Научная статья на тему 'Управление качеством образования через уровневое методическое обеспечение образовательного процесса'

Управление качеством образования через уровневое методическое обеспечение образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования через уровневое методическое обеспечение образовательного процесса»

Теория инноватики

1. Для формирования высшего, системного анализа необходимо всестороннее аналитическое изучение предметов или явлений в определенном направлении, рассмотрение частей их в свойственной им определенной системе связей.

2. Для формирования высшего, системного синтеза необходимо осмысление учащимися характеристик элементов какого-либо материала или частичных данных в определенной системе, в определенном направлении.

3. Сравнение с целью изучения сходных и общих признаков или связей и отношений между предметами может применяться тогда, когда предметы в чем-то различны. И, наоборот, с целью изучения различий сравнение применяется в случаях, когда между предметами или явлениями есть нечто общее, есть какое-то сходство, так как сравнение совершенно различных предметов или явлений (символ и разрешение экрана, диаграмма и импорт файлов и т. п.) бесцельно, В учебной деятельности необходимо применять как простое сравнение, так и комплексное.

4. Для наилучшего протекания абстрагирующей мыслительной деятельности учащихся необходимо нейтрализовать и тем самым устранять или, по крайней мере, уменьшать воздействие несущественных признаков и отношений изучаемых предметов или явлений. Это облегчает абстракцию и обобщение существенных признаков и отношений, а вследствие этого возрастает и качество обобщенных теоретических знаний.

5. Для достижения уровня понятийно-образного научного обобщения необходимым является обобщение общих и существенных признаков предметов и явлений мира, связей и отношений, которые существуют между ними.

6. Полная конкретизация возможна только после высшего понятийно-образного обобщения.

7. Деятельность классификации должна состоять из следующих основных этапов.

1 этап. Школьники изучают отдельный объект, явление.

2 этап. В памяти школьников воспроизводится то родовое понятие, правило или закон, изученный ранее, к которому должен быть отнесен данный единичный объект или явление.

3 этап. Существенные, общие признаки и отношения единичного объекта соотносятся с такими же признаками и отношениями приведенного общего правила или закона.

4 этап. Соотнесение единичного и общего завершается закреплением в мышлении и речи школьников дедуктивного умозаключения и причинно-следственного обоснования, в результате чего данные единичные предметы или явления классифицируются.

8. Для развития операции систематизации необходимо, во-первых, учить школьников распределять совокупность каких-либо отдельных объектов на определенные группы или классы; во-вторых, тренировать учащихся в расположении учебного материала в каких-либо определенной системе.

9. Предметом обучения должны быть ориентировочная и контрольная часть действия, исполнительные

функции должны быть по возможности исключены из учебного процесса, потому что они формируют механические навыки, не обеспечивают понимания, не способствуют развитию мышления, умственных способностей.

10. В основу организации обучения умственным действиям должен быть положен третий тип учения, когда учащиеся самостоятельно, на основе данных им общих принципов, составляют ориентировочную основу действий.

11. Ориентировочная основа действий должна быть представлена в обобщенном виде, при этом деятельность учащихся должна быть ориентирована не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, и законы их взаимодействия.

12. В обучении должна использоваться система специальным образом подобранных практических задач, при этом процесс их решения должен разворачиваться согласно логике теории деятельности - должна рассматриваться вся технология решения задачи от постановки, через формализацию и моделирование к анализу конкретного результата,

13. Деятельностные, созидательные формы обучения, такие как метод проектов, метод эвристического «погружения», метод творческих работ представляются наиболее перспективными для построения методики изучения информационных технологий на основе теории деятельности.

Организация деятельности учащихся при изучении информационных технологий сучетом деятельностного подхода позволит формировать учебные действия в обобщенном виде с широким переносом на другие формы деятельности и будет способствовать отстранению от такого негативного момента существующих методик, как жесткая привязка к конкретному виду программного обеспечения.

Возможность и эффективность применения изложенного выше подхода к анализу учебной литературы будет проиллюстрирована в следующей статье на примере двух учебников информатики.

Литература

1. Бешенков, С.А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10-го класса [Текст] / С. А. Бешенков, Е.А. Ракитина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2004. - 432 с.

2. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1965.-51 с.

3. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] /П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - №1.- С. 24-27.

4. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2005.- 400 с.

5. Информатика: 7-8 класс [Текст] / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.

6. Информатика: 7-9 класс. Базовый курс. [Текст] / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с.

7. Подольский, А.И. Вступление к первому изданию [Текст] / А.И. Подольский // Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: КДУ, 2005. - С. 3-21.

X УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УРОВНЕВОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Реализация национального проекта «Образование», по словам Министра образования и науки РФ А.А, Фурсенко, призвана стать катализатором долгосрочных системных и институциональных изменений по основным направлениям развития образования. В области образования национальный проект предусматривает инициирование инновационной активности по решению стратегических задач модернизации отечественной системы образования, по реализации системной реформы образования, объединяющей достижения российской, советской и западноевропейской педагогической науки.

Задача образования и воспитания в настоящее время видится в том, чтобы содействовать развитию человека как личности: психически, физиологически и нравственно здоровой, способной к постоянному самосовершенствованию, обладающей высоким культурным уровнем, активно действующей на общую пользу в рамках национальной и мировой культуры. Очевидной становится потребность в переосмыслении статуса педагога как личности и профессионала, способного к созданию образовательного пространства как пространства высокой культуры.

