ления, как: полная ответственность каждого управленческого звена за достижение поставленной перед ним задачи; сбалансированность целей субординированных уровней управления; комплексность выполнения совокупности целей, относящихся к решению каждой поставленной задачи как по «вертикали», так и по «горизонтали»; минимизация дублирования функций и работ при организационном выделении подсистем управления проектами и продуктами
Для обеспечения выполнения программы развития в структуре управления существовали научно-методический совет и кафедры (в штатном расписании: заместитель по НМР, заведующие кафедрами). При переходе к реализации программы развития «Новое поколение 21 века». Предполагается организация таких структурных единиц, как профильные лаборатории, ресурсный центр ( включающий информационный, воспитательный, методический и др. центры). Предполагается, что возглавлять профильные лаборатории будут заведующие лабораториями. Методологическую основу профильной лаборатории сейчас разрабатывают заведующие МО, но профильные лаборатории могут стать межпредметными. Предполагается формирование ресурсных центров. Работой информационного центра будет руководить заместитель директора по ИКТ.
Таким образом, структура управления МОУ лицея ИГУ на данном этапе отвечает требованиям ПЦУ и позволяет продвигаться к намеченной генеральной цели.
Л.А. Осипенко
ВНЕШНЯЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Осипенко Лариса Анатольевна, доцент Института математики, экономики и информатики Иркутского государственного университета, заместитель директора Лицея ИГУ, кандидат физико-математических наук (г. Иркутск)
Очевидно, что все участники образовательного процесса выступают за качество образования. Но у каждой категории свое понятие качества. При традиционной технологии оценки качества учитель сам оценивает результаты своей работы, проводя контроль с помощью так называемых тестов достижений, ориентированных на то, чтобы выяснить какими знаниями и умениями обладает учащийся на настоящий момент. Вместе с тем в современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают необходима смена ориентации образования с человека обученного на человека обучаемого, имеющего профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться. Введение внешней экспертизы качества образования (в частности, проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ) - попытка измерять качество образования в соответствии с международными стандартами. В частности задания группы С ориентированы в большей степени на оценку способностей учащихся применить полученные знания на практике и продолжить обучение на последующей ступени и/или участвовать в производственной деятельности.
Такие тесты - тесты способностей - используются при оценке качества образования по Международной программе оценки знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).
В соответствии с новыми требованиями в программе развития лицея «Поколение 21 века» сформулированы, в частности, следующие задачи лицейского образования:
-формирование у учащихся готовности к непрерывному образованию и включению в процессы общественного распределения труда.
- раскрытие и развитие природных задатков и дарований ученика, обеспечение условий для самоопределения и самосовершенствования личности на основе рефлексии и самопознания.
Работа по реализации программы лицея проводится в частности следующих направлениях:
1.Внедрение в учебный процессе современных образовательных технологий, направленных на активизацию роли обучаемого.
2.Включение в учебный план практически ориентированных и интегрированных курсов.
3.Создание сквозных разноуровневых программ.
4.Включение в индивидуальную образовательную программу учащихся 9-10 классов курсовой работы а в выпускном классе - дипломной работы.
Ориентация при обучении на развитие интеллектуальных способностей учащихся, использование в учебном процессе современных информационно-технических ресурсов позволяют добиваться высоких результатов как с точки зрения обученности учащихся (таблица 1), так и в развитии их способностей применять свои знания на практике. Так по результатам ЕГЭ 2006 года 18 из 134 , а по результатам 2007 года 11 из 138 учащихся лицея ИГУ получили на экзаменах более 90 баллов по 100 бальной системе.
Таблица 1. Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ учащихся МОУ Лицей ИГУ г. Иркутска в 2007 г.
Предмет Всего сдавали Успеваемость (%) Качество (%)
Английский язык 23 91,30 52,17
Биология 20 100 75
Г еография 28 100 89,29
История России 51 100 50,98
Литература 10 100 70
Математика 138 94,20 74,64
Немецкий язык 2 100 50
Обществознание 43 100 81,40
Русский язык 138 100 91,30
Физика 18 100 83,33
Химия 22 100 68,18