Научная статья на тему 'Изучение художественного произведения в контексте введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования'

Изучение художественного произведения в контексте введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / MODERN LESSON / EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ART TEXT / DESIGN ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селицкая Виктория Валерьевна

В статье говорится об изменениях, происходящих с уроком как формой организации учебного процесса на современном этапе, о возможностях современных образовательных технологий при изучении литературы. Использование в уроке литературы современных образовательных технологий является важным мотивационным фактором и способствует достижению обучающимися как метапредметных и личностных, так и предметных образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селицкая Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Work of Art Study within the Advent of the State Basic General Educational Standard

The article refers to the changes taking place with a lesson as a form of organization of the educational process at the present stage, the possibilities of modern educational technologies in the study of literature. Modern educational technologies using in a literature class is an important motivational factor and it furthers learners get metasubject, personal and subject learning results.

Текст научной работы на тему «Изучение художественного произведения в контексте введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

[русская словесность в школе] В. В. Селицкая

ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В КОНТЕКСТЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

VICTORIA V. SELITSKAYA

A WORK OF ART STUDY WITHIN THE ADVENT OF THE STATE BASIC GENERAL EDUCATIONAL STANDARD

Виктория Валерьевна Селицкая

Аспирант кафедры филологического образования Cанкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназии № 196, методист ИМЦ Красногвардейского района ► nikes5@inbox.ru

В статье говорится об изменениях, происходящих с уроком как формой организации учебного процесса на современном этапе, о возможностях современных образовательных технологий при изучении литературы. Использование в уроке литературы современных образовательных технологий является важным мотивационным фактором и способствует достижению обучающимися как метапредметных и личностных, так и предметных образовательных результатов.

Ключевые слова: современный урок, образовательный стандарт, образовательные технологии, художественный текст, проектная деятельность школьников.

The article refers to the changes taking place with a lesson as a form of organization of the educational process at the present stage, the possibilities of modern educational technologies in the study of literature. Modern educational technologies using in a literature class is an important motivational factor and it furthers learners get metasubject, personal and subject learning results.

Keywords: modern lesson, educational standard, educational technologies, art text, design activity of school students.

Ценность знания высока. Однако в современном мире знания необходимы не сами по себе, гораздо важнее умение применять их. А выпускники современной школы часто на практике оказываются беспомощными, совершенно неподготовленными к реалиям современности. Задача школы — помочь ребенку научиться адаптироваться в реальности, для этого необходим не только комплекс знаний, но и система практических умений и навыков. Поэтому в целях преодоления кризиса знаниевой парадигмы необходимо полностью менять структуру и содержание образовательного процесса.

Современное образование предполагает системно-деятельност-ный подход, при котором на первое место выдвигается личность обучающегося, образование, согласно стандартам второго поколения, становится личным делом каждого ребенка, а для этого необходимы (на примере изучения поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»):

- личностная мотивация (например, я хочу узнать, почему Кирибеевич нападает на Алену Дмитревну; я хочу понять, почему Степан Парамонович

Калашников не называет царю причину, из-за которой убил его любимого опричника);

- наличие конкретной учебной цели (я понимаю, что мне нужно получить информацию об эпохе Ивана Грозного);

- выполнение обучающимися определенных действий для приобретения недостающих знаний (мне следует прочитать/повторить соответствующие главы учебника истории, энциклопедии, найти исторические документы, прочитать работы историков);

- нахождение и освоение такого способа действия, который позволит эти знания осознанно применять (я понимаю, что, чтобы объяснить поступок исторического или литературного персонажа, мне следует изучить также ситуацию, в которой он находится);

- формирование у школьников умения контролировать свои действия ( я осознаю сильные и слабые стороны своей работы);

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (я делаю вывод, что, чтобы понять поступок реального человека, я должен осознавать ситуацию, в которой он находится).

Акцент в современном образовании переносится таким образом с чисто предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие универсальных учебных действий (УУД).

