Научная статья на тему 'Система оформления российской периодики: к истории вопроса'

Система оформления российской периодики: к истории вопроса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
511
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ / ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ДИЗАЙНА ПЕРИОДИКИ / TYPOLOGICAL FEATURES OF THE RUSSIAN PRESS / THE STAGES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PRESS / FOREIGN AND DOMESTIC PRACTICE OF DESIGN PERIODICALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галкин Станислав Илларионович

В статье характеризуются типологические особенности российской печати в постсоветский период. Анализируются этапы ее развития и факторы, влияющие на формирование изданий различных типов. Отмечается, что российский опыт оформления изданий складывался не изолировано от практики мировой печати. Советские редакционные коллективы активно перенимали все ценное в оформительской практике европейских и американских изданий тех времен. Значительное внимание уделяется типологическим и профильным особенностям как общероссийских, так и местных изданий. Автор выявляет причины их популярности, роста рекордных тиражей. В статье дается анализ характера перестройки ряда центральных газет в постсоветский период. Выявляются те концепции, которые использовались редакциями, чтобы сохранить себя в системе современной российской прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Periodicals processing system: to background

The article is characterized by typological features of the Russian press in the post-Soviet period. It analyzes the stages of its development and the factors influencing the formation of different types of publications. It is noted that the Russian experience of presentation of the publications formed is not isolated from the practice of the world press. Soviet editorial teams actively adopt all that is valuable in the practice of design of European and American editions of those times. Considerable attention is paid to typological and specialized feature of both nationwide and local publications. The author identifies at-ranks of their popularity, growth record runs. The article analyzes the nature of the restructuring of a number of national newspapers in the post-Soviet period. Identifies the concepts that have been used editions of to keep yourself in the modern Russian press.

Текст научной работы на тему «Система оформления российской периодики: к истории вопроса»

УДК 070(470)

DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(1).101-111

Галкин Станислав Илларионович

кандидат филологических наук, доцент, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]

Stanislav I. Galkin

Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

СИСТЕМА ОФОРМЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕРИОДИКИ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Аннотация. В статье характеризуются типологические особенности российской печати в постсоветский период. Анализируются этапы ее развития и факторы, влияющие на формирование изданий различных типов. Отмечается, что российский опыт оформления изданий складывался не изолировано от практики мировой печати. Советские редакционные коллективы активно перенимали все ценное в оформительской практике европейских и американских изданий тех времен.

Значительное внимание уделяется типологическим и профильным особенностям как общероссийских, так и местных изданий. Автор выявляет причины их популярности, роста рекордных тиражей.

В статье дается анализ характера перестройки ряда центральных газет в постсоветский период. Выявляются те концепции, которые использовались редакциями, чтобы сохранить себя в системе современной российской прессы.

Ключевые слова. Типологические особенности российской печати, этапы развития российской печати, зарубежная и отечественная практика дизайна периодики.

Информация о статье. Дата поступления 29 декабря 2014 г.; дата принятия к печати 13 января 2014 г.; дата онлайн-размещения 30 января 2015 г.

PERIODICALS PROCESSING SYSTEM: TO BACKGROUND

Abstract. The article is characterized by typological features of the Russian press in the post-Soviet period. It analyzes the stages of its development and the factors influencing the formation of different types of publications. It is noted that the Russian experience of presentation of the publications formed is not isolated from the practice of the world press. Soviet editorial teams actively adopt all that is valuable in the practice of design of European and American editions of those times.

Considerable attention is paid to typological and specialized feature of both nationwide and local publications. The author identifies at-ranks of their popularity, growth record runs.

© С.И. Галкин, 2015

101

The article analyzes the nature of the restructuring of a number of national newspapers in the post-Soviet period. Identifies the concepts that have been used editions of to keep yourself in the modern Russian press.

Keywords. Typological features of the Russian press, the stages of development of the Russian press, foreign and domestic practice of design periodicals.

Article info. Received December 29, 2014; accepted January 13, 2014; available online January 30, 2014.

