Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / DIAGNOSTIC RESEARCH / SCHOOL READINESS / INTERACTION BETWEEN PARENTS AND KINDERGARTEN TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова Елена Викторовна, Гуцу Елена Геннадьевна, Лобанова Ирина Вячеславовна

В статье обуславливается необходимость диагностики как важного этапа организации системы работы с семьей на этапе подготовки ребенка к школе. Представлен опыт проведения диагностического исследования коммуникативного взаимодействия педагогов детского сада с родителями на этапе подготовки ребенка к школьному обучению. Дана оценка полученных результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетова Елена Викторовна, Гуцу Елена Геннадьевна, Лобанова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF TEACHERS ' COMMUNICATIVE INTERACTION WITH PARENTS AS AN IMPORTANT STAGE IN ORGANIZING A CHILD'S PREPARATION FOR SCHOOL IN A PRESCHOOL ORGANIZATION

The article determines the need for diagnostics as an important stage in the organization of the system of work with the family at the stage of preparing a child for school. The article presents the experience of conducting a diagnostic study of the communicative interaction of kindergarten teachers with parents at the stage of preparing a child for school. The results of the study are evaluated.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.034 Кочетова Елена Викторовна, Старший преподаватель Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина E-mail: evkoch@mail.ru Гуцу Елена Геннадьевна, к.психол.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина E-mail: elenagytcy@mail.ru Лобанова Ирина Вячеславовна, педагог- психолог,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156», г.Нижний Новгород E-mail: shilyakova.marina@yandex.ru

В статье обуславливается необходимость диагностики как важного этапа организации системы работы с семьей на этапе подготовки ребенка к школе. Представлен опыт проведения диагностического исследования коммуникативного взаимодействия педагогов детского сада с родителями на этапе подготовки ребенка к школьному обучению. Дана оценка полученных результатов исследования.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, диагностическое исследование, готовность к школе, взаимодействие родителей и педагогов детского сада.

В современных условиях социума возрастает роль родителей в осознанном отношении к развитию своего ребенка, включенности в процесс его воспитания и обучения. Успешность этих процессов во многом зависит от организации налаженного взаимодействия педагогов и родителей уже на этапе подготовки ребенка к обучению в школе. При организации работы по формированию готовности ребенка к школе в детском саду образуется триединство «педагог - родитель - ребенок», в котором именно родитель должен стать проводником профессионального воздействия педагога на своего ребенка при подготовке его к новому жизненному этапу - обучению в школе [9].

Следовательно, одновременно с подготовкой дошкольников к обучению в школе должна осуществляться соответствующая подготовка родителей. Инициатором отношений с родителями будущих школьников выступает ДОО [8]. Основной целью взаимодействия является создание психологических предпосылок успешного обучения в школе каждого ребенка, принятие ребенком новой социальной роли -«ученик». Важным условием для

участия родителей в совместной подготовке детей к школе является создание единого пространства "Семья - детский сад", в котором всем участникам взаимодействия (детям, родителям, педагогам) будет комфортно и полезно, что возможно только при взаимном уважении, понимании, доверии

[2, 9].

Это предполагает наличие у педагогов дошкольной организации коммуникативной компетентности, которая рассматривается в современной науке как «способность к эффективному решению коммуникативных задач» [1]. Коммуникативная компетентность педагога, как ключевая профессиональная компетенция, проявляется, реализуется и совершенствуется в его деятельности через взаимосвязь компонентов ее структуры [4, 11]. Отметим, что в педагогической практике не существует единого подхода к структуре коммуникативной компетентности, в каждом конкретном случае структура носит вариативный характер.

В практике исследования, которое проводилось в МБДОУ №156 в рамках экспериментальной площадки по теме: «Изучение профессиональной компетенции педагогов ДОО в области развивающей работы в рамках инновационной деятельности на основе новых требований ФГОС» была определена система структурных компонентов коммуникативной компетенции, основанная на системно -деятельностном, личностно-развивающем, компетентностном подходах [4].

Основополагающим в структуре коммуникативной компетенции нами был выделен мотивационно-ценностный компонент, обеспечивающий предпосылки гармоничную коммуникацию педагога. В последней редакции ФГОС ДОО указывается, что взаимодействия взрослых и детей должны носить личностно-развивающий и гуманистический характер [6]. Именно ценностное отношение к ребенку, внимательное отношение и понимание взглядов родителя на развитие ребенка, определяют основу, которая обеспечивает результативность педагогического взаимодействия. Психологические исследования показывают, что существуют различные категории родителей по отношению к детям, следовательно, и к процессу их подготовки к школе. Это предполагает умения педагога в условиях детского сада построить систему взаимодействия с родителями будущих первоклассников, с учетом их особенностей. В этом непростом вопросе наличие мотива как внутренней потребности при построении взаимоотношений с родителями, проявляется в стремлении найти контакт с различными категориями родителей, вести с ними доверительные отношения, совместно определять оптимальные пути в решении вопроса подготовки ребенка к школе [8].