Инновационное становление лицея в свете современных требований образовательной политики России повлекло за собой принятие управленческих решений, направленных на качественные преобразования образовательного процесса.

Это нашло отражение в проектировании в лицее обновленной управленческой и педагогической систем и подсистем образовательного пространства, направленных на формирование современного выпускника и педагога. Средствами такого обновления явились: разработка долгосрочной программы развития лицея, ряда целевых программ, создание современной нормативной базы и т.д.

Наибольшим тормозом в силу своей консервативности и малой эффективности в современных условиях стало традиционное методическое обеспечение образовательного процесса. В лицее начался поиск новых механизмов методической работы.

Найманова Л.И. - директор Никулина Т.Б., Денисова Н.П., Володина Н.Я., Мельникова Ж.С., Попкович М.Ю. - заместители директора Алисова Р.А., Старовойтов А.Г., Шалина И.В., Шерехова Т.А.- руководители центров Копылова Л.П. - руководитель ФЭП Шипачёва А.Д. - научный консультант, к.п.н., лицей № 36 ОАО «Российские железные дороги»

г. Иркутск

Методологической основой построения концепции решения данной проблемы послужила теория деятельности, согласно которой методическая работа занимает свою особую нишу между научными изысканиями в области маркетингового поиска и образовательного менеджмента и реальной практикой работы педагога, управленца.

В результате понимания особой роли методической работы в процессе реформирования образования родилась идея создания модели уровневого методического обеспечения образовательного процесса, в основе которой лежит личность педагога, социальное партнерство, содружество единомышленников. Именно моделирование методической работы позволило наладить стабильное функционирование лицея в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений.

В процессе развития лицея модель уровне вой методической работы претерпевала некоторые изменения и совершенствовалась; в итоге она привела к развитию лицея на основе изменения стереотипов деятельности и мышления всех участников образовательного процесса.

Созданная система получила одобрение на ее презентации на Всероссийском образовательном форуме-

2005, отмечена диплом на II городском образовательном форуме «Образование Иркутска 2007», удостоена «Малой золотой медали Сибирской Ярмарки» конкурса «УЧСИБ - 2008» на Международном образовательном форуме в г. Новосибирске; награждена дипломом лауреата Национальной премии «Элита Российского образования» Конкурса инноваций-2008 по теме: «Качественное образование - будущее нации».

В результате разработки и применения модели уровневой методической работы в лицее создаются условия для формирования педагога нового типа, способного решать современные задачи по преобразованию лицея, личностному профессиональному росту и развитию компетенций учащихся.

Этапы подготовки лицея к инновационным преобразованиям

Подготовка лицея к инновационным преобразованиям основывалась на изучении нами истории педагогики, а вернее - генезиса инноваций.

Считается, что инновации в области педагогики возникли в середине девятнадцатого века в Англии. Однако, известны и более ранние примеры педагогических нововведений: школа Сократа, «Дом радости» эпохи Возрождения Витторино да Фельшре, научные идеи К. Д.Уши некого, Л.Н. Толстого. Широкое распространение инновационные процессы в образовании России получили с середины 80-х годов прошлого столетия, Тогда же была сформулирована суть этого процесса - создание принципиально новых образцов педагогической деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень.

В связи с объявленной в России модернизацией образования в 90-х годах XX столетия в лицее возникла необходимость перехода на инновационный путь развития. Социальная обусловленность и педагогическая целесообразность - основные причины инноваций в лицее.

Чтобы избежать лжеинноваций, нами решались важнейшие управленческие задачи - подготовка педагогического коллектива, тщательное отслеживание, системный анализ, оценка нововведений, В управленческий арсенал вошли новые функции: организация исследовательской деятельности учащихся и педагогов, научная экспертиза, научное консультирование, системный подход к проектной деятельности, создание в лицее атмосферы интереса к нововведениям, признание обмена мнениями.

Было выявлено, что при реализации этого проекта возможно возникновение следующих рисков:

- из-за инертности и консервативности взглядов, не все педагоги смогут принять данную инновацию;

- не исключена вероятность того, что часть педагогов может остановиться в своем развитии только на первых двух уровнях.

Именно поэтому нынешние задачи управления лицеем заключаются в раскрытии педагогам сути новой образовательной идеологии (инновационной по своим целям, способам их достижения), создании условий для массового творчества, чтобы отдельные зоны прорыва перерастали в целостное инновационное пространство с новыми технологиями, средствами, типами педагогической деятельности.

На первом (подготовительном) этапе (2001

- 2003 уч. год) проводился маркетинг и научный менеджмент образовательных учреждений сибирского региона на Всероссийских образовательных форумах в г. Москва, Новосибирск, по Интернету с инновационными общеобразовательными учреждениями Москвы, Петербурга, Ижевска и др. Стало понятно, что педагогические инновации - один из самых сложных и необходимых сегодня видов творчества.

На помощь инновационным преобразованиям в лицее пришла концепция психологической поддержки К. Роджерса по снятию ненужных преград, препятствий на пути коллективного и индивидуального творческого поиска, по созданию условий для распространения новых идей и подходов. В это время была разработана концепция уровневой модели методического процесса, определено содержание уровневой методической работы.

Второй этап (2003- 2004 уч. год) - процессуальносодержательный. В этот период реализуются основные концептуальные положения, для этого в лицее прошло обучение педагогического коллектива методологии исследовательской деятельности в рамках круглых столов, семинаров, мастер-классов, на курсах ИПКРО и АПКП ПРО, где ряд педагогов получили дипломы и удостоверения педагогов-исспедователей. Большинство имеют сертификаты по исследовательской деятельности.

