Научная статья на тему 'Технология самопрезентации - технология актуализации и развития личностного потенциала субъектов образовательного процесса'

Технология самопрезентации - технология актуализации и развития личностного потенциала субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / ВТОРИЧНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT LEARNING / BICULTURALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Татьяна Александровна, Воронина Лариса Анатольевна

Статья посвящена проблеме выбора и использования в учебном процессе образовательных технологий, рассматриваемых как средство повышения эффективности деятельности обучающихся в достижении высоких результатов самообучения. В связи с этим большое значение приобретает самостоятельная работа как ведущая форма организации учебного процесса. В этом случае важна самоорганизация всех субъектов образовательного процесса. Увеличивается потребность в технологиях, отвечающих за актуализацию и развитие личностного потенциала субъектов. Именно такой и является технология самопрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Татьяна Александровна, Воронина Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF SELF-PRESENTATION AS A TECHNOLOGY OF LEARNING PROCESS SUBJECT INDIVIDUAL POTENTIAL ACTUALIZATION AND DEVELOPMENT

The article deals with the problem of selection and use of educational technologies in the learning process. Educational technology is treated as a means to improve students’ performance in achieving higher results in self-learning. In this regard, the significance of independent work as the leading form of learning process organization raises. The authors emphasize the importance of self-organization of all subjects of the learning process, and a growing need for the technologies responsible for subject’s personality potential actualization and development. It is the technology of self-presentation that meets these requirements.

Текст научной работы на тему «Технология самопрезентации - технология актуализации и развития личностного потенциала субъектов образовательного процесса»

1. Дамешек И.Л., Дамешек Л.М. Ссылка и каторга в имперском законодательстве // Сибирская ссылка: сб. науч. ст. Иркутск: Оттиск, 2011. Вып. 6 (18).

2. Иванов А.А. Законодательство о ссылке и его применение в Сибири во второй половине XIX в. // Известия Иркутской государственной экономической академии [Электронный научный журнал]. URL:

http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?Id=8217 (19 дек. 2014).

3. Иванов А.А. Историография политической ссылки в Сибирь второй половины XIX - начала XX в. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2001. 276 с.

4. Иванов А.А. Уголовное законодательство конца XIX века как основа организации политической ссылки в Сибирь // Известия Иркутской государственной экономической акаде-

ский список

мии [Электронный научный журнал]. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=14079 (20 дек. 2014).

5. Казарян П.Л. Правовая регламентация политических преступлений в законодательстве России. Первая треть XIX -начало XX века // Сибирская ссылка: сб. науч. статей. Иркутск: Оттиск, 2013. Вып. 7 (19). С. 236-272.

6. Кодан С.В. Политическая ссылка в системе карательных мер самодержавия первой половины XIX в. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1980. 96 с.

7. Кодан С.В. Управление политической ссылкой в Сибирь (1826-1856 гг.) Иркутск: Изд-во ИГУ, 1980. 40 с.

8. Степанова Н.Г. Правовое регулирование сибирской каторги в первой половине XIX в. // Сибирская ссылка: сб. науч. статей. Иркутск: Оттиск, 2009. Вып. 5 (17). С. 240- 251.

УДК 37.02

ТЕХНОЛОГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ - ТЕХНОЛОГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

_ л о

© Т.А. Соколова1, Л.А. Воронина2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена проблеме выбора и использования в учебном процессе образовательных технологий, рассматриваемых как средство повышения эффективности деятельности обучающихся в достижении высоких результатов самообучения. В связи с этим большое значение приобретает самостоятельная работа как ведущая форма организации учебного процесса. В этом случае важна самоорганизация всех субъектов образовательного процесса. Увеличивается потребность в технологиях, отвечающих за актуализацию и развитие личностного потенциала субъектов. Именно такой и является технология самопрезентации.

Ключевые слова: образовательная технология; образовательный процесс; обучение иностранному языку; вторичная языковая личность; самостоятельная работа.

TECHNOLOGY OF SELF-PRESENTATION AS A TECHNOLOGY OF LEARNING PROCESS SUBJECT INDIVIDUAL POTENTIAL ACTUALIZATION AND DEVELOPMENT T.A. Sokolova, L.A. Voronina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the problem of selection and use of educational technologies in the learning process. Educational technology is treated as a means to improve students' performance in achieving higher results in self-learning. In this regard, the significance of independent work as the leading form of learning process organization raises. The authors emphasize the importance of self-organization of all subjects of the learning process, and a growing need for the technologies responsible for subject's personality potential actualization and development. It is the technology of self-presentation that meets these requirements.

