Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НА ЗАНЯТИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НА ЗАНЯТИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ / КОРОНАВИРУС / ФЕЙК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еркибаева Г. Г., Илларионова Л. П., Ерзакова А. Е.

Актуальность. Впервые на занятии по дисциплине «Методы работы с текстом» рассматривается проблема формирования медиаграмотности на примере изучения русского языка у нерусскоговорящих студентов.Цель. Показать на конкретных примерах использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) при формировании медиаграмотности студентов.Методы исследования. В ходе исследования использовались: направленное наблюдение, анкетирование, анализ, обобщение и абстрагирование; цифровые технологии, самоанализ; метод репрезентации и интерпретации информации.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие дидактики, обогащая теоретические представления о традиционных и инновационных технологиях в образовательном процессе в системе обучения как студентов, так и школьников. При растущем интересе к практико-ориентированному характеру образовательного процесса в системе высшего образования сформулированные требования и выявленные условия использования инновационных диалогических технологий становятся ведущим фактором активизации профессиональной деятельности современного педагога.Результаты исследования. В статье представлены результаты проведённого анкетирования со студентами до и после занятия, а также тестирования, организованного во время занятия. Полученные результаты показали, что студенты приобрели теоретические знания о медиаграмотности, а также сформировали элементы критического мышления, роль которого возрастает в условиях цифровой трансформации общества.Выводы. Методы развития критического мышления способствуют развитию следующих умений студента: графически организовать текстовый материал, производить интерпретирование и дифференцирование информации по степени новизны и ценности. Таким образом эти методы формируют медиаграмотность специалистов в области языкознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еркибаева Г. Г., Илларионова Л. П., Ерзакова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDIA LITERACY AT THE LESSON OF “METHODS OF WORKING WITH TEXT”

Relevance. For the first time, the problem of media literacy formation is considered as it is taught at the lessons of “Methods of working with text” on the example of learning Russian from non-Russianspeaking students.Aim. To show by concrete examples the use of critical thinking development technology (TRCM) in the formation of students’ media literacy.Methodology. In the course of the research, the following methods were used: directed observation, questioning, analysis, generalization and abstraction; digital technologies, introspection; method of representation and interpretation of information.Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. The results of the research contribute to the development of the foundations of didactics, enriching theoretical ideas about traditional and innovative technologies in the educational process in the system of teaching both students and schoolchildren. Taking into account the growing interest in the practice-oriented nature of the educational process in the higher education system, the formulated requirements and identified conditions for the use of innovative dialogic technologies are becoming the leading factor in activating the professional activity of a modern teacher.Results. The article presents the results of a survey conducted with students before and after the lesson, as well as of the testing conducted during the lesson. The results showed that students developed theoretical knowledge about media literacy together with the elements of critical thinking, the role of which is increasing in the conditions of digital transformation of the society.Conclusions. Methods of developing critical thinking contribute to the development of the student’s ability to graphically organize text material, interpret and differentiate text information according to the degree of novelty and value, thereby forming media literate specialists in the field of linguistics.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НА ЗАНЯТИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»»

УДК 81-139:378

Б01: 10.18384/2310-7219-2022-4-139-148

формирование медиаграмотности на занятии по дисциплине «методы работы с текстом»

Еркибаева Г. Г.1, Илларионова Л. П.2, Ерзакова А. Е.1

1 Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмета Ясави, 161226, Туркестанская обл., г. Туркестан, ул. Бекзата Саттарханова, д. 29, Республика Казахстан

2 Московский государственный областной университет

1414014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. Впервые на занятии по дисциплине «Методы работы с текстом» рассматривается проблема формирования медиаграмотности на примере изучения русского языка у нерусскоговорящих студентов.

