Научная статья на тему 'Текст таблоида как объект лингвистического исследования'

Текст таблоида как объект лингвистического исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
344
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рогозина Ирина Владимировна, Кристен Дина Михайловна

The article is devoted to tabloid text as a special type of media-text. It is emphasized that there is a need for studying this type of text in the psycholinguistic aspect due to a great demand for the so called “yellow press” on the part of the mass recipient. The article presents a view of tabloid text as a complex verbal-nonverbal system characterized by a specific inventory of cognitive structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рогозина Ирина Владимировна, Кристен Дина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текст таблоида как объект лингвистического исследования»

ТЕКСТ ТАБЛОИДА КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

И.В Рогозина, Д.М. Кристен.

Популярная, массовая газета, или таблоид (tabloid), предназначенная для массового, преимущественно невзыскательного читателя, представляет собой небольшое по размерам издание с обилием иллюстраций, фотографий, коротких развлекательных текстов, доступных для чтения и понимания. Таблоид характеризуют как газету для жителей городов с их лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим достаточного времени для обстоятельного чтения прессы. Формат таблоида таков, что это издание удобно читать в трамвае, метро, баре и пр. В отличие от «качественной» прессы, не публикующей непроверенную информацию: слухи, сплетни и т.п., таблоидная удовлетворяет разнообразную гамму массовых запросов реципиентов на получение информации - от политических, экономических, культурных и международных обзоров - до сплетен из мира шоу-бизнеса.

Таблоидные издания получили развитие в конце XIX - начале XX в. под воздействием комплекса факторов. Во-первых, широкому распространению таблоида способствовала индустриальная революция и развитие рыночных отношений. В странах, находящихся на этапе индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. Как следствие у «низших» классов появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение количества времени, необходимого для такого досуга. Так были сформированы предпосылки для существенного роста аудитории таблоидной прессы за счет низов общества, составлявших в тот период подавляющее большинство населения. Во-вторых, ликвидация массовой неграмотности способствовала созданию условий для выпуска высокотиражных периодических изданий, адресованных тем слоям населения, которые прежде не испытывали влияния печатного слова.

Под давлением указанных факторов и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением

событий, искажением фактов, вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. «Массовая» пресса апеллировала в большей степени к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации. Вымысел и домысел, слухи и скандалы, обычные для таблоидных газет, были призваны увлечь и развлечь обывателя. «Я даю им то, что они требуют», - заявил А. Хармсуорт, создатель таблоида [Цит. по: Гурвич]. У.Р. Херст считал, что читатель интересуется прежде всего событиями, содержащими «элементы его собственной природы», к которым он относил самосохранение, любовь и размножение, а также тщеславие [Гурвич]. Сходные идеи развивал и глава западногерманской информационной империи Аксель Шпрингер. Он проповедовал культ «пяти Б»:

• «бубен» (женский бюст) - предмет, неизбежно пользующийся популярностью у любителей эротики;

• «бэби» - фотографии детей, всевозможные истории о них (желательно жалостливые), не оставляющие равнодушными супружеские пары и людей, потерявших детей, либо мечтающих об их появлении;

• «блут» (кровь) - военные действия, уголовные преступления, убийства, перестрелки, драки как лучшее средство пощекотать нервы большой группе читателей;

• «бетен» (молиться) - символ, притягивающий религиозных людей и сильных мира сего;

• «бестиа» (животное) - изображения животных, рассказы о них, приковывающие к себе внимание любителей всевозможных тварей [Гурвич, с. 42-43].

Для привлечения внимания читателей в газетах Пулитцера и Херста появились крупные заголовки и цветные иллюстрации. Тексты сопровождались большим количеством фотографий, схем, карикатур и комиксов [Гурвич].

Экскурс в историю формирования таблоидной прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволяют выделить наиболее характерные типообразующие свойства таблоидного текста. Одним из них является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Текст таблоида характеризуется интересом к трем видам

табуированной информации. Во-первых, это интерес к интимным отношениям. В тексте таблоида эта сторона жизни человека эксплуатируется особым образом: в сенсационном ракурсе

абсолютизируется ее биолого-натуралистическая составляющая. Во-вторых, в тексте таблоида проявляется чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Необходимо отметить, что если «качественная» пресса ограничивает глубину проникновения в частную жизнь этическими рамками, то таблоиды эти границы смело нарушают. В-третьих, тексты таблоидных изданий удовлетворяют интерес реципиента к теме смерти, в особенности, когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами.

Другим не менее важным свойством таблоида является сенсационность. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. Сенсационность зачастую сознательно конструируется. «Если скандала нет, его полагается выдумать. Если скандал вызвал законное возмущение тех, кто в нем совершенно неправомерно замешан, опасаться этого не стоит, такой оборот событий способствует новому скандалу. Если для скандала нет повода, следует повод подать - путем провокации, сплетни, прямого оскорбления какого-либо широко известного лица» [Макаров 1999, с. 30].

Третьим важным свойством таблоидного текста является превалирование его визуализированной составляющей над вербальной. Несомненно, что визуализация информации характерна для всех типов медиа-текста. Вместе с тем в таблоидах, в отличие от «качественных» изданий, наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов - цвета, иллюстраций, заголовков. Цвет, как известно, призван выполнять две функции: во-первых,

сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Кроме стандартных черных и белых заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Использование именно этих цветов не случайно, поскольку данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра [Сазонов]. Что касается иллюстраций, то они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи - привлечение внимания аудитории.

Нередко иллюстрации в таблоидах занимают до половины полосы и более, что способствует удовлетворению интереса реципиента с преимущественно чувственно-наглядным мышлением.

