, а также совершенствование
Крыма с Российской Федерацией, напрямую связаны методики преподавания русского языка на его основе
с проблемами статуса русского языка в обществе. стало одной из ведущих тем в деятельности лаборатории
Социокультурная и языковая адаптация представителей лингводидактики и инновационных технологий
иноязычных сообществ выдвинула на первый план обучения русскому языку РГУ и Центра славянской
задачу обучения русскому языку детей-мигрантов филологии и культуры им. И.И. Срезневского в и школьников Крымской республики, некогда Рязанском государственном университете [Архипова
обучавшихся в украинских школах [Архипова 2014]. 2010]. Нами избраны три направления в исследованиях. Существование в современных образовательных Первое - это развитие речи и духовной сферы
учреждениях России классов и групп с полиэтническим личности средствами родного языка (в рамках этого
составом потребовало разработки и учета новых традиционного направления выполнены и продолжают
подходов к обучению русскому языку, в частности - выполняться исследования по обогащению словаря
аксиологического (ценностного) подхода. детей лексикой нравственной тематики, по развитию
Разработка ценностного подхода к преподаванию языковой картины мира учащихся) [Архипова 1996]. Самарский научный вестник. 2015. № 1(10) 19
Они проведены в традиционном ключе, но именно эти работы составляют основу того, что раньше называли воспитательным потенциалом предмета «русский язык» [Архипова 2004; Архипова 2012]. Мы полагаем, что в развитии методики развития речи учащихся правомерно выделять риторическое направление, представленное работами проф. Т.А. Ладыженской и ее коллег, а также работами проф. М.Р. Львова, в частности, его пособием риторического типа для начальной школы «Школа творческого мышления». Особенностями работ этого направления является внимание к развитию устной речи, связь обучения с общечеловеческими нравственными ценностями, реализация ценностного подхода к развитию личности средствами родного языка [Ладыженская 1975; Ладыженская 2012; Ладыженская 2014; Методика развития речи 1991]. В рамках этого направления решаются и вопросы оптимизации речевого развития в связи с тенденциями, связанными с динамичностью речи [Гладышев 2000; Гладышев 2014].
Второе направление - обращение к духовным ценностям народа на занятиях по русскому языку (как родному, так и иностранному), а в связи с этим усиление и расширение этнокультурного компонента в содержании обучения русскому языку как в начальной, так и в средней школе. Разработанные в лаборатории лингводидактики Рязанского государственного университета и внедренные в практику экспериментальных классов методические системы решают эту задачу прежде всего за счет включения в содержание обучения лексики этнокультурной, культуроведческой тематики, специально отобранной на основе концептного подхода (прежде всего это концепты родина, Россия, отечество, семья, дом, язык) [Архипова 2012а]. При этом работа по обогащению языковой картины мира концептами, отражающими базовые ценности русского народа, велась и ведется на материале текстов о Родине, о выдающихся людях России, о языке и его истории и т.д. [Степанов 1997]. Отдельным направлением явилось изучение концептосферы выдающегося отечественного филолога и методиста академика И.И. Срезневского, на материале трудов которого разрабатывались дидактические тексты для уроков русского языка в средней школе [Срезневский 1959; Срезневский 1986].
Отметим одну существенную для современной социокультурной ситуации деталь. Православный компонент языкового образования тоже не остался без внимания. Так, в лаборатории защищена кандидатская диссертация, в которой детальную разработку получило содержание обучения русскому языку в православной начальной школе. Претерпел два издания и был апробирован на протяжении последних пяти лет в практике специальных школ «Православный толково-орфографический словарь школьника». Это пособие сыграло свою положительную роль в реализации ценностного подхода к обучению родному языку, а также русскому языку как иностранному, поскольку страноведческий аспект здесь представлен со всей полнотой. Славянские народы, объединенные православной религией, получили возможность использовать это пособие не только как пособие по русскому языку, но и по русской культуре, а также по основам культуры православных славянских народов.
