Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ'

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТИЖЕНИЯ (УЧЕБНЫЕ / ВНЕУЧЕБНЫЕ) / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / МОНИТОРИНГ / ОЦЕНИВАНИЕ (РЕЦИПРОКНОЕ) / ПОВЕДЕНИЕ / ПОСТУПОК / ПРОЦЕДУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭГОИЗМ / ЭГОТИЗМ / ЭГОЦЕНТРИЗМ / ACHIEVEMENTS (EDUCATIONAL / EXTRACURRICULAR) / TOOLS / COMPETENCE / METHODOLOGY / EDUCATIONAL OBJECT / MONITORING / ASSESSMENT (RECIPROCAL) / BEHAVIOR / DEED / PROCEDURE / SOCIALIZATION / TECHNOLOGIZATION / TECHNOLOGY / EGOISM / EGOTISM / EGOCENTRISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кербель Лилия Николаевна, Молчанов Сергей Григорьевич

Проблема технологизации процессов формирования и оценивания социальных компетенций детей может иметь рациональное решение на основе использования методик «Отбор содержания социализации (ОСС)» и «Оценивание социализованности (ОС)», каждая из которых выступает как относительно самостоятельная технология и может быть встроена в технологию более высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кербель Лилия Николаевна, Молчанов Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIZATION OF ASSESSMENT OF SOCIAL COMPETENCIES IN PRESCHOOL

The problem of technologizing the processes of formation and assessment of children’s social competencies can have a rational solution based on the use of the methods of “Selection of the content of socialization (OSS)” and “Assessment of socialization (OS)”, each of which acts as a relatively independent technology and can be integrated into a higher-level technology.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. № 1 (9). С. 10—23.

УДК 159.922.7 ББК 88.41

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Л. Н. Кербель, С. Г. Молчанов2

1 Детский сад № 7 Копейского городского округа, Копейск, Россия

2 Челябинский институт развития профессионального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Проблема технологизации процессов формирования и оценивания социальных компетенций детей может иметь рациональное решение на основе использования методик «Отбор содержания социализации (ОСС)» и «Оцениванй: социализованности (ОС)», каждая из которых выступает как относительно самостоятельная технология и может быть встроена в технологию более высокого уровня.

Ключевые слова: достижения (учебные, внеучебные), инструментарий, компетентность, компетенция, методика, образовательный объект, мониторинг, оценивание (реципрокное), поведение, поступок, процедура, социализация, социализованность, технологизация, технология, эгоизм, эготизм, эгоцентризм.

Объекты мониторинга

В различных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) объекты мониторинга называются по-разному: «достижения», «результаты», «целевые ориентиры» (ФГОС дошкольного образования), «универсальные учебные действия» (начального общего образования), «компетенции» (среднего профессионального образования и высшего профессионального образования) «трудовые функции», «обученность», «воспитанность», «образованность», «социализованность». При этом авторы таких текстов забывают или не принимают во внимание то, что «мониторинг» (ст. 97 ФЗ «Об образовании...») определяется как «систематическое, стандартизированное наблюдение. за учебными и внеучебными достижениями1 обучающихся» [1] и воспитанников. Наверное, исследователи и разработчики ФГОСов, так же как авторы этой статьи, считают термины «учебные и внеучебные достижения» не слишком адекватными и (или) неудачными, поэтому так вольно ведут себя при разработке ФГОСов.

И действительно, если рассмотреть первый термин — «учебные достижения» [Там же], — становится ясно, что прилагательное «учебные» образовано от существительного «учеба». Субъектом учебы является обучающийся. Тогда «учебные достижения» прочитываются как достижения обучающегося без участия педагога. Заметим, что достижение можно определить как переход из одного состояния в другое.

1 Курсив наш (примеч. авт.).

Далее! Учеба — это вид деятельности. Находиться вне учебы означает находиться вне деятельности. Следовательно, «внеучебные достижения» — это достижения вне деятельности, без всякой деятельности, по щучьему велению, по моему хотению.

И потом, второй термин — «внеучебные достижения», а в школе сейчас отводится десять часов в неделю на «внеурочную деятельность». Значит, в рамках «внеурочной деятельности» возникают «внеучебные достижения»?

Неужели авторы этих текстов не усматривают здесь противоречия и не знают, что эти термины пришли из прошловековой педагогики? А классификация видов деятельности была такой: внеурочная, внеучебная, внеклассная, внешкольная.

Если согласиться с термином «внеурочная деятельность», тогда невольно приходится согласиться с оппозитным термином «урочная деятельность». Но ведь такого термина нет. И к тому же тогда надо признать, что вся организация образовательного процесса — только уроки. Но это же не так! Еще в реформе 1984 г. было рекомендовано наряду с уроком использовать такие формы образовательных занятий, как лекция, семинар, лабораторная работа, консультация и пр.

Мы считаем, что сегодня на всех уровнях образования должны употребляться термины, зафиксированные в ФЗ «Об образовании.», то есть «учебные и внеучебные достижения». А если они нам кажутся неудачными, то нужно добиться, чтобы Государственная Дума внесла поправки

в ФЗ «Об образовании...» и в ст. 97 п. 3. И тогда должны появиться термины «образованность» и социализованность».

По поводу всего вышесказанного следует заметить, что термины, употребленные во всех цитированных текстах, не слишком вписываются в терминологическое пространство дошкольного образования. Поэтому либо в ФЗ «Об образовании.», либо в дошкольную педагогику нужно вносить изменения.

