Научная статья на тему 'Тип психофизической дезадаптации как критерий донозологической диагностики здоровья населения'

Тип психофизической дезадаптации как критерий донозологической диагностики здоровья населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ / TYPE OF PSYCHOPHYSICAL DISADAPTATION / ЛИЦА МОЛОДОГО ВОЗРАСТА / АДАПТИРОВАННОСТЬ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / HABITAT / КРИТЕРИЙ / STANDARD / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / HEALTH OF POPULATION / GROUPS OF YOUNG PEOPLE / ABILITY OF ADAPTATION / PRENOZOLOGICAL DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артеменков Алексей Александрович

В статье приводятся результаты апробирования методики определения типов психофизической дезадаптации человека. Определены группы молодых лиц по степени адаптированности на основе типа дезадаптации. Указана возможность использования типа психофизической дезадаптации как критерия донозологической диагностики здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSICAL TYPE OF DISADAPTATION AS STANDARD OF PRENOZOLOGICAL DIAGNOSTIC OF POPULATION HEALTH

In given article were shown results of methodic of type of psychophysical disadaptation of human. There were defined a groups of young people by degree of adaptation ability on the base of the type of disadaptation. Also was shown ability to use the type psychophysical disadaptation as standard of prenozological diagnostic of population health.

Текст научной работы на тему «Тип психофизической дезадаптации как критерий донозологической диагностики здоровья населения»

38

ЗНиСО апрель №4 (229)

ТИП ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ КАК КРИТЕРИЙ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

А.А. Артеменков

PSYCHOPHYSICAL TYPE OF DISADAPTATION AS STANDARD OF PRENOZOLOGICAL DIAGNOSTIC OF POPULATION HEALTH

А.А. Artemenkov

ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

В статье приводятся результаты апробирования методики определения типов психофизической дезадаптации человека. Определены группы молодых лиц по степени адаптированности на основе типа дезадаптации. Указана возможность использования типа психофизической дезадаптации как критерия донозологической диагностики здоровья населения.

Ключевые слова: тип психофизической дезадаптации, лица молодого возраста, адаптированность, среда обитания, критерий, донозологическая диагностика, здоровье населения.

In given article were shown results of methodic of type of psychophysical disadaptation of human. There were defined a groups of young people by degree of adaptation ability on the base of the type of disadaptation. Also was shown ability to use the type psychophysical disadaptation as standard of prenozological diagnostic of population health.

Keywords: type of psychophysical disadaptation, groups ofyoung people, ability of adaptation, habitat, standard, prenozological diagnostic, health of population.

Здоровье является интегральным показателем жизнедеятельности человека и характеризуется комплексом морфологических и функциональных свойств организма, обеспечивающих адаптивное приспособление к различным условиям среды обитания и физическим нагрузкам. Отрицательным фактором развития современного общества является значительное ухудшение состояния здоровья населения, особенно учащейся молодежи. Снижение качества жизни основных слоев населения, экологическое неблагополучие среды обитания отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье подрастающего поколения [4].

В основе современного клинического представления о здоровье и болезни лежит оценка взаимодействия организма со средой обитания. Чрезмерное и повреждающее воздействие факторов окружающей среды на организм ведет к развитию заболеваний. Болезнь можно рассматривать как результат дезадаптации организма под воздействием неадекватных факторов среды и прорыва адаптационного барьера [1]. В настоящее время для оценки адаптационных возможностей человека используют различные методические подходы. Проводят расчет адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы, применяют инструментальные методы оценки адаптационных процессов по данным анализа сердечного ритма. Суть этих диагностических методик сводится к распознаванию функциональных состояний организма, возникающих в процессе их перехода от нормы к патологии.

Цель данной работы — анализ результатов апробирования методики определения типов психофизической дезадаптации у лиц молодого возраста и рассмотрение возможности ее использования как критерия донозологической диагностики здоровья населения.

Для выявления дезадаптивных расстройств у каждого индивидуума и в студенческой среде была разработана оригинальная методика опре-

деления типов психофизической дезадаптации человека, позволяющая распознать изменения психофизического статуса человека [2]. Методика апробирована на 1 030 студентах I—V курсов ЧГУ (525 девушек и 505 юношей) в возрасте 18—22 лет. Анкетирование и обработка результатов проводились в первой половине дня. Испытуемые распределялись по шести выделенным типам психофизической дезадаптации человека:

1. Полностью дезадаптированный (ПД).

2. Частично дезадаптированный (ЧД).

3. Промежуточный с преобладанием психологической дезадаптации (ПРпс).

4. Промежуточный с преобладанием физической дезадаптации (ПРфиз).

5. Промежуточный ^преобладанием физиологической дезадаптации (ПРфизиол).

6. Адаптированный (А). .

В дальнейшем для характеристики процессов адаптации и учета распространенности дезадап-тивных состояний у молодых людей были выделены три группы студентов:

1 группа — адаптированные студенты;

2 группа — частично адаптированные студенты;

3 группа — дезадаптированные студенты.

Статистический анализ групповых различий

проводился по критерию Фишера (ф).

