Научная статья на тему 'Технология воспитания социально-активной личности: методология и практика'

Технология воспитания социально-активной личности: методология и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / МОТИВИРУЮЩЕЕ НАЧАЛО / МОНОКОНСТРУКЦИЯ / СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чехонадских Г. И.

В статье рассматривается актуальная проблема развития личности ребёнка. Для решения этой проблемы на занятиях изобразительного творчества педагог использует технологию воспитания социально – активной личности, которая даёт возможность раскрыть и реализовать свой природный потенциал каждому ребёнку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология воспитания социально-активной личности: методология и практика»

- учебно-методических - подготовка программ, планов по психолого-педагогической подготовке родителей и материалов для родителей по формированию гражданской идентичности детей в семье.

В современных условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и повышения качества образования важно привлекать родителей к тесному сотрудничеству с образовательными учреждениями.

Список литературы:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». -М., 2013.

2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

4. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. - 2007. - № 6.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

© Чехонадских Г.И.*

Старооскольский детский дом, г. Старый Оскол

В статье рассматривается актуальная проблема развития личности ребёнка. Для решения этой проблемы на занятиях изобразительного творчества педагог использует технологию воспитания социально - активной личности, которая даёт возможность раскрыть и реализовать свой природный потенциал каждому ребёнку.

Ключевые слова: личность, технология, мотивирующее начало, моноконструкция, социоконструкция, социализация, рефлексия.

Сегодня общество нацеливает школу на развитие учащихся. Социально-экономическое положение в России определяет необходимость воспитывать людей творческих, конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач.

Социализация в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих по-

* Педагог дополнительного образования.

тенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих её саморазвитию и самоутверждению.

Выготский Л.С. - обращал внимание на то, что именно внутренние моменты и определяют самодвижение, саморазвитие личности [4].

Однако индивид никогда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения с другими людьми.

Технология воспитания социально-активной личности построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности (стремление к свободе, независимости; собственный личностный смысл; потребность в самоутверждении и т.п.), даёт возможность развить индивидуальность ребёнка, создаёт условия для его саморазвития, самовыражения, ведь каждый ребёнок стремится раскрыть, реализовать свой природный потенциал. В такой технологии в центре воспитательного процесса оказывается личность ребёнка.

На занятиях изобразительного творчества я использую различные методы и приёмы организации познавательной, социально-активной деятельности: проблемно-поисковые, информационно -рецептивные, репродуктивные, исследовательские, приёмы диалогического общения (диалог, эвристическая беседа, дискуссия, полемика, групповые формы работы и т.п.).

Формы занятий также разнообразны, наряду с обычными и нетрадиционными занятиями ввожу интегрированные занятия, тестирование через рисунок, конкурсы, выставки, экскурсии и т.д.

Технология воспитания социально-активной личности предполагает и новый тип педагога, не подавляющего природу ребёнка, а относящегося к нему как к равному себе, находящегося в постоянном поиске вместе с детьми, вдохновляющего на открытие талантов, понимающего, что «ребёнок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо наполнить» (Ф. Рабле) [1].

В процессе совместной деятельности и общения с ребёнком я принимаю его таким, каков он есть, т.к. ребёнок изначально индивидуален, неповторим, не похож на других. Дело не в том, лучше он или хуже, он просто другой: другие природные возможности, наличные способности, природные темпы развития, склонности. Я всегда пытаюсь разглядеть в нём его отличие от других, поддержать и развить его индивидуальные черты. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием ребёнком позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им. А ведь нередко взрослые злоупотребляют отрицательными оценками деятельности ребёнка, что подрывает самоуважение, развивает у него чувство неуверенности в себе. Общаясь и взаимодействуя с ребёнком, я всегда занимаю позицию не «над», не «сверху», а «рядом», т.е. взаимодействую с ним преимущественно на принципах сотрудничества и партнёрства.

В условиях общественного воспитания, выражая отношение к действиям ребёнка, важно ещё видеть и какое место занимает он в иерархии меж-

индивидных отношений; понимать мотивы его поступков, действий и поддерживать в стремлении найти достойное место в группе; замечать, как изменяется личность ребёнка в группе (фаза развития) и как изменяется группа под его воздействием. Будучи сам личностью, педагог должен обладать следующими знаниями и умениями:

1. Знание общих закономерностей развития личности ребёнка; способностью видеть, понимать, чувствовать конкретного ребёнка и разумно пользоваться общими знаниями в общении с ним.

2. Способностью к самостоятельному и обоснованному определению задач и средств воспитания каждого ребёнка и группы в целом.

3. Знанием искусства и способностью чувствовать его.

4. Пониманием особенностей детской изобразительной деятельности и возможностей развития детей в её условиях.

5. Способностью видеть перспективу развития изобразительной деятельности и ребёнка в ней.

6. Владением вариативной методикой воспитания детей в изодеятель-ности, адекватной, с одной стороны, уровню наличного и возможного развития конкретного ребёнка, с другой - интересам, возможностям, способностям самого педагога как субъекта педагогической деятельности.

7. Умением предвидеть, прогнозировать результаты взаимодействия с детьми.

8. Способностью к анализу и коррекции своей деятельности на основе рефлексии [6].