Нами разработана схема анализа творческих находок учителей лицея, включающая:

- сущность инновации (новая идея, новый подход в обучении, новое информационное обеспечение, новая логика, новые приемы, методики и т.д.);

- научную аргументированность;

- образовательные и воспитательные возможности и сферу применения инноваций;

- эффективность (чему и как она служит, какие результаты дает, как применяется), обучаемость, воспитанность и т.д.;

- стабильность результатов инновации;

- возможность массового использования.

Алгоритм самооценки учителя-инноватора:

- Какая новая идея заложена в инновации?

- Если идея известна, в чем заключается новая технология?

- Если идея и технология принципиально не новы, то какие новые дидактические наглядные пособия разрабатываются?

- В каких аспектах инновация влияет на формирование творческого потенциала лицеиста, что в нем развивает и что воспитывает?

- Может ли авторская находка использоваться другими учителями?

- Что должен знать и уметь учитель, воспроизводящий авторскую разработку?

- В каком направлении необходимо совершенствовать инновацию?

В этот период формируется структура организации системы научно-методической работы. Созданы методические центры, разработана их нормативная база.

Третий этап (2005-2007 уч. год) - аналитикокоррекционный включил разработку и внедрение оригинальных авторских методик обучения и воспитания, поиск путей информационного и методического обеспечения педагогического творчества.

Нами разработаны схема-программа управленческого анализа инноваций и действий по их развитию, а также памятка педагогу-исследователю «Этапы научной деятельности педагогов» (приложения 1, 2).

Четвертый этап (2007-2008 уч.г.) - обобщающий. Подведение итогов проводимых исследований, создание модели педагога-исследователя, оформление отчетности. Распространение опыта.

В полной мере внедрена и работает уровневая модель методического обеспечения образовательного процесса. Инновационная модель была представлена на международном образовательном форуме «УЧСИБ- 2008» в Новосибирске и отмечена золотой медалью Сибирской Ярмарки.

Готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности -основа развития лицея

Как показано выше, в настоящее время все большее значение в жизни педагогов и управленцев приобретают инновационные, поисковые и экспериментальные процессы. Ими создаются (или внедряются) педагогические разработки, направленные на создание новой практики образования. Поиски ведутся в области отбора и структурирования нового содержания образования, разработки и адаптации новых образовательных технологий развивающего типа, форм и методов преподавания, построения моделей управления, проектов и программ развития общеобразовательного учреждения, концепций и стратегии развития образования и т.д.

В связи с этим возникает проблема профессионального овладения педагогами основами экспериментальной деятельности, отличиями эксперимента от инновации и т.д. Без ясного осознания того, что стоит за инновацией, экспериментом, какова их цель, результат, критерии оценки, структура программы, правовая основа и др. невозможна инновационная, экспериментальная деятельность педагога и управленца.

Основная задача управленцев общеобразовательного учреждения - создать условия для овладения методологией научной (инновационной) деятельности на принципах доброжелательности, согласованности, взаиморазвития, саморазвития, самоопределения, личного примера.

Исходя из этого, в лицее сформировалось педагогическое пространство, где:

1. Позицию педагога в повышении своей квалификации определяет отказ от жесткого авторитаризма, принуждения, поиск педагогических технологий гуманистической здоровьесохраняющей направленности.

2. Дифференциация и индивидуализация обучения на основе тренингов; модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных занятий.

Кроме высокого профессионализма и овладения навыками исследовательской деятельности создана атмосфера:

1. Согласования, понимания педагогических целей инновационной деятельности.

2. Трансформации содержания педагогического взаимодействия и сотрудничества, развитие операционной готовности к реализации инновационной деятельности.

3. Развития готовности к проектированию педагогических программ, ориентированных на достижение новых образовательных результатов.

Инновационное развитие лицея предусматривает системные изменения в деятельности лицея. Оно может быть реализовано только усилиями коллектива, чьи педагогические позиции согласованы по целям, способам реализации. Необходимость такого согласования актуализирует использование технологий педагогического анализа, основанных на групповых формах работы, таких как круглый стол, педагогический консилиум, семинар, дискуссия и т.д.

Так, в рамках научно-практического семинара «Педагог и стратегия инновационного развития лицея» обсуждались такие вопросы:

- знания на всю жизнь,

- школьные знания и жизненные проблемы,

- компетентностная педагогика и успешность в жизни,

- гражданское общество и образование сегодня.

Кроме этого, педагогическая готовность к инновационной и исследовательской деятельности реализовывалась в рамках постоянно действующего мастер-класса «Педагог-исследователь». Степень готовности педагогов лицея к достижению новых результатов позволила установить анкетирование (приложение 3).

Следующим этапом подготовки педагогов к инновационной деятельности в лицее послужила трансформация содержания педагогического взаимодействия к сотрудничеству на основе новых целей по модернизации лицейского образования.

Концептуальные идеи управления инновационным процессом в лицее

Общая концепция управления в лицее педагогическими нововведениями представляет собой научную характеристику единства конкретных положений, обеспечивающих направленность всех основных образовательно-воспитательных процессов, и базируется на следующих основных идеях:

1. Инновация рассматривается как целостная теоретическая, методологическая и технологическая ценность обновления, обеспечивающая переход педагогической деятельности на более высокий качественно новый уровень.

