Научная статья на тему 'Американская печать XIX В. Как социально-культурный и политический феномен'

Американская печать XIX В. Как социально-культурный и политический феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1196
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саломатин Алексей Юрьевич, Наквакина Екатерина Владимировна

В статье раскрываются основные тенденции развития печати в США в XIX в. Особое внимание уделяется периоду после Гражданской войны, когда в условиях индустриализации формируется массовая печать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саломатин Алексей Юрьевич, Наквакина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американская печать XIX В. Как социально-культурный и политический феномен»

УДК 323.2+002.2(09)

А. Ю. Сстоматин, Е. В. Наквакина

АМЕРИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ XIX в.

КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье раскрываются основные тенденции развития печати в США в XIX в. Особое внимание уделяется периоду после Гражданской войны, когда в условиях индустриализации формируется массовая печать.

Война за независимость США, как и любая другая революция, способствовала активизации информационно-политических интересов населения, что выразилось в росте периодических изданий. Даже после завершения революции динамичное развитие американских общественных институтов на недавно освоенных западных территориях способствовало количественному росту печати. Безусловно, что одной из причин подобной экспансии стала беспрецедентная свобода в этой области.

Другой причиной роста количества периодических изданий стала невысокая плотность населения при постоянно отодвигающейся на запад границе: в каждом новом поселении довольно быстро появлялось одно или несколько местных изданий, обладавших достаточно высоким уровнем грамотности. Кроме того, печать стала инструментом политической борьбы в молодой республике. Причем, если в странах Европы вокруг некоторых газет могли складываться некие партийно-политические группировки (как, например, во Франции в 1830-1840 гг.), то в США, наоборот, политические партии брали себе в услужение газетные издания, предоставляя им заказы на публикацию правительственных объявлений и прочие средства государственного патронажа. Впрочем, это не вело к какой-либо серьезной зависимости печати от государства ввиду рассредоточенности изданий по стране и слабости самого государства (малочисленности госаппарата, незначительного размера государственных расходов, отсутствия бюрократии и т.д.).

Однако даже чисто формальная связь между печатью и партиями становилась еще более хрупкой по мере появления первого поколения сенсационных изданий (1830-е гг.) - коммерческих и политически независимых. Их учреждение - закономерный этап развития общества, связанного с достижениями промышленного переворота и началом «революции коммуникаций». Именно в 1820-1830-е гг. механизированное хлопчатобумажное производство достигло феноменальных успехов и, ломая прежние социальные перегородки, породило первые отряды пролетариата. Вместе с тем и труд ремесленников был пока востребован, поскольку далеко не все отрасли оказались механизированы. Однако еще более значительные социально-экономические последствия имело развитие железнодорожного транспорта и пароходного сообщения. «Революция коммуникаций» не просто ускорила доставку грузов и пассажиров, но и интенсифицировала контакты между людьми, обмен информацией и идеями. Она вторглась в повседневную жизнь, меняя ее ритм и традиции, объективно увеличила потребность в печати и рекламе, одновременно облегчив их распространение. Добавим сюда еще и такую чисто американскую особенность, как резкое усиление иммиграции из Европы, приведшее к переполнению городов на Атлантическом побережье. Урбанизация под воздействием иммиграции была тем по-

следним толчком, который способствовал началу экспериментов с первыми дешевыми сенсационными изданиями.

До появления изданий стоимостью в пенни издатели обычно взимали в качестве аванса подписной платы от 6 до 10 долларов, что превышало еженедельную зарплату квалифицированных рабочих и ограничивало круг читателей преуспевающими слоями. Именно для них предназначались консервативные по стилю и содержанию газеты. Например, в Нью-Йорке - самом крупном городе страны - к началу 1830-х гг. выходило 11 ежедневных газет (каждая стоимостью не менее 6 центов за номер), все они по большей части распространялись по подписке [1, p. 140].

Б. Дей, выпустивший свою газету New York Sun в сентябре 1833 г., акцентировал ее содержание на местных событиях и новостях с элементами насилия, для чего нанял в качестве репортера судебной хроники ветерана полиции. Из-за своей дешевизны и публикации историй «человеческого интереса» уже через шесть месяцев ее тираж достиг 8 тыс. экземпляров, что было в два раза больше, чем у ближайшего конкурента. Данная газета и прочие подобные издания реализовались преимущественно уличными разносчиками, которые, покупая газету в редакции по цене 67 центов за 100 экземпляров, продавали ее с рук по одному центу за экземпляр [1, p. 140-143].

