Научная статья на тему 'Портфолио как технология индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога'

Портфолио как технология индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / TRAINING OF TEACHERS / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна

В статье обосновывается необходимость индивидуализации современной системы профессиональной подготовки будущих педагогов. Рассматриваются особенности применения технологии портфолио, позволяющей персонифицировать процесс формирования профессиональных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portfolio as technology individualization of training of future teachers

The article substantiates the necessity of individualization of the modern system of professional training of future teachers. The features of the application technology portfolio that allows you to personalize the process of formation of professional competence of students.

Текст научной работы на тему «Портфолио как технология индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога»

РАЗДЕЛ 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14

Н.В. Абрамовских, г. Сургут

Портфолио как технология индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога

В статье обосновывается необходимость индивидуализации современной системы профессиональной подготовки будущих педагогов. Рассматриваются особенности применения технологии портфолио, позволяющей персонифицировать процесс формирования профессиональных компетенций студентов.

Профессиональная подготовка педагогов, портфолио.

N. V. Abramovskikh, Surgut

Portfolio as technology individualization of training of future teachers

The article substantiates the necessity of individualization of the modern system ofprofessional training of future teachers. The features of the application technology portfolio that allows you to personalize the process offormation ofprofessional competence of students.

Keywords: Training of teachers, portfolio.

Перед современной системой профессионального педагогического образования стоят задачи не только передачи будущему специалисту необходимой системы знаний, умений, навыков, а обеспечения индивидуальной траектории продвижения будущего педагога в своем развитии, помощь в становлении его уникальности как профессионала. Как отмечается в ст.69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-Ф3) «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [4, с.89]. Именно поэтому одна из важнейших проблем педагогического образования - это переход к персонифицированному индивидуализированному образованию, ориентированному на развитие каждой личности.

В истории развития профессионального образования учеными и практиками рассматривался целый ряд методов и приемов подготовки педагога, в числе которых приобщение к основам научной деятельности, формирование теоретического и практического мышления, введение проблемного обучения, самостоятельных занятий научными работами. Особое внимание уделялось конструированию тех профессиональных качеств, которыми должен обладать будущий педагог:

- умение передавать в доходчивой форме знания и умения, способность ориентироваться в условиях своего времени; знать детскую психологию, индивидуальные особенности ребенка (Дж. Локк);

- нравственно-эстетическое кредо учителя (Ж.-Ж. Руссо);

- педагогический такт, широкий кругозор, философская подготовка, устойчивое и широкое мировоззрение (И.Ф. Гербарт);

- высокие человеческие и профессиональные качества, постоянное совершенствование педагогического мастерства, специальных знаний, любовь к детям, самостоятельность мышления (А. Дистервег);

- эмпатия (А. Шопенгауэр);

- вовлечение в деятельность (К. Маркс, Ф. Энгельс);

- утверждение идеалов добра и красоты, проповедование терпения и стремление к истине (С. Полоцкий);

- личный пример учителя-гражданина (В.Н. Татищев);

- талант и терпение, уважение и любовь к воспитаннику, психологическая и лекторская подготовка, высокие нравственные качества, авторитет среди коллег и учеников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен);

- должен с уважением относиться к человеческой природе, заботиться о ее развитии: не подавлять «самости» внутри воспитанников, не убивать в них «смелость и самостоятельность», а стремиться их сделать нравственными по убеждению (Н.А. Добролюбов);

- педагогическая техника (В.О. Ключевский) и др.

Авторы отмечают, что Учитель должен всегда находиться в поиске, в положении исследователя, познающего окружающий мир и его влияние на личность ребенка и помогающего воспитаннику адаптироваться в нем.

Достаточно четко обозначились следующие тенденции становления и развития высшего педагогического образования: фундаментализация его содержания, профессионально-педагогическая направленность обучения, гуманизация педагогического процесса.

Таким образом, профессиональная подготовка педагогов в современной системе образования - это не только сообщение готовой информации, но и формирование системы умственных действий, с помощью которых личность овладевает знаниями, умениями и навыками, применении методов, позволяющих будущим педагогам на рефлексивной основе выстроить собственный путь достижения целей в профессиональном образовании [1,2,3]. Основная задача преподавателя в такое системе подготовки заключается в том, чтобы включить студента в самостоятельную познавательную деятельность, поставить его в «позицию субъекта» этой деятельности. Одной из технологий, в рамках которой эффективно решаются данные задачи, на наш взгляд, является технология портфолио.

