НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
ЮВЕНАЛЬНЫЙ МЕДИАТЕКСТ: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
И.В. Рогозина, О.В Карнаухова
Бурное развитие средств массовой информации на основе современных медиатехнологий приводит к осознанию той масштабности, которую приобретают процессы медиакоммуникациии в обществе, и глубины их воздействия на индивида. Как следствие, деятельность средств массовой информации характеризуется возрастанием интереса к исследованию медиавоздействия на различные социальные группы индивидов. Этот устойчивый интерес находит отражение в изысканиях различных исследовательских направлений, в фокусе внимания которых оказываются различные аспекты коммуникационных процессов, протекающих в социуме.
Наряду с появившимися электронными СМИ печатная пресса продолжает оставаться значимым источником информации, играющим существенную роль в формировании картины миры индивида [Рогозина 2003, с. 5-8]. Более того, современный этап развития печатных СМИ характеризуется растущим разнообразием медиаформатов, точечно и дифференцированно создаваемых для представителей различных не только социальных, но и возрастных групп. Одним из таких форматов является ювенальный медиатекст. Этот тип медиатекста характеризуется четкой коммуникативной направленностью: он предназначен для ювенальной социально-ментальной группы, или группы подростков-реципиентов. Под социально-ментальной группой мы понимаем группу реципиентов определенного медиапродукта, характеризуемого востребованным данной группой инвентарием специфических когнитивных структур презентации реальности.
Поликодовый ювенальный медиатекст как средство социализации подростков характеризуется востребованностью у данной группы реципиентов, что свидетельствует об их заинтересованности в подобного рода изданиях. Об этом свидетельствует широкий спектр газет и журналов, имеющих в качестве целевой ювенальную аудиторию. Такими изданиями являются журналы «Бумеранг», «Крылья», «Молоток», «Мне 15», «Хулиган» и др.
В силу сказанного ювенальный медиатекст представляет собой специфический социальный инструмент познания и представления реальности: несмотря на индивидуальные особенности, реципиенты-подростки могут быть отнесены к определенному психосоциальному типу личности в силу своих возрастных особенностей и, соответственно, в силу принадлежности к определенной социальной группе.
Наш интерес к ювенальному медиатексту детерминируется как масштабом влияния данного типа текста на формирование мышления подростка-реципиента, так и стремлением выяснить природу, сущность и основные характеристики этого пока еще малоизученного медиафеномена. Картина мира подростка-реципиента как целостная и континуальная система знаний о мире в значительной степени формируется под влиянием ювенальных массмедиа и, в частности, ювенального пресс-текста как особой вербально-авербальной смысловой системы, имеющей специфическую, предназначенную для данной возрастной группы когнитивную структуру, манифестирующую себя в особой целостной вербально-авербальной форме. Более того, ювенальный медиатекст, являясь особым феноменом медиапространства, может стать одним из основных источников выявления специфических ювенальных когнитивных структур и определения особенностей их представления в СМИ. В связи с востребованностью этого типа текста подростком-реципиентом и малоизученностью его когнитивной природы возникает настоятельная необходимость исследования данного медиафеномена в психолингвистическом аспекте. Тем более что современные психолингвистические исследования направлены на изучение языковых закономерностей во взаимодействии с когнитивными механизмами [Колмогоров 2003, с. 6-8].
Общеизвестно, что важнейшим свойством массмедиа является их активное влияние на мышление индивида, благодаря чему формируется сложная и многомерная картина мира, обеспечивающая социализацию реципиента. Это в полной, если не в большей мере, относится к ювенальным СМИ, влияние которых на ювенальную социально-ментальную группу трудно переоценить. Ювенальный медиатекст как определенный тип медиатекста, ориентированный на языковую личность подростка, содержит специфические для данной группы реципиентов медийные модели реальности, которые интериоризируются юными реципиентами. Являясь специфическими познавательными структурами, мыслительными универсалиями, ювенальные медийные модели реальности усваиваются реципиентами-подростками и в дальнейшем актуализируются в мышлении при восприятии новой медиаинформации.
Важной особенностью ювенального медиатекста является сопряжение в нем вербальных и авербальных кодов, вследствие чего продуцируемая ювенальной прессой медиареальность предстает как поли-кодовая и полимодальная, а язык выступает в ней как один из целого ряда репрезентантов различных семиотических систем. Как следствие, ювенальный медиатекст представляет собой сложную гетерогенную систему, которая является результатом целенаправленного конструирования индивидом-продуцентом актуальных для подростка-реципиента смыслов посредством вербально-авербальных кодов. В свою очередь, при восприятии ювенальный медиатекст становится объектом когнитивной деятельности подростка-реципиента, вследствие чего происходит познание им реальности. В результате выраженной полисемиотиза-ции ювенального медиатекста моделирующие свойства продуцируемых комплексных семиотических образований, репрезентирующих фрагменты ювенальной реальности, значительно усиливаются.
