www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020-itog.doc / сайт Агентства спортивной информации «Весь спорт» (дата обращения: 10.09.2013).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 12.04.2013).
Дудкина Юлия Ивановна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный университет культуры и искусств,
Мирзоев Октай Мирза оглы, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)
TOWARDS THE IMPLEMENTATION OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR THE YOUNGER
GENERATION
Y.I. Dudkina, O.M. Mirzoev
The article discusses the current physical condition, especially the younger generation, and offers recommendations for improving the health of the Russian population, with common exercise in the light of the introduction of the All-Russian sports complex.
Key words: physical education, health, All-sports complex, jogging, walking, a model program of exercise.
Dudkina Yulia Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Culture and Arts,
Mirzoev Oktay Mirza oglu, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism
УДК 796.011
ПАРАДИГМА КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева
С позиции комплексного подхода раскрыты особенности социализации и гигиенических реалий студенческой молодежи, формирования потребностей, интересов и мотивов включения её в активную физкультурно-спортивную деятельность, а также расширения представлений о сущности и тенденциях физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов.
Ключевые слова: парадигма, комплексный подход, психофизический статус, структурные компоненты жизнедеятельности, студенческая молодежь.
В условиях современных реалий общества и образования, императивность физического воспитания студентов предполагает формирование физической культуры личности и способностей
направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В данном контексте при значимости всех парадигмальных направлений в теории и практике физической культуры особое значение приобретают парадигмы здоровьесбережения.
Ведется активная работа по формированию новых парадигм здоровьеcбережения, базисом которых выступают парадигмы человеческого здоровья. В настоящее время терминологическое интерпретирование здоровья неоднозначно и ни одно из более чем сотни определений не удовлетворяет академически строгим оценочным требованиям [5]. Следствие существующего многообразия понятийного аппарата категории здоровья - появление значительного количества направлений в решении методологических задач здоровьесбережения, большинство из которых ориентированы на использование комплексного подхода к исследованию и оценке показателей, отражающих различные компоненты здоровья [3, 8].
На сегодняшний день нет достаточно полного и единого определения комплексного подхода в педагогических исследованиях, его сущности и структурных компонентов. По мнению отдельных авторов, отсутствие единообразия при наполнении конкретным содержанием рассматриваемого понятия объясняется его объемностью и
многоаспектностью, а также интенсивной теоретической разработкой идеи комплексности и, как следствие, изменчивостью сложившихся представлений о ней и появлением в этой методологической идее новых аспектов [2, 4, 6].
В области сохранения и укрепления здоровья студентов в качестве структурных компонентов комплексного подхода используется множество параметров, отражающих особенности психофизического статуса и отдельных компонентов жизнедеятельности. В основном данное
многообразие базируется на концептуальной основе изучения
физического, психического и социального компонентов здоровья человека [1].
Объем и методика исследования. Исследование проводилось в течение 8 лет на базе кафедры физического воспитания и спорта и Центра здоровья Тульского государственного университета. Общее количество обследованных студентов 1-2 курса в возрасте 17-20 лет составило 8625 человек. В комплекс методов исследования входили анкетирование, медико-статистический анализ, антропометрические измерения, двигательные тесты, методы функциональной диагностики (математический анализ ритма сердца, диагностика состояния точек акупунктуры).
Результаты и их обсуждение. В рамках социологического исследования изначально можно было предположить, что в современных
условиях политических и социально-экономических преобразований в стране, изменений в общественном сознании людей, общественнополитических, духовно-нравственных и материальных ориентиров процесс социализации студенчества приобретает свою специфику. На наш взгляд, к наиболее отличительным и социально значимым особенностям современной студенческой молодежи можно отнести: относительную удовлетворенность своим положением в родительской семье, условиями проживания и быта; преимущественный нейтралитет существования в общественной жизни и образовательной среде; формальное отношение к обучению и неуверенность в полноценной реализации полученных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; противоречивость мнений и ограниченность знаний в решении вопросов социального, экономического, нравственного и сексуального характера, а также сохранения и укрепления здоровья; толерантность в отношении к вредным привычкам и необязательность в соблюдении основ здорового образа.