Итак, знания добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) предполагает достижение школьниками как личностных и метапредметных, так и предметных результатов, освоение которых на данном этапе проверяется в формате ГИА/ЕГЭ. Из этого следует, что задача современного учителя, работающего по новым стандартам, состоит в том, чтобы не в ущерб предметным компетенциям развивать метапредметные и личностные компетенции путем стимулирования познавательной активности обучающихся.

Основной единицей образовательного процесса по-прежнему остается урок [3: 3], поэтому именно он должен обеспечить развитие качеств ученика, отвечающих требованиям современно-

го общества. Именно на уроке изучается художественный текст. Именно на уроке формируются навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение работать в коллективе [Там же: 5]. Поэтому изменения в современном уроке происходят кардинальные: изменяется способ постановки учебной цели, меняется структура урока, полностью перестраивается система оценивания деятельности обучающихся, изменяется формат анализа урока.

Особенности современного урока описаны в научной литературе новейшего времени, в частности, О. Н. Крылова и И. В. Муштавинская описывают изменения в дидактической системе урока[3], М. Г. Ермолаева уделяет особенное внимание методам и приемам работы учителя в уроке [1], описываются основные педагогические технологии как в общем для основной школы [2; 6; 7; 8], так и в применении к деятельности учителей-словесников [4; 5; 11].

Чтобы построить урок в соответствии с идеями ФГОС ООО, нужно пересмотреть классическую модель урока (структуру, приемы и методы, наполнение основных этапов). Новые модели урока предполагают использование образовательных технологий. «Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий» [3: 18]. И урок литературы, цель которого — воспитание грамотного читателя путем изучения художественного текста, здесь не исключение. Технологии активно включаются в работу словесника,

Целью любой технологии и конечным результатом технологий является формирование метапредметных результатов, что соответствует требованиям стандарта. Большинство технологий строится по определенному алгоритму (предполагает последовательность этапов, которая отличается от классической). При этом современный урок предполагает также индивидуальный подход к обучающимся, мотивированность, личностную значимость процесса обучения и творческий подход учителя.

Главной функцией учителя, работающего по ФГОС ООО, становится организация само-

стоятельной деятельности обучающихся в процессе урока, такая деятельность должна занимать 60-70% от времени урока [Там же: 8]. Каждый учитель, работающий по ФГОС ООО, принимает следующие принципы урока.

1. Цели урока формулируются самими обучающимися, они понятны и лично стно значимы (для меня важно познакомиться с...).

2. В процессе урока школьники обучаются оценивать свою готовность к уроку, обнаруживать пробелы в знаниях, находить причины затруднений при выполнении заданий, то есть учатся рефлексии.

3. Активность обучающихся в учебном процессе высокая, для этого учитель использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, а сам урок перерастает свои границы как во времени (активно задействуется внеурочная деятельность), так и в предмете (возрастает значение интегрированных уроков, урок становится мета- и полипредметным).

4. Современный урок диалогичен, в нем создается атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

5. В уроке сочетаются репродуктивная и проблемная формы обучения, учитель помогает обучающимся научиться работать как по правилу, так и творчески.

6. Критерии, по которым оценивается работа на уроке, должны быть известны обучающимся заранее.

7. Учебный материал в процессе урока должен быть максимально осмыслен каждым обучающимся, поэтому необходимо предоставить ученикам задания различных уровней сложности, чтобы каждый имел возможность выбора задания «по силам».

8. Учитель оценивает любые реальные, даже самые минимальные успехи каждого обучающегося.

9. Коммуникативные задачи для любого урока обязательны.

10. Позиция ученика и его способность ее выражать значима, учитель обучает корректности в ее выражении.

Данные позиции, а также другие, соответствующие новым стандартам, при введении ФГОС ООО будут обязательны к реализации в процессе урока всеми учителями на всех школьных общеобразовательных предметах.

