УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ
В.Н. Егоров, М.В. Байбурина, И.Б. Губанцева, Е.Д. Грязева
Представлен статистический материал по нозологическим формам и показателям функционального состояния студентов. Определены организационно-методические условия реализации учебного процесса по физической культуре студентов с ослабленным здоровьем. Дано методическое обоснование физического воспитания студентов в условиях водной среды.
Ключевые слова: физическая подготовка, здоровье, функциональное состояние, плавание, методическое обеспечение.
Тревожная тенденция ухудшения здоровья студенческой молодежи прослеживается на протяжении последних 15-20 лет. Общий рост заболеваемости студентов, как правило, происходит на фоне снижения их уровня физического развития и двигательной подготовленности [2].
Решение проблемы мотивации и оздоровления студентов на занятиях физической культурой во многом обусловлено возможностью комплексного использования традиционных и инновационных подходов в учебном процессе [3].
Плавание традиционно считается одним из эффективных средств укрепления и сохранения здоровья, профилактики заболеваний и закаливания организма человека. Наиболее эффективно использование элементов плавания при наличии патологических процессов в костно-мышечной системе и соединительной ткани, системе кровообращения и органов дыхания [1, 6].
В настоящее время все более активно вводятся в учебный процесс оздоровительные направления фитнеса. В этой области накоплен большой методический материал для работы со студентами, имеющие отклонения в состоянии здоровья, но, несмотря на это, остается много нерешенных вопросов организационно-методического характера [5].
Решение этой проблемы составило цель нашего исследования -разработать методическое обеспечение занятий физической культурой у студентов с сочетанными нозологическими формами на основе приоритетного использования средств плавания.
Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих основных задач:
1. Изучить статистику нозологических форм студентов с нарушениями в состоянии здоровья;
2. Оценить функциональное состояние организма студентов методами электропунктурной диагностики и математического анализа ритма сердца;
3. Определить организационно-методические условия реализации учебного процесса по физической культуре студентов с ослабленным здоровьем.
4. Обосновать выбор средств физического воспитания студентов в условиях водной среды и особенностей их нормирования в течение учебного года.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, включающий анализ научно-методической литературы и личных медицинских карточек, методы математического анализа ритма сердца и инструментальной электропунктурной диагностики «АМСАТ», а также математической статистики.
Исследование проводились на базе кафедр физического воспитания и спорта и пропедевтики внутренних болезней Тульского государственного университета. Общее количество обследованных студентов 1-2 курсов составило 184 человека.
В многочисленных научных работах, направленных на изучение заболеваемости, общим констатирующим фактом является увеличение за последние годы заболеваний и нарушений в деятельности органов и функциональных систем учащейся молодежи [4].
В Тульском государственном университете студенты ежегодно проходят медицинский осмотр. Анализ заболеваемости, в соответствии с основными разделами Международной статистической классификацией (МКБ-10), выявил, что, практически у каждого второго студента имеются болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, у каждого восьмого - системы кровообращения и психические расстройства. Не редкостью являются заболевания глаз, мочеполовой системы, органов дыхания и пищеварения. Данная сложившаяся ситуация усугубляется еще тем, что у 40 % студентов встречается сочетанная форма заболеваний.
Анализ функционального состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА) у студентов осуществлялся на основе оценки фактора отклонения -интегрального количественного показателя, включающего в себя обработанные по специальному математическому алгоритму первичные данные электрической проводимости биологически активных зон кожи человека.
Проведенный анализ результатов электропунктурной диагностики показал, что общая картина функционального состояния ОДА студентов неоднозначна и имела существенные расхождения по типу реактивности организма. Основная масса студентов имела нарушения функциональной реактивности позвоночного столба. Только у 39 % студентов показатели
соответствовали физиологической норме. При этом в процентном соотношении между гипер- и гипофункциональным нарушениям ОДА наблюдался резко выраженный дисбаланс.
