2. Мироедов А.А. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. М.: Финансы и статистика, 2012. 128 с.
3. Управление и контроль реализации социально-экономических целевых программ / под. ред. В.В. Кульба. М.: Либроком, 2009. 400 с.
Грязев Михаил Васильевич, д-р техн. наук, проф., ректор, rsr.tulaagmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., Arkhipov777@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет
DIFFERENTIAL INFORMATION FOR PARTICIPANTS OF SALES TARGET PROGRAM DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
M. V. Griazev, S.A. Arkhipova
As part of the development of scientific and methodical approach to the formation and implementation of targeted programs for the development of physical culture and sports material is presented, reflecting the differentiated provision of information on the basis of the program to address their concerns, which ensures the efficiency of its implementation.
Key words: physical education and sports, the target program, participants control system, interests, information, information provision.
Griazev Mikhail Vasilyevich, doctor of technical Sciences, rector, rsr. tula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,
Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Arkhipov777@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Ю.И. Дудкина, О.М. Мирзоев
В материале обсуждается нынешнее физическое состояние, в частности, подрастающего поколения и предлагаются рекомендации по улучшению здоровья населения России с помощью общедоступных физических упражнений в свете внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, Всероссийский физкультурноспортивный комплекс, бег, ходьба, примерная программа занятий физическими упражнениями.
Значительные изменения в российском обществе за последние несколько лет привели к потенциальному нарушению, как ни странно, здоровья населения. Внедрение в жизнь подрастающего поколения, например, различных информационных технологий не позволяют вести
подвижный образ жизни и приоритетом должны служить занятия физической культурой.
Многолетние исследования отечественных учёных показывают, что каждое новое поколение российской молодёжи по показателям социального положения и физического развития уступает предыдущему. Оно менее здорово физически, слабее развито, менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально [1].
Наряду с этим обостряется проблема избыточного веса детей, подростков и взрослого населения как следствие отсутствия должного уровня культуры, физической активности и жизнедеятельности в целом.
Известно, что занятия физической культурой могут стать не только серьёзным препятствием всем вышеуказанным тенденциям, прямо влияющим на уровень национальной безопасности страны, но формировать у всего поколения здоровой стиль жизни. Последнее - это определённый тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
Практика последних нескольких лет показывает, что значительная часть учащихся средних общеобразовательных школ из-за низкого уровня физического развития не в полной мере способна сдать программно -нормативные требования. Такое положение не даёт права говорить о полноценной реализации учебных программ по физической культуре в школе, где, кстати, предусмотрено и выступление на многочисленных соревнованиях. Само выступление на соревнованиях влечёт за собой уже специальную подготовку, основанную прежде всего на здоровье ребёнка.
К сожалению приходится констатировать, что во многих регионах, а в большой степени в сельских поселениях, всё ещё не на должном уровне проводится массово-оздоровительная работа, особенно во внеучебное время, которая также должна решать задачи физического развития детей и подростков. Всё это требует от учителей по физической культуре, руководителей школьных учреждений пересмотра всех форм и методов работы и использование в своей деятельности рекомендаций специалистов. Одной из основ укрепления здоровья детей и подрастающего поколения является также модернизация и обновление материально-технической базы спортивных залов, площадок и т. д. и т. п.
Российское государство для решения задач по оздоровлению населения, привлечению его к систематическим занятиям физической культурой и спортом в 2013 г. разработало «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [2] и Г осударственную программу Российской Федерации «Развитие
физической культуры и спорта» [3]. В данных документах предусмотрено, что доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом, к 2020 г. должна достигнуть 40 %, а среди обучающихся - 80 %. Для решения этой задачи государство планирует создать современную и эффективную государственную систему физического воспитания населения. Её системообразующим элементом призван стать
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК), прототип которого - советский комплекс «Г отов к труду и обороне» - ГТО). ВФСК направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, проведение мониторинга и улучшение физической
подготовленности граждан Российской Федерации. Его внедрение позволит создать не только эффективную государственную систему физического воспитания населения, но и дальнейшего развития спорта высших достижений. Цель ВФСК - повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социальноэкономическом развитии страны, укреплении здоровья, улучшении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и
гражданственности.
Общеизвестно, что наиболее доступными, часто используемыми и пользующимися огромной популярностью в мире с точки зрения оздоровительного упражнения являются бег и ходьба. Данные средства тренировки позволяют действенно решать вопросы по улучшению дыхательной, сердечно-сосудистой систем человека. Более того, они будут способствовать выполнению отдельных нормативов, предусмотренных в ВФСК.
Основываясь на вышеизложенном, в помощь учителям по физической культуре предлагаются программы занятий бегом и ходьбой для школьников младшего, среднего и старшего возраста. Программа разработана с учётом школьников, занимающихся в основной группе (здоровые учащиеся, табл. 1), в подготовительной группе (учащиеся с нерезко выраженными отклонениями в состоянии здоровья, табл. 2) и специально-медицинской группе (учащиеся с нарушениями в состоянии здоровья, табл. 3). Данная программа адаптирована для первого года занятий во всех трёх группах.
Таблица 1
Примерная программа занятий оздоровительным бегом и ходьбой для школьников основной группы
№ п/п Средства Недели Режим ЧСС (уд/мин.)