2. Современное образовательное пространство лицея обусловило потребность в учителе эрудированном, свободно и критически мыслящем, готовом к поисково-исследовательской и творческой работе, способном проектировать как образовательный процесс, так и собственное профессионально-личностное становление.

3. Управление педагогическими новшествами осуществляется на социально-личностной, деятельностно-демократической основе современной научной парадигмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Все исследования носят полидисциплинарный характер. Целью этих исследований является многосторонний комплексный анализ процессов развития лицея с учетом особенностей сибирского региона на основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и ведомственных интересов.

5. Концепция развития лицея позволяет наметить базу и направление педагогического проектирования, повысить эффективность качества образования и перевести его из режима простого функционирования в режим развития.

Основополагающие требования к развитию лицея:

• ученик реализует свое право на образование со своими потребностями, способностями и возможностями;

• учитель развивает свои профессиональные качества;

• руководитель обеспечивает успех деятельности участников образовательного процесса;

• коллектив работает в творческом поисковом режиме;

• в лицее создаются гуманные отношения партнерского сотрудничества, уважения и доверия; атмосфера успеха становится нормой жизни;

• в лицее обеспечиваются условия для перевода учащегося из объекта в субъект воспитания, педагог не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность, исходя из принципа ведущей природосообразной деятельности лицеиста.

Условия, обеспечивающие инновационную деятельность лицея:

• наличие концепции и программы развития;

• проектирование и моделирование УВП как системы, способствующей саморазвитию личности в едином образовательном пространстве;

• организация инновационной и экспериментальной деятельности;

• организация оптимальной системы самоуправления в сплоченном по общности цели коллективе партнеров педагогического процесса;

• система эффективной научно-методической деятельности педагогов и учащихся;

• наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимального образовательного пространства.

Перевод лицея из режима функционирования в режим развития определяет новые подходы к реализации функций управления. Основные из них:

- общее расширение, обогащение, многообразие;

- более быстрый рост функций, нацеленных на развитие лицея;

- возрастание внимания координирующей и аналитико-прогностирующей функции;

- развитие функций стратегического управления;

- отказ от функций прямого управления образовательными процессами;

- рост различий состава и структуры управленческих функций;

- переход к системному управлению (целевые программы).

6. Теоретическое обоснование и практическая реализация инновационных направлений в лицее позволяет оптимально сочетать многообразие и изменчивость традиций социума сибирского региона.

7. Основной функцией образования лицея в современной ситуации выступает функция превращения образования в реальный механизм развития личности.

Основные цели и задачи развития лицея:

1. Проанализировать существующие инновационные проблемы общего и профессионального образования и их приоритетность в творческом развитии и становлении личности в лицее.

2. Обосновать пути совершенствования инноваций в лицее.

3. Разработать критерии значимости и эффективности новообразований и показателей эффективности инновационных процессов, критериев оценки деятельности педагога-исследователя,

4. Создать систему методического обеспечения для развития лицея.

Ожидаемые результаты.

В результате инновационных преобразование и уровневого методического обеспечения образовательного процесса должны достичь следующих показателей:

• упорядочения нововведений (обозначатся общие подходы к инновационной деятельности);

• повышения научно-методического уровня разработчиков и организаторов экспериментальных нововведений;

• создания условий для профессиональнотворческого совершенствования учителя, научного обобщения результатов исследований;

• повышения ответственности за результаты деятельности по организации инновационных процессов (будут четко обозначены рамки экспериментов, отвечающих принципам открытости, многообразия);

• повышения качества образования.

Уровневая модель методического процесса в лицее

Созданию уровневой модели способствовали маркетинговые и научно-информационные исследования (Шувалова В.А.; Денякина Л.М.; Лизинский В.М.). Методическое обеспечение в инновационном учреждении носит уровневый характер. Но как, по словам К.Д. Ушинского, нельзя чужим ключом открыть свою дверь, так нельзя организовать методическую работу в своем лицее, пользуясь чьей-то оригинальной моделью.

Взяв за основу идею В.М. Лизинского, нами разработана модель уровневой организации педагогов, которой способствовало создание новой структуры управления методической работой.

Уровневая модель методического процесса является важным структурным компонентом современной общешкольной методической системы и включает в себя в нашем лицее шесть равнозначных уровней. Педагоги, принимая участие в различных формах методической работы, имеют возможность перейти на более высокий качественно новый уровень педагогического мастерства.

Уровни методической работы педагогов:

1 уровень. Индивидуальная методическая работа педагогов. Предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры каждого учителя, согласно составленному индивидуальному плану профессионального саморазвития.

Мировоззрение

Гармония тела, души, разума

Здоровый образ жизни

Самовоспитание и саморазвитие

Формирование индивидуальных особенностей

Природосо-

образная

Педагог

исследователь

Мировоззрение

шдуалыюе своеобразие личное

еоретико-методическое обобщение результат* исследовательской деятельности: накопление

Создание и накопление научно-теоретической осно собственного опыта; освоение методологии научш деятельности Стремление к высоким правствеппо-педагогическр идеалам

Мотивация к инновационной и исследовательской деятельности

Профессиональная

Структура управления методической работой

Созданную уровневую модель методической работы педагогического коллектива поддерживает новая структура управления методической работой.

Существовавшая до момента реорганизации традиционная форма методической работы во многом не соответствовала современным задачам лицея, Деятельность педагогического коллектива была организована по кафедрам. «Минусы» этой формы работы.

