Научная статья на тему 'Технолого-экономические условия взаимодействия сборного и участкового вагонопотоков'

Технолого-экономические условия взаимодействия сборного и участкового вагонопотоков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местная работа / накопление / участковый вагонопоток / план-график / сборный вагонопоток / простой / вагоно-часы / local work / accumulation / local car flow / schedule / prefabricated car flow / downtime / car hours

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Доценко Ю.В., Виховская Л.И.

В статье проведен анализ взаимодействия участкового и сборного вагонопотоков, определены технологические параметры, определяющие время их пребывания в районе местной работы, определено условие взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological and economic conditions for the interaction of prefabricated and district car flows

The article analyzes the interaction between local and group car flows, determines the technological parameters that determine the time of their stay in the area of local work, and determines the condition of interaction.

Текст научной работы на тему «Технолого-экономические условия взаимодействия сборного и участкового вагонопотоков»

УДК 656.225

ДОЦЕНКО Ю.В., канд. техн. наук, доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

ВИХОВСКАЯ Л.И., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

Технолого-экономические условия взаимодействия сборного и участкового вагонопотоков

Dotsenko Y.V., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (DRTI) Vihovskaya L.I., Senior Lecturer (DRTI)

Technological and economic conditions for the interaction of prefabricated and district car flows

Введение

План формирования местных поездов является составной частью сетевого плана формирования поездов. На сети железных дорог разрабатывается внутридорожный план формирования, который охватывает продвижение вагонопотоков между опорными станциями железных дорог, не включенными в расчет сетевого плана формирования поездов. План формирования местных поездов на участках и в узлах разрабатывается согласно технологии местной работы участков и станций. Распределение работы между станциями участка осуществляется согласно планам погрузки и выгрузки общих и по роду вагонов [1].

Анализ последних исследований и публикаций

Технология местной работы представляет порядок выполнения операций с местными вагонами в границах подразделения и

регламентируется технологическими процессами работы подразделения.

Технологический процесс работы подразделения с местными вагонами содержит: техническую характеристику подразделения, в которой отражены общая схема путевого развития, размещение и техническое оснащение пунктов погрузки, выгрузки и переработки местных вагонов, их специализация, вместимость и перерабатывающая способность,

обеспечение средствами тяги, устройствами сигнализации и связи со средствами передачи информации; эксплуатационную характеристику подразделения, в которой отражены общий объем, характер и структура местной работы по видам сообщения, роду вагонов, порядок обеспечения погрузки порожними вагонами и направление избытка порожних из под выгрузки; технико-экономическое

обоснование потребности в технических средствах, исходя из расчетного и перспективного объема местной работы и характера поступления на подразделение местных вагонов; расчеты по нормированию элементов операций с местными вагонами, включая нормы времени на

перемещение местных вагонов,

маневровую и сортировочную работу, накопление, выполнение грузовых операций, а также технологические простои, обусловленные ожиданием выполнения следующих операций после завершения предыдущих; порядок выполнения операций с местными вагонами, обеспечивающих

минимальное время на выполнение одиночной операции местной работы; информационное обеспечение и оперативное управление местной работой; порядок учета и анализа местной работы; технико-

экономические нормативы и показатели местной работы [2].

Цель работы

Цель работы - определить условия возможного взаимодействия

участкового и сборного вагонопотоков.

Основная часть

Технология местной работы на станциях разрабатывается согласно типовых технологических процессов грузовых, участковых и сортировочных станций. Технология местной работы в узлах включает организацию местной работы в узле с учетом ее распределения между грузовыми и техническими станциями узла. Основное внимание уделяется согласованию в работе станций узла и прилегающих участков, а также предприятий промышленного

железнодорожного транспорта, с подъездными путями промышленных предприятий, другими видами транспорта.

Технология местной работы на участках определяет систему развоза и сбора местных вагонов на участке, согласованную с технологическими

процессами работы промежуточных станций, планов формирования и графиком движения поездов.

Технология местной работы на полигонах подразделений железных дорог включает технологию местной работы на станциях и участках, регламентирует местную работу в границах подразделений и определяет ее нормативные показатели. Технология местной работы на дороге согласовывает технологию местной работы подразделений, исходя из ее распределения между ними,

устанавливает порядок, объем, сроки и стыки передачи местных вагонопотоков прямого и местного сообщений.

Для оценки технологии местной работы подразделения любого уровня необходимо использовать единую систему показателей местной работы, основные из них:

- интенсивность местной работы;

- объем местного вагонопотока;

- рабочий парк местных вагонов

[3].

С целью объективного отображения в технологии местной работы перечисленных выше моментов и условий их использования в технолого-экономической модели в современных условиях необходима разработка рекомендаций

рационализации и нормирования местной работы на участке. Сравнительная схема движения местных поездов оценивается суммарными вагоно-часами простоя местных вагонов на промежуточных станциях, для этого разрабатывается два или более вариантов плана-графика местной работы на участке и графоаналитическим или табличным способом определяются вагоно-часы для каждой промежуточной станции с последующим анализом (рис. 1).

