Научная статья на тему 'Педагогическое руководство формированием позитивной «Я-концепции» младшего школьника в условиях современной социальной ситуации развития ребёнка'

Педагогическое руководство формированием позитивной «Я-концепции» младшего школьника в условиях современной социальной ситуации развития ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОЗИТИВНАЯ "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / CULTURAL AND HISTORIC ENVIRONMENT / COMPETENCE APPROACH / SCHOOLCHILD / EDUCATIONAL PROCESS / CREATIVE SELF-ACTUALIZATION / POSITIVE SELF-CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гангнус Наталия Андреевна

Автор статьи обосновывает необходимость поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в аспекте новой социальной ситуации развития и изменений культурно-исторической среды, сказывающихся на становлении личности современного ребёнка.© В статье рассматриваются педагогические условия формирования позитивной «Я-концепции» младшего школьника, являющейся существенным результатом обучения и воспитания и выступающей важнейшим условием становления свободной личности, творчески реализующей себя в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the paper justifies the need for new approaches to the educational process management in the new social environment, characterized by changes in cultural and historic surroundings that predetermine the child’s personality formation. The paper studies conditions of pedagogical support to the child’s positive Self-concept formation at the elementary school age. It considers the process mainly to be the result of upbringing and training and simultaneously the basis of socialization and free and creative self-actualization.

Текст научной работы на тему «Педагогическое руководство формированием позитивной «Я-концепции» младшего школьника в условиях современной социальной ситуации развития ребёнка»

УДК 37.03:372.4

Гангнус Наталия Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ ПОЗИТИВНОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Natalia A. Gangnus

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia,

e-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL SUPPORT TO THE CHILD'S POSITIVE SELF-CONCEPT FORMATION AT THE ELEMENTARY SCHOOL AGE IN THE PRESENT-DAY SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация. Автор статьи обосновывает необходимость поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в аспекте новой социальной ситуации развития и изменений культурно-исторической среды, сказывающихся на становлении личности современного ребёнка.

В статье рассматриваются педагогические условия формирования позитивной «Я-концепции» младшего школьника, являющейся существенным результатом обучения и воспитания и выступающей важнейшим условием становления свободной личности, творчески реализующей себя в жизни.

Ключевые слова: социальная ситуация развития; культурно-историческая среда; компетентностный подход; младший школьник; учебно-воспитательный процесс; творческая самореализация; позитивная «Я-концепция».

Abstract: The author of the paper justifies the need for new approaches to the educational process management in the new social environment, characterized by changes in cultural and historic surroundings that predetermine the child's personality formation. The paper studies conditions of pedagogical support to the child's positive Self-concept formation at the elementary school age. It considers the process mainly to be the result of upbringing and training and simultaneously the basis of socialization and free and creative self-actualization.

© Гангнус Н.А., 2014

Key words: social situation of development; cultural and historic environment; competence approach; schoolchild; educational process; creative self-actualization; positive Self-concept.

В условиях современного российского общества, наполненного противоречиями, актуальным для любого человека становится овладение комплексом компетентностей (социокультурной, коммуникативной, интеллектуальной, управленческой), а также рядом качеств, необходимых в новых условиях открытого общества (ответственностью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, способностью к рефлексии).

Современные тенденции в развитии образования обусловливают поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса с целью формирования положительной самооценки учащихся, которая является одним из существенных результатов обучения и воспитания и важнейшим условием становления свободной личности, творчески реализующей себя в жизни.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения учащийся к моменту окончания начальной ступени систематического обучения должен не только овладеть комплексом универсальных учебных действий, но и уметь проявлять инициативу и самостоятельность в принятии решений, быть готовым к выбору.

