Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ANALYSIS OF THE SCIENTIFIC CONCEPTS OF MORPHOLOGICAL, MOTOR AND
FUNCTIONAL CLASSIFICATION
V.N. Egorov, J.L. Venevtseva, E.D. Gryazeva
The main approaches to the development of classification schemes and definitions of typological features of the person. The analysis of the scientific concepts of classification of physical development, motor fitness and functional state.
Key words: classification, physical development, motor fitness, functional status.
Egorov Vladimir Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Venevtseva Julia L 'vovna, doctor of medical sciences, Head the department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of technical sciences, Head the department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 37.04
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО
ПОДХОДА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В.А. Ермаков, А.М. Карпович
Рассматривается структура физического потенциала человека как предпосылка осуществления синергетического подхода к физическому воспитанию. Приводятся сведения об идентификации "хаоса" в моторном развитии студентов.
Ключевые слова: физический потенциал человека, факторный анализ, структура двигательных способностей
В конце ХХ века многие ученые обратили внимание на отчетливое проявление тенденции неуклонного снижения качества здоровья учащейся молодежи. Для подтверждения опасного характера установленного явления были приведены многочисленные материалы, согласно которым лишь около 10 % молодежи можно считать здоровой, около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с
неблагоприятными экологическими условиями и питанием. Более 50 % юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня здоровья около 1 миллиона детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой.
Среди объективных причин сложившейся ситуации ряд исследователей обращают внимание на низкое качество физического воспитания и в целом физкультурно-оздоровительной работы со школьниками и студентами [1]. По их мнению, в учебной деятельности, других формах физкультурно-оздоровительных занятий присутствует ориентация на некоторый среднестатистический уровень подготовленности некоего среднестатистического ученика, что предопределяет разработку адекватных данной установке содержания учебного материала, форм и методов обучения. Принцип " с учебной программой - к детям" реализуется в большинстве образовательных учреждений нашей страны, а вопросы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи решаются избирательно, в рамках той же образовательной установки.
В задачу нашей работы входило выявление предпосылок для осуществления синергетического подхода к физическому воспитанию, который, по мнению ряда ученых [2, 3, 6, 7], позволяет более "мягко" (с большей степенью индивидуализации и дифференциации обучения) разрешить существующие проблемы в обеспечении полноценного здоровья обучаемых и придать этому процессу максимально позитивный характер.
Для решения поставленной задачи применялись общеизвестные и доступные методы исследования: теоретический анализ проблемы, создание батареи тестов и проведение тестирования, статистическая обработка материала с использованием таксономического (1 этап) и факторного (2 этап) анализа.
В ходе теоретического анализа материалов исследований других авторов было установлено, что объективная характеристика любого процесса заключается в: а) выборе адекватной модели; б) полноте материалов, ее представляющих; в) классификации признаков, задающих иной, чем прежде режим функционирования, т.е. признаков оптимизации модели. В качестве адекватной модели физического воспитания использовалось представление о физическом потенциале человека и технологиях его регулирования в процессе обучения. В данной работе использовалось определение физического потенциала [3] в нашей модификации: как динамичной системы изменения состояния двигательной функции человека под воздействием внешних и внутренних факторов развития, обеспечивающего индивидуальное (гармоничное)
соответствие природных возможностей человека социальным потребностям в сфере физической культуры
Получение исходного материала для дальнейших теоретических изысканий предполагалось с применением батареи тестирования, включающей 8 тестов для идентификации уровней развития основных физических качеств. Тесты рекомендованы научным сообществом, прошли полноценную проверку в многочисленных исследованиях на предмет валидности и надежности. С таксономическим анализом мы связываем необходимость с высокой точностью определить сходство и различие объектов, но не расшифровывать их природу. Факторный анализ позволяет а) определить взаимосвязи между переменными, их классификацию; б) сократить число переменных. Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонентов (табл. 1). Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонентов некоррелированными факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа, что упрощает интерпретацию результатов. Достоинство данного метода также в том, что он -единственный математически обоснованный метод факторного анализа.
Исследования проводились на базе Балашовского педагогического института перед началом организованных занятий по физическому воспитанию. В тестировании приняли участие 180 студенток 1-го курса, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам.