Рис. 1. Вариант плана-графика местной работы на участке и графоаналитический и табличный способ определения вагоно-часов простоя для каждой промежуточной

станции

Время нахождения вагона участкового вагонопотока в районе местной работы технологически обусловлен накоплением, окончанием формирования, обработкой по отправлению и следованием по участку. При этом возможны межоперационные простои. Для обоснования принятия решения по организации продвижения участкового вагонопотока можно рассмотреть взаимодействие этого потока со сборным [4].

Перемещение части участкового потока сборными поездами связано с изменением времени накопления, замедлением продвижения по участку части участкового потока. Организация взаимодействия участкового и сборного вагонопотоков будет экономически выгодна, если затраты, связанные с замедлением продвижения части участкового потока перекроются экономией от сокращения вагоно-часов

накопления и сокращения числа участковых поездов. При принятии решения организации такого

проследования участкового

вагонопотока необходимо учитывать сроки доставки груза. Вместе с этим эксплуатационная работа железных дорог характеризуется

неравномерностью на протяжении отчетных суток. Суточную

неравномерность рекомендуется

учитывать при определении времени накопления в решении задач по организации вагонопотоков.

При сравнении продвижения вагона участкового потока участковыми и сборными поездами наиболее важными технологическими

параметрами, определяющими время его пребывания в районе местной работы, являются: простой под накоплением 1нак и время продвижения по участку и (рис. 2).

к

л

м

N \

Ч\ Ч\

\ ч \ N \ ч

\\

*— 1 , л нак1 - 1 Ас , л тч ^ ( псоь

^нак ^

''накг ^

Рис. 2. Условия следования участкового и сборного поездов

В экономическом отношении объединенное (участковыми и сборными поездами) следование участкового потока будет выгодно, если в среднем за сутки экономия эксплуатационных затрат за счет сокращения числа участковых поездов будет больше, чем затраты, связанные с простоем под накоплением и следованием по участку сборными поездами вагонов участкового потока:

*пуслч — [— ^нак + ^сбтв (*псб ~ *пу )]свч , (1)

где Ысб - число сборных поездов на направлении, совпадающее с направлением движения участкового потока;

те - состав группы участкового, включаемого в сборный поезд;

*пу - время нахождения на участке участкового поезда, час.;

ту - состав участкового поезда, принятый за основу при следовании участкового потока;

— АВшк - возможное увеличение (+) или уменьшение (-) вагоно-часов накопления вагонов участкового потока

при смешанном его продвижении в сравнении с раздельным;

*псб - время нахождения на участке сборного поезда, час;

Слч, с6ц - стоимость локомотиво- и вагоно-часов соответственно.

Условие может иметь вид:

[— ^нак + Nсбтв (*псб ~ п)]т у слч

N Сбте1

впу

Определение вагоно-часов

накопления на состав поезда, а также вагоно-часов накопления за сутки или времени среднего простоя вагонов под накоплением, относится к теории управления запасами, в которой в зависимости от интенсивности накопления продукции определяются затраты, связанные с накоплением, или среднее время хранения продукции в процессе накопления при

формировании заказа определенной величины. Величина среднесуточных вагоно-часов накопления зависит от числа вагонов в составе и не зависит от интенсивности составообразующего потока, при этом при уменьшении величины состава вагоно-часы значительно уменьшаются.

с

вч

Выводы

Взаимодействие участкового и сборного вагонопотоков возможно только в том случае, если установленный в условиях оптимизации с учетом ограничений состав сборного поезда меньше максимального по массе или длине.

Список литературы:

1. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов/ Под ред. П.С. Грунтова. - М.: Транспорт, 1994. - 543 с.

2. Зубков, В.Н. Технология и управление работой станций и узлов: учеб. пособие / В.Н. Зубков, Н.Н. Мусиенко. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. -416 с.

3. Доценко, Ю.В. Выбор рационального варианта организации местных вагонопотоков на направлении [Текст] / Ю.В. Доценко, Л.И. Виховская // Сборник научных трудов ДОНИЖТ. -2019. - №54. - С. 25-30.

4. Доценко Ю.В., Виховская Л.И., Харина А.А. Параметры организации продвижения вагонопотоков по участку при эффективном использовании

ресурсов // «Инновационные перспективы Донбасса:

инфраструктурное и социально-экономическое развитие»: материалы IX Международной Научно-практической конференции «Научно-технические аспекты комплексного развития железнодорожного транспорта» в рамках IX Международного Научного форума Донецкой Народной Республики. Донецк, 24-25 мая 2023 г. -Часть 1 - Донецк: ДОНИЖТ, 2023. -258 с.

Аннотации:

В статье проведен анализ взаимодействия участкового и сборного вагонопотоков, определены технологические параметры, определяющие время их пребывания в районе местной работы, определено условие взаимодействия.

Ключевые слова: местная работа, накопление, участковый вагонопоток, план-график, сборный вагонопоток, простой, вагоно-часы.

The article analyzes the interaction between local and group car flows, determines the technological parameters that determine the time of their stay in the area of local work, and determines the condition of interaction.

Keywords: local work, accumulation, local car flow, schedule, prefabricated car flow, downtime, car hours.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.