При этом мир и ситуация развития и функционирования самого человека принципиально изменились. С одной стороны, у современного человека отмечается рост самосознания, самоопределения, критического мышления, а с другой - прослеживается его неуверенность, напряженность, тревожность. «Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обусловливая, в частности, пассивность и безразличие людей» [8, с. 13]. Помимо этого отчётливо наблюдается целый ряд тенденций: ориентация детей на потребительское отношение к жизни и представления, навязываемые интернет-пространством и телевидением; проблемы в отношениях с родителями и вытекающее отсюда сложное поведение детей; нарастающий диктат учебного материала с упором на достижение высоких показателей любой ценой и нежелание учиться и взрослеть.

Современный ребёнок растёт в ситуации разорванных связей. Уже с дошкольного и младшего школьного возраста он находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, ломано вписывающейся в его жизнь, в процесс его развития. Современный ребёнок - это типичный представитель так называемого «поколения Y (игрек)».

Исследования по проблеме влияния информационно-образовательного пространства на развитие личности [2, с. 35] показывают, что при неконтролируемом нахождении в Сети происходят изменения в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.

102

Здесь перед педагогами и психологами встаёт проблема поиска путей и форм использования Интернета и телевидения в образовании, формирования культуры отношения к ним.

Это особенно важно в современных условиях ещё и потому, что родители, как правило, занимают либо отстранённую позицию, либо серьёзные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребёнка, а школа при этом «забывает», что у ребёнка всё же есть родители и своя семейная история.

В этом плане процессы, которые мы называем воспитанием или обучением, осуществляются путём «нарушения» воспитателем и учителем равновесия системы «ребёнок». Каким бы «отточенным» ни было то или иное воспитательное или учебное мероприятие, невозможно предугадать, как это «нарушение» подействует на ребёнка, впишется ли оно в происходящий в нём в данный момент внутренний процесс и сможет быть принято или же оно вызовет страх и побудит ребёнка «закрыться».

В связи с этим закономерно возрастает количество детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении.

По данным исследований, у 25 % младших школьников слабо сформирована социальная компетентность, проявляющаяся в беспомощности в отношениях со сверстниками, неспособности разрешать конфликты. В итоге, как отмечает Д.И. Фельдштейн, современные дети не хотят взрослеть [8, с. 15], так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых.

В связи с этим основным содержанием модернизации системы образования должно стать конструирование особого типа образовательного процесса, направленного на моделирование в нем творческих ситуаций, на поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения, мобилизующих возможности ребёнка как субъекта отношений с миром, ставящих его в ответственную позицию.

В реальной практике образования реализация обозначенных тенденций затруднена в связи с сохраняющимся её формализмом и ориентацией большей части педагогов на результат действия в ущерб его ориентировочной основе.

Главной причиной такого положения, с точки зрения многих исследователей (О.А. Матвеева [5], Л.Г. Петерсон, Г.А. Цукерман и др.), является противоречие между преимущественной ориентацией педагогов на конечный результат обучения, интеллектуальное развитие учащегося и недостаточностью внимания к его эмоциональному развитию, обусловленное существованием когнитивной и гуманистической парадигм.

Данное противоречие обусловливает существенные ограничения в становлении личности учащегося вследствие нарушения баланса между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием.

Нам представляется продуктивной интеграция индивидуально -личностных и социальных нормативов в организации учебно-познавательной деятельности младшего школьника, ибо, как отмечал Д. Дьюи, «ужасно обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя».

Разрешение данного противоречия, на наш взгляд, возможно в рамках компетентностного подхода (А.А. Бодалев, Г.Б. Голуб, А.Н. Дахин, И.Я. Зимняя, О.Е. Лебедев, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), направленного на полноценное развитие личности, выдвигающего на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы [10]. В этом плане весьма актуальны слова А. Нейла: «Творческие люди изучают то, что хотят знать, чтобы обрести орудия, которых требуют их индивидуальность и талант. Нам никогда не узнать, сколько творчества убивается в школьных классах из-за того, что школа придаёт такое значение учёбе» [6, с. 356].

