Научная статья на тему 'Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности'

Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа / медиакомпетентность / профессиональная мобильность / личность / media / media competence / professional mobility / personality

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казеева Александра Андреевна, Овчинникова Екатерина Андреевна

Актуальность данной статьи обусловлена в первую очередь образовавшейся в современном обществетесной связью между медиа и профессиональной сферой. Сегодня нет ни одной профессии, которая такили иначе не была бы связана с медиасредой. По этой причине важной задачей высшего образования ста-новится развитие медиакомпетентности как фактора профессиональной мобильности личности. Исходяиз чего, целью данной статьи является определение места медиакомпетентности личности в структурепрофессиональной мобильности.Для достижения поставленной цели аргументирована связь двух ключевых понятий «медиакомпе-тентность» и «профессиональная мобильность», раскрыты их сущность и содержание, представлена иописана структура профессиональной мобильности и, как следствие, обосновано место медиакомпетент-ности личности в ней.Проанализировав различные точки зрения исследователей (А. В. Вишневская, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зе-ер, И. А. Зимняя, Л. П. Крысин, А. Я. Найн, А. С. Сумская, А. В. Федоров, Д. И. Чистяков), мы пришли к вы-воду, что профессиональная мобильность личности складывается из определенных компонентов, основойкоторых является компетентность личности. Учитывая тот факт, что медиа – неотъемлемая частьпрофессиональной сферы, можно сделать вывод, что медиакомпетентность – часть профессиональнойкомпетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COMPETENCE AS A PROFESSIONAL MOBILITY OF A PERSONALITY DEVELOPMENT FACTOR

Topicality of this article is stipulated first and foremost by close ties between media and professional spheres formed in the modern society. Today it is impossible to find any profession which somehow or other is not connected with media sphere. That’s why the development of media competence has become one of the most important tasks of higher education as a personality professional mobility factor. Hence the main aim of this article is to determine the place of media competence of a personality in the professional mobility structure. The connection of two key notions of “media competence” and “professional mobility” has been argued in the article to achieve this goal. The article also discloses the essence and the content of these notions and represents the description of the professional mobility structure with the consequent explanation of a personality media competence place in it. Having analyzed different viewpoints of different authors (such as A. Vishnevskaia, E. Zeer, I. Zimniaia, L. Krysin, A. Nain., A. Sumskaia, A. Fedorov, D. Chistiakov) we arrived at the conclusion that professional mobility of a personality includes certain components presented in the article, where the personality competence is the most important one. Taking into consideration that media are an integral part of the professional activity sphere we may conclude by saying that media competence is a part of a personality professional competence. Only this way one can determine its place in a personality professional mobility.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности»

УДК 377

А. А. Казеева

аспирант, Уральский государственный университет физической культуры E-mail: chernomyrdinaa@mail.ru

Е. А. Овчинникова

аспирант, Уральский государственный университет физической культуры E-mail: e_a_ovchinnikova@mail.ru

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Актуальность данной статьи обусловлена в первую очередь образовавшейся в современном обществе тесной связью между медиа и профессиональной сферой. Сегодня нет ни одной профессии, которая так или иначе не была бы связана с медиасредой. По этой причине важной задачей высшего образования становится развитие медиакомпетентности как фактора профессиональной мобильности личности. Исходя из чего, целью данной статьи является определение места медиакомпетентности личности в структуре профессиональной мобильности.

Для достижения поставленной цели аргументирована связь двух ключевых понятий «медиакомпетентность» и «профессиональная мобильность», раскрыты их сущность и содержание, представлена и описана структура профессиональной мобильности и, как следствие, обосновано место медиакомпетентности личности в ней.

Проанализировав различные точки зрения исследователей (А. В. Вишневская, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зе-ер, И. А. Зимняя, Л. П. Крысин, А. Я. Найн, А. С. Сумская, А. В. Федоров, Д. И. Чистяков), мы пришли к вы-

воду, что профессиональная мобильность личности складывается из определенных компонентов, основой которых является компетентность личности. Учитывая тот факт, что медиа - неотъемлемая часть профессиональной сферы, можно сделать вывод, что медиакомпетентность - часть профессиональной компетентности личности.

Ключевые слова: медиа, медиакомпетентность, профессиональная мобильность, личность

Для цитирования: Казеева, А. А. Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности /А. А. Казеева, Е. А. Овчинникова //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 128-133.

Средства массовой коммуникации (далее СМК) или массмедиа, в справочной литературе рассматриваемые как синонимы, стали одним из ключевых элементов нашей жизни [См.: 5; 10; 13]. Сегодня невозможно ее представить без телевидения, радио, газет, Интернета. Общество попросту не задумывается, насколько велико значение массмедиа. СМК - ведущий источник информации для большинства людей и основной инструмент управления общественным мнением, в том числе составляющая профессиональной сферы. А. С. Сумская, подводя читателя к раскрытию проблем воспроизводства региональной медиаотрасли, пишет: «Совре-

менное информационное общество создает новые возможности для повседневных медиапрактик аудитории/потребителей и актуализирует обновленные требования к культурной ком -петентности профессионального сообщества массмедиа» [9, с. 51].

