Научная статья на тему 'Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «Школа вуз»'

Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «Школа вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / НОЗОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егоров В. Н., Яшин А. А.

Рассмотрены особенности мониторинговых исследований на основе учета нозологических форм учащихся. Представлен статистический материал и углубленный анализ нозологических характеристик студентов и школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егоров В. Н., Яшин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING RESEARCH BASED ON NOSOLOGICAL FORMS OF STUDENTS ARE OBSERVED

The features of monitoring research based on nosological forms of students are observed. The statistic material and deep analysis of nosological forms of students and schoolchildren is described.

Текст научной работы на тему «Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «Школа вуз»»

УДК 378.17; 371.72

В.Н. Егоров, канд. пед. наук., проф., (4872) 35-54-79,

EgorovW@mail.т (Россия, Тула, ТулГУ),

А.А. Яшин, д-р техн. наук., д-р биол. наук, проф., (4872) 35-54-79, Mrd1.0@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

МОНИТОРИНГ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»

Рассмотрены особенности мониторинговых исследований на основе учета нозологических форм учащихся. Представлен статистический материал и углубленный анализ нозологических характеристик студентов и школьников.

Ключевые слова: мониторинг, нозологические формы, системы высшего и среднего образования.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется продолжающимся ухудшением состояния здоровья населения Российской Федерации, о чем красноречиво свидетельствуют различные показатели: медико-демографические, заболеваемости, инвалидности и др. [1, 2, 3]. Для изменения сложившегося положения со стороны правительства России прилагаются активные усилия. Разработана стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой к числу основных задач отнесены - разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, а также модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования [4].

Для решения поставленных данных задач в Тульском государственном университете разработан комплекс мер по совершенствованию системы физического воспитания в вузе. Наряду с выполнением многочисленных мероприятий, особое внимание на период 2011-2015 гг. предполагается уделить мониторингу состояния физического здоровья студенческой молодежи вуза с целью создания единого информационного банка медико-статических данных и нозологических форм, показателей физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов.

В рамках общей стратегии мониторинговых исследований наблюдение за динамикой статистических характеристик нозологических

форм всегда занимало ведущее положение. Использование нозологической формы как единицы номенклатуры и классификации болезней позволяет составить единую картину заболеваемости как в студенческой, так и школьной среде.

В Тульском государственном университете учащиеся первых двух курсов в обязательной форме ежегодно проходят медицинский осмотр, по результатам которого в соответствии с нормативной документацией осуществляется распределение студентов на медицинские группы.

С 2001 по 2011 гг. показатель практически здоровых студентов снизился более чем на одну треть и достиг уровня 46,3 %. При относительно небольшой вариативности доля студентов с незначительными морфофункциональными отклонениями и недостаточным уровнем физических кондиций увеличилась, в среднем на 7 %. Более чем вдвое, по сравнению с подготовительной группой, наблюдалось повышение относительных значений в специальной медицинской группе (СМГ). На последний момент нашего исследования, количество студентов данной группы, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, составило около 30 %.

На фоне отчетливо динамики процентной составляющей в медицинских группах обращал на себя внимание незначительный разброс в количественных характеристиках группы освобожденных студентов от занятий физическими упражнениями. Количество студентов, имеющих резко выраженные хронические патологии и противопоказания, варьировался в диапазоне от 3,6 % до 4,9 %.

В процессе детального изучения количественных значений нозологических форм студентов СМГ, в соответствии с основными разделами Международной статистической классификацией (МКБ-10), выявлено, что основная доля всех болезней приходится на болезни костномышечной системы и соединительной ткани - 48,54 %. По сравнению с данной классификационной группой, практически в 3,5-4 раза реже встречаются у студентов болезни системы кровообращения (13,07 %) и психические расстройства (12.43 %). Еще реже, в диапазоне от 4,5 % до 6,5 %, наблюдаются болезни глаза и мочеполовой системы, а также болезни органов дыхания и пищеварения (табл.1).

Таблица 1

Наиболее распространенные заболевания у студентов ТулГУ, %

№ п/п Разделы МКБ-10 Юноши Девушки Всего

1 Психические расстройства 11,81 13,05 12,43

2 Болезни глаза 3,36 8,97 6,17

3 Болезни системы кровообращения 16,35 9,79 13,07

5 Болезни органов дыхания 5,38 3,51 4,45

6 Болезни органов пищеварения 4,41 5,01 4,71

7 Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 49,05 48,02 48,54

8 Болезни мочеполовой системы 4,25 7,46 5,86

Рассматривая классификационные группы МКБ-10 с позиции статистики в отдельности, можно отметить, что их основу составляют от одного до трех болезней. В группе болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани на сколиоз (72,77 %), плоскостопие (12,47 %) и остеохондроз (8,01 %) приходилось более 93 %. Кроме того, в данной группе обращало на себя внимание встречаемость отдельных болезней в зависимости от пола. Так, юношам более свойственно наличие плоскостопия, артрозов и артритов, девушкам - остеохондроза и хондропатии. Встречаемость сколиоза примерно одинакова у обоих полов.

Анализ процентного соотношения болезней у студентов СМГ в других медико-статистических классификационных группах показал, что превалирующей составляющей психических расстройств являлась ВСД (86,61 %), болезней глаза - миопия (95,54 %), органов дыхания -бронхиальная астма (85,53 %) и мочеполовой системы - пиелонефрит (80,00 %). В группах системы кровообращения и пищеварения

соотношение, в основном, распределялось между тремя видами болезней. В первом случае между ПМК (46,86 %), МАРС (34,31 %) и гипертонией (7,95 %). Во втором - между ДЖВП (40,24 %), гастритом (35,37 %) и язвенной болезнью (18,29 %).