Цель. Показать на конкретных примерах использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) при формировании медиаграмотности студентов. Методы исследования. В ходе исследования использовались: направленное наблюдение, анкетирование, анализ, обобщение и абстрагирование; цифровые технологии, самоанализ; метод репрезентации и интерпретации информации.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие дидактики, обогащая теоретические представления о традиционных и инновационных технологиях в образовательном процессе в системе обучения как студентов, так и школьников. При растущем интересе к практико-ориентированному характеру образовательного процесса в системе высшего образования сформулированные требования и выявленные условия использования инновационных диалогических технологий становятся ведущим фактором активизации профессиональной деятельности современного педагога. Результаты исследования. В статье представлены результаты проведённого анкетирования со студентами до и после занятия, а также тестирования, организованного во время занятия. Полученные результаты показали, что студенты приобрели теоретические знания о медиаграмотности, а также сформировали элементы критического мышления, роль которого возрастает в условиях цифровой трансформации общества.

Выводы. Методы развития критического мышления способствуют развитию следующих умений студента: графически организовать текстовый материал, производить интерпретирование и дифференцирование информации по степени новизны и ценности. Таким образом эти методы формируют медиаграмотность специалистов в области языкознания.

Ключевые слова: критическое мышление, медиаграмотность, стратегии информационной деятельности, профессиональные тексты, коронавирус, фейк

© CC BY Еркибаева Г. Г. , Илларионова Л . П . , Ерзакова А . Е . , 2022.

FORMATION OF MEDIA LITERACY AT THE LESSON OF "METHODS OF WORKING WITH TEXT"

G. Yerkibayeva1, L Illarionova2, A. Erzakova3

1 International Kazakh-Turkish University named after Khoja Akhmet Yasavi, Kazakhstan ul. Bekzata Sattarkhanova, 29, Turkestan region, Turkestan city, 161226 Kazakhstan

2 Moscow Region State University,

ul. Very Voloshinoy24, Moscow region, Mytishchi 141014, Russian Federation

3 International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi,

ul. Bekzata Sattarkhanova, 29, Turkestan region, Turkestan 161226, Kazakhstan

Abstract

Relevance. For the first time, the problem of media literacy formation is considered as it is taught at the lessons of "Methods of working with text" on the example of learning Russian from non-Russian-speaking students.

Aim. To show by concrete examples the use of critical thinking development technology (TRCM) in the formation of students' media literacy.

Methodology. In the course of the research, the following methods were used: directed observation, questioning, analysis, generalization and abstraction; digital technologies, introspection; method of representation and interpretation of information.

Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. The results of the research contribute to the development of the foundations of didactics, enriching theoretical ideas about traditional and innovative technologies in the educational process in the system of teaching both students and schoolchildren. Taking into account the growing interest in the practice-oriented nature of the educational process in the higher education system, the formulated requirements and identified conditions for the use of innovative dialogic technologies are becoming the leading factor in activating the professional activity of a modern teacher.

Results. The article presents the results of a survey conducted with students before and after the lesson, as well as of the testing conducted during the lesson. The results showed that students developed theoretical knowledge about media literacy together with the elements of critical thinking, the role of which is increasing in the conditions of digital transformation of the society. Conclusions. Methods of developing critical thinking contribute to the development of the student's ability to graphically organize text material, interpret and differentiate text information according to the degree of novelty and value, thereby forming media literate specialists in the field of linguistics.

Keywords: critical thinking, media literacy, strategies of information activity, professional texts, coronavirus, fake

введение

Главной задачей, стоящей перед педагогами в настоящее время, является воспитание разносторонне развитого и образованного индивида, имеющего своё мнение, способного ориентироваться в условиях постоянно меняющихся рыночных отношений, поэтому особую актуальность приобретает формирование критического

мышления в период расширения информационного пространства.

Как отмечают учёные, критическое мышление в учебной деятельности - это совокупность умений и навыков, определяющих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя, а также «оценочное, рефлексивное мышление», при котором образование явля-

ется не окончательной, а отправной точкой. Это аргументированное и логическое мышление, основанное на личном опыте и доказанных фактах [4; 10; 7; 11 и др .].

