Научная статья на тему 'Формирование и оценивание патриотических компетенций в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей'

Формирование и оценивание патриотических компетенций в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ / ПАТРИОТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / UPBRINGING / COMPETENCE / METHOD OF EVALUATION / PATRIOTISM / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Екатерина Александровна, Каюмова Любовь Николаевна, Филиппова Ольга Сергеевна

В статье описывается опыт применения методики оценивания патриотичности воспитанников в учреждении дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джафарова Екатерина Александровна, Каюмова Любовь Николаевна, Филиппова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and evaluation of patriotic competences in the educational process of establishing additional education for children

The article describes the experience of applying the assessing method of the pupils’ patriotism in the institution of additional education.

Текст научной работы на тему «Формирование и оценивание патриотических компетенций в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей»

Таким образом, критериально-измерительный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников позволяет осуществить мониторинг процесса формирования данного качества, с учетом специфики формирования гражданской идентичности в сельском социуме средствами музей-но-педагогической деятельности.

УДК 37.032; 371.266; 37.012.8

Е. А. Джафарова, Л. Н. Каюмова, О. С. Филиппова

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье описывается опыт применения методики оценивания патриотичности воспитанников в учреждении дополнительного образования.

The article describes the experience of applying the assessing method of the pupils' patriotism in the institution of additional education.

Ключевые слова: воспитание, компетенции, методика оценивания, патриотичность, социализация.

Keywords: upbringing, competence, method of evaluation, patriotism, socialization.

Во исполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ...» (30.12.2017), которая предполагает разработку научно обоснованной системы мониторинга патриотичности, педагоги Центра обратились к методикам профессора С. Г. Молчанова, обеспечивающим эффективное оценивание и формирование позитивных социальных, в частности патриотических, компетенций.

Воспитание - одна из основных социальных функций образовательного учреждения дополнительного образования. Цель воспитания заключается в наиболее полном становлении личности, способной к духовному и физическому развитию, совершенствованию

и социореализации1. Дополнительное образование ставит детей перед необходимостью выбора приоритетов, предпочтений для себя при ряде альтернативных вариантов. В учреждении дополнительного образования создается специфическое социальное пространство, влияяющее на развитие личности ребенка, которая формируется педагогами во время образовательных и социализацион-ных (досуговых) занятий. Учреждения дополнительного образования, на наш взгляд, находятся в более благоприятной ситуации в плане реализации ими принципов педагогики сотрудничества, в возможностях учета индивидуальных особенностей и способностей ребенка.

В 2016 г. педагогический персонал ЦВР начал экспериментирование и внедрение в свои практики методики оценивания а) социальных, а затем и б) патриотических качеств личности. В летний период работа проводилась с воспитанниками, посещающими трудовые отряды.

Что же нужно сделать для оценивания патриотичности?

Автор методики, проф. С. Г. Молчанов, рекомендует реализовать следующие процедуры.

Процедуры, предшествующие оцениванию

Первая. Разместить табл. 13 в помещениях образовательной организации (аудитория, кабинет, класс и т. п.). Таблицу можно раздать родителям вместе с рекламными и информационными материалами учреждения.

1 Мы категорические противники термина «самореализация», но сторонники термина «социореализация», предложенного проф. С. Г. Молчановым, поскольку истинная человечность проявляется в жизни не для себя (само-), а для других (социо-), если он не просто биологическое существо, а существо социальное.

В статусе экспериментальной площадки ФГБНУ «ИСРО РАО» по теме «Методики и инструментарий оценивания достижений обучающихся в учебной и внеучебной деятельности» (рук. д-р пед. наук, доц. Д. В. Смирнов).

Таблица может быть в уменьшенном виде роздана всем ребятам. А они могут ее разместить и на своих гаджетах, и в дневниках, и сделать из них закладки, и сфотографировать на телефон, и разместить в планшете.

Таблица 1

Основные качества, в которых проявляется патриотичность,

и существительные и глаголы, которые должны быть _интериоризированы воспитанниками_

Качества Существительные Глаголы

Уважительность Уважение Уважать

Готовность защищать Защита Защищать

Созидательность Созидание Созидать, делать полезное

Вторая. На начальном этапе педагогам необходимо провести оценивание (фиксацию) теоретических представлений о каждой из названных компетенций (табл. 1, столбец 1). Это означает, что воспитанники должны уметь дать рабочее определение каждой компетенции, т. е. перечислить признаки социальной компетенции как объекта. Это означает подобрать синонимы, к слову, например, «созидательность» (табл. 1). Воспитанник должен назвать как можно больше существительных. Таким образом, можно оценить (зафиксировать в виде количества существительных) его образованность по поводу конкретной компетенции. Ведь чем больше признаков объекта может назвать человек, тем он образованнее (компетентнее) по поводу этого объекта.