Казалось бы, в эпоху мировой глобализации говорить о национальных школах оформления (сейчас, наверное, о школах дизайна) неактуально. Что касается журналов, то однотипные ежемесячники, еженедельники и им подобные издания существовали еще тридцать лет назад, а в наше время тем более похожи друг на друга (в какой бы стране они ни выходили), а кроме того, десятки журналов выходят сразу во многих странах мира. Речь идет о таких изданиях как «Эсквайр», «Космополи-тен», «Гео» и др. Если же обратиться, однако, к авторитету П.М. Керженцева, то мы увидим, что он пишет о газетных школах: «Создать "тип" газеты — это самое трудное в газетном строительстве. Это значит, что надо представить себе не только конкретные, специальные задачи газеты, но и ее особых, "своих" читателей, с их запросами, нуждами, уровнем знаний и интересов. Это значит также, что надо учесть все местные особенности, все условия местной жизни и ее специальные, характерные черты» [3, с. 13].

Сразу следует отметить, что П.М. Керженцев, говоря о школах, имеет в виду прежде всего структуру ежедневного издания, его повышенное внимание к тому или иному жанру, теме и т.п. И данное обстоятельство хорошо объясняет К. Фрост: «Переход Daily Herald к издательскому дому Odbams... и последующий выпуск Odbams-Herald в марте 1930 года (выделено нами. — С. Г.) стали "технической сенсацией". На-

конец была создана газета, выделявшаяся сильными заголовками, четкими формами и непривычным внешним видом» [10, с. 17].

Иначе говоря, до 1930 г. говорить об оформительских школах, как о некоем самостоятельном явлении, было преждевременно. И хотя, по мнению П.М. Керженцева, российская школа уже существовала, но, во-первых, она испытывала сильное влияние немецкой школы, а во-вторых, предстояло создать «новую прессу» — советскую печать, что и было сделано. О том, как создавалась «печать нового типа» рассказано в работе «От дизайна "вещей" к дизайну СМИ» [1, с. 45—46].

По мере развития системы печати и расширения влияния эстетического фактора формировалась советская школа газетного оформления, о которой П.М. Керженцев мечтал в 1924 г. Характерные черты советской школы газетного оформления наиболее полно раскрыл А.П. Киселев в учебнике «Оформление периодических изданий». «У всех советских газет единые принципы оформления», — утверждает А.П. Киселев [4, с. 14].

О каких же принципах идет речь? Первым автор выделяет принцип «идти навстречу рабочему и крестьянскому читателю» [3, с. 12], следующим называется «партийный характер... в порядке расположения публикаций на полосе и в номере» [3, с. 15], далее идет принцип «экономии газетной и журнальной (?) площади» [3, с. 13, 16—18] и т. д.

Как видно из изложенного, А.П. Киселев развивает тезис П.М. Керженцева: «Конечно, самой характерной чертой рабочей прессы будут ее особый подход к темам дня, ее коммунистическая точка зрения, но, вместе с тем, новая пресса должна выработать и свою национальную форму, особый характер...» [3, с. 19]. И хотя автор первого советского учебника об оформлении газет предостерегает журналистов от «шаблона, трафарета, подражательности», избежать данных недостатков не удалось, во всяком случае на протяжении первых трех десятилетий становления печати нового типа. И лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг. появилась первая ласточка — «Известия» под редакторством А.И. Аджубея.

Итак, к 1990-м гг. Россия (тогда еще Советский Союз) подошла со стройной централизованной системой печати. И централизованность заключалась не в прессе, а в издателях. Были две газеты — «первые среди равных»: «Правда» — центральный орган ЦК КПСС1 и «Известия Советов народных депутатов», издаваемая Президиумом Верховного Совета СССР. Выходил «Труд» — центральный орган ВЦСПС, «Комсомольская правда» — центральный орган ЦК ВЛКСМ, а также «Литературная газета» — орган правления Союза писателей СССР, «Советский спорт» — газета комитета по физкультуре и спорту, «Аргументы и факты» — еженедельный бюллетень Всесоюзного общества «Знание» и т.д.

В союзных республиках, многие из которых стали членами СНГ, выходили республиканские газеты.

1 Были еще «Советская Россия» — орган ЦК КПСС (не центральный!), «Сельская жизнь» — газета ЦК КПСС и т.д.

