Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее сестринское образование / медицина / здравоохранение / квалификация / Республике Саха (Якутия) / higher nursing education / medicine / healthcare / qualifications / Republic of Sakha (Yakutia)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б.А. Чемезова

В статье рассматривается история развития высшего сестринского дела в Республике Саха (Якутия). Приведены основные исторические сведения, анализ становления сестринского образования в данном регионе в различный период времени и современное состояние. В историческом анализе были рассмотрены этапы становления сестринского дела в Якутии. Целью данного исследования является описание исторических этапов развития высшего сестринского дела (ВСД) в Республике Саха (Якутия). Целью данного исследования является описание исторических этапов развития высшего сестринского дела (ВСД) в Республике Саха (Якутия). Результаты исследования: рассмотрено понятие здравоохранения и сестринского дела в целом; исследована поэтапная история становления ВСД в РС; выявлены проблемы современного этапа развития ВСД в РС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.А. Чемезова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF HIGHER NURSING IN THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA

The article examines history of development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The main historical information, the analysis of the formation of nursing education in this region in different periods of time and the current state are given. In the historical analysis, the stages of the formation of nursing in Yakutia are considered. The purpose of this study is to describe the historical stages of the development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The objective of this study is to describe the historical stages of the development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The research results include: the concept of healthcare and nursing in general; the step-by-step history of the formation of the higher nursing in the Republic of Sakha; the problems of the current stage of development of the higher nursing in the Republic of Sakha.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

Таблица 1

Примерная программа мероприятий для развития навыков командной работы у студентов-билингвов на разных этапах обучения

Этап обучения Методы и приемы (активные/интерактивные) Описание (примеры) Внеурочные мероприятия, лингвострановедческой направленности

1 курс 1. Интерактивные дидактические игры 2. Игровые командные упражнения 3. Ролевые игры 1. Создание интерактивных дидактических игр онлайн и викторин с помощью различных цифровых образовательных ресурсов. 2. Упражнения для формирования и совершенствования коммуникативных навыков в игровой форме по командам 3. Интервью и составление диалогов в игровой форме с распределением ролей Конкурсы, - праздники, - олимпиады, - деятельность студенческих кружков,

2 курс 4. Командные игры на станциях 5. Мозговой штурм 6. Ролевые игры 4. Студенты распределяются в группы, проходят станции, выполняют задания, заполняют маршрутный лист 5. Обучающиеся распределяются в группы, ведут совместный поиск решения поставленной задачи, аргументируют свое видение решения учебной задачи, активно участвуют в дискуссии. 6. Инсценирование ситуаций и диалогов, литературных произведений - концерты, - экскурсии и выезды

3 курс 7. Деловые игры 7. Совместное обучение в группе при работе над общими учебными заданиями; командное взаимодействие в процессе решения проблемной ситуации

4 курс 5 курс 8. Метод проектов 8. Совместное творческое планирование и разработка, создание конечного продукта

Итак, основными методами, используемыми для развития навыков командной работы, являются активные и интерактивные: метод проектов и игровые приемы (дидактические и ролевые игры, в том числе интерактивные, с помощью цифровых образовательных ресурсов, а также командные игры на станциях), поскольку именно они способствуют повышению мотивации к командному взаимодействию, помогают раскрыть творческие способности обучающихся, способствуют проявлению и развитию личностных качеств, необходимых для работы в команде, совершенствуют коммуникативные навыки, активизируют дивергентное мышление, развивают толерантность к чужой культуре, способствуют гибкости и подвижности сознания, адекватной оценке своей роли для достижения общей цели. Каждый из представленных методов и приемов может наполняться необходимым от учебной, коммуникативной задачи контентом для конкретного иностранного языка. Хронология использования определенных методов и приемов для развития навыков командной работы обусловлена особенностями изменения личностных качеств студентов-билингвов на протяжении пяти лет обучения и выстроена «по принципу усложнения» навыков командного взаимодействия,

Библиографический список

однако стоит отметить, что те или иные методы и приемы могут варьироваться в применении конкретных студентов (курсов) в зависимости от психолого-педагогических особенностях группы. Кроме того, организация таких внеурочных мероприятий, как конкурсы, праздники, олимпиады, кружки, концерты и экскурсии, также могут эффективно влиять на развитие навыков командной работы у студентов-билингвов, владеющих якутским и русским языками.

