Научная статья на тему 'Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования'

Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1311
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕДИАПЕДАГОГИКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MEDIA LITERACY / MEDIA COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / MEDIA EDUCATION / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киуру Константин Валерьевич, Попова Екатерина Евгеньевна

Обычные методы обучения не всегда отвечают потребностям сегодняшнего дня, использование же активных и интерактивных методов дает студентам такие необходимые навыки, как анализ сообщений средств массовой информации и их критическая оценка, развивает способность рассуждать, а также помогает сформировать медиаграмотность. Последняя включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных. Под медиаобразованием понимается направление в области образования, изучающее закономерности воздействия средств массовой коммуникации на человека, влияние различных видов информации на обучение и воспитание школьников и студентов, их готовность применять технические средства в своей практической деятельности. Представленная модель формирования медиаграмотности у молодежи включает когнитивный, практически-деятельностный и эвристический блоки. Целью когнитивного является развитие у молодежи восприятия и понимания медиатекстов. Блок практически-деятельностный направлен на применение знаний, отвечает за вырабатывание навыков анализа, интерпретации, оценки текстов медиа. Эвристический модуль ориентирован на становление способности самостоятельно разрабатывать решения проблем. Сделан вывод о необходимости внедрения в учебный процесс интерактивных методов обучения в формировании медиаграмотности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киуру Константин Валерьевич, Попова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA LITERACY AS A SOCIOCULTURAL PROBLEM: INTERACTIVE METHODS OF FORMATION

The article substantiates the expediency of the formation of media literacy of young people. We consider the key concepts of media literacy and media competence. The usual methods of training organizations do not always meet the needs of today, while the use of active and interactive teaching methods give students the necessary skills as analysis of media messages and critical evaluation, develops the ability to reason and articulate, and help shape media literacy. Media literacy includes the ability to use search engines and find the information, the ability to distinguish between honest and trust-inducing sources of information on fraud. Under the direction of media education is understood in the field of education, to study patterns of impact of the hour all year round communication on human influence of various kinds of information on the training and education of pupils and students, their willingness to use technical means in their practice. We consider a model of formation of media literacy of young people. It highlights the cognitive, practical and activity-heuristic blocks. The goal of cognitive unit is the formation of the youth perception and understanding of media texts. Almost-activity unit is aimed at the practical application of knowledge and involves the formation of young people skills to analyze, interpret, evaluate media text. Heuristic unit is aimed at the formation of the ability to independently develop solutions to problems. The conclusion about the need to introduce into the educational process of interactive teaching methods in the formation of media literacy of young people.

Текст научной работы на тему «Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования»

УДК 378.14

К. В. Киуру Е. Е. Попова

д-р филол. наук, профессор, канд пед■наук' Уральский Дарственный

Челябинский государственный университет университет ^чыкй кулшуры

E-mail: kkiuru@mail.ru E-mail: katyush@iist.ru

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА: ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Обычные методы обучения не всегда отвечают потребностям сегодняшнего дня, использование же активных и интерактивных методов дает студентам такие необходимые навыки, как анализ сообщений средств массовой информации и их критическая оценка, развивает способность рассуждать, а также помогает сформировать медиаграмотность.

Последняя включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных.

Под медиаобразованием понимается направление в области образования, изучающее закономерности воздействия средств массовой коммуникации на человека, влияние различных видов информации на обучение и воспитание школьников и студентов, их готовность применять технические средства в своей практической деятельности.

Представленная модель формирования медиаграмотности у молодежи включает когнитивный, прак-тически-деятельностный и эвристический блоки. Целью когнитивного является развитие у молодежи восприятия и понимания медиатекстов. Блок практически-деятельностный направлен на применение знаний, отвечает за вырабатывание навыков анализа, интерпретации, оценки текстов медиа. Эвристический модуль ориентирован на становление способности самостоятельно разрабатывать решения проблем.

Сделан вывод о необходимости внедрения в учебный процесс интерактивных методов обучения в формировании медиаграмотности молодежи.

Ключевые слова: медиаграмотность, медиакомпетентность, компетентностный подход, медиапе-дагогика, интерактивные методы обучения

Для цитирования: Киуру, К. В. Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования / К. В. Киуру, Е. Е. Попова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 60-65.

Ориентация на применение различных методов интерактивного обучения в процессе формирования медиаграмотности молодежи становится все актуальнее, что обусловлено информатизацией и интеллектуализацией общества, гуманизацией и модернизацией педагогического образования в связи с необходимостью усвоения, осмысления происходящих инновационных процессов. Привычные методы организации обучения не всегда отвечают запросам современности, тогда как использование активных и интерактивных методов дает учащимся столь нужные навыки анализа сообщений медиа и критической их оценки, развивает способности аргументиро-

вать и четко излагать свои мысли, а также помогает формировать медиаграмотность.

