Научная статья на тему 'Профилактика психофизической дезадаптации у лиц умственного труда'

Профилактика психофизической дезадаптации у лиц умственного труда Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННЫЙ ТРУД / MENTAL WORK / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PSYCHOPHYSICAL DISADAPTATION / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / NEUROPSYCHOLOGICAL TENSION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артеменков Алексей Александрович

Разработана методика профилактики психофизической дезадаптации лиц, занятых умственным трудом. Приводятся сведения о благоприятном влиянии физкультминуток для снятия нервно-психического напряжения у студентов в течение учебного дня. Показано положительное влияние комплекса упражнений оздоровительно-профилактической направленности на резервные возможности и физическое здоровье учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артеменков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention psychophysical desadaptation of mental health

In this article has been created methodology of prevention psychophysical disadaptation of mentally working persons. There are results with good influence of short rest in work time to relief neuropsychological tension at students in the work period. It was shown the good influence of workout on reserve possibilities and physical health.

Текст научной работы на тему «Профилактика психофизической дезадаптации у лиц умственного труда»

44

ЗНиСО Февраль №2 (251)

(р = 0,023). Установлена достоверная причинно-следственная связь вероятности понижения уровня гемоглобина с повышенным содержанием марганца в крови (Я2 = 0,62, Б = 203,98, р = 0,000).

Заключение. Анализ результатов исследования показал, что у детей, потребляющих питьевую воду с повышенным содержанием марганца на уровне до 3,3 ПДК, концентрация марганца в крови превышает в среднем в 1,3 раза референтный уровень и показатель в группе сравнения. При этом выявлены негативные эффекты воздействия на центральную нервную систему, выраженные в повышенной частоте дисбаланса нейромедиа-торов (повышение глутамата, снижение ГАМК), регулирующих процессы возбуждения и торможения в ЦНС, инициируемого активизацией окислительного повреждения клеточно-субклеточных структур (повышение гидроперекиси липидов, МДА, 8-OHdG) при истощении ресурсов системы антиоксидантной защиты (снижение ГлПО, Си^п-СОД, ОАС). Установлены негативные эффекты воздействия марганца на систему крови, характеризующиеся нарушением метаболизма железа с тенденцией к развитию железодефицит-ного состояния (снижение сывороточного железа, повышение НЖСС), и, как следствие, снижением

синтеза гемоглобина. Выявление данных негативных эффектов и их маркеров на ранней стадии позволит адекватно обосновывать необходимый объем профилактических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлибаев М.Ж., Неронова Т.И., Саидов И.И., Мирхаши-мов И.Х., Кайдарова Р.К., Калинин И.Ю., Садвокасова С.К. Перспективы гармонизации стандартов и норм качества вод в странах Центральной Азии и Водной рамочной директивы Европейского союза. Алматы: ОО «OST-XXI век, 2010. 240 с.

2. Toxicological Profile for Manganese. Agency for Toxic Substances and Disease Registry (ATSDR). U.S. Public Health Service, U.S. Department of Health and Human Services. Altanta, GA, 2008. 539 р.

3. Зайцева Н.В., Май И.В., Клейн С.В. К вопросу установления и доказательства вреда здоровью населения при выявлении неприемлемого риска, обусловленного факторами среды обитания //Анализ риска здоровью. 2013. № 2. С. 14—26.

4. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Землянова М.А. Совершенствование стратегических подходов к профилактике заболеваний, ассоциированных с воздействием факторов среды обитания / Н.В. Зайцева, О.Ю. Устинова, М.А. Землянова //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 11 (248). С. 14—19.

g

S

Контактная информация:

Зайцева Нина Владимировна, тел.: 8 (342) 233-11-25, e-mail: znv@fcrisk.ru

Contakt Information: Zaytseva Nina, phone: 8 (342) 233-11-25, e-mail: znv@fcrisk.ru

УДК 613.96

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ЛИЦ УМСТВЕННОГО ТРУДА

А.А. Артеменков

ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец

Разработана методика профилактики психофизической дезадаптации лиц, занятых умственным трудом. Приводятся сведения о благоприятном влиянии физкультминуток для снятия нервно-психического напряжения у студентов в течение учебного дня. Показано положительное влияние комплекса упражнений оздоровительно-профилактической направленности на резервные возможности и физическое здоровье учащихся. Ключевые слова: умственный труд, студенты, нервно-психическое напряжение, психофизическая дезадаптация, профилактика.

