Научная статья на тему 'Технологизация скрининговых исследований функционального состояния студентов'

Технологизация скрининговых исследований функционального состояния студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИНИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕФЛЕКСОДИАГНОСТИКА / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егоров В. Н., Субботина Т. И.

Представлены результаты анализа информативности методов компьютерной рефлексодиагностики с позиции практической целесообразности их использования. Выделены и охарактеризованы основные функции технологизации скрининговых исследований функционального состояния студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егоров В. Н., Субботина Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYS OF METHODS DESCRIPTIVENESS COMPUTER REFLEX DIAGNOSTICS

In the article the results of analysis of methods descriptiveness computer reflex diagnostics with position of practical appropriateness its usage is observed. Main functions of technologization its screening research of functional students' states are detached and characterized.

Текст научной работы на тему «Технологизация скрининговых исследований функционального состояния студентов»

Список литературы

1. Медико-демографические особенности в регионах России / В.Б. Белов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. № 3. С. 3-6.

2. Ваганова Л.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи : автореф. дис. ... канд. мед. наук . Уфа, 2003. 26 с.

3. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: Профессионал, 2009. 432 с.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Электрон. дан.: //http://www.infosport.ru/strategiya/docs/Strategiya.pdf

V.N. Egorov, A.A. Yashin

MONITORING RESEARCH BASED ON NOSOLOGICAL FORMS OF STUDENTS ARE OBSERVED

The features of monitoring research based on nosological forms of students are observed. The statistic material and deep analysis of nosological forms of students and schoolchildren is described.

Key words: monitoring, nosological forms, system of higher and secondary education.

Получено 14.02.2012 г.

УДК 796.012:611

В.Н. Егоров, канд. пед. наук., проф., (4872) 35-54-79,

EgorovW @mail .ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Т.И. Субботина, док. мед. наук., проф., (4872) 35-54-79, mpd10 @rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СКРИНИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Представлены результаты анализа информативности методов компьютерной рефлексодиагностики с позиции практической целесообразности их использования. Выделены и охарактеризованы основные функции технологизации скрининговых исследований функционального состояния студентов.

Ключевые слова: скрининговые исследования, компьютерная рефлексодиагностика,

технологизация, мониторинг, функциональное состояние.

В последнее время появилось много данных о снижении функциональных возможностей молодежи. Отдельными авторами было выявлено отсутствие существенных положительных изменений в функциональном состоянии молодого организма за период обучения в вузе

[2, 6]. Только 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, до 40 % имеют функциональные отклонения и почти 50 % страдают хроническими заболеваниями [1].

В связи с ростом заболеваемости и функциональных отклонений у студентов особое значение в педагогической практике приобретают исследования их функционального состояния с использования современных методов контроля [7].

Традиционно базовой основой функционального контроля являются показатели системы кровообращения. Однако в результате многоплановых исследований последних двух десятилетий большую популярность приобрели методы рефлексодиагностики, позволяющие выявить изменения состояния организма по состоянию акупунктурных точек [3]. Из инструментальных методов рефлексодиагностики широкое распространение получили методы электропунктурной диагностики. Компьютерные версии данной группы методов рефлесодиагностики позволяют получать достоверную и воспроизводимую диагностическую информацию [4, 5].

Проведенный нами сравнительный анализ патологических предрасположенностей, выявленных в процессе скрининговых исследований, с результатами медицинских осмотров показал, что методы электропунктурной диагностики имели достаточно высокую степень информативности. Процент совпадения сравниваемых показателей составлял 75-90 %.

Кроме того, в процессе проверки на информативность скрининговой экспресс-диагностики по отдельным заболеваниям выявлено, что наиболее информативными сведениями являлись данные о состоянии опорно -двигательного аппарата, иммунной и нервной системы, обменных процессов, отдельных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Наибольшая погрешность наблюдалась при выявлении алиментарной гипергликимии, холистеринемии, дисбактериозов, лёгочной и почечной недостаточности.

При относительно одинаковой информативности методов компьютерной рефлексодиагностики, с позиции практической целесообразности их использования в организации контроля за функциональным состоянием студентов, на наш взгляд, наиболее предпочтительным являлся инструментальный метод экспресс-диагностики «Медискрин». Выбор обусловлен простотой условий эксплуатации прибора на практике и методикой регистрации измерений, а также возможностью выполнения измерений в автономном режиме, с последующей их автоматической обработкой и сохранением на персональном компьютере.

Отталкиваясь от общепринятого определения технологии как

совокупности операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности [9], нами выделены четыре основные функции технологизации скрининговых исследований функционального состояния студентов: диагностическая, коррекционная, информационная и научного обеспечения.

Схематичное представление реализации диагностической функции и ее содержательных составляющих представлены в таблице 1.

Содержательная основа диагностической функции включает: скринирование студентов по предусмотренной методике; компьютерную обработку данных; анализ материалов, полученных после компьютерной обработки; заключение по результатам обследования.

Коррекционная функция предполагает:_разработку коррекционных программ с учетом выявленных функциональных отклонений у студентов; контроль за выполнением мер по коррекции рефлексодиагностических характеристик студентов.

Информационная функция предназначена для: информирования студентов и преподавателей о результатах рефлексодиагностики; консультирования студентов по вопросам проведения рефлексодиагностического мониторинга.