Правительство РФ своим распоряжением от 2 декабря 2015 г. № 2471-р определило ключевые принципы обеспечения информационной безопасности детей, приоритетные задачи и механизмы реализации госполитики в этой области, а также ожидаемые результаты.

Так, в числе вышеназванных принципов обозначены:

- необходимость формирования умения ориентироваться в современной информационной среде, воспитание навыков самостоятельного и критического мышления;

60

- обучение медиаграмотности, поддержка творческой деятельности детей в целях самореализации в информационной среде [7].

В Конвенции «О правах ребенка» дается определение понятию ребенок. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [4].

Медиаграмотность - это процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентаци-онных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью [6].

Также медиаграмотность включает в себя «умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных» [2, с. 30].

Под медиаобразованием понимается «направление в области образования, изучающее закономерности воздействия средств массовой коммуникации на человека, влияние различных видов информации на обучение и воспитание школьников и студентов, на их готовность применять технические средства в своей практической деятельности» [3, с. 19]. Основными задачами медиаобразо-вания являются: «подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научение человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [8, с. 347].

На основе анализа литературы нами был сделан вывод о том, что модели создаются (разрабатываются) со следующими целями:

- как средство изучения и совершенствования реальности;

- проверка (апробация) или демонстрация новой системы, идеи или метода;

- средство прогнозирования;

- для анализа исследуемых процессов [5].

Из этого следует, что модель позволяет:

- понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;

- научиться управлять объектом или процессом и определять наилучшие способы управления при заданных условиях, целях и критериях;

- прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.

Нами была предложена модель, которая направлена на формирование у молодежи грамотного восприятия сообщений медиа, умение критично их воспринимать и анализировать.

Международным симпозиумом по возрастной периодизации (Москва, 1965) юношеский возраст определен с 17 до 21 года для юношей и с 16 до 20 лет для девушек, первый период среднего возраста - с 25 до 35 лет для мужчин и с 21 до 35 лет для женщин.

Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет [9].

Целью построения модели формирования медиаграмотности молодежи является подготовка медиаграмотного учащегося, способного адаптироваться к условиям жизни в информационном обществе.

Задачами формирования медиаграмотно-сти молодежи, по нашему мнению, является развитие:

- восприятия и понимания медиатекстов молодежью;

- критичного мышления молодежи;

- личности (социокультурное).

Модель состоит из следующих блоков: когнитивного, практически-деятельностно-го, эвристического. Целью когнитивного блока является формирование у молодежи способности к восприятию и пониманию медиатекстов.

61

В содержание данного блока мы включили следующие знания:

- основных понятий и категорий теории коммуникации;

- специфики каждого средства массовой коммуникации;

форм и методов медиаобразования.

В результате освоения содержания данного блока учащиеся должны усвоить понятия и основные категории теории коммуникации.

Успешной реализации когнитивного блока будут способствовать следующие условия:

- учет основных принципов обучения: последовательности, систематичности, доступности, связи с жизнью, активности;

- использование разнообразных форм и методов образовательного процесса;

- привлечение дополнительных источников информации с целью развития общего кругозора молодежи.

Практически-деятельностный блок находится в тесной взаимосвязи с когнитивным и предполагает развитие у молодежи следующих умений:

- анализировать, интерпретировать, оценивать медиатекст;

- понимать скрытый смысл сообщения;

- противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ.

Названный блок играет очень важную роль в целостном процессе формирования ме-диаграмотности молодежи, что обусловлено прежде всего психологическими особенностями людей данного возраста.

Становление медиаграмотности возможно только при таких условиях деятельности, которые требуют проявления указанных умений. Лишь тогда действия становятся осознанными поступками, что позволяет формировать положительный опыт.

В результате реализации содержания данного блока молодые люди должны научиться критично относиться к информации, транслируемой СМИ.

Эвристический блок находится во взаимосвязи с практически-деятельностным и направ-

лен на развитие способности самостоятельно вырабатывать пути решения задач.

Содержание данного блока предполагает:

- формирование у личности осознанных, оперативно и гибко применяемых медиазнаний;

- стремление к самостоятельности в решении актуальных проблем и задач.

Результатом реализации содержания блока является готовность личности молодого человека к открытию новых систем, действий, операций в ходе обучения и воспитания.

Рассмотренные блоки представляют собой основу модели формирования медиагра-мотности молодежи. Они являются равнозначными, поэтому предполагается их одновременное применение в образовательном процессе, что обусловливается целостностью личности.

