Научная статья на тему 'Влияние средств массовой коммуникации на сознание и поведение молодежикак проблема медиапедагогики'

Влияние средств массовой коммуникации на сознание и поведение молодежикак проблема медиапедагогики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1937
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казеева Александра Андреевна, Киуру Константин Валерьевич

В статье рассматриваются теоретические основания медиапедагогики как актуального направления в формировании медиакомпетентности молодежи. Приводятся результаты социологического исследования, направленного на выявления степени влияния средств массовой коммуникации на сознание и поведение студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Казеева Александра Андреевна, Киуру Константин Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой коммуникации на сознание и поведение молодежикак проблема медиапедагогики»

А. А. Казеева, К. В. Киуру

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОБЛЕМА МЕДИАПЕДАГОГИКИ

В статье рассматриваются теоретические основания медиапедагогики как актуального направления в формировании медиакомпетентности молодежи. Приводятся результаты социологического исследования, направленного на выявления степени влияния средств массовой коммуникации на сознание и поведение студентов.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, Интернет, телевидение, медиакомпе-тентность, девиантное поведение, медиа, медиаобразование, медиапедагогика, медиаграмот-ность.

Современное общество невозможно без организующей функции средств массовой коммуникации (далее СМК), обеспечивающих его жизнедеятельность. Сегодня всё чаще звучит точка зрения о том, что СМК являются средством управления массовым поведением. В частности, это касается сознания и поведения молодежи как особой социально-демографической группы. Так, Е. Якушина отмечает, что Интернет, как одно из средств массовой коммуникации, часто содержит в себе недостоверную информацию, которая в большей степени оказывает влияние на сознание молодого поколения, приводящее к девиантному или к де-линквентному поведению [9].

Именно поэтому актуальным становится вопрос о том, насколько влияние СМК опасно для сознания молодежи?

Для того, чтобы получить ответ на данной вопрос мы провели социологическое исследование, целью которого было определение уровеня негативного влияния средств массовой коммуникации на сознание современной молодёжи. Для конкретизации данного исследования и дальнейшего анализа результатов необходимо дать его теоретическое обоснование.

В рамках данной статьи мы будем пользоваться понятием «средство массовой коммуникации» в трактовке Л. Н. Федотовой: «Средство массовой коммуникации - средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию» [7. С. 82].

Понятие «Сознание молодёжи» мы будем трактовать как сформированную в процессе общественной жизни высшую форму психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружаю-

щего мира в форме словесных понятий и чувственных образов [3. С. 143].

Эти два ключевых термина задают теоретические рамки нашей работы.

Объектом нашего социологического исследования выступила студенческая молодежь г. Челябинска (студенты Уральского государственного университета физической культуры и Челябинского государственного педагогического университета). Предметом исследования стало влияние средств массовой коммуникации на сознание студенческой молодежи.

Методом, подходящим для глубинного исследования проблемы, явился метод фокус-группы, который позволил нам в рамках данного исследования выявить мнения об интересующих нас вопросах.

По данным исследования мы можем отметить, что респонденты были согласны с тем, что современные СМК, в частности, телевидение и Интернет, пропагандируют модели деви-антного поведения. Студенты приводили такие примеры, как мультфильмы «Южный парк» и «Гриффины», которые, по их мнению, содержат кадры насилия и модели девиантного поведения. Так же респонденты отметили в целом весь телеканал «ТНТ», транслирующий такие телесериалы, как «Счастливы вместе», в котором, по мнению респондентов, отражаются антисемейные ценности; «Реальные пацаны», в котором неоднократно показывались сюжеты, где молодые люди употребляют наркотические средства. 100 % респондентов признали, что сами неоднократно смотрели данные телевизионные программы. В среднем каждый опрошенный тратит 3-4 часа времени в день на просмотр телевизора, целями просмотра являются: развлечение, просмотр новостей, познавательная цель. Причём большинство респондентов отметили, что пользуются телевидени-

ем, преследуя познавательную цель, в среднем 1 час в неделю.