Важным результатом образовательной деятельности в рамках компетентностного подхода становится формирование ключевых компетенций: предметной (или интеллектуальной), коммуникативной, социокультурной, управленческой и востребованных сегодня личностных качеств: инициативности, мобильности, уверенности, креативности, саморегуляции.

Оптимальным механизмом становления этих качеств, на наш взгляд, является создание в образовательном процессе педагогических условий формирования у младших школьников позитивной «Я-концепции».

Позитивная «Я-концепция» младшего школьника - сложное личностное образование, характеризующееся развитой системой представлений о себе, адекватной самооценкой, наличием чувства компетентности в учебно-познавательной деятельности [3], в совокупности обусловливающих развитие значимых личностных качеств.

С момента своего зарождения «Я-концепция» сама становится активным фактором, определяющим развитие личности, способствуя достижению её внутренней согласованности.

По мнению многих исследователей (Р. Бернс, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), сенситивным в формировании позитивной «Я-концепции» является младший школьный возраст - у ребёнка появляется ориентировка в переживаниях, осмысление внешнего и внутреннего мира, развивается обобщённое отношение к себе [1].

Формирование позитивной «Я-концепции» происходит в различных видах деятельности, прежде всего в значимой для младшего школьника учебно-познавательной деятельности. Мы твёрдо убеждены в том, что организация педагогического процесса на начальном этапе обучения должна быть направлена именно на формирование позитивных представлений о себе у детей, а не на достижение высоких учебных показателей любой ценой. Позитивные представления о себе у ребёнка, его вера в собственные силы выступят тем фундаментом, с которым ребёнок пойдёт дальше по жизни.

Это очень важно учитывать именно в нынешних российских условиях, ибо, по данным исследований, сегодня отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей: настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами [8].

В этом плане руководство процессом формирования у младших школьников позитивной «Я-концепции» подразумевает соблюдение

104

совокупности педагогических условий: организацию педагогического взаимодействия с учащимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи»; актуализацию и развитие рефлексивных навыков; педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка; создание ситуаций успеха.

Реализация первого условия предполагает: отношение к ребёнку как к самоценной личности, уважение и принятие любых его индивидуально-творческих проявлений; демонстрацию учителем по отношению к учащимся эмпатии; побуждение младшего школьника к анализу собственных переживаний; создание ситуаций выбора.

Помимо этого, важно видеть в каждом ребёнке представителя своей семьи с её законами, собственной историей и динамикой. Детям легче справляться с неуверенностью, возникающей в связи с появлением нового поля «школа» и учёбой самой по себе, если они чувствуют, что их признают со всем тем, с чем они приходят из дома. В этом случае школа не предлагает себя в качестве альтернативы жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает её. И то уважение, которое педагоги испытывают к ребёнку, является тогда ничем иным, как уважением к его родной семье, что подразумевает в том числе и уважение к судьбе этой семьи, вне зависимости от того, способствует ли она, на наш взгляд, развитию ребёнка, стимулирует ли она его готовность учиться или же она их сдерживает. Мы не можем дать ребёнку ничего лучшего, чем признание его судьбы такой, как она есть [9, с. 17].

Главным содержанием следующего условия - актуализации и развития рефлексивных навыков учащихся — становится помощь в выборе каждому ребёнку индивидуальных форм, темпа и логики самоорганизации познавательной деятельности при ведущей роли в этом процессе самого учащегося. Важным является создание «ситуаций рефлексии» (В.В. Зеньковский), в которых требуется проявление личностных функций, когда необходимо и думать о себе, и дать оценку чему-либо. Основными характеристиками таких ситуаций являются: диалогичность, свобода творческой деятельности, соответствие решаемых учащимся задач аспектам его жизнедеятельности.

Следующее важное условие - педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка.

В процессе оценивания учебно-познавательной деятельности младшего школьника разумна замена отметок развёрнутыми словесными оценками педагога, преобладание положительных оценок, предоставление ребёнку возможно большего количества равнодостойных выборов (аспекта оценивания, занятия, способа действия, взаимодействия). Важно, чтобы ребёнок совместно с учителем участвовал в производстве оценки, в выработке её критериев, в их применении к разным конкретным ситуациям [11].