В ходе группового занятия педагог может предложить игру «Кто назовет больше синонимов (существительных) к конкретному качеству?». Ответы детей можно заносить в таблицу.

Можно после такого занятия дать домашнее задание: «Найти еще как можно больше синонимов. Опросить дома своих близких и т. п.» И все эти слова разместить на общую (сводную) таблицу.

Задача педагога здесь такова: увеличить количество существительных (признаков объекта), описывающих содержание определенной компетенции.

Аналогичным образом можно поступить и с прилагательными, которые, как правило, описывают нюансы того или иного качества (компетенции). Увеличение качественных прилагательных в активном словарном запасе воспитанников увеличит адекватность их представлений о возможных проявлениях качества.

Третья. Далее следует оценить (зафиксировать) теоретические представления о возможных способах деятельности (поведения), в которых проявляется конкретная социальная компетенция. Способы поведения, действия, поступки обозначаются глаголами. Гла-

гол - это образ действия. И если поместить в сознание воспитанника позитивные образы действия (позитивные глаголы), то это обеспечит скорее позитивное поведение, чем негативное.

Таким образом, чем больше глаголов, обозначающих позитивные действия в активном словарном запасе воспитанника, тем скорее будет выбран позитивный глагол (позитивный образ действия) и тем скорее будет сделан правильный выбор правильного поступка.

Наличие теоретических представлений воспитанника педагог может проверить, попросив его назвать глаголы, обозначающие действия, в которых проявляется то или иное качество (компетенция). Ответы также заносят в таблицу (табл. 1). Количество названных глаголов характеризует образованность (компетентность) воспитанника относительно возможных проявлений конкретной социальной компетенции. Работу с глаголами можно организовать так же, как и с существительными.

Четвертая. Педагог предлагает ребятам проанализировать предложенные ситуации. Например, педагог может показать изображения (фото, картинки, рисунки, картины и проч.), на которых различные персонажи совершают действия (поступки). Педагог может предложить просто назвать действия и (или) поступки персонажей на изображениях.

Пятая. Педагог предлагает прочитать отрывки из книг, газет, журналов и проч. В текстах ребята должны найти глаголы, обозначающие позитивные действия и (или) поступки, и назвать их. Опять же (табл. 1) или педагог, или сами воспитанники могут записывать глаголы в таблицу на доске (в тетради, в свои гаджеты и т. д.). Педагог может инициировать обсуждение смыслов найденных в тексте глаголов, т. е. дети подбирают к ним синонимы. Количество глаголов, освоенных воспитанниками, показывает нам количество теоретических представлений у этих ребят о возможных способах поведения (проявления конкретной компетенции).

В случае затруднений, возникающих у воспитанников, педагог может предложить им для обсуждения и освоения заранее подготовленные перечни существительных и глаголов (табл. 2) и помочь им в объяснении их смыслов.

Таблица 2

Примерный перечень заранее подготовленных существительных _и глаголов, объясняющих смысл компетенции_

Качества Существительные Глаголы

Уважение Почтительность, бережность, достоинство, гордость, внимательность Уважать, относиться с уважением, почтительно, бережно, считаться с мнением, не ущемлять чьих-то интересов, соблюдать общепринятые обычаи, порядки, правила, нормы поведения, традиции, законы, ценить чужой труд, уважать (религиозные верования) чувства других, уважать национальное достоинство человека, национальные святыни, быть гостеприимным, почитать, пользоваться всеобщим уважением, исполнить просьбу, принять во внимание, выражать благодарность, играть по правилам, выражать симпатию, эмпатию, уметь делиться, сочувствовать, спрашивать разрешение, мирно отстаивать свои интересы, проявлять терпение

Защита Бережение, охрана, отстаивание, доказательство, убеждение, помощь, ответственность Оберегать, хранить, оградить от посягательств, от нападения, от неприязненных и враждебных действий, от насилия, охранять, беречь, отстаивать, не позволять осуждать, критиковать, доказывать, убеждать, отстоять свои убеждения, взгляды, оказывать помощь, помогать, нести ответственность за кого-то, за что-то (...отвечаем за тех, кого приручаем: А. де Сент-Экзюпери)

Созидание Польза, делание добра, продуктивность, строительство, создание, труд, дело, участие Делать что-то полезное, приносить пользу, строить хорошие отношения, созидать духовные ценности, создавать новые формы позитивного, быть полезным, получать положительные результаты, одобрение, благоприятные последствия, проявлять пассионар-ность, трудиться на общее благо, делать что-то для других, создавать уют и комфорт в семье, для окружения, участвовать в общественно полезных делах, проектах, следовать полученной инструкции, доводить начатое до конца, умение сосредоточиться

Все вышеописанные процедуры необходимы для того, чтобы у воспитанников сложились теоретические представления о воз-

можных проявлениях конкретной компетенции (табл. 2), чтобы они могли фиксировать их в поступках окружающих их членов социальной группы. При выполнении оценивания социальных компетенций (табл. 3) воспитанники могут использовать содержание табл. 2 как подсказку.

