Научная статья на тему 'Особенности решения личностных проблем детей-сирот посредством арт-терапии'

Особенности решения личностных проблем детей-сирот посредством арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
814
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / РЕБЕНОК / ТЕРАПЕВТ / ПЕДАГОГ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКИЙ ДОМ / АДАПТАЦИЯ / ЭФФЕКТ / ПРОЦЕСС / ЧУВСТВА / СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мугаджирова Аида Султановна

В статье раскрываются особенности решения проблемы личности ребенка с помощью арт-терапии, предполагающей использование разнообразных изобразительных средств, с помощью которых он может выразить содержание своего внутреннего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности решения личностных проблем детей-сирот посредством арт-терапии»

68

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

of the IPK. Rostov on Don: Teacher, 2001. 2. Russian pedagogical encyclopedia: In 2 parts / The main editor is V. V. Davi'dov. P. 2. M. : Big Russian encyclopedia, 1998. 672 p. 3. New pedagogical and informational technologies in the education system: Textbook. for students. of ped. universities and system of qualified ped. Personnels / ed. by E. S. Polat. M. : Academy, 1999. 224 p. 4. Federal state educational standard of higher professional education on the direction of preparation «Pedagogical education». Degree «bachelor». M., 2009. 25 p.

Primechanija

1. Kul'nevich S. V., Lakotzenina T. P. Sovsem neobi'chni'i urok: Prakticheskoe posobie dlya uchitelei i klassni'h rukovoditelei, studentov srednih i v'sshih pedagogicheskih uchebni'h zavedenii, slushatelei IPK. Rostov n/D.: Uchitel', 2001. 2. Rossiiskaja pedagogicheskaja entziklopedija: V 2-h t. / Gl. Redactor V. V. Davi'dov. T. 2. M. : Bol'shaja Rossiiskaja entziklopedija, 1998. 672 c. 3. Novi'e pedagogicheskie I informatzionni'e tehnologii v sisteme obrasovanija: Ucheb. Posobie dlja studentov ped. vuzov i sistemi' povi'shenija kvalif. ped. kadrov / pod red. E. S. Polat. M. : Akademija, 1999. 224 c. 4. Federal'ni'i gosudarstvenni'i obrasovatel'ni'I standart vi'sshego professional'nogo obrasovanija po napravleniju podgotovki «Pedagogicheskoe obrasovanie». Kvalifikatzija (stepen') «bakalavr». M., 2009. 25 c.

Статья поступила в редакцию 29.11.2013 г.

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

© 2013 Мугаджирова А. С. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются особенности решения проблемы личности ребенка с помощью арт-терапии, предполагающей использование разнообразных изобразительных средств, с помощью которых он может выразить содержание своего внутреннего мира.

The article deals with the features of the solution of the problems of the child’s personality through art therapy involving the use of diverse pictorial means by which he can еxpress the content of your inner world.

V stat’e raskryvajutsja osobennosti reshenijaproblemy lichnosti rebenka spomoshh’ju art-terapii, predpolagajushhej ispol’zovanie raznoobraznyh izobrazitel’nyh sredstv, s pomoshh’ju kotoryh on mozhet vyrazit’ soderzhanie svoego vnutrennego mira.

Ключевые слова: арт-терапия, ребенок, терапевт, педагог, дети-сироты, детский дом, адаптация, эффект, процесс, чувства, среда.

Keywords: art-therapy, child, therapist, teacher, orphan, orphanage, adaptation, effect, process, feelings, environment.

Kljuchevye slova: art-terapija, rebenok, terapevt, pedagog, deti-siroty, detskij dom, adaptacija, jeffekt, process, chuvstva, sreda.

Дети, лишенные родительской опеки, воспитывающиеся в детских домах, помимо проблем, связанных с их сиротством имеют проблемы в психологопедагогическом развитии, в частности повышенный уровень агрессии. Причины возникновения данного явления вторичны: ощущение отторгнутости и заброшенности вследствие неудач в фор-

мировании родительской привязанности, возникновение впоследствии негативной «я-концепции», дефекты в становлении идентичности. При неустойчивости, спутанности, противоречивости и неопределенности «Я-концепции» неизбежно постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта, как правило, выливающегося в агрессию.