Keywords: educational technology; learning process; teaching a foreign language; biculturalism; independent learning.

Современное развитие науки и техники предопределяет необходимость владения иностранным языком специалистом любого профиля, что связано с интеграцией мировых экономик, которая дает шанс современным специалистам использовать технологические

достижения других стран. Это становится возможным только тогда, когда обучение направлено на привитие обучающемуся «особой перцептивной способности постигать иную ментальность, иную стратегию и тактику жизни, а значит, иной способ осмысления ин-

1Соколова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеинженерной подготовки, тел.: 89025677940, e-mail: тапуа-8око1оуа76@таН.ги

Sokolova Tatiana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Engineering Training, tel.: 89025677940, e-mail: тanya-sokolova76@mail.ru

2Воронина Лариса Анатольевна, преподаватель иностранного языка, филиал Иркутского государственного технического университета в г. Усолье-Сибирском, тел.: 89500979634, e-mail: voronina-larisa.u@mail.ru

Voronina Larisa, Foreign Language Lecturer in the Usolie-Sibirskoye branch of the Irkutsk State Technical University, tel.: 89500979634, e-mail: voronina-larisa.u@mail.ru

формации, затрагивающей любые стороны этой жизни» [8, с. 78]. Так, международная комиссия ЮНЕСКО в докладе по образованию 21 века отмечает, что «главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов» [3]. В связи с этим одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Современный вуз поставлен сегодня перед необходимостью «обеспечения высокого качества образовательных результатов без особых финансовых вложений со стороны государства за счет поиска внутренних резервов самой системы, а это возможно при активном внедрении современных методов и технологий» [6, с. 9].

Переход на новый уровень подготовки будущих специалистов, усложнение не только образовательных задач, но и требований к качеству труда вузовских преподавателей обусловлен тем, что современное производство нуждается в компетентных работниках, владеющих широким диапазоном знаний, опытом и необходимыми личными качествами, позволяющими переходить из одной области профессиональной деятельности в другую с минимальными затратами времени, средств и сил на переподготовку. Работодатели хотели бы получить специалиста, владеющего такими качествами, как компетентность, самостоятельность и готовность к принятию решений, умением адаптироваться в быстроменяющихся производственных условиях, имеющего мотивацию к непрерывному образованию и профессиональному росту в конкурентной среде, профессионально ответственного, социально активного.

Рассмотрим, как эти требования отражены в образовательных стандартах третьего поколения. В частности, квалификационные характеристики по специальностям среднего профессионального образования в рамках дисциплины иностранный язык содержат, в том числе и такие требования, как умение осуществлять поиск, анализировать и оценивать информациию, необходимую для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования, реализованные в подготовке студентов, делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В высшей школе в соответствии с федеральным государственным стандартом студенты неязыковых специальностей должны достичь такого уровня коммуникативной компетенции, который позволит им использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности, а также в целях самообразования. Это - высокая планка для большинства студентов неязыковых специальностей, которые в своем

большинстве не готовы к общению на иностранном языке. Решение поставленной задачи осложняется еще и тем, что ограничено количество часов, уделяемое на изучение иностранного языка в сфере профессиональных коммуникаций. Это вызывает обоснованный интерес к поиску наиболее эффективных организационно-содержательных подходов к формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

В связи с этим большое значение приобретает самостоятельная работа студентов как важное звено в профессиональной подготовке любого специалиста, как первые шаги в становлении его познавательной и профессиональной самостоятельности.

Самостоятельная работа - это деятельность обучающихся в процессе занятий и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. «Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени» [1, с. 6]. При всем многообразии форм самостоятельной работы мы выделяем основные ее условия:

- наличие четко сформулированного задания и его дифференциация;

- регламентация всех видов заданий по объему и срокам выполнения;

- создание учебно-методического обеспечения, позволяющего преподавателю осуществлять руководство деятельностью обучающегося без непосредственного в ней участия;

- осознание места (роли) данного задания в общей системе деятельности;

- осуществление контроля и оценка качества выполнения самостоятельной работы.

Сегодня в образовательном процессе нет более важной проблемы и вместе с тем более сложной, чем правильно организовать самостоятельную работу субъектов образовательного процесса, которая стала ведущей формой организации учебного процесса. Задача состоит не только в том, чтобы активизировать самостоятельную работу за счет увеличения отведенного на нее объема времени, а чтобы повысить эффективность самостоятельной работы в достижении качественно новых образовательных целей до- и вузовского образования, придав ей проблемный характер «мотивирующий субъектов на отношение к ней как ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции» [6, с. 185].