Специфика уроков литературы в том, что хороший учитель-словесник во все времена

и эпохи работал «в соответствии с новыми стандартами», развивал личностные и метапредмет-ные компетентности, использовал различные технологии, даже формировал УУД. Литература всегда была предметом, в основе которого лежит объективная реальность и неоспоримый факт — художественный текст, и реальность текста, во-первых, предполагает различные возможности его интерпретации и, во-вторых, все же чёткое выражение авторской позиции. Поэтому урок литературы, изучающий художественное произведение, в своей основе изначально соответствует новым стандартам.

Итак, содержанием урока литературы по-прежнему остается художественный текст, главной задачей курса считается, согласно стандарту, формирование компетентного читателя [9: 11], «эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры» [10: 18]. В реальности же проблема читателя стоит весьма остро: текст для ученика — скорее набор непонятных знаков, почти иероглифов: «Сегодняшний среднестатистический школьник не понимает или часто превратно понимает большую часть художественного текста, как если бы этот текст был написан на иностранном языке или в нём рассказывалось о жизни инопланетян» [11: 76]. В лучшем случае ребенок, изначально настроенный на диалог, предложит свою первичную интерпретацию и задаст примерно такие вопросы: «Зачем сначала расписывать вязальные спицы, чтобы потом воткнуть их в грязь дороги?» («И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи» — «Россия» А. А. Блока).

Поэтому на современном уроке, когда большинство обучающихся самостоятельно не воспринимает, не улавливает ни исторический, ни лингвистический, ни биографический, ни литературный, ни общекультурный контекст, учитель становится прежде всего проводником и комментатором, помогающим привести первичное восприятие к осознанному пониманию текста*, и в этом ему помогают современные образовательные технологии.

В настоящее время учитель может выбрать наиболее предпочтительные для себя технологии и продуктивно использовать их в процессе урока.

Главное — технология должна способствовать восприятию, пониманию, интерпретации художественного произведения. Задача учителя — не допускать искажений авторской позиции при интерпретации текста, так как предметные результаты обучающегося в настоящее время проверяются в формате ГИА/ЕГЭ, и именно они в данный момент являются особенно значимыми при дальнейшей социализации обучающегося и при выборе им своего образовательного маршрута.

Поэтому и возникает другое противоречие: в процессе обучения согласно стандартам особое внимание уделяется личностным и метапредмет-ным результатам, а на экзамене — в большей степени предметным. Преодоление этого противоречия на современном этапе ложится на плечи учителя, поскольку наученный учиться, умеющий добывать знания ребенок сумеет при умелом руководстве учителя достойно подготовиться к экзамену по любому предмету.

Современные педагогические технологии помогают в решении данной проблемы, поскольку способствуют формированию мотивации к обучению, ведь в рамках какой-либо из технологий каждый ребенок обязательно найдет предпочтительные для него возможности обучения.

Большое значение в жизни современной школы, уже сориентированной на ФГОС ООО, имеет проектная деятельность школьников. Следует учитывать, что проектная деятельность просто необходима подростку для нормального развития [7: 67], так как для него, подростка, экспериментирование в любой форме является значимой составляющей личности [Там же: 63]. А самостоятельность, которая дается им при работе над проектом, подростки ценят превыше всего. Таким образом, проектная деятельность особенно важна именно в рамках основной школы. Подготовка проекта предполагает деятельность обучающихся согласно ФГОС ООО и включает следующие этапы [8: 30]:

- Подготовительный этап — это подготовка проектного задания, формулирование темы и целей проекта. Этап также включает подбор группы для подготовки проекта и определение возможностей автора или авторов проекта. Например, обучающие-

ся готовятся к постановке комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Подготовительный этап предполагает подбор театрального коллектива, причем предпочтителен не только набор труппы, но и формирование всего коллектива — автор, режиссер, композитор, костюмер, декоратор, осветитель и т. д.

- Технологический — разработка плана проекта и его реализация. Этап предполагает создание сценария, репетиции, подбор музыки, подготовку костюма и т. д.

