УДК 378
Е.Г. ГУЦУ, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Е.В.КОЧЕТОВА, старший преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
И.В.ИВАНОВА, кандидат психологических наук, доцент, КГУ им.К.Э.Циалковского (Калуга), e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
E.G. Gutsu, I.V.Ivanova, E.V.Kochetova
MODERN METHODS OF COMPETENCE BUILDING APPROACH IMPLEMENTATION IN THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS.
В статье обсуждается проблема изменений требований к деятельности преподавателя высшей профессиональной школы в связи с переходом на компетентностную модель профессионального образования. Одной из важных составляющих данной модели является современный психолого-педагогический инструментарий. В статье излагается авторская разработка применения метода портфолио в практике современного высшего образования. В статье представлен краткий теоретический обзор понятий сущности метода, целей, вариантов и форм его применения в системе вузовской подготовки будущих педагогов. Особый интерес представляет описание применения метода портфолио при подготовке специалистов (социальных педагогов, учителей начальных классов) на протяжении всего обучения на факультете психологии и педагогики НГПУ им. Козьмы Минина. Ключевые слова: компетентностная модель профессионального образования, профессионально-личностное развитие, метод портфолио, изучающий портфолио, обучающий портфолио, демонстрационный портфолио, профессиональная диагностика, самопрезентация.
The article discusses a problem of the changing of requirements of professional competence of teacher of university connected with transition to a competence model of professional education. The article tackles upon the problem of using the portfolio method in the process of the article introduces the short review of such notions as: forms and different variants of using methods. Besides, the author of the article points out the use of the portfolio method in the training of the specialists (social teachers, teachers of primary school) during the whole process of studying at the Pedagogical Institute.
Keywords: competence model of professional education, the portfolio method, research portfolio, teaching portfolio, demonstrative portfolio, self-presentation, professional diagnosis
Реализация ФГОС ВПО третьего поколения связана с переосмыслением показателей качества обучения в вузе [1, 3, 4]. Планируемые результаты обучения и система их оценки приближаются к особенностям формируемой профессиональной деятельности и выражаются в терминах «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция», «компетентностный подход» к образованию [3, 4, 6, 9, 12].
Компетенции, как ожидаемый результат высшего профессионального образования, сложны по структуре и формируются в течение длительного времени. В ряде работ поднимается вопрос о новых требованиях к профессиональной компетенции современного преподавателя вуза [4, 7, 8, 14, 17, 18].
Компетентностный подход предполагает ориентацию, прежде всего, не на информированность личности, на умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных поступков, в практических ситуациях при выполнении социальных, профессиональных ролей [6, 9, 12, 13, 14, 18].
Таким образом, компетентностный подход предполагает решение педагогом высшего образовательного учреждения ряда задач, одной из которых является задача подбора современного психолого-педагогического инструментария. Значимость решения данной задачи определяется прежде всего проблемой подготовки специалиста, способного найти свою профессиональную нишу на рынке образовательных услуг. Главными условиями решения этой задачи являются определение уровня своего соответствия современным требованиям к педагогической профессии, выявление конкретной профессиональной роли, в которой можно себя проявить.
Одним из современных методов, способствующих решению данной актуальной задачи, является метод портфолио.
Практика использования данного метода на Западе обусловила направления работы с портфолио и его единые образцы («Европейский языковой «портфолио»). Портфолио определяется как паспорт компетентности и квалификации [17]. В США это традиционный метод подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности и демонстрации подготовленности к ней. Таким образом, с одной стороны, он оценивается как метод аутентичного оценивания, формирующий способность к профессиональному развитию, саморефлексии, и является инструментом трудоустройства молодого специалиста. С другой - как метод, облегчающий внешнюю экспертизу деятельности при выходе специалиста на профессиональный рынок труда.
В зависимости от задач, для решения которых применяется метод, различают портфолио обучающего, изучающего и демонстрационного типа [17]. Портфолио является методом сбора информации о себе как профессионале, требует от студентов умения систематизировать собираемую информацию (по модулям), а также самостоятельности и инициативности в его организации. Самыми распространенными формами ведения профессионального портфолио являются кейс-папки и веб-сайты. Кейс-папка - бумажный вариант портфолио, веб-сайт - страница в Интернете, предоставляющая информацию о специалисте заинтересованным лицам.
Последовательность сбора информации для портфолио определяется системой модулей, которые могут быть заменены, объединены или дополнены в зависимости от решаемых проблем.