Таблица 1
Результаты таксономического анализа_
"аксономические группы п, %
А - студентки с относительно высокими результатами в отдельных показателях физического потенциала Б - студентки с относительно низкими результатами в отдельных показателях физического потенциала В - студентки с относительно равномерными результатами в показателях физического потенциала
7 (3.88) 11(6,11) 162 (90)
Материалы первого этапа исследования говорят о том, что, с одной стороны, для основной массы выпускников средней школы содержание физического воспитания не адекватно их физическому потенциалу, на что вполне определенно указывают показатели физических качеств: у "сильных" эти показатели можно объяснить природной предрасположенностью организма к физической нагрузке разной модальности, у "средних" и "слабых" - недостаточностью в отборе средств и в целом в организации физического воспитания. В то же время представленные материалы могут быть использованы как реальная основа
для организации дифференцированного физического воспитания с делением на "сильных", "средних", "слабых" и адекватными их физическому потенциалу технологиями подготовки.
С другой стороны, они однозначно свидетельствуют о явлении, которое в синергетике рассматривается как "хаос". Конструктивная роль хаоса в синергетических системах самоорганизации проявляется в следующем: 1) хаос необходим для выхода системы на один из аттракторов, на одну из возможных структур; 2) хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, механизма согласования темпов их эволюции; 3) хаос может выступать как механизм переключения, смены различных режимов развития системы, переходов от одной относительно устойчивой структуры к другой [2, 4]. Именно эти положения мы имели в виду при характеристике материалов первого этапа исследования.
В то же время качественные характеристики испытуемых не только не способствуют дальнейшей реализации идей синергетического подхода, но и как следует из их соотнесения с приведенными положениями "хаоса", могут создавать определенные сложности в его объективации. Поэтому для нас важно было качественные характеристики дополнить количественными, применив факторный анализ экспериментальных данных.
Таблица 2
Результаты факторного анализа
Факторы, состав, масса
А - фактор координационных и силовых возможностей, вклад в общую дисперсию выборки 19,8% Б - фактор общей физической подготовленности, вклад в общую дисперсию выборки 15,4% В - фактор скоростных возможностей, вклад в общую дисперсию выборки 13,3% Г - фактор общей выносливости, вклад в общую дисперсию выборки 10,8% Д- фактор максимальной мышечной силы, вклад в общую дисперсию выборки 9,2%
Другой метод статистической обработки фактологического материала открывает несколько иное видение "хаоса": он выводит на конструирование адекватной системы физического воспитания, на другое отношение к физическому потенциалу и возможности его регулирования в других (создаваемых) условиях. Так, исходя из представленных в табл.2 материалов комплексной диагностики состояния физического потенциала студенток 1-го курса, адекватным для них можно считать содержание физического воспитания с базовым компонентом в виде гимнастики, видов аэробики, спортивных игр. Подробный перечень этих видов может также удовлетворить любые потребности девушек изучаемого возраста в выборе адекватного вида и режима физической активности. Тем самым "хаос"
как предпосылка, как предварительное условие каких-либо преобразований приобретает определенную "силу" в объективации синергетического похода к физическому воспитанию студенток данной выборки.
Список литературы
1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. М,: КНОРУС, 2012. 368 с.
2. Вознюк А.В. Педагогическая синергетика: монография. Житомир: Изд-во ЖГУ им. И. Франко, 2012. 812 с.
3. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание: монография. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1996. 132 с.
4.Непрокина И. В., СмирноваМ.О. Формирование готовности ученика к усвоению учебной информации: синергетический подход: монография. Тольятти: ТГУ, 2007. 169 с.
5.Окулов С.М. Информатика: Развитие интеллекта школьников. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 212 с.
6. Иванов А.И., Красюк Т.В. Синергетические методы учебно-тренировочного процесса и управления спортивной командой. М.: Изд-во «Гермес» МЦ ЗОУО, 2012. 60 с.
7.Теоретические основы процесса обучения в советской школе / В.В. Краевский [и др.]; под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера // АПН СССР, НИИ общей педагогики. М.: Педагогика, 1989. 316 с.
Ермаков Вячеслав Алекcандрович, д-р пед. наук, проф., проф. кафедры, tmfk-ermakov@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Карпович Андрей Михайлович, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PREREQUISITES FOR THE REALIZATION OF SYNERGETIC APPROACH IN THE LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS FOR PHYSICAL EDUCATION
V.A. Ermakov, A.M. Karpovich
Describes the structure of the physical capacity of the person as a prerequisite the implementation of a synergistic approach to physical education.Provides information on the identification of "chaos" in the motor development of students.
Key words: physical potential human factor analysis, the structure of motor abilities.
Ermakov Vyacheslav, Doctor of Pedagogical Science, Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Karpovich Andrey, graduate, [email protected], Russia, Tula State University