Проведенное исследование функционального состояния студентов вуза методом математического анализа ритма сердца позволило получить данные о вариабельности, волновой структуре и типовых особенностях регуляции ритма сердца студентов первого курса. Отмечено, что по мере улучшения функционального состояния происходит увеличение амплитуды дыхательных волн, уменьшение периода и амплитуды медленных волн 1-го и 2-го порядка, вегетативные дисфункции, сопровождаемые резким преобладанием ваготонических или симпатических влияний, могут быть проявлением дизадаптации на донозологических стадиях расстройств сердечно-сосудистой системы.
Проблема поиска рациональных подходов в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы (СМГ), обеспечивающих восстановление нарушенных функций организма, повышение умственной и физической работоспособности является актуальной, в том числе и в Тульском государственном университете.
На наш взгляд, оздоровительный эффект учебных занятий по физической культуре со студентами СМГ, может быть обеспечен путем использования организационных, дидактических, методических и когнитивных условий.
Основными составляющими методического обеспечения занятий по физической культуре студентов условно являются: физические упражнения, двигательные режимы и частные методики по конкретным заболеваниям. Оптимальное сочетание этих составляющих позволяет осуществить планирование физических нагрузок на различных этапах процесса физического самовоспитания и занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности.
По нашему мнению, наиболее приемлемыми и доступными оздоровительно-реабилитационными средствами физического воспитания студентов в условиях водной среды являются: плавание, аквааэробика, подвижные игры, корригирующие и дыхательные упражнения, стретчинг и упражнения на расслабление. В зависимости от целеполагания, их можно разделить на две условные группы - общие и специальные упражнения. Более подробно данная группа средств представлена в табл. 1.
При определении нормированных значений двигательных режимов, необходимо учитывать психофизиологические характеристики интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов, уровень физической и функциональной подготовленности занимающихся, а также особенности физиологических и психологических следовых явлений от используемых физических упражнений.
Таблица 1
Оздоровительно-реабилитационные средства физической подготовки
студентов в условиях водной среды
Общеукрепляющие
Плавание • спортивное (брасс, кроль на спине, на груди); • прикладное (брасс на спине, плавание на боку)
Аквааэробика Общеразвивающие упражнения: • для мышц рук и плечевого пояса; • для мышц туловища и шеи; • для мышц ног; • для мышц всего тела Прикладные упражнения: • ходьба; • бег; • упражнения в равновесии; • упражнения в метании и ловле; • простые прыжки
Подвижные игры • игры с элементами обучения техники плавания; • игры с элементами прикладного плавания
Реабилитационные
Плавание • индивидуально-рекомендуемое (лечебное); • в облегченных условиях (ласты, доски, надувные круги и т. д.)
Корригирующие упражнения • на мышцы шейного отдела • на мышцы грудного отдела • на мышцы поясничного отдела
Дыхательные упражнения • статические • динамические
Стретчинг • для мышц плеча и грудных мышц; • для мышц спины и ягодичных мышц; • для мышц брюшного пресса; • для мышц бедра и сгибателей голени
Релаксация • лежа на спине • лежа на животе
В целом годовая динамика абсолютных и относительных значений количественных характеристик используемых средств общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки студентов представлена в табл. 2. Более наглядно усредненная динамика объемов базовых средств физической подготовки студентов в учебно-воспитательном процессе по физической культуре представлена на рисунке.
Таблица 2
Динамика оздоровительно-реабилитационных средств физического воспитания студентов в течение учебного года
Месяц О<] Е>П СФ П Всего
Абс., час Отн, % Абс., час Отн, %
Сентябрь 4,6 68,8 2,1 31,2 6,7
Октябрь 5,1 67,2 2,5 32,8 7,6
Ноябрь 5,4 66,6 2,7 33,4 8,1
Декабрь 5,3 68,3 2,5 31,7 7,7
Февраль 4,8 62,9 2,8 37,1 7,7
Март 5,0 60,0 3,3 40,0 8,3
Апрель 5,5 60,3 3,6 39,7 9,0
Май 5,3 63,0 3,3 37,0 8,6
сент. окт. нояб. дек. февр. март апр. май
Динамика объемов базовых средств физической подготовки студентов в учебном процессе по физической культуре
Видно, что приоритет, как в первом, так и втором полугодии, принадлежал упражнениям общеукрепляющей направленности. Диапазон варьирования их составлял 8,8 %. В начале учебного года, учитывая низкий исходный уровень двигательной подготовленности студентов, вызванный перерыв в регулярных занятиях физической культурой (экзаменационная сессия, производственная практика, каникулы), объем использования средств ОФП находился на уровне 4,6 часа в месяц.