Образовательная деятельность протекает более эффективно и дает более высокие качественные результаты, если у обучающегося есть сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно. В целях более эффективного формирования медиаграмотности у молодежи целесообразно использование активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.

По мнению Д. Н. Кавтарадзе, «интерактивные методы обучения характеризуют обучение, погруженное в процесс общения людей» [1, с. 47].

Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемого в учебном процессе - важный фактор повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала.

Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших обобщенное название методов интерактивного обучения, под которыми в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях,

62

объективно возникающих как между учащимися, так и между учащимися и учителем. Суть методов заключается в изменении субъ-ектно-объектных отношений: обучаемый из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задейст-вуется природная любознательность учащегося, обучение из работы трансформируется в игру, т. е. использование активных методов становится элементом положительной мотивации учения.

Интерактивное обучение - это освоение учащимся опыта, основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с учителем, друг с другом.

К подобным методам относятся и такие, которые способствуют вовлечению обучаемого в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах (мозговой штурм, дебаты, различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры, деловые игры, обучающие и метафорические упражнения. Эти формы особо важны для молодежи, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать различные точки зрения, увидеть многомерность задач; создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Солидаризируясь с мнением В. А. Трайне-ва [10, с. 139], мы отмечаем, что интерактивные методы обучения:

- активизируют мышление обучаемых;

- стимулируют самостоятельное принятие участниками образовательного процесса творческих по своему содержанию, мотивационно оправданных действий, решений;

- повышают эффективность обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения.

Активность, приобретенная участником образовательного процесса с помощью интерактивных методов обучения, длительна и устойчива. При использовании любого активного метода процесс обучения будет по-

строен на коллективной основе и по определенному алгоритму.

Интерактивные методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные. Кратко их охарактеризуем.

Индивидуальные (работа с учебником, тетрадь, учебные средства) являются активными по характеру действий, выполняемых учащимся: он самостоятельно управляет процессом усвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.

Групповые (работа в группах, проект, мозговой штурм) в наибольшей степени соответствуют понятию интерактивности, так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Она может быть как объективно новой, созданной впервые, так и субъективно новой, не известной ранее учащимся, но известной учителю.

Фронтальные активные методы обучения (деловые игры, тренинги - ролевые, имитационные, учебные, ситуационные, организа-ционно-деятельностные) направлены на работу со всей группой учащихся, требуют синхронизации действий учителя и учащегося для достижения конкретной учебной цели.

Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по заявленной учебной проблеме. Дискуссии как форма взаимодействия субъектов обучения в последнее время находят все большее применение в практической деятельности преподавателей в профессиональных образовательных учреждениях различной ступени подготовки. Их целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докла-

63

дов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.

Дискуссия дает возможность обратиться к элементам педагогики сотрудничества по типу «обучающий - обучающийся» и «обучающийся -обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умение отстаивать свою точку зрения, т. е. навыки социального общения и др.

Приведем пример использования нами данного метода. Учащимся в качестве домашнего задания была дана тема для дискуссии: «Влияние рекламы на потребности людей, на их выбор товаров и услуг». Учащимся было необходимо:

- дать определение рекламы и ее видов;

- обозначить влияние рекламы на потребности людей.

Занятие проходит следующим образом. Учащиеся поделились на 3 команды, каждая из которых самостоятельно изучала данную

тему. Мнения по указанной проблеме высказывались внутри группы. В конце дискуссии учащиеся приходят к единой позиции по данному вопросу, после этого определяют докладчиков из каждой команды, представляющих мнение группы. По окончании выступления, к которому предъявляются требования логичности, последовательности, доказательности и др., идет обсуждение услышанного, т. е. участники других команд могут задавать вопросы по докладу. В процессе дискуссии определялись и фиксировались мысли, содержащиеся в докладе. После завершения выступлений учащиеся собирают и синтезируют все возникшие предложения и делают вывод о влиянии рекламной деятельности на потребности людей.

Используя такой метод активного обучения, как дискуссия, мы ставили перед собой следующие цели: формирование у учащихся умения выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения.

На сегодняшний день средства массовой коммуникации являются одним из источников информации для молодежи и, соответственно, основным инструментом управления общественным мнением. В связи с этим возникает потребность в формировании медиаграмотно-сти молодежи. Использование интерактивных методов обучения позволит сформировать у учащихся необходимые навыки работы с сообщениями медиа.

1. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. - Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 192 с.