Третье направление—это формирование ценностных ориентаций и ценностных представлений у учащихся в единстве с формированием языковой способности на всех ее уровнях - лексическом, грамматическом, текстовом. Это направление представлено двумя исследованиями, которые были завершены и успешно защищены в качестве кандидатских диссертаций, причем работа по предложенным материалам до сих пор ведется нами как в начальной, так и в основной школе. Одно исследование посвящено формированию ценностных представлений о языке у учащихся начальной школы. Общая стратегия его реализуется в соответствии с той
мыслью, что именно начальная школа призвана играть ведущую роль при формировании у ученика мотивации к учению, интереса к школе вообще и к родному языку — в частности. Наши исследования и разработка методики направлены на то, чтобы целенаправленно формировать представления о языке как ценности. А это значит, что мы не только даем детям знания о языке и его функциях, но и формируем представления о том, чем ценен язык каждому человеку (язык представляет ценность как средство общения и выражения чувств и эмоций, как средство познания, как средство передачи знаний из поколения в поколение). Детей уже в начальной школе учат видеть и чувствовать оттенки значений, который придаются словам в речи, учат беречь язык, его нормы как ценность русского народа и каждого из нас. Для этого разработаны специальные упражнения (лексические, грамматические, текстовые), а также речетворческие упражнения, формирующие у младших школьников на практическом уровне представления о языке как ценности, обогащающие речетворческий опыт учащихся младших классов. Всё это поможет затем, уже в средней школе, целенаправленно перейти к формированию языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся.
Еще одно завершенное исследование посвящено формированию ценностных ориентаций подростков на уроках русского языка. Как известно, ценностные ориентации (согласно положениям социальной психологии) — «это понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности. Система ценностных отношений отражает идеологию и культуру общества, к которому индивид принадлежит. Ценностные отношения выражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка» [Ценностные ориентации 1983: 400].
Проблема изучения языка и культуры сегодня решается в единстве с рассмотрением системы ценностей современной личности. Этот личностно ориентированный и ценностный аспекты связаны с появлением в конце XX в. лингвистических исследований о концепте и его отражении в языковой картине мира. При этом процесс освоения школьниками системы ценностей стал соотноситься с формированием языковой картины мира учащихся, а текст сегодня рассматривается современными методистами не только как результат речевой деятельности человека, а прежде всего как средство, способное передавать ценностный опыт народа.
Потребность учащихся в ценностном опыте предыдущего поколения, — с одной стороны, и отсутствие новых, современных дидактических средств, необходимых при формировании ценностногоотношения к языку, к родной стране, ее истории и традициям, диктуют необходимость совершенствования содержания языкового образования, адекватно реалиям времени. Один из путей решения этой задачи видится нам в разработке комплексной, интегративной ценностно-и личностно-ориентированной системы обучения русскому языку, основанной на учете закономерностей усвоения родного языка и построенной в рамках инновационных научных подходов к обучению речи.
Новым, еще до конца не реализованным, но чрезвычайно перспективным и актуальным инновационным направлением в деятельности лаборатории лингводидактики Рязанского
государственного университета является методика обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом. На протяжении ряда лет исследования, проводимые в рамках преподавания русского языка в полиэтнической среде, которая характерна для современных школ, дают основания для внедрения
20
Самарский научный вестник. 2015. № 1(10)
в образовательный процесс новых, инновационных пособий по русскому языку, основанных на аксиологическом и социокультурном подходах [Архипова 2010], позволяющих создать эффективную модель обучения русскому языку в условиях многонациональной, полиэтнической, образовательной среды [Архипова, Фетисова 2013].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е. В. Геокультурный подход к обучению русскому языку в классах с полиэтническим составом // Полифония методических подходов к обучению русскому языку: Матер. Междунар.науч.-практ.конференции (15-16 марта 2012) / Отв. Ред. проф. А.Д. Дейкина. М.: МПГУ; Ярославль: Ремдер. 2012. С. 45-47.
2. Архипова Е.В. Закономерности усвоения родной речи в свете концепции Л.П. Федоренко и теория принципов речевого развития // Современные проблемы преподавания русского языка и литературы: Сб. науч. трудов, посвящ. 90-летию со дня рождения проф. Л.П. Федоренко. М.: Изд-во МГОУ, 2003. С. 18-24.
