FORMA TION OF CORRECT POSTURE PHYSICAL EXERCISES IN PRESCHOOL
CHILDREN
G.N. Bogdanova, P.F. Shevlyakova, R.F. Bogdanova
The effect of exercise on the formation of correct posture. The estimation of the effectiveness of exercise in violation ofposture in children.
Key words: violation of posture, children, exercise, preschool, classes in the pool
Bogdanova Galiya Nagimovna, doctor of medical Sciences, elenaart-7l2@yandex. ru, UFA, Bashkirian Institute of Physical Culture,
Shevlyakova Polina Feodosievna, mad of the Department, elenaart- 7l2@yandex. ru, UFA, children's polyclinic № 2,
Bogdanova Regina Flurovna, graduate student, elenaart- 7l2@yandex. ru, UFA, Bashkir Medical University
УДК 796.011
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.П. Губа, В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева
Рассмотрена динамика физического развития и физической подготовленности студентов вузов города Тулы и Смоленска, которые позволяют судить о здоровье современной молодежи. Представлены росто-весовые, обхватные и тотальные данные физического развития студентов, а также результаты развития физических качеств, являющихся фундаментом физической подготовленности и функционального состояния студентов.
Ключевые слова: здоровье, здоровый стиль жизни, физическое воспитание, студенческая молодежь, мониторинг.
Одна из центральных проблем физического воспитания в системе высшего образования - повышение здоровья занимающихся и создание механизма по формированию стиля жизни, который позволяет эффективно решать профессиональные задачи будущих специалистов [1, 2].
Теоретический и практический аспекты рассмотрения и анализа системы физического воспитания в высшей школе обычно ограничивается вопросами контроля физической и функциональной подготовленности, не образуя эту концепцию как фундаментальный подход. Безусловно, проблема повышения физической и функциональной подготовленности представляют важный, а подчас, кардинальный интерес при рассмотрении тенденций развития феномена «здоровый стиль жизни». Важной составляющей при формировании новой парадигмы в физическом
воспитании студентов, или, по крайней мере, новых моделей повышения уровня здоровья, является применение эффективных физических упражнений, отражающих характер воздействия на физическую и психическую составляющую организма студентов [3-8].
Возникновение новых форм оценки, нередко, как способ противостояния традиционным формам контроля в виде нормативов, не позволяют оценивать субъективные показатели, которые во многом предопределяют отношение к своему здоровью, интересу к физкультурной деятельности складывающийся в стиль жизни. Для более четкого контроля рассмотрение здоровья имеет смысл рассмотрения динамики изменения объективных и субъективных показателей в течение учебного года, основанную на показателях индивидуального «паспорта здоровья», которая является альтернативной формой реальной системе физического воспитания, составляющих саму суть, форму его существования, как здорового стиля жизни [9-13].
Таким образом, рассмотрение динамики изменения уровня здоровья, позволяет выявлять не только множество отрицательных сторон в построении процесса физического воспитания, но и проследить генезис модернизации процесса и системы высшего образования в рамках образования здорового стиля жизни.
Цель работы - оценить здоровье студенческой молодежи для дальнейшего совершенствования системы физического воспитания в высшей школе.
Методы исследования: анализ специальной и научно-методической литературы; антропометрия; контрольно-педагогические испытания (тесты); анализ данных математической статистики.
Исследование проводилось на базе Тульского государственного университета и Смоленского государственного университета, в котором приняли участие девушки и юноши 1-3-х курсов обучения основной медицинской группы.
Уровень физического развития и двигательной подготовленности человека являются одними из информативных критериев оценки его здоровья.
В общепринятом понимании физическое развитие рассматривается как комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития организма.
Обобщенное понимание двигательной (физической) подготовленности сводится к рассмотрению ее как результата физической подготовки, выражающегося в определенном уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности (трудовой, спортивной и т. п.).
С позиции традиционной практики мониторинга физическое развитие студентов оценивается по антропометрическим показателям, отражающим общий уровень морфологического развития организма человека, - рост, масса тела, процентное содержание жировой ткани, обхватные размеры основных сегментов тела.
Для оценки двигательной подготовленности используются гетерогенные тесты, позволяющие выявить уровень развития скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств студентов, определить уровень гибкости их позвоночного столба и общей выносливости.
Росто-весовые характеристики физического развития студентов Смоленского государственного университета и Тульского государственного университета представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика росто-весовых показателей у студентов вуза
Стат. хар-ки Девушки (351 чел.) Юноши ( 362 чел.)