Психолого-педагогические науки •••

Каждый человек рождается со стремлением освоить и изменить окружающий мир, творчески реализовать себя, то есть с потенциалом конструктивной агрессивности. В процессе нормального развития конструктивная агрессивность ведёт к творчеству и гармоничному совершенствованию человека. При не нормальном воспитании же конструктивная агрессивность преобразовывается в деструктивную, так как потенциал агрессии должен найти выход для сохранения психического и физического здоровья.

Одним из компенсаторных механизмов, индивидуального подхода в процессе психолого-педагогического сопровождения, коррекции и психотерапии социальных сирот с целью их социальной адаптации является арт-терапия. Если под арт-терапией мы понимаем «психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества» [1. С. 7], то арт-терапевтическая практика основывается на таком положении, предполагающем, что наиболее сокровенные мысли и переживания индивида, являются порождением его бессознательного, в связи с чем могут находить выражение в виде различных образов в рисунках. Актуальность такой практики обусловлена назревшей необходимостью применения терапевтических методов системного характера в работе с сиротами, влияющих не только на отдельные психолого-педагогические процессы, но и на личностные структуры в целом. Детям нелегко вербализировать свои состояния и рефлексировать их, особенно это трудно бывает детям-сиротам, имеющим серьезные психологические травмы, поэтому разнообразные арт-терапевтические занятия позволяют психологу успешно работать с состоянием каждого ребёнка, минуя при этом слова и сознание. В процессе творческого действия вновь переживаются внутренние конфликты, которые, в конечном счете, благополучно разрешаются. К сожалению, и сегодня нет «однозначных ответов на многие вопросы, связанные с решением проблемы сиротства» [6. С. 38]. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот с решением их личностных проблем будет осуществляться эффективно, если: «определена сущность понятия «социализация детей-сирот», выявлены особенности социали-

69

зации детей-сирот, разработана модель деятельности педагогов по повышению уровня социально педагогической адаптации детей-сирот» [7. С. 117].

Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду - в студии, снабженной необходимыми материалами - красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной деятельности. Дети по своему желанию могут использовать материалы, предоставленные им, стремясь при этом в художественной форме выразить свои мысли и чувства в присутствии арт-терапевта. Последний, выступающий как посредник в «диалоге» ребёнка со своим рисунком, побуждает ребёнка к взаимодействию с предоставленными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс становится своего рода разновидностью диалога.

Занятия арт-терапией предполагают использование ребёнком разнообразных изобразительных средств с помощью которых он может выразить содержание своего внутреннего мира. Работа ребёнка с материалами протекает в определённых условиях, помогающих выработать у него ощущение собственной безопасности, а также благотворно способствовать свободному представлению содержания своего внутреннего мира. Рисование происходит в присутствии наставника, который обладает достаточными зна-ниямиоснов художественного творчества и способного чутко понимать психологическое содержание «творений» ребёнка, выступая при этом посредником в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.

В арт-терапевтической деятельности терапевт использует определённые приёмы, помогающие ребёнку осознать отражённое в его рисунке содержание собственного внутреннего мира. При этом следует отметить психологические механизмы арт-терапии.

Арт-терапия обеспечивает положительный эффект благодаря «исцеляющим» возможностям собственно художественного творчества, которое дает возможность как выразить, так и вновь пережить внутренние конфликты. Являясь смычкой между миром реальности и миром фантазии, творчество включает в себя элементы и того, и другого. Оно позволяет создать своеобразный синтез, который ни взрослый, ни ребёнок не смогут создать с отсутствием художест-

70

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

венных средств. Нередко чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств выражения, так как непосредственное их выражение будет слишком болезненным.

Другим фактором терапевтического воздействия являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Помимо важности самой изобразительной деятельности необходимо учитывать, что организация поведения ребёнка и его работы с терапевтом способствуют структурированию его психического опыта. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме, то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты. Поэтому в ходе арт-терапевтических занятий у ребёнка формируются навыки психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.