Еще более успешным организатором массовой печати показал себя Дж. Г. Беннет, открывший свое дело лишь при наличии 500 долларов. В своей газете New York Morning Herald, вышедшей впервые летом 1835 г., он соединил сенсационность с качественной деловой, общенациональной и международной новостной информацией. Удачным явилось введение колонки писем читателей, освещение спортивной тематики и светских новостей. Результат найденной емкой редакционной формулы не заставил себя ждать: уже в 1836 г. газета достигла тиража в 20 тыс. экземпляров, а к 1860 г. с тиражом в 77 тыс. экземпляров она была самым крупным ежедневным изданием в мире.

Наряду с пионерами сенсационных изданий 1830-х гг. основателем массовой газеты можно считать Х. Грили. В учрежденной им в 1841 г. газете New York Tribune он сочетал добротный новостной подход с радикальными, импонировавшими массам идеями. Грили исповедовал кредо о взаимодополняющей деятельности и интересах предпринимателей, рабочих и фермеров на пути к всеобщему благу через введение протекционистских тарифов, обогащающих экономику. Грили полагал, что в американском обществе работа и образование станут доступны, женщины будут иметь равную оплату и равные права с мужчинами, воздержание от алкоголя возобладает, рабство и заключение в тюрьму за долги окажутся под запретом. New York Tribune (особенно ее еженедельное издание) ждала феноменальная слава: на Среднем Западе она была не менее популярна, чем Библия. Очень быстро тираж газеты достиг 11 тыс. экземпляров, а тираж еженедельника, распространяемого преимущественно по групповой (клубной) подписке, оказался лидирующим среди еженедельников - 200 тыс. экземпляров.

Важной и знаменательной вехой в развитии периодической печати и всего журналистского дела в США явилось создание первого в стране информационного агентства печати «Ассошиэйтед пресс» (АП) в 1848 г. Шесть нью-йоркских газет объединили свои усилия в сборе информации. Первоначально расходы составили 10 тыс. долларов, но такое вложение средств себя окупило.

Только шесть газет, являясь членами-учредителями новой кооперативной организации, имели приоритет на новости, получая их бесплатно, а всем другим газетам информация продавалась по определенным расценкам, причем все расходы на содержание АП в конце концов легли на плечи клиентов. Таким образом, агентство печати с самого начала своего существования играло двойную роль: для одних чрезвычайно экономически рентабельного информационного предприятия по производству информации, для других - торговца новостями. Со временем в каждом американском городе по меньшей мере одна газета стала являться членом «Ассошиэйтед пресс».

В 1850-е гг., примерно в тоже время, что и в европейских странах, происходит зарождение иллюстрированных еженедельников. Двумя наиболее авторитетными изданиями журналистики подобного рода были Leslie’s Weekly и Harper’s Weekly. Первый из них был основан в 1855 г. и просуществовал около 60 лет, апеллируя больше к вкусам «простонародья». Второй, возникший в 1857 г., позиционировал себя как «журнал цивилизации» и был обращен к более интеллигентному читателю. Своей славой и влиянию он обязан редактору Дж. У. Кёртису и художнику-карикатуристу Т. Насту.

Гражданская война интенсифицировала процесс сбора новостей. Она высветила особо важную общественную роль телеграфных депеш.

Характерным признаком перехода американской прессы на новые методы работы являлось то, что «конкретная политика газеты стала находить свое применение не столько в редакционном мнении (хотя оно и продолжало играть определенную роль), сколько в тенденциях и методах отбора и обработки публикуемых газетой фактов. Репортер становится центральной фигурой в журналистике. К нему предъявляются все более высокие и разносторонние требования» [1, p. 203].

Послевоенный этап развития Америки был эпохой грюндерства. Бурный рост экономики, городов и возрастание уровня грамотности населения -все это не смогло не сказаться на росте тиражей периодических изданий. В крупнейших городах США, где численность населения составляла сотни тысяч человек, среднестатистические тиражи весьма существенно отличались и от общенациональных, и от штатных показателей. В наиболее западных центрах урбанизации - Сан-Франциско, Денвере, Омахе - среднестатистические тиражи превышали в два раза общенациональную величину. В городах Среднего Запада и бассейна реки Огайо этот показатель был еще выше. Наконец, в штатах Нью-Йорк (округ Манхэттен и Бронкс), Чикаго и Филадельфия, представляющих собой гигантские метрополисы, динамика тиражей была следующей: 26408, 12254, 15636 экземпляров в 1880 г., 56005, 29718, 48036 экземпляров в 1900 г. Насыщенность городов газетами тоже была высокой: как правило, одна газета приходилась на 0,5-2 горожанина.

