О Н. Числов, В.А. Лебедева, В В. Хан. -Ростов н/Д, ФГБОУ ВО РГУПС, 2017. -83 с.
Аннотации:
В статье детально рассмотрен метод определения конструктивных параметров горловин сортировочных парков с использованием прикладных программ. Приведен ряд возможностей программы KOMПАС-3D по определению координат и длин элементов горловин сортировочных парков.
Ключевые слова: системы
автоматизированного проектирования (САПР), горловина сортировочного парка,
симметричный стрелочный перевод, программа КОМПАСА.
The article describes in detail the method for determining the design parameters of the throats of sorting parks using application programs. A number of possibilities of the KOMnAC-3D program for determining the coordinates and lengths of the neck elements of the sorting parks are presented.
Keywords: computer-aided design systems (CAD), the neck of the sorting fleet, symmetrical point, KOMPAS-3D program.
УДК 656.2
ДОЦЕНКО Ю.В., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) ВИХОВСКАЯ Л.И., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного транспорта)
Анализ затрат, связанных с погрузочно-выгрузочными операциями при обработке местных вагонов на станции
Dotsenko Y.V., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (DRTI) Vihovskaya L. I., Senior Lecturer (DIRT)
Analysis of the costs associated with loading and unloading operations when processing local wagons at the station
Введение
Государственное предприятие «Донецкая железная дорога» обеспечивает потребности населения и предприятий Донецкой Народной Республики в перевозке грузов и пассажиров. На сегодняшний день списочная численность работников предприятия составляет порядка 13 тысяч человек. В структуре предприятия находятся 56
железнодорожных станций
(сортировочных - 3, пассажирских - 1, участковых - 2, грузовых - 36, промежуточных - 14), 1 разъезд и 1 путевой пост. Станций, открытых для грузовых операций - 44. Развернутая длина железнодорожных путей общего пользования - 2376,2 км; эксплуатационная длина главных путей - 667,5 км; развернутая длина подъездных путей составляет 1302,5 км, из них: на балансе железной дороги -200,2 км, на балансе предприятий -1102,3 км [1].
По итогам 2019 года ГП «Донецкая железная дорога» обеспечено выполнение плана перевозки грузов (по отправлению) на 90,6%.
Следует отметить негативное влияние на работу ГП «Донецкая железная дорога» таких факторов, как высокий процент износа основных фондов, особенно сложная ситуация с тяговым подвижным составом, вследствие этого на дороге действует более 80 предупреждений по ограничению скорости движения поездов. Особо остро последнее время стоят вопросы снабжения расходными материалами, материалами для обеспечения содержания и выполнения текущего ремонта, вопросы
укомплектования кадрового состава специалистами ведущих профессий.
Анализ последних исследований и публикаций
Объем перевозок пассажиров по Республике в 2019 году составил более 1,3 миллиона пассажиров, из них 48% -пассажиры льготной категории. Грузооборот за 2019 год составил более 2,7 млрд. ткм. Объем погрузки грузов в 2019 году составил более 14,47 млн. тонн, выгрузки - 14, 39 млн. тонн.
В 2019 году, ухудшены по сравнению с 2018 годом следующие показатели: погрузка снижена на 5,7 тыс. тонн (87,4%); выгрузка составила 84,8% (снижена на 107 вагонов в среднем в сутки); приведенная работа составила 97,5 %; грузооборот снижен на 67,5 млн. ткм; оборот грузового вагона замедлен на 0,65 суток (90,8%); простой вагона под 1-й грузовой операцией увеличен на 13,96 часа; производительность вагона снижена на 22 ткм нетто (97,6%); процент порожнего пробега к
груженому увеличен на 2,5%; процент порожнего пробега к общему увеличен на 1,4 % [1].
Исходя из вышеизложенного, весьма проблематично спрогнозировать перспективу роста объемов работы дороги на период до 2025 года. Проблемы текущих расчетов - это временное явление, и в перспективе предполагается рост общих объемов работы ГП «Донецкая железная дорога», приведенный на рис. 1.
Динамика отправления грузов ГП "Донецкая железная дорога" в перспективе
17000 | 16500 ° 16000 и 15500 н 15000 14500 14000 165 03
15 161 |8,9
148 95 153 11,9
2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 год
Рис. 1. Предполагаемый рост общих объемов работы ГП «Донецкая железная дорога»
Грузовая и коммерческая работа занимает важное место в эксплуатационной деятельности дороги и включает комплекс вопросов, связанных с перевозочным процессом, главным образом, с его начальными и конечными операциями - погрузкой и выгрузкой, организацией пакетных, контейнерных и маршрутных перевозок.
Перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются между железнодорожными станциями,
открытыми для выполнения операций, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузобагажа, погрузкой, выгрузкой, перегрузкой, приемом, взвешиванием, хранением и выдачей груза, оформлением перевозочных документов, пломбированием вагонов, контейнеров, обеспечением
сохранности грузов, находящихся на станции.
В отсутствие перспектив на возрастание спроса на перевозочные услуги до уровня 1990 г., ГП «Донецкая железная дорога» должна принимать меры, направленные на повышение производительности труда и снижение расходов [1].
В сложившихся условиях работы ГП «Донецкая железная дорога», основной задачей руководства предприятия является укрепление трудовой и технологической
дисциплины при соблюдении и обеспечении единой технологии перевозочного процесса.
Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок (далее - ЕСТП) разработан в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона Донецкой Народной Республики «О железнодорожном транспорте», принятого Постановлением Народного Совета 13.11.2015 года № 94-ИС.
Одним из важнейших условий организации местной работы является взаимодействие с клиентурой и точная и своевременная информация.
Цель работы
Цель работы - проанализировать схему прохождения местных вагонов, затраты, связанные с погрузочно-выгрузочными операциями, и определить мероприятия по ускорению продвижения местного вагонопотока.
Основная часть
Технология управления местной работой дороги включает в себя процессы суточного, сменного и текущего планирования и контроля грузовой и поездной работы при
взаимодействии руководителей,
диспетчеров и других специалистов дороги с грузоотправителями и грузополучателями, владельцами
железнодорожных путей необщего пользования, операторами
железнодорожного подвижного состава и другими собственниками вагонов. Оперативное управление местной работой также состоит в обеспечении диспетчерского контроля и
регулирования продвижения местного и порожнего вагонопотоков от момента их зарождения или поступления с соседних дорог до передачи его на смежный диспетчерский участок, подачи на подъездной путь, грузовой фронт или сдачи с дороги по пограничным железнодорожным
станциям через стыковые пункты и станции передачи подвижного состава, контейнеров и грузов [2, 3].
Схема прохождения местных вагонопотоков на технической станции представлена на рис. 2, последовательность выполнения
операций на рис. 3.
Рис. 2. Схема прохождения местных вагонов на технической станции
Затраты, связанные с выгрузкой местных вагонов на станции за определенный период времени, определяются [4, 5]:
^^выгр _ ^ст.выгр ^ ^ст.инфрв ^ ^упринфрв ^
+ З + З
1 ттпь- 1
выгр
(1)
ман .лок
Операция Обозначение операции Последовательность операций
Обработка состава по прибытии 'пр И
Расформирование состава 'расф щ
Накопление вагонов на подачу 'нак
Подборка вагонов на вытяжке 'полб 0
Подача вагонов на грузовой двор 'под ¡21
Расстановка вагонов по грузовым фронтам (ГФ) грузового двора 'расст
Грузовая операция (выгрузка) С
Сборка вагонов с ГФ грузового двора 'сб Ш
Перестановка вагонов под погрузку »пер Й
Расстановка вагонов по ГФ подъездного пути 'расст Ь
Грузовая операция (погрузка) на подъездном пути С 5/0^0/5
Сборка вагонов с ГФ 'сб Щ
Уборка груженых вагонов 'уб щ
Сортировка местных вагонов по назначениям и накопление состава с „38 « ^-¡61 а-■
Формирование состава и его выставка в парк ПО 'ф
Обработка состава по отправлению 'от а
Обшая продолжительность с
шшжшшшш
Рис. 3. Последовательность выполнения операций с местными вагонами
Зст.выгр
^ - затраты на вагоно-часы на станции выгрузки местных грузовых вагонов, руб.;
ост.выгр _ у^Мвыгргр ^
1=0 н.выгр.1 ваг -час J?