Негативность отдельных социальных характеристик студентов в какой-то степени пересекалась с выявленными особенностями потребностно-мотивационной сферы у учащихся в физкультурной деятельности. Прежде всего это просматривалось в отношении студентов к занятиям физической культурой. На протяжении всего обучения в вузе для 60 % обучающегося контингента освоение данной дисциплины, впрочем, как и многих других, являлось вынужденной необходимостью в их образовательном процессе. Осознанный подход с целью оптимизации своих показателей физического, двигательного и функционального развития у студентов встречался практически в 2 раза реже. Среди учащихся меньше всего имели желание заниматься физическими упражнениями девушки и юноши с хроническими заболеваниями и нарушениями функциональных систем. По нашему мнению, отмеченная тревожная потребностно-мотивационная ситуация в физкультурной деятельности студентов преимущественно базировалась на завышенной самооценке уровня своего здоровья и физической подготовленности.
Проблема формирования устойчивой потребности в активной физкультурной деятельности во многом сопряжена с проблемой дефицита двигательной активности у студенческой молодежи. Констатация данного факта исследователями осуществляется на протяжении не менее двух десятилетий. Однако, опираясь на мониторинговые данные, следует отметить, что на фоне по-прежнему преобладающего малоподвижного образа жизни у студентов, нерационального построения своего суточного режима и использования свободного времени просматриваются позитивные сдвиги в отношении учащихся к физической культуре и спорту.
Остается достоверным и другой факт, подтверждающий предопределенность адаптационных возможностей организма человека,
возможностей выполнения им должных требований общества к здоровью, физическому, двигательному и функциональному развитию более чем на 50 % условиями и образом жизни. В контексте данного утверждения можно отметить, что в целом по России для студенческой молодежи свойственна негативная тенденция по показателям заболеваемости, физического и психического здоровья [7].
В вузе на протяжении длительного времени ведется статистика распределения студентов в медицинские группы. С 2001 по 2012 гг. показатель практически здоровых студентов снизился более чем на одну треть и достиг уровня 46,3 % от общего числа учащихся. При относительно небольшой вариативности доля студентов с незначительными морфофункциональными отклонениями и недостаточным уровнем физических кондиций увеличилась в среднем на 7 %. Более чем вдвое по сравнению с подготовительной группой увеличилось количество студентов специальной медицинской группы и составило около 30 %.
В процессе детального изучения количественных значений нозологических форм студентов специальной медицинской группы в соответствии с основными разделами Международной статистической классификации (МКБ-10) выявлено, что основная доля всех болезней приходится на болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 48,54 %. По сравнению с данной классификационной группой практически в 3,5-4 раза реже встречаются у студентов болезни системы кровообращения (13,07 %) и психические расстройства (12,43 %). Еще реже, в диапазоне от 4,5 % до 6,5 %, наблюдаются болезни глаза и мочеполовой системы, а также болезни органов дыхания и пищеварения.
Увеличилась встречаемость сочетанных форм патологий, в 40 случаях из ста наблюдалось наличие двух и более заболеваний у студентов, имеющих такие основные заболевания, как остеохондроз, пролапс митрального клапана, плоскостопие, миопия и сколиоз. В меньшей степени сочетанность просматривалась при болезнях органов дыхания (бронхиальная астма - 15,5 %) и мочеполовой системы
(пиелонефрит - 21,1 %), а также одном из заболеваний системы кровообращения (малые аномалии развития сердца - 19,6 %).
В данной ситуации закономерностью являлась отмеченная нами умеренная негативная тенденция в уровне физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов.
Описательная статистика росто-весовых характеристик физического развития студентов показала, что при соответствии уровня исследуемых характеристик средним должным величинам в их динамике за последние пятнадцать лет просматривается положительная тенденция. У девушек увеличение показателей роста составило 1,9 см при повышении значений массы тела на 2,8 кг. В отличие от девушек изменениям росто-весовых
характеристик юношей была свойственна незначительная гетерохронность. При более выраженной динамике в показателях роста (увеличение составило 2,3 см) наблюдались умеренно положительные сдвиги в значениях массы тела, не превышающие 2 кг.
Обхватные размеры основных сегментов тела соответствовали должным возрастно-половым величинам физического развития студентов. Динамика исследуемых значений у учащихся при незначительной их вариативности не превышала 1 % и не являлась статистически достоверной. Относительные показатели содержания жировой ткани у девушек при норме 24 % в среднем находились в диапазоне от 23,9 % до 24,6 %. У юношей данный показатель при должных значениях 18 % не превышал в среднем уровня 15,4 %.