Таблица 3

Бланк экспертного листа

_взаимного оценивания социальных компетенций в группе_

Экспертный лист

Уважаемый_

(имя, отчество, фамилия) Вы добровольно участвуете в оценивании выраженности качеств ребят, с которыми общаетесь. Вам предлагается выставить оценку выраженности каждого качества (столбец 2) у каждого(-ой) Вашего(-ей) сверстника (сверстницы).

Проставьте в строках 1-3 (качества: мальчиков; девочек) в столбцах 3, 4, 5, 6, 7 и т. д. балльную оценку - от 1 до 10, отражающую Ваше субъективное мнение о выраженности каждого качества у каждого. Если Вы не можете выразить свое мнение, то поставьте в эту «клеточку» знак «-».

ВНИМАНИЕ! Балльная оценка должна фиксировать количество поступков, в которых качество проявилось по отношению к Вам.

№ п/п Качества (социальные компетенции) мальчиков Имена, фамилии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 Созидал (делал что-то)

2 Проявлял уважение

3 Защищал

№ п/п Качества (социальные компетенции) девочек

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 Созидала (делала что-то)

2 Проявляла уважение

3 Защищала

Благодарим Вас за искреннюю оценку и внимательное, доброе, заинтересованное отношение ко всем членам группы!

Взаимное экспертное оценивание социальных компетенций

1. На следующем этапе педагог предлагает воспитанникам заполнить экспертный лист4. Каждый член группы [1] заполняет его в соответствии с инструкцией и сдает организатору. Каждый воспитанник выступает в двух позициях одновременно: 1) эксперта и 2) оцениваемого.

Перед вами сводная таблица (табл. 4) итогов оценивания степени выраженности качеств в группе. По полученным числовым значениям можно проследить динамику увеличения/уменьшения выраженности позитивных компетенций. Заметим, что выраженность фиксируется числом поступков, совершенных оцениваемым по отношению к оценивающему. Визуализировать динамику можно созданием диаграмм и (или) графиков.

Таблица 4

Сводный протокол_

№ п/п Качества мальчиков (юношей) Имена и возраст

Павел 17 Артем 12 Константин 14 Владислав 13 Петр 10 Равиль 17 Алесандр 9 Илья 16

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Первая фиксация (26. 03.2017)

1 Уважать 3,7 1,9 2,4 1,7 0,1 1,7 0,9 Не участвовал в оценивании

2 Защищать 1,6 0,9 1,3 — — 1,7 —

3 Делать полезное для кого-то 3,3 1,4 2 0,6 — 1,7 1

Средняя выраженность качества 2,86 1,4 1,7 0,76 0,1 1,7 0,63

Рейтинг 1 3 2 4 6 2 5

Вторая фиксац ия (01.04.2017)

1 Уважать 4 3,1 3 1,5 0,6 2,3 1 2,9

2 Защищать 1,8 1 0,6 1,3 0,6 2,3 0,5 2,4

3 Делать полезное для кого-то 4 2,8 2 1,3 0,6 3,6 1 2,8

Средняя выраженность качества 3,3 2,3 1,9 1,4 0,6 2,7 0,8 2,7

Рейтинг 1 3 4 5 7 2 6 2

4 Заполнение экспертных карт можно провести в рамках общегруппового социализационного занятия или, давая каждому воспитаннику возможность рефлексировать индивидуально, в течение нескольких часов или целого дня. Затем экспертный лист сдается педагогу для обработки.

Третья фиксация (06.04.2017)

1 Уважать 3,9 1,4 3,7 3,1 0,9 3,9 1,4 4,9

2 Защищать 3,6 1,1 3,4 2,1 — 1,1 0,9 2,7

3 Делать полезное для кого-то 4,4 2,6 2,7 2,7 2,1 3 — 4

Средняя выраженность качества 4 1,7 3,3 2,6 1 2,7 0,8 3,9

Рейтинг 1 6 3 5 7 4 8 2

2. Эта информация является конфиденциальной, и её можно предъявлять только воспитаннику и (или) его родителям. Информация может стать предметом беседы педагога и ребёнка, психолога и ребенка, родителя и ребёнка [2].

