Научная статья на тему 'Психологическая защита воспитателейдошкольной образовательной организации'

Психологическая защита воспитателейдошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ / PRESCHOOL TEACHER / PRESCHOOL FACILITIES / PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF A PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Н.В.

Обосновывается актуальность проблемы психологической защиты воспитателей дошкольной образовательной организации. Рассматриваются основные направления исследований психологической защиты воспитателей: изучение структуры психологической защиты и ее количественных характеристик; изучение психологической защиты как фактора, определяющего особенности взаимодействия воспитателя с детьми; влияние возраста, стажа профессиональной педагогической деятельности, личностных особенностей на систему психологической защиты; изучение совладающего поведения; изучение трудных ситуаций в профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации, вызывающих защитное поведение; разработка программ психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александрова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS OF PRESCHOOL TEACHERS IN PRESCHOOL FACILITIES

The aim of this research was to show the importance of psychological well-being of teaching staff at preschool facilities. Basic areas of researches into the psychological defense of a preschool teacher are reviewed, such as: study of the psychological defense structure and its quantitative aspects; study of the psychological defense as a factor which defines peculiarities of cooperation between a preschool teacher and children; the influence of age, professional teaching service, personal characteristics on the psychological defense system; study of the coping behaviour; study of difficult situations in a preschool teacher professional activity which cause defensive behaviour; the development of psychological counseling program.

Текст научной работы на тему «Психологическая защита воспитателейдошкольной образовательной организации»

УДК 159.9:37

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ВОСПИТАТЕЛЕЙДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Н.В.Александрова

PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS OF PRESCHOOL TEACHERS IN PRESCHOOL

FACILITIES

N.V.Aleksandrova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Natalya.Alexandrova@novsu.ru

Обосновывается актуальность проблемы психологической защиты воспитателей дошкольной образовательной организации. Рассматриваются основные направления исследований психологической защиты воспитателей: изучение структуры психологической защиты и ее количественных характеристик; изучение психологической защиты как фактора, определяющего особенности взаимодействия воспитателя с детьми; влияние возраста, стажа профессиональной педагогической деятельности, личностных особенностей на систему психологической защиты; изучение совладающего поведения; изучение трудных ситуаций в профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации, вызывающих защитное поведение; разработка программ психологической помощи.

Ключевые слова: воспитатель, дошкольная образовательная организация, психологическая защита личности

The aim of this research was to show the importance of psychological well-being of teaching staff at preschool facilities. Basic areas of researches into the psychological defense of a preschool teacher are reviewed, such as: study of the psychological defense structure and its quantitative aspects; study of the psychological defense as a factor which defines peculiarities of cooperation between a preschool teacher and children; the influence of age, professional teaching service, personal characteristics on the psychological defense system; study of the coping behaviour; study of difficult situations in a preschool teacher professional activity which cause defensive behaviour; the development of psychological counseling program. Keywords: a preschool teacher, preschool facilities, psychological defense of a person

Понятие психологической защиты впервые появляется в 1894 г. в работе З.Фрейда «Защитные нейропсихозы». К настоящему времени данное явление достаточно широко представлено как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. Психологическую защиту можно определить как систему неосознаваемых механизмов психики, направленную на устранение или сведение к минимуму неприятных, травмирующих личность переживаний, связанных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги, дискомфорта и т.п. В целом можно констатировать, что психологическая защита не позволяет личности объективно осознавать ситуацию и адекватно взаимодействовать с миром. Любая психологическая защита выступает препятствием в развитии личности, ее самореализации, поскольку выполняет свои положительные функции не за счет активного изменения и преобразования недостатков окружающего мира или собственного характера, а за счет определенных внутренних искажений. Постоянное удержание себя в «форме» посредством психологической защиты может привести к хронической усталости, повышению общего уровня тревожности, способствовать появлению невротических симптомов и нарушению приспособляемости.

Актуальность проблемы психологической защиты в деятельности педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) обусловлена рядом факторов.

Профессиональная деятельность воспитателя отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессогенностью, требует от него больших резервов самообладания, саморегуляции. В условиях недостаточности копинг-ресурсов, отсутствия системы профессионального сопровождения педагогов в ДОО, определенные особенности педагогического труда оказывают повышенные нагрузки на психозащитное поведение.