Системе формирования критического мышления через чтение и письмо посвящены работы по содержательному обучению Л. С. Выготского, Д . Дьюи, представления Ж . Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя и о необходимости развития у учащихся аналитического и творческого подхода к любому материалу

Критическое мышление в условиях модернизации современного образования особенно значимо как для педагога, так и для обучающихся Этим вызван большой интерес к этому вопросу со стороны учёных и учителей-практиков: эта проблема рассматривалась в работах таких казахстанских учёных как Б . К. Дигенова [3], Ж . К. Жамантаева [3], В . Г. Павленко [5], Л. В . Поповская [6], В. А. Хасеинова [11], К. Е . Шамекешев [3], С. С. Уалиев [8] и др . В . А. Хасеинова отмечает: «В условиях обновления содержания образования важную роль играет развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы» [11].

основная часть

Цель и задачи исследования. В ходе образовательного процесса в вузе имеются возможности формирования критического мышления у студентов как основы их медиаграмотности. Целью нашего исследования является доказательство эффективности предлагаемой нами технологии формирования критического мышления у студентов Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты формирования медиаграмотности и критического мышления студентов;

2) продемонстрировать использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) в формированиии медиа-грамотности студентов на примере учебного занятия;

3) провести диагностическое исследование со студентами и доказать результативность предлагаемой нами технологии развития критического мышления студентов

Методология и методы исследования.

Методологическими основами исследования явились положения системно-дея-тельностного подхода, обеспечивающего формирование у студентов необходимых компетенций и соответствующих видов деятельности; положения личностно-ори-ентированного подхода, способствующего становлению субъектной позиции обучающегося В ходе исследования использовались методы направленного наблюдения, анкетирования, тестирования, анализа и обобщения; использовались цифровые технологии, самоанализ; метод репрезентации и интерпретации информации

Организация исследования и ход работы. По образовательной программе 6В017 - Подготовка учителей русского языка и литературы в учебном процессе вуза проводятся занятия по дисциплине «Методы работы с текстом», которая основана на подходах ТРКМ (технология развития критического мышления)

Цель данной дисциплины - пополнение словарного запаса студентов, овладение стратегиями информационной деятельности при использовании профессиональных текстов для формирования у студентов навыков самостоятельной работы при изучении русского языка

Посмотрим на конкретном примере, как используются приёмы ТРКМ для формирования медиаграмотности во время занятий по дисциплине «Методы работы с текстом»

Тема занятия: Использование приёмов критического мышления «Кто?», «Что?», «Понял», «Хочу поделиться»

Лексическая тема «Коронавирус» Цель - привитие навыков медиагра-мотности при использовании приёмов критического мышления

Цель обучения, которая может быть достигнута на этом уроке -определить

Таблица 1 / Table 1

Формы, методы и приёмы работы со студентами / Forms, methods and techniques of working with students

Методы Приёмы Формы

беседы создание диалога интеллектуальные игры

творческие и сюжетно-ролевые игры анализ текста креативная игра, занятие-игра

создание и постановка проблемных ситуаций устный пересказ занятие-«фантазия»

моделирование словесное иллюстрирование

проведение и анализ речевого общения создание речевой ситуации

инсценировка

дискуссия

Источник: данные автора.

Таблица 2 / Table 2

Балльная система оценки учебной работы студентов / The point system for evaluating students' academic work

Устные ответы Тесты Творческие и сюжетные игры Дискуссия

1-20 баллов 2 балла 10-30 баллов 10-40 баллов

задачи приёмов «Кто? Что? Понял?» и «Хочу поделиться».

Цель занятия - развитие компетенций: Б1- учебно-познавательных, реализация которых возможна при знакомстве с понятиями «коронавирус», «медиаграмот-ность», «фейк» .

Б3 - коммуникативных, реализация которых возможна при ответе на вопросы при проведении дискуссий на темы «ко-ронавирус», «медиаграмотность», «фейк», при участии в играх КАHOOT!, при проведении рефлексии с помощью JANBOARD, при устном высказывании на тему «Хочу поделиться» .