A.A. Artemenkov □ PREVENTION PSYCHOPHYSICAL DESADAPTATION OF MENTAL HEALTH □ FSEI HPE «Cherepovets state University», Cherepovets □ In this article has been created methodology of prevention psychophysical disadaptation of mentally working persons. There are results with good influence of short rest in work time to relief neuropsychological tension at students in the work period. It was shown the good influence of workout on reserve possibilities and physical health. Key words: mental work, students, neuropsychological tension, psychophysical disadaptation, prevention.

Характерной чертой развития современного общества является значительное ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. Снижение качества жизни основных слоев населения, экологическое неблагополучие среды обитания негативно сказывается на здоровье молодежи [4, 7, 8].

Отличительной особенностью умственного труда студентов является его напряженность, т.е. нагрузка на центральную нервную систему, на высшие психические функции человека, на органы чувств и эмоциональную сферу [9]. В процессе учебной деятельности и в период экзаменационной сессии студенты подвергаются значительным нервно-психическим нагрузкам. Интенсивная умственная деятельность предъявляет повышенные требования к механизмам адаптации, а чрезмерная стимуляция мозговых образований приводит к развитию дезадаптивных состояний [2, 3, 6]. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка мероприятий, направленных на пре-

дотвращение или снижение негативных влияний учебной деятельности на здоровье студентов.

Целью работы является разработка и апробация методики профилактики психофизической дезадаптации у лиц молодого возраста, занятых напряженным умственным трудом.

Материалы и методы исследования. Исходя из результатов собственных исследований, мы разработали двухэтапную методику профилактики психофизической дезадаптации: I этап — устранение или ослабление нервно-психического напряжения и улучшение психоэмоционального состояния студентов; II этап — повышение физических возможностей студентов. Каждому этапу профилактики психофизической дезадаптации соответствовали специально разработанные комплексы физических упражнений.

Комплексы упражнений I этапа включают четыре физкультминутки, выполняемые студентами на рабочем месте (в конце занятий оставлялось время для выполнения упражнений) или в

Февраль №2 (251) знсо

45

^^ перерывах между занятиями в течение учебного дня (после 1—4-й пар занятий). В состав каждого О комплекса упражнений физкультминуток входят 5? четыре вида физических упражнений: динамические, статические (изометрические), дыхательные, релаксационные, а также массаж биологически активной точки (БАТ). Точечный массаж включен в комплексы физкультминуток для уси-¡-^ ления седативного эффекта. Применяется тормозной метод воздействия на БАТ. Воздействие на ^ точки проводится в течение одной минуты. ЕЕ Комплекс упражнений II этапа включает в себя 3 упражнения для самостоятельного повышения

■_ физических возможностей в режиме дня по месту

проживания. Особенностью упражнений данного этапа является развитие ослабленных физических качеств. Физические упражнения этого комплекса направлены на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Выполнение специально подобранных упражнений на определенные группы мышц позволяет укрепить организм и повысить его резервные возможности.

Специфика проведения эксперимента предусматривала освоение выполнения упражнений с использованием определенных методов: показа упражнений, разбора техники выполнения упражнений. Предварительно испытуемых обучали методике нахождения биологически активных точек по анатомо-топографическим ориентирам тела и методике точечного массажа.

Апробация методики профилактики психофизической дезадаптации проводилась на лицах женского пола (20—21 года) — студентках IV курса Череповецкого государственного университета. Выбор в качестве объекта исследования лиц женского пола объясняется тем, что в ходе ранее проведенных экспериментов мы обнаружили в данной группе испытуемых большое количество лиц (от 37 до 51 %) с дезадаптивными расстройствами. Отбор студентов осуществлялся на основе разработанной методики определения типов психофизической дезадаптации [1].

Экспериментальную группу (ЭГ) составили 20 девушек с дезадаптивными расстройствами, получающих комплекс профилактических занятий (ПЗ) в виде физкультминуток с элементами точечного массажа и самостоятельно выполняющих упражнения для повышения физических возможностей организма (3 раза в неделю). В контрольную группу (КГ) вошли 20 девушек, которые занимались общефизической подготовкой (ОП) на традиционных уроках физической культуры в рамках учебного расписания вуза (1 раз в неделю).