Вопрос психологической защиты воспитателя ДОО актуален и в контексте проблемы детерминант педагогической деятельности. Психологическая защита выступает в качестве одного из существенных факторов (бессознательных), определяющих характер взаимодействия педагога с детьми. Особое внимание уделяется влиянию собственного детства воспитателя, которое актуализируется в его отношениях с детьми группы и также «запускает» защитное поведение. В педагогической ситуации воспитатель взаимодействует не с одним ребенком, а, по крайней мере, с двумя: с реальным ребенком (воспитанником) и собственным «ребенком». К.Бютнер пишет: «...насколько острые социальные проблемы... создает в детских группах личность воспитателя. бессознательные повторения его собственных болезненных переживаний. воспитатели неосознанно повторяют в детских группах нечто недозволенное, вызванное к жизни действиями детей»; «существует ли вообще педагогический профессионализм, не зависящий от индивидуального жизненного и педагогического

опыта, то есть от детства самого воспитателя?» [1, а 115-116].

Проявлению психологической защиты в деятельности воспитателя могут «способствовать» и возрастные психологические особенности детей: доверчивость ребенка, большая зависимость от взрослого, недостаточное развитие функций контроля своего и чужого поведения позволяют педагогу более активно вмешиваться в ход его индивидуального развития.

Вместе с тем, проблеме психологической защиты в профессиональной педагогической деятельности, на наш взгляд, не уделяется должного внимания. Активный интерес к явлению психологической защиты в России наблюдается в 90-е годы ХХ века, когда появляется ряд исследований, посвященных данной проблеме. К настоящему времени явление психологической защиты изучено в разных аспектах. Наряду с этим следует отметить, что проблема психологической защиты у различных категорий специалистов, в том числе педагогов, остается недостаточно исследованной. Можно выделить всего несколько работ, направленных на изучение психологической защиты у различных представителей педагогической специальности — воспитателей ДОО, учителей школ, преподавателей вузов (Н.В.Макарова, Н.В.Матвеева, Г.С.Корытова). Несмотря на достаточно высокий научный интерес к проблеме психологической защиты, это явление остается малоизвестным в широкой среде, в том числе педагогической, чрезвычайно мало доступных публикаций по данному психологическому феномену.

Рассмотрим основные направления исследований психологической защиты воспитателей ДОО. Заметим, что изучение особенностей психологической защиты воспитателей выступает как самостоятельный предмет в ряде исследований, так и включено в решение других задач.

Центральным выступает, прежде всего, изучение структуры психологической защиты воспитателей и ее количественных характеристик. Одни из первых результатов изучения особенностей психологической защиты воспитателей ДОО представлены в исследовании Л.Р.Гребенникова в рамках разработки теста-опросника механизмов психологической защиты и обоснования возможности интерпретации данных психодиагностического исследования различных контингентов испытуемых. По результатам исследования, показатели группы воспитателей имеют отличия от нормативных по шкалам регрессии и замещения (в меньшую сторону), реактивному образованию (в большую). По мнению автора, полученные результаты являются отражением феномена профессиональной деформации. Высокий уровень регрессии может быть обусловлен длительным общением с детьми дошкольного возраста и частичным принятием педагогами некоторых поведенческих особенностей данной социальной группы. Возможно, что выбор профессии осуществляется с целью (осознанной или бессознательной) подольше «оставаться ребенком», находиться среди детей и общаться с ними. Ненормативно низкий балл по замещению и высокий по реактивному образованию также может отражать

факт профессиональной установки педагогов на поведение, предполагающее отсутствие агрессивности, стремление следовать общепринятым правилам поведения и т.п. [2].

По результатам исследований Н.В.Макаровой, большинство воспитателей (71%) используют в качестве ведущих примитивные защиты — проекцию (40%), отрицание (26%), регрессию (4%), вытеснение (1%). 29% педагогов в качестве ведущих используют зрелые защиты — рационализацию (16%), компенсацию (4%), формирование реакций (9%) [3].

Результаты собственного исследования показали следующую иерархию форм психологической защиты у воспитателей: проекция (68%), отрицание (61%), реактивное образование (52%), интеллектуализация (51%), регрессия (36%), компенсация (11%), подавление (9%), замещение (7%) [4].

Г.С.Корытова отмечает меньшее количество защитных механизмов в репертуаре защитного поведения педагогических работников при переработке конфликтов и их повышенную напряженность (в сравнении с результатами по группе «несоциономи-ческих» специалистов). Данный факт, по ее мнению, может говорить о сужении спектра адаптивного поведения, состоянии выраженного внутреннего эмоционального напряжения, дисфункции социальных и профессиональных отношений, наличии актуальных психотравмирующих ситуаций [5].

Обобщая результаты исследований качественного состава структуры психологической защиты воспитателей, можно говорить о выраженности показателей по таким механизмам, как проекция, отрицание, регрессия, реактивные образования.

Чрезвычайно важное практическое значение представляет изучение психологической защиты как фактора, определяющего особенности взаимодействия педагога с детьми.

