Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна, Кочетова Елена Викторовна, Зезина Марина Александровна

Преемственность дошкольной и начальной ступени образования рассматривается как важнейшее стратегическое направление развития отечественной системы образования. Авторами предлагается модель внутреннего повышения квалификации педагогов начальной школы в области реализации преемственности между образовательными ступенями на основе требований ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна, Кочетова Елена Викторовна, Зезина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF ELEMENTARY TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONTINUITY OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY EDUCATION

The continuity of preschool and primary education is considered as the most important strategic direction in the development of the domestic education system. The authors propose a model for internal advanced training of primary school teachers in the field of implementing continuity between educational levels based on the requirements of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.039 ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гуцу Елена Геннадьевна, канд.психол.н., доцент, (e-mail: elenagytcy@mail.ru) Кочетова Елена Викторовна, старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г.Н.Новгород, Россия (e-mail: evkoch@mail.ru) Зезина Марина Александровна, учитель, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 175», г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: irjkmybws@yandex.ru)

Преемственность дошкольной и начальной ступени образования рассматривается как важнейшее стратегическое направление развития отечественной системы образования. Авторами предлагается модель внутреннего повышения квалификации педагогов начальной школы в области реализации преемственности между образовательными ступенями на основе требований ФГОС.

Ключевые слова: дошкольная ступень образования, начальная ступень общего образования, готовность к школе, педагог начальной школы, профессиональная компетенция, внутришкольный методический семинар

Обеспечение преемственности при переходе с одной образовательной ступени на другую является одной из центральных идей модернизации национальной системы образования. Преемственность между дошкольным и начальным звеном рассматривается как системообразующее условие непрерывности образовательного процесса [8]. Но вместе с тем, эта проблема, с одной стороны, достаточно широко обсуждается в психолого-педагогической литературе, а с другой стороны, она является одной из самых трудно решаемых с практической точки зрения.

Уязвимость перехода от дошкольной ступени образования к школьной обуславливается целым рядом причин. Во-первых, это необязательность посещения дошкольного образовательного учреждения, что приводит к тому, что в школу дети приходят с разным образовательным опытом [3]. Во-вторых, отсутствие объективных и измеряемых показателей, обеспечивающих органичность и успешность перехода от дошкольного к младшему школьному детству, и как следствие, отсутствие обязательных измерительных процедур по окончании дошкольного образовательного учреждения [3]. В-третьих, отсутствие единых подходов в разных образовательных организациях (детских садах, школах, образовательных центрах) к формам организации, содержанию, ожидаемым результатам подготовки ребенка к

школе. Чаще всего, все они работают изолировано, не ориентируясь друг на друга, что еще больше осложняет достижения эффективной преемственности между дошкольным и школьным детством [1].

Перед новыми вызовами решение данной проблемы поставлено в связи с введением новых образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования. Перенастойка фокуса образования с накопления базы конкретных знаний, умений и навыков на достижение широкого спектра личностных и интеллектуальных результатов неизбежно сопровождается переосмыслением целевых ориентиров на всех этапах [2], в том числе, и на этапе перехода от дошкольной и школьной ступени [4].

К наиболее значимым в свете обсуждаемой проблемы изменениям в системе дошкольного образования можно отнести включение в образовательную программу раздела «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в котором планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения детьми программы описываются в формате интегративных личностных качеств, необходимых знаний, умений и навыков, а также универсальных предпосылок учебной деятельности [5].

ФГОС начального общего образования в качестве основных целевых ориентиров обозначают универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие развитие у ребенка умений и навыков самостоятельного учения и, в широком смысле, успешность социализации растущего человека.

Все эти изменения неизбежно приводят к необходимости отказа от понимания психологической готовности ребенка к обучению в школе в узком формате приобретения еще до школы базовых учебных навыков (чтение, счет, письмо) [6]. Смысл психологической готовности к обучению в школе заключается не только, и не столько в подведении итогов развития ребенка в дошкольный период, сколько в определении базы для развития в следующем, младшем школьном возрасте. Готовность начинает осознаваться как комплексная проблема развития психологических предпосылок к формированию УУД, и в целом, развития целостной личности ребенка [8].