Навыки использования ИКТ: презентации, проектор, планшет, интерактивная доска

Вид занятия: Интегрированный урок Занятие проводится совместно с магистрантами, которые изучают дисциплину «Современные образовательные технологии»

Источник: данные автора.

Методы и приёмы обучения: беседа, презентация, дискуссия, игры, тесты

Технологии, используемые на занятии:

1. Методика проблемного обучения по А. М. Матюшкину, М . И. Махмудову (Ш . Полатова «Коронавирус»),

2. Технология развивающего обучения по Л. В. Занкову и В . В. Давыдову (У Пач-чаханова «Медиаграмотность»)

3. Технология критического мышления по И. О . Загашеву и С. Заир-Беку (И . Клименко)

Ход занятия

При проведении занятий на тему «Кто? Что? Понял?» и «Хочу поделиться» применяются различные методы, приёмы, формы работы (табл 1)

Оценка учебной деятельности студентов на занятиях осуществляется в баллах, что позволяет дифференцированно и объективно подойти к оценке, при этом оценки ставятся лидерами групп или магистрантами в соответствии с требовани-

ями (табл . 2). Ответы на тесты студенты отправляют в чат.

I. Методика проблемного обучения по А. М. Матюшкину, М. И. Махмудову (Ш. Полатова «Коронавирус»):

1. Создание и постановка проблемных ситуаций. Например, «В чём состоит основная проблема современности?».

2. Беседа (умение отвечать на вопросы, участвовать в диалогах; умение составить ответы по теме; умение подойти к решению проблем творчески). Например, при обсуждении темы «Что такое коронавирус?» предлагаются такие вопросы:

а) Каковы сопутствующие симптомы заболевания, вызванного новым штаммом коронавируса?

б) Как распространяется сама инфекция?

в) Как сберечь себя от заражения коро-навирусом?

3. Творческие и сюжетно-ролевые игры

Задание 1. Создать алоритм решения задачи: «Как защитить себя от заражения коронавирусом?»

Задание 2. Пройти авторское тестирование на сайте Quizlet.com на тему «Коронавирус»1 и посмотреть видео казахстанского блога «Мы с Восточного» «Коронавирус в Казахстане На территории Восточного Казахстана с 18 апреля вводится режим карантина»2 Сделать выводы для себя Следует обратить внимание студентов на то, что необходимо проверять информацию: например, показать, что в соцсетях и рассылках распространяется конспирологическая теория; в Facebook публикуются сообщения о том, что «лучший способ уничтожить казахов - распространить вирус самолётом»,

1 Polatovaa2. Тест «Коронавирус» [Электронный ресурс]. URL: https://quizletcom/_8y9r3y?x=1qqt&i =391569 (дата обращения: 24.01.2022) .

2 Мы с восточного . Коронавирус в Казахстане . На территории Восточного Казахстана с 18 апреля вводится режим карантина [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube .com/watch?v=1cSk1a-8WqDs&t=3s (дата обращения: 24.01.2022) .

в Инстаграмм распространяются посты о химических трассах и распылении вирусов (в частности - нового коронавируса) с вертолётов и самолётов, а также ряд видео с общим концептом . «Распыление вирусов с борта пассажирских самолётов, заражение грунта и воды» (описание меняется от ролика к ролику3 . А недостоверная информация о разбрызгивании реактивов с вертолётов, распространяется по всему миру уже в течение нескольких месяцев .

II. Технология развивающего обучения по Л. В. Занкову и В. В. Давыдову (У. Пач-чаханова «Медиаграмотность»).

1. Устное иллюстрирование и создание речевой ситуации на основе предложенных источников (т. е. преподаватель спрашивает, что называется медиаграмотностью).