1) Изолированность предметных кафедр, замкнутость в рамках предмета, конкретной учебной программы, преподавательского состава только этого предметного направления. Это порождало разобщенность.

Рис.1,2. Модель педагога-исследователя

2 уровень. Групповая научно-методическая работа педагогов по предмету. Предполагает поисковоисследовательскую и научно-методическую деятельность педагогов по предмету в предметных комиссиях.

3 уровень. Групповая научно-методическая работа по проблеме. Предполагает участие в деятельности временных творческих коллективов (научно-методических центрах).

4 уровень. Общелицейская научно-методическая работа, Предполагает участие в семинарах, конференциях, фестивалях, конкурсах, парадах идей, выставках, дней открытых дверей и т.д.

5 уровень. Управленческо-орга-низационная работа. Предполагает участие в деятельности координационного совета, экспертного совета,

6 уровень. Работа тематического педагогического совета.

Разработка и внедрение такой многоуровневой модели, предполагающей также дифференциацию педагогического коллектива по уровню творчества, педагогического мастерства и многим другим основаниям, помогает повысить у учителей психологическую, теоретическую и практическую готовность не только к эффективной реализации различных инновационных подходов к учащимся в процессе обучения, но и к конструированию и внедрению собственных авторских систем, соответствовать созданной в лицее на первом этапе модели учителя, а затем педагога-исследователя (рис. 1,2).

Новая структура научно-методической работы в лицее

*

Координационный совет

Экспертный

совет

Предметные

комиссии

Рис. 3 Структура научно-методической работы в лицее.

2) В планах работы кафедр преобладали текущие учебные проблемы и контролирующие функции. Это порождало узость мышления. 3) Кафедра до конца не использовала и творческий потенциал педагогов. А в нашем коллективе специалистов высшей и первой категорий более 80%.

Эта форма работы сдерживала творческий потенциал учителей.

С 1 сентября 2004г. в лицее изменяется структура методической работы. С целью ответственного выполнения работ, научных исследований и всех работ, необходимых для научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, создаются центры: а) центр стратегии развития; б) центр информационных технологий; в) центр экспертизы программного обеспечения; г) центр воспитательной работы; д) центр научно-исследовательской работы с учащимися; е) центр мониторинга образовательной деятельности.

Их создание позволило расширить диапазон и качество участия учителей в управлении учебно-воспитательным процессом. Эта структура подвижная, может изменяться. Уже сегодня оказалось более эффективным выполнение функций центра мониторинга образовательной деятельности другими центрами, возникла необходимость создания пресс-службы. Сегодняшняя структура центров представлена на рис. 3 .

Принципы и направления работы центров

Согласно разработанному положению о центрах они имеют 5 направлений работы: методическое; аналитическое; консультативное; издательское; научное.

Центры строят свою работу на принципах: комплексного подхода (каждый центр решает проблемы

всей школы в конкретном направлении); интеграции (взаимодействие, взаимосвязь центров, объединение ресурсов центров: идей, наработок, специалистов); непрерывности (последовательности). Каждый центр определяет свои цели и задачи.

Центр программно-методического обеспечения и мониторинга учебной деятельности

Цель: разработка и внедрение в образовательный процесс новых учебных программ и современных образовательных технологий.

Задачи:

• Разрабатывать и внедрять программное и методическое обеспечение для поддержки профильного образования в лицее.

• Проводить экспертную оценку программнометодического обеспечения, в том числе использовать ресурсы образовательных выставок для внешней экспертизы разработок.

• Проводить мониторинг выполнения учебного плана, учебных программ.

Центр информационных технологий

Цель: внедрение новых информационных технологий в Лицее для повышения качества образовательных услуг.

Задачи:

• Повышать квалификацию учителей лицея в области информационных технологий.

• Осуществлять информационную поддержку центров.

• Внедрять телекоммуникационные технологии в Лицее.

• Создавать собственные ресурсы в сети Интернет.

Количество учителей, прошедших курсовую подготовку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программное и методическое обеспечение

Центр социализации учащихся

Цель: построение воспитательной системы лицея, обеспечивающей развитие гармоничной личности,

Задачи:

• Структурировать воспитательную работу лицея 50 в соответствии с современными требованиями.

• Создать методическую базу: индустрия занятости учащегося как фактор его успешной социализации,

• Определить принципы педагогического взаимодействия, исходящие из возрастных особенностей учащихся.

• Разработка критериев мониторинга воспитательной деятельности.

Центр инновационной педагогики

Цель: проектирование и создание механизмов обновления практики образования

Задачи:

• Создание нормативной базы инновационной деятельности

• Анализ инноваций, адаптация и внедрение их в образовательную практику лицея

• Информационное сопровождение науч-но-методической деятельности

• Создание образцов новой образовательной практики

• Сертификация инновационных проектов

• Использование возможностей образовательных выставок для знакомства, распространения и внедрения методических и управленческих инноваций.

У каждого центра своя структура. Так, в центр экспертизы программного обеспечения и мониторинга учебной деятельности входят предметные комиссии, объединяющие учителей сходных предметов.

Работа центров направляется Координационным советом лицея, в состав которого входят: заместитель директора по научно-методической работе, руководители центров, руководитель федеральной экспериментальной площадки, руководители ЦНИР учащихся, «Малой академии лицеистов», Байкальской физико-математической школы, органов самоуправления.