Феномен «технология»

Сегодня феномен «технология» очень популярен. Но его наполняют разными смыслами и используют разные названия: то «педагогическая», то «психолого-педагогическая», то «образовательная», то «дидактическая» технология и пр. Есть и множество определений феномена «технология». Например: «технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [6]. Или — «это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер» [Там же]. Есть и множество других определений.

Сегодня насчитывается более ста описаний технологий в образовании. То есть то, что вчера называли методикой, методом, приемом, средством, формой, сегодня получает гордое название «технология». При этом адепты всего западного утверждают, что пришло это слово к нам из английского языка. На самом деле слово «технология» во все европейские языки пришло из латыни, а в латынь — из греческого и означает «делание с искусством», а лучше «искусное делание». «Технология (от др.-греч. — искусство, мастерство, умение; Хоуо^ — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» [9].

Из этого определения явствует, что новый термин «технология» определяется через термины, которые он должен был как бы собой заменить: «набор форм, методов, способов, приемов» [Там же]. К тому же в этом определении термин «способы» неправомерно употреблен как однопорядковый

(одноуровневый) с терминами «формы», «методы», «приемы», поскольку эти три последних могут быть заменены одним термином — «способы» [2].

Поэтому сегодня следует говорить, наверное, только о попытках создания технологий, а пока правильнее обсуждать возможности технологиза-ции отдельных процедур (форм, методов, приемов и средств) обучения и воспитания и об их наполнении инструментами: а) воздействия и б) оценивания.

Стремление к технологизации процессов, процедур, инструментария вызвано стандартизацией, которая должна обеспечивать повышение качества образованности и социализованности обучающихся (воспитанников).

Поэтому технологию надо понимать как совокупность стандартных действий работника, которые (действия) оснащены (сопровождены) стандартными инструментами. А сама технология выступает как инструмент управления качеством конкретных образовательных объектов.

Объект, процедуры, инструментарий, субъект, способы фиксации

Поэтому если мы приступаем к созданию технологии, то нужно определить прежде всего объект воздействия: его актуальное состояние и прогнозируемое (или желаемое). Затем нужно определить процедуры. Их можно определить либо как стандартные образовательные процедуры (СОП), либо как стандартные социализационные1 процедуры (ССП), поскольку в образовательной организации развернуты два процесса: обучение и воспитание, воздействующие на образование и социализацию обучающихся (воспитанников).

Каждая процедура должна быть обеспечена инструментарием. Поскольку процедуры делятся на две основные группы: а) воздействия и б) оценивания, — постольку и инструментарий также должен обеспечивать эти процедуры, распадаясь на инструменты: а) воздействия и б) оценивания.

И, наконец, любая технология должна содержать, как это фиксируется при определении феномена «образовательная программа» в ФЗ «Об образовании.», «оценочные материалы» [1], то есть инструменты, с помощью которых мы фиксируем сведения (информацию) о состоянии объектов: а) образованность и б) социализованность.

Объектом в предлагаемой технологии является социализованность обучающегося (воспитанника).

1 Может, их лучше назвать «социализирующие». Таких терминов в нашем профессиональном обиходе пока нет.

Социализованность — это освоенность социальных компетенций, накопленных в общественно-историческом опыте. Но они могут быть и позитивными, и негативными. Следовательно, необходимо уточнить, что объектом является позитивная социализованность, то есть освоенность по преимуществу позитивных социальных компетенций.

В настоящей статье мы представляем технологию в виде последовательно реализуемых акций. Каждая акция предваряется описанием теоретических оснований. Затем мы называем объект, субъект, процедуры, инструментарий и способы фиксации информации. В названиях акций мы используем и традиционный термин «методика», имея в виду то, что нынешние методики (формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания) находятся в стадии их технологизации.

Акция 1. Реализация методики

«Отбор содержания социализации» (ОСС)

Теоретические основания

Эта методика предназначена для отбора социальных компетенций, которые должны формироваться педагогом у воспитанников конкретной социальной группы. Но, поскольку не существует нормативного документа, определяющего стандартное содержание социализации, то перечень позитивных социальных компетенций может быть определен на консенсуальной основе. Это означает, что все родители детей (членов) группы могут высказать свое экспертное суждение относительно того, какими компетенциями должны, по их мнению, обладать (и предъявлять их внутри группы) другие дети (члены) группы с учетом, конечно же, их гендерной принадлежности.

Каждый родитель, с позиции эксперта, избирает из предложенного перечня только позитивных социальных компетенций (табл. 1) те, которые сделали бы каждого ребенка (члена) группы для его сына (дочери) комфортным в общении, удобным и позитивным во взаимодействии.

Под общением мы понимаем здесь прежде всего поступки, которые дети (члены) группы совершают по отношению друг к другу. Нет сомнения, что каждый родитель хотел бы, чтобы все дети (члены) группы совершали по отношению к его сыну (дочери) только позитивные поступки. Педагог же заинтересован в том, чтобы все дети (члены) группы совершали позитивные поступки по отношению друг к другу. Таким образом, здесь вектор педагогического воздействия совпадает

и даже индуцируется вектором индивидуального, личностного, субъектного стремления каждого ребенка и, конечно, его родителей.

Заметим, что родитель, находясь в позиции эксперта, будет избирать качества, опираясь на присущий каждому человеку эгоизм, эгоцентризм, эготизм.

Ж. Пиаже утверждал, что ребенку, особенно в дошкольном возрасте, присущ эгоцентризм, и даже ввел понятие «эгоцентрическая речь». С взрослением эгоцентризм трансформируется в эгоизм и эготизм. Принято все эти феномены относить к проявлением асоциальности, поскольку они провоцируют оценивание других в виде осуждения. Заметим, что осуждение другого — это приятное для человека занятие, но, осуждая, человек становится ниже осуждаемого, а восхваляя — выше восхваляемого. Так, во всяком случае, считают некоторые античные философы.