При подготовке будущих социальных педагогов, учителей начальных классов на ППФ НГПУ используются различные формы метода на разных этапах обучения.
На начальном этапе (I курс) оформляется кейс-папка обучающего портфолио. Она включает модули, содержащие базовую профессиональную информацию: квалификационные характеристики, основные функции, социальные роли, специализации, должностные обязанности и права педагога. Оформление папки курируется преподавателем в рамках освоения курса «Введение в профессию».
Изучающий вариант «портфолио» направлен на познание себя как будущего профессионала. Кейс-папка этого вида включает в себя следующие модули: базовые профессиональные характеристики и дополнительные качества педагога, востребованные в конкретной ситуации развития социума (образовательного учреждения, адресной группы детей). Его оформление требует владения профессиональной самодиагностикой, осваивать которую возможно в рамках курса «Общая психология» (практикум). Студентам предлагается заполнить кейс-папки по выбранным ими вариантам, содержащим значимые модули. Преподавателем предлагаются диагностические методики для профессиональной самодиагностики, список необходимой научной литературы для дополнительного
исследования профессионально значимых характеристик студентами. Данная работа проводится в рамках практикума по курсу «Общая психология».
В процессе дальнейшей профессиональной подготовки (II—IV курсы) портфолио обучающего и изучающего типа преобразуются в его обобщенный вариант. Он содержит модули, представляющие собой анализ информации по оценке собственных профессиональных приоритетов и ограничений, основанный на диагностических показателях и их сопоставлении с требованиями к специалисту (социальному педагогу). Разрабатываются планы и программы профессионального развития, обозначаются сроки и способы достижения результатов; прописываются желаемые варианты профессионального самоопределения (мечты, цели); обдумывается и фиксируется перечень возможных трудностей на пути их реализации. Эта форма портфолио позволяет увидеть динамику профессионального развития студента в процессе вузовской подготовки и оценить результаты его деятельности.
На заключительном этапе профессиональной подготовки (V курс) студенты оформляют демонстрационный вариант портфолио как совокупность профессиональных достижений в виде кейс-папки или веб-страницы. В него включается информация о результатах достижений по модулям: оценочные и аттестационные листы, сведения об учебных заслугах (грамоты, дипломы), дополнительных умениях и освоенных программах (владение языками, знание компьютерных программ, пройденные курсы), научных исследованиях и печатных работах.
Использование в процессе обучения метода портфолио позволило выделить у студентов особую группу действий, которые рассматриваются как универсальные профессиональные действия в общей психологической структуре деятельности, направленные на решение задач профессионального самоопределения. На основании концепции развития профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы, разработанной Т.М.Сорокиной [19], к указанной группе действий были отнесены аналитические, проектировочные и прогностические действия. Результатом их освоения студентами является умение регулировать профессиональное поведение и деятельность в современных социальных условиях.
Развитие профессиональных действий в системе профессионального самоопределения рассматривается через процесс профессиональной идентификации, которая выступает как самоотождествление себя с реальными и идеальными представителями профессиональной среды. В качестве психологического механизма идентификации рассматривают развитие профессиональной Я-концепции. Профессиональная Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет студент как будущий профессионал, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свои возможности в профессии. Развитие Я-концепции осуществляется через систему построения Я-образов.
В рамках исследования были выявлены условия развития профессиональной Я-концепции у студентов, будущих социальных педагогов, в системе профессиональной подготовки в вузе. К основным внешним условиям отнесли следующие:
• раскрытие особенностей педагогической (социально-педагогической) профессии, современных требований к педагогу;
• разработка и внедрение в систему вузовской подготовки курсов с занятиями по профессиональной психодиагностике;
• разработка и включение в систему занятий групповых и индивидуальных форм работы с профессиональными моделями;
• введение в практику метода рабочего портфолио;
• включение в занятия тренинговых техник и упражнений, направленных на самораскрытие и самопознание своих особенностей студентами.
Необходимыми внутренними условиями были определены следующие:
• уровень осознания собственных потребностей, сформированности профессиональных мотивов, направленности и как результат принятие для себя профессии социального педагога, учителя начальных классов;
• овладение профессиональными знаниями, умениями;
• понимание траектории профессионального образования.
Развитие Я-концепции в процессе процесса вузовской профессионализации проходит два основных этапа, которые определены в соответствии с уровнями профессиональной идентификации - личностным и социальным. На социальном уровне проявляется стремление личности к выделению своих профессиональных отличий (персонификация).