1-12 13-24 25-38 39-52
Младший возраст (7-10 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 200-350 350-550 550-800 800-900 150 ± 5
2 Бег, м 450-800 800-1500 1500-2000 2000-2500 180 ± 5
Средний возраст (11-14 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 350-500 500-700 700-900 900-1200 130 ± 5
2 Бег, м 1000-1500 1500-2000 2000-3000 3000-3800 170 ± 5
Старший возраст (15-17 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 350-500 500-800 800-1000 1000-1200 120 ± 5
2 Бег, м 1500-2000 2000-2500 2500-3500 3500-4500 160 ± 5
Таблица 2
Примерная программа занятий оздоровительным бегом и ходьбой для школьников подготовительной группы
№ п/п Средства Недели Режим ЧСС (уд/мин.)
1-12 13-24 25-38 39-52
Младший возраст (7-10 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 200-350 300-400 400-500 500-700 140 ± 5
2 Бег, м 400-600 600-800 800-900 900-1200 180 ± 5
Средний возраст (11-14 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 400-600 600-700 700-800 800-1000 130 ± 5
2 Бег, м 700-1000 1000-1400 1400-1800 1800-2500 170 ± 5
Старший возраст (15-17 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 350-500 500-700 700-1000 1000-1500 120 ± 5
2 Бег, м 1000-1500 1500-1800 1800-2000 2000-2500 160 ± 5
Таблица 3
Примерная программа занятий оздоровительным бегом и ходьбой для школьников специально-медицинской группы
№ п/п Средства Недели Режим ЧСС (уд/мин)
1-12 13-24 25-38 39-52
Младший возраст (7-10 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 300 400 500 600 140 ± 5
2 Бег, м 200 300 400 500 180 ± 5
Средний возраст (11-14 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 500 600 700 800 130 ± 5
2 Бег, м 500 700 1000 1500 170 ± 5
Старший возраст (15-17 лет)
1 Ускоренная ходьба, м 500 700 800 1500 120 ± 5
2 Бег, м 600 800 900 1500 160 ± 5
Кроме средств, указанных в таблицах, целесообразно на занятиях использовать широкий арсенал доступных общеразвивающих упражнений, подвижные и спортивные игры.
В младшем возрасте продолжительность занятий составляет 40-45 минут, в среднем и старшем возрасте - до 60 минут (в 1й четверти - 2 раза в неделю, во 2й и 3й - 2-3 раза и в 4й - 3-4 раза; в период зимних каникул -4-5 раз. Что касается девочек, то объём нагрузки для возраста 11-14 и 15-17 лет следует планировать на 10 и 15 % меньше, соответственно. А интенсивность выполняемых средств должна быть на 3-5 % ниже.
В основной группе скорость равномерного бега на 1000 м по мере роста тренированности постепенно можно увеличивать, снижая время с 7 минут до 5 мин. 30 с, а в ходьбе - с 9 до 8 минут.
В подготовительной и специально-медицинской группе скорость равномерного бега на 1000 м по мере роста тренированности постепенно можно увеличивать, снижая время с 7 мин 30 с до 6 минут, а в ходьбе - с 10 до 9 минут.
Стоит сразу же оговорить, что указанные нагрузки являются минимальными и полностью адаптированы для школьников, ранее не занимающихся активно спортом.
Прежде чем начать заниматься, рекомендуется пройти медицинское обследование, получить соответствующие рекомендации со стороны учителя по физкультуре (в этой связи повышаются требования к знаниям учителя для оказания квалифицированной помощи учащимся) и подобрать соответствующую спортивную одежду.
Правильно построенная программа по физической культуре, направленная на повышение уровня подготовленности, может способствовать реализации здорового образа жизни, например, у подрастающего поколения.
Как следует из представленного материала, одной из немаловажных составляющих здорового образа жизни является двигательная активность. Формировать такой стиль необходимо с раннего возраста, продолжая развивать умения и навыки здоровой жизнедеятельности в последующие годы.
Список литературы
1. Аванесов В.У., Гришина Т.С. Проблемы и возможности пути развития интересов у детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом / Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. статей всерос. научн.-практ. конф. с межд. участием. Воронеж, ИПЦ Научная книга, 2012. С. 192-198.
2. Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р
«Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http://
www.allsportmfo.rn/files/koncept-2020-itog.doc / сайт Агентства спортивной информации «Весь спорт» (дата обращения: 10.09.2013).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 12.04.2013).
Дудкина Юлия Ивановна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный университет культуры и искусств,
Мирзоев Октай Мирза оглы, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)
TOWARDS THE IMPLEMENTATION OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR THE YOUNGER
GENERATION
Y.I. Dudkina, O.M. Mirzoev
The article discusses the current physical condition, especially the younger generation, and offers recommendations for improving the health of the Russian population, with common exercise in the light of the introduction of the All-Russian sports complex.
Key words: physical education, health, All-sports complex, jogging, walking, a model program of exercise.
Dudkina Yulia Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Culture and Arts,
Mirzoev Oktay Mirza oglu, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism
УДК 796.011
ПАРАДИГМА КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева
С позиции комплексного подхода раскрыты особенности социализации и гигиенических реалий студенческой молодежи, формирования потребностей, интересов и мотивов включения её в активную физкультурно-спортивную деятельность, а также расширения представлений о сущности и тенденциях физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов.
Ключевые слова: парадигма, комплексный подход, психофизический статус, структурные компоненты жизнедеятельности, студенческая молодежь.
В условиях современных реалий общества и образования, императивность физического воспитания студентов предполагает формирование физической культуры личности и способностей