В.Г. Каменская, изучая иерархию системы психологической защиты и оценку общей напряженности всех защит в разных эмпирических группах, выделяет некоторые особенности защиты воспитателей. Структура системы психологической защиты воспитателей оказалась связана с профессиональной успешностью (данное понятие не раскрывается), которая оценивалась администрацией и коллегами. «Успешные» воспитатели чаще всего используют рационализацию (60%), проекцию (58%) и отрицание (38%), общая напряженность защит 42%. «Неуспешные» воспитатели чаще используют проекцию (69%), регрессию (48%), рационализацию (39%) [6].

Особый интерес и практическое значение представляют результаты изучения Н.В.Макаровой ведущих защит воспитателей, ориентированных на различные модели педагогического взаимодействия, а также особенностей и частоты использования защитных стратегий поведения в разных ситуациях взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией. Ведущей защитой педагогов, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми, является отрицание (46%) при меньшей общей напряженности защит. Данный защитный ме-

ханизм, по ее мнению, в связи с действием по принципу игнорирования проблем, неприятных ситуаций и обращения к позитивным переживаниям, может в целом способствовать положительному восприятию детей и доверительным отношениям с ними. Доминирующей защитной стратегией выступает «ролевое взаимодействие» в сочетании с «рефлексией». Воспитатели, ориентированные на учебно-дисциплинарную модель педагогического взаимодействия, чаще всего используют проекцию (60%), самую конфликтогенную защиту и «ролевое взаимодействие» в сочетании с «репрессивными мерами» [3, с. 121-130].

По результатам собственного исследования показатели большинства форм психологической защиты связаны, прежде всего, с показателями эгоцентрической, личностно-подавляющей и опекающей педагогических позиций. Практически отсутствуют положительные связи с показателями ценностной позиции, которая является наиболее благоприятной для полноценного развития ребенка. Отрицание — единственный психологический защитный механизм, показатели которого связаны с показателями ценностного отношения к детям.

Результаты исследований влияния возраста, стажа профессиональной педагогической деятельности, уровня образования, личностных особенностей и т.п. на систему психологической защиты воспитателей, на наш взгляд, недостаточно однозначны, данная проблема требует своего дальнейшего изучения.

В контексте проблемы психозащитного поведения особую актуальность приобретает вопрос ко-пинг-поведения (совладающего поведения). В отличие от психологической защиты копинг-поведение, согласно Т.Л.Крюковой, осуществляется посредством осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), которые позволяют человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом адекватным личностным особенностям и ситуации способами. Внимание к проблеме копинг-поведения личности в отечественной психологии актуализируется практически одновременно с активным интересом к психологической защите. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к данной проблеме, в том числе в связи с нарастающими нагрузками на нервно-психическое состояние человека в современных условиях. Учитывая достаточно стрессогенные условия педагогического труда, изучение и формирование у педагогов копинг-стратегий поведения представляет особую актуальность. Можно выделить единичные работы, направленные на изучение копинг-поведения личности в профессиональной педагогической деятельности (Т.А.Данилова, О.Н.Ежова, Г.С.Корытова, В.М.Минияров, Е.А.Василевская и др.), при этом отсутствуют полноценные исследования копинг-поведения воспитателей.

Г.С.Корытова приходит к выводу, что совла-дающее поведение педагогических работников в сравнении с работниками несоциономической сферы отличается преобладанием «активных», «просоци-альных» и прямых копинг-стратегий. Вместе с тем,

выраженность личностных копинг-ресурсов совлада-ния у педагогов ниже.

По результатам исследований В.М.Миниярова и Е.А.Василевской, наиболее часто педагоги применяют относительно продуктивные копинг-стратегии: религиозность (74%), сохранение самообладания (69%), альтруизм (69%), установка собственной ценности (68%). В качестве непродуктивных стратегий доминируют преимущественно эмоциональные: активное избегание (77%), эмоциональная разрядка (76%), покорность (72%), подавление эмоций (66%). Педагоги, которые чаще используют непродуктивные копинг-стратегии, чаще испытывают симптомы синдрома выгорания. Продуктивные копинг-стратегии выбираются педагогами реже: проблемный анализ (63%), оптимизм (56%), сотрудничество (56%) [7].