После Гражданской войны «департизация» печати, т.е. утрата ею прямых связей с партиями и уж тем более зависимости от них, стала свершившимся фактом. С одной стороны, этому способствовали коммерческие успехи печати, рост газетных тиражей и поступлений от рекламы, с другой - начинающееся ослабление власти партийных боссов, о чем свидетельствовал закон Пендльтона 1883 г. Кроме того, по мере развертывания индустриализации и вызревания институтов гражданского общества у партий в борьбе за внимание граждан появляются мощные конкуренты в лице общественных организаций и профессиональных ассоциаций.

Разумеется, процесс «департизации» носил постепенный характер. Вместе с тем ярким его свидетельством стало движение на рубеже 1870-1880-х гг. «магуампов» - средней некорпорированной буржуазии, выступавшей за реформу государственной службы. В этом движении приняла участие и печать. В ходе президентских выборов 1884 г. целый ряд влиятельных республиканских изданий (New York Times, New York Evening Post, Boston Daily Advertiser, Boston Transcript, Boston Herald, Springfield Republican и др.) поменяли свою партийную ориентацию. В целом же, если в 1880 г. четверть всех газет могли быть классифицированы как независимые, то в 1890 г. - уже треть [2].

Одновременно следует отметить, что журналистика все больше стала учитывать интересы простого человека. Газеты все чаще принимали во внимание при подготовке публикаций грубоватый менталитет новых американцев (недавних иммигрантов), стремились подать любую новость доходчиво и живо.

Эти новые веяния в американской журналистике с наибольшей полнотой и последовательностью аккумулировал в себе Джозеф Пулитцер - один из выдающихся редакторов того времени. При этом, несомненно, газета New York World опиралась на опыт своих предшественников New York Sun и Daily Graphic [3].

Основоположник «желтой прессы» Дж. Пулитцер подчеркивал: «Некоторые люди пытаются и заставляют вас поверить, что газета не должна уделять места длинным и драматичным отчётам об убийствах, железнодорожных авариях, пожарах, случаях линчевания, политической коррупции... Я скажу вам, что они не правы. Мы живём в обстановке демократии, и существует только один путь поддерживать демократию. информируя общественность о том, что происходит» [4]. При этом редактор New York World умело сочетал информирование с проведением выигрышных в глазах соотечественников общественно-политических инициатив. Например, на редакционной полосе он сформулировал следующую программу: «Необходимо ввести налоги на предметы роскоши, на наследство, на крупные доходы, на монополии, на привилегированные корпорации, принять тарифные пошлины только для получения доходов в госбюджет, реформировать гражданскую службу, наказать чиновников-коррупционеров, наказать покупку голосов, наказать работодателей, которые принуждают своих работников «нужным образом» голосовать на выборах» [1, p. 238].

Пулитцер умел мобилизовать общественное мнение. Например, он и его газета сыграли ключевую роль в сборе денег на установление статуи Свободы, в то время как Конгресс США отказался выделить необходимые средства. New York World напечатала фамилии каждого из пожертвовавших деньги, и менее чем за пять месяцев было собрано 100 тыс. долларов [5].

К началу 1890-х гг. газета Пулитцера была безусловным лидером по тиражу (375 тыс. экземпляров у утреннего и вечернего изданий при цене 1-2 цента). Однако не одна она перешагнула стотысячный рубеж (Chicago Daily News издавалась тиражом 244 тыс., Philadelphia Evening Item - 182 тыс., New York Daily News - 179 тыс., Boston Globe - 170 тыс. экземпляров).

Принципиальным новшеством, свидетельствовавшим о том, что к концу XIX в. производство информации оказалось поставленным на «конвейер», стало появление первых газетных цепей («чейнов») и расширение деятельности информационных агентств. Новатором в этой области проявил себя

Э. Скриппс, основавший в 1878 г. в Кливленде дешевую газету Penny Press.