Источник 1. Международная организация «Европейская Ассоциация поддержки интересов медиапотребителей» (the European Association for Viewers Interests -EAVI) отмечает: «Медиаграмотность становится всё более актуальной, поскольку обучение в настоящее время ведётся, в первую очередь, с помощью цифровых технологий. Лица, которые умеют грамотно использовать контент из масс-медиа, умеют принимать активное участие в общественной жизни: от социальных сетей до электронного правительства. Лица, не обладающие навыками медиагра-мотности, остаются изолированными и уязвимыми»4.

Источник 2. Европейский проект Mediacouch (медиатренер) определяет ме-диаграмотность как основной практический опыт не только для обучающихся, но и для людей всех возрастов, а также для

3 Банников П . Химтрейлы и распыление вирусов с самолётов и вертолётов - фактчек [Электронный ресурс]. URL: https: https://factcheck.kz/health (дата обращения: 24.01.2022) . *Facebook и Instagram запрещены на территории РФ (прим . ред . ).

4 Модуль 1. Основные понятия и принципы МИГ [Электронный ресурс] URL: https://newreporter org/2018/10/23/modul-1-osnovnye-ponyatiya-i-prin-cipy-medijnoj-i-informacionnoj-gramotnosti (дата обращения: 24 01 2022)

родителей, учителей и работников массме-диа Медиаграмотность - «предпосылка для существования активного и полноценного сообщества в XXI веке»1 .

Предлагается следующая последовательность выполнения практического задания:

1. Дайте определение вашей медиагра-мотности.

2 Дискуссия

III. Технология критического мышления по И. О. Загашеву и С. Заир-Беку (И. Клименко).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель - с помощью приёмов критического мышления привить навыки меди-аграмотности Дезинформация в современном информационном мире и методы борьбы с ней

Методы - создание и постановка проблемных ситуаций, беседа

Приёмы - полилог, диалог, дискуссия .

Учащимся предлагается следующая информация: «5С перекрывает человечеству кислород! Биологическое оружие наведёт новый мировой порядок!». Они должны порассуждать и доказать, достоверная ли это информация или нет Можно познакомить их с понятием «фейк», обозначающим подделку или фальсификацию

Интеллектуальные игры. Учащиеся принимают участие в игре «Что такое медиаграмотность?» на платформе КАИООТ!. Организатор мотивирует игроков, говоря: «Отличай правду от лжи!», и спрашивая, например, «Как мы можем защитить себя от дезинформации?». Игра состоит из 5 заданий:

1 Ответьте на вопрос «Что такое фейк?»

2 Отметьте, правда это или ложь: «Британские учёные встроили 3Б устройство в крылья комара»

1 Модуль 1. Основные понятия и принципы МИГ [Электронный ресурс]. URL: https://newreporter. org/2018/10/23/modul-1-osnovnye-ponyatiya-i-principy-medijnoj-i-informacionnoj-gramotnosti (дата обращения: 24.01.2022).

3. Отметьте, правда это или ложь: «Существует статуя Будды, вросшая в основание 1000-летнего дерева»

4 . Отметьте, правда это или ложь: «Британские учёные создали ядерную батарейку со сроком годности 5 000 лет» .

5 Ответьте на вопрос: «Считаю ли я себя медиаграмотным человеком?»

Выступления студентов на тему: «А я знаю такой фейк!»

Рефлексия с использованием приложения JANBOARD.

Устное высказывание «Хочу поделиться».

Подведение итогов занятия.

результаты исследования и их обсуждение

До и после занятия было проведено анкетирование:

Анкетирование, проведённое до занятия, включало в себя такие вопросы:

1 Как можно отличить фейк от истины?

2. Как Вы считаете, важно ли быть ме-диаграмотным?

В анкетировании принимали участие 50 студентов

На вопрос «Как можно отличить фейк от истины?», 10 студентов ответили, что сначала просмотрят несколько источников, в особенности - государственные газеты, телеканалы и радио, а остальные 40 ответили, что не знают

На вопрос «Как Вы считаете, важно ли быть медиаграмотным?», ответило: «да» 10 студентов, «не знаю» - 20, «не задумывался» - 20

Покажем результаты этого анкетирования в табл 3

Результаты анкетирования показывают, что только 10% студентов могут отличить фейк от истины, и 10% студентов считают, что важно быть медиаграмотным

После проведённого занятия были предложены те же вопросы Результаты были уже другими (см табл 4)

После занятия 80% студентов могут отличить фейк от истины, а 100% считают,

Источник: данные автора.