На наш взгляд, таблоиды выполняют две основные функции -рекреативную, которая реализуется через предоставление развлекательных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы, и гедонистическую, которая реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознания индивидуумом включенности в коммуникационный процесс [Сазонов]. Эти функции в разной степени присущи многим типам медиа-текста, однако для таблоида удовлетворение рекреативных и гедонистических запросов является доминантным свойством.

В западных странах таблоидные издания существуют многие десятилетия. Однако в нашей стране таблоид - явление достаточно новое, поэтому не удивительно, что текст таблоида как сложная вербально-авербальная смысловая система со специфическими когнитивными структурами еще не становился объектом исследования и, как следствие, является малоизученным в указанном аспекте. Поликодовый текст таблоида, характеризующийся гетерогенностью составляющих его когнитивных структур, его роль как средства социализации индивида еще не получили достаточного освещения ни в теоретическом, ни в практическом плане. Вместе с тем таблоидные издания, содержащие информацию сенсационного и скандального характера, издаются многомиллионными тиражами, что, несомненно, свидетельствует об огромном спросе на специфически «таблоидную» репрезентацию реальности, а, следовательно, и о заинтересованности огромного количества реципиентов в изданиях такого типа. Более того, можно говорить о том, что таблоидные тексты активно способствуют построению специфического «таблоидного фрагмента» картины мира реципиента.

Следствием бытования широко распространенного мнения о таблоиде как об издании, которое можно читать, но которому далеко не всегда можно верить, является пренебрежительное к нему отношение. Однако распространенность таблоидных изданий, их востребованность массовым реципиентом требуют более вдумчивого отношения к феномену таблоида. Очевидно, что текст таблоида продуцируется с опорой на определенный тип концептуальной системы, требующей определенного способа интерпретации события. В этой связи возникает настоятельная необходимость переосмысления явления таблоидного текста в психолингвистическом аспекте и его

экспликации в иных, нежели «игра на низменных страстях толпы» терминах. В свете сказанного представляется целесообразным изучение текста таблоида как гетерогенной знаковой системы, формирующей фрагмент медиа-картины мира индивида.

Другие поликодовые тексты, такие как газетное рекламное объявление, «бадж», электронный текст имеют некоторые черты сходства с текстом таблоида. Так, например, М.М. Блинкина-Мельник считает отличительной чертой рекламного текста наличие четко обозначенного адресата [2004]. Эта мысль представляется продуктивной и при обращении к феномену таблоидного текста, поскольку он, несомненно, предназначен для специфического реципиента, характеризующегося особым типом как языкового, так и неязыкового сознания со свойственным для него соотношением абстрактно-понятийного и чувственно-наглядного мышления. Специфическая структура мышления реципиента таблоидного текста детерминирует определенный набор тем, соответствующих доминантам его интереса, о чем говорилось выше.

Э.М. Береговская, исследуя баджевые тексты, выделяет темы, доминирующие в текстах на значках. Это - секс, деньги и развлечения [2000, с. 67-75]. Такие темы обусловлены тем, что текст баджа наряду с таблоидным текстом «базируется на универсальных психологических, даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории» [Разголов 1990, с. 141].

Мы разделяем мнение О.В. Дедовой, исследовавшей новое средство коммуникации - электронный текст, о том, что сущность текста не исчерпывается геометрическим упорядочением типографических знаков в пределах графического пространства [Дедова 2002, с. 91-102]. Рисунки, схемы, содержащиеся в электронном тексте, являются его невербальными компонентами, которые нельзя не принимать во внимание, так как они участвуют в формировании смысла. Преимущественное использовании гетерогенных кодов - сочетание вербальных и авербальных компонентов, благодаря которым сопрягаются различные виды информации является неотъемлемым свойством медиа-текста. Принципиальная гетерогенность медиа-текстов рассматривается как способ минимизации времени и усилий на обработку информации [Рогозина 2003]. Это особенно актуально для текста таблоида, который, в силу своей предназначенности для определенного типа реципиента, рассчитан на скоростную интериоризацию. Таблоидный

текст должен привлечь внимание, вызывать интерес и быть прочитан в скоростном режиме.

Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что имеются все основания рассматривать текст таблоида как сложную, единую смысловую систему генетически разнородных компонентов, находящихся в едином графическом пространстве, заслуживающую детального рассмотрения и исследования. Важность лингвистического изучения текстов таблоидных изданий очевидна, так как, несмотря на мощное развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, «массовая» газета продолжает занимать важное место в жизни современного общества. Несмотря на то, что бульварная (желтая) пресса - развлекательное чтиво, текст таблоида, как особая семиотическая система, сложная поликодовая конструкция, требует исследования с новых позиций. Изучение специфических свойств текста таблоида в психолингвистическом аспекте будет способствовать пониманию как механизмов его воздействия на индивида, так и закономерностей формирования у него соответствующего фрагмента картины мира.

Литература

Береговская Э.М. Надпись на значке как вид текста // Филологические науки. - 2000. - №6.

Блинкина-Мельник М.М. Рекламный текст. - М., 2004.

Гурвич И. Американская печать. http//wwwxjes.m/lib

Дедова О. Графическая неоднородность как категория гипертекста // Вестник / Московский университет. Серия 9. - 2002. - №6.

Макаров А. Желтый журналист. // Журналист. - 1999. - №1.

Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура. Традиции. Образование. - 1990. - Вып. 1.

Рогозина И.В. Аспекты исследования картины мира -. Москва, Барнаул,

2003.

Сазонов Е. Феномен «желтой прессы». http: //www.relga.ru.

Тертычный А. Народ “хавает”. Пока не тошнит // Журналист. - 2000. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.