При этом исследователями дошкольного детства (Е.П.Арнаутова, Е.Д.Белова, Б.Р.Борщанская, Т.П.Гаврилова О.Л.Зверева, др.) выявлены затруднения педагогов ДОО в построении партнерских отношений с родителями воспитанников. Одной из главных причин этого они определяют «теоретическую безграмотность» педагогов [1]. Этот факт обосновывает

важность выделения когнитивного компонента в структуре коммуникативной компетенции педагогов ДОО. Знаниевый компонент представляет собой совокупность представлений о принципах и правилах эффективного коммуникации, методов и приемов организации в различных ситуациях взаимодействия [11]. Эти образцы дают возможность определить педагогу степень развития собственных коммуникативных умений, определить эффективные и неэффективные приемы в практике собственного взаимодействия с родителями воспитанников [3, 9]. Следовательно, основу структуры коммуникативной компетенции педагога представляет коммуникатив-но-деятельностный компонент, включающий совокупность профессиональных умений, необходимых для осуществления эффективной коммуникации [4, 10, 11].

Получение необходимых профессиональных знаний, совершенствование профессиональных умений предполагает осознание педагогом необходимости повышения своей профессиональной коммуникативной компетентности, что рассматривается как следующий структурный компонент- профессиональное саморазвитие. Профессиональное саморазвитие рассматривается как процесс активного, последовательного личности педагога, приращение важных умений, качеств, в которых коммуникация занимает значимое место [7, 8]. В данном контексте нельзя не упомянуть о важности в профессиональном саморазвитии - возможности включиться в инновационную деятельность, раскрывая тем самым свой творческий потенциал. Инновационный потенциал педагога проявляется в принятии новых знаний, способности их творчески применять в педагогической практике.

В педагогическом коллективе МБДОУ №156 в рамках деятельности экспериментальной площадки по теме «Изучение профессиональной компетенции педагогов ДОО в области развивающей работы в рамках инновационной деятельности на основе новых требований ФГОС» была организована работа по развитию коммуникативной компетенции у педагогов ДОО в целом.

В соответствии определенной структурой коммуникативной компетенции была подобрана диагностическая система, направленная на выявление актуального уровня ее компонентов у педагогов ДОО [5]. В представленный диагностический комплекс вошли опросники, тестовые задания и методики по ранжированию предложенных позиций, некоторые из которых были адаптированы к условиям эксперимента или разработаны организаторами исследования:

1. Исследование ценностей личности, разработана с использованием типов ценностей М. Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей (Ш. Шварц).

2. Вопросник для изучения когнитивного компонента профессиональной компетенции педагогов ДОО (автор Гуцу Е.Г.).

3. Методика «Оценка уровня взаимодействия педагогов с родителями».

4. Вопросник для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов ДОО (автор Ша-мова Т.М., адаптация Гуцу Е.Г.).

В экспериментальном исследовании, которое проводилось в период с сентября по декабрь 2020 г., приняли участие учувствуют 12 педагогов ДОО.

Анализ данных, полученных в результате диагностического исследования по преобладанию ценностных ориентаций, показал, что у 5 участников преобладают ценности доброты как стремления к узкому благополучию (в семье, группе, др.), которые выражаются в мотиве стремления к безопасности. Преобладание ценности власти, основанной на уважении к людям при взаимодействии в сочетании с универсализмом, выражающийся в понимании, терпимости при взаимодействии получили показатели 4 участников исследования. Из них 2 участника выявленные приоритетные ценности направлены на всеобщее благополучие (в мире, природе). Приоритет конформности, выражающейся в мотивах сдерживания и предотвращения побуждений и действий, которые могут причинить вред другим или не соответствует социальным ожиданиям, отдали 3 участника исследования, из них 2 ценят традиции, что выражается в мотиве проявления уважения, принятии обычаев, следования принятых норм. Ценностное отношение к самостоятельности проявили 2 участника, что указывает на независимость мышления в выборе способов действия, творческого отношения к решению вопросов профессиональной деятельности.

Развитие когнитивного компонента коммуникативной компетенции изучался с помощью опросника, разработанного Гуцу Е.Г.

Таблица 1 - Результаты диагностического тестирования когнитивного компонента профессиональной компетенции педагогов ДОО

Количество Количество баллов, Уровень развития когнитивного

участников (%) полученных при компонента коммуникативной ком-

опросе петенции

0% (0 чел.), 33-37 балла высокий

100% (12 чел.) 18-26 баллов средний

0% (0 чел.) 11-17 баллов низкий

Всего 12 чел.