Результаты работы

Уровневая система организации методической работы позволила педагогам:

1. Повысить уровень самообразования (рис. 4).

2. Участвовать в различных экспериментальных проектах.

3. Создавать и внедрять в учебный процесс новые образовательные программы и технологии (рис. 4, 5).

4. Проводить семинары разного уровня, давать мастер - классы.

5. Выпускать научную продукцию (статьи, доклады, методические рекомендации).

6. Участвовать в создании комплексных целевых научно-практических программ («Одаренные дети», «Здоровье», «Преемственность»).

7. Заниматься наукой (работа над диссертацией, авторской программой).

Высокий уровень методического обеспечения образовательного процесса позволил значительно повысить качество обучения (таблица 1).

Таблица 1

Результаты ЕГЭ (2006-2007 уч.год) Русский язык (119 учащихся)__________

успеваемость качество Средний балл

Лицей 98,3 % 65, 5 % 3,8

Иркутская область 80 % 43,2 % 3,24

Математика (108 учащихся)

успеваемость качество Средний балл

Лицей 93,5 % 53,7 % 3,5

Иркутская область 38,7 % 2,8

На представленной схеме отражено поступление выпускников лицея в ВУЗы страны (100%).

Высокий уровень методического обеспечения образовательного процесса позволяет лицею готовить конкурентоспособных и профессионально ориентированных выпускников.

ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗЫ 1994 - 2007 г.г.

ИрГУПС - 559

СПб ГУПС- 2 МГИМО - 1 мгу _ з

МГТУ им. Баумана - 6 МГЭА им. Плеханова - 3

Московский университет физики и радиоэлектроники - 1 Московская государственная авиационная Академия- 1 Московская , МИИТ -

Академия туризма - 1 МАФиС - 1 НИИЖТ - 2 РИИТ (Ростов) - 1 НГУ (Новосибирск) - 2 ВГУ (Владивосток) - 1 СПб Авиац. институт - 1 Экономическая академия при правительстве РФ - 3 Московский институт гражданской авиации - 1

Московское высшее военное училище радиационной защиты - 1 Московская Академия Искусств - 1

Политехнический университет г. Чита - 1, г. Тверь - 1 Университет Университет Университет Университет В Польше -2 в США -1 в Англии - 1 в Монголии - 2

ИГМУ - 55

Опыт работы по организации уровневой методической работы был представлен и получил одобрение на:

• Всероссийском образовательном форуме 2005, г. Москва,

• Всероссийской сетевой школе передового опыта по организации и эффективности профессиональной ориентации на железнодорожные профессии в образовательных учреждениях, расположенных в регионе деятельности Восточно-Сибирской железной дороги, г. Иркутск, 2006 г.,

• семинаре заместителей директоров образовательных учреждений ВСЖД - филиала ОАО «РЖД», г. Иркутск, 2006 г.,

• Международной выставке «УЧСИБ-2007», г. Новосибирск, 2007 г.,

ИГПУ - 25 ИГУ -152 ИрГТУ -124 БГУЭП - 95 ИГЛУ - 24 Институт коммерции и торговли - 2

ИГСХА - 6

ИВАИИУ-4

СИПЭУ - 10

Восточно-Сибирский институт МВД РФ - 30

Иркутский гуманитарный институт экономики и права- 3 Институт Генеральной прокуратуры -1

• Всероссийской конференции «Профильное обучение в современной российской школе», г. Новосибирск, 2007 г.,

• мастер-классе, проведенном для директоров и заместителей директоров образовательных учреждений Иркутской области, г. Иркутск, 2007 г.

Созданная система получила диплом на II городском образовательном форуме «Образование Иркутска 2007».

Эта инновационная модель на Международном образовательном форуме была удостоена «Малой золотой медали Сибирской Ярмарки» конкурса «УЧСИБ -2008» (г. Новосибирск).

Деятельность лицея обусловлена социальным заказом родителей и учредителя ОАО «РЖД». Высокий профессионализм педагогов является гарантом качества образования и востребованности выпускников лицея.

Приложение 1

Схема управления и анализа инноваций и действий по их развитию в лицее

Этапы становления и развития инноваций Основные объекты управленческого анализа Виды анализа оценок педагогических инноваций, управленческие решения

1 2 3

Создание авторской идеи обучения, воспитания или концепции школы Сущность идей, научная обоснованность и практическая значимость инновации Разрешение на эксперимент (согласование), регистрация, лицензирование, приказ об условиях, обеспечивающих творческий поиск коллектива или личность

Разработка содержания планов и программ, пути реализации идеи в инновационной педагогической деятельности Концептуальность инновации, ее структурная целостность, взаимосвязь элементов Утверждение программы эксперимента, изменений в учебных планах, программах, рекомендации по использованию инноваций в системе образования

Первичная апробация и последующая коррекция авторской концепции, поиск единомышленников, новых аргументов в защиту своей инновации Творческая атмосфера в лицее, деятельность методических центров, различных советов, администрации по созданию условий для инноваций Обеспечение научного руководства экспериментом, организация научных консультаций

Собственно реализация авторской идеи, оформление целостности инновации на основе эксперимента и творческих поисков Проверка научной доказательности инновации и ее эффективности Научно-методический анализ результатов эксперимента через экспертные советы, презентация инновации

Готовность инновации к использованию в массовой практике Анализ возможностей применения инновации и условий ее распространения Приказы по лицею о целесообразности и условиях использования инноваций, поощрение авторов и их стимулирование

Приложение 2 Памятка педагогу- исследователю «Этапы научной деятельности педагогов»

Необходимое условие для продуктивной научной деятельности - достаточный практический опыт, высокий профессионализм, разносторонние глубокие знания, знание методологии научной деятельности.