Вскоре появились подобные газеты в других также не самых крупных городах США на Среднем и Дальнем Западе, где не было острой конкуренции (в Цинциннати, Сент-Луисе, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сиэтле и др.). Хозяин первой в истории Америки цепи для обслуживания своих изданий организовал информационные агентства «Скриппс-Мак Рэ Ассосиэйшн» и «Скриппс Ньюз Ассосиэйшн», которые в известной мере бросили вызов первому кооперативному агентству нью-йоркских газет по сбору новостей -«Ассошиэйтед Пресс».

Второй крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал Уильям Ренфольд Херст (1863-1951), имя которого во многом символизирует отрицательные стороны американской прессы. Своей широкой известностью Уильям Рэндольф Херст был обязан газете New York Journal, владельцем которой стал в конце 1896 г. По мнению известного американского историка Г. С. Коммейджера, Херст «проституировал свои газеты, прибегая к сенсационным трюкам, потворствуя нездоровым вкусам, нарушая профессиональную этику» [6]. С самого начала он стал поборником «нового журнализма», предложенного Пулитцером массам американских иммигрантов. Это направление характеризует предельно упрощенный английский язык, рисунки и комиксы, сенсационализм. Смелые, иногда, казалось, безумные идеи Херста и его кипучий нрав вместе с потогонной системой работы помогали газете уверенно конкурировать на рынке. В результате именно Херст и стал главным конкурентом Пулитцера в Нью-Йорке и на Среднем Западе.

Основным предметом своей журналистики Херст считал эксплуатацию любопытства народной публики во всем том, что касается самых глубин человеческой психики, в первую очередь проблем сексуальных отношений. Херстовские газеты, обычно одноцентовые, как правило богато иллюстрированные и снабженные огромными заголовками, весьма искусно адаптировались к грубоватому менталитету и самой зачаточной культуре новых иммигрантов, обеспечили успех комиксов - рисованных лент, имитировавших истории без слов в юмористических изданиях и детских газетах.

Что же касается журналов, то ведущей тенденцией для них стала углубляющаяся специализация в условиях стремительно растущей дифференциации общественных потребностей. Появился спрос не только на информацию о бизнесе, но и о различных формах социальных коммуникаций, услуг, досуга. В этой связи издавались такие научные журналы, как Scientific American и Popular Science Monthly, журналы путешествий, мод и уюта National Geographic, Glass and Fashion, издания, посвященные культуре пения, единому налогу, садоводству [7].

Наш соотечественник Н. Славинский, побывавший за океаном, называет среди общественно-политических изданий Frank Leslie’s Illustrated Newspaper, Harper’s Weekly, специализированный журнал Manufacturer Builder и

др. [8].

Во второй половине XIX в. на американском рынке печати лидировали следующие типы журналов:

1. Общественно-литературные, аристократические журналы, обращенные к богатой, «утонченной» аудитории. Основоположником этого класса ежемесячников можно считать Harper’s Monthly, который издавался с 1850 г. Он ввел обширные иллюстрации, выполненные с помощью деревянной гра-

вюры, и к началу Гражданской войны достиг тиража в 200 тыс. экземпляров. В 1881 г. тандем с ним организовал другой общественно-литературный журнал Century. Scribners присоединился к знаменитому дуэту в 1886 г. Неиллюстрированный, но равный им по своим литературным достоинствам Atlantic Monthly начал выходить с 1857 г. Он специализировался на публикации работ авторов из Новой Англии.

2. Иллюстрированные еженедельники, бывшие более живыми и оперативными в освещении действительности. Они являлись своеобразными антиподами «благородных ежемесячников». Этот тип журналов с 1850-х гг. представляли Frank Leslie’s Illustrated Newspaper и Harper’s Weekly.

3. Женские журналы, обладавшие массовой аудиторией. Наиболее известными были Godey’s Lady Book, Petersons и Home Journal. Они предлагали читателям не только беллетристику, но и публиковали цветные гравюры фасонов одежды.

4. Религиозные журналы, издавна выполнявшие за океаном важную коммуникативно-пропагандистскую функцию. Америка - страна многих вероисповеданий, поэтому, обслуживая различные духовные деноминации, религиозная журналистика занимала здесь прочные позиции. Она была представлена журналами National Baptist и Independent.

