Научная статья на тему 'Критериальное оценивание и типология базовых компонентов проектирования физкультурно-оздоровительных технологий'

Критериальное оценивание и типология базовых компонентов проектирования физкультурно-оздоровительных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
292
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ / ТИПОВЫЕ ПРИЗНАКИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егоров В. Н.

Обоснован выбор критериальных показателей оценки психофизического и функционального статуса студентов. Дано упорядоченное описание и объяснение множества рассматриваемых типологических признаков физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIAL FIGURES OF PSYCHOPHYSICAL AND FUNCTIONAL STUDENTS' STATUS IS OBSERVED

In the article the choice of criterial figures of psychophysical and functional students' status is observed. The arranged manual and definition of many concerned typical factors of physical development, students' motional readiness and functional states.

Текст научной работы на тему «Критериальное оценивание и типология базовых компонентов проектирования физкультурно-оздоровительных технологий»

V.N. Egorov, T.I. Subbotina

ANALYS OF METHODS DESCRIPTIVENESS COMPUTER REFLEX DIAGNOSTICS

In the article the results of analysis of methods descriptiveness computer reflex diagnostics with position of practical appropriateness its usage is observed. Main functions of technologization its screening research of functional students' states are detached and characterized.

Key words: screening research, computer reflex diagnostics, technologization, monitoring, functional state.

Получено 14.02.2012 г.

УДК 796.012:611

В.Н. Егоров, канд. пед. наук., проф., (4872) 35-54-79,

EgorovW @mail .ru (Россия, Тула, ТулГУ)

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ И ТИПОЛОГИЯ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обоснован выбор критериальных показателей оценки психофизического и функционального статуса студентов. Дано упорядоченное описание и объяснение множества рассматриваемых типологических признаков физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния учащихся.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные технологии, оценочные

критерии, типовые признаки, психофизические и функциональные характеристики.

Проектирование и реализация физкультурно-оздоровительных технологий в условиях учебно-воспитательного процесса по физической культуре - одно из приоритетных направлений в решении задач сохранения и укрепления здоровья студентов. В общепринятом понимании физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) представляют собой средства и способы реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия, снижение риска развития заболеваний и повышение эффективности оздоровления [2, 4].

Традиционно на начальном этапе проектирования ФОТ особое внимание уделяется анализу исходных показателей психофизического и функционального статуса учащихся с использованием методов критериального оценивания. Однако современные условия жизнедеятельности студенческой молодежи непрерывно и быстро меняются, а вместе с ними изменяются и представления о критериях и методике оценивания [1, 3, 5].

В нашем исследовании выбор критериальных показателей оценки психофизического статуса студентов основывался на использовании не

только широко распространенных антропометрических, двигательных и функциональных характеристиках в педагогической практике, но и показателей, использующихся в решении медико-биологических проблем.

Придерживаясь рекомендаций специалистов в области физической культуры и медицины, нами осуществлен выбор базовых характеристик физического развития (рост, масса тела и жировой ткани), двигательной подготовленности (челночный бег 10^10 м; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа за 30 с; вис, согнув руки, на перекладине; наклон туловища вперед из положения сидя и бег на 1000 м), параметров функционирования (частота сердечных сокращений, среднее артериальное давление), вегетативной регуляции ССС (стандартное квадратичное отклонение, индекс напряжения регуляторных систем, мощность медленных волн 1-го и 2-го порядка, мощность дыхательных волн) и мозговой гемодинамики (реографический индекс; время распространения пульсовой волны; индекс венозного оттока; дикротический и диастолический индексы).

Из рассматриваемых методов оценки показателей психофизического статуса студентов на основе анализа их преимуществ и недостатков, а также точности и сопоставимости оценочных значений нами сделан выбор в пользу центильного метода (метода перцентилей), который позволяет установить процентное распределение частоты встречаемости величины признака, не ограничен характером распределения и пригоден для оценки любых показателей.

Выбор базовых исследуемых показателей послужил отправной точкой в процессе обеспечения репрезентативности выборочных совокупностей при минимально допустимых их количественных значениях. По мнению ряда специалистов в области математической статистики, простое увеличение количественных значений выборки не всегда способствует достижению необходимых пропорций относительно генеральной совокупности.

Расчетные значения количественных характеристик психофизического статуса девушек и юношей свидетельствовали о неоднородности их выборочных объемов, коэффициенты вариации располагались в диапазоне от 5 % до 50 %. Величина вариации выборочных совокупностей предопределяла величину разброса минимально допустимых количественных характеристик, диапазон которых составил 150-1100 человек. Рекомендуемым количеством обследуемых при коэффициенте вариации до 10% являлось 150-200 чел., от 10 % до 20 % -350-600 чел., от 20 % до 50 % - 650-1100 чел.