В этом случае овладение необходимым материалом представляет собой, в первую очередь, результат собственной деятельности обучающегося, который

должен брать на себя определенную долю ответственности за результат обучения, что, безусловно, будет зависеть от восприятия обучающегося. Педагог же создает в учебном процессе необходимую благоприятную среду, которая включает обучающегося как активного партнера в общении, развивает его способность самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность. Для того чтобы решить обозначенную проблему - научить обучающегося вне пределов страны изучаемого языка, без непосредственных контактов с культурой носителей языка и в течение ограниченного учебными рамками времени говорить о своей специальности и понимать речь носителей языка в этом плане - нужно активно использовать современные образовательные технологии. Необходимость их применения подчеркивается изменением характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса: смена приоритетов - от простой трансляции знаний к созданию необходимых условий, способствующих полной реализации потенциала обучающихся в учебно-профессиональной и других видах деятельности.

«Технология как система работы педагога с учащимися или студентами, которая разворачивается в определенной логике в условиях образовательной среды, оказывается изоморфна структуре организуемого процесса. В этом значении технология может быть выстроена и применена как освоенная последовательность методов, разворачивающая этот процесс во времени от момента выдвижения цели до получения и оценки прогнозируемого результата» [6, с. 22]. М.В. Кларин писал по этому поводу: «Ключом понимания технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные (и диагностируемые цели)» [4, с. 17].

Таким образом, для того чтобы субъекты образовательного процесса действовали технологично, им необходимо четко представлять структуру процесса достижения цели и последовательность применения для этого средств.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках реализации дисциплин «иностранный язык», «иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций», обусловлен необходимостью формирования у обучающихся общекультурных компетенций для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.

На выбор образовательных технологий также влияет и тот факт, что в любом образовательном учреждении, являющимся структурным элементом системы непрерывного образования, в котором создаются условия для развития и саморазвития каждой личности, безусловно, усиливается роль не только самостоятельной работы, но и важность самоорганизации всех субъектов образовательного процесса. Все это увеличивает потребность в технологиях, отвечающих за актуализацию и развитие личностного потен-

циала субъектов. Именно такой технологией является технология самопрезентации.

Использование данной технологии в рамках программ дисциплин «иностранный язык», «иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций» продиктовано необходимостью подготовки будущего специалиста к публичным выступлениям, написанию текста о себе, представления сведений о себе при отборе при трудоустройстве. Умение презентовать себя, свои знания, умения, таланты и способности обеспечивает возможность занять достойное положение в обществе и реализовать свой потенциал.

Внедрение технологии самопрезентации в практику высшего образования должно помочь обучающимся получить следующие умения:

/ Изучить общие и специфические принципы построения презентации: во-первых, в центре внимания - докладчик. Во-вторых, нужно понимать, что на презентацию пришли выслушать Вас, а не прочитать вместе с Вами надписи на Ваших же слайдах. В-третьих, необходимо соблюдать принцип «10/20/30» (впервые его описал Гай Кавасаки, один из первых работников компании Apple Computer, ответственный за маркетинг компьютера Macintosh в 1984 г.). Суть принципа: 10 слайдов в презентации; 20 минут времени на презентацию; 30-м шрифтом набран текст на слайдах. Нельзя забывать и такие принципы самопрезентации, как позитивность, индивидуальность, краткость, конкретность, избирательность, активность, честность (данные принципы определены по результатам исследований, проводимых региональным учебным консультационно-методическим центром профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера») [7].

/ Освоить алгоритм подготовки материалов для публичного выступления:

- выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления (выбор темы должен быть сопряжен с ответом на вопрос «зачем я сейчас говорю на эту тему с этим человеком?», и если Вы знаете ответ на этот вопрос, значит Вы на верном пути);

- сбор материала (при планировании презентации очень часто возникает желание сказать как можно больше, однако, вся собранная информация должна выбираться по определенным критериям: важность, необходимость, соответствие выбранному подходу, интерес);

- составление рабочего плана (наличие плана и четкое следование ему позволит достичь желаемого эффекта выступления);

- написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана;

- написание вступления (во вступлении оратор ставит перед собой следующие цели: установить контакт с аудиторией, вызвав расположение к себе; заинтересовать слушателей; подготовить слушателей к восприятию выступления; обосновать постановку вопроса).

