АВГУСТ №8 (240
35
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ
А.А. Артеменков
METHODOLOGICAL APPROACHES TO PREVENTION THE DEZADAPTIVNYKH OF CONDITIONS AT STUDENTS
A.A. Artemenkov
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец
Проведен анализ методологических подходов к профилактике дезадаптивных состояний у студентов. Разработана концепция психофизической дезадаптации, позволяющая конкретизировать звенья дезадаптационного процесса, формирующегося у студентов в в режиме учебно-трудового дня.
Ключевые слова: методологические подходы, дезадаптивное состояние, студенты, профилактика.
The analysis of methodological approaches to prevention of dezadaptivny conditions at students is carried out. The concept of the psychophysical disadaptation, allowing to concretize links of the dezadaptatsionny process which is forming at students in in a mode of educational day of work is developed.
Keywords: methodological approaches, disadaptive state, students, prevention.
Изучение здоровья студенческой молодежи основывается на различных методологических подходах, позволяющих с разных точек зрения оценить многообразие взглядов на его природу [2]. Целью работы является анализ существующих и разработка новых методов оценки здоровья учащихся для раннего выявления адаптационных нарушений у студентов и своевременной их профилактики путем оптимизации функционального состояния и повышения резервных возможностей.
В современной педагогике приоритетным направлением здоровьесбережения является ком-петентностный подход. Компетентность педагога рассматривается как интегральное качество личности. В процессе профессионального обучения педагогу необходимо изменять взгляды и установки на психическое, физическое и социальное благополучие учащихся в системе оздоровления организма.
Концепция кризисного развития представлена проблемой кризисных состояний в процессе формирования профессиональной идентичности у студентов в свете стабилизации психологического здоровья. Методология данной проблемы базируется на репрезентативных теориях, обусловливающих конструирование функциональной модели, и на реализации профилактики психического здоровья студентов.
В данном контексте следует отметить психологию и педагогику ненасилия — новое направление в отечественной гуманистически ориентированной педагогической науке и практике. Методологической основой данного направления является принцип ненасилия, выступающий в качестве ведущего во многих религиозных и философско-этических учениях. Воспитание и обучение в таких условиях позволяет сохранить здоровье учащихся [3]. С позиции аксиологического подхода здоровье является универсальной общечеловеческой ценностью, которую можно соотнести с ценностными ориентирами индивидуума
Используемый в медицине нормоцентриче-ский подход основывается в первую очередь на понятии «норма» и на взаимосвязи показателей соматического здоровья человека с психолого-
поведенческими особенностями. Руководствуясь данными представлениями, можно утверждать, что здоровье учащегося — это оптимальный уровень функционирования организма.
Методология синергетики основана на инте-гративном подходе к изучению открытых термодинамических, неравновесных систем. В синер-гетическом подходе человек рассматривается как «открытая система», которая обменивается с окружающей средой энергией, информацией, веществом со средой диссипативных структур [5]. Изучение диссипативных структур показало, что все новое возникает в результате бифуркаций как развитие неустойчивых процессов и состояний. Основной причиной самоорганизации материи являются неустойчивые кризисные состояния. Предпринята попытка использования синер-гетического подхода для изучения процессов в медико-экологических системах.
Формирование системного подхода к здо-ровьесбережению связано с развитием теории систем. Системный подход используется в оценке состояния здоровья, питания и физического развития студентов. А. Г. Щедрина выделила шесть основных показателей здоровья (элементов системы), которые характеризуют его как целостное многомерное динамическое состояние [6].
Проблема адаптационного взаимодействия организма с окружающей средой нашла свое отражение в теории общего адаптационного синдрома Г. Селье. Суть данной концепции состоит в совокупности ответных адаптационных реакций организма на неблагоприятные (но значительные по силе и продолжительности) воздействия. В рамках данного подхода Н.А. Мешковым [4] показано, что реакция организма на воздействие неблагоприятных факторов среды проявляется в снижении резервных возможностей, адаптационного состояния и вегетативного баланса.
