Научная статья на тему 'Технология сопровождения молодых специалистов дошкольной организации как элемент программы развития коллектива'

Технология сопровождения молодых специалистов дошкольной организации как элемент программы развития коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / YOUNG TEACHER / ВОСПИТАТЕЛЬ / РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА / STAFF DEVELOPMENT / ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ / TECHNOLOGY SUPPORT / НАСТАВНИЧЕСТВО / MENTORING / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PRESCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Л. С.

Статья посвящена проблеме вхождения молодого педагога в профессиональную деятельность. Даётся представление о понятиях «коллектив», «персонал», «интеграция» применительно к дошкольной организации. Раскрывается содержание технологии методического сопровождения молодого специалиста дошкольного учреждения на этапе вхождения в профессию. Рассматривается взаимосвязь между разработанной технологией и влиянием на развитие педагогического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of occurrence of a young teacher in the professional activity. Gives an idea about the concepts of «staff», «staff», and «integration» in relation to preschools. Reveals the technology content of the methodological support of young specialist of pre-school institution at the stage of entering the profession. Examines the relationship between developed technology and influence on the development of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «Технология сопровождения молодых специалистов дошкольной организации как элемент программы развития коллектива»

УДК 37.08

Дмитриева Л. С.

ГБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида Центрального района» Санкт-

Петербург, Россия

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме вхождения молодого педагога в профессиональную деятельность. Даётся представление о понятиях «коллектив», «персонал», «интеграция» применительно к дошкольной организации. Раскрывается содержание технологии методического сопровождения молодого специалиста дошкольного учреждения на этапе вхождения в профессию. Рассматривается взаимосвязь между разработанной технологией и влиянием на развитие педагогического коллектива.

Ключевые слова: интеграция, молодой педагог, воспитатель, развитие коллектива, технология сопровождения, наставничество, дошкольная образовательная организация.

На сегодняшний день сфера образования не только в России, но и за рубежом подвергается изменениям. Образование модернизируется и на смену старым приходят новые задачи, решение которых становится наиболее важным для государства в конкретный период времени.

В наши дни одной из первостепенных государственных задач является привлечение молодых кадров в педагогическую профессию и закрепление в ней. [3] Однако, сегодняшние выпускники педагогических вузов и колледжей, впервые оказавшиеся на рынке труда, являются наиболее уязвимой категорией. Вместе с тем, современный молодой педагог стремиться преуспеть в профессии, ищет новые формы взаимодействия с коллегами и представителями профессионального сообщества. Другими словами, делает все возможное, чтобы стать частью педагогического коллектива.

Поэтому руководителям для создания благоприятной среды внутри современной образовательной организации необходимо быть в курсе последних исследований и стремиться к реализации новых технологий и методик в управлении человеческими ресурсами, в частности для закрепления молодых педагогов в профессии.

Следует отметить, что при реализации управленческой деятельности в дошкольной организации, непременно столкнёшься с двумя синонимичными понятиями, которые квалифицируют обеспечение

научный журнал

организации кадровым потенциалом. Это понятия «педагогический коллектив» и «персонал». Под персоналом понимается объединение всех педагогических работников учреждения, которые заняты общей трудовой деятельностью в организации и входят её в штатный состав. Общим признаком для персонала становится в данном случае наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем. [1]

Однако для данной статьи более уместно обратить внимание на такое понятие, как «педагогический коллектив». Коллективом называется такой состав людей, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в одном учреждении, на одном предприятии, и объединены совместным делом в рамках конкретного учреждения, вне зависимости от того, одно строение оно занимает или имеет несколько корпусов. Люди в коллективе объединены общей идеей, единством реализуемых задач. Работа коллектива имеет социально - позитивную значимость, т.е. она откликается на потребности и запросам социального окружения. Таким образом, задачи, которые ставятся перед данной группой лиц, являются без сомнения полезными для общественности. Можно сказать, что коллектив — это в каком-то смысле команда. Однако, первостепенной функцией команды является эффективная работа в настоящем времени, здесь и сейчас. А главная функция коллектива - успешно воспитывать своих членов для будущего. Неправильно развивающийся коллектив профессионалов, в том числе, и педагогический не может рассматриваться в качестве правильного, хорошего педагога.