- Завершающий — презентация проекта, экспертиза, самооценка и рефлексия результатов. Представление спектакля. Рефлексия в данном случае предпочтительна в неформальной атмосфере.

Проект может реализовываться одним или несколькими обучающимися, целым классом или даже в пределах параллели. Среди обучающихся популярны проекты маршрутов путешествий героев, например, в пятом классе обучающиеся с удовольствием создают карту путешествия хоббита Бильбо Бэггинса по Средиземью или Алисы по Стране Чудес, шестиклассники — карту путешествия Одиссея от Трои к родной Итаке, семиклассники воссоздают картину мира в русской былине, а в девятом классе — путешествие Чичикова.

Также популярна тема по созданию музея интерьеров — каморка Герасима, келья Пимена, кабинет Онегина. В данном случае проект только позволяет систематизировать имеющиеся у обучающихся знания.

Интересны масштабные проекты, в которых задействована вся параллель (3-4 классов).

Проект «Большой показ мод» предполагает участие параллели 5 или 6 классов. Мальчики, вопреки классическому мнению, участвуют в проекте не с меньшим удовольствием, чем девочки, потому что воспринимают проект как ролевую игру. Проект способствует повышению интереса к чтению, раскрытию личных качеств обучающихся, формированию коммуникативных умений. В данном проекте огромное значение имеет внеурочная работа, так как предполагается несколько репетиций.

Каждый ребенок решает для себя, участвовать ли ему в данном проекте. Если он решает участвовать, он самостоятельно выбирает для

себя персонаж из фольклора или литературного произведения, который он будет представлять в проекте, далее он решает, будет ли его персонаж загадкой для зрителей, которую они должны разгадать, или же он представится в процессе самопрезентации. «Изюминкой» образа могут быть слова героя, песня, танец, музыка, даже костюм — выбор зависит от умений и предпочтений обучающегося. Текст может быть как цитатой из произведения, так и самостоятельным творчеством, это может быть сценка с участием двух или нескольких персонажей (например, Людоед и Баба-Яга, цыганский табор при выборе образа несколькими обучающимися).

Затем в классе ребята обсуждают общий сценарий в зависимости от количества участников и особенностей костюма, например, большой бал в королевском дворце сказочной страны или дефиле «Последние модные новинки прошлого сезона» — простор для фантазии. Но есть условие — при наличии 3-4 классов на параллели общее выступление команды не должно превышать регламент в 20 минут. Также неограничен простор для выбора призов участникам. Получается настоящий праздник для детей, учителей и родителей.

Вариант для подростков — викторина для 8 класса «Исторический персонаж в художественном тексте». Участники представляют образ литературного героя, который одновременно является реальным историческим персонажем. Задача участников — угадать героя, возможно, продолжить его слова, рассказать о его деятельности в качестве исторической личности и о его роли в художественном произведении, провести параллели, например, Пугачев у Пушкина и Есенина, Пётр I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». Здесь важно, чтобы при подготовке не было допущено искажений авторской позиции в интерпретации образа.

Для учащихся 7-8 классов интересен проект «Память жанра». Также участвует вся параллель, но классы выбирают по жребию жанр, который должны будут представить. Самые любимые жанры — басня, баллада и былина. В игровой форме, которую обучающиеся выберут сами, они

должны в течение 15-20 минут познакомить аудиторию со своим жанром — определение, особенности жанра, примеры, герои, сценки.

Проект «Читаем с родителями» может быть также реализован в разных форматах, в нем особенно важна, в особенности для не участвовавших в проекте, его презентация, в которой участвуют и родители, прочитавшие со своими детьми заданную книгу, и рефлексия.

Составление тематического или жанрового сборника, например, сборника коротких рассказов или сборника стихотворений на заданную тему, позволит развивать навыки сопоставления.

Результатом проектной деятельности может стать виртуальная экскурсия, электронная газета, веб-сайт, рекламный проспект, словарь, путеводитель и т. д. [5: 9-10].