В настоящее время редко можно встретить профессию, не имеющую, хоть и косвенную, связь с медиа. Д. И. Чистяков отмечает: «Институт массмедиа сегодня определяет деятельность человека, создает формы и модели его поведения... Если вдруг прекратится информационный поток по причине технологического сбоя, то будет нарушена вся система жизнедея-

128

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. А. Казеева, Е. А. Овчинникова Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности

тельности человека (от профессиональной до развлекательной) с непредсказуемыми последствиями» [14, с. 239]. В условиях прочного внедрения массмедиа в профессиональную сферу одной из важнейших задач высшего образования становится развитие медиакомпетентности как фактора профессиональной мобильности личности. Исходя из этого актуализируется проблема определения места медиакомпетентности в структуре профессиональной мобильности личности.

Раскроем содержание понятий медиакомпетентность и профессиональная мобильность. Рассматривая медиакомпетентность личности в контексте ее профессиональной мобильности, необходимо обозначить содержание таких понятий, как медиа и компетентность.

Отечественный педагог А. В. Федоров, специализирующийся на медиаобразовании, в своем Словаре терминов дает следующую трактовку: «Медиа (media, mass media) - средства (массовой) коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)» [13, с. 24]. В данной статье мы не планируем разводить понятия медиа и средство массовой коммуникации, различия существуют, но они не являются предметом нашего исследования.

Определяя свою позицию в трактовке компетентности, мы придерживаемся мнения И. А. Зимней, которая понимает ее как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальнопрофессиональной жизнедеятельности человека; характеристику личности, означающую обладание совокупностью определенных компетенций». Компетенциями автор называет «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [4, с. 24].

Определяя содержание понятия медиакомпетентность, мы обратились к работе специа-

листа в области медиаобразования А. В. Шарикова. Он выделяет три ключевых компонента медиакомпетентности [11, с. 74]:

- медиаграмотность - обучение языку медиа или способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения медиа;

- информационная защита - критическое мышление аудитории на материале медиатекстов;

- медиакультура - изучение социальных, культурных и политических аспектов влияния медиа на общество, в частности, проблемы «культурного неравенства медиатекстов».

Совокупность или наличие всех этих компонентов у личности, как отмечает автор, говорит о том, что данная личность медиакомпетентна.

Опираясь на опыт проводимого изучения, мы приходим к выводу, что медикомпетент-ность личности в значительной мере определяет суть и содержание имеющихся у индивида качеств, умений и навыков, которые позволяют профессионально (с точки зрения социума) использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиасообщения. Отметим и то, что такая компетентность личности включает, помимо перечисленного, умение технически грамотно использовать медиа (компьютер, СМИ, Интернет и др.). При этом, как верно отмечает А. Я. Найн, «именно медиакомпетентность выступает важным фактором развития профессиональной мобильности личности, способной овладевать гибкими, пластичными навыками и общепрофессиональными компе -тенциями по группе родственных и смежных профессий» [6, с. 239-240].

Здесь, возвращаясь к исследованиям А. В. Шарикова, напомним, что медиакомпетентность выступает в общем смысле, т. е. как способность воспринимать, создавать и передавать сообщения посредством технических и семиотических систем с учетом их ограничений, которая основана на критическом мышлении, социальных, культурных и политических представлениях личности о медиа.

Определяя свою позицию по содержанию понятия профессиональная мобильность, отметим, что все еще нет однозначного мнения. В различных науках оно трактуется по-разному,

129

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. А. Казеева, Е. А. Овчинникова

Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности

но имеет схожее значение. Например, в социологии профессиональная мобильность рассматривается как переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую [8].

В психологическом словаре данное понятие определяется как «способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности» [7].

В профессиональной педагогике под профессиональной мобильностью, в общем смысле, понимается «готовность и способность специалиста к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований» [1, с. 71].

Определяя свою позицию, мы в след за М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовичем под профессиональной мобильностью будем понимать «высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в области своей профессии» [2, с. 96].