Как это сделать? Можно применить следующие приемы: начало должно быть коротким и динамичным.

Первые слова - это обращение к слушателям; использовать приемы начала выступления: перейти сразу к изложению дела, прямо выразить свои чувства по поводу излагаемого вопроса, задать вопрос слушателям, сделать замечание, затрагивающее интересы слушателей, сделать комплимент слушателям, рассказать историю, сообщить потрясающий факт, рассказать случай из своей жизни, процитировать яркое выступление знаменитого человека, пословицу и т.д.

Написание заключения. В заключении оратор может ставить перед собой следующие цели: суммировать сказанное, обобщить информацию; способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых в выступлении; сделать выступление менее официальным и тем самым повысить благожелательное отношение аудитории к себе как оратору и к тексту своего выступления; повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы. Обозначим приемы, которые можно использовать в заключительной части выступления: очень коротко повторить основные положения; закончить призывом к действию, пожеланием; сделать комплимент слушателям; завершить шуткой; прочесть наизусть стихи; использовать цитату; закончить на высшей точке напряжения -кульминации; сообщить потрясающий факт.

При составлении вступительной и заключительной частей выступления нужно помнить что существует «эффект края»: слушатели запоминают первое и последнее из того, что Вы сказали; вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основная часть закончена, и все идеи оратор отчетливо понимает и ясно изложил в основной части.

Далее происходит редактирование текста выступления, после чего необходимо запомнить основной план выступления и подготовиться к произнесению речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т.п.).

/ Ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения информации (безусловно, речь выступающего - основная форма, но она может и должна быть дополнена средствами, которые сделают презентацию более увлекательной и запоминающейся. В презентации могут быть использованы различные вспомогательные средства: таблицы, фотографии, символы, фигуры и т.д. Их выбор определяется целесообразностью включения - какую помощь они будут оказывать оратору. Следует помнить, что ис-

пользование средств в презентации имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

«Определиться с выбором поможет анализ возможностей каждого средства в контексте подготовленного сообщения:

- помогут ли они осмыслить идеи;

- подчеркнут ли ключевые моменты;

- увеличат ли объем запоминаемого;

- проиллюстрируют ли сообщение;

- заменят ли частично выступление» [6, с. 239].

/ Анализировать качество подготовленных для презентации материалов (в данном случае речь идет о возможности оценки презентации с учетом обратной связи во время выступления, которая помогает измерить эффективность выбранной стратегии взаимодействия со слушателями. Ориентируясь на индикаторы внимания аудитории, можно определить, насколько удачно подобран материал, выбрана структура изложения, применяемые средства).

/ Овладеть навыками публичного выступления перед аудиторией:

- иметь четкое представление о том, какую информацию донести до слушателей;

- развивать способность выбирать вербальные и невербальные средства в случае коммуникативной неудачи;

- работать с вопросами в развитие темы;

- актуализировать знания норм, стереотипов и правил речевого поведения и развивать умения оперировать этими правилами в условиях реального общения.

Именно самопрезентация (презентация) позволяет овладеть таким преимуществом публичного выступления, как персональный контакт с аудиторией. Данная технология, представляя собой одну из форм организации самостоятельной работы, позволяет обучающимся осознанно, обдуманно планировать свою деятельность, направленную на развитие собственного потенциала.

Необходимо отметить, что активное применение современных образовательных технологий в образовании - это не самоцель, а скорее средство повышения эффективности деятельности обучающихся в достижении более высоких результатов самообразования, расширении возможностей для выбора более эффективных способов решения образовательных задач и оптимального использования ресурсов.

Статья поступила 10.03.2015 г.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тез. Докл. Всерос. науч.-метод. конф. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 1994. 67 с.

2. Дикисон С. Презентация. Технология успеха. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 256 с.

3. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке // Итоги и перспективы развития образования на рубеже тысячелетий. Материалы симпозиума Томск: Изд-во ТГПУ, 2001.

4. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Педагогика, 1989.

132 с.

5. Лейхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации: стратегии и навыки. СПб.: Питер, 2001. 686 с.

6. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2013. 432 с.

7. Успешная самопрезентация. Основные принципы самопрезентации [Электронный ресурс]. 1^1.: http://job.sibsiu.ru (26 янв. 2015).

8. Халеева И.И. Нарративный текст как форма национального социокультурного сознания // Актуальные проблемы преподавания перевода и иностранных языков в лингвистическом вузе. М.: Изд-во МГЛУ, 1996. Вып. 423. 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.