Интерпретация и вербальная обратная связь являются не менее важным фактором терапии. Помимо диагностического и исцеляющего, занятие арт-терапией несет в себе обучающий эффект. Например, переводя собственный внутренний опыт в творчество, ребенок часто становится способным описать его. Выражая содержание своего внутреннего мира, он постепенно движется к его осознанию. В ситуации, когда рисунок воплощает чувство, а ребёнок активно взаимодействует с образом, «становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка» [4. С. 67]. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля» и «непосредственного участника» изобразительной деятельности и осуществлять осознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.

Какие же проблемы личности ребенка решаются с помощью арт-терапии?

Одна из важных проблем, с которой мы сталкиваемся при работе с детьми, долго воспитывавшимися в детском доме, - неразвитость воображения и творческого мышления, в основе которой лежит боязнь свободно проявлять себя. С этим связано отсутствие способности играть у воспитанников детских домов,

объясняющееся не столько ограниченностью их социального опыта с игровыми навыками и умениями, сколько отсутствием не детерминированного внешне, свободного поведения, имеющего признаки игры. Через игру ребёнок познаёт мир, человеческие отношения, в игре развивается его фантазия, творческие способности, воображение, воля. Подобное поведение «для себя», доставляющее бескорыстное удовольствие, не претендует ни на какую внешнюю оценку.

Отсутствие личного времени, которым мог бы распоряжаться ребёнок по своему усмотрению, ограниченное общение детей со взрослыми, не оставляют молодому человеку реального шанса обрести самостоятельность: контроль, жёсткий режим дня, указания взрослого становятся препонами на пути развития творческой активности, лишают детей самостоятельного планирования, осуществления и контролирования своего поведения. Более того, формирует у ребенка привычку к поэтапному выполнению чужих указаний. А между тем наличие творческого мышления и воображения является необходимым условием в самореализации и успешной адаптации личности в социуме, постепенного выстраивания позитивной «Я-концепции». Поэтому, чем выше у ребенка уровень развития его творческих способностей, «тем более свободным он становится, и формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей среды и самого себя» [2. С. 42].

Другая проблема - отношения ребёнка, длительное время находившего в детском доме, со взрослым. Практически все дети-сироты перенесли травму разрыва с родителями, людьми, которых они любили и к которым, несмотря ни на что, были привязаны. Обычно и в их контактах с работниками детского дома нет стабильности, не устанавливается столь необходимая для развития значимая привязанность. Психологические исследования свидетельствуют о том, что нарушения общения, первоначально возникающие в диаде ребёнок - значимый взрослый, затем распространяются и на другие формы общения со взрослыми и сверстниками. В общении воспитании-

Психолого-педагогические науки •••

ков детского дома со взрослыми выделяются следующие моменты: с одной стороны актуальность данной потребности, неудовлетворённость в потребности принятия со стороны взрослого, с другой - примитивность, неадекватность и неразвитость форм общения со взрослым. Неудовлетворённость потребности общения проявляется в высокой исполнительности, безусловной, непосредственной зависимости ребёнка от взрослого, гипертрофированной сензитивности ко всякому обращению взрослого, желании обратить на себя его внимание, заслужить похвалу, что особенно актуально для дошкольников. Вместе с этим не-сформированность навыков общения прорывается агрессивностью, стремлением обвинить окружающих, неумением и нежеланием признать свою вину, т.е. доминированием защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, неспособностью конструктивно решить конфликт.

Весомой проблемой является зависимость ребёнка, воспитываемого в детском доме, от взрослого. В дошкольном возрасте она обнаруживается, как неспособность ребёнка выполнить даже несложное задание без пошагового контроля учителя или воспитателя, в доминировании желания отвечать требованиям взрослого, его социальным ожиданиям. В подростковом возрасте такая зависимость сказывается на процессе становления «Я», самосознания и самооценки. Несмотря на это, обычно воспитатели и учителя не только не борются с этой эмоциональной зависимостью детей, но и максимально используют её в процессе обучения и воспитания. Сознательно или нет, «взрослые стремятся культивировать такую зависимость, рассматривая её как проявление любви, несмотря на то, что подобная невротическая зависимость опасна для ребёнка» [5. С. 62].

Неразвитость способности к рефлексии, неумение осознавать себя, своих чувств, эмоций, переживаний и, как следствие, отсутствие эмпатии и интереса к другим людям, способности откликаться на переживания другого человека, понимать его эмоциональное состояние и чувства - следующий важный вопрос в отношении детей-сирот. В дальнейшем это приводит индивида, и без того имеющего сложности в общении, к неумению выстроить дружеские, интимные

71

отношения с человеком противоположного пола, большим трудностям в создании семьи, одиночеству, нереализованности себя как члена социума.