Л. С. Выготский выступал «против тезиса об исходной асоциальности ребенка» [7. С. 406] и имманентно, присущего ему эгоцентризма. Он полагал, что детский эгоцентризм может быть преодолен через «формируемое у ребенка стремление ставить себя на место другого человека, оценивать ту или иную ситуацию с его (этого человека) точки зрения» [Там же].

Заметим, что многие взрослые (педагоги, родители) используют этот прием («поставь себя на мое место», то есть «и как же поступил бы ты, будь ты на моем месте?»), когда ребенка нужно убедить в неправомерности его желания, просьбы, действия или поступка.

Но вернемся к родителям. Когда родитель называет качества (компетенции), которые хотел бы видеть в окружающих его ребенка сверстниках, то он, конечно же, проявит эгоизм и выберет такие качества (социальные компетенции), которые будут полезны, а не вредны для его сына или дочери. Но, с другой стороны, ему станет понятно и то, что если и его сын (дочь) будет проявлять эти качества (компетенции), то и он (она) будет комфортен (комфортна) и полезен (полезна) для другого (других). Следовательно, выполняя это задание, родитель выберет из табл. 1 только те слова, смыслы которых интериоризированы и приняты им как важные для комфортности ребенка в группе, а значит, проявит максимально возможную искренность и честность.

Обсуждая проблему проявления эгоистичности при экспертном оценивании, нельзя обойти вниманием и теорию «эгоцентрической речи» [7]

Таблица 1

Матрица (перечень наиболее важных) основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности

Женские (материнские) Универсальные Мужские (отцовские)

1 2 3

Верность Активность Основательность Агрессивность (кон-

Доверчивость Беззаботность Ответственность структивная)

Женственность Беспечность Открытость ума Амбициозность

Жизнерадостность Бодрость Привлекательность Аналитичность

Забота о людях Быстрота в принятии ре- Прямота Атлетичность

Застенчивость шений Пунктуальность Вера в себя

Инфантильность Великодушие Работоспособность Дух соревнования

Любовь к детям Восприимчивость Развитая интуиция Индивидуализм

Мягкость Вспыльчивость Развитое воображение Мужественность

Нежность Высокая мораль Романтичность Наличие собственной

Нелюбовь к брани Готовность к действию Светскость позиции

Очаровательность Гуманность Серьезность Напористость

Обаяние Демократичность Скромность Независимость

Привязанность Дисциплинированность Тактичность Сила

Сострадание Доброта Терпеливость Сильная личность

Способность Живость Терпимость Склонность вести за со-

Утешать Задумчивость Трудолюбие бой

Теплота Зрелость Убежденность Склонность к доминиро-

Тихий голос Импульсивность Уважительность ванию

Умение понимать других Искренность Уверенность в себе Склонность к риску

Умение сочувствовать Искушенность Ум Способность к лидер-

Умение уступить Консервативность Умеренность ству

Культурность Упорство Способность защищать

Модность Честность свои взгляды

Оптимизм Чистоплотность Умение полагаться толь-

Напряженность Чувство юмора ко на свои силы

Необычность Шутливость

Неторопливость Широта взглядов

Общительность Экстравагантность

Оживленность Энергичность

Опытность Яркость

Ж. Пиаже, который утверждает, что «ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника» [7. С. 406]. Это, конечно же, верное суждение, но важно также подчеркнуть, что в среде сверстников процент «эгоцентирической речи», а следовательно, и эгоцентричности, эгоистичности, эготичности снижается. Л. С. Выготский считал, что эгоцентрическая речь — это «речь для себя» и в ходе развития она не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь» [Там же].

Это дает нам понимание того, что таким именно образом, происходит интериоризация неких внешних позитивных ценностей, норм и правил, которыми ребенок (человек) руководствуется в своем поведении. К тому же в таблице 1 для экспертного отбора предлагаются только слова, обозначающие позитивные ценности и (или) компетенции.

Таким образом, включение в экспертное оценивание реально представленных в каждом человеке

феноменов «эгоизм», «эгоцентризм», «эготизм» позволяет получить максимально возможные искренние экспертные суждения в виде выбора слов, обозначающих позитивные социальные компетенции.

Субъекты. Объекты. Процедуры.

Инструментарий. Бланки фиксации

В качестве экспертов могут выступать: а) взрослые (родители и педагоги); б) лица, принимающие решения (ЛПР).

Формами таких социализационных занятий могут выступать традиционные: а) родительское собрание; б) педагогический совет; в) экспертный опрос ЛПР.

Для проведения занятия потребуется следующее оснащение: 1) «Матрица основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности» ([3; 8], табл. 1; 2) «Экспертная карта № 1» (вариант: а) для взрослых (родители, педагоги и др.).

Экспертная карта № 1 (вариант «взрослые»)

Первый лист

Инструкция № 2

Таким образом, на столе у педагога появляются две стопки экспертных листов: в одной зафиксированы представления родителей о качествах (компетенциях) мальчиков, в другой — о качествах (компетенциях) девочек в группе. И педагогу необходимо произвести обработку полученных сведений. Заметим также, что родители могут заполнить экспертные листы и дома, если они не присутствовали на родительском собрании.

