Научная статья на тему 'Технология целевого управления как инструмент управления качеством образования'

Технология целевого управления как инструмент управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малюгина О. В.

Под программно-целевым управлением мы понимаем: • ·метод управления, при котором руководитель разрабатывает: цель управления и ме • ханизмы ее реализации, сроки и состояние промежуточных значений процесса • метод, основным элементом содержания которого является представление о целях и • программ. Для лицея, как инновационного учебного заведения этот метод является одной из форм системного подхода к управлению. Управление всегда связано с постановкой некоторых общих целей и обеспечением их выполнения, именно потому программно-целевое управление, с одной стороны, не является чем-то абсолютно новым, с другой стороны - является большим шагом вперед, потому что позволяет рационально использовать ресурсы и достигать ожидаемого результата за определенный промежуток времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология целевого управления как инструмент управления качеством образования»

От того, как быстро мы сможем ответить на эти вопросы, зависит сохранение и благополучие этноса нашей страны.

О.В. Малюгина

ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Малюгина Ольга Владимировна, заместитель директора Лицея ИГУ

(г. Иркутск)

e-mail: larra58@mail.ru

Под программно-целевым управлением мы понимаем:

• метод управления, при котором руководитель разрабатывает: цель управления и механизмы ее реализации, сроки и состояние промежуточных значений процесса

• метод, основным элементом содержания которого является представление о целях и программ.

Для лицея, как инновационного учебного заведения этот метод является одной из форм системного подхода к управлению. Управление всегда связано с постановкой некоторых общих целей и обеспечением их выполнения, именно потому программно-целевое управление, с одной стороны, не является чем-то абсолютно новым, с другой стороны - является большим шагом вперед, потому что позволяет рационально использовать ресурсы и достигать ожидаемого результата за определенный промежуток времени.

Это представляется мне как восхождение на вершину профессиональной команды альпинистов, у которой четко определена цель, подготовлена команда, снаряжение, имеется маршрут. Возникающие при этом сложности решаются четко и оперативно, силы и средства распределяются грамотно, исходя из возникших потребностей (сложностей). Здесь нет суеты, здесь управляет здравый рассудок.

Ключевыми понятиями программно-целевого управления являются: программа, цель, программно-целевое планирование, дерево целей. При построении «дерева целей» мы придерживаемся следующих правил, сформулированных А.М. Моисеевым. Программно-целевой подход прослеживается в программе развития лицея ИГУ «Новое поколение 21 века». Сроки исполнения 2006 -2010 годы. Программа имеет целью выполнение социального заказа по формированию ключевых компетенций выпускников.

Для выполнения поставленных целей разработано несколько целевых программ:

1. «Создание системы по управлению качеством образования»;

2. «Обновление содержания воспитательной работы»;

3. «Развитие творческого потенциала одаренных детей»;

4. «Здоровье».

В качестве примера остановимся на программе «Создание системы по управлению качеством образования», целью которой является развитие всех структур и подсистем лицея, обеспечивающих высокий уровень качества образования. Определение и обеспечение реализации механизма управления качеством образования в учреждении повышенного уровня

• Ожидаемые результаты: качественное изменение основных субъектов образовательного процесса - личности обучающихся, педагогов, руководителей;

• совершенствование системы управления;

• обновление содержания образования;

• управление инновационными процессами.

Задачи:

• Разработка методологии и технологии системной диагностики качества образования с позиции комплексного подхода к анализу и оценке процессов развития;

• обеспечение защиты учащихся от некачественного образования;

• проведение мониторинга качества образования;

• создание многопрофильной психологической службы как условия повышения качества непрерывного образования;

• проведение социологических исследований образовательных потребностей родителей, ценностных ориентаций обучающихся;

• изменение структуры учебно-воспитательного процесса (сессии, защиты курсовых и дипломных работ, производственная практика);

• участие в международных исследованиях по программе «РКА», « Б1УЬС»

Для реализации целей, определенных программой 1 было разработано несколько подпрограмм, работающих на достижение главной цели:

• Обновление содержания образования;

• Информатизация образования;

• Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.