Например, «Казахстанская правда» — орган ЦК КП Казахстана, президиума Верховного Совета и Совета Министров Казахской ССР; «Ленинская смена» — орган ЦК ЛКСМ Казахстана; «Спорт» — газета комитета по физкультуре и спорту республики. Следует отметить, что данные издания были в республике «вторыми среди равных»: первыми были газеты на казахском языке2.

В автономных республиках, краях и областях издавались свои «Правды» («Горьковская правда») или «Рабочие» («Уральский рабочий»), которые были органами обкомов партии и облисполкомов, а также комсомольские «Смены» («Молодежи» и т.п.).

И наконец, в крупных городах областного подчинения (г. Волжский Волгоградской области или Северодвинск — Архангельской) выходили «Волжская правда» и «Северный рабочий» (периодичность — пять раз в неделю). В районных центрах издавались объединенные (органы РК и ГК КПСС, гор- и райисполкомов) и районные (органы РК КПСС и райисполкомов) газеты с периодичностью четыре и — соответственно — три раза в неделю. Кроме того, крупные предприятия, учебные заведения, колхозы и совхозы выпускали свои издания.

Такова была иерархия ежедневных газет, а также газет, выходящих пять, четыре и три раза в неделю, повторяющая иерархию партийных и советских органов власти. И такая иерархия называлась не больше не меньше, как «демократическим централизмом» («партия сказала, комсомол ответил: «Есть!»).

2 В Казахстане выходили межреспубликанские газеты: в Алма-Ате — на уйгурском языке, в Целинограде — на немецком.

Что же мы имеем в этом аспекте сейчас? Одно — бесспорно центральное издание — «Российскую газету». Как известно, все законы, постановления, указы и другие акты центральных органов власти вступают в силу лишь после публикации в «Российской газете». Эти функции «автоматически», по традиции, по наследству, так сказать, перешли к ней от «первых среди равных», о которых говорилось выше. А скажем, «Гудок» остается центральным изданием формально: министерство путей сообщения, чьим центральным органом была газета, преобразовано в госкорпорацию «Российские железные дороги». И «Гудок» стал обычным для нашего времени корпоративным изданием, каковых в стране десятки (если не сотни).

Другие газеты, называющие себя центральными (по-видимому, по привычке), таковыми не являются, так как не обладают функциями центральных органов. Некоторые из них, безусловно, остаются общенациональными (на манер британских) изданиями: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Труд». В разряд национальных перешел «Московский комсомолец».

К сожалению, ни «Известия», ни «Литературная газета», ни «Новые известия» не являются национальными не только потому, что имеют небольшие тиражи (примерно один экземпляр на тысячу жителей России), но и потому, что их не знают в регионах, и это нетрудно установить, беседуя с читателями из провинции. Не будем вдаваться в причины столь резкого изменения статуса некогда популярных газет — причин тому много и прежде всего экономических. Факт остается фактом: система печати России сейчас больше напоминает ту, что сложилась в стране в начале ХХ в.,

нежели ту, что существовала в его конце.

Многих интересовал и интересует вопрос, почему развалилась система партийно-советской печати. Одни исследователи полагали, что модель современной прессы принципиально отличается от предшествующей тем, что отсутствует цензура и властвуют рыночные отношения [7, с. 3]. Другие же авторы считают, что реконструкция системы печати была обусловлена тоже двумя факторами, но несколько отличающимися от названных:

«Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати... Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов... Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты». [6, с. 3].

Второй фактор — коммерческий: «Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий» (выделено нами. — С. Г.) [6, с. 4].

Еще одна характерная черта любой школы — содержание. При этом содержание в дизайне рассматривается не с точки зрения контент-анализа или взаимоотношения его с формой, а как цепочка: содержание — структура — объем. Или: содержание — объем — структура. Или: структура — содержание — объем.