5. Общественно-политические ежемесячники. Они долгое время занимали весьма скромное место, ибо их задачи до поры до времени выполняла крикливая, партийно-пристрастная газетная печать. Потребность в более квалифицированном, беспристрастном освещении событий возникла после завершения Гражданской войны. Именно тогда ожил временно затухший ежемесячник North American Review (выходил с 1815 г.), а вскоре к этой же категории респектабельных политических изданий присоединился Forum (с 1886 г.). Более пристрастными, но не менее серьезными были радикальная Arena (с 1889 г.) и умеренно-радикальный Outlook (с 1893 г.).

6. Детские и юношеские журналы. Их рынок начал развиваться с начала XIX в. Первоначально, с 1827 г., его представлял Youth’s Companion, после Гражданской войны (с 1873) - St. Nicholas.

7. Юмористические и сатирические журналы, количество которых стремительно росло в послевоенное время. Материал для них в изобилии поставляла политическая жизнь эпохи «позолоченного века» с ее многочисленными громкими скандалами. Это Puck (1877), Judge (1881), Life (1883).

Главным новшеством в журнальном бизнесе в конце 1880-1890-х гг. стали массовые популярные ежемесячники, рассчитанные на новые «средние слои», порожденные эпохой индустриализации. Такие журналы, как Munsey’s, McClure's, Cosmopoliten, олицетворяли отход от поэзии и литературной критики к легковесной беллетристике и популярным репортажам на злободневные темы. Снизив цену менее чем до 15 центов за экземпляр, они добились феноменальных тиражей в сотни тысяч экземпляров. Иными словами, 1890-е гг. по сравнению с 1870-ми гг. стали качественно новым рубежом в развитии журнальной периодики.

Однако принципиально новым моментом для 1880-1890-х гг. было то, что общественный интерес сконцентрировался теперь не на обычных, а на сенсационных, так называемых желтых изданиях. Причиной этого стал не только качественно иной состав иммигрантов в последние десятилетия XIX в., среди которых все больше доминировали малограмотные представители из

низов наиболее бедных стран Южной и Восточной Европы. Дело в том, что само ускорение коммуникационных процессов в условиях бурно протекавшей модернизации предопределило более динамичное и сенсационное восприятие действительности.

Исключительное место стали занимать к концу XIX в. женские журналы. На первом месте по распространенности стояли издания для «домашнего чтения» - главным образом для женщин. В их числе имелись два, которые расходились в количестве свыше 1 млн экземпляров каждый, и несколько других, тираж которых составлял сотни тысяч. В общей совокупности подписка на все журналы «для домашнего чтения» по достоверному исчислению превышала 6 млн экземпляров. Это значит, что примерно одна из трех взрослых женщин являлась подписчицей подобного журнала.

Конечно, не всегда значение периодического издания обусловлено только тиражом. Публичная оценка того или иного издания может быть обусловлена убедительностью взглядов редактора или оригинальностью издательской концепции. Так, определенной известностью в последней трети XIX в. пользовался еженедельник Э. Годкина Nation, рьяно пропагандировавший «лейсефе-ровский капитализм». Наоборот, ежемесячник North American Review никому не навязывал в открытую определенную точку зрения, а являлся, по сути, дискуссионной трибуной. При редакторе Ч. А. Т. Райсе в нем свободно печатались представители полярных взглядов (политики, бизнесмены, университетские преподаватели, священнослужители). Именно такое издание представляет для исследователя как всеобщей истории, так и истории общественного мнения и общественно-политической мысли наибольший интерес.

Список литературы

1. Emery, E. The Press and America / E. Emery, M. Emery. - N.Y., 1984. - P. 140.

2. Mott, F. L. American Journalism / F. L. Mott. - N.Y., 1950. - P. 412.

3. Kobre, S. The Yellow Press and the Gilded Age Journalism / S. Kobre. - Florida : Florida State Univ. Press, 1964. - P. 30-41.

4. Interpretations of Journalism. A Book of Readings / Ed. by F. L. Mott and R. D. Casey. -N.Y., 1937. - P. 463

5. Granberg, W. J. The World of Joseph Pulitzer / W. J. Granberg. - L. ; N.Y., 1965. -P. 146

6. Commager, H. S. American Mind. An Interpretation of American Thought and Character since 1880’s / H. S. Commager. - New Haven ; L., 1950.

7. Peterson, T. Magazines in the Twentieth Century / T. Peterson. - Urbana, 1964. - P. 2.

8. Славинский, Н. Письма об Америке и русских переселенцах / Н. Славинский. -СПб., 1879.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.