Раскрыв содержание ключевых понятий, следует обозначить структуру профессиональной мобильности. В литературе по педагогике и психологии имеются различные варианты [1-3]. На основе опыта преподавательской деятельности мы предложим свой вариант структуры профессиональной мобильности личности, которая включает следующее элементы:

- компетентность (способность гибко ориентироваться в профессии, знать все ее основы и тонкости, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию);

- адаптивность (способность личности приспосабливаться к изменяющимся профессиональным условиям деятельности или, дру-

гими словами, готовность изменить свою деятельность в рамках профессии, так называемая основа профессиональной гибкости);

- активность (готовность личности к освоению новых форм и видов профессиональной деятельности: основа профессиональной деловитости);

- коммуникативность (способность и готовность личности устанавливать новые связи и контакты с субъектами профессиональной деятельности);

- открытость (способность личности отказываться от стереотипов, существующих в профессии, мешающих профессиональному росту);

- креативность (творческое отношение личности к собственной профессиональной деятельности, способствующее ее преобразованию, что является фундаментом профессионального новаторства).

Учитывая предложенную структуру профессиональной мобильности, приведем краткий комментарий относительно вектора развития профессиональной мобильности. Анализ научной литературы показал, что профессиональная мобильность складывается из определенной системы компонентов. Но отсутствие какого-либо из них не говорит о том, что личность не мобильна в своей профессиональной деятельности. Именно поэтому мы считаем, что профессиональная мобильность может быть нескольких уровней от низкого до высокого, т. е. совершенного.

В предложенной нами структуре основой профессиональной мобильности является компетентность личности, наличие которой говорит уже о том, что личность профессионально мобильна, но без уточнения уровня такой мобильности.

Основной задачей данного исследования является определение места медиакомпетентности в структуре развития профессиональной мобильности личности. Решая эту задачу, мы опирались на специфику содержания и уровни (высокий, низкий) медиакомпетентности, разработанные Дж. Поттером [12, с. 25]:

Характеристика высокого уровня развития медиакомпетентности:

130

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. А. Казеева, Е. А. Овчинникова Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности

- выделение главного смысла медиатекста;

- анализ (выявление основных элементов медиатекста);

- сравнение (определение похожих и уникальных фрагментов медиатекста);

- оценка ценности медиатекста или его фрагмента;

- суждение на основе сравнения согласно определенному критерию;

- реферирование (способность создавать краткое, ясное и точное описание медиатекста);

- обобщение;

- дедукция (использование общих принципов, чтобы объяснить отдельные сведения);

- индукция (выведение общих принципов из наблюдения отдельных сведений);

- синтез (способность повторно собирать элементы в новую структуру).

Характеристика низкого уровня развития медиакомпетентно сти:

- слабый интеллект (в отношении решения проблемы и творческих способностей);

- слабая память, способная иногда запомнить только очень важные вещи (например, ночью перед экзаменом);

- тематическая зависимость, отсутствие проницательности, т. е. непонимание того, что является важным в сообщениях;

- потребность в советчике, помощнике, справочнике, руководстве изучения;

- низкая терпимость к многозначности медиатекстов, неуверенность;

- слабое концептуальное дифференцирование при наличии немногих категорий для сообщений;

- отрицательное отношение к новым сообщениям, которые не соответствуют привычным категориям, или упрощение данного медиатекста - переброс его в самую легкую категорию;

- высокая импульсивность быстро принимаемых решений с принесением в жертву точности.

Учитывая все вышеизложенное и тот факт, что любая профессия сегодня, как мы уже отмечали раннее, так или иначе связанна с медиа, мы можем прийти к выводу, что медиакомпетентность является частью компетентности личности в той или иной профессии.

Таким образом, медиакомпетентность в современном обществе - неотъемлемая часть развития профессиональной мобильности личности, способствующая адаптации на рынке труда.

1. Виневская, А. В. Профессиональная мобильность бакалавра профессинального образования / А. В. Виневская // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - С. 70-74.

2. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

3. Зеер, Э. Ф. Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования / Э. Ф. Зеер, М. В. Кормильцева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10. -С. 72-78.

4. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

5. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - Москва: Эксмо, 2008. - 944 с.

6. Найн, А. Я. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: моногр. / А. Я. Найн. - Челябинск: Уральская академия, 2012. - 340 с.

7. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва: Политиздат, 1990. - 494 с.

8. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор академик РАН Г. В. Осипов. - Москва: НОРМА, 2000. - 488 с.

131

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. А. Казеева, Е. А. Овчинникова

Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности

9. Сумская, А. С. «Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли в условиях информационной культуры современности / А. С. Сумская // Вестник Челябинской го -сударственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 51-59.

10. Учебный словарь языка связей с общественностью / под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. Л. В. Минаевой. - Москва: Русский язык-Медиа: Дрофа, 2010. - 388 с.

11. Федоров, А. В. А. В. Шариков - пионер медиаобразования / А. В. Федоров // Искусство и образование. -2005. - № 6. - С. 67-79.

12. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: моногр. / А. В. Федоров. - Москва: Информация для всех, 2007. - 616 с.

13. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. - Москва: Информация для всех, 2014. - 64 с.

14. Чистяков, Д. И. Динамика взаимодействия массмедиа и общества в коммуникативном пространстве / Д. И. Чистяков // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 6 (33). - С. 234-240.