Чтобы объяснить, о чем пойдет речь, обратимся к конкретным при-

мерам. Упомянутые выше газеты относились в основном к общественно-политическим, кроме «Гудка», «Литературной газеты», «Советского спорта». Общественно-политические издания освещают все сферы жизни общества, начиная от политики и экономики и кончая спортом и культурой и искусством. Например, будничный номер «Франкфуртер альгемайне цайтунг» состоял из следующих тетрадей: политика, экономика, финансы / спорт, культура и искусство (включая телевидение). Объем «Франкфуртер альгемайне цайтунг» в последние два десятилетия был не менее 56 страниц большого формата.

Двадцать с небольшим лет назад «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Труд», а также все республиканские, краевые, областные, городские и районные газеты России (и Советского Союза) выходили на четырех полосах1. Исключение составляли номера с «официозом», то есть те, где публиковались отчеты со съездов, пленумов и других «исторических» мероприятий. Хочется обратить внимание на то обстоятельство, что «первые среди равных» публиковали полные отчеты (стенограммы) только со съездов КПСС, заседаний Верховного Совета СССР, пленумов ЦК КПСС и т.п. Конечно, в «Правде» появлялись краткие отчеты с партконференций (далеко не всех). Областные же партийные издания публиковали подробные отчеты с всесоюзных съездов партии и советов, с республиканских мероприятий (областные газеты союзных республик), а также отчеты с областных конференций, пленумов,

1 Районные газеты Краснодарского края в сезон уборки (июль, август) выходили ежедневно на двух полосах.

заседаний областных советов. Комсомольским газетам («молодеж-кам», как их называли) вроде бы не надо было давать стенограммы заседаний верховных, да и областных советов, как и партийных съездов и конференций. Они публиковали их в сокращении. Но «царем» молоде-жек был ЦК ВЛКСМ (ЦК КПСС относился к небожителям); кроме того, ЦК ЛКСМ республик, крайкомы, обкомы комсомола регулярно проводили пленумы и другие не менее «исторические» заседания, отчеты с которых, как правило, достаточно полные, печатали молодежные газеты.

Вот как вспоминает об этом один из легендарных редакторов советской эпохи А.М. Субботин: «Все газеты похожи друг на друга: передовица, примитивная верстка, официальные материалы. Причем «Московскому комсомольцу» хуже, чем другим: он должен давать и партийные документы, и комсомольские, и не только общесоюзные, но еще и городские, и областные. Места для живого слова нет. А надо еще втиснуть корреспонденции отделов рабочей и сельской молодежи, комсомольской жизни. На культуру, спорт остаются совсем крохи» [2].

Вообще-то замысел старших партийных товарищей, предусмотревших обязательные публикации подобного рода, понятен: надо было, чтобы молодежь и другие беспартийные массы лучше усваивали заветы (древние, новые и новейшие) построения чего-то светлого, но не совсем понятного. И мне кажется, что кроме несомненного влияния на нас зарубежных радиоголосов, диссидентских изданий (как заграничных, так и внутренних), самиздата и т.п., — публикация «официоза» с последующим обсуждением его трудящи-

мися внесла большой вклад в дело построения новой России.

Интересен также следующий феномен: каким образом молодежные издания, начиная с «Комсомолки» и кончая каким-нибудь «Комсомольцем Севера», печатавшие все эти программы химизации, мелиорации, агропромышленной комплексизации и пр., и пр. в двойных, а иногда и в тройных объемах (к партийным решениям всегда добавлялось комсомольское «Есть!», которое занимало не меньше страниц, чем «партия сказала») могли набирать тиражи в полтора-два раза превышающие тиражи «старших партийных сестер». Речь идет прежде всего о «Комсомольской правде» с ее 23 млн экземпляров. Белорусское «Знамя юности» имело, в начале 1970-х гг. тираж 250 тыс. экземпляров. На 10 млн жителей республики приходилось еще три республиканские общеполитические газеты (две партийные и одна комсомольская) и несколько областных. Казахстанская «Ленинская смена» выходила в то же время тиражом 300 тыс. экземпляров на четыре миллиона русскоязычного населения республики. (Кстати: «Комсомольская правда» имела в республике примерно такой же тираж). Во всех трех случаях понятно, что речь идет о массовых газетах1.