Молодые люди были согласны с тем, что Интернет и телевидение влияют на сознание молодёжи в большей степени, нежели другие СМК, но отметили, что Интернет влияет больше, нежели телевидение, т. к. не имеет никакого ограничения в цензуре и в доступе к различной «антиморальной» информации. Сами респонденты используют Интернет, исходя из следующих целей (по снижению значимости): социальное общение; получение знаний, необходимых в учёбе; получение новостной информации; интернет-покупки; использование онлайн-книг; просмотр интересующих нормативных актов. Так же респонденты отмечают, что в социальных сетях встречается информация, которая пропагандирует девиантное поведение. Например, на паблике «40 кг» в социальной сети «ВКонтакте» размещены различные советы по похудению, сопровождающиеся описанием мотивации к снижению веса, которая не всегда отвечает принципам правильного питания. Использование таких советов может привести как к расстройству системы пищеварения, так и к пищевому девиантному поведению (булимия, анорексия и т. д.).

Студенты признались, что неоднократно пользовались советами интернет-форумов, необходимыми им для решения различных жизненных проблем (например: «Меня бросил парень, что делать?», «Как отомстить подруге за предательство?», «Как отомстить парню за измену?», «Как казаться лучше в глазах родителей?»), но никто из них не смог дать ответ на вопрос: «Как Вы думаете, люди, которые давали Вам советы в интернет-форумах, компетентны в вопросах, что Вы им задавали?». Таким образом, можно отметить, что молодые люди в студенческом возрасте подвержены влиянию Интернета.

Респонденты согласились с мнением о том, что необходимо бороться с негативным влиянием Интернета и телевидения на сознание молодёжи. Но современные способы борьбы представляются респондентам неэффективными. Наиболее эффективный, по их мнению, способ борьбы - «научить современную молодёжь правильно толковать преподносимую информацию и научить молодых людей распознавать манипуляцию со стороны СМК, в частности, Интернета и телевидения, и противодействовать ей».

Как показало исследование, на сегодняшний день существует серьезная угроза негатив-

ного влияния телевидения и Интернета на сознание молодёжи.

Учитывая проанализированные нами раннее существующие способы борьбы с влиянием телевидения и Интернета [2; 5; 6; 8] и опираясь на результаты исследования, мы пришли к выводу, что оптимальным механизмом борьбы с негативным влиянием СМК, в частности, Интернета и телевидения, будет формирование медиаком-петентность у современных студентов.

Понятия «медиаобразование» и «медиапе-дагогика» относительно фундаментальных направлений науки сложились недавно. Как отмечает в своей статье А. А. Новикова, в 60-е гг. XX века в педагогической науке ведущих стран мира (Великобритании, США, Австралии, Канады, Франции, Германии) сформировалось специфическое направление - медиао-бразование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире ме-диакультуры, освоить язык средств массовой коммуникации, научиться анализировать ме-диатексты и многое другое [4].

В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования средств массовой информации и коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как математика, физика или география» [2]. Как отмечает в своей работе А. А. Новикова, лидеры британской системы медиаобразования К. Базэлгэт и Э. Харт убеждены, что суть ме-диаобразования заключается в изучении шести так называемых ключевых аспектов: «источник медиаинформации» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «технологии медиа» (media technologies), «медиаязыки» (media languages), «аудитория медиа» (media audiences), «репрезентации медиа» (media representations) [4]. А. В. Шариков [8. С. 4] предлагает понимать под медиаобразованием образование в области массовой коммуникации, приобщение к «тайнам и закономерностям этого чрезвычайно важного феномена». С. Н. Пензин утверждает, что медиаобразование не может ограничиваться обучением аудитории грамотности, необходим «синтез эстетического и этического» [5. С. 45].

Как показало наше исследование, в педагогической науке нет единого подхода к интер-

претации понятий «медиаобразование» и «ме-диапедагогика», но можно отметить, что сегодня медиаобразование рассматривается как направление в области образования, изучающее закономерности воздействия средств массовой коммуникации на человека, влияние различных видов информации на обучение и воспитание школьников и студентов, на их готовность применять новые технические средства в своей практической деятельности.

Чтобы понимать, как может медиапедагоги-ка формировать медиакомпетентность студентов и бороться с негативным влиянием СМК на сознание молодежи необходимо обратиться к её основным целям и задачам.

Цели и задачи самого медиаобразования разными научными школами формулируются по-разному, но имеют много общего. К ним относятся:

- обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по медиа-каналам (в широком толковании);

- развитие критического мышления, умений понимать подлинный смысл сообщений, противостоять попыткам средств массовой информации и коммуникации манипулировать сознанием;

- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеров, модемов, факсов, мультимедиа и др.) [2].