Акция 2. Обработка данных, полученных от реализации методики

«Отбор содержания социализации» (ОСС)

Теоретические основания

Некоторым исследователям и (или) нашим предполагаемым оппонентам может показаться, что предлагаемая методика является социометрической. Но это не так. Конечно же, социометрическая методика, разработанная Дж. Морено, заслуживает всяческого уважения, но она представляет собой «способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы» [7. С. 351]. В рамках методики Дж. Морено «для изучения взаимоотношений в группе каждого из ее членов» [Там же] просят назвать тех членов группы, с которыми он захотел или не захотел бы участвовать в какой-либо деятельности. Методика охватывает, таким образом, лишь внешнюю сторону отношений членов социальной группы (И. П. Волков, Я. Л. Коломенский и др.). Эту методику нельзя использовать в работе с детьми дошкольного возраста в силу того, что они еще не умеют читать, работать с анкетами, опросными листами и в целом не обладают достаточным жизненным и социальным опытом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наша же методика предлагает не детям, но родителям избирать не людей, но ценности (в данном случае ценности и позитивные социальные компетенции (табл. 1) выступают как синонимы), на которые ориентирован каждый родитель. Каждая ценность (компетенция), таким образом, получает определенное количество выборов: чем больше выборов, тем значимее качество (компетенция) для большинства членов группы родителей.

Методика не предполагает задавать вопросы, как при анкетировании, но предлагает каждому родителю выступить как эксперту по отношению ко всему массиву представленных компетенций (табл. 1) и осуществить экспертный выбор. По существу, этот выбор и есть экспертное суждение.

Заметим, что в социометрических методиках идет скатывание к анкетированию, а в основе нашей методики — метод экспертной оценки.

Представьте, уважаемый читатель, педагог на родительском собрании Вам говорит: «Вы анкетируемый!» или «Вы эксперт!». В каком обращении Вы почувствуете больше уважения к Вам? Наверное, в том, где к Вам адресуются, как равному, как к эксперту, а не как к респонденту.

При этом методика не предлагает высказывать негативные суждения (осуждения) типа «не хотел бы видеть этого ребенка рядом с моим». К то-

Инструкция № 1

Уважаемые родители (педагоги)!

Вам предстоит выступить в качестве экспертов.

Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как Вам кажется (как эксперту), Вы хотели бы видеть у сверстника Вашего ребенка.

Расположите эти 10 качеств в столбик на первом листе.

При выполнении этого задания Вы можете избирать слова из всех столбцов, но в первую очередь слова, приведенные во 2-м и 3-м столбцах, поскольку отобрать (как эксперт) Вы должны только те качества, которые Вы хотели бы видеть в сверстнике Вашего ребенка.

№ п/п Качества сверстников (мальчиков) Вашего ребенка (сына или дочери)

1

10

Уважаемые родители!

А теперь еще раз внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И отберите только 10 из них, которые, как Вам кажется (как эксперту), Вы хотели бы видеть у сверстницы Вашего ребенка.

Расположите эти 10 качеств в столбик на втором листе.

При выполнении этого задания Вы можете избирать слова из всех столбцов, но в первую очередь слова, приведенные в 1-м и 2-м столбцах, поскольку отобрать Вы должны только качества, которые

Вы хотели бы видеть в сверстнице Вашего ребенка.

Второй лист

№ п/п Качества сверстниц (девочек) Вашего ребенка (сына или дочери)

1...

10

Укажите возраст Вашего ребенка:_лет.

му же анкетирование всегда предполагает неискренность ответов, поскольку человек выступает в роли респондента и ответственности за свои ответы не несет.

Экспертное же оценивание предполагает большую ответственность родителя именно как эксперта. При этом ничего негативного не предлагается, поскольку табл. 1 содержит наименования только позитивных компетенций. В этом состоит и реализация принципа опоры на положительное в человеке (А. С. Макаренко).

Все вышеобозначенное позволяет называть нашу методику не социометрической, но социоква-литативной. И в ее основе лежит не анкетирование и не опрос, а экспертное оценивание.

Заметим, что к обработке экспертных листов (карт) могут быть привлечены и сами родители (эксперты), что также увеличивает их ответственность, поскольку они становятся не объектами оценивания, а его субъектами.

Субъекты. Объекты. Процедуры.

Инструментарий. Бланки фиксации

Субъектом обработки данных может выступить сам педагог, работающий с группой детей и родителей. Однако, как сказано выше, в качестве «обработчиков» могут выступать а) взрослые (родители и другие педагоги); б) другие лица и организации по поручению ЛПР.

Объектом «обработки» являются заполненные всеми участниками экспертного оценивания листы, полученные в рамках 1-й акции.

Процедуры, которые реализуются в рамках 2-й акции: а) подсчет экспертных выборов; б) заполнение бланков (табл. 2.1; 2.2), — тоже могут быть квалифицированы как социализационные занятия, поскольку участники, многократно сталкиваясь (прочитывая) с наименованиями позитивных социальных компетенций, интериоризируют их.

Инструментарием, оснащающим эти процедуры, выступают: 1) бланки: «Таблица 2.1»; «Таблица 2.2»; 2) бланк «Таблица 3».

Таблица 2.1

Обработка экспертных выборов (полученных сведений): мальчики

№ п/п, качества Количество выборов Всего выборов

1 2 3

1. Доброта (пример) 1; 1; 1; 1; 1; 1 6

2. Честность 7

3. Состязательность 6

И т. д.

Таблица 2.2

Обработка экспертных выборов (полученных сведений): девочки

№ п/п, качества Количество выборов Всего выборов

1 2 3

1. Жизнерадостность (пример) 1;1;1 3

2. Честность . 6

3. Верность 5

И т. д.