I этап - зарождение идеи.

II этап - экспертиза идеи. Проводится на основании научно-информационных исследований, которые проводятся по определенной системе. Завершением его является написание аналитического обзора, установление новизны, актуальности и значимости зарожденной идеи.

III этап - составление научной программы. Ее разделы:

1. Название научно-исследовательской работы (НИР), эксперимента, диссертации. Планируемые сроки выполнения.

2. Актуальность. Излагается по результатам научноинформационных исследований.

3. Новизна. Аналоги, отличие нашей идеи от аналогов (если они найдены).

4. Прогнозирование НИР.

5. Постановка цели (цель - это конечный результат).

6. Постановка задач (их может быть много в зависимости от наших действий).

7. Объект, предмет (где это нужно), база (где выполняется работа), соисполнители (если они есть).

8. Методы исследования. Если они общеизвестные, то только перечисляются. Если новый, то описывается подроб-

9. Этапы работа (эксперимента). Что будет сдано по годам (месяцам).

10. Внедрение результатов. Формы внедрения (научная продукция) и уровни внедрения (где будет внедрено).

IV этап - рецензировании программы. Рецензию (две) дают высококвалифицированные специалисты в данной области.

V этап - утверждение научной программы.

VI этап - проведение научных исследований согласно годовых этапов. Решение поставленных задач. Воздействие выбранных методов исследования на объект и предмет научного изучения. Анализ научных материалов.

VII этап - оформление научной продукции и внедрение ее в практику (авторской учебной программы, нового предмета, методических материалов, учебников, учебных пособий и т.д.).

VIII этап - в течение 2 лет отслеживаются результаты от внедрения научной разработки. Проводится коррекция.

После утверждения научной программы составляются помесячные планы работы. Нельзя путать научную программу с авторской учебной программой, которая является научным продуктом, результатом научных (экспериментальных) исследований. На заседаниях ученого совета школы заслушиваются этапы и конечный результат исследований, утверждаются результаты, формы и уровни внедрения.

Эксперимент - метод познания педагогической действительности, целью которого является получение достоверного воспроизводимого результата. Для эксперимента характерно построение модели нововведения. Наблюдение исследуемого явления проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Приложение 3 Анкета «Школа и педагогическая наука»

1. Нужна ли педагогу-практику теоретическая (научная) педагогика:

- да, определенно

- иногда, в отдельных случаях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- чаще всего нет

- определенно нет

2. Был ли у Вас опыт взаимоотношений с педагогической наукой? Каков он?

3. Как Вы считаете, кто из современных ученых-педагогов наиболее известен среди учителей?

4. Работы, открытия каких ученых особенно полезны и интересны Вам?

5. Каким источникам педагогической информации Вы отдаете предпочтение:

- газетам (укажите каким)

-журналам (укажите каким)

- книгам (укажите наиболее интересные Вам)

- монографиям -сборникам научных работ

- другим источникам

6. Что Вы прежде всего цените в педагогической литературе:

- актуальность

- практичность

- научность

-доступность, простоту изложения

- интересность

- наличие примеров

- иное (укажите, что)

7. Кто, на Ваш взгляд, может лучше всего раскрыть достижения педагогической науки для практиков:

-ученые

- ученые, если делают это доступно

- методисты

- другие (укажите, кто)

8. В каких формах работы учителя наилучшим образом осваивают достижения педагогической науки (если Вы согласны с достижениями таковых):

- знакомство с научной литературой

- популярное изложение

- обучающие семинары

- проекты игры

- научно-практические конференции

- участие ученых в работе школы

-участие учителей в работе научных лабораторий

- другие формы

9. Должен ли ученый, занимающийся проблемами педагогики, работать в школе:

- обязательно

- желательно

- необязательно

- иное мнение

10. Какие из перечисленных понятий и идей наиболее актуальны для современной практики ( если возможно укажите, в трудах каких ученых эти идеи разрабатывались):

- коллектив

- гуманизация -управление

- развивающее обучение

- община

- воспитательное пространство

- педагогика общей заботы

- воспитательная система

- сотрудничество

- личностно-ориентированное обучение

- педагогические технологии

- другие идеи и понятия (укажите, какие)

11. Как Вы считаете, какие из научно- педагогических проблем наиболее актуальны для сегодняшней школы (назовите не более 3)?

12. Как Вы думаете, в чем могла бы педагогическая наука Вам помочь?

Приложение 4

Положение о центрах НОУ «Лицей №36 ОАО «РЖД» Общее положение

Настоящее положение разработано в соответствии с приказом директора Лицея «Об изменении методической работы в Лицее» № 3/2 от 23.08.2004г.

1. В своей работе центры руководствуются Уставом лицея, законом РФ «Об образовании» и настоящим положением.

2. В состав центров входят преподаватели лицея на добровольных началах.

3. Срок работы участников центров регламентируется приказом директора лицея.

4. Центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом.

5. Целью создания центров является внедрение новых информационных, педагогических, здоровьесберегающих технологий в лицее для повышения качества образовательных услуг.