Таблица 1

Операции и содержательные составляющие диагностической функции мониторинга функционального состояния студентов

№ п/п Функциональная операция Содержательная составляющая

1 Скринирование Регистрация значений электрокожной проводимости

2 Компьютерная обработка данных Ввод данных Считывание значений из памяти сенсора

Внесение демографических сведений (Ф.И.О., пол, дата рождения)

Создание индивидуального образа Построение рефлексодиагностической карты

Критериальная оценка функциональных возможностей организма

Дифференциальная оценка отдельных органов и функциональных систем

Интегральная оценка отдельных функциональных систем организма

3 Формирование базы данных Индивидуальная

Диагностическая

Функциональность научного обеспечения направлена на:

• обоснование инновационных подходов к проведению мониторинга функционального состояния учащихся;

• проведение опытно-экспериментальной проверки

эффективности работы, проводимой по организации мониторинга и принимаемым коррекционным мерам.

Для формирования пилотной базы данных рефлексодиагностики было обследовано 340 студентов первого курса специальной медицинской группы.

В процессе анализа результатов обследования был выделен ряд предполагаемых отклонений в функциональном состоянии учащихся, процентное и количественное соотношение которых представлено в табл. 2.

Таблица 2

Результаты скринингового обследования студентов основной

медицинской группы

Предрасположенность к нарушениям и заболеваниям Результаты скринирования

Абс. Отн., %

1. Кровообращение 273 80,3

2. Вегето-сосудистая дистония 303 89,1

3. Астма 118 34,7

4. Хронический бронхит 34 10,0

5. Осанка 89 26,2

6. Остеохондроз 215 63,2

7. Гастрит 111 32,6

8. Дизбактериоз толстого кишечника 242 71,2

9. Дизбактериоз тонкого кишечника 218 64,1

10. Дискенезия желчевыводящих путей 173 50,9

11. Почечная недостаточность 269 79,1

12. Астено-невротический синдром 279 82,1

13. Доминирование ассимиляции 155 45,6

14. Функциональное расстройство желудка 282 82,9

15. Холистеринемия 268 78,8

16. Лёгочная недостаточность 258 75,9

Из таблицы видно, что у студентов предрасположенности к нарушениям и заболеваниям носили комплексный характер и составляли от 2 до 8 случаев функциональных отклонений на одного человека. Наибольший процент прерасположенности функционального отклонения приходился на вегето-сосудистую дистонию - 89,1 %. Вероятность нарушений кровообращения, появления астено-невротического синдрома, функционального расстройства желудка, почечной недостаточности,

холистеринемии и лёгочной недостаточности составила в среднем около 80 %.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили возможность эффективного использования компьютерной рефлексодиагностической системы в организации мониторинга функционального состояния студентов.

Оценка прогностической значимости скринингового обследования свидетельствовала о необходимости совместного использования в практике работы кафедры физического воспитания и спорта плановых медицинских осмотров и инструментальных методов диагностирования, с целью своевременного выявления заболеваний на ранней стадии их протекания и принятия эффективных мер профилактического характера.

Список литературы

1. Андрющенко Л.Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий. Волгоград: ВГСХА, 2001. 164 с.

2. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М, 2006. 352 с.

3. Бойцов И.В., Улащик В.С. Электропунктурная диагностика и основные направления ее использования // Здравоохранение. 2000. №9.

С.5-8.

4. Информационные медико-биологические технологии / Е.А. Юматов [и др.]. М.:ГЭОТАР-МЕД., 2002. 277 с.

5. Информационные технологии в медицине: монография / А.А. Хадарцев [и др.]. Тула, 2006. 272 с.

6. О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений

по направлению «Здоровьесберегающие технологии»: Письмо

Министерства образования РФ от 26.08.2002 №13-15-104/13 //

Официальные документы в образовании. 2002. № 26.

7. Разумов А.Н. Состояние проблемы и организационно -методологические основы формирования системы охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации [Электронный ресурс] // К вопросу: Об исполнении поручения Президента Российской Федерации в области формирования и популяризации здорового образа жизни в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.sportsovet.ru.

8. Словарь русского языка /Составитель Ожегов С.И. М.: Русский язык, 1984, с. 243.

V.N. Egorov, T.I. Subbotina

ANALYS OF METHODS DESCRIPTIVENESS COMPUTER REFLEX DIAGNOSTICS

In the article the results of analysis of methods descriptiveness computer reflex diagnostics with position of practical appropriateness its usage is observed. Main functions of technologization its screening research of functional students' states are detached and characterized.

Key words: screening research, computer reflex diagnostics, technologization, monitoring, functional state.

Получено 14.02.2012 г.

УДК 796.012:611

В.Н. Егоров, канд. пед. наук., проф., (4872) 35-54-79,

EgorovW @mail .ru (Россия, Тула, ТулГУ)

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ И ТИПОЛОГИЯ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обоснован выбор критериальных показателей оценки психофизического и функционального статуса студентов. Дано упорядоченное описание и объяснение множества рассматриваемых типологических признаков физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния учащихся.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные технологии, оценочные

критерии, типовые признаки, психофизические и функциональные характеристики.

Проектирование и реализация физкультурно-оздоровительных технологий в условиях учебно-воспитательного процесса по физической культуре - одно из приоритетных направлений в решении задач сохранения и укрепления здоровья студентов. В общепринятом понимании физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) представляют собой средства и способы реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия, снижение риска развития заболеваний и повышение эффективности оздоровления [2, 4].

Традиционно на начальном этапе проектирования ФОТ особое внимание уделяется анализу исходных показателей психофизического и функционального статуса учащихся с использованием методов критериального оценивания. Однако современные условия жизнедеятельности студенческой молодежи непрерывно и быстро меняются, а вместе с ними изменяются и представления о критериях и методике оценивания [1, 3, 5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем исследовании выбор критериальных показателей оценки психофизического статуса студентов основывался на использовании не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.