«Комсомольская правда» добилась успеха, публикуя в каждой номере, как минимум, два сенсационных материала (о пожарах, наво-

1 Разумеется, с точки зрения мировой практики и «Правда», и «Известия», и «Сельская жизнь» по количеству экземпляров на 1000 жителей немного уступали крупнейшим массовым, да и некоторым бульварным изданиям: 1 экземпляр на 20-25 человек. Для сравнения современная Bildzeitung — 1 экземпляр на 22 жителей ФРГ. Правда, Mirror в 1960-е гг. имела 1 экземпляр на 11 человек.

днениях, но не только), а также, как сказали бы сейчас, эксклюзивные документальные повести с продолжением. Скажем, Я. Голованова о космосе, В. Пескова о семье Лыковых и т.п. Названные республиканские молодежки тоже не пренебрегали сенсационными публикациями. Например, «Знамя юности» в 1969 г. послала специального корреспондента в район советско-китайского конфликта у Джунгарских ворот. Кстати, крупные материалы о конфликте успели напечатать «Литературная газета», «Ленинская смена» и небольшую корреспонденцию «Известия».

Кроме того, все молодежные газеты публиковали повести и романы с продолжением. Чаще всего речь шла о детективах. Однако и здесь были различия между газетами. Большинство перепечатывало литературные произведения из братских изданий, но некоторые молодежки договаривались с известными авторами и выступали как первооткрыватели ставших так популярными в будущем произведений. Так, «Ленинская смена» первой в Союзе опубликовала повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века».

Публикацию художественных произведений в газетах не следует считать «изобретением» молодежных изданий. Большинство журналистов были выпускниками факультетов журналистики и знали, что французские газеты в свое время печатали романы с продолжением многих великих французских писа-телей2. Как писал в своем учебнике П.М. Керженцев, французская пресса «очень охотно печатает из номера в номер длинные романы, обычно уголовного содержания, с

2 Кстати, во Франции до сих пор есть издания, соблюдающие эту традицию.

запутанной и нелепой фабулой, рассчитанной на невзыскательный вкус. Такие романы очень часто составляют главный конек газеты и создают ей усиленный тираж» [3, с. 17]. Таким образом, сотрудники молодежных изданий не открывали никаких америк, но добросовестно использовали знания, полученные в университете.

Был и другой вид массовой газеты, который ярче всего представлял «Труд», попавший в книгу рекордов Гинесса с тиражом 22 млн экземпляров. Надо отметить, что до 1978 г. тираж «Труда» был лимитирован восьмью миллионами экземпляров. Плюс 30 тыс. экземпляров розницы, в то время как существовало правило (полагаю, зафиксированное в каком-нибудь зарытом постановлении) в розницу давать 10 % от подписного тиража. В 1978 г. лимит на газетную подписку был снят, и «Труд» за 10 лет увеличил тираж в три раза. И не случайно. При тираже восемь миллионов экземпляров редакция получала около одного миллиона писем в год. И если можно так выразиться, «Труд» и был газетой писем. В каждом номере данному жанру отводилась колонка, по субботам на последней полосе полстраницы занимала подборка под рубрикой «Отвечаем на письма читателей». И подавляющее большинство материалов было написано по письмам читателей. Профсоюзная газета набирала популярность и — соответственно — тираж, оставаясь рабочей газетой, одним из немногих изданий, защищающим права трудящихся и живущим их интересами.

Возникает вопрос: придумали свой «конек» журналисты «Труда» (по выражению П.М. Керженцева) или все же были какие-то прецеденты? Прецедентов не надо было создавать. ЦК КПСС не менее тридцати раз за полвека «обращал внимание»

редакций на работу с письмами трудящихся. Однако лишь профсоюзная газета в связи со своим юридическим статусом могла использовать переписку с читателем на 100 %. А если не замыкаться в узкопартийные и национальные рамки, то у П.М. Керженцева мы находим, что в английских «солидных» газетах сугубое внимание личному элементу уделяется в отделе (разделе. — С. Г.) «писем в редакцию»... Английская печать отводит «письмам в редакцию» много столбцов и почетное место где-нибудь вслед за передовицами. Этот отдел очень популярен... В литературном отношении этот отдел стоит очень высоко, а в смысле злободневности (выделено нами. — С. Г.) нередко занимает первое место» [3, с. 14].