Выполнив предварительные условия разработки норм относительно выбора критериальных показателей и метода оценки результатов исследования, а также обеспечив репрезентативность объемов выборочных

совокупностей, нами произведена нормостатистическая градация базовых характеристик физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов.

В градационных шкалах распределения исследуемых характеристик, в отличие от общепринятых форм представления центильных шкал, оценка зон отображена в виде умеренных, выраженных и значительно выраженных гипо- и гиперотклонениях от нижней и верхней границ условной нормы.

Отличительными особенностями разработанных оценочных

критериев являются: смещение граничных значений зон нормы по отдельным показателям физического развития и двигательной

подготовленности студентов; сужение диапазонов распределения нормальных значений их вегетативного статуса и регуляции ритма сердца; дифференциация оценочных значений реоэнцефалографических кривых, с учетом половых различий.

Разработанные базовые критериально-оценочные характеристики психофизического статуса студентов давали возможность более точного упорядоченного описания и объяснения множества рассматриваемых параметров их типовых особенностей.

Выявление типовых признаков психофизического статуса студентов и их группировка осуществлялась посредством кластеризации

экспериментальных данных. Ориентируясь на выполнение основных положений определения типологических особенностей изучаемого объекта, нами установлено, что оптимальным решением являлось разбиение выборочной совокупности базовых характеристик физического развития студентов на четыре типа. Частная классификационная схема двигательной подготовленности и функционального состояния девушек и юношей предполагала разбиение множества исследуемых объектов и признаков данных компонентов психофизического статуса на пять однородных типов.

В зависимости от частоты встречаемости, выделенные типы разделялись на типы с высокой (более 37 % от общего числа случаев), средней (от 18,0 % до 37 %), низкой (от 6,1 % до 17,9 %) и очень низкой (менее 6 %) встречаемостью.

Анализ динамики встречаемости типов отдельных компонентов психофизического статуса студентов показал, что на фоне примерно одинакового соотношения типовой принадлежности у девушек и юношей, наблюдались различия в динамике распределения процентных составляющих частоты типов.

В классификационных схемах физического развития и двигательной подготовленности преобладали процентные значения первых типов с высокой встречаемостью, по сравнению с аналогичными

классификационными схемами функционального состояния. Относительно третьих типов наблюдалась обратная тенденция, при которой превышение относительных показателей встречаемости типов функционирования и вегетативной регуляции ССС, а также мозговой гемодинамики над процентными составляющими частот типов физического и двигательного развития составило около 10%.

В дополнение к анализу динамики встречаемости типов по основным компонентам психофизического статуса студентов нами составлена типологическая матрица (табл. 1), которая дает общее представление о вероятности встречи того или иного типа в выборочной совокупности исследуемых характеристик.

Таблица 1

Типологическая матрица физического развития (ФР), двигательной подготовленности (ДП), функционирования и вегетативной регуляции ______ССС (ФиВРС), мозговой гемодинамики (МГД) студентов________

ФР ДП ФС

ФиВСР МГ

1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

РМ е 1 2 3 4

а 1

2

3

4

5

о е рм о и к е 1

2

3

4

5

и 1

2

3

4

5

Примечание. Встречаемость типов:

- высокая (>37 %); | - низкая (от 6,1 % до 17,9 %);

- средняя (от 18,0 % до 37 %); | - очень низкая (< 6 %).

В процессе исследования нами выделены 19 типов по четырем компонентам психофизического статуса студентов и дано подробное текстовое, табличное и графическое представление их характерных

особенностей. Однако, как показывает практика педагогических исследований, большой объем и многообразие информации желательно трансформировать в единую форму, на основе критериально-оценочного признака.

В нашем исследовании объединение экспериментальных данных, приведенных в табл. 2, осуществлялось на основе соответствия типовых характеристик основных компонентов психофизического статуса студентов зонам риска, цветовая гамма которых позволяла наглядно определить степень и направление отклонения показателей физического, двигательного и функционального развития от условной нормы.