Изучение лингвокогнитивных особенностей текстов СМИ, отражающих взаимодействие участников пресс-коммуникации, которое развертывается на фоне определенного социально-культурного контекста, является в настоящее время приоритетным. Интерпретируя реальность, продуцент не может не принимать во внимание фигуру реципиента и поэтому идентифицирует себя с той или иной социально-ментальной общностью [Чернышова 2005, с. 12], что неизбежно находит отражение в подборе как соответствующих языковых средств, так и иных когнитивных структур. Идея о том, что медиатекст представляет собой процесс и результат взаимодействия реципиента и продуцента, не является новой, но ее значимость для когнитивной парадигмы трудно переоценить. С.А. Воронина фактически выражает эту же мысль, говоря о принципиальной модификации парадигмы деятельности прессы, при которой «на место объект-субъектного взаимодействия пришло субъект-субъектное взамодействие» [Воронина 2002, с. 15], причем медиатекст является тем пространством, где это взаимодействие реализуется. Мы разделяем мнение Т. В. Чернышовой о том, что отношения между коммуникантами в СМИ носят характер когнитивно-речевого взаимодействия, при котором адресат является не только интерпретатором речевых действий адресанта, но и активным соучастником общения [Чернышова 2005, с. 7-11].
В этой связи представляется важной мысль о том, что на характер продуцирования ювенального медиатекста оказывает влияние сам реципиент-подросток, то есть значимым является факт обратной связи «реци-
пиент-продуцент», обеспечивающей двустороннее влияние этих двух участников медиа-коммуникации на содержание и оформление медиатекста. Более того, согласованность параметров коммуникантов, включающих адресную обусловленность, рассматриваемую как совпадение или близость концептуальных систем продуцента и реципиента, проистекающую из ориентации автора на модель мира, лежащую в основе концептосферы его читателя, определяет успех воздействия массмедиа на его познавательные структуры [Чернышова 2005, с. 28-30]. Иными словами, значимым является то, что при моделировании смыслового поля ювенальной аудитории продуцент объективирует модель подростков - потенциальных получателей информации с опорой как на общность когнитивных установок этой социально-ментальной группы, так и на общность привычных для подростков выразительных языковых средств, употребление которых обусловлено особенностями их речевого поведения.
Современный этап развития человечества характеризуется интенсификацией социального взаимодействия посредством СМИ, в результате чего появляются новые способы этого взаимодействия, что приводит к большей дифференциации массмедийного продукта. Генезис когнитивно специализированных применительно к различным возрастным социально-ментальным группам медиатекстов лежит в активнопознавательном отношении индивида к действительности. Это отношение выражается в онтогенетическом усвоении когнитивных структур различной степени сложности. Детерминирующим фактором здесь являются возрастные особенности реципиентов: мозг ребенка, а затем и подростка способен усваивать когнитивные структуры определенной сложности и структурированности. Иными словами, особую значимость имеет тот факт, что познание ювенальной медиареальности подростком требует фиксации ее фрагментов с помощью соответствующих возрастным особенностям когнитивных структур. Таким образом, ювенальный медиатекст предполагает отличные способы репрезентации и фиксации содержания, что обуславливает формирование специфического инвен-тария доминантных ювенальных когнитивных структур у подростков-реципиентов.
Важнейшим аспектом влияния ювенальных массмедиа является осуществление когнитивных изменений у подростков на основе создания новых когнитивных структур, позволяющих интериоризировать новую для них реальность. В процессе познания и освоения подростка-ми-реципиентами информационного пространства ими усваиваются ме-
дийные комплексные гетерогенные структуры, что ведет к медиатизации мышления этой социально-ментальной группы. Под медиатизацией мышления мы понимаем когнитивный результат воздействия ювенального полисемиотического, полимодального медиатекста на мышление подростка-реципиента, выражающийся в формировании ювенальной картины мира посредством присвоения им медийных ювенальных вербально-авербальных когнитивных структур познания и представления реальности [Рогозина 2003, с. 107]. Иными словами, ювенальная медиакартина мира - это модель ювенальной медийной реальности, формируемой в мышлении подростка-реципиента в результате интерио-ризации им ювенального медиатекста.
Для изучения специфики мышления ювенального реципиента представляется необходимым сконцентрировать внимание на исследовании тех специфических когнитивных структур, которые являются составляющими ювенальной медиакартины мира как специфической целостной системы знаний о мире. Речь идет о познавательных структурах, которые фиксируются в ювенальном медиатексте, ориентированном на языковую личность подростка. Продуцируемая ювенальными изданиями медиареальность обнаруживает наличие целой системы разнородных познавательных компонентов, которые актуализируют когнитивные возможности подростка и являются «строительным» материалом для моделирования им медиареальности.