Рост, см Масса тела, кг Рост, см Масса тела, кг
2011 г. 2013 г. 2015 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г.
М 164,1 165,2 166,0 55,0 57,4 57,8 176,4 177,7 178,7 67,7 68,4 69,5
± т 0,40 0,42 0,36 0,55 0,51 0,63 0,57 0,46 0,34 0,67 0,69 0,54
Мо 170,0 168,0 170,0 52,0 54,4 53,0 181,0 183,0 181,0 62,0 65,0 65,0
Ме 164,0 165,0 166,0 53,0 55,7 56,0 177,0 178,0 178,0 67,0 67,5 68,5
ЛБ -0,32 -0,12 0,19 0,59 0,78 0,99 -0,20 0,13 0,19 0,19 0,46 0,75
Ех -0,40 0,50 -0,02 -0,35 0,43 0,80 -0,22 -0,13 -0,16 -0,78 0,23 0,67
Из таблицы видно, что при соответствии уровня характеристик студентов средним должным величинам, в их динамике за последние годы просматривается положительная тенденция. У девушек увеличение показателей роста составило 1,9 см, повышение значения массы тела -2,8 кг. У юношей показатели роста увеличились на 2,3 см, значения массы тела - на 2,0 кг.
У девушек и у юношей по показателям роста и массы тела произошел, соответственно, умеренный и выраженный сдвиг вправо. Проявление в неодинаковой степени правосторонней асимметрии в кривых распределения косвенно свидетельствовали о стабилизации процесса акселерации и усилении процесса грациализации у учащихся вуза.
Функция плотности эмпирического распределения показателей роста у студентов преимущественно имела эксцесс с отрицательными значениями, предполагающий наличие тенденции к плосковершинности. В тоже время положительные значения плотности распределения параметров массы тела у учащихся, наоборот, указывали на островершинность вариационных рядов.
Анализ показателей, отражающий процент содержания жировой ткани у девушек при норме 24 % значения компонента тела в среднем
находится в диапазоне от 23,9 % до 24,6 % (рис. 1).
(
26 24
%
22 20 18 16 14 12
□ Девушки
I Юноши
2011 г.
23,9 %
15,3%
2015 г.
24,6 %
15,4%
Рис. 1. Динамика относительных значений жировой ткани
у студентов
Установлено, что у юношей данный показатель при должных значениях 18 % не превышает уровня 15,4 %.
Анализ тотальных размеров физического развития студентов строится на оценке обхватных размеров головы, шеи, грудной клетки, талии, живота, предплечья, плеча, голени и бедра (табл. 2).
Таблица 2
Динамика обхватных размеров основных сегментов тела
студентов, см
№ п/п Окружность Девушки (171 чел.) Юноши (163 чел.)
2011 г. 2013 г. 2015 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г.
1 головы 55,1 ± 0,08 55,4 ± 0,09 54,8 ± 0,08 57,1 ±0,10 57,3 ±0,11 56,7 ±0,12
2 шеи 32,3 ±0,11 32,6 ±0,14 31,7 ±0,10 37,2 ±0,15 37,4 ±0,17 36,5 ±0,10
3 грудной клетки 84,9 ± 0,38 85,9 ±0,36 84,3 ±0,31 92,0 ± 0,41 92,2 ± 0,45 91,5 ±0,34
4 талии 67,9 ± 0,30 67,5 ± 0,38 68,5 ±0,31 77,9 ± 0,43 78,0 ± 0,45 77,9 ± 0,35
5 живота 78,7 ±0,41 78,8 ± 0,46 78,1 ±0,38 81,7 ±0,44 81,8 ±0,53 81,9 ±0,38
6 предплечья: • запястье • верхняя треть 15,1 ±0,05 15,1 ±0,06 15,0 ±0,05 17,1 ±0,06 17,2 ±0,07 17,0 ±0,05
22,3 ±0,12 22,4 ±0,17 21,6 ±0,09 25,8 ±0,12 26,1 ±0,14 25,2 ±0,11
7 плеча 24,9 ±0,15 25,0 ±0,16 24,7 ±0,12 28,3 ± 0,25 29,0 ±0,33 27,9 ±0,14
8 голени: • лодыжка • верхняя треть 22,6 ±0,13 22,7 ±0,12 22,3 ±0,10 24,4 ±0,13 24,5 ±0,16 24,0 ±0,10
35,0 ±0,17 35,1 ±0,18 34,8 ±0,14 37,0 ± 0,22 37,1 ±0,26 36,9 ±0,15
9 бедра 49,5 ± 0,29 49,7 ± 0,30 49,6 ± 0,23 50,4 ± 0,29 50,7 ± 0,32 49,8 ± 0,22
В целом можно отметить, что обхватные размеры основных сегментов тела соответствуют должным возрастно-половым величинам
физического развития студентов. Динамика значений у учащихся при незначительной их вариативности не превышает одного процента и не является статистически достоверной.