Сравнивая выраженность патриотических компетенций, мы можем видеть тех, у кого эти качества имеют наименьшую выраженность. Это означает, что они попадают в группу риска, группу «непредпочитаемых»: возможно, они чувствуют себя в группе некомфортно и нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Проводя с такими воспитанниками работу (совместно с психологом, социальным педагогом, родителями), мы будем целенаправленно формировать у них положительные, социально одобряемые качества, предлагая совершать действия и инициируя поступки, в которых будут проявляться позитивные качества, одобряемые социумом. И в следующий раз ребята оценят их более высокими баллами.

Проведенная нами работа с использованием методики С. Г. Молчанова позволяет сделать некоторые предварительные выводы:

• воспитанники начинают задумываться о смыслах, стоящих за словами, предложенными им к обсуждению (оказалось, что некоторые ребята вообще слышат о них впервые, а мы-то думаем, что они все знают);

• воспитанники начинают понимать, что оценивать друг друга - это ответственно, и стараются наблюдать не только за поступками других, но и за своим поведением (своими поступками);

• воспитанники начинают замечать хорошие и плохие поступки не только в своем близком окружении (внутри своей социальной группы), но и у людей из других, внешних социальных групп;

• воспитанники ориентированы на фиксацию только позитивных поступков, но это не мешает им отличать их от поступков асоциальных, но акцент все-таки переносится на положительные,

добрые дела (не так, как на нынешнем телевидении или в СМИ), и это помогает вывести воспитанников на позитивный, жизнеутверждающий этап развития, реализовать принцип опоры на положительное (А. С. Макаренко) в воспитании.

Развитие социально значимых и патриотических качеств личности (социальных компетенций) в нашем учреждении происходит через ряд различных форм социализационных занятий и событий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Проведение праздников. Они являются эффективной формой воспитательной работы, так как способствуют раскрытию творческого потенциала личности, реализуют коммуникативные навыки, создают ситуацию успеха [3].

4. Работа детского самоуправления, которое направлено на создание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно-творческих дел.

5. Участие воспитанников в конкурсах разного уровня, которые предоставляют воспитанникам возможность проявить свои способности, продемонстрировать образовательные и социальные компетенции. Участие в конкурсах воспитывает у воспитанников потребность в совершенствовании своих интеллектуальных и физических возможностей, потребность в творчестве.

6. Экскурсии в музеи способствуют развитию патриотических качеств воспитанников, раздвигают рамки познания окружающего мира, учат более бережному отношению к духовным и физическим ценностям.

7. Развивающие занятия (у1ёео-8е11-1еасЬ и др.) — это интенсивное видеодидактическое воздействие, вызывающее рефлексию (рассуждение) и, как следствие, изменение вектора социальных эмоций, приводящих к формированию социально значимых компетенций [4].

8. Проектная деятельность, когда в работу включены не только воспитанники и педагоги, но и их родители. В рамках проектной деятельности оказывается воздействие на формирование компетенций сотрудничества в группе, ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что предложенная методика для оценивания патриотичности воспитанников является:

• актуальной для современного образования, так как она позволяет выявить значимые для современных детей и подростков социально ценные компетенции, формировать их и объективизиро-ванно оценивать наличие/отсутствие у воспитанников, а также на

основе полученных данных корректировать дополнительно-образовательный процесс;

• универсальной, так как данной методикой могут пользоваться как педагоги дополнительного образования, реализуя образовательные программы дополнительного образования детей, социальные педагоги и педагоги-психологи в рамках социально-педагогической деятельности.

Примечания

1. Молчанов С. Г., Войниленко Н. В. Дети-билингвы - новый феномен российского образования: обучение и воспитание // Челябинский гуманитарий. 2015. № 2(31). С. 136-150; Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов акад. групп вузов. Челябинск : Энциклопедия, 2013. 64 с.; Молчанов С. Г. Мониторинг «внеучеб-ных достижений» и (или) поступка в профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 4(12). С. 91-96.

2. Молчанов С. Г., Войниленко Н. В. Дети-билингвы - новый феномен российского образования: обучение и воспитание; Молчанов С. Г. Методики отбора содержания...

3. Молчанов С. Г. Формирование и оценивания социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для кл. руководителей. Челябинск : Энциклопедия, 2010. 96 с.; Подшивалова Е. Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 1(13). С. 72-82.

4. Григорьева Л. А. У1ёео-ве1£ЧеасЬ - занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 1(13). С. 61-66; Дорохова Е. С., Джафарова Е. А. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам / под ред. С. Г. Молчанова. Челябинск : Энциклопедия, 2014. 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.