Таким образом, процесс развития навыков командной работы у студентов-билингвов осложняется психолого-педагогическими условиями обучения и недостаточной разработанностью конкретных методов и приемов. Результаты настоящего исследования показывают, что на первых этапах обучения в вузе студенты склонны к робости, неуверенности в себе, тревожности, подозрительности, замкнутости. Однако далее мы отметили положительную динамику изменения этих качеств личности. Так, для преодоления трудностей в коммуникации нами была разработана примерная программа мероприятий для развития навыков командной работы, необходимых для профессиональной деятельности будущих учителей.

1. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) от 11 января 2016 года. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

2. Малышева А.Д., Николаева А.Д. Формирование командной готовности студентов на занятиях по иностранному языку Дискуссия. 2017; № 5: 76-90.

3. Ширин А.Г Билингвизм: поиск подходов к исследованию в отечественной и зарубежной науке. Вестник Новгородского государственного университета. 2016; № 36: 63-67.

4. Жуков Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия. Вестник Московского университета. Психология. 2007; № 1: 44.

5. Maluch J.T. Bilingualism as a resource for foreign language learning of language minority students? Empirical evidence from a longitudinal study during primary and secondary school in Germany. Learning and Individual Differences. 2016; Vol. 51: 111-118.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) ot 11 yanvarya 2016 goda. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

2. Malysheva A.D., Nikolaeva A.D. Formirovanie komandnoj gotovnosti studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Diskussiya. 2017; № 5: 76-90.

3. Shirin A.G. Bilingvizm: poisk podhodov k issledovaniyu v otechestvennoj i zarubezhnoj nauke. VestnikNovgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 36: 63-67.

4. Zhukov Yu.M. Problemy izmereniya tochnosti mezhlichnostnogo vospriyatiya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Psihologiya. 2007; № 1: 44.

5. Maluch J.T. Bilingualism as a resource for foreign language learning of language minority students? Empirical evidence from a longitudinal study during primary and secondary school in Germany. Learning and Individual Differences. 2016; Vol. 51: 111-118.

Статья поступила в редакцию 30.09.23

УДК 378

Chemezova B.A., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: branzulja@mail.ru

HISTORY OF HIGHER NURSING IN THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA. The article examines history of development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The main historical information, the analysis of the formation of nursing education in this region in different periods of time and the current state are given. In the historical analysis, the stages of the formation of nursing in Yakutia are considered. The purpose of this study is to describe the historical stages of the development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The objective of this study is to describe the historical stages of the development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The research results include: the concept of healthcare and nursing in general; the step-by-step history of the formation of the higher nursing in the Republic of Sakha; the problems of the current stage of development of the higher nursing in the Republic of Sakha.

Key words: higher nursing education, medicine, healthcare, qualifications, Republic of Sakha (Yakutia)

Б.А. Чемезова, ст. прел, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: branzulja@mail.ru

ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье рассматривается история развития высшего сестринского дела в Республике Саха (Якутия). Приведены основные исторические сведения, анализ становления сестринского образования в данном регионе в различный период времени и современное состояние. В историческом анализе были рассмотрены этапы становления сестринского дела в Якутии. Целью данного исследования является описание исторических этапов развития высшего сестринского дела (ВСД) в Республике Саха (Якутия). Целью данного исследования является описание исторических этапов развития высшего сестринского дела (ВСД) в Республике Саха (Якутия). Результаты исследования: рассмотрено понятие здравоохранения и сестринского дела в целом; исследована поэтапная история становления ВСД в РС; выявлены проблемы современного этапа развития ВСД в РС.