(2)
где Мвыгр - число местных грузовых вагонов, выгруженных на станции за определенный период времени, ваг;
Тн.выгрл - нахождение каждого 1-го местного грузового вагона на станции выгрузки, час;
Сваг-Час ] - общая затратная ставка одного вагона-часа с учетом всех затрат, действующих в j-ый период времени, руб.;
Зстинфрв - затраты, связанные с использованием станционной
инфраструктуры за определенный период времени, руб.;
ост.инфрв _ ^Квыгртстанц /~^кмчас/^ ^ ^ (3)
1=0 полнвыгр.1 стан V кон нач-'' V *
где Квыгр - число станций участка открытых для выгрузки грузов;
Ьстанц - полная длина
полнвыгр. 1 ^
выгрузочных и подъездных путей в границах каждой станции участка, км;
С™™ - единая затратная ставка использования км станционной инфраструктуры в течение часа, действующая на j-ый период времени, руб;
1К0Н - значение времени, на которое проводится расчет, час;
* нач- начальное значение времени,
час;
Зупринфрв - затраты, связанные с использованием инфраструктуры
управления в установленный период, отнесенные на км расчетной длины пути хозяйства выгрузочных работ, руб.;
эупринфрв _ ^Квыгрт станц /-чкмчас^.< , ч {Д\
3 1=0 полн[выгр.]Супр] (*кон * нач), ^ *
где Скмч/с - единая затратная ставка
использования инфраструктуры
управления на протяжении часа на один км расчетной длины пути дороги, действующая на j-ый период времени, руб.;
Зманлок - затраты на локомотиво-часы работы на станции маневровых локомотивов для обеспечения местной работы, руб.;
3 = Е
ман .лок 1=0
где Кманлок- количество маневровых локомотивов, работающих на станции, для обеспечения местной работы по выгрузке;
Тман.лок г „
; - время работы на станции маневровых локомотивов для обеспечения местной работы по выгрузке, час;
Nман .ло^^ман.лок.
км
кС
ман .лок-час J
, (5)
^н.лок—часj - единая затратная
ставка одного локомотива-часа маневровой работы действующая на j-ый период времени, руб;
Звыгр - затраты предприятия на работы для обеспечения выгрузки грузов, руб.;
О выгр _ у'Квыгр/'-ч
i=0 ^¿выгр i выгр5
(6)
где К - число станций участка открытых для выгрузки;
- объем выгруженных грузов на станции, тонн нетто;
Сшгр - единая затратная ставка
стоимости одной выгруженной тонны груза, руб.
Затраты, связанные с погрузкой порожних вагонов на станции, за определенный период времени:
^^погр _ ^ст.погр ^ст.инфрп ^упринфрп
+ З + Зпогр
, (7)
инфраструктуры, за определенный период времени, руб.;
ост.инфрп _ ^Кпогрт станц ^кмчас/.- . \ /'ОЛ
З 1=0 полнпогрiCстан (tкон tначV *
где Кпогр - число станций участка открытых для погрузки грузов;0
Lстанц „
полнпо^ - Полная длина
погрузочных и подъездных путей в границах каждой станции участка, км;
- единая затратная ставка использования км станционной инфраструктуры в течении часа, действующая на j-ый период времени,
руб.;
*кон - значение времени, на который проводится расчет, час;
\ нач - начальное значение времени,
час;
Зупринфрп - затраты, связанные с использованием инфраструктуры
управления, в установленный период отнесенные на км расчетной длины пути хозяйства погрузочных работ, руб.;
Зст.погр
р - затраты, на вагоно-часы порожних вагонов на станции погрузки, руб.;
ост.погр _ у^Мпогргр
i=0 н.погрл ваг—часj -
(8)
где Мпогр - число порожних вагонов погруженных на станции за определенный период времени, ваг;
Тнпогрл - нахождение каждого 1-го порожнего вагона на станции погрузки от прибытия до окончания погрузки и принятия вагона к перевозке, час;
Сваг-час j - общая затратная ставка одного ваг-час с учетом всех затрат действующих в j-ый период времени, руб.;
Зстинфрп - затраты связанные с использованием станционной
оупринфрп _ у^Кпогот станц /"чкмчас/.- . ч /1 Г)\
З i=0 полипогр1супр] (tкон tнач) *
где С™™ - единая затратная ставка
использования инфраструктуры
управления на протяжении часа на один км расчетной длины пути дороги действующая на j-ый период времени, руб.;
З^лок - затраты на локомотиво-часы работы на станции маневровых локомотивов для обеспечения местной работы, руб.;
о _у^ман .ло^^ман.лок^-л
ман.лок i=0 i ман.лок—ча^,
(11)
где ^ан.лок - число маневровых локомотивов, работающих на станции для обеспечения местной работы по погрузке;
Т ман.лок /—„
; - время работы на станции маневровых локомотивов для обеспечения местной работы по погрузке, час;
Сман.лок—час j - единая затратная
ставка одного локомотива-часа маневровой работы действующая на j-ый период времени, руб.;
Зпогр - затраты предприятия на работы для обеспечения погрузки грузов, руб.;
погр _ у>Кпогр.