Стоит напомнить, что согласно В.С. Лазареву понятие «педагогический коллектив» определяется как совокупность совместно работающих педагогов, которые объединены общими образовательными целями и реализующих структуру межличностных отношений и взаимодействий, способствующих достижению необходимого результата. Достижение данных целей является для этих педагогов личностно значимым. [5] Педагогический коллектив является, по сути, огромным сложным многомерным механизмом, который развивается под пристальным взглядом администрации.

Но ведь именно для того, чтобы молодой педагог стал частью такого сложного механизма как коллектив, ему необходимо преодолеть процесс вхождения в профессию - интеграцию в профессиональную деятельность. В данном случае, понятие «интеграция», рассматривается как поэтапный процесс целенаправленного расширения опыта профессиональной деятельности молодых педагогов, усвоения норм и ценностей педагогической деятельности, профессиональной идентификации себя с педагогическим сообществом. [4] Такой подход становится уместным благодаря тому, что при вхождении в реальную профессиональную деятельность у молодого педагога поэтапно возникают определенные

научный журнал

группы трудностей. А завершение процесса интеграции в профессию и формирование позитивного отношения к профессиональной педагогической деятельности, в данном ключе, напрямую зависит от готовности администрации сопровождать этот процесс, от грамотно организованной работы старшего воспитателя. При этом, следует учитывать специфические особенности каждого этапа и совместно проектировать на их основе индивидуальный маршрут профессиональной деятельности.

Благодаря В.А.Новицкой определено несколько подходов к определению содержания и реализации методической деятельности, частности, предполагающей личностно-ориентированную логику решения задач и трудностей. По её мнению, методическое сопровождение воспитателя является наиболее оптимальным способом организации методической деятельности. [2]

Для определения существующих особенностей при организации процесса интеграции молодых педагогов детского сада в профессию был разработан следующий алгоритм, который включает следующие направления:

1-е направление: определение особенностей процесса интеграции молодых педагогов в профессию;

2-е направление: изучение готовности администрации к организации данного процесса интеграции молодых педагогов и методического сопровождения этого процесса;

3-е направление: выявление степени удовлетворенности молодых педагогов качеством оказанной методической помощи в процессе интеграции в профессию.

Работа по каждому из направлений состояла из нескольких шагов: выделение критериев, подбор диагностического инструментария, сбор и обработка полученных данных. Основой для инструментария были анкеты, размещенные на сайте ИМЦ Василеостровского района, позволившие получить наиболее полную информацию, интересующую нас в аспекте процесса интеграции в профессию молодых педагогов.

Для получения необходимого пакета данных были применены анкетирование, анализ документации и информационно-методического пространства, наблюдение, интервьюирование, кейс-метод.

Полученные результаты позволили определить специфику процесса интеграции молодых педагогов детского сада, выражаемая в характерных группах проблем на каждом этапе интеграции. Для решения этих проблем молодому педагогу требуется конкретный формат взаимоотношений с администрацией в одном случае, или социальными партнерами в другом.

Проведенный в ходе фокус-группы анализ показал, что молодые педагоги нуждаются во взаимодействии на всем протяжении процесса

научный журнал

адаптации, однако им для формирования позитивного отношения к профессии и сохранения в ней необходима поэтапная адресная помощь, ориентированная на решение проблем конкретного молодого педагога.

Нами отмечено характерное для детских садов С-Петербурга выделение периода адаптации при поступлении молодого специалиста на работу и организация методического сопровождения этого периода. Готовность администрации заключается в консультативной помощи старшего воспитателя или закреплении наставника без учета потребностей молодого педагога. Данные опроса представителей администрации и молодых педагогов показывают расхождение во взглядах на личностные и профессиональные качества специалиста, способного реализовывать методическое сопровождение. Исследование выявило однозначно положительное отношение молодых педагогов к поддерживающим мерам методического сопровождения, однако они позволяют удовлетворить интерес или решить проблему молодого педагога в лучшем случае на 50%.

Основываясь на проведенное исследование, нами была разработана технология методического сопровождения молодых педагогов в процессе интеграции в профессию, структурными компонентами которого стали: мониторинг ожиданий, потребностей, возможностей молодого педагога; проектирование маршрутов согласно этапам интеграции, особые форматы взаимодействия, ресурс информационно-рефлексивного сопровождения молодого педагога.

