Научная статья на тему 'Функциональная схема и показатели эксплуатационной работы железной дороги в современных условиях'

Функциональная схема и показатели эксплуатационной работы железной дороги в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
погрузка / выгрузка / местное сообщение / ввоз / вывоз / транзит / план / эксплуатационная работа / loading / unloading / local communication / import / export / transit / plan / operational work

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доценко Ю.В., Виховская Л.И.

В статье проведен анализ выполнения эксплуатационной работы дороги и определена ее функциональная схема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доценко Ю.В., Виховская Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional diagram and indicators of the operational work of the railway in modern conditions

The article analyzes the performance of the road's operational work and defines its functional diagram.

Текст научной работы на тему «Функциональная схема и показатели эксплуатационной работы железной дороги в современных условиях»

УДК 656.2

ДОЦЕНКО Ю.В., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) ВИХОВСКАЯ Л.И., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

Функциональная схема и показатели эксплуатационной работы железной дороги в современных условиях

Dotsenko Y.V., Candidate of Technical Sciences (DRTI) Vihovskaya L. I., Senior Lecturer (DRTI)

Functional diagram and indicators of the operational work of the railway in modern conditions

Введение

Формирование механизма

получения прибыли в сфере железнодорожных перевозок

предполагает минимизацию их себестоимости путем освоения прогнозированных вагонопотоков

оптимальным числом вагонов и локомотивов. Это требует освоения не только новых технологий, но и новых подходов к организации вагонопотоков, к составлению плана формирования поездов и графику движения поездов, а также усовершенствования

технического нормирования,

оперативного управления и

регулирования, организации тягового обслуживания поездов, применение эффективных технологий. Для решения перечисленных задач необходим четкий номерной учет, контроль дислокации вагонов, регулирование использования вагонного парка и внедрение автоматизированных систем

диспетчерского управления движением поездов. Наибольший эффект от реализации всех составляющих организации перевозочного процесса может быть достигнут при условии

централизованного управления

перевозками из единого центра.

Анализ последних исследований и публикаций

Фундаментальной основой

повышения эффективности

эксплуатационной работы железной дороги является внедрение новых методов управления перевозочным процессом на базе информационных и управляющих технологий с

использованием принципов технолого-экономической модели перевозочного процесса. В условиях экономических взаимоотношений управленческому аппарату всех уровней необходимо уметь принимать предварительно экономически обоснованные

организационные и технологические решения, позволяющие

минимизировать затраты и увеличить доходы.

По результатам работы на 01.01.2021 г. выручка по ГП «ДЖД» от грузовых перевозок при плане 3217 млн. руб. составила 2347 млн. руб., что ниже плана на 870 млн. руб. (-27%) и ниже аналогичного периода прошлого года на 1099 млн. руб. (-32%) в связи со

снижением объема грузовой работы; от пассажирских перевозок при плане 8,3 млн. руб. составила 6,5 млн. руб., что ниже плана на 1,8 млн. руб. (-22%) и ниже аналогичного периода прошлого года на 5,4 млн. руб. (-45%); от подсобно-вспомогательной и прочей операционной деятельности при плане 381 млн. руб. составила 389 млн. руб., что выше плана на 8 млн. руб. (+2%) и выше прошлого года на 104 млн. руб. (+36%) за счет реализации списанных грузовых вагонов и металлолома, а также предоставления вагонов отправительского маршрута [1].

Дебиторская задолженность

составила 643,5 млн. руб., в сравнении с началом года выше на 266,2 млн. руб. (+71%) за счет неполной оплаты услуг за перевозку грузов основными грузоотправителями.

Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2021 составила 1 186,4 млн. руб., в сравнении с 01.01.2020 выше на 538,4 млн. руб. (+83%). Несвоевременная оплата за оказанные услуги основными грузоотправителями повлекла рост задолженности за электроэнергию, дизельное топливо, газ, а также оформление отсрочки по налоговым обязательствам;

Расходы по перевозкам за 2020 год составили 3 789 млн. руб., что ниже плана на 618 млн. руб. (-14%) и уровня прошлого года на 781 млн. руб. (-17%) за счет снижения расходов:

- на оплату труда в связи с недосодержанием контингента (-440 чел. к плану и -755 чел. к прошлому году);

- на ремонты основных фондов в связи с отсутствием необходимых материалов и запасных частей;

- по использованию топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов из-за падения объемов

перевозок и на прочие производственные нужды за счет их экономного использования;

- по амортизации в связи с увеличением количества объектов, достигших нулевой остаточной стоимости, на которые не начисляется амортизация.