Зпогр = Е
i=0
'О C
^погр^ погр'
(12)
где Кпогр - число станций участка открытых для погрузки;
О - объем погруженных грузов на станции, тонн нетто;
С
погр
единая затратная ставка
стоимости одной погруженной тонны груза, руб.
Выводы
Затраты, связанные с грузовыми операциями, во многом зависят от времени нахождения вагонов под грузовыми операциями,
непроизводительными межоперационными простоями и эффективным использованием
инфраструктуры (то есть рациональной организации технологического процесса с местными вагонами).
Борясь за сокращение времени простоя вагонов под грузовыми операциями, работники
железнодорожного транспорта должны применять скоростные методы погрузки и выгрузки. Они характеризуются тем, что, во-первых, к предстоящей работе
надо тщательно готовиться; во-вторых, максимально совершенствовать
отдельные операции, выполняя их не последовательно, а параллельно; в-третьих, учитывать фактор времени, совершенствовать приемы работы, повышать производительность труда, ускорять производство грузовых операций; в-четвертых, системный подход ко всему транспортному процессу.
Меры по ускорению развоза местного груза и продвижению порожних вагонов: регулирование подвода местного груза в зависимости от состояния фронтов выгрузки, формирование групповых поездов с местным грузом для обеспечения быстрой подачи вагонов к фронтам выгрузки; обеспечение ускоренного продвижения поездов с местным грузом в вагонах определенного рода при недостаче их для обеспечения погрузки; увеличение числа формируемых порожних маршрутов и сдачи их по регулировочному заданию;
организацию скоростной обработки и продвижению поездов с местным грузом; увеличение числа маневровых и вывозных локомотивов.
Список литературы:
1. Отчет о результатах деятельности Министерства транспорта Донецкой Народной Республики за 2019 год. - Донецк, 2020. - 40 с.
2. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов / Под ред. П.С. Грунтова. - М: Транспорт, 1994. - 543 с.
3. Зубков В.Н. Технология и управление работой станций и узлов: учеб. пособие / В.Н. Зубков,
Н.Н. Мусиенко. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. -416 с.
4. Терешина Н.П. Экономика железнодорожного транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда. - М.: УМЦ ЖДТ, 2008. - 272 с.
5. Доценко Ю.В. Выбор рационального варианта организации местных вагонопотоков на направлении / Доценко Ю.В. Виховская Л.И. // Сборник научных трудов ДОНИЖТ. -2019. - Вып. №54. - С. 25-30.
Аннотации:
В статье проведен анализ затрат на выполнение погрузочно-выгрузочных операций на станциях участка и предложены меры по ускорению продвижения местного груза.
Ключевые слова: погрузка, выгрузка, местный вагон, единая расходная ставка, инфраструктура, затраты, ускорение, время.
The article analyses the costs of performing loading and unloading operations at the stations of the site and suggests measures to accelerate the movement of local cargo.
Keywords: loading, unloading, local wagon, flat rate, infrastructure, costs, acceleration, time.
УДК 656.212
ПАНЧЕНКО Ю.Ю., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного
транспорта)
Оценка влияния учета изменения угла отклонения оси участка пути, по которому движется отцеп при моделировании скатывания одиночного вагона с сортировочной горки
Panchenko Y.Y., Senior Lecturer (DRTI)
The assessment of the impact of taking into account changes on the angle of deviation of the axis of the track section along which the decoupling moves when modeling the rolling of a single car from a sorting yard
Введение
Математическое и имитационное моделирование динамики скатывания отцепов с сортировочных горок является эффективным средством для анализа и исследования факторов, влияющих на функционирование технологических элементов
сортировочных горок в различных условиях и проверки их технико-
технологических параметров.
Конструкция и техническое оснащение проектируемых или реконструируемых сортировочных горок (план, профиль и высота горки, технические средства механизации и автоматизации) должны обеспечивать непрерывное,
бесперебойное и безопасное расформирование составов при соблюдении всех технических и технологических требований [1].