Детальный анализ полученных данных показывает, что когнитивный компонент коммуникативной компетенции педагогов ДОО№156 характеризуется наличием системных разносторонних знаний. При этом потребность в их интеграции с психолого - педагогическими знаниями проявляется эпизодически, под влиянием конкретной ситуации. Гибкость и критичность мышления находятся на среднем уровне развития, что свидетельствует о проявлениях шаблонного мышления в профессиональных ситуациях у большинства участников исследования.

Таблица 2 - Показатели диагностического уровня взаимодействия педаго-_гов ДОО с родителями воспитанников_

Уровни взаимодействия педагогов с родителями

низкий ниже среднего оптимальный выше среднего чрезмерный запредельный

0 1 2 4 4 1

Диаграмма 1 - Показатели диагностического уровня взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников

16 14 12 10

/// // 9/УА*Ш/

М ✓ ¿г*

/

Если данное утверждение полностью соответствует действительности

Скорее соответствует, чем нет

И да, и нет

Скорее не соответствует

Не соответствует

8

6

4

2

0

Таблица 3 - Результаты диагностического тестирования когнитивного компонента профессиональной компетенции педагогов ДОО

Количество участников (%) Количество баллов, полученных при опросе Уровень развития когнитивного компонента коммуникативной компетенции

0% (0 чел.), 55-75 баллов активное развитие

100% (12 чел.) 3 6-54 балла отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий

0% (0 чел.) 15-35 баллов остановившееся развитие

Всего 12 чел.

Методика «Оценка уровня взаимодействия педагогов с родителями» направленная на определение уровня взаимодействия педагогов ДОО с роди-

телями воспитанников, позволила получить показатели уровня развития коммуникативных умений в данной сфере взаимодействия.

Для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов ДОО № 156 использован «Вопросник для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов ДОО (автор Шамова Т.М., адаптация Гуцу Е.Г.).

Детальный анализ листов тестирования показал, что педагоги ДОУ №156 имеют выраженную потребность в профессиональном саморазвитии, которая проявляется в системе благоприятных условий, заданных системой управленческой деятельности ДОО. Полученные результаты в рамках проведенного диагностического исследования являются основанием для построения индивидуальной и групповой работы по развитию компонентов коммуникативной компетенции у педагогов ДОО.

Список литературы

1. Аблитарова, А. Р. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя / А. Р. Аблитарова, О. А. Пшон-ник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1038/ (дата обращения: 25.11.2020).

2. Гуцу Е.Г., Рунова Т.А., Кочетова Е.В. Дополнительное образование детей при подготовке к школе в свете новых требований ФГОС // Нижегородское образование. 2017. № 4. - С. 34-40.

3. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В, Няголова М.Д Психодиагностика в системе работы по профессиональному самоопределению студентов, будущих педагогов//Вестник Мининского университета2016. № 1-1 (13). С. 4.

4. Гуцу Е.Г., Сорокина Т.М. Диагностические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 411. (Электронный журнал); URL:http://www.science-education.ru/115-11862 (дата обращения: 28.01.2020).

5. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Академия, 1991. — 96 с. Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности.- СПб.: Речь, 2004.-200с

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2018.

7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., Академия, 2004.

8. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (2013). Введен в действие приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014)

9. Рунова Т.А., Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Преемственность дошкольного и начального образования как одно из стратегических направлений развития образования // Нижегородское образование. 2019. № 1. С. 57-65.

10. Сорокина Т.М., Гуцу Е.Г. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза // Нижегородское образование. 2013. № 2. С.111-116.

11. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N.; et al. Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher edu-

cational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. Pp. 1484-1493.

Kochetova Elena Viktorovna, Senior teacher

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University

E-mail: evkoch@mail.ru

Gutu Elena G., Ph. D. in psychology, associate Professor Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University E-mail: elenagytcy@mail.ru Irina Lobanova M. V., educational psychologist,

Municipal budget preschool educational institution "Kindergarten No. 156", Nizhny Novgorod

E-mail: shilyakova.marina@yandex.ru

DIAGNOSTICS OF TEACHERS ' COMMUNICATIVE INTERACTION WITH PARENTS AS AN IMPORTANT STAGE IN ORGANIZING A CHILD'S PREPARATION FOR SCHOOL IN A PRESCHOOL ORGANIZATION

The article determines the need for diagnostics as an important stage in the organization of the system of work with the family at the stage of preparing a child for school. The article presents the experience of conducting a diagnostic study of the communicative interaction of kindergarten teachers with parents at the stage of preparing a child for school. The results of the study are evaluated.

Keywords: communicative competence, diagnostic research, school readiness, interaction between parents and kindergarten teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.