Таким образом, используя эти знания и умения, постоянную работу над своим профессиональным ростом, индивидуальные интересы, убеждения, идеалы, потребности, я формирую свою педагогическую личностную позицию. На своих занятиях я использую технологию воспитания социально-активной личности, которая подчиняется определённому алгоритму:

1. Мотивирующее начало

Как правило, изобразительную деятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, особенно если он обновляется, подражание сверстникам и взрослым. Каждый из них актуализируется в тех или иных ситуациях, занимая иногда ведущее место, например, введение новых материалов или способов изображения (рисование свечой и акварелью, «монотипия», процарапывание по пластилину, плоская лепка и т.д.), стимулирует интерес к материалу. Стремление ребёнка реализовать потребность общения с кем-то из детей актуализирует у него желание заниматься той же деятельностью, которой занят значимый для него ребёнок, что способствует возникновению изобразительной деятельности по подражанию. Однако ведущим, главным мотивом постепенно становится интерес к предметам, явле-

ниям, событиям, взаимоотношениям с другими людьми, которые ребёнок и пытается изображать в рисунке и лепке.

Моя деятельность направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изодеятельности. К ним относятся стремления отразить волнующее событие; выразить своё отношение к нему; стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме. Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребёнка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат. Следовательно, формируется его мотивационно-потребностная сфера, в частности общественно направленные мотивы деятельности; развиваются интеллектуальные, нравственные и эстетические чувства, целеустремлённость и ответственность ребёнка за конечные результаты деятельности.

2. Моноконструкция

Индивидуальная работа над заданием, где ребёнок проявляет активность, инициативу и самостоятельность в обогащении способов изображения, дополняя известные образы деталями на основе свежих впечатлений, свободного комбинирования, варьирования способов изображения, смелого и свободного применения техники.

С моей стороны непременным условием является создание творческой атмосферы. Я стимулирую такое состояние у ребёнка, когда «разбужены» его чувства, воображение, когда он увлечён тем, что делает. Б.М.Теплов особое внимание обращал на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. «Без неё все другие достоинства теряют значение...» [6]. При таком состоянии ребёнок чувствует себя свободно, уверенно, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии и в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребёнка, поддержки его при неудачах.

3. Социоконструкция

Процесс вхождения ребёнка в группу, индивидуализация, а затем интеграция в ней опосредствованы совместной деятельностью, содержание, ценности, смысл которой обусловливают устойчивые межличностные отношения. В системе этих отношений происходит взаимовлияние членов сообщества друг на друга, вследствие чего и развивается личность каждого. Личный поиск непременно предшествует обмену идеями. Сначала каждый думает и действует, затем ребята обмениваются мнениями и вместе вступают в процесс освоения изобразительной деятельности, степень успешности которого влияет на положение ребёнка в группе. Я как педагог корректно влияю на процесс, динамику,

характер вхождения ребёнка в детский коллектив и интеграцию в нём, учитывая его тип мышления, темперамент, лидерские качества и т.п.

4. Социализация

Группа ориентирует ребёнка на творческий поиск, становится благоприятной средой для совместной работы.

Под влиянием именно общественных мотивов у человека формируются такие черты личности, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение других людей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим (Е.И. Фельдштейн).

Психологи фиксируют у детей, много общающихся с компьютером, формирование иных представлений об окружающем мире, выработку новых способов организации своего времени и взаимодействия с окружающими. Но, с другой стороны, возникает и множество негативных факторов, которые называет немецкий учёный Х.Г. Рольф. Вот лишь некоторые, связанные с социализацией:

1. опасность подавления межличностного общения, т.к. в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;

2. усиление социального неравенства, т.к. приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

3. опасность снижения социализации ребёнка, т.е. его пребывание между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров (дети мало гуляют, не испытывают потребности в совместных играх с другими детьми, теряют друзей) [3].

Процесс освоения ребёнком изобразительной деятельности, связанный с постепенным освоением им общественных мотивов деятельности, в любом случае снижает уровень воздействия негативных факторов компьютеризации. Выступая за группу, выполняя рисунок, поделку для других, ребёнок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение, доброжелательность, способность к целенаправленным усилиям.

5. Рефлексия

Психолог А.В. Петровский отмечает, что с помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Человек ориентируется на наиболее значимую для него референтную группу (лицо), идеалы которой он принимает как свои [5].

Самоанализ движения собственной мысли, чувств, анализ успехов и неудач на каждом занятии. Важно, чтобы уровень притязаний не был завышен или занижен, т.к. это негативно сказывается на развитии личности. Как показывает опыт, в первом случае цель, как правило, не достигается, поскольку не соответствует возможностям ребёнка. Это вызывает у него дискомфортное состояние и тормозит развитие личности. А заниженная самооценка и низкий уровень притязаний губят инициативу, тормозят активность ребёнка, а следовательно, также не способствуют его развитию. Вот почему для меня важно заботиться о формировании адекватной самооценки у детей. Безусловно, изобразительное творчество помогает ребёнку лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Ведь в работе ребёнка всегда выражена позиция, точка зрения, оценка того или иного явления, а понять и почувствовать её - это значит «примериться» к оценке другого ребёнка, группы у него есть возможность на каждом занятии.

Таким образом, технология воспитания социально-активной личности представляет собой организуемый и управляемый педагогом процесс индивидуально значимой деятельности каждого ребёнка, в которой одновременно используется его прежний опыт и формируется новый опыт благодаря включённости в контекст жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Анохина Г.М. Оценка эффективности технологии системы адаптивного обучения. - Воронеж, 1999.

2. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 3.

3. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М., 2002.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 1998.

6. Шибанова Г. Н., Давыденко Т. М., Управление образовательными системами. - М., 2003.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ»

© Шевченко Л.С.

Винницкий государственный педагогический университет им. Михаила Коцюбинского, Украина, г. Винница

В статье проанализированы выбор и применение будущими учителями технологий инновационных педагогических методик, соответствующих учебной цели технологической подготовки учащихся, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.