Ключевые слова: высшее сестринское образование, медицина, здравоохранение, квалификация, Республике Саха (Якутия)

Здравоохранение ставит перед собой одну из важных стратегических задач, которая заключается в обеспечении достойного оказания сестринской помощи. Это требует решения проблем подготовки квалифицированных кадров. В условиях существования Якутии высшее сестринское образование (ВСО) занимает особую область становления будущего оказания качественной медицинской помощи. Также оно ставит на высокий уровень роль среднего медицинского персонала. В настоящий момент система здравоохранения Республики Саха (Якутия) насчитывает более 11 тысяч медицинских работников среднего звена. Более двухсот из них работают в отдаленных частях региона. Более двух тысячам работников медицинской сферы каждый год требуется повышение квалификационных знаний и умений [1, с. 100].

Целью данного исследования является описание исторических этапов развития высшего сестринского дела (ВСД) в Республике Саха (Якутия).

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие здравоохранения и сестринского дела в целом.

2. Исследовать поэтапную историю становления ВСД в РС (Я).

3. Выявить проблемы современного этапа развития ВСД в РС (Я).

Научная новизна исследования связана с постановкой собственных выводов по изучаемому вопросу поэтапным описанием периодов становления сестринского дела в РС (Я) и выделением значимых событий. В результате научно-исследовательской работы изучены и определены основные особенности становления сестринского дела в Якутии, выделены основные направления развития данной области медицины на текущий момент.

Выдвинутые в результате исследования выводы и результаты имеют научно-практическую значимость в области изучения развития сестринского дела в Республике Саха (Якутия) и в качестве определения содержания и форм непрерывного профессионального развития сестринского персонала медицинской организации.

Материалы и методы исследования базируются на анализе научно-исторических положений, сравнительном анализе, синтезе мнений.

Республика Саха (Якутия) является самым обширным регионом нашей страны. Территория Якутии простирается на сотни километров и занимает три часовых пояса, что дает ей право считаться самой большой территориальной единицей в мире. Численность населения региона достигает миллион человек, а плотность населения превышает 0,4 и остается одной из низких по Российской Федерации. Климат на территории региона характеризуется суровыми условиями. Более 8% коренного населения проживает за полярным кругом [2].

Здравоохранение на территории Якутского региона составляет особую часть российского и советского здравоохранения. Но в связи с особенностями климата данного региона и социально-экономического развития его становление имеет некоторые отличия от истории России в целом. Несомненно, на многих этапах существования медицины в РС (Я) помощь органов государственной власти играла особую роль в развитии здравоохранения на данной территории. Каждый этап развития медицинского дела в Якутии имеет положительные и отрицательные стороны, которые тесно связаны с отставанием в определенных отраслях, отсутствием нововведений, низким уровнем развития медицины в отдаленных сельских регионах, материально-технической и кадровой базы [3].

Сестринское дело (СД) представляет собой раздел медицинской науки, который составляет одну из основ системы здравоохранения. Данный подраздел включает в себя собственные научные знания, техники и умения, которые даются будущим медицинским работникам для применения на практике. СД является самостоятельной профессией, имеющей огромный потенциал в деле выполнения медицинских манипуляций. И зачастую данный персонал выполняет не только указания врача, но и имеет собственные уникальные знания. Медицинские сестры занимаются уходом за пациентами, сохранением жизненных функций, здоровья, профилактическими мероприятиями, реабилитацией пострадавших [4].

История становления СД в Якутии делится на четыре этапа:

1. Миссионерский - связан с периодом XIX века. В данное время сестринским делом занимались миссионеры, политические заключенные в ссылке, ученые северного экспедиторного движения. Бригады, оказывающие врачебные услуги, включали в себя около 13 врачей, 19 фельдшеров и некоторое количество сестер милосердия [5, с. 16].