Как видно из вышеперечисленного, медиа-педагогика имеет множество направлений, реализация одного из которых способна сформировать медиакомпетентность студентов в области понимания подлинного смысла полученной информации из средств массовой коммуникации.

Такого рода компетентность многие исследователи называют «медиаграмотностью», так, например, А. В. Федоров в своей работе «Меди-аобразование и медиаграмотность» дает следующее определение: «медиаграмотность помогает студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Как отмечает автор, медиаграмот-ный студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться

манипуляциям» [6. С. 27]. Далее в своей работе А. В. Федоров дает перечень возможностей ме-диаграмотных студентов [6. С. 28]:

- развитие способностей, знаний и отношений, необходимых для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструирует реальность;

- получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;

- развивать уровни оценки и эстетического восприятия медиатекстов;

- декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;

- распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов;

- осознавать, что те, кто создают (конструируют) медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (контроль, давление и др.) -экономических, политических, организационных, технических, социальных и культурных;

- понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов.

Таким образом, студент, который является медиаграмотным, может противостоять информационному хаосу, который сейчас чаще всего встречается в Интернете. Формирование медиаграмотности представляется нам как одно из актуальных направлений в педагогике, т. к. в связи с современным состоянием «информационного бума», необходимо заниматься вопросами безопасного медиаиспользова-ния и медиавосприятия.

Как показал наш анализ источников, сформировать медиакомпетентность у студентов возможно двумя способами [2]:

- специальное медиаобразование, осуществляемое в рамках отдельного курса в школе или в системе дополнительного образования. В России накоплен достаточно большой опыт в этой сфере, но этот вид медиаобразования охватывает лишь небольшую часть школьников, которые занимаются в различных клубах и кружках (движение юнкоров, кино- и видеоклубы и т. п.), в высшей же школе встречаются специальные дисциплины, которые позволяют сформировать только комплексное представление о современных медиа, но не формируют медиаграмотность, в том аспекте, что представляется для нас наиболее актуальным.

- интегрированное медиаобразование, которое представляет собой изучение с использованием средств массовой коммуникации традиционных предметов, как правило, родного и иностранного языков, литературы, общественных дисциплин. Такое направление, с нашей точки зрения, абсолютно не отвечает тем требованиям, которые мы закладываем в понимании «формирование медиакомпетентности».

Исходя из этого, мы предполагаем, что в современных высших учебных заведениях необходимо вводить специальный курс (специальное медиаобразование), в рамках которого будет формироваться медиакомпетентность студентов. По нашему мнению, такой курс позволит научить современную молодежь адекватно оценивать получаемую информацию из средств массовой коммуникации, что, возможно, сократит уровень девиантного и делинк-вентного поведения среди молодежи.

Важно отметить, что такого рода специальный курс должен быть введен для всего контингента студентов, так как в контексте формирования медиакомпетентности важно воспринимать студенчество как социально-демографическую группу, не учитывая профессионального уклона. Это связано с особенностями досуга молодежи, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием развлекательных форм. В частности, при включении личности в студенчество как в демографическую группу, происходит наиболее сильное насыщение досуговой деятельности, обуславливаемое снижением контроля со стороны родителей и других социальных институтов.

Как правило, обращение к современным медиа является одной из основных форм досуга студенческой молодежи. Мы уже отмечали, что такие средства информации не всегда транслируют общественно-одобряемые ценности, правила и нормы поведения, культурные значения и т. д. [1. С. 15-18], которые, оказывают негативное влияние на студенческую молодежь как демографическую группу без учета их профессионального обучения.

Именно поэтому необходимо внедрять специальный курс по формированию медиакомпе-тентности в блок дисциплин общекультурного цикла, при изучении которых продолжается формирование социокультурного ядра личности (мировоззрение, расширение научного и эстетически-культурного кругозора и др.). Здесь формируются характерные требования к

выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.

Таким образом, современное общество, находясь во власти СМК, не может быть свободным от них, что обуславливает необходимость формирования медиакомпетентности личности, как оптимального способа нахождения ее в медийном пространстве. Сегодня формирование такой компетентности возможно, на наш взгляд, только при условии развития медиапедагогики в рамках высшего профессионального образования, а именно внедрения специальной дисциплины, отвечающей требованиям формирования медиакомпетентности, в общекультурный цикл дисциплин всех направлений подготовки.