Проведенное обследование показало неоднозначность распределения испытуемых по типам психофизической дезадаптации в течение всего периода обучения в вузе (табл. 1). Так, у юношей I и III курсов частично дезадаптированный тип выявляется соответственно в 4,8 и 1,0 % случаев (p < 0,05). Между тем, у девушек III и IV курсов достоверно доминирует промежуточный тип с преобладанием психологической дезадаптации. У 9,5 % юношей I курса — промежуточный тип с преобладанием физической дезадаптации. В меньшей степени данный тип встречается у юношей III курса (2,0 %), IV курса (3,0 %) и V курса (2,0 %). Выявленные различия распределения в процентах в рассматриваемых случаях достовер-

апрель №4 (229)

39

Таблица 1. Распределение студентов 1—У курсов вуза по типам психофизической дезадаптации, %

Курс обучения, пол Тип психофизической дезадаптации

ПД ЧД ПР пс ПРф физ. ПРф физиол. А

I, девушки (n = 110), юноши (n = 105) 5,1 1,0 8,3 4,8 10,0 7,6 8,3 9,5 3,7 1,9 64,6 75,2

II, девушки (n = 105), юноши (n = 100) 4,8 2,0 5,7 5,0 11,4 12,0 6,7 4,0 2,8 1,0 68,6 76,0

III, девушки (n = 100), юноши (n = 100) 6,0 1,0 10,0 1,0*+ 19,0*о 4,0 8,0 2,0**+ 8,0 1,0 49,0**о 91,0**+

IV, девушки (n = 105), юноши (n = 100) 2,8 2,0 7,6 2,0 18,1*° 7,0 2,8*о 3,0*+ 3,9 1,0 64,8 85,0*+

V, девушки (n = 05), юноши (n = 100) 3,8 3,0 12,4 3,0 7,6 13,0 7,6 2,0**+ 5,7 2,0 62,9 77,0

Примечание: *+ Значимые различия критерия Фишера при р < 0,05 в сравнении с показателями у юношей I курса; *о Значимые различия критерия Фишера при р < 0,05 в сравнении с показателями у девушек I курса; **+ Значимые различия критерия Фишера при р < 0,01 в сравнении с показателями у юношей I курса; **° Значимые различия критерия Фишера при р < 0,01 в сравнении с показателями у девушек I курса

ны. Обращает на себя внимание тот факт, что у большинства юношей и девушек I—V курсов наблюдается адаптированный тип. Однако следует отметить некоторые особенности распределении этого типа у юношей и девушек III курса. Для юношей (91,0 %) — это самый благоприятный период обучения в вузе, т. к. они хорошо адаптированы к условиям жизни. Напротив, только менее половины девушек этого курса (49,0 %) отнесены к адаптированному типу.

Распределение юношей и девушек по степени адаптированности показало, что достоверных различий в группе дезадаптированных студентов не наблюдается. Частично адаптированы 22,0 % девушек I курса и 35,0 % девушек III курса (р < 0,05), 19,0 % юношей I курса и 11,0 % юношей IV курса. Как нам представляется, степень адаптированности позволяет в целом судить о здоровье студентов, поскольку жизнедеятельность любой группы людей тесно связана с остальным населением, частью которого она является. Классификация испытуемых на основе типов психофизической дезадаптации и степени адаптированности основывается на ранее полученных нами сведениях. Так, у студентов выявлены изменения физического здоровья, установлены функциональные системы, в которых наиболее часто развиваются патологические изменения и характерные нервно-вегетативные симптомы.

Адаптированные студенты являются здоровыми людьми. Частично адаптированные студенты — это здоровые юноши и девушки, у которых наблюдаются изменения в психоэмоциональной сфере, ослабление двигательных функций или нарушения физиологических приспособительных механизмов. Они нуждаются только в

направленной психологической коррекции, в повышении уровня общей физической подготовленности или нормализации физиологических адаптационных механизмов. Дезадаптированные студенты — это лица, здоровье которых находится на грани нормы и патологии. У них наблюдаются более глубокие расстройства компенсаторно-приспособительных реакций, которые могут проявляться со стороны различных систем организма. Эти студенты нуждаются в дополнительном обследовании и лечебно-профилактической помощи.

Была предложена классификация детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, юношей и девушек в виде трех типологических групп — функциональных типов [3]. Определенные физиологические особенности функциональных типов позволяют выявить различные стратегии взаимодействия организма со средой и более обоснованно подойти к решению проблемы оптимизации физического состояния и донозологической диагностики.

Таким образом, разработанная методика определения типов психофизической дезадаптации может быть использована для выявления индивидуумов с дезадаптивными расстройствами. Распределение лиц молодого возраста по степени их адаптированности на основе типа психофизической дезадаптации позволяет использовать этот критерий в донозологической диагностике здоровья населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П.

Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.:

Изд-во РУДН, 2006. 284 с.

40

ЗНиСО апрель №4 (229)

2. Артеменков А.А. Психофизическая дезадаптация человека: теория развития и профилактика. Череповец: ЧГУ, 2012. 157 с.

3. Колпаков В.В., Беспалова ТВ., Томилова Е.А. и др. Функциональные резервы и адаптационный потенциал лиц с различным уровнем привычной двигательной активности //Физиология человека. 2011. Т. 37. № 1. С. 105—117.

4. Тищук Е.А. Современное состояние и особенности заболеваемости населения Российской Федерации

//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2009. № 1. С. 3—13.

Контактная информация:

Артеменков Алексей Александрович, тел.: 8 (8202) 51-77-38, 8 (911)516-21-40, e-mail: [email protected] Contaet information:

Artemenkov Aleksey,

phone: 8 (8202) 51-77-38, 89115162140, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.