Интересные результаты получаются при использовании в уроке литературы технологии кейсов и технологии развития критического мышления. Использование информационных технологий на данный момент для словесника является практически обязательным. К тому же, информационные технологии предполагают дополнительные возможности для изучения художественного текста, например для комментария [11].

Таким образом, на современном этапе полностью изменяется парадигма урока вообще и, соответственно, парадигма урока литературы. Основными проблемами, преодолевать которые следует учителю-словеснику при изучении художественного произведения в формате урока, являются проблема восприятия школьниками художественного текста и проблема подготовки обучающихся к пока еще исключительно предметному итоговому контролю, проверяющему достижение именно предметных образовательных результатов. Восприятие большинством обучающихся художественного текста как кода, который требует расшифровки, может быть преодолено применением современных образовательных технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность обучающихся, способствующих расшифровке этого кода и постепенному включению учеников в общекультурный контекст.

ПРИМЕЧАНИЕ

* «...Важнейшей задачей при изучении художественного текста оказывается реконструкция, восстановление в сознании читателя-школьника, перевод непонятного. Если классическая методика изучения литературы традиционно выделяла следующие фазы изучения текста в классе: первоначальное восприятие, анализ, итоговое обобщение и интерпретация, то сегодня первым этапом оказывается реконструкция текста: нельзя ни воспринимать, ни анализировать, ни тем более интерпретировать то, что не понимаешь» [11: 76].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебн.-метод. пособие. СПб., 2011. (Серия «Уроки для педагогов»).

2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2011. (Серия «Работаем по новым стандартам»).

3. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. СПб., 2013. (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»).

4. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / Авт.-сост. Е. Н. Попова и др. Волгоград, 2009.

5. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / Сост. Г. В. Цветкова. Волгоград, 2013.

6. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебн.-метод. пособие. СПб., 2013. (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).

7. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М., 2011. (Серия «Работаем по новым стандартам»).

8. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина и др. СПб., 2013. (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2013. (Серия «Стандарты второго поколения»).

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М., 2011. (Серия «Стандарты второго поколения»).

11. Ээльмаа Ю. В., Фёдоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей об-щеобразоват. учреждений. М., 2012. — URL: http://litbook. eelmaa.net/

[представляем новые книги. рецензии]

МЕДИАЛИНГВИСТИКА — НОВАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЛАТФОРМА...

(Окончание. Начало на с. 57, 69, 74, 85)

монстрирует методологическую открытость ме-диалингвистики, которая связана не с дефицитом теоретической базы лингвистики и отсутствием точных инструментов исследования, но с тем, что «сфера анализа (языки СМИ в ландшафте современной культуры) постоянно меняется и обогащается новыми явлениями» (Там же).

Автор предлагает собственную модель исследования «медийно мотивированных лингвистических явлений» (с. 158-159), прибегая к метафорическому понятию «денатурализации текста», которое определяется им как «восстановление» текста, выведение его характеристик, признаков, свойств из реализуемого исследовательского подхода. Б. Сковронек выделяет пять этапов «денатурализации текста», не претендуя, однако, на всеобщность и окончательность этого списка.

Б. Сковронек рисует языковую картину медийного пространства современной Польши (пресса, кино, радио, телевидение и Интернет),

информируя читателя, в том числе, и о «переделе собственности» в этой области, и об основных научных исследованиях каждого вида СМИ. Эта часть монографии представляет собой богатый материал для контрастивных медиалингви-стических изысканий, демонстрируя общность проблем и национальную специфику. Каждый параграф главы формирует своеобразную исследовательскую программу, зачастую весьма конкретизированную.

Учитывая динамичность современного мира, стремительное развитие форм и средств коммуникации, особенно в части языковых изменений, о которых говорят лингвисты разных стран, выразим надежду на скорейшее издание русского перевода монографии Богуслава Сковронека «Медиалингвистика. Введение».

В. В. Васильева, СПбГУ (Исследование выполнено при финансовой поддержке СПбГУ в рамках НИР № 4.23.2204.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.