Таблица 3

Сводный перечень

наиболее часто повторяющихся (выбранных...) качеств (социальных компетенций). Пример

МАЛЬЧИКИ: ДЕВОЧКИ:

Возраст: лет Возраст: лет

1. Доброта 1. Искренность

2. Общительность 2. Умение уступить

3. Оптимизм 3. Обаяние

4. Мужественность 4. Верность

5. Чувство юмора 5. Доброта

6. Вера в себя 6. Скромность

7. Надежность 7. Женственность

8. Тактичность 8. Оптимизм

9. Ответственность 9. Общительность

10. Честность 10. Ответственность

Такая обработка (табл. 2.1, 2.2) данных позволяет установить количество выборов, «полученных» каждой компетенцией. Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов, можно зафиксировать в виде сводного перечня (табл. 3), который содержит 10 слов, составляющих, условно говоря, а) «портрет мальчика» и б) «портрет девочки». Это, по существу, перечни качеств (позитивных социальных компетенций), которые являются референтными для родителей этой конкретной социальной группы. И это и есть тот самый, пресловутый социальный заказ, полученный от заказчика — либо от родителя, либо от ЛПР (например, В. В. Путин еще в 2012 г. назвал такие желательные у каждого россиянина компетенции: ответственность, гражданственность и духовность).

Заметим (табл. 3), что некоторые качества являются универсальными (общечеловеческими): например, «доброта», «ответственность» (последнее совпадает с государственным заказом). Другие же — тендерными: например, «мужественность», «женственность».

Рекомендации по использованию и пояснения

Как можно педагогу использовать полученную таким образом информацию для воспитательного (социализирующего) воздействия?

Эту таблицу можно разместить на видном месте в помещении фойе, группы (рецепции1) таким образом, чтобы время от времени она попадала в «поле зрения» [7. С. 263] каждого родителя. И каждый будет понимать, на какие ценности (качества, компетенции) ориентированы родители сверстников и сверстниц его сына или дочери. В гештальтпси-хологии это явление обозначено как «поле феноменальное» [Там же], то есть «вся совокупность переживаемого2 субъектом в данный момент» [Там же]. А педагогу (воспитателю) это и нужно, чтобы все избранные качества (компетенции) как можно чаще «переживались», а следовательно, интериоризиро-вались родителями и опосредованно их детьми.

1 Помещение, где родители раздевают по утрам своих детей и одевают по вечерам, где расположены индивидуальные шкафчики и скамеечки. Это место называются «раздевалкой». Во Франции такое помещение называют la salle d'accueil — помещение для приема, или приемная. Следовало бы и нам дать эту помещению стандартное название: приемная, рецепция.

2 Курсив наш (примеч. авт.).

Это «переживание» еще и получает постоянное «подкрепление» [Там же. С. 260] в виде «прямого стимулирования мозговых структур» [Там же. С. 261] посредством содержания табл. 3 и может проявлять себя в «подражании» [Там же] в виде «воспроизведения. субъектом действий» [Там же. С. 261] и поступков, в которых проявляются названные качества и (или) компетенции (табл. 3).

А совокупность поступков — это и есть поведение. И поскольку все качества (компетенции) в этой таблице позитивные, то и поведение будет скорее позитивным, чем негативным. «Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности» [Там же. С. 260].

Воспитателю и родителю важно знать, что поступки и поведение обозначают также «действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиции личности, ее моральные убеждения» [Там же]. Из этого следует, что воспитание — это инициирование позитивных поступков. В данном случае инициирование происходит через вербализацию субъективных представлений о позитивных компетенциях.

Таким образом, не требуется даже никаких воспитательных мероприятий, как мы их традиционно называем, то есть никаких специально организованных социализирующих воздействий со стороны педагога, если действовать в предлагаемой нами парадигме. Каждый родитель начинает сам воздействовать на свое поведение и на поведение своего ребенка, избирая и совершая поступки сам и инициируя поступки своего ребенка, в которых проявляются качества, референтные для группы. Напомним, что это качества (компетенции), получившие наибольшее количество выборов всеми родителями группы.

Принятие большинством родителей этих двух групп из десяти качеств для мальчиков и девочек уже означает, что возникла референтная группа, которая непременно начнет прогрессировать, становясь сначала номинальной (группой по неволе), затем диффузной. Вектор этой динамики группы может привести к состоянию группы, которое

мы в прежние времена фиксировали термином «коллектив».

Эта же таблица дает нам представление о качествах (компетенциях), на которые ориентированы родители. Можно предположить, что слова, обозначающие качества (компетенции), получившие наибольшее число выборов, являются наиболее значимыми для большинства родителей. И всем родителям не хватает их проявлений по отношению к их ребенку со стороны сверстников.

Или можно предположить, что этих качеств не хватает каждому родителю, который их выбрал, но он хотел бы, чтобы эти качества появились у его ребенка.

Из этого следует, что педагог должен провести социализационное занятие для родителей (может быть, серию занятий) по теме «Доброта и искренность» (см. табл. 3). Смысл таких занятий состоит в том, чтобы увеличить число представлений родителей о возможных способах проявления этих качеств (позитивных компетенций).

В принципе педагог может провести занятие по поводу любого качества. И тогда, становится понятно, что это не план родительских собраний или университета для родителей в нынешнем его императивном (директивном) виде, но план со-циализационных занятий по поводу тех качеств (компетенций), которые актуальны здесь и сейчас и выступают как актуальный социализацион-ный заказ со стороны родителей и необходимы их детям.