Таблица 4 / Table 4

Результаты анкетирования после проведения занятия / Results of the survey after the lesson

Таблица 3 / Table 3

Результаты анкетирования до проведения занятия / Results of the survey before the lesson

№ Вопросы анкеты Ответы Правильные ответы (в %)

11. Как можно отличить фейк от истины? внимательно изучить источники не знаю 10

10 40

22. Как вы считаете, важно ли быть медиаграмотным? да не знаю / не задумывался 10

10 40

№ Вопросы анкеты Ответы Правильные ответы (в %)

11. Как можно отличить фейк от истины? внимательно изучить источники не знаю 80

40 10

22. Как вы считаете, важно ли быть медиаграмотным? да не знаю / не задумывался 100

50 0

Источник: данные автора.

что важно быть медиаграмотным Следовательно, наше занятие способствовало формированию медиаграмотности у студентов 1 курса

В течение занятия учащиеся также выполняли следующий тест

Тест «Какой у вас уровень медиагра-мотности?»:

1 Каким источникам новостей Вы больше доверяете?

- всем источникам;

- государственным газетам, телеканалам и радио;

- блогерам и друзьям в социальных сетях;

- полностью не доверяю никому

2. Для чего Вы смотрите раздел «О сайте» на интернет-ресурсах?

- чтобы удостовериться в надёжности сайта;

- не смотрю;

- затрудняюсь ответить.

3 Медиаграмотные люди - это те люди, которые:

- критически относятся к информации, проверяют факты;

- могут написать пост, фотографию или видео;

- знают разницу между медиаканалами;

- всё вышеперечисленное.

4. Вы читаете на новостном сайте шокирующую информацию Ваша первая реакция?

- поделюсь с друзьями в соцсети;

- посмотрю в других СМИ или в социальных сетях для проверки;

- поищу первоисточник;

- затрудняюсь ответить.

5 . Что Вы будете делать, когда получите от друга сообщение «Вы должны увидеть это!» со ссылкой на видео?

- узнаю у друга, что это;

- не буду смотреть ссылку;

- пройду по ссылке, чтобы посмотреть;

- поделюсь с друзьями в группах

6 . После инцидента блогеры первыми написали о нём Почему?

- это говорит том, что блогеры оказались ближе к месту происшествия;

- трудно ответить;

- журналисты долго пишут и согласовывают, а блогер может быстро сообщить информацию;

- журналисты проверяют информацию

7. Выберите отрицательное качество текста:

- управление;

- креативность;

- творческий подход;

- объективность

8 . В социальной сети Вам приходит запрос в друзья Что Вы сделаете?

- проверю наличие фотографий в профиле, общих друзей, сведений о себе;

- добавлю, не глядя Чем больше друзей в соцсетях, тем лучше!;

- затрудняюсь ответить;

- посмотрю последние посты и дату регистрации, тогда решу

9. Вам пришло письмо с адреса 8иррой_ manager@gmail.com: «Перейдите по ссылке и введите логин и пароль Вашей учётной записи и измените настройки» Ваши действия?

- я перейду по ссылке, введу все необходимые данные и попробую изменить настройки;

- не буду откликаться на письмо;

- в ответном письме спрошу, зачем менять настройки;

- перейду по ссылке и посмотрю, что там, а потом решу

Результаты тестирования студентов показали, что только 30 студентов смогли правильно ответить на вопросы тестов

На следующем занятии опять было проведено тестирование, по результатам которого мы обнаружили, что уже 45 студентов смогли правильно ответить на вопросы теста.