Содержание работы центров

• Осуществление научно-информационной деятельности

• Разработка критериев анализа деятельности

• Материально-техническое обеспечение центров

• Решение вопросов, связанных с социализацией учителей, учащихся родителей

• Создание совместных планов работы центров

• Формирование банка данных по каждому центру

• Проведение совместных мероприятий (конференции, педсоветы)

Программа развития системы педагогического мониторинга предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольского района разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования; Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, Типовым положением

об учреждении высшего профессионального образования, Типовым положением об учреждении общего образования.

• Издание информационных сборников, бюллетеней

• Строить работу центров в соответствии с принципами здоровьесохранной педагогики

• Разработка планов, проектов, целевых программ и других плановых документов лицея

• Отчетная деятельность

• Проведение консультаций

Организация работы центра

1. Руководитель центра утверждается приказом директора.

2. Центр организует свою работу в соответствии с годовым планом, Программой развития лицея, запросами администрации.

3. Результаты работы освещаются через информационные бюллетени, методические разработки и т.д.

4. Проводятся заседания центров не реже 1 раза в месяц.

Права и обязанности центра

Права:

приглашать по согласованию с администрацией специалистов для решения интересующих вопросов; вносить свои предложения для повышения эффективности работы Лицея.

Обязаности:

своевременно предоставлять отчет о проделанной работе; осуществлять консультацию по всем вопросам, находящимся в компетенции центра;

по предложению администрации представительствовать в других организациях.

Будникова B.C.,

заместитель директора информационно-методического центра Паршуков Ю.Н.,

начальник управления образования г. Старый Оскол»

Основной целью создания Программы развития системы педагогического мониторинга является создание основополагающего документа, определяющего:

- цели и задачи развития системы педагогического мониторинга в период 2007-2010 гг.;

- механизмы реализации основных направлений педагогического мониторинга.

Программа развития системы педагогического мониторинга является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы осуществляется ежегодно в соответствии с решениями муниципального координационного совета.

Я

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ подготовки И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ У

Цели и задачи Программы развития системы педагогического мониторинга

Цель Программы развития системы педагогического мониторинга - создание правовых, организационных, методических, научных условий для обеспечения функционирования и развития системы мониторингового сопровождения образовательного процесса и управления образовательными учреждениями, повышения их результативности.

Основными задачами Программы являются:

• анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации, иных нормативноправовых актов в области профильного образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в уставном порядке изменений и дополнений в локальные акты муниципальных образовательных учреждений города Старый Оскол и Старооскольского района и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике;

• выявление состояния системы профильного образования в общеобразовательных учреждениях или ее составляющих, положительных и отрицательных тенденций в их развитии и разработка на этой основе рекомендаций по корректировке управленческих решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности учреждений, образовательной сети в целом, структурных подразделений и педагогических работников.

Этапы создания и развития системы мониторинга

Сроки реализации Программы: 2007 - 2011 гг. Разработка и внедрение системы педагогического мониторинга предполагает следующие этапы:

I этап - подготовительный (моделирующий) - сентябрь - декабрь 2007 года

1. Определение стратегии и тактики внедрения системы педагогического мониторинга в условиях многопрофильного образовательного учреждения.

2. Отбор направлений, по которым планируется проведение мониторинговых исследований.

3. Разработка наиболее объективных методов отслеживания результатов деятельности педагогической системы по различным аспектам ее функционирования и отобранным критериям оценивания применительно к различным уровням образовательных программ.

4. Отбор инструментария педагогического мониторинга.

5. Определение содержания организационной работы по осуществлению мониторинговых мероприятий.

6. Разработка критериев оценки каждого из аспектов и способов их измерений.

II этап - организационно-внедренческий - январь - август 2008 года

7. Организация процедуры отслеживания качества функционирования образовательной системы по каждому критерию и необходимой технической доку-

ментации (бланков, анкет, пакетов тест-карт, рейтинговых шкал и др.).

8. Подготовка методики обработки полученной информации с использованием методов математического и статистического анализа (построение графиков, диаграмм, гистограмм и др.).

9. Программное обеспечение системы педагогического мониторинга на всех уровнях.

10. Разработка процедур педагогического анализа полученной информации, периодического подведения итогов мониторинга.

III этап - этап функционирования - сентябрь 2008 -август 2010 гг.

11. Анализ эффективности деятельности системы педагогического мониторинга.

IV этап - итоговый - сентябрь 2010 - июль 2011 гг.

12. Корректировка системы в соответствиями с результатами анализа эффективности деятельности системы педагогического мониторинга.

Принципы осуществления педагогического мониторинга

В основу системы педагогического мониторинга с учетом рекомендаций ученых и специфики образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение и предпрофильную подготовку, положены следующие принципы:

• принцип нейтралитета исполнителя или соисполнителей;

• принцип корректности исполнителя или соисполнителей;

• принцип максимального учета факторов образовательной и управленческой деятельности при проведении мониторинговых мероприятий;

• принцип учета специфических особенностей учебной дисциплины, учебной группы, индивидуальных особенностей студентов и учащихся и преподавателей;

• принцип научности;

• принцип единства, оптимальности, прозрачности требований.

Условия осуществления педагогического мониторинга

Рациональное решение вопросов мониторинга образовательной деятельности образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение и предпрофильную подготовку, требует соблюдения ряда условий:

• условие генерализации - определение главных, кардинальных направлений педагогического мониторинга;

• условие интеграции - объединение усилий педагогического коллектива и коллектива обучающихся в осуществлении педагогического мониторинга при условии приоритетного права руководителя на координацию мониторинга;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.