Еще одна рассматриваемая нами проблема - проблема формирования «Я-концепции», самооценки ребёнка. «Я-концепция» формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни; особенно важную роль в её формировании играют детско-родительские отношения. В подростковом возрасте «Я-концепция» влияет на интерпретацию жизненного опыта, на те цели, которые «человек ставит перед собой, на систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценку достижений, то есть на становление, развитие личности, деятельность и поведение» [3. С. 18]. Для развития личности человека, формирования его «Я-концепции» важнейшее значение имеет то, как к нему относятся окружающие, каким его видят, как оценивают. Любой человек очень рано начинает ощущать, переживать, а впоследствии осознавать эти оценки и взгляды. Исследования показали, что у детей, воспитывающихся вне семьи, неразвита способность выстроить «образ я», дифференцировать собственный взгляд на себя и то впечатление, которое они создают у других. С раннего детства, ребёнок, растущий вне семьи, лишён любви, поэтому для него характерно одномерное, простое, нерасчленённое отношение к себе, которое часто сводится к негативной оценке, поскольку такова чаще всего оценка воспитателей. А между тем результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что одна из важнейших базовых потребностей человека - это любовь к себе. Люди с высоким уровнем самоуважения и высокой самооценкой, характеризуются, как правило, хорошей обучаемостью и более высокими достижениями во всех видах деятельности. Психотерапевтическая практика показывает, что в работе с неуспевающими детьми недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях, необходимо специально работать с самооценкой ребенка, чтобы получить положительные результаты.

Ещё одной проблемой, актуальной в работе с детьми-сиротами, является проблема выстраивания временной перспективы, то есть работа с прошлым и будущим ребёнка. Психологические исследования подтверждают, что «воспитанники

72

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

детских домов имеют суженную, ограниченную самым ближайшим будущим временную перспективу, демонстрируют тенденцию жить сегодняшнем днём, не заботясь о завтрашнем или даже вообще игнорируя движение времени» [4. С. 47]. Психологи объясняют это отсутствием чётких представлений о своём прошлом.

Значение субъективного прошлого в развитии личности человека, становлении его идентичности часто недооценивается. Воспитатели, приёмные родители, зная, каким тяжёлым было прошлое их воспитанников, из самых лучших побуждений стараются о нём не вспоминать, всеми силами отвлекать ребёнка от воспоминаний о нём, подчеркнуть, что его жизнь начинается «с чистого листа». Этого, однако, ни в коем случае нельзя делать, потому что вытесненное, неосмысленное, забытое, прошлое, по сути, никуда не уходит, оставаясь враждебным, чуждым, раздирающим личность на части. Идентичность как целостность, непрерывность во времени на этом пути недостижима. Из этого следует, что каким бы безрадостным и тяжёлым ни было прошлое ребёнка, помнить его он должен. Взрослые же обязаны заботиться и помогать ребёнку восстановить эти воспоминания, переработать их и включить в целостный субъективный опыт.

Таким образом, при работе с детьми-сиротами для решения их психологических проблем необходимо использовать творческие методы социальной работы, например, такие как музыкотерапию, сказкотерапию, танцетерапию, которые входят в одно направление - арт-терапию. Арт-терапия является относительно молодым методом психокоррек-

ции, появившимся в результате объединения опыта передовых врачей, психиатров, художников и артпедагогов, искусствоведов и психоаналитиков. Долгое время арт-терапия развивалась только в рамках медицинской модели, позже образовалось так называемое социальное направление, затем постепенно выделилась и обособилась педагогическая модель арт-терапии. На первый план вышли задачи развития, воспитания и социализации личности. В научно-педагогической интерпретации словосочетание «арт-терапия» обычно понимается как забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии личности посредством художественной деятельности. Основная цель арт-терапии в социальной работе с деть-ми-сиротами состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самопознания и самовыражения. Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, по своей природе эта методика радикальна, позволяющая раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки. Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Примечания