Ювенальный медиатекст фокусирует внимание подростка-ре-ципиента на актуальных для него фрагментах действительности, определенным образом структурируя события и явления реальной жизни и тем самым придавая его жизни социально значимый характер. Предметом медиамоделирования нередко становится репрезентация конкретной ситуации, вовлеченных в нее подростков, мотивов их поступков. Как правило, участники ситуации достаточно эксплицитно делятся на «хороших» и «плохих», что способствует усвоению моделей межгруп-повых и межличностных отношений и эталонов оценки поведения.
Специфика познавательных процессов ювенального реципиента определяет круг актуальных, значимых для него тем - таких как музыка, Интернет, спорт, путешествия, приключения, выбор профессии, отношения со сверстниками и т. д. В ювенальном медиатексте представлены фрагменты тезаурусов языковой личности подростка, в нем используется система вербальных компонентов, позволяющих репрезентировать реальность в понятном и актуальном для рецепиента-подростка медиаформате. Система узуально-стилевых средств ювенального медиатекста
включает в себя сленг, элементы просторечия, заимствованную иноязычную лексику, что соответствует специфическим нормам социальноречевого поведения данной группы реципиентов. Необходимо отметить, что использование сленга в сочетании с лексикой нейтрального стиля позволяют продуценту «сблизиться» с реципиентом, то есть выступает как средство установления с ним контакта.
Как уже отмечалось выше, для оптимизации медиавоздействия продуцент моделирует психотипические особенности аудитории ювенальных СМИ, что находит отражение и в подборе авербальных компонентов ювенального медиатекста, которые наравне с вербальными участвуют в выражении содержания. Композиционно-графическая модель медиатекста также детерминирована спецификой ментальных процессов подростка. Поэтому ювенальный медиатекст отличает ярко выраженная визуализация презентируемой информации - включение в него большого количества авербальных компонентов. Увеличение доли зрительной информации соответствует психотипическим особенностям подростка-реципиента. В частности, в ювенальном медиатексте используются оригинальные цветовые и изобразительные приемы, одной из функций которых является привлечение внимания подростка. Авербальные компоненты динамичны, контрастны, представляют собой сочетания прямых горизонтальных и вертикальных линий, активных диагоналей, что визуально отличает молодежное издание от других изданий. Другой особенностью ювенальной прессы является соотношение вербальных и авербальных компонентов, при котором фотографиям, фотомонтажам и коллажам отводится большая доля в графическом пространстве медиатекста. Оформление заголовочных комплексов ювенального медиатекста также способствует возбуждению интереса подростка-реципиента с преимущественно чувственно-наглядным мышлением.
Из сказанного следует, что ювенальный медиатекст, представляющий собой сложную вербально-авербальную смысловую систему со специфическими для ювенальной социально-ментальной группы реципиентов когнитивными структурами познания и представления реальности, заслуживает детального изучения. В этой связи возникает настоятельная необходимость выяснения специфики протекания когнитивных процессов у ювенальных реципиентов при интериоризации ювенального медиатекста. Кроме того, требуется осмыслить общие принципы построения ювенального медиатекста, выявить особенности взаимодействия в нем вербальных и авербальных компонентов, в совокупности образующих смысловую систему, что позволит определить механизмы
воздействия данного типа медиатекста на мышление подростка. Таким образом, изучение ювенальных гетерогенных когнитивных структур в психолингвистическом аспекте позволит пролить свет на познавательные возможности подростковой группы реципиентов, на особенности моделирования реальности этой возрастной группой, а значит, на формирование ювенальной медиакартины мира.
Литература
Воронина С. А. Роль прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества: дисс...канд.соц.наук.
- Барнаул, 2002.
Колмогоров И. В. Репрезентация фрейма «религиозная группа» в современных центральных российских и американских печатных СМИ: дисс.канд.филол.наук. - Барнаул, 2003.
Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003.
Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: дисс.докт. филол.наук. - Барнаул, 2005.
ЧЕЛОВЕК В ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ ПРИЕМАХ ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТОВ (на материале приемов фактуального воздействия в русскоязычной и англоязычной прессе)
О.Н. Гетта
Категория адресата газетного текста становится базисной категорией, необходимой для всестороннего анализа процессов речевой коммуникации. Именно человек, получатель информации и есть основной ориентир любого адресанта газетного текста. Традиционным является мнение о том, что целью описания и/или упоминания фактов в текстах публикаций является информирование адресата. Однако анализ фак-туальной информации из разделов «Деньги», «Экономика», «Finance», «Business» газет «Известия», «Financial Times» и «The Times» показал, что такого рода информация призвана выступать рациональными аргументами и, соответственно, служить для убеждения в чем-либо адресата. Считается, что именно фактуальная информация максимально беспристрастна, так как здесь не проявляется авторская оценка. На самом деле текст любой статьи в газете неизбежно субъективно маркирован и позиция автора проявляется на всех стадиях создания текста.