Кейт Марсден является первой из английских сестер милосердия, посетивших Якутию. Находившись в 1879 году в Константинополе, она услышала о Сибири, об отдаленной Якутии, которая также страдала от проказы, как и другие регионы мира. Также она узнала, что для их лечения врачеватели используют специальную траву. Заинтересовавшись сбором информации о данном лечении, которое может помочь прокаженным по всему миру, она решила ехать в Якутию за поисками данной травы и изучением ее лечебных свойств. В 1890 году сестра милосердия посетила Санкт-Петербург с визитом к Императрице Марии Александровне, которая посодействовала ее пути в далекую Якутию [6]. Помощницы Кейт стали заниматься оказанием помощи прокаженным из деревень, которые находились в глуши тайги и сел. Начиная с того времени, количество женщин, желающих заниматься сестринским делом, увеличилось. Во многих регионах, в том числе в РС (Я), организовывались курсы подготовки медицинских сестер. Ученые и врачи того времени читали лекции и проводили практические занятия, что позволяло обучить все большее число желающих. В некоторых регионах труд сестер милосердия имел хорошую оплату, а их статус приравнивался к статусу капитана или майора российской армии.

2. Становление высшего сестринского дела периода начала ХХ века до середины ХХ века. Начали появляться первые дипломированные специалисты, которые работали на благо ликвидации вспышек инфекционных заболеваний в Республике. Якутский техникум с 20-х годов ХХ века занимался тщательной подготовкой медицинских сестер.

Период развития сестринского дела после октябрьской революции начался после реформы комитетом здравоохранения методических рекомендаций и плана обучения школ сестер милосердия. По новым правилам обучающиеся должны были больше заниматься практикой, что предусматривало их постоянное пребывание в больничных отделениях. В 1920 году из обихода медицинских терминов исчезло понятие «милосердие», что ознаменовало подготовку новых школ, имеющих множественные отличия от существовавших ранее. В данный период происходила ликвидация общин сестер милосердия, и создавались первые государственные медицинские школы. Новые программы обучения требовали от медицинских сестер не только следования указанию врачей, но и самостоятельного понимания схем лечения и профилактики заболеваний. С 1929 года решился вопрос об усовершенствовании квалификации среднего медперсонала (не реже одного раза в 5 лет) [7].

Февраль 1919 года ознаменовался утверждением положения о создании школ медицинских сестер. Разрабатывались учебные программы, которые включали в себя трехлетний курс обучения. В 1925 году были открыты школы фельдшерско-акушерского направления, подготовительные сестринские курсы, курсы по охране материнства и младенчества, санитарные курсы, военные фельдшерские курсы и так далее. В 1936 году была внедрена единая система среднего медицинского образования, 1920 год ознаменовался для Якутии подготовкой медицинских сестер, обучающихся в техникуме. Всего до 1925 года в регионе насчитывалось двадцать пять из них, тогда как к 1927 году их число выросло почти в 3 раза. В то время в республике была вспышка сыпного тифа, в ликвидации которой огромное участие принял средний медицинский персонал.

С середины 30-х годов прошлого столетия специальность «медицинская сестра» начала видоизменяться, появлялись новые требования к их подготовке, включавшие ужесточение обучения медицинской грамоте. С 1934 года во всех регионах Советского Союза, в том числе в РС (Я), началось массовое обучение взрослого населения по программе подготовки к санитарной обороне. Это позволило заинтересовать часть населения Якутии занятиями оказания первой медицинской помощи, вопросами гигиены и санитарии, инфекционными болезнями [8]. В 1939 году в каждой из республик Советского Союза происходила подготовка средних медицинских сестер.

В период Великой Отечественной войны медицинские сестры Якутии оказывали огромную помощь больным и раненым, отправлялись на фронт и занимались больными на поле боя. Множество из них вели дневные и ночные дежурства во временных госпиталях, пограничных и перевязочных пунктах. Каждая из сестер смело участвовала в проведении хирургических операций, занималась перевязками, наблюдала за пациентами и соблюдала чистоту в палатах их содержания [9, с. 38].

После окончания войны началась реорганизация медицинской системы управления, и создалось Министерство здравоохранения, главной целью которого явилось создание и реорганизация медицинских учреждений, объединение поликлиник и стационаров, создание санитарно-эпидемиологических центров, контроль за здоровьем городского и сельского населения, в особенности сельских тружеников.