Список литературы

1. Казеева, А. А. Негативное влияние СМК на сознание современной молодежи [Текст] / А. А. Казеева // Стратегические коммуникации в современном мире: от теоретических знаний к практическим навыкам: Материалы Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции молодых ученных (15-18 октября 2013 г.). Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2014. - С. 15-18

2. Медиапедагогика - специальное направление в педагогической науке: курс лекций [Электронный ресурс] // ...Медиа Педагогика.... - URL : http://www.media-pedagogics.ru/ lectures.html.

3. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс [Текст] / Р. С. Немов. - СПб : Питер, 2011. - 304 с.

4. Новикова, А. А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции [Электронный ресурс] / А. А. Новикова // LIBRARY.BY. -URL : http://library.by/portalus/modules/shkola/ readme.phpsubaction=showfull&id=1191498260 &archive=&start_from=&ucat=&.

5. Пензин, С. Н. Кино и эстетическое воспитание: Методологические проблемы [Текст] / С. Н. Пензин. - Воронеж : Из-во Воронежского гос. ун-та, 1987. - 176 с.

6. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность : учеб. пособие [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Из-во Кучма, 2004. - 340 с.

7. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации : учебник [Текст] / Л. Н. Федотова. -М. : Международный ун-т в Москве, 2009. - 831 с.

8. Шариков, А. В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М. : Из-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.

9. Якушина, Е. Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете [Электронный ресурс] / Е. Якушина // Mediaeducation.ru. - URL : http://www.mediaeducation.ru/publ/ yak_dost.html.

References

1. Kazeeva, A. A. (2014) "Negativnoe vliyanie SMK na soznaniye sovremennoy molodezhi" ^Negative impact of mass media on the consciousness of today's youth], in: Strategicheskie kommunikatsii v sovremrnnom mire: ot teoreticheskich znanii kprakticheskim navykam [=Strategic communications in the modern world: from theoretical knowledge to practical skills], pp. 15-18 (in Russ.).

2. Mediapedagogika - spetsialnoye napravleniye v pedagogicheskoy nauke: kurs lektsiy [Media education as a special direction in teaching science: lectures], available at: http://www.media-pedagogics. ru/lectures.html, accessed 25.01.2015 (in Russ.).

3. Nemov, R. S. (2011) Obschayapsichologiya: kratkiy kurs [=General psychology: a short course], Sankt-Petersburg (in Russ.).

4. Novikova, A. A. Mediaobrazovaniye v USA: problemy i tendentsii [=Media Education in the United States: Issues and Trends], available at: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.phpsu baction=showfull&id=1191498260&archive=&start_from=&ucat=&, accessed 25.01.2015. (in Russ.).

5. Penzin, S. N. (1987) Kino I esteticheskoye vospitaniye: metodologicheskieproblem, Voronezh (in Russ).

6. Fedorov, A. V. (2004) Mediaobrazovaniye i mediagramotnost' [=Media Education and Media Literacy], Taganrog (in Russ.).

7. Fedotova, L. N. (2009) Sotsiologiya massovoy kommunikatsiyi [=Sociology of mass communication], Moscow (in Russ.).

8. Sharikov, A. V. (1990) Mediaobrazovaniye: mirovoy I otechestvennyi opyt [=Media Education: The World and domestic experience], Moscow (in Russ.).

9. Yakushina, E. Problemy mediaobrazovaniya: dostovernost' informatsii v Internete [=Problems of media education. The accuracy of information on the Internet], available at: http://www.mediaeduca-tion.ru/publ/yak_dost.html, accessed 25.01.2015 (in Russ.).

Казеева Александра Андреевна, аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры.

Киуру Константин Валерьевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной коммуникации Уральского государственного университета физической культуры.

kkiuru@mail.ru

Н. Л. Кулакова

ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ И ОПЫТ СОЗДАНИЯ МЕДИАХОЛДИНГОВ НА БАЗЕ ШКОЛЬНЫХ СМИ

Статья посвящена анализу примеров создания медиаобъединений, а в дальнейшем и медиа-холдингов на базе школьных изданий в Германии, Франции и России, в том числе в СССР. Автор преследует цель раскрыть типичные причины и выявить национальные особенности этих интеграционных процессов. Проведенный анализ показывает, что побудительным мотивом к соз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.