Необходимо отметить, что учебное взаимодействие с каждым обучающимся выстраивается на основе Принципа личностного целеполагания студентов и происходит на основе и с учетом его личностных учебных целей. Данный принцип предполагает опору на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности [5]. Это один из ключевых принципов, обеспечивающих продуктивную образовательную деятельность. Реализация данного принципа осуществляется с помощью технологии портфолио. На первом занятии студентам предлагается вести предметное портфолио, которое является основанием для получения в дальнейшем зачета по данной дисциплине. Вместе с тем функции у данной технологии гораздо разнообразнее. Оно обеспечивает не только формальную фиксацию достижений, но и помогает организовать и сохранить даже незначительный, на первый взгляд, результат изменений обучающихся, а в дальнейшем и провести многомерный анализ достигнутого. Портфолио направлено на фиксацию личных достижений и способствует осознанию студентом основных составляющих его статуса как будущего учителя. Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены

на выявление индивидуальной динамики развития результатов учебной деятельности с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов. В содержание своего портфолио студенты включают творческие работы, отражающие их интересы, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, обобщение изученного материала в виде таблиц, схем, подборки научных статей, отражающих решение проблем, которые обсуждаются в рамках конкретного учебного занятия и прочее.

Работа с предметным портфолио начинается с моделирования структуры индивидуального портфолио образовательных и личных достижений (планирование перечня рубрик и состава презентуемых материалов). Большинство студентов считают необходимым в качестве вводной части портфолио представить сведения о себе, своих увлечениях, интересах, а также определяют свои цели в рамках изучения конкретной дисциплины. При этом цели деятельности могут меняться, корректироваться, что так же является показателем индивидуальных изменений студента при освоении необходимых компетенций в профессии. Для этого в рамках дисциплины используется система диагностических заданий, направленных на самооценку обучающимися не только предметных знаний по определенной пройденной теме, но и уровня сформированности таких качеств, как эмпатия, коммуникативные компетенции, умение работать в команде и других, необходимых для качественного выполнения педагогической деятельности в целом. Результаты выполнения диагностики служат для выстраивания собственной программы саморазвития как будущего педагога.

Виды работ, которые выполняют студенты, носят разнообразный характер и зависят от специфики конкретной дисциплины. Так, например, одной из первых работ, вкладываемой в портфолио по предмету «Ведение в профессию», может стать мини-эссе «Мой выбор профессии». Педагогическое назначение работы над эссе: предоставление возможности осуществить глубокое изучение или исследование соответствующей темы в рамках поставленного общего вопроса. Следовательно, в рамках поставленной проблемы каждый студент может сформулировать более конкретную тему, которая определит предмет его собственного изучения. По результатам написания эссе определяется наличие или отсутствие следующих умений:

- определять тему и формулировать предмет собственного исследования или исходные тезисы;

- правильно подбирать и эффективно использовать необходимые источники;

- критически анализировать различные факты и оценивать их интерпретацию;

- высказывать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источников;

- представлять работу, которая хорошо спланирована и организована;

- логически развивать тему, последовательно и связно излагать и аргументировать; излагать документально точно, опираясь на ссылки из использованных источников, надлежащим образом оформлять библиографию, сноски и примечания.

Таким образом, портфолио является одной из инновационных технологий в формировании субъектной позиции у будущих педагогов. Данное средство позволит обеспечить достижения одной из основных целей профессионального образования -обеспечение индивидуализации в освоении необходимых профессиональных знаний, формировании профессиональной компетентности студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зырянова, С.М. Полихудожественная среда как фактор развития личности в период дошкольного детства / С.М. Зырянова // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества : материалы V Междунар. соц.-пед. чтений им. Б.И. Лившица, 14-15 ноября 2013 г. -

Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 36-41.

2. Лашкова, Л.Л. Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом вузе / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5 (17). - С. 245257.

3. Толмачева, В.В. Методологические подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов ДОО / В.В. Толмачева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 126-129.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013. - 176 с.

5. Шанц, Е.А. Проектное обучение как фактор инновационных изменений в профессионально -педагогической деятельности / Е.А. Шанц // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5 (42). - С. 274-277.

УДК 373.2

К.И. Безменова, г. Белгород

Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается сущность понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования. Также анализируются различные подходы и трактовки на понятие «профессиональная мобильность». В тексте выделены определенные качества и способности, которыми должен обладать мобильный педагог.

Мобильность, профессиональная мобильность, профессиональная компетентность.

K.I. Bezmenova, Belgorod

The main approaches to the definition of the concept of occupational mobility of the teacher of preschool education

The article deals with the essence of the concept of occupational mobility of the teacher of preschool education. Also, various approaches and interpretations of the notion of "professional mobility". The text highlighted in certain qualities and abilities, which should have a mobile teacher.

Keywords: Mobility, occupational mobility, professional competence.

В современном мире происходят изменения, которые ставят человека перед необходимостью быть всегда готовым к перемещениям в социальном мире, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с разными системами и субъектами. Современный человек должен владеть определенными личностными качествами для того, чтобы быть востребованным и успешным. К таким качествам относятся: подвижность, готовность к любым изменениям, способность быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным.

Т.Б. Котмакова, понимает под мобильностью интегративное качество личности, являющееся основателем для эффективной реализации ею других типов мобильности. Данное качество проявляется в сформированности мотивации к обучению, способности к творческой деятельности, эффективному общению и позволяет человеку находиться в процессе активного творческого саморазвития [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.