Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ (КОММУНИКАТИВНОЙ) ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС'

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ (КОММУНИКАТИВНОЙ) ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А.

Статья посвящена проблеме технологизации процесса формирования коммуникативной готовности детей к обучению в школе в системе современных требований ФГОС. В статье рассмотрена технология сотрудничества как эффективная форма в решении поставленной проблемы. Описаны этапы и способы организации и проведения сотрудничества как технологического процесса формирования начальных коммуникативных действий старших дошкольников при подготовке к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIZATION OF PROCESS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL (COMMUNICATIVE) READINESS OF CHILDREN TO SCHOOL IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

The article is devoted to the problem of the communicative process of technologization of schoolchildren readiness to the system of modern requirements of the Federal State Educational Standard. The article deals with the cooperation technology as an effective form in tackling the challenge. The steps of organization and conducting cooperation technological process of forming primary communicative action in preparing children for school are describes in the article.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ (КОММУНИКАТИВНОЙ) ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС»

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ (КОММУНИКАТИВНОЙ) ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Е. Г. ГУЦУ, кандидат

психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина elenagytcy@mail.ru

Е. В. КОЧЕТОВА, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина evkoch@mail.ru

Т. А. РУНОВА, кандидат

психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО runova-tata@rambler.ru

Статья посвящена проблеме технологизации процесса формирования коммуникативной готовности детей к обучению в школе в системе современных требований ФГОС. В статье рассмотрена технология сотрудничества как эффективная форма в решении поставленной проблемы. Описаны этапы и способы организации и проведения сотрудничества как технологического процесса формирования начальных коммуникативных действий старших дошкольников при подготовке к обучению в школе.

The article is devoted to the problem of the communicative process of technologization of schoolchildren readiness to the system of modern requirements of the Federal State Educational Standard. The article deals with the cooperation technology as an effective form in tackling the challenge. The steps of organization and conducting cooperation technological process of forming primary communicative action in preparing children for school are describes in the article.

Ключевые слова: технология сотрудничества, коммуникативная готовность детей к обучению в школе, этапы организации и способы проведения сотрудничества

Key words: technology cooperation, communicative children's readiness for school, stages of organization and conduct cooperation

Принятие федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования определило проблему преемствен-

ности двух его ступеней — дошкольной и школьной. Ее решение предполагает разработку механизмов организации и проведения работы по формированию пси-

Сотрудничество определяется как форма коммуникации людей, решающих общие задачи с учетом интересов каждого, и находит применение в условиях личностно ориентированного обучения.

хологической готовности ребенка к переходу из детского сада в школу.

В системе структурных компонентов психологической готовности ребенка к обучению в школе современные исследователи (М. Р. Битянова, Л. А. Венгер, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Н. Ф. Талызина, Т. А. Рунова и др.) важным компонентом считают коммуникативные начальные универсальные действия, которые определяют основу для формирования навыков и компетенций, дающих детям возможность для общения в новых условиях массовой школы, что обеспечивает успешность обучения. Такие действия рассматриваются как своеобразная «инициация» в новый возраст, систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой [8].

В современных психолого-педагогических исследованиях широко представлены теоретические подходы к проблеме формирования коммуникативных действий, умений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Коммуникативная компетентность дошкольников — это владение средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Система начальных коммуникативных учебных действий как предпосылок для дальнейшего формирования коммуникативных УУД представлена в перечне компетенций, предъявляемых к коммуникативной готовности к обучению ребенка в школе, из них наиболее важными являются:

3 готовность субъекта получать необходимую информацию при взаимодействии с другими людьми;

3 готовность отстаивать свою точку зрения на основе уважительного отношения к мнению других участников взаимодействия;

3 умение взаимодействовать с чле-

нами группы, решающими общую учебную задачу [4].

Важной особенностью развития перечисленных компетенций у детей старшего дошкольного возраста считают появление произвольных форм общения со взрослыми и сверстниками. Это выражается в способности ребенка принимать и удерживать учебную задачу и различную информацию по обсуждаемому вопросу, проявлять терпимое отношение к разным точкам зрения участников группы на решаемую проблему [7].

Наиболее эффективной формой общения людей, основанного на гуманных принципах, является сотрудничество, в котором ребенок выступает как активный участник группового взаимодействия. Идеи сотрудничества раскрыты в работах

A. П. Петровского, Л. С. Выготского,

B. В. Давыдова, Ш. А. Амонашвили и других ученых; они активно развиваются в современной психолого-педагогической науке [1; 3; 8].

Сотрудничество определяется как форма коммуникации людей, решающих общие задачи с учетом интересов каждого, и находит применение в условиях лич-ностно ориентированного обучения. В рамках данного направления разработана технология сотрудничества, основанная на следующих общих положениях:

3 взаимозависимость членов группы;

3 личная ответственность каждого участника за собственные успехи и успехи группы;

3 совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

3 общая оценка работы группы.