Перед проведением исследования проводилась оценка нервно-психического состояния студентов с помощью общепринятых психологических тестов: «оценка нервно-психического напряжения» (НПН), «нервно-психическая устойчивость» (НПУ), «шкала астенического состояния» (ШАС), «ситуативная тревожность» (СТ). Использовалась методика оценки социальной адаптированности (СА) и вегетативной устойчивости (ВУ).

Для определения физической подготовленности студентов использовались широко из-

вестные тесты для оценки физических качеств учащихся (школьников и студентов): для измерения силовых способностей — «динамометрия»; для измерения скоростно-силовых способностей и силовой выносливости — «прыжки через скакалку», «подъем туловища под прямым углом из положения лежа на спине (ноги фиксирует партнер)» и «отжимания в упоре лежа»; для измерения скоростных способностей в лабораторных условиях — «теппинг-тест»; для измерения гибкости — «наклон туловища вперед»; для оценки статического равновесия — «стойка на одной ноге». Формирующий эксперимент проводился в течение шести недель, после которого снова проводилась оценка показателей нервно-психического состояния и физической подготовленности испытуемых. Статистический анализ групповых различий проводили по 1-критерию Стьюдента.

Результаты и их обсуждение. Проведенное исследование позволило нам достаточно четко оценить направленность эмоционально-вегетативных изменений, происходящих у испытуемых под влиянием ПЗ, и у лиц, занимающихся ОП. Сравнительный анализ полученных данных показывает, что у студенток ЭГ значительно снизился уровень НПУ. Так, до проведения профилактических мероприятий он составлял (23,2 ± 1,69) балла (3-й пункт шкалы НПУ), что соответствует уровню НПУ ниже среднего и высокой дезадаптации. После проведения ПЗ среднее значение НПУ равно (13,7 ± 1,48) балла (6-й пункт шкалы НПУ), что свидетельствует о росте нервно-психической устойчивости и переходе большинства испытуемых в зону меньшего риска дезадаптации в стрессе. У студенток КГ существенных изменений НПУ не наблюдается. Рассматривая параметры СА до эксперимента, мы обнаружили, что нормальная социальная адаптированность студенток ЭГ и КГ составляет 10—13 баллов. Под воздействием ПЗ отмечен достоверный рост этого показателя (р < 0,001) в ЭГ. Средние значения данного параметра соответствуют высокой социальной адаптированности девушек. У испытуемых КГ показатель остался неизменным. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал нормальный уровень ВУ у лиц ЭГ и низкий — у представителей КГ. Выполнение упражнений оздоровительно-профилактической направленности позволило повысить уровень ВУ у девушек ЭГ до высокого, а у студенток КГ положительной динамики ВУ не выявлено.

Оценивая в целом изменения нервно-психического состояния студенток под влиянием направленных ПЗ, можно констатировать улучшение нервно-эмоционально-вегетативных функций и повышение СА.

Прослеживая динамику физической подготовленности у девушек ЭГ, следует обратить внимание на достоверный рост ее показателей по результатам контрольных тестов, хотя некоторые из них у девушек ЭГ были ниже, чем у девушек КГ. Обращает на себя внимание значительный рост показателей, особенно силового, скоростно-силового характера и статического равновесия тела. Так, количество прыжков через скакалку за 1 мин у девушек ЭГ до ПЗ составило (123,3 ± 2,69), а после ПЗ — (140,5 ± 2,03) (р < 0,001). Прирост данного показа-

46

ЗНиСО Февраль №2 (251)

теля составил около 14 % от исходного уровня. В тесте «отжимания в упоре лежа» прирост составил 45 % начального значения. У испытуемых КГ изменения этих и других параметров малозаметны.

Следует отметить, что у девушек КГ после проведения эксперимента средние значения изучаемых показателей в отдельных случаях даже стали несколько ниже исходных. Эти данные свидетельствуют о том, что занятия физической культурой в традиционной форме (1—2 раза в неделю) практически не оказывают положительного оздоровительного эффекта на учащихся.