Целью подпрограммы 1.1. «Обновление содержания образования» являются: обеспечение нового качества образования, сохранение здоровья школьников, их социализацию, целостное развитие личности, включение в социально-полезную деятельность, адаптацию к новым условиям развития социокультурной среды лицея.

Ожидаемые результаты: сделать ведущим видом деятельности - исследовательский: учебно-профессиональное экспериментирование.

Некоторые частные задачи, поставленные в этой подпрограмме уже сегодня дают высокие результаты при внешней экспертизе:

• разработка нового учебного плана, позволяющего определить образовательную траекторию каждому лицеисту;

• обеспечить реализацию государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования;

• подготовить педагогические кадры нового поколения, способные обеспечить качество образования в условиях разработки и реализации нового учебного плана и программ;

• определить критерии и методики оценки уровня сформированное™ общеучебных навыков лицеистов.

Целью подпрограммы 1.2. «Информатизация образования» является: формирование единого информационного и образовательного пространства лицея; информационная ориентация содержания образования, обеспечивающая подготовку сознания учащихся для адекватного восприятия новых реалий информационного общества. Частные задачи, определенные этой подпрограммой позволяют повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, использовать передовые коммуникационные технологии для обеспечения такого уровня образования, который позволяет непрерывно самостоятельно повышать его качество.

Таким образом, рассмотренные целевые программы (подпрограммы) способствуют достижению ожидаемых результатов программы развития образовательного учреждения только разными средствами, а также, используя разные ресурсы.

Программа является одним из средств программно-целевого управления

Кроме программы средствами программно-целевого управления являются:

целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы (могут раскрываться по годам, в которые решаются частные показатели, продвигающие программу к достижению глобальных показателей); данные о ресурсах, необходимых для выполнения программы; оценка результативности и эффективности мероприятий.

Программа развития Лицея ИГУ отвечает таким критериям программно-целевого управ-

ления, как: полная ответственность каждого управленческого звена за достижение поставленной перед ним задачи; сбалансированность целей субординированных уровней управления; комплексность выполнения совокупности целей, относящихся к решению каждой поставленной задачи как по «вертикали», так и по «горизонтали»; минимизация дублирования функций и работ при организационном выделении подсистем управления проектами и продуктами

Для обеспечения выполнения программы развития в структуре управления существовали научно-методический совет и кафедры (в штатном расписании: заместитель по НМР, заведующие кафедрами). При переходе к реализации программы развития «Новое поколение 21 века». Предполагается организация таких структурных единиц, как профильные лаборатории, ресурсный центр ( включающий информационный, воспитательный, методический и др. центры). Предполагается, что возглавлять профильные лаборатории будут заведующие лабораториями. Методологическую основу профильной лаборатории сейчас разрабатывают заведующие МО, но профильные лаборатории могут стать межпредметными. Предполагается формирование ресурсных центров. Работой информационного центра будет руководить заместитель директора по ИКТ.

Таким образом, структура управления МОУ лицея ИГУ на данном этапе отвечает требованиям ПЦУ и позволяет продвигаться к намеченной генеральной цели.

Л.А. Осипенко

ВНЕШНЯЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Осипенко Лариса Анатольевна, доцент Института математики, экономики и информатики Иркутского государственного университета, заместитель директора Лицея ИГУ, кандидат физико-математических наук (г. Иркутск)

Очевидно, что все участники образовательного процесса выступают за качество образования. Но у каждой категории свое понятие качества. При традиционной технологии оценки качества учитель сам оценивает результаты своей работы, проводя контроль с помощью так называемых тестов достижений, ориентированных на то, чтобы выяснить какими знаниями и умениями обладает учащийся на настоящий момент. Вместе с тем в современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают необходима смена ориентации образования с человека обученного на человека обучаемого, имеющего профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться. Введение внешней экспертизы качества образования (в частности, проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ) - попытка измерять качество образования в соответствии с международными стандартами. В частности задания группы С ориентированы в большей степени на оценку способностей учащихся применить полученные знания на практике и продолжить обучение на последующей ступени и/или участвовать в производственной деятельности.

Такие тесты - тесты способностей - используются при оценке качества образования по Международной программе оценки знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.