Расходы по прочим видам деятельности составили 471 млн. руб., что ниже плана на 350 млн. руб. (-43%) за счет списания основных фондов в меньшем объеме. В сравнении с прошлым годом расходы ниже на 27 млн. руб. (-5%) за счет выполнения ремонта грузовых вагонов,

находящихся на ответственном хранении Дороги в 2019 году.

Основной экономический

показатель, характеризующий

эффективность работы - это производительность труда.

Производительность труда на 1 человека, занятого в эксплуатации, составила 142 тыс. прив. ткм/чел., что ниже плана на 38 тыс. прив. ткм/чел. (-21%) и уровня прошлого года на 82 тыс. прив. ткм/чел. (-37%). В пересчете на доходы производительность труда на 1 человека составила 254 тыс. руб., что ниже плана 30 тыс. руб. (-11%) и уровня прошлого года на 95 тыс. руб. (-27%) [1].

Цель работы

Цель работы - анализ эксплуатационной работы железной дороги и определение ее функциональной схемы.

Основная часть

Эксплуатационная работа

железнодорожного подразделения по грузовым перевозкам отображается в

таблице-шахматке, согласно которой транспортной таблицы приведен на

разрабатываются технические нормы рис. 1 [2].

работы подразделения. Макет

Пункты отправления Пункты назначения

Выходные стыки Всего На подразделении Всего Итого

Выходные Транзит Прием Прием Общий прием по стыкам

стыки транзитных груженых и порожних Ввоз под выгрузку и погрузку

Всего Сдача

транзитных груженых п итргр. ^трпор. Ввоз груженых и порожних Цвв.гр. ^ вн. пор Цпр.гр. Ппр.пор.

порожних

На Погрузка

подразделе- «на Общая

нии Вывоз себя», погрузка

Вывоз груженых Местное внутрен- и пере-

и порожних сообщение нее перемещение порожних мещение порожних

Всего Сдача груженых Выгрузка «своей» погрузки, перемещение

и порожних из под выгрузки Пвывгр. ивыВ.ПОр имс имс.ПОр ипогр. иизб.ПОр

порожних

Итого Общая сдача по стыкам исд.гр. исд,Пор Общая выгрузка и перемещение ивыгр. инед.пор ига ипор

порожних

Рис. 1. Макет транспортной таблицы на полигоне железнодорожного подразделения

Итоговым данным шахматки отвечает принципиальная схема эксплуатационной работы на подразделении [2, 3].

Используя принципиальную схему с исходными данными можно определить количественные и качественные характеристики

эксплуатационной работы.

По итогам 12 месяцев 2020 года ГП «ДЖД» приведенная работа выполнена к плану на 84,5%, а к уровню

прошлого года на 50,4%, выполнение грузооборота составило 1 456 млн. ткм при плане 1725,7 млн. ткм или 84,4%. К аналогичному периоду прошлого года выполнение составило 62% [1, 4].

Основными причинами является уменьшение погрузки до 94,8% к плану и к уровню 2019 года на 74,2%; невыполнение плана по приему груженых вагонов, приём груженых вагонов по стыкам выполнен на 90,7% к плану и к уровню 2019 года на 47,5%.

Рис. 2. Принципиальная схема эксплуатационной работы на железнодорожном

подразделении

Погрузка дороги составила 165762 вагона или 10,7 млн. т при установленном плане погрузки 175985 вагонов или 11,3 млн. т. Причина невыполнения: снижение объемов перевозок грузов предприятиями, входящими в сферы управления Министерства угля и энергетики ДНР, которые являются одними из основных грузоотправителей ГП «Донецкая железная дорога».

Выгрузка составила 150561 вагон при установленном плане выгрузки 161705 вагонов, т.е. план выполнен на 93,1%, к уровню 2019 года выгрузка выполнена на 69,2%. Причина невыполнения: уменьшение выгрузки в связи со снижением погрузки угольной продукции и импорта сырья для производства. Выгрузка по обороту составила 411 вагонов в среднем в сутки при установленном среднесуточном плане выгрузки по обороту 401 вагон, т.е. план выгрузки по обороту выполнен на 102,5%.