Основной особенностью динамики двигательной подготовленности девушек и юношей являлась ее регрессирующая тенденция по уровню развития практически всех исследуемых нами физических качеств. В процентном выражении это особенно заметно у девушек в тестовых заданиях с приоритетным проявлением скоростных и скоростно-силовых качеств, а также статической и аэробной выносливости. Снижение в среднем варьировалось в диапазоне от 3,2 % до 9,6 %. В отличие от девушек у юношей наблюдался менее выраженный регресс. Среднестатистическое снижение в рамках данных тестовых заданий находилось на уровне 4-5 %.
В процессе анализа результатов исследования функционального состояния студентов методом математического анализа ритма сердца выявлено, что нейрогуморальная регуляция, вегетативный баланс, состояния симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также состояния энергометаболического уровня вегетативной регуляции соответствовали нормостатистическим значениям. Отмеченные вегетативные дисфункции, сопровождаемые преобладанием ваготонических или симпатических влияний, могли являться проявлением дизадаптации на донозологических стадиях расстройств сердечнососудистой системы.
При использовании диапазонов типов реактивности организма в качестве оценочных критериев результаты электропунктурной диагностики позволили получить общую характеристику функциональной реактивности позвоночного столба и суставов обследуемого контингента. В среднем у 39 % от общего количества обследованных студентов показатели находились в пределах установленной физиологической нормы. У остальных студентов имелись либо гипер-, либо гипофункциональные нарушения опорно-двигательного аппарата. В основном физиологические нарушения имели умеренную степень проявления, на их долю приходилось около 60 %. Выраженная степень
физиологических нарушений наблюдалась в незначительном объеме и не превышала 1 %.
Таким образом, комплексное исследование особенностей психофизического статуса и отдельных компонентов жизнедеятельности студентов показало, что по многим вопросам социального характера данная группа учащихся не имеет определенного мнения, наличие знаний об основных требованиях сохранения и укрепления здоровья не является основанием для применения их в жизни. Все в целом создает предпосылки для снижения уровня здоровья студентов, возможности выполнения должных требований, предъявляемых обществом к их физическому, двигательному и функциональному развитию. В данной ситуации комплексный подход позволяет не только исследовать и оценить биосоциальную эффективность здорового образа жизни учащейся молодежи, но и способствовать активизации поиска новых эффективных направлений в разработке здоровьесберегающих технологий.
Список литературы
1. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 15-18.
2. Дроздова Л.Н., Селезнева Н.Т. Комплексный подход при оценке состояния здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7. С. 13-14.
3. Кирой В.Н., Войнов В.Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. №3. С. 43-48.
4. Коркоценко М.Н. Комплексный подход в обучении: от теории к практике // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. 2012. № 1 К; ЦКЬ: www.es.rae.ru/mino/158-1056 (дата обращения:
01.07.2013).
5 Косолапов А.Б., Лофицкая В.А. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. Владивосток: ДВГАЭУ, 2003. 154 с.
6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
7. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию
физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи ЦКЬ: http://archive.kremlin.ru/text/appears
/2009/03/214322^Ыт1 / сайт Президента России (дата обращения:
01.07.2013).
8. Фомин В.С. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. С. 18-23.
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PARADIGM OF COMPLEX PROBLEMS OF CONSERVATION RESEARCH AND IMPROVING THE HEALTH OF STUDENTS
V.N. Egorov, E.D Gryazeva
From the perspective of an integrated approach revealedfeatures of socialization and hygiene realities of young students, the formation of the needs, interests and motives of its inclusion in the active sports and athletic activities, and increased understanding of the nature and trends ofphysical development, motor fitness and functional status of students.
Key words: paradigm, an integrated approach, the psycho-physical status, the structural components of life, and students.
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Griazeva Elena Dmitrievna, candidate of technical Sciences, Head of Department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.012:612
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова
Рассматриваются вопросы стимуляции средствами физической культуры интенсивности умственной деятельности студентов, а также способы релаксации физиологических последствий интеллектуального утомления студентов в результате учебной деятельности средствами физического воспитания. Анализируются возможные формы профилактики у обучающихся артериальной гипертензии, рекомендуется комплекс физических упражнений, направленный на эффективную оптимизацию церебральной гемодинамики в процессе и после умственных нагрузок.
Ключевые слова: студенты, интеллектуальная деятельность, церебральная гемодинамика, дыхание, средства физической культуры, профилактика, физическое воспитание студентов.
Тематика влияния занятий по физической культуре на эффективность и интенсивность учебной деятельности студентов уже не раз становилась предметом научного интереса авторов данной статьи, которые в своих более ранних публикациях рассматривали физиологические основы этого влияния, а также способы воздействия