Обсуждая эту таблицу, можно напомнить также о феномене «социальная установка» [Там же. С. 382], который обозначает «предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности» [Там же]. Социальная установка (Е. Богардус, Л. Гутман, Ф. Знанецкий, Р. Лайкерт, Г. Олпорт, Г. Спенсер, Л. Терстоун, У. Томас, Д. Н. Узнадзе) — это «относительно устойчивая по времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ним эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям» [Там же] и поступкам.

Для нашего исследования важность включения в его пространство феномена «установка» состоит в том, что она (установка) «обеспечивает стабильность реагирования» [Там же]. Установка трактуется Д. Н. Узнадзе «как психологическое содержание взаимодействия конкретной потребности

и ситуации ее удовлетворения, как состояние, адекватное реальным условиям деятельности, как предпосылка возможности целенаправленно-приспособительного поведения» [Там же]. Таким образом, освоенные родителями и опосредованно детьми компетенции становятся установками на соответствующие поступки и поведение.

Акция 3. Подготовка экспертного листа

для реализации методики «Оценивание социализованности» (ОС)

Теоретические основания

Экспертная карта, или экспертный лист, выстраивается по следующим правилам. В соответствии с нашей теорией оценивания первым шагом при создании экспертного листа должна стать номинация объекта оценивания (измерения). И это социализованность, или социальная компетентность. Вторым шагом должен стать отбор существенных признаков объекта. Это и есть компетенции, названные большинством родителей. Доказательством того, что они существенные (табл. 3), является число выборов этих качеств (компетенций) большинством родителей.

В экспертном листе они располагаются по вертикали (столбец 2; бланк 1): это наименования избранных компетенций из табл. 3. В данном случае эти компетенции выступают как признаки объекта «социализованность».

По горизонтали экспертный лист наполняется именами членов социальной группы (бланк 1). Они здесь выступают как носители поступков, как акторы. Объектом оценивания (измерения) выступает именно число поступков. И эксперты (родители) оценивают не детей, но просто фиксируют число поступков, совершенных тем или иным ребенком по отношению к его сыну или дочери. Таким образом, измерителем выступает числовое значение количества поступков.

Подчеркнем, что родителям как экспертам (участникам оценивания, измерения) не предлагается оценивать других детей, но предлагается просто зафиксировать число поступков того или иного члена группы, совершенных по отношению к его ребенку.

Читатель понимает, что происходит оценивание, но самого слова «оценивание» следует избегать. Участникам оценивания нужно объяснить, что их задание состоит в том, чтобы назвать (зафиксировать) число поступков, в которых проявилось то или иное качество

(компетенция) оцениваемого по отношению, именно, к его ребенку.

Это оценивание мы называем реципрокным (взаимным): каждый оценивает каждого, каждый оценивает всех и все оценивают каждого. Поскольку экспертам предлагается фиксировать только положительные поступки (компетенции), то это снимает агрессивность (негативность) оценивания. И то, что оценивающий знает, что его ребенка оценивают другие родители, также увеличивает позитивность его оценивания. Педагог, таким образом, ориентирует родителя на фиксацию только позитивного в сверстнике (сверстнице), члене социальной группы, в состав которой входит его сын или дочь.

Субъекты. Объекты. Процедуры.

Инструментарий. Бланки фиксации

В качестве субъектов реципрокного (взаимного) оценивания акторами в статусе экспертов, могут выступать а) взрослые (родители и педа-

гоги); б) ЛПР. Выставленные всеми участниками оценивания числовые значения суммируются.

Объектом является совокупность поступков каждого ребенка, члена группы по отношению к каждому члену группы, ко всей группе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедуры, которые реализуются в 3-й акции: а) работа с ПК (если используется компьютеризированный вариант заполнения экспертного листа); б) работа с бумажным носителем (если используется бланк 1), — могут быть также квалифицированы как социализационные занятия, поскольку участники, многократно сталкиваясь (прочитывая) с наименованиями позитивных социальных компетенций, интериоризируют их.

Инструментарием, оснащающим эти процедуры, выступают: 1) табл. 3 (ее содержание); 2) бланк 1 «Экспертный лист (карта) № 2» (варианты: «воспитанники»; «взрослые (родители, педагоги)»; 3) список воспитанников (воспитанниц) — членов социальной группы.

№ п/п Качества (социальные компетенции) мальчиков Имена, фамилии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

1...

10

№ п/п Качества (социальные компетенции) девочек

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

1.

10

Бланк 1

Экспертный лист № 2. Версия: «взрослые (родители)»

Уважаемый родитель (родственник, близкий)_!

(имя, отчество, фамилия)

Вы добровольно участвуете в оценивании выраженности качеств детей младшей (средней, старшей, подготовительной) группы детского сада_и выступаете в качестве эксперта. Вам предлагается отразить свою экспертную оценку выраженности каждого качества (столбец 2) у каждого сверстника и каждой сверстницы Вашего ребенка (племянника, племянницы, внука, внучки, ребенка Ваших друзей... — при условии, что Вы его (ее) знаете).

Проставьте в строках 1—10 (качества: мальчиков; девочек) в столбцах 3, 4, 5 и далее балльную оценку — от 1 до 10, отражающую Ваше субъективное мнение о степени выраженности каждого занесенного в таблицу качества у каждого сверстника и каждой сверстницы Вашего (этого) ребенка. Если Вы не знаете некоторых детей и не можете выразить свое суждение о них (о выраженности у них того или иного качества), то оставьте эту клеточку незаполненной, то есть поставьте знак «-».

Благодарим Вас за искреннюю оценку и внимательное, доброе, заинтересованное отношение ко всем детям нашей группы!