В связи с этим приоритетными направлениями деятельности вузов должны быть укрепление здоровья студентов на основе создания различного рода оздоровительно-профилактических программ и оптимизация образовательного процесса, поскольку занятия оздоровительной физической культурой в напряженном режиме повышают способность адаптации организма к факторам окружающей среды, минимизируют риск развития стрессовых ситуаций, улучшают умственную и физическую работоспособность [2, 3, 5].

Выводы.

1. Разработанная оздоровительная методика является эффективным способом нормализации психоэмоционального состояния и физического статуса студентов и может использоватся для профилактики психофизической дезадаптации лиц, занятых напряженным умственным трудом.

2. В процессе учебного дня оправдано выполнение физкультминуток с элементами точечного массажа для снятия (ослабления) нервно-психического напряжения, возникающего в процессе продуктивной умственной деятельности студентов в течение длительного времени.

3. Применение комплекса физических упражнений оздоровительно-профилактической направленности позволяет повысить физическую

подготовленность лиц молодого возраста и тем самым улучшить их физическое здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артеменков А.А. Тип психофизической дезадаптации как критерий донозологической диагностики здоровья населения / А.А. Артеменков //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 4 (229). С. 38-40.

2. Артеменков А.А., Шестаков В.Я. Комплексная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов для гигиенической оптимизации возможных отклонений / А.А. Артеменков, В.Я. Шестаков //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 3 (240). С. 16—18.

3. Артеменков А.А. Методологические подходы к профилактике дезадаптивных состояний у студентов / А.А. Артеменков //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 35—37.

4. Калинина С.А. Социально-психологические факторы формирования профессионального стресса при нервно-эмоциональной деятельности / СА. Калинина // Медицина труда и промышленная экология. 2009. № 5. С. 18-22.

5. Нежкина Н.Н. Физическое воспитание детей с синдромом вегетативной дистонии / Н.Н. Нежкина, М.К. Майорова, О.В. Кулигин, Н.В. Киселева, Ю.В. Чистякова //Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2010. № 1 (32). С. 48—54.

6. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, ИА. Новикова //Гигиена и санитария. 2001. № 4. С. 46-49.

7. Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н.А. Скоблина, В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 9—12.

8. Тищук Е.А. Современное состояние и особенности заболеваемости населения Российской Федерации / Е.А. Ти-щук //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2009. № 1. С. 3—13.

9. Хусаинова И.Ю. Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья студентов медицинского колледжа / И.Ю. Хусаинова //Медицина труда и промышленная экология. 2010. № 6. С. 28—32.

Контактная информация: Contact information:

Артеменков Алексей Александрович, Artemenkov Alexey тел.: 8 (911) 516-21-40, рЬопе: 8 (911) 516-21-40,

e-mail: basis@live.ru e-mail: basis@live.ru

УДК 613.7.379.822

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ЗИМНИХ КАНИКУЛ

Т.М. Бутаев2, Г.К. Гадзиева1,2, Н.И.Отараева1,2, А.Г.Тибилов1-2 'Управление Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ 2Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ

Приведены основные направления деятельности органов, учреждений Роспотребнадзора по обеспечению санэпидблагополучия детей в период зимних каникул. Ключевые слова: охрана здоровья детей и подростков, снижение рисков здоровью, медицинские осмотры детей, санитарное законодательство.

T.M. Butaev, G. K. Gadzieva, N. I.Otaraeva, A.G. Tibilov □ QUESTIONS OF SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF CHILDREN DURING THE WINTER HOLIDAYS □ Department of Rospotrebnadzor in the Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz; North-Ossetian state medical Academy, Vladikavkaz □ The main directions of activities of the federal bodies, institutions of sanèpidblagopoluciâ children during the winter holidays. Key words: protection of the health of children and adolescents, reducing risks to health, medical check-ups of children, the health legislation.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования культуры здоровья подрастающего поколения носит стратегический характер и является одной из самых актуальных на сегодняшний день в России [2]. Указы Президента Российской Федерации по реализации государственной социальной политики в области образования и науки, а также Перечень поручений Президента Российской Федерации определили

для Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (службы) конкретные задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения [1, 2].

Создание оптимальных условий жизнедеятельности детей и подростков на фоне безопасных и безвредных факторов среды обитания для сохранения и укрепления здоровья приобретает осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.