1. Арт-терапия / Ред.-сост. А. И. Копытин. СПБ., 2001. 2. Галин А. Л. Личность и творчество:

психологические этюды. Новосибирск, 1989. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Волшебный

источник творчества: сказкотерапия // ВПКР. 1997. № 3. 4. Киселева М. В. Арт-терапия в

работе с детьми. СПб. : Речь, 2008. 5. Никитин В. Н. Этико-культурологические аспекты

телесноориентированной арт-психотерапии в работе с детьми и подростками. М. : Вита-пресс, 1996. 6. Шахманова А. Ш. Сиротство, как социально-историческое явление // Вестник

Томского государственного педагогического университета. 2012. № 6 (121). 7. Явбатырова

Б. Г. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в учреждениях интернатного типа // Педагогика. 2007. № 5.

Notes

1. Art-therapy / Ed. by A. I. Kopytin. SPB., 2001. 2. Galin A. L. Personality and creativity:

psychological studies. Novosibirsk, 1989. 3. Zinkevich-Evstigneeva T. D. Magical source of

creativity: skazkoterapiya // ITCR. 1997. # 3. 4. Kiseleva M. V. Art therapy in work with children. SPb. : Rech, 2008. 5. Nikitin V. N. Ethical-cultural aspects of externally oriented art psychotherapy

Психолого-педагогические науки

• ••

73

with children and adolescents. M. : Vita-press, 1996. 6. Shahmanova A. Sh. Orphanhood as a sociohistorical phenomenon// Herald of Tomsk State Pedagogical University. 2012. # 6 (121). 7. Yavbatyrova B. G. Socio-pedagogical adaptation of orphans in institutions // Pedagogy. 2007. # 5. Primechanija

1. Art-terapija / Red.-sost. A. I. Kopytin. SPB., 2001. 2. Galin A. L. Lichnost' i tvorchestvo:

psihologicheskie jetjudy. Novosibirsk, 1989. 3. Zinkevich-Evstigneeva T. D. Volshebnyj istochnik

tvorchestva: skazkoterapija // VPKR. 1997. № 3. 4. Kiseleva M. V. Art-terapija v rabote s det'mi. SPb. : Rech, 2008. 5. Nikitin V. N. Jetiko-kul'turologicheskie aspekty telesnoorientirovannoj art-

psihoterapii v rabote s det'mi i podrostkami. M. : Vita-press, 1996. 6. Shahmanova A. Sh. Sirotstvo, kak social'no-istoricheskoe javlenie // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 6 (121). 7. Javbatyrova B. G. Social'no-pedagogicheskaja adaptacija detej-

sirot v uchrezhdenijah internatnogo tipa // Pedagogika. 2007. № 5.

Статья поступила в редакцию 18.10.2013 г.

УДК 511

ФОРМИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

© 2013 Нохова Х. М., Рабаданов Р. Р.* МБОУ лицей № 39, г. Махачкала *Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается вопрос формирования некоторых универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач с использованием знаково-символических схем для нахождения правильного способа решения. Схемы, приведенные в работе, позволяют сформировать некоторые виды универсальных учебных действий, и предложена группа задач на пропорциональное деление для самостоятельной работы.

The article deals with the formation of some universal learning activities in teaching word problems using symbolic schemes for finding the right way to solve.The author of the article shows the diagrams which allow to form some types of universal educational activities and proposes a group of tasks on proportional division for independent work.

V stat’e rassmatrivaetsja vopros formirovanija nekotoryh universal’nyh uchebnyh dejstvij pri obuchenii resheniju tekstovyh zadach s ispol’zovaniem znakovo-simvolicheskih shem dlja na-hozhdenija pravil’nogo sposoba reshenija.. Shemy, privedennye v rabote, pozvoljajut sformirovat’ ne-kotorye vidy universal’nyh uchebnyh dejstvij, i predlozhena gruppa zadach na proportional’noe delenie dlja samostojatel’noj raboty.

Ключевые слова: текстовая задача, универсальные учебные действия, работа с информацией, знаково-символические схемы.

Keywords: text task, universal learning activities, work with information, semiotic-symbolic scheme.

Kljuchevye slova: tekstovaja zadacha, universal’nye uchebnye dejstvija, rabota s informaciej, znakovo-simvolicheskie shemy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.