Посредством сравнительного анализа медико-статистических показателей у студентов СМГ и освобожденных от практических занятий физической культурой выявлены характерные нозологические особенности.

Во-первых, у освобожденных студентов, по сравнению со студентами СМГ, более широкий спектр заболеваний, отраженных в разделах Международной статистической классификации (МКБ-10).

Во-вторых, у учащихся существуют схожие и отличительные

37

особенности встречаемости заболеваний. Схожесть просматривается по болезням системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения, а также психическим расстройствам. Отличительные особенности наиболее отчетливо видны по заболеваниям костно-мышечной системы и соединительной ткани, глаза, нервной и мочеполовой систем.

В-третьих, наличие у студентов инфекционных заболеваний, новообразований, симптомов, признаков и отклонений от нормы, с большей долей вероятности дает им основание для освобождения от практических занятий физической культурой, нежели от распределения в специальную медицинскую группу.

Рассматривая в обобщенном виде характерные особенности нозологических форм студентов, освобожденных от практических занятий, необходимо учитывать их изменчивость в зависимости от половой принадлежности исследуемого контингента. Так, у юношей и девушек, наиболее выраженные расхождения по относительным значениям наблюдаются в заболеваниях нервной и мочеполовой системы, а также органов дыхания. Умеренный дисбаланс соотносителен к болезням глаз и психическим расстройствам. Паритетное соотношение заболеваний свойственно группам студентов, имеющие хронические патологические отклонения в костно-мышечной системе и соединительной ткани, а также системе кровообращения (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее распространенные заболевания у студентов, освобожденных от практических занятий физической культурой, %

№ п/п Разделы МКБ-10 Юноши Девушки

1 Психические расстройства 12,07 10,00

2 Болезни нервной системы 14,66 6,92

3 Болезни глаза 16,38 13,85

4 Болезни системы кровообращения 12,07 12,31

5 Болезни органов дыхания 8,62 3,08

6 Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 18,97 18,46

7 Болезни мочеполовой системы 6,03 12,31

Полученные значения освобожденных студентов от занятий физической культурой имеют существенные расхождения от аналогичных показателей детей, обучающихся в школе. Если посмотреть на графическую кривую количества школьников с отклонениями в состоянии здоровья, то видно, что при Б-образной форме распределения, итоговые

38

значения достигают уровня 17,6 %, то есть уровня трехкратного превышения студенческого показателя (рисунок).

Количество освобожденных детей от занятий физической культурой в процессе обучения в школе

Для начального и завершающего этапов школьного обучения характерна умеренная тенденция к увеличению, не превышающая 1 %. Наибольший рост количества детей с отклонениями в состоянии здоровья приходится на обучение в средних классах. Динамика изучаемого показателя на данном этапе составляет в среднем 5 % (рисунок). В отличие от изменений количественных характеристик в школьной среде, динамика численности студентов с отклонениями в состоянии здоровья менее выражена и варьируется в диапазоне от 3,6 % до 4,9 %.

Таким образом, результаты изучения отдельных аспектов состояния здоровья студентов Тульского государственного университета свидетельствуют о том, что проблема сохранения здоровья студенческой молодежи не становится менее актуальной. С каждым годом увеличиваются количественные значения медико-статистических показателей, расширяется спектр заболеваний как в СМГ, так и группе освобожденных студентов от практических занятий физической культурой. Анализ количественных значений и нозологических характеристик освобожденных учащихся от практических занятий в системе «школа -вуз» показал, что отсутствие четко очерченных границ между медицинскими группами и строго обусловленными критериями освобождения школьников и студентов приводит к неоднозначности полученной статистики и предопределяет необходимость дополнительного изучения затронутой нами проблемы.

Список литературы

1. Медико-демографические особенности в регионах России / В.Б. Белов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. № 3. С. 3-6.

2. Ваганова Л.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи : автореф. дис. ... канд. мед. наук . Уфа, 2003. 26 с.

3. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: Профессионал, 2009. 432 с.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Электрон. дан.: //http://www.infosport.ru/strategiya/docs/Strategiya.pdf

V.N. Egorov, A.A. Yashin

MONITORING RESEARCH BASED ON NOSOLOGICAL FORMS OF STUDENTS ARE OBSERVED

The features of monitoring research based on nosological forms of students are observed. The statistic material and deep analysis of nosological forms of students and schoolchildren is described.

Key words: monitoring, nosological forms, system of higher and secondary education.

Получено 14.02.2012 г.

УДК 796.012:611

В.Н. Егоров, канд. пед. наук., проф., (4872) 35-54-79,

EgorovW @mail .ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Т.И. Субботина, док. мед. наук., проф., (4872) 35-54-79, mpd10 @rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СКРИНИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Представлены результаты анализа информативности методов компьютерной рефлексодиагностики с позиции практической целесообразности их использования. Выделены и охарактеризованы основные функции технологизации скрининговых исследований функционального состояния студентов.

Ключевые слова: скрининговые исследования, компьютерная рефлексодиагностика,

технологизация, мониторинг, функциональное состояние.

В последнее время появилось много данных о снижении функциональных возможностей молодежи. Отдельными авторами было выявлено отсутствие существенных положительных изменений в функциональном состоянии молодого организма за период обучения в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.