Важное значение представляет выявление ситуаций в профессиональной деятельности воспитателей, вызывающих защитное поведение. Данный вопрос также активно изучается в контексте проблемы трудных жизненных ситуаций, факторов эмоционального выгорания педагогов. Н.В.Макарова, изучая ситуации в профессиональной деятельности воспитателей, вызывающие беспокойство и внутреннее напряжение, отмечает интересный факт: воспитатели в большей степени обеспокоены оценкой своей профессиональной деятельности со стороны взрослых и в меньшей восприятием и оценкой детьми. Так, первые места среди эмоционально значимых ситуаций занимают: критика со стороны администрации (52%), детский травматизм и болезни (33%), критика со стороны родителей (27%), конфликты с родителями (23%), фронтальные проверки, смотры, конкурсы, открытые мероприятия (19%), конфликты с администрацией (19%). Наряду с этим, такие ситуации, как нежелание детей посещать детский сад, детские неудачи, несправедливое наказание детей, выступают как эмоционально значимые всего у 6% педагогов (каждая) [3, с. 116-119].

Программы психологической помощи педагогам, направленные на преодоление деструктивного влияния психологических защит в профессиональной педагогической деятельности могут включать следующие направления работы: развитие способности к осознанию; повышение уровня самопринятия и самоуважения, развитие стремления к самосовершенствованию; снижение чувствительности к угрозе в ситуациях профессионального взаимодействия; обучение навыкам релаксации; обучение стратегиям копинг-поведения и др.

Таким образом, профессиональное и личностное саморазвитие педагога требует отказа от привычных психологических защит, развитие рефлексивного контроля за их включением, формирование навыков совладания в трудных ситуациях.

1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. 141 с.

2. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1996. 144 с.

3. Психологические особенности ориентации педагогов на

личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г.Ситаров, И.А.Бучилова, Е.Ю.Клепцова и др. / Под ред. В.Г.Маралова. М.: Академический Проект: Парадигма, 2005. 288 с.

4. Особенности психологической защиты воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Психология XXI века: Сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. С. 94102.

5. Корытова Г.С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения у педагогических работников [Электр. ресурс] // Фундаментальные исследования. М., 2006. № 11. С. 8992. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vozrasta-i-stazha-professionalnoy-deyatelnosti-na-uroven-zrelosti-psihozaschitnogo-povedeniya-u-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 16.01.2016).

6. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие. СПб.: Детство-пресс, 1999. 144 с.

7. Минияров В.М, Василевская Е.А. Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1 (2). С. 388-393.

References

1. Büttner C. Mit aggressiven Kindern leben. Beltz, 1994. 187 p. Rus. Edition: Zhit' s agressivnymi detmi. Translated from German. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 141 p.

2. Romanova E.S., Grebennikov L.R. Mekhanismy psikhologicheskoy zaschity. Genezis. Funktsionirovanie. Diagnostika. [Psychological defense mechanisms. Genesis. Functioning. Diagnosis]. Mytischi, Talant Publ., 1996. 144 p.

3. Sitarov V.G., Buchilova I.A., Maralov V.G. (ed.) et al. Psikhologicheskie osobennosti orientatsii pedagogov na lichnostnuyu model vzaimodeystviya s detmi [Psychological peculiarities of educators orientation to the personal model of

cooperation with children]. Moscow, Akademicheskiy Prospekt: Paradigma Maralov Publ., 2005. 288 p.

4. Osobennosti psikhologicheskoy zaschity vospitateley doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy [Peculiarities of the psychological defense of preschool teachers in preschool educational organizations]. Psikhologiya XXI veka: Sbornik materialov mezhvuzovoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh [Psychology of XXI century: Information package of the interacademic research and practice conference of young researchers]. St. Petersburg, Pushkin Leningrad State University Publ., 2005, pp. 94-102.

5. Korytova G.S. [Influence of age and professional teaching service on the maturity level of the psychologically defensive behaviour of educators]. Vliyaniye vozrasta i stazha professionalnoy deyatelnosti na uroven zrelosti psikhozaschitnogo povedeniya u pedagogicheskikh rabotnikov. Fundamentalnye issledovaniya. Moscow, 2006, no. 11, pp. 89-92. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-vozrasta-i-stazha-professionalnoy-deyatelnosti-na-uroven-zrelosti-psihozaschitnogo-povedeniya-u-pedagogicheskih-rabotnikov (accessed 16.01.2016).

6. Kamenskaya V.G. Psikhologicheskaya zaschita i motivatsiya v structure konflikta: Uchebnoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh i psikhologicheskikh spetsialnostey [Psychological defense and motivation in the conflict structure: Study guide for students of pedagogy and psychology departments]. St. Petersburg, Detstvo-press Publ., 1999. 144 p.

7. Miniyarov V.M., Vasilevskaya E.A. Formirovaniye koping-strategiy pedagogov v sostoyanii emotsionalnogo vygoraniya [Formation of the coping-strategies of educators in case of emotional exhaustion]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2015, vol. 17, no. 1(2), pp. 388-393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.