Выполнение качественных

показателей: участковой скорости поезда к техническому плану 27,1 км/ч

составила 27,3 км/ч или 100,7%, увеличена на 0,2 км/ч (0,7%). К уровню прошлого года участковая скорость выполнена на 108,3%, увеличена на 2,1 км/ч (8,3%); техническая скорость при плане 31 км/ч составит 31,2 км/ч, выполнена на 100,8%, увеличена на 0,2 км/ч (0,8%). К аналогичному периоду прошлого года увеличена на 0,6 км/ч или на 2,0%; производительность локомотива по ГП «ДЖД» в 2020 году составила 542 тыс. ткм брутто в среднем в сутки, при техническом плане 542 тыс. ткм брутто, выполнена на 100%. К уровню прошлого года производительность локомотива

увеличилась на 16 тыс. ткм брутто или на 3%; среднесуточный пробег локомотива составил 286 км при техническом плане 275 км, выполнен на 104,2%. К уровню 2019 года показатель увеличен на 34 км или на 13,5%; средний вес грузового поезда во всех видах тяги составил 2907 т при техническом плане 3133 т, выполнен на 92,8%, снижен на 226 т (7,2%). К уровню прошлого года средний вес снижен на 259 т или на 8,2%.

На снижение среднего веса грузового поезда к техническому плану и к прошлому году повлияло увеличение процента порожнего пробега вагонов к общему на 7,9% по сравнению с прошлым годом, что привело к потерям среднего веса поезда на 259 т.

Оборот вагона по ГП «ДЖД» в 2020 году составил 7,31 сут. при плане 7,38 сут. или 100,9%. По отношению к прошлому году оборот вагона замедлен на 0,20 сут. или на 2,7%. Причиной замедления оборота к прошлому году стало снижение погрузки на 161 вагон в среднем в сутки.

Оборот местного вагона при плане 3,59 сут. составил 3,48 сут., то есть ускорение на 0,11 сут. или 3,1%. К прошлому году ускорение оборота местного вагона составит 0,79 сут. или 22,8%.

Оборот транзитного вагона выполнен на 100% (план - 2,72 сут.; факт - 2,72 сут.). К прошлому году оборот транзитного вагона ускорен на 0,46 сут. или на 18,4%.

Оборот груженого вагона при плане 3,25 сут. составит 3,21 сут., то есть, ускорен на 0,05 сут или на 1,5%. К прошлому году оборот груженого вагона ускорен на 0,60 сут. или на 15,7%.

Простой местного вагона при плане 93,68 ч составит 93,42 ч или 100,3%, т.е. сокращен на 0,26 ч (или на 0,3%). К прошлому году простой сокращен на 17,0 ч или на 18,2%. Простой вагона под одной грузовой операцией при плане 79,99 ч ожидается 79,98 ч или 100%. К прошлому году простой снижен на 11,01 ч или на 13,8%.

По итогам работы за 2020 год невыполнение дорогой ряда

качественных показателей работы к уровню прошлого года привели к

дополнительным затратам трудовых, материальных и топливно-

энергетических ресурсов:

- снижения среднего веса поезда - 97,1 млн. руб. (2019 г. - 3166 тонн, 2020 г. - 2907 тонн);

- замедления оборота вагона -1,6 млн. руб. (2019 г. - 7,1 суток, 2020 г. - 7,3 суток);

- увеличения % порожнего пробега к груженому - 2,7 млн. руб. (2019 г. - 34,9%, 2020 г. - 51,6%).

-увеличения простоя вагона на 1 технической станции - 2,2 млн. руб. (2019 г. - 19,5 час., 2020 г. - 21,6 час.);

- себестоимость 10 прив. ткм. - 26 руб., что выше плана на 3 руб. (+13%) и выше уровня прошлого года на 7 руб. (+40%). Себестоимость увеличится за счет снижения объемов перевозок к плану.

В 2020 году Дорогой проведена большая работа по восстановлению, обновлению и модернизации

инфраструктуры. Из материалов, оборудования и запасных частей, приобретённых за счет средств целевого финансирования, были выполнены следующие работы:

1) собрано и уложено 7,4 км рельсошпальной решетки на перегонах и 9 новых комплектов стрелочных переводов на ж.б. брусьях на станциях;

2) введены в эксплуатацию два мотовоза МПТ-6 на дистанциях пути;

3) введен в эксплуатацию пост секционирования контактной сети ПСК-3,3 кВ на станции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) выполнена модернизация переездной сигнализации на 9 железнодорожных переездах с заменой 18 комплектов переездного оборудования и 6 релейных шкафов;

5) выполнена замена 10 релейных шкафов на станциях и перегонах;

6) выполнена замена 22 стрелочных электроприводов на централизованных стрелках станций;

7) выполнена замена на станциях и железнодорожных переездах 995 аккумуляторов тип АБН-72П;

8) введены в эксплуатацию 4 комплекта цифрового оборудования связи (мультиплексоров «Транспорт»);

9) введены в эксплуатацию 7 вакуумных выключателей на тяговой подстанции;

10) получена и введена в эксплуатацию электротехническая лаборатория типа ЭТЛ-35К;

11) выполнена замена 10 опор контактной сети по станции;

12) выполнен перенос оси 1-го пути перегона на ось 3-го пути в районе моста;

13) восстановлены и включены в постоянную эксплуатацию технические средства сортировочного комплекса в 4-м пучке механизированной горки станции.