Акция 4. Обработка данных, полученных от реализации методики «Оценивание социализованности» (ОС)

Теоретические основания Обработка данных позволяет педагогу получить информацию о числе позитивных поступков каждого ребенка (члена) группы в частности и в группе в общем и целом. Мы исходим из того, что обучение готовит к действию, а воспитание — к поступку. Поступок — это «социально-оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами, совершается в соответствии с принятыми намерениями» [7. С. 269]. Действие — это акт по отношению к себе, а поступок — акт (действие) по отношению к другому (другим). Поступок может проявиться и в бездействии. В поступке проявляются социальные (позитивные или негативные) компетенции ребенка (человека).

Совокупность поступков и есть поведение. Это «действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права» [Там же. С. 260].

Таким образом, у педагога и родителей появляется инструмент для измерения (оценивания) не только образованности, но и социализованности детей, поскольку «единицами поведения являются поступки» [Там же]. Фиксируя их количество, мы оцениваем и качество каждой компетенции и социальной компетентности. Количество поступков — это и есть качество компетенции, поскольку оно выражается, проявляется только в поступках.

Субъекты. Объекты. Процедуры.

Инструментарий. Бланки фиксации

Субъектами обработки экспертных листов (карт) могут выступать: а) взрослые (родители и педагоги); б) ЛПР.

Объектом является совокупность поступков каждого ребенка (члена) группы по отношению к другим детям, каждому ребенку (члену) группы, ко всей группе.

Процедуры, которые реализуются в 4-й акции: а) сложение каждого и всех числовых значений (табл. 4.1, 4.2); б) деление каждого и всех числовых значений на количество экспертных листов (карт); в) суммирование числовых значений по вертикали и горизонтали; г) деление суммы числовых значений на количество качеств (табл. 4.1, 4.2; строка 13); д) присвоение рейтинга каждому члену группы (табл. 4.1, 4.2; строка 14), — могут быть также квалифицированы как социализационные занятия, поскольку участники, многократно сталкиваясь (прочитывая) с наименованиями позитивных социальных компетенций, интериоризируют их.

Инструментарием, оснащающим эти процедуры, выступают: 1) бланки: таблица 4.1.; таблица 4.2; 2) список детей — членов социальной группы.

Таким образом, педагог и родители могут получить информацию в виде числовых значений, отражающих совокупную экспертную позицию о выраженности всех качеств и каждого качества (компетентности и каждой компетенции) у каждого мальчика и каждой девочки и представить в виде таблицы числовые значения.

Таблица 4.1

Сводная таблица оценивания степени выраженности качеств. Мальчики

Строка № Качества мальчиков Имена Всего

1

10

11 Всего

12 Среднее значение, полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств)

13 Среднее значение выраженности качеств в группе

14 Рейтинг

15 Лидеры/аутсайдеры

Таблица 4.2

Сводная таблица оценивания степени выраженности. Девочки

Строка № Качества девочек Имена Всего

1

10

11 Всего

12 Среднее значение, полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств)

13 Среднее значение выраженности качеств в группе

14 Рейтинг

15 Лидеры/аутсайдеры

По существу, это и есть формализованная, на основе экспертной оценки, информация о выраженности качеств у ребенка в конкретной социальной группе (табл. 4.1, 4.2).

Из табл. 4.1, 4.2 педагог может извлечь следующую информацию:

— выраженность каждой компетенции у каждого ребенка в сравнении с выраженностью этой компетенции у других детей (членов) социальной группы (табл. 4.1, 4.2: строки 1—10);

— выраженность всех компетенций у каждого ребенка (табл. 4.1, 4.2: строка 11) в сравнении с выраженностью всех компетенций у других детей (членов) социальной группы;

— выраженность каждой (табл. 4.1, 4.2: столбец «Всего») компетенции у всех мальчиков и (или) у всех девочек;

— среднее значение выраженности каждой компетенции в группе мальчиков и в группе девочек (табл. 4.1, 4.2: строки 1—10; числовое значение из столбца «Всего», деленное на количество мальчиков и девочек);

— среднее значение выраженности всех компетенций в группе мальчиков и в группе девочек;

— рейтинг социального статуса (относительно совокупности из 10 компетенций) каждого мальчика и каждой девочки в группе (табл. 4.1, 4.2: строка 14);

— идентифицировать лидеров и аутсайдеров в группе (табл. 4.1, 4.2: строка 15).

Вся эта информация служит для принятия управленческих решений. Правильно принятое управленческое решение и адекват-

ное ему управленческое действие должно приводить к позитивному результату, выражающемуся в том, что числовое значение изменится в сторону увеличения.

Неадекватное решение и (или) действие приведут к уменьшению числовых значений.

Повторные (повторяющиеся с определенной периодичностью, установленной локальным нормативным актом) измерения (совокупная экспертная оценка) дадут педагогу представление о динамике проявления каждого качества (компетенции), всех качеств (компетентности) в конкретном временном интервале.

Педагог сможет фиксировать дельту увеличения/ уменьшения каждой компетенции и (или) компетентности, в целом: а) у каждого мальчика; б) у каждой девочки; в) только у мальчиков г) только у девочек; д) у всей группы; е) во всех группах [8].

Примеры данных представлены в виде диаграмм по итогам оценивания степени выраженности социальных компетенций каждого мальчика (каждой девочки) на начало года в сравнении со средним уровнем выраженности качеств в группе [3—5] (рис. 1—4).