2. Казеева, А. А. Влияние средств массовой коммуникации на сознание и поведение молодежи как проблема медиапедагогики / А. А. Казеева, К. В. Киуру // Знак. Проблемное поле медиаобразования. -2014. - № 2. - С. 19-23.

3. Киуру, К. В. Формирование медиакомпетентности студентов в образовательном процессе вуза физической культуры / К. В. Киуру, Е. Е. Попова // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 5 - С. 30-32.

4. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международно-правовых актов по семейном праву. - Москва: Бек, 1996.

5. Котлярова, И. О. Системное представление об исследовании: учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. - Челябинск, 1996. - 81 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ: учеб. пособие / под ред. А. В. Федорова. - Таганрог: Изд-во Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2015. - 134 с.

7. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190009. - Дата обращения: 21.09.2016.

64

8. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

9. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - Москва: Дашков и К, 2012. - 256 с.

10. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. - Москва: Дашков и К: МАН ИПТ, 2002. - 360 с.

Получено 12.09.2016

K. Kiuru E. Popova

Doctor of Philological Sciences, Professor, Candidate of Pedagogic Sciences,

Chelyabinsk State University Ural State University of Physical Culture

E-mail: kkiuru@mail.ru E-mail: katyush@list.ru

MEDIA LITERACY AS A SOCIOCULTURAL PROBLEM: INTERACTIVE METHODS OF FORMATION

Abstract. The article substantiates the expediency of the formation of media literacy of young people. We consider the key concepts of media literacy and media competence.

The usual methods of training organizations do not always meet the needs of today, while the use of active and interactive teaching methods give students the necessary skills as analysis of media messages and critical evaluation, develops the ability to reason and articulate, and help shape media literacy.

Media literacy includes the ability to use search engines and find the information, the ability to distinguish between honest and trust-inducing sources of information on fraud.

Under the direction of media education is understood in the field of education, to study patterns of impact of the hour all year round communication on human influence of various kinds of information on the training and education of pupils and students, their willingness to use technical means in their practice.

We consider a model offormation of media literacy of young people. It highlights the cognitive, practical and activity-heuristic blocks. The goal of cognitive unit is the formation of the youth perception and understanding of media texts. Almost-activity unit is aimed at the practical application of knowledge and involves the formation of young people skills to analyze, interpret, evaluate media text. Heuristic unit is aimed at the formation of the ability to independently develop solutions to problems.

The conclusion about the need to introduce into the educational process of interactive teaching methods in the formation of media literacy of young people.

Keywords: media literacy, media competence, competence approach, media education, interactive teaching methods

For citing: Kiuru K., Popova E. 2016. Media literacy as a sociocultural problem: interactive methods of formation. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 60-65.

References

1. Kavtaradze D. 1998. Obuchenie i igra. Vvedenie v aktivnye metody obucheniya [Education and the game. Introduction to active learning methods]. Moscow: Moscow Psychology-Social Institute: Flinta. (In Russ.).

2. Kazeeva A., Kiuru K. 2014. The influence of media on consciousness and behavior of youth as the problem of media education. Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign. Problem field of media education]. No 2: 19-23. (In Russ.).

3. Kiuru K., Popova E. 2016. Formation of media competence of students in educational process of high school of physical training. Theory and practice of physical culture. No 5: 30-32. (In Russ.).

4. The convention on the rights of the child (New York, 20 of November 1989). 1996. Sbornik mezhdunarodno-pravovykh aktov po semeynomu pravu [Compendium of international legal instruments family law]. Moscow: Bek. (In Russ.).

5. Kotliarova I., Serikov G. 1996. Sistemnoe predstavlenie ob issledovanii [System representation of the exploration]. Chelyabinsk. 81 p. (In Russ.).

6. Mediaobrazovatel'nyy komponent v realizatsii magisterskikh program [Media educational component in the implementation of the master program]. 2015. Fedorova A., ed. Taganrog: Publishing House of A. P. Chekhov Taganrog Institute. (In Russ.).

7. Decree of the Russian Federation Government dated December 2, 2015 No 2471-p] [Electronic resource]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190009 (accessed: 21.09.2016). (In Russ.).

8. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya [Russian pedagogical encyclopedia]. 1993. Panova V., ed. Moscow: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya. (In Russ.)

9. Sotsial'naya rabota s molodezhyu [Social work with youth]. 2012. Basova N., ed. Moscow: Dashkov i K. (In Russ.). 10. Trainev V. 2002. Delovye igry v uchebnom protsesse: Metodologiya razrabotki i praktika provedeniya [Business games

in the educational process: Development methodology and practice of]. Moscow: Dashkov i K. (In Russ.).

Received 12.09.2016

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.