Начальный этап обучения включает построение моделей профессиональных образов Я-реальный и Я-идеальный, где идеальный образ Я в профессии выступает как цель профессиональных стремлений человека, эмоционально-окрашенный эталон действия. Соотнесение моделей Я-реальный и Я-идеальный в избранной профессии позволяет отслеживать профессиональное развитие в процессе обучения в вузе, что может выражаться в построении образа Я-меняющийся. Так же соотнесение этих образов способствует развитию адекватного представления студентов о себе как о профессионале. Результатом сформированности профессиональной Я-концепции мы рассматриваем обобщенный образ Я-профессиональный, что завершает первый этап профессионального становления в вузе. Ясные представления о своих профессиональных возможностях (приоритетах и ограничениях), которые формировались в ходе проведения психодиагностических и тренинговых занятий, ведении рабочего портфолио позволяют определять важные цели профессионального будущего.
Второй этап профессиональной подготовки студентов направлен на соотнесение образа Я-профессионал и места профессионального самоопределения после окончания вуза. Важными внешними условиями реализации задач этого этапа были определены:
• знание социально-педагогической инфраструктуры;
• раскрытие особенностей профессионального самоопределения в условиях современного социума;
• введение в практику метода демонстрационного портфолио;
• включение в занятия тренинговых техник, ролевых и деловых игр, направленных на развитие техник маркетингового взаимодействия (самопрезентации).
Внутренними условиями являются следующие:
• цельность и последовательность профессиналъного образа Я;
принятие для себя рыночной ситуации развития и особенностей делового взаимодействия.
Итогом второго этапа вузовской подготовки студентов, будущих социальных педагогов является проект профессионального самоопределения после окончания вуза. Главной целью проекта выступает место профессионального трудоустройства студента как будущего профессионала. На данном этапе происходит персонификация образа Я-профессионал через выделение индивидуальных, отличительных профессиональных характеристик. Важным на данном этапе является развитие образа Я-взаимодействующий, который помогает подобрать контактные способы и приемы взаимодействия с предполагаемым работодателем (представителем администрации образовательного учреждения), которые соответствуют ситуации и его особенностям. Здесь образы Я, являясь эталонами, выполняют роль мерки, которые он прикладывает к личности, вступая с ней в общение.
В процессе профессиональной подготовки действия проявляются на разных уровнях: на уровне выявления соответствия «я-профессия», на уровне «выверения» этого соответствия, на уровне межсубъектного взаимодействия при собеседовании с представителями администрации образовательного учреждения.
Для выявления степени развития системы профессиональных действий у студентов были выделены следующие критерии:
1.Аналитические действия предполагают:
1) выделение ЗПХ педагога (социального педагога);
2) соотнесение индивидуальных ПХ с образом «Я-идеальный» в педагогической профессии;
3) соотнесение образа Я-реальный и Я-идеальный в педагогической профессии.
2.Прогностические действия представлены через систему профессиональных действий, позволяющих подбирать варианты индивидуального профессионального определения:
1) составление моделей профессиональных образов Я-профессионал через образы Я-реальный, Я-идеальный, Я-процессуальный (меняющийся) и Я-взаимодействующий;
2) Планирование - составление программ профессионального развития: определение конкретных задач профессионального развития и последовательность их реализации, определенные временем выполнения. При взаимодействии - это планирование содержания и хода профессиональной беседы.
3) Проектирование - составление проекта профессионального устройства после вуза через описание приоритетных характеристик желаемого места и возможных маркетинговых способов устройства (составление резюме, демонстрация профессиональной папки-портфолио, размещение рекламы на сайте и др.).
4) Конструирование - подбор эффективных способов, приемов реализации программ, проектов профессионального самоопределения, а также подбор новых эффективных способов решения при возникновении проблем на пути их реализации.
Анализ результатов исследования позволяет констатировать следующее (таблица 1).