Таблица 2

Зоны риска основных компонентов психофизического статуса студентов, в зависимости от их типовой принадлежности

Компоненты Тип Девушки Юноши

Рост МТ ЖТ Рост МТ ЖТ

ФР 1

2 1

3 ' т

4 ' ■

ДП Тип ЧБ Пр Пд Вс Нк Б100 0 ЧБ Пр Пд Вс Нк Б100 0

1 т т т т 1 т т т т 1

2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

3 1 1 1 1 1 1 1 1 т 1 1

4 т т т т т т т т т

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1

ФС ФиВСР Тип ЧСС ББК N ИН от ЬБ УЬБ ЧСС SDN N ИН от ЬБ УЬБ

1 т 1 1 1

2 т 1 т

3 1 т 1 1 т т т т

4 т 1 т т т 1 т 1 т т т 1

5 т т т т т 1 1 т 1 1 1

МГД Тип РИ ВРП [В ИВ Д (КИ ДСИ РИ ВРП [В ИВ Д [КИ ДСИ

1 т т

2 1 1 1 1 т 1 1

3 т т 1 1 1 1 т 1 1 1

4 1 1 1 1 1 1 1 1 1

5 т 1 1 1 1 т т т т

Примечание к табл. 2:

Зоны Характеристики

- условная норма МТ - масса тела ЖТ - жировая ткань ЬБ - мощность медленных волн 1-го порядка

т - верхняя граница нормы ЧБ - челночный бег 10^10 м Пр - прыжок в длину с места УЬБ - мощность медленных волн 2-го порядка

1 - нижняя граница нормы Пд - поднимание туловища из и.п. лежа НБ - мощность дыхательных волн РИ - реографический индекс

т - умеренное гиперотклоне ние Вс - вис, согнув руки, на перекладине Нк - наклон туловища вперед ВРПВ - время распространения пульсовой волны

1 - умеренное гипоотклонение Б1000 - бег на 1000 метров ЧСС - частота сердечных сокращений ИВ - индекс венозного оттока ДКИ - дикротический индекс

т - выраженное гиперотклоне ние ББКК - стандартное квадратичное отклонение ДСИ- диастолический индекс

1 - выраженное гипоотклонение ИН - индекс напряжения регуляторных систем

Оттенки в таблице сигнализировали о нахождении исследуемых характеристик в зоне границ оптимума; предупреждали о наличии умеренных гипер- и гипоотклонений; указывали на серьезные нарушения в физическом и функциональном состоянии студентов.

Анализируя табличный вариант зонального расположения исследуемых характеристик в зависимости от типовой принадлежности студентов, следует отметить, что значения по основным компонентам психофизического статуса девушек и юношей, отнесенных к первому типу с высокой степенью встречаемости, преимущественно находились в пределах границ условной нормы. Характерными особенностями других типов являлось то, что по мере снижения их частоты встречаемости увеличивалось количество умеренных и выраженных отклонений от нормовозрастных значений.

На фоне пограничного физического и функционального состояния студентов со средней по встречаемости типовой принадлежностью, особое внимание обращало на себя зональное расположение характеристик девушек и юношей, отнесенных к четвертым и пятым типам. У данных типовых групп наблюдались серьезные нарушения в физическом развитии, функционировании и вегетативной регуляции ССС, им был свойственен низкий уровень развития физических качеств.

Таким образом, проведенное исследование позволило получить развернутую и подробную информацию о базовых критериально-

оценочных характеристиках основных компонентов психофизического статуса студентов, представить упорядоченное описание и объяснение множества рассматриваемых типологических особенностей физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния девушек и юношей. Экспериментальный материал, дополняя результаты исследований других авторов, содержит принципиально новые научные данные, совокупность которых способствует совершенствованию содержания основных характеристик психофизического состояния студентов, обеспечивающих существенное повышение качества управления процессом их физического воспитания в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Булич Э.Г., Муравов И.В. От понимания сущности здоровья к его диагностике и целенаправленной стимуляции // Валеология. 2004. № 1.

С. 4 - 12.

2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. 2004. №1. С.21-26.

3. Косолапов А.Б., Лофицкая В. А. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. Владивосток: ДВГАЭУ, 2003. 154 с.

4. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2003. 270 с.

5. Фролов А.Ф., Литвинов В.А. Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов // Валеология. 2004. № 1. С. 32-34.

V.N. Egorov

CRITERIAL FIGURES OF PSYCHOPHYSICAL AND FUNCTIONAL STUDENTS' STATUS IS OBSERVED

In the article the choice of criterial figures of psychophysical and functional students ' status is observed. The arranged manual and definition of many concerned typical factors of physical development, students' motional readiness and functional states.

Key words: physical-health-improving technology, valuation criteria, model indications, psychophysical and functional status.

Получено 14.02 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.