Характеристики двигательной подготовленности студентов основываются на оценке результатов шести гетерогенных тестов: челночный бег 10*10 м; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа за 30 с; вис, согнув руки, на перекладине; наклон туловища вперед из положения сидя; бег на 1000 м. Статистически обработанные данные пятилетнего мониторинга двигательной подготовленности студентов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Динамика двигательной подготовленности студентов
Стат. хар-ки ЧБ, с Пр, см Пд, кол-во Вс, с Нк, см Б1000, с
2011 г. 2015 г. 2011 г. 2015 г. 2011 г. 2015 г. 2011 г. 2015 г. 2011 г. 2015 г. 2011 г. 2015 г.
Девушки (297 чел.) М 29,1 30,0 177,0 171,0 24,5 23,9 26,5 20,5 17,1 16,2 295,0 303,8
±т 0,2 0,2 2,2 2,3 0,5 0,5 1,8 2,1 1,0 1,1 4,6 4,1
Мо 28,1 29,1 190,0 173,0 28,0 24,0 40,0 36,0 15,0 10,0 310,0 322,0
Ме 28,8 29,4 178,0 172,0 25,5 24,5 38,5 35,0 16,0 14,5 305,5 316,0
ЛБ 0,55 0,41 -0,51 -0,13 -0,31 -0,22 -0,46 -0,42 0,01 -0,13 0,36 0,47
Ех -0,12 -0,28 -0,41 -0,94 0,12 -0,33 -0,88 -0,62 -0,29 -0,24 -0,47 -0,55
Юноши (274 чел.) М 27,0 27,1 230,3 228,7 27,7 26,5 46,3 44,5 11,0 11,0 225,2 229,8
±т 0,2 0,2 2,7 2,8 0,5 0,5 1,9 2,3 0,8 0,9 2,5 2,5
Мо 26,8 26,7 231,0 230,0 28,0 25,0 46,0 45,0 10,0 10,0 222,0 225,0
Ме 26,9 26,8 230,5 230,0 28,0 26,0 45,5 45,5 11,0 10,5 223,5 226,5
ЛБ 0,26 0,56 -0,20 -0,19 0,13 0,27 -0,18 0,00 0,06 0,10 0,50 0,40
Ех -0,43 -0,20 -0,18 -0,55 -0,28 -0,64 -0,86 -0,57 -0,63 -0,59 0,33 0,89
Примечание: ЧБ - челночный бег 10*10 м; Пр - прыжок в длину с места;
Пд - поднимание туловища из положения лежа за 30 с; Вс - вис, согнув руки, на перекладине; Нк - наклон туловища вперед из положения сидя; Б1000 - бег на 1000 м.
Основной особенностью динамики двигательной подготовленности девушек и юношей является регрессирующая тенденция уровня развития практически всех исследуемых физических качеств. В процентном выражении это особенно заметно у девушек в тестовых заданиях с приоритетным проявлением скоростных и скоростно-силовых качеств, а также статической и аэробной выносливости. Снижение в среднем варьировалось в диапазоне от 3,2 % до 9,6 %. В отличие от девушек, у юношей наблюдается менее выраженный регресс, за исключением результатов контрольных упражнений на силу мышц брюшного пресса и в беге на 1000 м. Среднестатистическое снижение в рамках данных тестовых заданий находится на уровне 4-5 %.
Изучение характерных особенностей уровня двигательной подготовленности у учащихся соотносительно к условным возрастно-половым значениям показало, что у девушек на протяжении рассматриваемого временного периода показатели в челночном беге, прыжках в длину с места, поднимании туловища из положения лежа и наклоне вперед находятся в пределах зоны условной нормы. При должных значениях в упражнении на гибкость незначительное отставание в двигательном развитии наблюдается в висе на перекладине и беге на 1000 м. Значения характеристик статической и аэробной выносливости соответствуют показателям зоны умеренных гипоотклонений.