Полученные результаты убедительно доказывают эффективность нашего занятия: студенты получили теоретические знания о медиаграмотности, у них сформировались элементы критического мышления

заключение

При использовании разнообразных методов работы с текстом можно достичь развития активной личности, которая будет способна самостоятельно искать информацию и творчески подходить к решению проблем Результаты исследования показали, что наши занятия приносят пользу и имеют эффект тогда, когда студентам интересно, когда создаётся благоприятная атмосфера для сотрудничества на занятии6 Совершенствуя методы систем развития критического мышления, мы развиваем такие умения студента, как графическая организация текстового материала, интерпретация и дифференцирование информации по степени новизны и ценности На основании чего мы приходим к выводу, что подобные занятия способны сформировывать медиаграмотных специалистов в области языкознания

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахши Махди А . Концептуальная модель программы обучения «Философия для детей» в общеобразовательных школах: автореф . дис . ... канд. пед . наук. Душамбе, 2015 . 17 с . 1

2 . Еркибаева Г. Г. Методы работы с текстом . Туркестан: Туран, 2020. 128 с .

3 . Жамантаева Ж . К. , Дигенова Б . К . , Шамекешев К . Е. Технология критического мышления как

средство саморазвития личности // Критическое мышление: исследование и устойчивое развитие: сборник материалов областного семинара . Кокшетау: Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, 2020. С. 54-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Технология «Развитие критического мышления» [Электронный ресурс]. URL: http://74214s002. edusite .ru (дата обращения: 24 01 2022)

ISSN 2072-8395

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика

Г

2022 / № 4

4. Загашев И . О . , Заир-Бек С. И . Критическое мышление: технология развития . Санкт-Петербург: Альянс «Дельта», 2003. 284 с .

5 . Павленко В. Г. Использование видеоматериала в преподавании иностранного языка в вузе

[Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования . 2016 . № 12 . URL: https://human . snauka. ru/2016/12/17774 (дата обращения: 24.01.2022).

6 . Поповская Л . В . Лингвистический анализ художественного текста . Москва: Юрайт, 2018 . 510 с . 7. Сморчкова В. П . Супервизия в профнессиях социономического типа // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося российского учёного-педагога В . А . Сластёнина / Новосибирск, 26-27 сентября 2011 г. / под ред. Е. И . Артамонова. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, 2011. С. 114-119 .

8 . Уалиев С. С. Почему необходимо мыслить критически? // Сборник материалов областного се-

минара «Критическое мышление: исследование и устойчивое развитие» . Кокшетау: Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, 2020. С. 14.

9 . Узтурк Ф . Основы формирования критического мышления в обучении английскому языку в

школах нового типа: дис. . . . канд. пед. наук. Душанбе, 2016. 173 с.

10 . Федоров А. В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия //

Инновации в образовании . 2007. № 4. С. 30-47. 11. Хасеинова В . А . Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования // Критическое мышление: исследование и устойчивое развитие: сборник статей Кокшетау: Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, 2020 С 29

1. Bahshi Mahdi A . Konceptual'naya model' programmy obucheniya «Filosofiya dlya detej» v obshcheobrazovatel'nyh shkolah: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Conceptual model of the training program "Philosophy for children" in secondary schools: abstract of Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Dushambe, 2015 . 17 p.

2 . Erkibaeva G . G . Metody raboty s tekstom [Methods of working with text]. Turkestan, Turan Publ. ,

2020. 128 p.

3 . Zhamantaeva Zh . K. , Digenova B . K. , Shamekeshev K. E. [Technology of critical thinking as a means

of personal self-development]. In: Kriticheskoe myshlenie: issledovanie i ustojchivoe razvitie: sbornik materialov oblastnogo seminara [Critical thinking: research and sustainable development: collection of materials of the regional seminar]. Kokshetau, Institute for the Employment of Pedagogical Workers in the Akmola Region Publ. , 2020, pp. 54-68. 4. Zagashev I . O . , Zair-Bek S . I . Kriticheskoe myshlenie: tekhnologiya razvitiya [Critical thinking: development technology]. Saint Petersburg, Alyans "Del'ta" Publ . , 2003. 284 p.