Получено 12.10.2015

A. Kazeeva

post-graduate student, Ural State University of Physical Culture E-mail: chernomyrdinaa@mail.ru

E. Ovchinnikova

post-graduate student, Ural State University of Physical Culture E-mail: e_a_ovchinnikova@mail.ru

MEDIA COMPETENCE AS A PROFESSIONAL MOBILITY OF A PERSONALITY DEVELOPMENT FACTOR

Abstract. Topicality of this article is stipulated first and foremost by close ties between media and professional spheres formed in the modern society. Today it is impossible to find any profession which somehow or other is not connected with media sphere. That’s why the development of media competence has become one of the most important tasks of higher education as a personality professional mobility factor. Hence the main aim of this article is to determine the place of media competence of a personality in the professional mobility structure.

The connection of two key notions of “media competence” and “professional mobility” has been argued in the article to achieve this goal. The article also discloses the essence and the content of these notions and represents the description of the professional mobility structure with the consequent explanation of a personality media competence place in it.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Having analyzed different viewpoints of different authors (such as A. Vishnevskaia, E. Zeer, I. Zimniaia, L. Krysin, A. Nain., A. Sumskaia, A. Fedorov, D. Chistiakov) we arrived at the conclusion that professional mobility of a personality includes certain components presented in the article, where the personality competence is the most important one. Taking into consideration that media are an integral part of the professional activity sphere we may conclude by saying that media competence is a part of a personality professional competence. Only this way one can determine its place in a personality professional mobility.

Keywords: media, media competence, professional mobility, personality

For citing: Kazeeva A., Ovchinnikova E. 2015. Media competence as a professional mobility of a personality development factor. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 128-133.

132

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

А. А. Казеева, Е. А. Овчинникова Медиакомпетентность как фактор развития профессиональной мобильности личности

References

1. Vinevskaia A. 2012. Professional mobility of the bachelor of the special education. The Siberian Pedagogical Journal. № 6: 70-74. (In Russ.).

2. Diachenko M., Kandinskii L. 1981. Psikhologiya vysshey shkoly [Higher School of Psychology]. Minsk: Publishing House of Belarusian State University. (In Russ.).

3. Zeer E. 2009. Socially-personal competences and professional mobility as target orientation of formation. The Siberian Pedagogical Journal. № 10: 72-78. (In Russ.).

4. Zimniaia I. 2006. Competence approach. What is its place in the modern approaches to education? (Theoretical-methodological aspect). Higher Education Today. № 8: 20-26. (In Russ.).

5. Krysin L. 2008. Tolkovyy slovar' inoyazychnykh slov [The explanatory dictionary of foreign words]. Moscow: Eksmo. (In Russ.).

6. Nain A. 2012. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii kak osnova kachestvennoy podgotovki spetsialistov fizicheskoy kul'tury [Competence-based approach in education as the foundation of qualitative training of specialist in physicalculture]. Chelyabinsk: Ural'skaya akademiya. (In Russ.).

7. Psikhologicheskiy slovar' [Psychological dictionary]. 1990. Petrovskii А., ed. 2nd edition. Moscow: Politizdat. (In Russ.).

8. Sotsiologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar': na russkom, angliyskom, nemetskom, frantsuzskom i cheshskom yazykakh [Sociological Encyclopedic Dictionary: Russian, English, German, French and Czech languages]. 2000. Osipov C., ed. Moscow: Norma. (In Russ.).

9. Sumskaia A. 2015. “Get out of their track”, or about the problems of the reproduction of the regional media industry in the conditions of modern information culture. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 3 (43): 51-59. (In Russ.).

10. Uchebnyy slovar' yazyka svyazey s obshchestvennost'yu [Teaching language dictionary of public relations]. 2010. Under the editorship of Minaeva L. Moscow: Russkiy yazyk-Media: Drofa. (In Russ.).

11. Fedorov A. 2005. A. V Sharikov - pioner mediaobrazovaniya. Iskusstvo i obrazovanie [Art and education]. № 6: 67-79. (In Russ.).

12. Fedorov A. 2007. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Development of media competence and critical thinking of students of pedagogic high school]. Moscow: In-formatsiya dlya vsekh. (In Russ.).

13. Fedorov A. 2014. Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompe-tentnosti [Glossary of mediaeducation, mediapedagogy, media literacy, mediacompetence]. Moscow: Informat-siya dlya vsekh. (In Russ.).

14. Chistiakov D. 2013. Dinamika vzaimodeystviya massmedia i obshchestva v kommunikativnom prostranstve [Dynamics of media and society interaction in communicative space]. Vestnik MGIMO-Universiteta [Herald of MGIMO-University]. № 6 (33): 234-240. (In Russ.).

Received 12.10.2015

133

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.