доброта &

честность

ответственность

тактичность

мужественность

оптимизм

надежность

общительность

¿6

чувство юмора вера в себя

■Егор средняя

Рис. 1. Сравнение выраженности качеств у Егора Т. со средней выраженностью качеств в группе у мальчиков

доброта

мужественность

честность

ответственность

тактичность

оптимизм

общительность

■Алеша

средняя

чувство юмора

надежность вера в себя

Рис. 2. Сравнение выраженности качеств у Алеши М. со средней выраженностью качеств в группе у мальчиков

Рис. 3. Сравнение выраженности качеств у Лены О. со средней выраженностью качеств в группе у девочек

Рис. 4. Сравнение выраженности качеств у Сони Л. со средней выраженностью качеств в группе у девочек

Из числовых значений можно увидеть, какие социальные компетенции у ребенка выражены в наименьшей степени, и начать усиленно работать над увеличением их выраженности, прежде всего его родителям (взрослым) и, конечно, самому ребенку.

Таким образом, педагог может добиться того, что ребенок с помощью родителей будет целенаправленно, осознанно формировать в себе положительные, социально значимые, социально

одобряемые качества. Качества, которые для этой социальной группы являются референтными.

И, поскольку все эти качества являются позитивными и взяты из общественно-исторического опыта человечества, то, следовательно, у каждого мальчика и каждой девочки в социальной группе происходит освоение социально ценных, социально одобряемых, позитивных и к тому же не только универсальных, но и гендерных компетенций.

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании» // Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. — М. : Образование в документах, 2001. — 104 с.

2. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями / Л. Г. Закурдаева // Челяб. гуманитарий. — № 2. — 2009. — С. 5—54.

3. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС — ДОУ) и оценивания соци-ализованности мальчиков и (или) девочек (ОС — ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошк. образования / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2012. — 60 с.

4. Молчанов, С. Г. Воспитание — инструмент социализации образования / С. Г. Молчанов, Г. Г. Воро-ненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 16 дек. 2008 г.). Ч. 2. — Челябинск : Образование, 2009.

5. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализованность / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челяб. гуманитарий. — 2009. — № 3. — С. 87—97.

6. https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii (дата обращения 29.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.]. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.

8. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС) и оценивания социализован-ности... (ОС) / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2012—2014 (любое изд.).

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 04.03.2020).

Сведения об авторах

Кербель Лилия Николаевна — заведующая МДОУ «Детский сад № 7» Копейского городского округа, Копейск, Россия. liliya.kerbel@mail.ru

Молчанов Сергей Григорьевич — доктор педагогических наук, профессор, академик АГН, отличник просвещения РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры развития образовательных систем ЧИРПО, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, эксперт Национальной родительской ассоциации РФ, председатель родительского движения «Союз семьи и школы», Челябинск, Россия. molchanov_chel@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2020. № 1 (9). P. 10—23.

TECHNOLOGIZATION OF ASSESSMENT OF SOCIAL COMPETENCIES IN PRESCHOOL

L.N. Kerbel

Kindergarten No. 7 of Kopeisk City District, Kopeisk, Russia. liliya.kerbel@mail.ru

S.G. Molchanov

Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. molchanov_chel@mail.ru

The problem of technologizing the processes of formation and assessment of children's social competencies can have a rational solution based on the use of the methods of "Selection of the content of socialization (OSS)" and "Assessment of socialization (OS)", each of which acts as a relatively independent technology and can be integrated into a higher-level technology.

Keywords: achievements (educational, extracurricular), tools, competence, competence, methodology, educational object, monitoring, assessment (reciprocal), behavior, deed, procedure, socialization, socialization, technologization, technology, egoism, egotism, egocentrism.

References

1. The law of the Russian Federation "On education". The legislation of the Russian Federation on education. Federal Basic Laws. Moscow, Education in documents, 2001. 104 p. (In Russ.).

2. Zakurdaeva L.G. Formirovanie sotcial'nykh kompetentciy u detey s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami [The formation of social competencies in children with special educational needs]. Cheliabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk Humanitarian], 2009, no. 2, pp. 5-54. (In Russ.).

3. Molchanov S.G.Metodikiotborasoderzhaniiasotcializatcii (OSS—DOU) iocenivaniiasotcializovannosti mal'chikov i (ili) devochek (OS — DOU) v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Methods of selecting the content of socialization (OSS DOW) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS DOW) in a preschool educational institution]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2012. 60 p. (In Russ.).

4. Molchanov S.G., Voronenko G.G. Vospitanie — instrument sotcializatcii obrazovaniia [Education an instrument of socialization of education]. Aktual'nye problemy povysheniia kachestva obshchego iprofessional'nogo obrazovaniia v usloviiakh modernizatcii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Chelyabinsk, 16 dek. 2008 g.). Ch. 2 [Actual problems of improving the quality of general and vocational education in modernization: Materials of the international scientific-practical conf. (Chelyabinsk, December 16, 2008). Pt. 2]. Chelyabinsk, Education, 2009. (In Russ.).

5. Molchanov S.G., Tutatchikov A.T. The content of socialization, social competencies, socialization. Cheliabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk Humanitarian], 2009, no. 3, pp. 87-97. (In Russ.).

6. https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennye-peda-gogicheskie-tekhnologii, accessed 02.29.2020. (In Russ.).

7. Davydova V.V., Zaporozhets A.V., Lomov B.F. [et al.]. (eds.). Psihologicheskiy slovar' [Psychological Dictionary]. Moscow, Pedagogy, 1983. 448 p. (In Russ.).

8. Molchanov S.G. Metodiki otbora soderzhaniia sotcializatcii (OSS) i ocenivaniia sotcializovannosti... (OS) [Methods of selecting the content of socialization (OSS) and assessing socialization... (OS)]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2012-2014 (any edition). (In Russ.).

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/, accessed 04.03.2020). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.