Введение сотрудничества в систему взаимодействия детей старшего дошкольного возраста предполагает учет ряда условий. При организации сотрудничества дети выполняют совместную работу, имеющую общий результат (создание мини-книжки, рисунка, аппликации, устного рассказа по серии картинок и др.). Важной особенностью такой коммуникации явля-

ется достижение обоюдного согласия в том или ином вопросе при условии, что ни одна из взаимодействующих сторон не испытывает психологического давления со стороны другой. Также выделяют понятие «учебное сотрудничество» как взаимодействие учителя и учеников в поиске необходимых знаний и способов действий для решения поставленной учебной задачи [8].

Мы считаем целесообразным введение сотрудничества на занятиях по формированию психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников. Начальными навыками такого взаимодействия является способность ребенка выходить из традиционной роли воспитанника, принимающего и исполняющего задания воспитателя, и брать на себя роль полноценного участника взаимодействия, который:

3 имеет собственную точку зрения по решаемой учебной задаче;

3 несет ответственность за выбор способов и результат выполнения учебной задачи;

3 дает оценку результата совместного труда, индивидуального вклада в него.

При этом меняется и роль педагога, также он перестает занимать позицию наставника и выступает как управляющий процессом детской коммуникации, создает атмосферу, в которой раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен информацией, возникает позитивная реакция на индивидуальные мнения участников взаимодействия.

Последовательное поэтапное введение идей сотрудничества в коммуникативное взаимодействие детской группы на учебных занятиях рассматривается как тех-нологизация процесса коммуникации. Назначение такой технологии — создать условия для активной совместной деятельности дошкольников в учебных ситуациях. При такой форме взаимодействия дети выполняют как совместную, так и индивидуальную работу.

В основе реализации технологии сотрудничества лежит системно-деятель-ностный подход, определяющий, что принятие ребенком принципов и правил взаимодействия происходит через его собственную деятельность.

Наш опыт профессиональной деятельности по подготовке ребенка к школе показывает, что при решении задач коммуникативной готовности проведение групповой работы с детьми на основе сотрудничества вызывает затруднения у воспитателей и учителей. Многочисленные публикации исследователей по данной проблеме предлагают, как правило, описание форм и методов детской коммуникации, сотрудничества, однако при этом не решается проблема организации данной работы в системе формирования готовности ребенка к обучению в школе.

При проведении работы с детьми на основе сотрудничества введение правил, приемов коммуникации происходит под руководством педагога, и мы считаем целесообразным рассмотреть основные этапы данного процесса (см. таблицу 1 на с. 90). Такой подход дает возможность педагогу увидеть процесс пошагового продвижения к цели через решение конкретных задач, выполнение действий. При этом педагогу, имеющему небольшой опыт, на первых этапах работы удобнее использовать предложенные приемы и методы. В будущем он самостоятельно подберет комплексы методов и приемов для каждого этапа в соответствии с теми условиями, в которых осуществляет подготовку (детский сад или школа, количество отведенных часов, уровень развития коммуникативных умений детей и др.).

Содержательная наполняемость каждого этапа включает подбор методов и инструкций по их применению. Для диагностического и контрольно-оценочного этапов разработаны комплексы методик по изучению основных компонентов ком-

Последовательное поэтапное введение идей сотрудничества в коммуникативное взаимодействие детской группы на учебных занятиях рассматривается как техноло-гизация процесса коммуникации.

Таблица 1

муникативной готовности. Подготовительный этап неразрывно связан с результатами, полученными при диагностике коммуникативных умений детей.

В зависимости от уровня развития

таких умений подбираются соответствующие формы, методы и приемы сотрудничества, которые используются педагогом для организации совместной работы детей.

Организация работы детей на основе сотрудничества

Этапы Задачи Действия воспитателя

Диагностический Проведение стартовой диагностики, определяющей начальный уровень развития коммуникативных умений воспитанников группы Подобрать комплекс диагностических методов для изучения уровня развития коммуникативных умений воспитанников детской группы

Подготовительный Определение задач формирования коммуникации, отбор комплекса форм, моделей сотрудничества и методов для организации совместной работы детей в группах Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми

Деятельностный Обучение детей коммуникативным навыкам групповой работы, самостоятельному выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности Введение в групповое взаимодействие детей коммуникативных приемов, которые способствуют достижению учебных задач

Контрольно-оценочный Анализ результатов итоговой диагностики, наблюдений за совместной деятельностью детей в группе Выделение критериев для оценки результата работы (сначала воспитателем, впоследствии — детьми). Проверка и оценка результатов работы. Учить детей через представителя микрокруппы давать общую оценку проведенного мероприятия, оценку выполненных ролей и функций отдельными детьми, эффективности форм работы

Важным этапом работы, на котором дети осуществляют совместную деятельность, является деятельностный, освоение которого в свою очередь также можно разбить на этапы (мы выделили три основных); они являются авторскими, так как сформулированы авторами данной статьи.