3. Архипова Е.В. Принципы развивающего обучения русскому языку в творческом наследии Л.П. Федоренко // Методическая наука: истоки и современность, традиции и инновации: сб.науч.-метод. статей, посвящ. 100-летию со дня рождения проф. Л.П. Федоренко.- М.: Изд-во МГОУ, 2012. С. 25-29.
4. Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. Рязань: Изд-во РГПУ, 1996. 170 с.
5. Архипов Е.В. Русское слово как скрепа // Благовест. 2014. №5. [Электронный ресурс] http://www. blagovesti.ru/arhiv/2014/n5.files/russkoe.htm (дата обращения: 22.09.2014).
6. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М.: Вербум-М, 2004. - 192 с.
7. Архипова Е.В. Об изучении концептосферы трудов академика И.И. Срезневского в рамках социокультурного подхода при обучении русскому языку // Функциональная лингвистика: сб. науч. работ / КРИППО; науч. ред. А.Н. Рудяков. № 3. Т. 1. Симферополь, 2012. С. 34-36.
8. Архипова Е.В. Социокультурный принцип обуче-
ния русскому языку // Русский язык в поликультурном мире: III Международная научно-практическая конференция (6-9 июня 2009 г., г. Ялта): Сб. науч.тр. Киев-Ялта, 2010. С. 145-148.
9. Архипова Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи // Русская словесность, 2004.- № 4. С. 50-55.
10. Архипова Е.В., Фетисова Е.Я. О проблемах преподавания русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся: региональный аспект // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 4. С. 91-97.
11. Ценностные ориентации // Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. С. 400.
12. Гладышев А.Г. Оппозиция динамичность/ статичность в современном русском языке // Слово. Словесник. Словесность: Матер. Всероссийской науч.-практ. конференции: ответ. ред. Ю.А. Южакова. Рязань, 2014. С. 198-203.
13. Гладышев А.Г. Способы организации динамичной речи: дис. ... канд. филол. наук. Рязань, 2000. 154 с.
14. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс. Изд. 2-е, дораб. М.: Баласс: Ювента, 2014. 191 с.
15. Ладыженская Т.А. и др. Риторика. 9 класс. Изд. 2-е, перераб. М.: Баласс: Ювента, 2012. 271 с.
16. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи у учащихся. М.: Педагогика,1975. 255 с.
17. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
18. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка (читано на акте Императорского С.-Петербургского университета, 8 февраля 1849 года). М.: Учпедгиз, 1959. 136 с.
19. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Русское слово: Избранные труды / Сост. Н.А. Кондрашов. М.: Просвещение, 1986. С. 103-161.
20. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 784 с.
AXIOLOGICAL APPROACH IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN MULTIETHNIC
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2015
Ye.V.Arkhipova, Doctor of Pedagogy, professor
Ryazan State University named after S.A. Esenin, Ryazan (Russian)
Abstract. Linguomethodological aspects of the value approach in the Russian language teaching in multiethnic classes are analysed in the article. The experience of surveys held in the Laboratory of linguodidactics and innovative technologies of the Russian language teaching and in the Centre of slavonic philology and culture named after I.I.Sreznevsky of the Ryazan State University named after S.A.Esenin is revealed. Three main lines of axiological approach in the Russian language teaching in multiethnic environment are considered.
The first line is a traditional one. It presupposes first of all aspect work on learners' vocabulary enrichment with words that reflect Russian people linguistic worldview, and moral and ethical lexical units come first in this case. The work on students' vocabulary activation through creative tasks as well as while preparing for final certification in the form of USE-11 and GSE-9 belongs to this line.
The second line presupposes special work in speech development classes where value concepts of Russian culture are acquired on the basis of the texts sorted out. Thus, broadening and intensifying ethnic cultural component in the Russian language teaching is achieved by acquiring value notions of Russian national culture - concepts.
The third line is aimed at fulfilling important for contemporary school language adaptation of foreign students who study at Russian schools. On the one hand, this line realizes the value approach in the Russian language teaching to the students of the Crimea (who previously studied the Russian as well as the official Ukrainian language) and, on the other hand, it is aimed at developing effective methods and technics of teaching foreign students in Russian schools.
Keywords: axiological approach in teaching; lingvodidactics; teaching methodology of the Russian language; multiethnic educational environment.
Самарский научный вестник. 2015. № 1(10)
21