Данные представления способствовали развитию адаптационного подхода к здоровьесбе-режению учащихся. Проведенный анализ различных подходов показывает, что адаптация в вузе носит интегративный характер и обеспечивает возможность приспособиться к учебно-
36
ЗНиСО АВГУСТ №8 (240
трудовым, производственным и социальным условиям.
Поскольку существует адаптационный подход к здоровьесбережению, то имеют место и дезадап-тационные представления о проблеме здоровья и болезни. Известно, что дезадаптация интерпретируется в рамках концепции предболезни как промежуточное состояние между нормой и патологией. Анализ адаптационных нарушений у студентов показывает, что у них имеется широкий континуум функциональных состояний: от легких расстройств эмоционально-личностной сферы до психодезадаптационных состояний и пограничных нервно-психических расстройств. Поэтому необходимы мероприятия нормализации таких нарушений.
Рассмотрим наше видение данной проблемы. Базируясь на общебиологических законах адаптационного взаимодействия организма и среды обитания, мы разрабатываем методологические подходы к развитию дезадаптационных состояний у студентов для их своевременной профилактики. В рамках изложения данного вопроса дезадаптацию можно рассматривать: 1) как процесс, возникающий вследствие рассогласования адаптационных механизмов (вариант развития адаптационного подхода); 2) как самостоятельный, самопроизвольный процесс, развивающийся в организме человека и затрагивающий его психомоторную систему, личностно-эмоциональную и социальную сферы деятельности.
В последнем случае переход в дезадаптацион-ное состояние можно охарактеризовать как один из новых путей к исследованию здоровья человека. В содержательном плане, с нашей точки зрения, переход в дезадаптационное состояние осуществляется за счет комплекса новых интегарционных механизмов (т. е. не является видоизмененным адаптационным переходом). В мировоззренческом плане он опирается на совокупность критериев, определяющих функциональное состояние и адаптационные возможности человека.
В рамках дезадаптационного подхода к оценке здоровья человека нами разработана концепция психофизической дезадаптации, позволяющая конкретизировать звенья дезадаптационного процесса, формирующегося у человека (в том числе и у студентов в процессе обучения). Разрабатываемые нами концептуальные идеи опираются непосредственно на три теоретико-методологических подхода: 1) синергетический подход и теорию неравновесных систем; 2) системный подход и теорию систем; 3) адаптационный подход и теорию адаптации. Изучение процессов приспособления студентов к умственным и физическим нагрузкам позволило определить состояние организма, характеризующееся снижением физической подготовленности, психоэмоциональной нестабильностью индивидуума и изменением его функциональных свойств. Такое сочетание нервно-психовегетативных и функциональных свойств организма, сопряженное со стойким снижением двигательных возможностей, было определено как психофизическая дезадаптация [1].
Раннее выявление психофизической дезадаптации основывается на принципах: 1) комплексности и взаимосвязи психологического, соматического и функционального состояний; 2) дифференцированности, предполагающем дифференциацию психологических, физических и физиологических проявлений; 3) системности, предполагающем выявление основных параметров психологического, физического и физиологического состояния.
Одним из эффективных методологических инструментов изучения нарушений адаптивного взаимодействия в образовательном процессе является разработанная модель развития дезадаптивных состояний («адаптационно-дезадаптационный переход»). Опираясь на нее, можно представить основные векторы формирования дезадаптивного состояния в учебно-трудовой деятельности студента. Исследования показали, что дезадаптивные состояния формируются на различных этапах обучения под влиянием комплекса негативных факторов учебного процесса (чрезмерная нагрузка на нервную систему, стрессы, ограничение движений), образа жизни (вредные привычки, нерациональное питание и др.), неблагоприятных условий среды обитания. Именно факторы риска и предопределяют деза-даптационные нарушения, которые сопровождаются изменением психофизического и функционального статуса.
С нашей позиции, предполагаемая модель развития нарушений адаптации должна содержать три блока: «физический» — изучается физическая подготовленность студентов по результатам контрольных тестов; «психологический» — оценивается психоэмоциональное состояние учащихся по результатам тестирования; «функциональный» — проводится оценка функционального состояния и резервных возможностей по результатам нагрузочных проб. Таким образом, дезадаптивные нарушения можно представить как изменение трех состояний системы и ее адаптационных резервов. Данный подход позволяет выявить качественно новые условия проявления адаптационных возможностей студентов.