3 Установочный — запуск механизма формирования коммуникативной готовности; его цель — отбор стимульного материала для системного мотивирования интереса детей к общению.

Необходимым условием стимулирования интереса детей к коммуникации являются принятие самим воспитателем разных мнений детей, проявление интереса к высказываниям и суждениям каждого ребенка, уважительное отношение к словам родителей воспитанников. Педа-

гог в мягкой форме принимает реакции ребенка, выясняет его установки. Даже при негативной реакции воспитанника показывает, что он его понимает. Представляя такой образец поведения, воспитатель транслирует умения, приемы подобного «терпимого» коммуникативного взаимодействия между детьми.

В структуру занятия вводятся тренин-говые упражнения (в течение 3—5 минут), во время которых закрепляются приемы взаимодействия и которые настраивают детей на принятие друг друга («Учимся приветствовать друг друга», «Передай искорку», «Мы похожи друг на друга»).

Интерес к взаимному обсуждению, сотрудничеству при решении поставленных задач на занятиях воспитывается и поддерживается с помощью разнообраз-

ных форм взаимодействия (пары, микрогруппы) и заданий, вызывающих эмоциональный отклик у детей: проигрывание этюдов; имитационные упражнения (подражание звукам животных); тематическое рисование (например, на темы «Морской пейзаж», «Школа моей мечты») с последующей демонстрацией и коллективным обсуждением рисунков; рассказы детей на заранее предложенную тему («Смешная история моего детства» и др.); мини-конкурсы (раскрашивание новогодней игрушки, составление коллективного рассказа с общим началом «Однажды ворона увидела блестящий предмет...» и т. д.).

3 Организационный — выполнение действий под руководством взрослого; его целью является выбор модели сотрудничества. Дети делятся на группы, распределяются по ролям (кто сегодня управляет, кто выполняет) и функциям (кто какие работы выполняет для решения задачи), согласовывается план действий (последовательность работ).

Дошкольникам предлагаются памятки, которые помогают организовать работу в группе: «Что мы должны сделать?», «Какие действия для этого нужно выполнить?», «Что выберет каждый участник для решения задачи?», «Наметим последовательность действий».

Эти шаги могут использоваться в ходе как совместной, так и индивидуальной работы детей.

Важно помогать детям находить решение для поставленной учебной задачи, формулировать собственное мнение. Наиболее эффективным при этом является введение таких правил: «Подумай — потом скажи», «Выскажи свое мнение».

Формулировать собственные мысли на первых порах ребенку помогают стандартные речевые формулировки-клише, которые устно «задает» педагог. Например: «Я согласен с Мишей, потому что.», «Я думаю, что.», «Я считаю, что правильно было бы.» и другие.

При обсуждении детьми используются карточки-светофоры (их сигнальные

цвета означают: красный — с ответом не согласен, желтый — сомневаюсь, зеленый — согласен) и жесты (например, поднять руку — хочу сказать, встать — поздороваться и др.). Они ускоряют обсуждение, обмен мнениями, принятие общегрупповых решений.

Подготовкой к организации совместной работы детей в группе является обогащение, расширение их информации друг о друге. Совместная работа дошкольников осуществляется в парах, микрогруппах. При этом важно начинать с парной работы как более простого варианта. При успешном общении в парах воспитатель может усложнить задачу, организуя детей в микрогруппы с учетом их предпочтений. Они попадают в условия, в которых они должны вступать в отношения сотрудничества — согласования и соподчинения действий с большим количеством представителей группы. Для выполнения учебной задачи им необходимо распределить роли или действия и планировать совместную работу.

При введении групповой работы воспитатель акцентирует внимание на принятии учебной задачи детьми, наблюдает за тем, как происходит распределение ими обязанностей для ее решения. При возникновении затруднений (ребенок не может выбрать для себя действия при распределении ролей, не согласен с точкой зрения большинства членов группы) воспитатель оказывает помощь, подсказывает, как можно договориться, чтобы быстрее приступить к работе.

3 Этап коллективных действий. Его цель — поддержка активной работы дошкольников, оказание им помощи при планировании групповой работы, отборе эффективных способов коммуникации при затруднениях.

На данном этапе вводятся и активно

Интерес к взаимному обсуждению, сотрудничеству при решении поставленных задач на занятиях воспитывается и поддерживается с помощью разнообразных форм взаимодействия и заданий, вызывающих эмоциональный отклик у детей.