Начиная с этого времени, показатели здоровья граждан начали улучшаться. С 80-х годов ХХ века происходила реорганизация всей системы здравоохранения, появлялись новые стационары для больных, поликлиники и амбулатории, медицинские диспансеры и так далее. Кроме того, бурно развивались крупные медико-диагностические центры, занимающиеся кардиологией, акушерством и гинекологией, онкологией и прочими отраслями медицины

3. Период с середины ХХ века до 90-х годов ХХ века. Дело получения сестринского образования в данный период начало процветать. Появлялись возможности значительной федеральной финансовой поддержки обучения, что способствовало улучшению и обновлению программы обучения. Это также позволило разрабатывать научную базу для осуществления практической отработки навыков обучающихся. В данный период времени происходила подготовка и повышение квалификации медицинских сестер для обеспечения сотрудниками лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). Якутский комитет Красного Креста в 1953 году учредил профилирующие курсы подготовки по профилю сестринского образования. Обучение длилось 2 года. За период до 70-х годов ХХ века было подготовлено более 1 500 медицинских сестер.

Деятельность бывших сестер милосердия стала перерастать в самостоятельное профессиональное дело, основанное на собственных теоретических и практических умениях, критическом мышлении и научной доказательной базе. Проведение научных исследований в области сестринского дела по всей стране было связано с появлением более широких возможностей структуры здравоохранения после окончания войны. В Якутии стали формироваться дома сестринского ухода, где производили постоянный мониторинг здоровья старшего поколения, хронических больных и инвалидов. Они попадали туда, если не нуждались в интенсивных лечебно-врачебных вмешательствах, поэтому дело заботы о них передавалось в сестринские руки. Каждая из представительниц высшего сестринского дела брала на себя ответственность за предоставление должного ухода и повышение качества уровня жизни населения. Это позволило повысить доступность оказания медицинских услуг, тогда как во многих секторах здравоохранения цены на оказание услуг неудержимо росли.

В 1972 году Якутское медицинское училище снова начало подготовку по категории сестринского дела. Получение особых навыков в стенах образовательных учреждений позволило улучшить развитие различных областей здравоохранения. К примеру, медицинских сестер начали обучать применению анестезии для ассистирования хирургам. В дальнейшем это привело к появлению специальности «медсестра-анестезиолог». Работа медицинских сестер позволяла обеспечивать оказание пациентам безопасной и своевременной медицинской помощи. В большинстве больниц огромную роль в уходе за пациентами отдавали студентам сестринского звена. Также нанималось большое количество медицинских сестер, которые получили высшее образование. Эти медицинские сестры, первоначально называвшиеся «медицинскими сестрами общего профиля», но позже именовавшимися «штатными медицинскими сестрами», приобретали все большее значение в обеспечении эффективной работы национальных больниц. К 1950-м годам штатная медицинская сестра была основной сферой ее деятельности [10].

В девяностых годах в системе управления медициной в России возникли сложности и кризисные явления. Значительно снизилось финансирование, проявилась нехватка лекарственных средств, оборудования и хирургических инструментов. Также снизилась отрасль финансирования непосредственно медицинских кадров. Многие медицинские работники не могли получить зарплату больше полугода.

Несмотря на это в ХХ веке в РС (Я) производилось реформирование системы оказания помощи населению, а также выделялись средства от государственных органов и научной общественности Советского Союза. Это позволило создать сеть лечебных учреждений в городской и сельской местности. А многолетняя история становления сестринского образования позволила расширить спектр развития специализированной медицинской помощи и была нацелена на дальнейшее усовершенствование [11, с. 64].

4. Период реформирования сестринского дела конца ХХ - начала XXI века. В это время происходил переход к многоуровневой подготовке квалифицированных кадров. На базе медицинского института Якутского государственного университета (ЯГУ) начал свое становления профилирующий факультет подготовки по специальности «высшее сестринское дело». Перенимался опыт работы схожих кафедр других медицинских университетов страны.

В настоящий момент данная кафедра оснащена профессорским составом в числе более 20 преподавателей. Каждый из них имеет опытную базу работы на производстве и в деле преподавания. Большинство из них по совместительству работают в отраслях здравоохранения и занимаются научными исследованиями. Университет имеет опыт сотрудничества с образовательными учреждениями Канады, что позволяет реализовать следующие виды совместной деятельности:

1. Проведение летней практики по высшему сестринскому делу.