Дело в том, что читательские письма выражают запросы читателей, их нужды и интересы (вспомните, как П.М. Керженцев объяснял задачи, возникающие при создании типа газеты).

Однако наиболее близкими к своим читателям всегда были городские и районные газеты. Самым феноменальным изданием среди них была тартуская газета «Эдази». С 48 500 экземпляров в 1965 г. ее тираж вырос до 156 000 экземпляров в 1988 г. Жителей в г. Тарту в 1987 г. насчитывалось 113 тыс. человек. Главным двигателем прогресса издания считалась недельная модель [5, с. 370—378]. В соответствии с сетевым графиком в газете каждый вторник, начиная с 1981 г. (после опроса читателей) на четвертой полосе публиковались письма читателей и ответы на критические материалы под рубрикой «Из комнаты писем». В пятницу более 20 лет выходила рубрика «С читателем беседует... » Кроме того, популярностью пользовались рубрики «О природе»,

«Сад и огород», « Полезно знать» (полезные советы) и др.

И один из главных разделов в тартуской газете относился к информационным. Начинались новости с первополосной рубрики во вторник «Неделя кончилась, неделя начинается», где комментировались события недели; затем в среду, четверг и пятницу подборки местных новостей; в субботу — «Субботний репортаж».

Новости, информационные заметки самого различного плана (да и репортажи) — не самые любимые жанры российских журналистов. Но были газеты, где новости сделали ведущим жанром и не прогадали. Первой следует назвать «Вечернюю Москву» при С. Индурском. На полосе публиковалось в среднем 17 материалов, т.е. средний размер публикации 85 строк длиной 45 мм. Подобная величина получается, если заполнять страницы только текстом. А ведь каждый материал имел заголовок, авторскую подпись. Кроме того, на первой странице размещалась титульная часть, на последней — выходные сведения, на внутренних — колонтитулы с колонцифрами. На первой полосе «Вечерки» большая часть заметок начиналась словом «Сегодня». При расчетах, кстати, не учитывалось, что ежедневно печатались афиши кинотеатров (вечерних сеансов на сегодня и утренних на завтра), театральных постановок, что, конечно же, относится прежде всего к информационному жанру. Тираж «Вечерней Москвы» был самым большим среди московских городских и областных газет.

На новостях была основана структура городской газеты «Северный рабочий» (г. Северодвинск). Ее тираж был на пороге теоретически достижимого: один экземпляр на четырех жителей, то есть на семью. Это

издание неоднократно становилось призером Всероссийского конкурса на лучшее оформление и полиграфическое исполнение городских и районных газет.

Если же обратиться к мировому опыту, то станет понятно, что подобные «информационные» издания — тоже не российское ноухау. «В области информации американцы достигли большой виртуозности, в смысле полноты сообщений и быстроты получения новостей. Телефон и телеграф работают во славу газет больше наборных и ротационных машин» [3, с. 16].

Два фактора: письма и местные новости позволили городским и районным газетам стать самыми массовыми газетами в России. И не только массовыми, но зачастую и рентабельными. Разовый тираж местных газет в Советском Союзе в 1980-е гг. равнялся 35 млн экземпляров, т.е. тираж одного издания составлял в среднем 10 тыс. экземпляров, что в три раза больше, чем в 1957 г. при переходе на четырехполосный выпуск.

Всегда возникает желание сравнить приведенные цифры с тиражом «Аргументов и фактов» в конце 1980-х гг. — 32 млн экземпляров. Но, как видим, даже в абсолютных показателях «АиФ» уступает местным изданиям. А так как районные и городские газеты выходили не реже трех раз в неделю (следовательно, недельный тираж: 35 млн х 3 = 105 млн), а «Аргументы и факты» были еженедельником, то итоги для рекордсмена книги рекордов Гинес-са совсем неутешительные.

И тем не менее «Аргументы и факты» был самым массовым (многотиражным) еженедельником в мире. И массовость заключалась не только в тиражных показателях, а и в том, что и местные газеты (районные и городские), и молодежные из-

дания, выходившие, кстати, три-пять раз в неделю, имели самую разнообразную, самую пеструю читательскую аудиторию. В данном аспекте «Аргументы и факты», имели более «рафинированного», вернее более образованного и более политически активного читателя.