В настоящий момент наиболее востребованным форматом подготовки ребенка к школе являются подготовительные курсы, которые функционируют при школах, и основная нагрузка в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования ложится на учителей, осуществляющих образовательную деятельность на этих курсах. Поэтому в центре особого внимания администрации школы должна стать работа внутри самой образовательной организации по совершенствованию профессиональной компетенции самих учителей в области реализации преемственности дошкольной и начальной ступеней образования на основе современных требований [10].

При проектировании программы внутреннего (в самой образовательной организации) повышения квалификации учителей в сфере осуществления преемственности дошкольного и начального образования, мы исходили из

идеи отказа от понимания дошкольной и начальной ступеней как замкнутых на самих себе концентров образования, необходимости «раскрытия границ» и «взаимопрорастания» этих этапов на уровне целевых ориентиров и деятельностных подходов [9].

Конкретизация этой идеи была зафиксирована в следующих задачах:

- информировать учителей о специфике и содержании ФГОС дошкольного образования, обозначенных в них целевых ориентирах;

- выявить соотношение между ожидаемыми образовательными результатами освоения основной программы дошкольного образования и необходимым стартовым уровнем ребенка к освоению программы начального образования;

- актуализировать у учителей современное представление о содержательном наполнении и компонентном составе готовности ребенка к обучению;

- проанализировать содержательные характеристики универсальных учебных действий, формируемых в период начального образования с позиции возможности создания психологической основы их развития на этапе предшкольной подготовки [7];

- обсудить с учителями методы и приемы развития у детей на этапе подготовки к школе психологических предпосылок для последующего (в младшем школьной возрасте) формирования УУД;

- проанализировать целевые ориентиры подготовительных к школе курсов на основе требований ФГОС и объективных показателей эффективности их достижения;

- освоить эффективные приемы оперативной психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление эффективности формирования у детей психологических предпосылок для последующего развития УУД.

Разрешение обозначенной проблемы, на наш взгляд, может быть достигнуто в процессе системной и целенаправленной работы с учителями по совершенствованию их профессиональной компетенции без отрыва от профессиональной деятельности. Такое внутреннее (в самой организации) повышение квалификации педагогов позволяет гибко реагировать и оперативно решать возникающие вопросы в актуальных для данной образовательной организации областях [10].

Для этого нами была разработана и успешно апробирована программа внутришкольного методического семинара, направленная на повышение профессиональной компетентности учителей в области осуществления преемственности дошкольного и начального образования на этапе подготовки к школе.

Программа рассчитана на один учебный год и реализуется параллельно с деятельностью курсов по подготовке детей к школе, но при этом первые 3 встречи проходят до начала занятий с детьми.

Ниже приведем примерный тематический план (табл.1).

Таблица 1 - Тематический план внутришкольного методического семинара для учителей «Реализация преемственности дошкольного и начального

образования на основе ФГОС»

№ Темы Планируемые результаты Кол-во часов

1 Цели, задачи семинара «Реализация преемственности дошкольного и начального образования в свете требований ФГОС» Актуализация необходимых знаний. Осознание дефицитов знаний в области преемственности дошкольного и начального образования 1

2 Специфика новых ФГОС дошкольного образования: целевые ориентиры, содержательные характеристики Составление психологического портрета выпускника дошкольной образовательной организации с позиции ФГОС 1

3 Специфика новых ФГОС начального общего образования: целевые ориентиры, содержательные характеристики Соотношение ФГОС дошкольного и начального общего образования по целям и содержанию 1

4 Понятие психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе: структура и возможности развития Соотношение структурных компонентов готовности к обучению с психологическими характеристиками выпускника ДОО и УУД 1

5 Развитие психологических предпосылок для формирования личностных УУД на этапе подготовки ребенка к школе Создание методической копилки методов и приемов развития психологических предпосылок личностных УУД 1

6 Развитие психологических предпосылок для формирования логических УУД на этапе подготовки ребенка к школе Создание методической копилки методов и приемов развития психологических предпосылок логических УУД 1

7 Развитие психологических предпосылок для формирования регулятивных УУД на этапе подготовки ребенка к школе Создание методической копилки методов и приемов развития психологических предпосылок регулятивных УУД 1