2. Реализация совместных студенческих проектов с использованием платформы Moodle (2014-2015 годы).

3. Реализация технологии удаленного присутствия по созданию медицинской робототехники с участием канадских специалистов.

4. Создание сети удаленного доступа в области сестринского образования по университетам Арктического региона. Позволяет создавать возможности дистанционного обучения для студентов бакалавриата и магистратуры.

5. Проведение совместных научных исследований и реализация совместных грантов, публикация научных статей.

6. Получение робототехники универсального типа для работы на базе Якутского университета и кафедры высшего сестринского дела.

7. В 2015 году прошел международный конгресс медицинских сестер в городе Сеуле. Была проведена совместная секция обмена опытом «Оказание медицинской помощи населению отдаленных поселков Арктики» [12].

На сегодняшний день сестринское дело является важной частью современной медицинской системы по всей России. В данной сфере имеется огромное количество кадров. Несмотря на это, роль медицинской сестры в системе оздоровления и помощи населению может быть недооценена. Именно поэтому Министерство здравоохранения совместно с медицинскими образовательными учреждениями и лечебными профилактирующими учреждениями ставит главной целью следование концепции партнерских отношений между врачами и медицинскими сестрами. Это позволяет им иметь возможность самостоятельного принятия решений по лечению и профилактике болезней пациентов. На базе кафедры сестринского дела МИ ЯГУ было открыто отделение по сестринскому уходу и обучению всем видам оказания помощи. На данный момент медицинские кадры обучаются не только особенностям сопровождения врачей, но и познают множество видов работ в сфере здравоохранения. Они учатся правильному уходу за пациентами с хроническими болезнями, которые нуждаются в повседневном посещении, так как не способны к самостоятельности. И до сих пор в Якутии растет потребность в изучении основ сестринского дела, практическом применении полученных знаний, так как в отдаленных регионах имеется острая нехватка специалистов данного звена [13, с. 13].

Выделим основные направления в изучении сестринского дела в РС (Я). Данному обучению способствовала многолетняя история становления высшего сестринского дела, описанная ранее.

1. Изучение целей, возможностей оказания сестринской помощи в деле удовлетворения потребностей пациентов.

2. Изучение моделей сестринского дела.

3. Изучение истории сестринского дела.

4. Изучение медицинской документации и обучение правильному ее заполнению.

5. Обучение плану составления сестринских манипуляций. Заполнение медицинской карты стационарного больного.

6. Изучение опыта создания комфортной обстановки для пациентов.

7. Проведение семинаров по обмену опытом, где медицинские сестры могли предложить свои методики организации работы и обучения [14, с. 47].

Сегодняшние проблемы в отрасли развития управлением здравоохранением связаны с нижеследующим.

На сегодняшний день в Российской Федерации ставится приоритет развития и укрепления здоровья населения, в особенности подрастающего поколения. Причиной этому является демографический спад и ухудшение показателей здоровья населения. Велика угроза спада сохранения и воспроизводства человеческих ресурсов, являющихся главным фактором национальной безопасности государства.

Таким образом, согласно данным проведенного литературного обзора, можно сделать вывод о том, что история становления сестринского дела в Якутии является неотъемлемой частью большинства медицинских программ на сегодняшний день. Здравоохранение на территории Якутского региона составляет особую часть российского и советского здравоохранения. Но в связи с особенностями климата данного региона и социально-экономического развития его становление имеет некоторые отличия от истории в России в целом. В исследовании были рассмотрены этапы становления сестринского дела в Якутии. Каждый их этапов развития медицинского дела имеет положительные и отрицательные стороны, которые тесно связаны с отставанием в определенных отраслях, отсутствием нововведений, низким уровнем развития медицины в отдаленных сельских регионах, материально-технической и кадровой базы. На данный момент медицинские кадры обучаются не только особенностям сопровождения врачей, но и познают множество видов работ в сфере здравоохранения. Они учатся правильному уходу за пациентами с хроническими болезнями, которые нуждаются в повседневном посещении, так как неспособны к самостоятельности. И до сих пор в Якутии растет потребность в изучении основ сестринского дела, практическом применении полученных знаний, так как в отдаленных регионах имеется острая нехватка специалистов данного звена.