Исходя из длительности интеграции, считаем мониторинг необходимым для постоянного отслеживания состояния вхождения в профессию, выявление удовлетворенности или затруднений молодого педагога и возможность своевременной помощи и коррекции индивидуального маршрута педагога. В частности, были разработан диагностический инструментарий в виде анкет для каждого этапа интеграции.

В нашем проекте, учитывая специфику самого процесса, мы рассматриваем методическое сопровождение процесса интеграции молодого педагога в профессиональную деятельность в ДОО с позиции этапности. Это означает, что организация сопровождения определяется готовностью молодых педагогов решать профессиональные задачи исходя из этапов интеграции: адаптации к профессиональной деятельности, профессионального утверждения, профессиональной самореализации.

Например, на этапе адаптации молодому педагогу необходим психологический комфорт, он стремиться войти в коллектив, наладить взаимоотношения. Для него в данном случае актуально дружеское участие, подбадривание, ознакомление с обликом ДОО, с его внутренней культурой и нормами поведения, «посвящение в сотрудники». На этапе профессионального утверждения молодой педагог испытывает

потребность в пополнении профессионального опыта, формируется мотивационная направленность профессиональной деятельности. Здесь актуальным становится посещение семинаров, практико-ориентированных мероприятий, тренингов, а также поощрение со стороны руководства, например, через освещение уже имеющихся достижений на педсовете. На этапе профессиональной самореализации молодой педагог испытывает потребность в признании себя, как полноправного представителя профессионального сообщества, ему уже не хватает и экспертного суждения его профессиональной деятельности. В данном случае актуальным становится проведение открытых мероприятий, мастер-классов самим молодым педагогом, выступление на конференции, публикации, участие в конкурсном движении.

Современный молодой педагог испытывает потребность в особых форматах взаимодействия. Например, «День карьеры молодого педагога», проведенный в формате интерактивной площадки, где у молодых педагогов появляется возможность неформального общения с представителями профессионального сообщества и с такими же как они сами начинающими специалистами. Здесь можно выбрать между получением знаний или умений и возможностью подискутировать. При этом мы предполагаем использование как внутренних ресурсов ДОО, так и социальных партнеров района и города.

Одним из компонентов технологии становится ресурс информационно-рефлексивного сопровождения молодого педагога, который раскроет молодому педагогу имеющиеся для него возможности и ресурсы в условиях ДОО и в рамках С-Петербурга в целом и познакомит с самой технологией сопровождения, как возможностью получить своевременную помощь от руководства, коллег или социальных партнеров. В частности, это может выглядеть как методический гид, в котором при помощи алгоритма с одной стороны кратких высказываний с другой изложена информация по технологии методического сопровождения.

Мы данная технология применима для реализации ориентированного на проблемы молодого педагога методического сопровождения. Она может быть вариативно использована как в условиях дошкольной образовательной организации, так и на уровне муниципальной (районной), региональной службы методического сопровождения.

В заключении хочется сказать следующее:

Для коллектива определяющей функцией является успешное воспитание своих членов для будущего.

Главная идея основателей самой концепции методического сопровождения в том, что только педагог, прошедший все этапы

сопровождения и прочувствовавший их воздействие на себе, способен действительно качественно сопровождать других коллег-педагогов.

Совокупность этого дает основание рассматривать технологию методического сопровождения молодых педагогов в процессе интеграции в профессию как элемент программы развития коллектива.

Библиографический список:

1. Дванцевич, Д. М. Человеческие ресурсы управления / Д.М. Дванцевич, А.А. Лобанов. - М.: Дело, 1993. - 206с.

2. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: Диссертация кандидата педагогических наук [Электронный ресурс]: http://nauka-pedagogika.com/viewer/26255/a#?page=1

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Российская газета // https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

4. Практический опыт обеспечения качества образования: исследования, вопросы, перспективы (По материалам городской научно-практической конференции 7 декабря 2016 г.). - СПб.: Ассоциация ветеранов педагогического труда общего и дополнительного образования, 2016. - 272с.

5. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. В. С. Лазарева. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. — с. 25

Abstract. The article is devoted to the problem of occurrence of a young teacher in the professional activity. Gives an idea about the concepts of «staff», «staff», and «integration» in relation to preschools. Reveals the technology content of the methodological support of young specialist of pre-school institution at the stage of entering the profession. Examines the relationship between developed technology and influence on the development of the teaching staff.

Key words: integration, young teacher, pre-school teacher, staff development, technology support, mentoring, pre-school educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.