Аудитория массовых региональных газет и «Аргументы и факты» пересекалась, но совпадение было очень незначительным, то есть среди читателей районок практически не было интересующихся еженедельником. Подписчиков молодежек, читавших «Аргументы и факты», было больше, но процент, в общем, тоже незначительный. Иначе говоря, несмотря на похожую пестроту, «разношерстность» читательской аудитории рассматривавшихся массовых изданий читатели еженедельника имели более высокий образовательный уровень, меньший возрастной разброс: от 20 до 55 лет у «Аргументов и фактов» не совпадает с возрастной группой подписчиков моло-дежек — от 15 до 60-70 лет, а тем более местных газет — от 17-18 лет до предельного возраста.

Подобный взгляд на читательскую аудиторию помогает понять причины популярности других газет. Скажем, «Труд» в те годы — тоже массовая газета. Однако у профсоюзного издания был четко определенный, строго очерченный контингент читателей: рабочие. Ни смена редакторов, ни создание конкурентной «Рабочей трибуны» не могли подорвать доверие подписчиков «Труда» к газете.

«Литературная газета» в свою очередь была изданием для «пассивно диссидентствующей» интеллигенции [9]. Речь шла и об ученых, научных сотрудниках разнообразных НИИ, и о художниках, писателях, артистах, то есть «Литературка» была

массовой газетой элитарной интеллигенции.

Среди ИТР (инженерно-технических работников), куда относили (общественное мнение, в частности, в лице некоторых социологов) заодно и врачей, и учителей, и других «пролетариев умственного труда», пользовалась популярностью газета «Известия». М.Ф. Ненашев в начале 1980-х гг. пытался сделать семейную газету из «Советской России»1. За три года тираж ее вырос с 2 млн до 12 млн экземпляров.

Но вскоре началась перестройка, и все семьи из ячеек государства превратились в партячейки, где могло существовать столько партий, сколько членов семьи успело обзавестись хоть каким-то мировоззрением. Домашние посиделки превратились в дискуссионные клубы. В начале 1990-х гг. немало родственников, не говоря о друзьях, оказались по разные стороны баррикад.

А вот «Правда», несмотря на то, что здесь работали блестящие журналисты, которые спустя какие-то пять-десять лет (иногда чуть больше) стали политическими лидерами, так и не смогла вырваться из коллапса (или «черной дыры») ЦК КПСС. А журналисты, о которых шла речь выше, — Е. Гайдар, М. Полторанин, Г. Селезнев, Ю. Черниченко.

Беглый взгляд на читательскую аудиторию показал, что речь шла действительно о системе печати, которая, несмотря на искусственное и в определенном смысле субъективное построение, организацию, обрела самостоятельность и явила неожиданные для разработчиков системы свойства.

1 «Советская Россия» при М.Ф. Ненашеве наряду с резким изменением содержания создала и новый стиль оформления, предвосхитивший современный дизайн некоторых газет [8, с. 106-112].

Она (система), во-первых, стала отражать истинное строение общества: если и не классовое (хотя и рабочие, и крестьяне здесь, как видим, были представлены — последние как читатели газеты «Сельская жизнь»), то деление его на несколько социальных групп. Во-вторых, данная система если и не выражала, то хотя бы выявляла интересы этих групп, слоев советского общества тех лет, когда никаких классов якобы не было, а тем более прослоек, а существовала некая общность, называемая советским народом. И третий важный момент: как мы убедились, к советским газетам 1980-х гг. можно применять термины качественные и массовые, но не в том смысле, как они толковались в Англии в момент возникновения, и следует осознавать их существование. Есть много отличительных черт одного вида изданий от другого, в числе которых тираж. Массовые газеты довольно подробно представлены выше. Была предпринята также попытка сравнить тиражи массовых западных изданий с нашими «качественными».