используются детьми как речевые (вербальные), так и перцептивные (умение слышать мнение собеседника) средства коммуникации. Большое внимание уделяется обучению детей точно выражать свои мысли. Этому способствует подготовительная работа по развитию речи: со словом (смысловое освоение, подбор синонимов и антонимов), принятие правил построения предложений, составление схем предложений, рассказов по серии картинок, определение главной мысли сюжета и др. Основной задачей такой работы является формирование умения ребенка формулировать и передавать мысль с помощью грамматически и лексически правильно построенного высказывания.

Основой взаимодействия детей в группах является принятие общих правил, основанных на моральных принципах взаимодействия: «Будь доброжелательным», «Говори вполголоса», «Терпеливо выслушай партнера, задай уточняющий вопрос, если с чем-либо не согласен».

Важным моментом взаимодействия детей в группе является осуществление совместной работы по намеченному плану. Педагог наблюдает за тем, какие способы взаимодействия используются детьми, поддерживает эффект соревнования групп при решении поставленной учебной задачи, использует высказывания: «Ребятам этой группы удалось закончить поделку, потому что они сразу сумели договориться, как лучше ее сделать».

3 Оценка результата, продукта совместной деятельности — заключительный этап. На данном этапе воспитатель старается не давать собственных оценочных суждений результатов детского труда. С помощью вопросов он подводит воспитанников к самостоятельному анализу и оценке полученного результата. Здесь важно, чтобы дети от самооценки индивидуальной работы (которой они учились ранее) перешли к умению давать оценку совместной групповой деятельности.

Анализ процесса формирования коммуникативной готовности детей к обучению в школе через систему последовательных этапов можно рассматривать как технологию, которая способствует эффективности его осуществления.

Кроме того, мы считаем возможным говорить об универсальности технологии поэтапной организации процесса формирования коммуникативной готовности детей к обучению в школе, поскольку она может использоваться как в условиях детского сада, так и общеобразовательной школы. Описанная технология на протяжении нескольких лет апробировалась в МАОУ № 186 «Авторская академическая школа» и МБДОУ детский сад № 156.

В конце учебного 2017/2018 года были получены следующие результаты развития коммуникативных навыков в системе общей подготовки детей к обучению в школе, проводимого по описанной технологии (см. таблицы 2 и 3 на с. 93).

Таблица 2

Показатели обобщенных результатов сформированности коммуникативных навыков в группах подготовки в школе будущего первоклассника в МАОУ № 186 »Авторская академическая школа»

Возраст детей Период обучения Уровни(%)

высокий средний низкий

6—7 лет начало 40 50 10

конец 50 45 5

Таблица 3

Показатели обобщенных результатов развития коммуникативных навыков в условиях детского сада (старшая и подготовительная группы)

Возраст детей Период обучения Уровни(%)

высокий средний низкий

5—6 лет начало 18,1 46,2 35,7

конец 29,6 45,2 25,2

6—7 лет начало 24,4 45,4 30,2

конец 43,6 39,4 17

По наблюдениям педагогов, анализирующих коммуникативное взаимодействие детей, воспитанники легче вступают в контакт друг с другом, их речевое общение при обсуждении и решении совместных задач стало более продуктивным.

Полученные результаты при использовании разработок поэтапной организации процесса формирования коммуникативной готовности детей к обучению в школе позволяют говорить об эффективности данной технологии.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бывшева, М. В. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве / М. В. Бывшева, Т. Г. Ханова // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 3 (16). — С. 22—28.

2. Вавилова, В. С. Социально-коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ / В. С. Вавилова, Т. Г. Ханова // Детский сад от А до Я. — 2017. — № 1. — С. 11—18.

3. Гуцу, Е. Г. Дополнительное образование детей при подготовке к школе в свете новых требований ФГОС / Е. Г. Гуцу, Т. А. Рунова, Е. В. Кочетова // Нижегородское образование. — 2017. — № 4. — С. 34—40.

4. Гуцу, Е. Г. Развитие мыслительных операций старших дошкольников на этапе подготовки к школе / Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, Т. А. Рунова // Нижегородское образование. — 2016. — №2. — С. 65—71.

5. Забровская, О. В. Развитие коллективной коммуникации детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада /О. В. Забровская // Концепт. — 2013. — Спецвыпуск № 8. — С. 11—15;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://e-koncept.ru/2013/13572.htm.

6. Кочетова, Е. В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников на уроках математики / Е. В. Кочетова, Е. С. Кузнецова, И. Р. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6 ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25461.

7. Красовская, Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Красовская, А. Н. Данилова // Теория и практика образования

в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб. : СатисЪ, 2014. — С. 80—82 ; URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5948/.

8. Рунова, Т. А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса / Т. А. Рунова // Школьные технологии. — 2014. — № 5. — С. 42—48.

9. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни : пособие для учителя / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2012 ; URL: https://publications. hse.ru/books/164664472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.