Научная статья на тему 'Проблемы повышения качества образования в современной школе'

Проблемы повышения качества образования в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Е. Ю.

Ориентация на качество образования - одна из наиболее важных и характерных задач современной парадигмы образования. На данном этапе развития российского образования остро стоит проблема оценки качества образования. Очень быстро изменяются требования к работникам на рынке труда со стороны работодателей, что требует от современной школы постоянно повышать конкурентоспособность своих выпускников, а значит повышать и качество образования. Рассмотрим подробнее значение этого термина. Под качеством образования, в целом, принято понимать соответствие некоторому стандарту, норме. При этом норма сама не является характеристикой абсолютной и фиксируемой для каждого индивида или образовательного учреждения в целом. Поэтому в педагогической литературе мера качества образования чаще рассматривается как соотношение качества и эффективности, то есть степени достижения цели при определенных затратах. М.М. Поташник под качеством образования понимает соотношение цели и результата, при условии, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. В свою очередь В.П. Панасюк понимает под качеством образования уже единство качества процесса (деятельности) и качества результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения качества образования в современной школе»

Е.Ю. Кузьмина

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Кузьмина Елена Юрьевна, доцент Института математики, экономики и информатики Иркутского государственного университета, директор Лицея ИГУ, кандидат физико-математических наук (г. Иркутск) e-mail: quz@irk.ru

Ориентация на качество образования - одна из наиболее важных и характерных задач современной парадигмы образования. На данном этапе развития российского образования остро стоит проблема оценки качества образования. Очень быстро изменяются требования к работникам на рынке труда со стороны работодателей, что требует от современной школы постоянно повышать конкурентоспособность своих выпускников, а значит повышать и качество образования. Рассмотрим подробнее значение этого термина. Под качеством образования, в целом, принято понимать соответствие некоторому стандарту, норме. При этом норма сама не является характеристикой абсолютной и фиксируемой для каждого индивида или образовательного учреждения в целом. Поэтому в педагогической литературе мера качества образования чаще рассматривается как соотношение качества и эффективности, то есть степени достижения цели при определенных затратах. М.М. Поташник под качеством образования понимает соотношение цели и результата, при условии, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. В свою очередь В.П. Панасюк понимает под качеством образования уже единство качества процесса (деятельности) и качества результата.

Очевидно, единого понимания российской педагогической общественностью такого сложного, многофункционального термина как качество образования нет, что уже само по себе является одной из проблем при попытке его повысить в процессе образования учащихся. Повышать будем что? Повышать будем как? Повышать будет кто? Оценивать эффективность этого повышения будем чем? Это четыре важнейших вопроса, ответы на которые помогут в разрешении некоторых проблем повышения качества образования. Говорить о повышении качества образования без четкого понимания всех его характеристик нельзя. Отметим только некоторые из них: объективные, такие как многоаспектность, многокритериальность, полихронность, и субъективные - инвариантность и вариативность. Соотношение этих характеристик при определении качества образования в каждой конкретной школе различно. Это и понятно, поскольку различны этнические, социальные, возрастные, территориальные и финансовые аспекты этих характеристик, причем по всем группам участников образовательного процесса.

Вот почему так важно определить некоторые государственные (территориальные, муниципальные) критерии качества образования, которые не будут сведены только к количественным характеристикам. Это обусловлено тем, что качество образования напрямую связано с другими качественными характеристиками образовательного процесса: качеством человека, качеством содержания образования, качеством образовательных технологий. На наш взгляд, с одной стороны, качество образования невозможно без качества воспитания школьников: они образуют единое целое. С другой стороны, обсуждая вопрос повышения качества образования, надо говорить и о качестве преподавания, исследования, управления, о «качестве» всех участников образовательного процесса. Проблему повышения качества образования школьника можно решать только комплексно, обеспечивая школу в полной мере материально-техническими, финансовыми и человеческими ресурсами, вводя ее в режим инновационного развития. Тогда ответы на поставленные вопросы могут быть разрешены.

От того, как быстро мы сможем ответить на эти вопросы, зависит сохранение и благополучие этноса нашей страны.

О.В. Малюгина ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Малюгина Ольга Владимировна, заместитель директора Лицея ИГУ

(г. Иркутск)

e-mail: larra58@mail.ru

Под программно-целевым управлением мы понимаем:

• метод управления, при котором руководитель разрабатывает: цель управления и механизмы ее реализации, сроки и состояние промежуточных значений процесса

• метод, основным элементом содержания которого является представление о целях и программ.

Для лицея, как инновационного учебного заведения этот метод является одной из форм системного подхода к управлению. Управление всегда связано с постановкой некоторых общих целей и обеспечением их выполнения, именно потому программно-целевое управление, с одной стороны, не является чем-то абсолютно новым, с другой стороны - является большим шагом вперед, потому что позволяет рационально использовать ресурсы и достигать ожидаемого результата за определенный промежуток времени.

Это представляется мне как восхождение на вершину профессиональной команды альпинистов, у которой четко определена цель, подготовлена команда, снаряжение, имеется маршрут. Возникающие при этом сложности решаются четко и оперативно, силы и средства распределяются грамотно, исходя из возникших потребностей (сложностей). Здесь нет суеты, здесь управляет здравый рассудок.

Ключевыми понятиями программно-целевого управления являются: программа, цель, программно-целевое планирование, дерево целей. При построении «дерева целей» мы придерживаемся следующих правил, сформулированных А.М. Моисеевым. Программно-целевой подход прослеживается в программе развития лицея ИГУ «Новое поколение 21 века». Сроки исполнения 2006 -2010 годы. Программа имеет целью выполнение социального заказа по формированию ключевых компетенций выпускников.

Для выполнения поставленных целей разработано несколько целевых программ:

1. «Создание системы по управлению качеством образования»;

2. «Обновление содержания воспитательной работы»;

3. «Развитие творческого потенциала одаренных детей»;

4. «Здоровье».

В качестве примера остановимся на программе «Создание системы по управлению качеством образования», целью которой является развитие всех структур и подсистем лицея, обеспечивающих высокий уровень качества образования. Определение и обеспечение реализации механизма управления качеством образования в учреждении повышенного уровня

• Ожидаемые результаты: качественное изменение основных субъектов образовательного процесса - личности обучающихся, педагогов, руководителей;

• совершенствование системы управления;

• обновление содержания образования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.