Если же сравнивать тиражи «Известий» в пору их расцвета, «Советской России» М.Ф. Ненашева, которые в силу своего статуса — «приближенность к трону» — не могли публиковать материалы вроде

«В 4.10»1, напечатанный в «Труде», или корреспонденцию о пожаре, уничтожившим только что построенную текстильную фабрику в одной из среднеазиатских республик, которая увидела свет в «Комсомольской правде», с тиражами качественных газет Англии, Германии, США, Франции, соответственно введя коэффициенты в зависимости от численности населения, то окажется, что и «Известия», и «Советская Россия», и «Сельская жизнь» превосходили тиражи таких национальных газет, как «Таймс», «Фигаро» и «Монд» в пять-шесть раз. Вот об этом феномене советской прессы, нуждающемся в изучении, и говорилось выше.

А как обстоят дела в настоящее время? Если говорить о классификации российских изданий от качественных до бульварных, то сейчас (формально) все на уровне британских стандартов. Тиражи самых массовых местных газет упали до уровня полувековой давности. Однако подробнее об этом речь пойдет в следующей статье.

1 Материал об НЛО, появившийся в «Труде» в разделе науки, вызвал бурную реакцию во всем мире, в том числе звонок из госдепартамента США, на который отвечал оказавшийся в нужное время в нужном месте наш выпускник А. Бурмистенко.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галкин С.И. От дизайна вещей к дизайну СМИ / С.И. Галкин. — М., 2010.

2. Добровольский А. Наш человек во времена Сталина / А. Добровольский // Московский комсомолец. — 2009. — 7 сент.

3. Керженцев П.М. Газета. Организация и техника газетного дела / П.М. Керженцев. — 3-е изд. — М., 1924.

4. Киселев А.П. Советская школа оформления (Введение) / А.П. Киселев // Оформление периодических изданий / под ред. А.П. Киселева. — М., 1988.

5. Рабочая книга редактора районной газеты. — М., 1988.

6. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. — М., 2001.

7. Средства массовой информации России. 1997 год. Анализ. Тенденции. Прогноз. — М., 1998.

8. Табашников И.Н. Что за сменой «лица» / И.Н. Табашников // Газета и дизайн. — Тюмень, 1994.

9. Устинов С. О моем отце. Ушел из жизни сказочник Лев Устинов / С. Устинов // Московский комсомолец. — 2009. — 12 янв.

10. Фрост К. Дизайн газет и журналов. / К. Фрост. — М., 2008.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Galkin S.I. Ot dizayna veshchey k dizaynu SMI [From design to design things media]. Moscow, 2010.

2. Dobrovol'skiy A. Our man in the days of Stalin. Moskovskiy komsomolets, 2009, September 7. (In Russian).

3. Kerzhentsev P.M. Gazeta. Organizatsiya i tekhnika gazetnogo dela [Organization and equipment of the newspaper business]. 3rd ed. M., 1924.

4. Kiselev A.P. Soviet school of design (Introduction). Kiseleva A.P. (ed.). Oformleniye pe-riodicheskikh izdaniy [Making periodicals]. Moscow, 1988. (In Russian).

5. Rabochaya kniga redaktora rayonnoy gazety. — Workbook of an editor of the regional newspaper, M., 1988.

6. Zasurskii Ya.N. (ed.). Sistema sredstv massovoy informatsii Rossii [The system of mass media in Russia]. Moscow, 2001.

7. Sredstva massovoy informatsii Rossii. 1997 god. Analiz. Tendentsii. Prognoz. [The media in Russia. 1997. Anal. Trends]. Forecast, Moscow, 1998.

8. Tabashnikov I.N. That the change of the «face». Tyumen', Gazeta i dizayn [Newspaper and design], 1994. (In Russian).

9. Ustinov S. About my father. Died storyteller Lev Ustinov. Moskovskiy komsomolets, 2009, January 12. (In Russian).

10. Frost K. Dizayn gazet i zhurnalov [Design of newspapers and magazines]. Moscow, 2008.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Галкин С.И. Система оформления российской периодики: к истории вопроса / С.И. Галкин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 1. — С. 101-111. — DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).101-111.

REFERENCE TO ARTICLE

Galkin S.I. Periodicals processing system: to background. Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 1, pp. 101-111. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).101-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.