Динамике объемов использования упражнений СФП, также была присуща вариативная форма, размах которой не выходил за границы от 31,2 % до 40 %. В сравнении с тенденцией распределения объемов средств ОФП, количественная характеристика распределения специальных
упражнений в первом семестре находилась в прямой зависимости, а во втором семестре - в обратной.
При определении процентного соотношения оздоровительно-реабилитационных средств физического воспитания студентов, акцент делался на использование плавания, аквааэробики и корригирующих упражнения. Их суммарная доля находилась в пределах 70-80 % от общего объема используемых средств.
Выбранный комплекс средств и объемов их использования представляется нам достаточным для разработки целостной программы физической подготовки студенток СМГ.
Таким образом, обоснование выбора оздоровительно-реабилитационных средств в условиях водной среды процесс многосторонний и сложный, затрагивающий вопросы не только нормативно-правого базы физической культуры в вузе, но и совершенствования физкультурно-оздоровительной деятельности студентов. При многообразии физических упражнений их практическая реализация в условиях учебно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе должна строиться исходя из поставленных задач, индивидуальных особенностей студентов и их мотивационной сферы.
Список литературы
1. Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Морозов С.Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 432 с.
2. Егоров В. Н. Фактологический аспект проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула, 2013. С. 49-55.
3. Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Парадигма комплексного исследования проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула, 2013. С. 27-33.
4. Егоров В.Н., Яшин А.А. Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «школа-вуз» // Известия ТулГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - С. 32-37.
5. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения: монография / И.А. Камаев [и др.]. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. 312 с.
6. Кашмина Е.О. Дифференцированная методика физического воспитания студентов специальной медицинской группы на основе учета сезона года: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2012. 24 с.
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Байбурина Мария Валерьевна, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Губанцева Ирина Борисовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PHYSICAL PREPARAYTION OF STUDENTS WITH WEAKEN HEALTH IN THE AQUATIC
ENVIRONMENT
E.V. Egorov, M.V. Bayburina, I.B. Gubantseva, E.D. Gryazeva
Provides a statistical material on nozological forms and indicators of the functional state of students. Defined organizational and methodological conditions for the implementation of the educational process on physical training of students with poor health. Given methodical substantiation of physical education students in the aquatic environment.
Key words: physical fitness, health, functional status, swimming, methodological
support.
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Bayburina Maria Valerievna., teacher, mashOk@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Gubantseva Irina Borisovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, cifst_tulgu@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of engineering Sciences, chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.012:612
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ
ЗДОРОВЬЯ
Х.М. Ляшенко
Современная среда обитания не требует повседневного физического напряжения, поэтому только обязательные занятия по физическому воспитанию в вузе дают возможность хотя бы частичного удовлетворения биологической потребности молодого организма в движении. Сложившаяся практика формирование групп для занятий физкультурой по нозологическому, а не по функциональному принципу не дает преподавателям исчерпывающей информации об имеющихся функциональных резервах адаптации студентов.
Ключевые слова: студенты, артериальное давление, двигательные тесты, оздоровительная гимнастика.
Обучение в вузе предъявляет к организму молодых людей 18-25 лет, имеющих специфические анатомо-физиологические особенности, повышенные требования. Студенческая молодежь, как никакая другая социальная группа, подвергается воздействию большого количества факторов риска [1, 2]. Студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными, нередко сочетанными,