Таблица 1 - Уровни развития универсальных профессиональных действий студентов, будущих социальных педагогов (учителей начальных классов) (в %, п=120)
Критерии Уровни СУП (средний уровневый показатель)
Высокий Средний Низкий
Аналитические действия 18,3% 42,2% 34, 8% 2,07
Прогностические действия 28,4% 42,1% 24,5% 1.86
Полученные в данные дают основание о том, что более половины студентов успешно овладевают профессиональными учебными действиями. При этом средний уровень овладения аналитическими и прогностическими действиями имеет близкие значения, то показатель высокого уровня значительно возрастает, а показатели низкого уровня уменьшается. Средний уровневый показатель развития аналитических действий (2,07) обследуемых студентов незначительно выше по сравнению с показателем прогностических действий (1,86). Это дает основание полагать, что грамотно организованная работа методом портфолио является эффективным средством профессионального развития студентов в процессе вузовской подготовки. Он позволяет проектировать и контролировать этапы
профессионального развития, определять задачи и способы их реализации, создавать программы развития и собственных профессиональных достижений и, в итоге, содействовать послевузовскому профессиональному самоопределению студентов с учетом современных требований к специалисту сферы образования.
Использование метода портфолио на протяжении всего обучения студентов в системе вузовской подготовки обеспечивает преемственность развития профессиональных компетенций при изучении разного предметного содержания и целостность образовательного процесса в вузе, необходимого для реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО: методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В.Борисова, В.Б. Кузов // - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 81 с.
2. Бермус, А.Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А.Г. Бермус // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 102-109.
3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
4. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 22-31.
5. Володько, Н.В. Психологические аспекты совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях психолого-педагогического пространства / Н.В. Володько // Изв. Южного федерального ун-та. Пед. науки. - 2009. - № 2. - С. 146-152.
6. Гуцу, Е.Г. Диагностика деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза / Е.Г. Гуцу // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 107-112.
7. Гуцу, Е.Г. Система совершенствования профессиональной компетенции преподавателя в структуре деятельности научно-методического семинара многопредметной выпускающей кафедры вуза // Педагогические условия развития личности: теория и практика (книга 2) [монография]. - Москва: Издательство Перо, 2013 г. - 262 с. - С.196 - 209.
8. Гуцу Е.Г. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза / Е.Г. Гуцу, Т.М. Сорокина // Нижегородское образование. 2013. № 2. - С.111-115.
9. Иванова, И.В. Моделирование процесса готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовании / И.В.Иванова, Т.А.Финашина // Нижегородское образование. 2013. № 3. - С. 49-56. (0,6 п.л.). Иванова И.В. Профилактика эмоционального выгорания педагога //Электронный журнал «Вестник образовательного консорциума среднерусский университет». - Серия Гуманитарные науки. - 2013. - №2. - С.26-30
10. Иванова, И.В. Профилактика эмоционального выгорания педагога / И.В. Иванова //Электронный журнал «Вестник образовательного консорциума среднерусский университет». - Серия Гуманитарные науки. - 2013. - №2. - С.26-30.
11. Иванова, И.В. Единая информационно-образовательная система: новый подход к реализации психолого-педагогического сопровождения саморазвития обучающихся внешкольных учреждений / И.В. Иванова // Научно-методический журнал «Нижегородское образование». - 2012г. - №3. - С.142-149
12. Компетентносно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография / под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. - Н.Новгород: НГПУ, 2011.
13. Кочетова, Е.В. Развитие компонентов маркетинговой деятельности у студентов, будущих педагогов, как условие современной подготовки молодых специалистов / Е.В.Кочетова // VIII Международная научно-практическая конференция «Образование и
наука XXI век - 2012 год»: сборник материалов конференции (25 октября 2012 г.) - София, 2012. - 99 с. -С. 53.
14. Кочетова, Е.В. Подготовка будущих педагогов к профессиональному самоопределению / Е.В.Кочетова // Нижегородское образование. 2013. № 2. - С. 49-56.
15. Кочетова, Е.В. Развитие компонентов маркетинговой деятельности у студентов, будущих педагогов, как условие современной подготовки молодых специалистов / Е.В.Кочетова // VIII Международная научно-практическая конференция «Образование и наука XXI век - 2012 год»: сборник материалов конференции (25 октября 2012 г.) - София, 2012.- 99 с. -С. 53-56.
16. Панфилова, А.П. Игровое моделирование деятельности педагога/ А.П.Панфилова. -М.2007.
17. Пинская, М. А. Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений / М. А. Пинская // Оценка достижений качества образования. — 2008. — № 4.
18. Сериков, В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В.В. Сериков // Педагогика. - 2010. - № 5. - С.29-37.
19. Сорокина, Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции
учителя начальной школы: диссертация..... доктора психол. наук / Т.М. Сорокина. - Н.
Новгород, 2002. - 374 с.
20. Шемет О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании / О.В. Шемет // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 16-22.
© Гуцу Е.Г., Иванова И.В., Кочетова Е.В. 2014