5 . Pavlenko V. G . [The use of video materials in teaching a foreign language at a university]. In:

Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanitarian scientific research], 2016, no. 12 . Available at: https://human . snauka.ru/2016/12/17774 (accessed: 24.01.2022).

6 . Popovskaya L. V. Lingvisticheskij analiz hudozhestvennogo teksta [Linguistic analysis of a literary text].

Moscow, Yurajt Publ. , 2018 . 510 p.

7 . Smorchkova V. P. [Supervision in professions of a socionomic type]. In: Artamonov E. I . , ed. Peda-

gogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, posvyashchyonnoj pamyati vydayushchegosya rossijskogo uchyonogo-pedagoga V. A. Slastyonina / Novosibirsk, 26-27 sentyabrya 2011 g. [Pedagogical education: challenges of the XXI century: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the memory of the outstanding Russian scientist and teacher V. A. Slastenin / Novosibirsk, September 26-27, 2011]. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ. , 2011, pp. 114-119 .

8 . Ualiev S . S . [Why is it necessary to think?]. In: Kriticheskoe myshlenie: issledovanie i ustojchivoe razvitie:

sbornik materialov oblastnogo seminara [Critical thinking: research and sustainable development: collection of materials ofthe regional seminar]. Kokshetau, Institute for the Employment of Pedagogical Workers in the Akmola Region Publ. , 2020, p . 14.

REFERENCES

9 . Uzturk F. Osnovy formirovaniya kriticheskogo myshleniya v obuchenii anglijskomu yazyku v shkolah

novogo tipa: dis. ... kand. ped. nauk [Fundamentals of the formation of critical thinking in teaching English at schools of a new type: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Dushanbe, 2016. 173 p.

10 . Fedorov A . V. [Development of critical thinking in media education: basic concepts]. In: Innovacii v

obrazovanii [Innovation in Education], 2007, no . 4, pp. 30-47. 11. Haseinova V. A . [The development of critical thinking at the lessons of the Russian language and literature in the context of updating the content of education]. In: Kriticheskoe myshlenie: issledovanie i ustojchivoe razvitie: sbornik materialov oblastnogo seminara [Critical thinking: research and sustainable development: collection of materials of the regional seminar]. Kokshetau, Institute for the Employment of Pedagogical Workers in the Akmola Region Publ. , 2020, p . 29 .

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Еркибаева Гульфайруз Гинаятовна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры мировых языков Международного казахско-турецкого университета имени Ходжа Ахмета Ясави; email: professor-erkibaeva@mail . ru

Илларионова Людмила Петровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий Института развития образования Московского государственного областного университета; email: ilp-dok@mail. ru

Ерзакова Акалтын Ерболатовна - студентка 4 курса Международного казахско-турецкого университета имени Ходжа Ахмета Ясави; e-mail: Akaltyn . frl922@bk. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Gulfayru G. Erkibaeva - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof. , Prof, of the Department of World Languages, International Kazakh-Turkish University named after Hody Ahmet Yasavi; email: professor-erkibaeva@mail . ru

Lyudmila P. Illarionova- Dr. Sci. (Pedagogy), Prof, of the Department ofPedagogy and Modern Educational Technologies, the Institute for the Development of Education, Moscow Region State University; email: ilp-dok@mail. ru

Akaltyn Y. Yerzakova- 4th year student of the International Kazakh-Turkish University named after Khoja Akhmet Yasavi, Kazakhstan; e-mail: Akaltyn . frl922@bk. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Еркибаева Г. Г. , Илларионова Л . П . , Ержакова А. Е. Формирование медиаграмотности на занятии по дисциплине «Методы работы с текстом» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 139-148. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-139-148

FOR CITATION

Erkibaeva G . G . , Illarionova L . P. , Yerzakova A . Y. Formation of media literacy at the lesson of "Methods of working with text". In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no . 4, рр 139-148

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-139-148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.