Для реализации четвёртого условия - создания ситуации успеха -необходимо учитывать влияние основных факторов развития мотивации достижения успеха у младших школьников: стремление к успеху, надежду на успех, субъективно оцененную вероятность достижения успеха, наличие

субъективных эталонов оценки достижений [4]. В создании ситуации успеха важно обеспечить переживание каждым учащимся радости достижения, осознание своих возможностей, веру в себя, вследствие чего у него формируются устойчивое чувство удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Это возможно в рамках реализации сюжетно-игрового принципа построения урока.

Важно так выстроить урок, чтобы он способствовал развитию творческого потенциала учащихся [7]. Занятия организуются таким образом, чтобы дети сами нашли выход из обозначенной проблемы, всегда была возможность для импровизации. Здесь педагог является полноправным партнёром или «первым среди равных», реализуя принцип: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка».

Особое место в рамках такого построения урока занимает развитие воображения. При выполнении детьми соответствующих заданий, перед педагогом открывается возможность прочувствовать, чем живёт ребёнок, что его тревожит, каковы его взаимоотношения с окружающим миром. Ответы ребёнка принимаются и не критикуются. Это мир его мечтаний и откровений. Педагогу нужно уметь увидеть, готов ли ребёнок самостоятельно творить и вовремя уйти на второй план, дать возможность стать ребёнку смелее.

При этом очень важно помнить о движении, ибо организм, особенно растущий и развивающийся, «ставит» свои условия. Урок должен быть выстроен с учётом этой базовой потребности в движении, в перерывах, переходах к более спокойным состояниям сознания и смене видов деятельности. Использование движения на занятиях является не только непременным условием создания образно-игрового фона урока, но и благоприятнейшей средой для развития мышления, чувств, творческих способностей ребёнка, его раскрепощённости.

Ввиду непродолжительности внимания младших школьников, особенно в первых классах, конкретности мышления, во всех видах деятельности необходим элемент игры, использование самых разных дидактических пособий.

Важно не столько научить, сколько выявить способности, данные ребёнку природой, и помочь по возможности их развить.

Результатом такого построения урока являются многие позитивные моменты в развитии детей:

- снимаются скованность и зажатость;

- у детей развиваются факторы креативности - фантазия, оригинальность, спонтанность, чувствительность;

- дети начинают владеть своим телом - перевоплощаются в образ, предмет, ориентируются в пространстве;

- дети владеют своим голосом (изменение тембра, динамики, настроения);

и главное - каждый ребёнок получает моральное удовлетворение, ощущает собственную успешность, которые так необходимы для становления у него положительной самооценки. Перечисленные условия, реализуемые комплексно, определяют эффективность процесса формирования позитивной «Я-концепции», обусловливающей развитие значимых личностных качеств, необходимых для успешного включения в процесс освоения ключевых компетентностей, осознания ответственности за себя, других, за безопасность жизни на Земле, раскрытия сущностных сил ребёнка и его творческой самореализации.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 2010. - С. 374-390.

2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М., 2011. - 190 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. -М.: Гардарики, 2010. - 249 с.

4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность преподавателя: учеб. метод. пособие. - Изд. 2-е. - М., 2011. - 209 с.

5. Матвеева О.А. Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям школьного возраста. - М., 2010. - 69 с.

6. Нейл А. Саммерхилл. Воспитание свободой //Родителям: как быть ребёнком: хрестоматия / сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 2010. - С. 334-363.

7. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе: концепция и опыт реализации: моногр. -М.: Флинта: Наука, 2001. - 230 с.

8. Фелъдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития //Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 3. - С. 12-25.

9. Франке-Грикш М. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей. - М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2012. - 184 с.

10. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. - М., 2013. - 73 с.

11. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. - М.; Рига: Эксперимент, 1999. -133 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.