У юношей результаты в трех двигательных тестах соответствуют должным значениям - в челночном беге, прыжке в длину с места, поднимании туловища из положения лежа и висе на перекладине. Недостаточность двигательного развития проявляется в тестовых заданиях, характеризующих уровень развития гибкости позвоночного столба и аэробной выносливости.
Обращает на себя внимание выраженный сдвиг вправо в беговых показателях у девушек и юношей. В результатах других контрольных нормативов учащихся наблюдается проявление различной степени левосторонней асимметрии в кривых распределения случайных величин. Преимущественное наличие отрицательных значений в функциях плотности эмпирического распределения показателей двигательной подготовленности студентов указывает на относительно пологое их распределение в сравнении с нормальным.
Таким образом, можно констатировать об умеренном снижение уровня физического развития и двигательной подготовленности студентов в процессе всего периода обучения в вузе. Несмотря на это, большинство показателей соответствуют средним значениям для обследованного контингента при незначительной вариативности отдельных данных.
Список литературы
1. Грачев О.К. Физическая культура: учеб. пособие. Ростов н/Д: МарТ, 2005. 464 с.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
384 с.
3. Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2008. 206 с.
4. Салов В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни, учащейся молодежи средствами физической культуры: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2001. 55 с.
5. Воротынцев А.Ю. Организационно-методические условия формирования физической культуры у студентов, обучающихся на
специальной кафедре вуза: автореф. дис.....канд. пед. наук. Тула, 2003.
22 с.
6. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы: монография. СПб., 1999. 144 с.
7. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М, 2006. 352 с.
8. Валеологические основы «паспорта здоровья» как индивидуальной здоровьесберегающей технологии в системе высшего педагогического образования учащейся молодежи / В.П. Губа [и др.] // Известия Смоленского государственного университета. 2008. Т. 2. С. 170-178.
9. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): научно-метод. пособие. М.: Советский спорт, 2012. 384 с.
10. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. М.: Спорт, 2016. 228 с.
11. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения: монография / И. А. Камаев [и др.]. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. 312 с.
12. Ланда Б.Ф. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.
13. Трещева О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Омск: ОГУФК, 2003. 51 с.
Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., Заслуж. работник высш. школы РФ, smolguba67amail.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственный университет,
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., директор, egorovw a,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Грязева Елена Дмитриевна, канд. тех. наук, доц., зав. кафедрой, ed.gryazeva@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет
TECHNOLOGY OF THE ASSESSMENT OF HEALTH OF STUDENTS OF STATE UNIVERSITIES OF CENTRAL FEDERAL DISTRICT OF THE RUSSIANFEDERA TION
V.P. Guba, V.N. Egorov, E.D. Gryazeva
In article dynamics ofphysical development and physical fitness of students of higher education institutions of the city of Tula and Smolensk who allow to judge about health of
modern youth is considered. Rosto-weight, obkhvatny and total data of physical development of students, and also results of development of the physical qualities which are the base of physical fitness and a functional condition of students are submitted.
Key words: health, healthy lifestyle, physical training, student's youth, monitoring.
Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, smolguba6 7amail. ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, director, egorovw a,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Gryazeva Elena Dmitriyevna, candidate of engineering Sciences, associate professor, department chair, ed.gryazeva@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.Е. Зубков
Исследованы связи стилевых характеристик педагогической деятельности учителя физической культуры с системой разноуровневых свойств индивидуальности и с гендерным фактором. Установлено, что стилевые особенности у мужчин и у женщин - учителей физической культуры могут быть обусловлены различными, порой противоположными, свойствами индивидуальности. Экспериментально обнаружены разновидности стиля педагогической деятельности учителей физической культуры -мужчин и женщин, сопряжённые с различными сочетаниями индивидуальных свойств учителя физической культуры.
Ключевые слова: стиль педагогической деятельности, детерминация, интеграция, гендерный фактор.
Реформирование российской школы ставит перед учителем новые задачи, решение которых невозможно без постоянного профессионального роста. Достижение учителем физической культуры высокого уровня профессионального мастерства требует соотнесения приёмов педагогической работы с индивидуальными особенностями учителя, что делает необходимым формирование индивидуального стиля деятельности. Как показано исследованиями В.С. Мерлина [4], Е.А. Климова [2], Б.А. Вяткина, [1], М.Р. Щукина [1] и др., выработка стиля деятельности основывается на использовании психологических механизмов адаптации, компенсации и системообразования, что содействует наиболее полной реализации способностей педагога. Одним из факторов, оказывающих влияние на стилевые особенности профессиональной деятельности