В 2021 году, согласно утвержденным мероприятиям по восстановлению, модернизации

инфраструктуры и подвижного состава, будет продолжена работа по ремонтам и приобретению спецтехники,

планируется:

- капитальный ремонт пути на новых материалах перегонов (6,6 км) 1186ПК8- 1193ПК4;

- приобретение машины ВПР-

02М;

- приобретение автомотрисы АДМ-1.3;

- восстановление устройств АБ на участке;

- модернизация устройств ЭЦ и устройств переездной сигнализации.

Детальное представление об эксплуатационной работе Дороги дает ее функциональная (технологическая) схема, которая представляет граф состояния вагонов на подразделении (рис. 3).

Рис. 3. Функциональная схема эксплуатационной работы на дороге

Переход вагонов из одного состояния в другое в пределах дороги определяет работу, которая численно характеризуется их интенсивностью. Из функциональной схемы

эксплуатационной работы видно, что отдельная характерная законченная работа, которая выполняется с вагонами на дороге, может содержать в себе нахождение вагонов в одном или нескольких состояниях, включая технические и технологические операции на станциях [5].

Выводы

Проведение анализа результатов эксплуатационной работы

железнодорожных подразделений за определенный период времени. Оценка деятельности оперативного аппарата необходима для принятия и реализации организационных, управленческих и технических решений, которые направлены на повышение

эффективности грузовых перевозок, качества транспортного обслуживания грузовладельцев и укрепления конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг.

Формирование прибыльного

механизма в сфере перевозок предусматривает минимизацию их себестоимости путем освоения прогнозируемых грузопотоков

оптимальным количеством вагонов и локомотивов. Это требует освоения не только новых технологий, но и новых подходов к организации вагонопотоков, к составлению плана формирования поездов и графика движения поездов, а также совершенствование технического нормирования, оперативного

управления и регулирования, организации тягового обслуживания поездов, применение эффективных

технологий, отвечающих условиям рыночной среды. Для решения названных задач необходимы четкий пономерной учет, контроль дислокации вагонов, регулирование использования вагонного парка и внедрение микропроцессорных систем

диспетчерского управления движением поездов. Наибольший эффект от реализации всех составляющих организации перевозочного процесса может быть достигнут при условии централизованного управления

перевозками из единого центра.

Список литературы:

1. Отчет о результатах деятельности Министерства транспорта Донецкой Народной Республики за 2020 год. - Донецк, 2021. - 40 с.

2. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов / Под ред. П.С. Грунтова. -М: Транспорт, 1994. - 543 с.

3. Зубков, В.Н. Технология и управление работой станций и узлов: учеб. пособие / В.Н. Зубков, Н.Н. Мусиенко. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. -416 с.

4. Доценко Ю.В. Обоснование параметров технической надежности и качества транспортного производства / Ю.В. Доценко, В.Ф. Костанда, ЛИ. Виховская // ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА НА СЕВЕРЕ РОССИИ: Сборник научных статей / Под ред. проф. О.М. Епархина, Ярославль: Ярославский филиал ПГУПС, 2019. - С. 70-73.

5. Кудрявцев В.А. Управление движением на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для вузов

ж.-д. трансп. - М.: Маршрут, 2003. -200с.

Аннотации:

В статье проведен анализ выполнения эксплуатационной работы Дороги и определена ее функциональная схема.

Ключевые слова: погрузка, выгрузка, местное сообщение, ввоз, вывоз, транзит, план, эксплуатационная работа.

The article analyzes the performance of the road's operational work and defines its functional diagram.

Keywords: loading, unloading, local communication, import, export, transit, plan, operational work.

УДК 656.212

ПАНЧЕНКО Ю.Ю., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

К вопросу оценки экономической эффективности интеграции железнодорожного транспорта в цифровую экономику

Panchenko Y.Y., senior lecturer (DRTI)

On the issue of assessing the economic efficiency of railway transport integration into the digital economy

Введение

В настоящее время в мире и в частности в Российской Федерации (РФ) во всех сферах деятельности активно развивается и внедряется цифровая экономика. Этот процесс затрагивает и деятельность

железнодорожного транспорта. В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»,

утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по

стратегическому развитию и

национальным проектам от 04.06.2019 г. № 7, согласно которой «цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию

информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских

информационно-

телекоммуникационных технологий, а также формированию новой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.