Происходящие изменения в отраслях здравоохранения, ухода и внедренных технологий обусловливают отодвигание данной истории на задний план. В настоящий момент многие программы обучения содержат в себе краткий обзор богатой истории развития сестринского дела в Якутии. Но большинство истори-

ков уверены, что изучение данных прошлого позволяет нынешнему поколению здраво оценивать реальную действительность в деле медицинской практики. История медицинских сестер имеет тесную взаимосвязь с общей историей здравоохранения страны, становления политики и общественной жизни в целом. На протяжении столетий их работа играла огромную роль в обеспечении здоровья и

Библиографический список

профилактики заболеваний. Именно поэтому история становления работы медицинских сестер должна полностью раскрываться в курсах обучения. Она богата сведениями о бескорыстной работе, исцелении, изобретательности, героизме, самоотдаче людей делу всей своей жизни. Поэтому проведенное исследование представляет особую ценность для науки в настоящий момент.

1. Шишкин С. Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития. Вопросы экономики. 2013; № 4: 94-112.

2. Готовцева У.Н., Попова Л.М., Саморцева В.Н. Опыт дистанционного обучения медицинских сестер в клинической практике. Студенческий научный форум: материалы XII Международной студенческой научной конференции. Available at: <a href=»https://scienceforum.ru/2020/article/2018021791»>https://scienceforum.ru/2020/ article/2018021791</a>

3. История здравоохранения Якутии в XX в. Available at: https://cheloveknauka.com/istoriya-zdravoohraneniya-yakutii-v-xx-veke

4. Чувелева Н.Н. История развития сестринского дела в России. Available at: https://spravochnick.ru/medicina/istoriya_razvitiya_sestrinskogo_dela_v_rossii/

5. Дьячковский Н.С. Становление высшего сестринского образования в Республике Саха (Якутия). Медицинская сестра. 2011; № 3: 16-17.

6. Лекция. Тема: «История СД в Республике Саха (Я)». Available at: https://studylib.ru/doc/4360121/istoriya-sd-v-yakutii

7. Вся история развития сестринского дела. Availabe at: http://sestrinskoe-delo.ru/stati/vs-o-istorii-razvitiya-sestrinskogo-dela

8. Цешковский М.С., Кирсанова Е.В. Специальность «Сестринское дело» в программах Всемирной Организации Здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал. 2010. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/169/27/

9. Володин Н.Н., Дружинина А.В. Подготовка специалиста сестринского дела в России. Медицинская сестра. 1999; № 1: 38-39.

10. Значение истории сестринского дела: История становления сестринского дела в России. Available at: https://lastkey.ru/raznoe/znachenie-istorii-sestrinskogo-dela-istoriya-stanovleniya-sestrinskogo-dela-v-rossii.html

11. Пысларь Е.А. Стратегия развития сестринского дела в мире. Тенденции развития науки и образования. 2021; № 73-2: 62-65.

12. Отделение высшего сестринского дела. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/mi/inst/historymi/histsd/

13. Дзугаев К.Г, Глотова И.Г., Шляфер С.И. Пути реформирования сестринского образования. Сестринское дело. 2022; № 1: 13.

14. Аканов А.Б. Этические компетенции для развития сестринского дела. Journal of Health Development. 2019; Т. 1, № 30: 46-52.

References

1. Shishkin S. Chastnyj sektor zdravoohraneniya v Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya. Voprosy 'ekonomiki. 2013; № 4: 94-112.

2. Gotovceva U.N., Popova L.M., Samorceva V.N. Opyt distancionnogo obucheniya medicinskih sester v klinicheskoj praktike. Studencheskij nauchnyj forum: materialy XII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: <a href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018021791">https://scienceforum.ru/2020/article/2018021791</a>

3. Istoriya zdravoohraneniya Yakutii v XX v. Available at: https://cheloveknauka.com/istoriya-zdravoohraneniya-yakutii-v-xx-veke

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Chuveleva N.N. Istoriya razvitiya sestrinskogo dela v Rossii. Available at: https://spravochnick.ru/medicina/istoriya_razvitiya_sestrinskogo_dela_v_rossii/

5. D'yachkovskij N.S. Stanovlenie vysshego sestrinskogo obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Medicinskaya sestra. 2011; № 3: 16-17.