8 Показатели эффективности развития психологических предпосылок формирования УУД на этапе подготовки к школе Составление пакета диагностических приемов, направленных на выявление уровня развития психологических предпосылок формирования УУД на этапе подготовки к школе 1

9 Комплексный результат освоения ребенком программы курсов по подготовке к школе Разработка психологического портрета выпускника курсов по подготовке ребенка к школе 1

10 Подведение итогов работы внитришкольного методического семинара Осознание изменений собственной профессиональной компетенции в области реализации преемственности дошкольного и начального образования на основе ФГОС. Определение возможных дефицитов в развитии своей профессиональной компетенции. Составление программы дальнейшего профессионального саморазвития 1

ИТОГО 10

Отметим, что на всем протяжении работы внитришкольного методического семинара с учителями велась точечная психологическая работа по разрешению оперативных вопросов сопровождения программы подготовительных к школе курсов. Высокую эффективность показали взаимопосещения учителями занятий своих коллег с последующим обсуждением. Внимание учителей акцентировалось на целесообразности и осознанности профессиональных действий, что приводит к развитию профессиональной рефлексии педагогов [4].

Реализация программы внитришкольного методического семинара на протяжении трех лет позволяет констатировать ее позитивное влияние на развитие профессиональной компетенции учителей в сфере осуществления преемственности дошкольного и начального образования с позиции новых ФГОС. Учителя стали отмечать повышение уровня осознанности и рефлексивности при работе с детьми на этапе подготовки к школе. Подготовка детей к школе стала восприниматься учителями не как дополнительное и необязательное ответвление в образовательном маршруте ребенка, а как неотъемлемый элемент целостной образовательной системы, который обеспечивает плавный переход ребенка из дошкольного детства в младший школьный возраст и вносит свой вклад в достижение целей общего образования, обозначенных в ФГОС.

Дальнейшее продолжение работы в этом направлении мы видим в создании системы эффективного профессионального взаимообучения учителей, то есть, в создании такой саморазвивающейся организации, которая имеет эффективные внутренние ресурсы для оперативного решения вопросов профессионального развития как своих сотрудников, так и организации в целом [10].

Список литературы

1. Гуцу Е.Г., Рунова Т. А., Кириллова О.Г. Организация работы дошкольной образовательной организации с родителями на этапе подготовки ребенка к школе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 2 (44). С. 2835.

2. Гуцу Е.Г., Няголова М.Д. Проектирование учебного занятия в вузе на основе ком-петентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 2.

3. Гуцу Е.Г., Рунова Т. А., Кочетова Е.В. Дополнительное образование детей при подготовке к школе в свете новых требований ФГОС // Нижегородское образование. 2017. № 4. С. 34-40.

4. Гуцу Е.Г., Комарова А. Проект «Клинические базы практик» как условие ранней профессионализации студентов педагогического вуза // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. ст. (10 ноября 2015 г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 313-315.

5. Должикова Р.А., Федосимов Г.М. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе». М., 2008. 128 с.

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

7. Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста. Автореф.дис. на соискание уч. ст. канд. психол. н. НГПУ им. К. Минина. Н.Новгород. 2000. 22с.

8. Рунова Т.А., Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Преемственность дошкольного и начального образования как одно из стратегических направлений развития образования // Нижегородское образование. 2019. № 1. С. 57-65.

9. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция. М., 2005. 28 с.

10. Сорокина Т.М., Гуцу Е.Г. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 111-116.

Gutsu Elena Gennadievna, Ph. D. in psychology, associate Professor, Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia (E-mail: elenagytcy@mail.ru) Kochetova Elena Viktorovna, Senior teacher, Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia (E-mail: evkoch@mail.ru) Zezina Marina Alexandrovna, teacher Municipal autonomous educational institution «School № 175», Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: irjkmybws@yandex.ru)

PREPARATION OF ELEMENTARY TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONTINUITY OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY EDUCATION Abstract. The continuity of preschool and primary education is considered as the most important strategic direction in the development of the domestic education system. The authors propose a model for internal advanced training of primary school teachers in the field of implementing continuity between educational levels based on the requirements of the Federal State Educational Standard.

Key words: preschool level of education, primary level of general education, readiness for school, primary school teacher, professional competence, in-school methodological seminar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.