Обобщенно «адаптационно-дезадаптацион-ный переход» осуществляется следующим образом. При достаточных адаптационных резервах (физических, психологических и функциональных) организм человека находится в адаптационном состоянии. Имеющиеся у организма адаптационные резервы всегда направлены на противодействие воздействию различных видов нагрузок и позволяют приспособиться к ним. Снижение адаптационных резервов организма порождает неустойчивое состояние системы и переход физического, или психологического, или функционального состояния (или трех состояний одновременно) через точку бифуркации на новый уровень функционирования — в дезадаптивное состояние. Состояние дезадаптации не является стабильным и характеризуется также неустойчивостью. То есть возможен обратный переход в адаптационное состояние вследствие оптимизации физического, психологического или функционального состоя-
АВГУСТ №8 (240
37
Физическое состояние
Психоэмоциональное состояние
Функциональное состояние
Ж
Физиологическая дезадаптация
Психологическая дезадаптация
Физическая дезадаптация
Оптимальная адаптация
Адаптационно-дезадаптационный переход
Полная или частичная дезадаптация
Рис. Методологические подходы к развитию дезадаптационного состояния у человека (модель «адаптационно-дезадаптационного перехода»)
ния (применительно к студенту — вследствие повышения физической подготовленности, улучшения нервно-психического состояния, расширения функциональных возможностей) (рис.).
Проведенная физиолого-гигиеническая оценка здоровья студентов показывает снижение резервных и компенсаторно-приспособительных возможностей организма у дезадаптированных испытуемых. Так, в физическом состоянии у дезадаптированных студентов может определяться тучность организма, слабое телосложение, низкие скоростно-силовые показатели, ограничение выносливости и гибкости тела, уменьшение мощности мышц и снижение работоспособности.
Со стороны функциональных систем наиболее часто выявляются изменения в состоянии системы кровообращения (низкий или высокий пульс, колебания артериального давления, ослабление или уменьшение деятельности сердечнососудистой системы с изменением механизмов регуляции). В дыхательной системе отмечается ограничение функциональных возможностей органов дыхания, снижение устойчивости к недостатку кислорода. Изменяются также вегетативный статус и адаптационные возможности. В психоэмоциональном плане выявляется низкая нервно-психическая устойчивость, высокая тревожность, алекситимический тип личности, социальная дезадаптация.
Таким образом, разработаны методологические подходы, имеющие существенное значение в здоровьесбережении учащихся. Показано, что развитие дезадаптационного состояния у человека представляет собой переход от одного уровня адаптационного взаимодействия на другой уровень
функционирования организма. Происходит качественное преобразование функций либо в сторону оптимизации и развития адаптационного состояния, либо в сторону дезинтеграции и формирования дезадаптационного состояния. Выявление нарушений процесса адаптации в учебно-трудовой деятельности студентов и своевременная их профилактика будут способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артеменков А.А. Психофизическая дезадаптация человека: теоретические аспекты //Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С. 9—13.
2. Викторов Д.В. Методология педагогики здоровьесбере-жения студентов вуза //Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5. С. 257—260.
3. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании /В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. М.: Издательство Юрайт, 2012. 424 с.
4. Мешков Н.А. Методологические аспекты оценки адаптационной реакции организма на влияние факторов риска окружающей среды //Гигиена и санитария. 2012. № 5. С. 87—91.
5. Сидоров П.И. Гносеологический аппарат ментальной медицины /П.И. Сидоров, И.Б. Якушев //Экология человека. 2010. № 9. С. 43—52.
6. Щедрина А.Г. Понятия и структура индивидуального здоровья человека: методология системного подхода //Медицина и образование в Сибири. 2009. № 5. С. 8.
Контактная информация:
Артеменков Алексей Александрович, тел.8(8202) 51-77-38; 8(911)5162140, e-mail: [email protected] Contaet information:
Artemenkov Alexej,
phone 8(8202) 51-77-38; 8(911)5162140, e-mail: [email protected]