6. Lekciya. Tema: «Istoriya SD v Respublike Saha (Ya)». Available at: https://studylib.ru/doc/4360121/istoriya-sd-v-yakutii

7. Vsya istoriya razvitiya sestrinskogo dela. Availabe at: http://sestrinskoe-delo.ru/stati/vs-o-istorii-razvitiya-sestrinskogo-dela

8. Ceshkovskij M.S., Kirsanova E.V. Special'nost' «Sestrinskoe delo» v programmah Vsemirnoj Organizacii Zdravoohraneniya. Social'nyeaspekiyzdorov'ya naseleniya. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2010. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/169/27/

9. Volodin N.N., Druzhinina A.V. Podgotovka specialista sestrinskogo dela v Rossii. Medicinskaya sestra. 1999; № 1: 38-39.

10. Znachenie istoriisestrinskogo dela: Istoriya stanovleniya sestrinskogo dela v Rossii. Available at: https://lastkey.ru/raznoe/znachenie-istorii-sestrinskogo-dela-istoriya-stanovleniya-sestrinskogo-dela-v-rossii.html

11. Pyslar' E.A. Strategiya razvitiya sestrinskogo dela v mire. Tendenciirazvitiya nauki i obrazovaniya. 2021; № 73-2: 62-65.

12. Otdelenie vysshego sestrinskogo dela. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/mi/inst/historymi/histsd/

13. Dzugaev K.G., Glotova I.G., Shlyafer S.I. Puti reformirovaniya sestrinskogo obrazovaniya. Sestrinskoe delo. 2022; № 1: 13.

14. Akanov A.B. 'Eticheskie kompetencii dlya razvitiya sestrinskogo dela. Journal of Health Development. 2019; T. 1, № 30: 46-52.

Статья поступила в редакцию 27.09.23

УДК 37.016: 811.161.1

Gorobets L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Russian Language, Literature and Methods of their Teaching,

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lyudmila-38@yandex.ru

Popova T.P., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: tanya7ya28popova@gmail.com

Chechina L.V., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lida.chechina@mail.ru

FORMING AXIOLOGICAL CONSCIOUSNESS IN STUDENTS WHILE TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE. The article discusses concepts of "axiological consciousness" and "axiological approach", highlights the main directions of the implementation of this approach in teaching the Russian language, including methods of working with the word, lexical dictionaries, etc., enriching the speech of students and reflecting the value components, attitude to the native language and the word. The idea that axiological consciousness helps to expand the interpretation of the word, to establish the relationship between the lexical meaning and the social experience of the student is substantiated. Based on the analysis of available research and specific methodological techniques, it has been established that working on the value meaning of a word when teaching a native language is a way of introducing students to national culture, helps to develop students' worldview and the value potential of a linguistic personality. The study describes different views and methods on the formation of axiological consciousness of students when teaching the Russian language on the basis of modern technologies.

Key words: axiological consciousness, axiological approach, speech activity, concept, text, regional component, values, conceptual analysis, Russian language lesson, vocabulary work, scribing

Л.Н. Горобец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

E-mail: lyudmila-38@yandex.ru

Т.П. Попова, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

E-mail: tanya7ya28popova@gmail.com

Л.В. Чечина, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: lida.chechina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассмотрены понятия «аксиологическое сознание», «аксиологический подход», освещены основные направления реализации данного подхода в преподавании русского языка, включающие приемы работы со словом, лексическими словарями и др., обогащающими речь учащихся и отражающими ценностные составляющие, отношение к родному языку и слову. Обоснована идея о том, что аксиологическое сознание помогает расширить толкование слова, установить взаимосвязь между лексическим значением и социальным опытом ученика. На основании анализа имеющихся исследований и кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.