Научная статья на тему 'Технология самоисследования качества образовательной деятельности ввуза в условиях его развития'

Технология самоисследования качества образовательной деятельности ввуза в условиях его развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИССЛЕДОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ ССУЗА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / САМОРАЗВИТИЕ / A SELF-RESEARCH / EDUCATION QUALITY / DEVELOPMENT OF AN INSTITUTE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATION PROCESS / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмелевская М. А.

Самоисследование качества образовательной деятельности в ссузе является одним из механизмов его развития. Достоинством самоисследования качества образовательной деятельности является его направленность на профессионально-личностное саморазвитие всех субъектов образовательного процесса. В работе предложены этапы технологии самоисследования качества образовательной деятельности ссуза в условиях его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of self-research of educational activity quality in an institution of secondary professional education in conditions of its development

Self-research of the quality of the educational activity in an institution of secondary professional education is one of the means of its development. The main advantage of self-research of educational activity quality is its orientation to professional and personal self-development of all the subjects of the educational process. Stages of technology of self-research of educational activity quality in an institution of secondary professional education in conditions of its development are proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Технология самоисследования качества образовательной деятельности ввуза в условиях его развития»

тодов ее проведения среди учащихся дошкольного и школьного возраста на профессию подтверждена следующими показателями:

- в профессиональной направленности учащихся экспериментальной группы старшего школьного возраста танцевальная направленность составила 60 %, педагогическая 40 %, тогда как в начале эксперимента в этой же группе танцевальная была 80 %, а педагогическая - 20 %, т. е. изменилась значительно;

- готовность к профессиональному самоопределению в конце эксперимента составила 80 %, по сравнению с показателем начала эксперимента - 20 %.

Представленная информация, полученная в ходе экспериментального изучения особенностей допрофессиональной подготовки в системе непрерывной подготовки

специалистов СБТ, окажется полезной для дальнейших проектных разработок, направленных на совершенствование организации процесса обучения спортивным бальным танцам.

Поступила в редакцию 20.08.2008 г.

Shankina S.V., Shankin Y.V. Main directions in forming the content of pre-professional training of future sport ball dance specialists. The article deals with the results of experimental work which has been carried out by the author in the centre of ball choreography «Fiesta-TSU» of Tambov state university named after G.R. Derzhavin. The article introduces the author’s innovative model of preprofessional training of sport ball dance specialists, reveals the most important problems of children’s personal-professional development during training in ball choreography.

Key words: period of pre-professional training of sport ball dance specialists.

ТЕХНОЛОГИЯ САМОИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ССУЗА В УСЛОВИЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ

М.А. Хмелевская

Самоисследование качества образовательной деятельности в ссузе является одним из механизмов его развития. Достоинством самоисследования качества образовательной деятельности является его направленность на профессионально-личностное саморазвитие всех субъектов образовательного процесса. В работе предложены этапы технологии самоисследования качества образовательной деятельности ссуза в условиях его развития.

Ключевые слова: самоисследование, качество образовательной деятельности, развитие ссуза, инновационный процесс, саморазвитие.

В настоящее время основной тенденцией в области гарантий качества среднего профессионального образования становится перенос центра тяжести с процедур контроля качества деятельности образовательного учреждения на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки (самоисследования) образовательного учреждения на основе моделей управления качеством. В этом контексте самоисследование качества образовательной деятельности ссуза можно рассматривать как отправную точку эффективной гарантии качества. В связи с этим важно, чтобы образовательное учреждение обладало средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности.

Самоисследование качества образовательной деятельности мы рассматриваем как механизм развития ссуза, когда персонал учебного заведения совместно со студентами проводит мониторинг, самоанализ и самооценку качества инновационных процессов, условий и результатов выполнения основных образовательных программ. Эта работа крайне важна, т. к. позволяет коллективу критически осмыслить результаты своего труда, выявить достижения, недостатки, их причины, наметить пути их улучшения, поставить конкретные цели и задачи на будущее, установить степень взаимосвязи результатов деятельности, процесса и условий обучения, запланировать направления развития ссуза.

Нами установлено, что самоисследова-ние качества образовательной деятельности в ссузе как механизм его развития осуществляется поэтапно.

Первый этап: подготовка к созданию технологии самоисследования качества образовательной деятельности в ссузе. В его задачу входит:

- разработка концепции самоисследования качества образовательной деятельности в ссузе;

- «выращивание» творческого коллектива - команды самоисследователей из числа преподавателей и администрации ссуза;

- сбор и анализ информации о качестве образовательной деятельности;

- вхождение в ситуацию самоисследования: определение важнейших противоречий, побудивших осуществить самоисследо-вание, определение проблем качества образовательной деятельности, выдвижение гипотез, определение функций, целей и задач самоисследования, выявление ведущих тенденций, источников, механизмов самоисследования качества образовательной деятельности в ссузе;

- теоретико-методологическое обеспечение самоисследования, создание концептуальных моделей самоисследования качества образовательной деятельности в ссузе и процесса ее проектирования;

- определение технологии самоисследования; выбор форм самоисследования;

- методическое обеспечение самоисследования; определение критериев оценки качества образовательной деятельности;

- пространственно-временное обеспечение самоисследования;

- материально-техническое обеспечение самоисследования;

- правовое обеспечение самоисследования.

Для формирования команд были предприняты следующие действия:

- обосновано назначение, миссия команды (определено, почему команда должна существовать);

- сформулированы цели команды (что команда собирается делать, какие конкретные результаты должны быть достигнуты для реализации ее назначения);

- определено время на достижение поставленных целей;

- поставлены задачи (определено, как команда собирается достичь цели, какие действия необходимо предпринять для достижения цели), распределены «роли» - установлено кто, что, как, где и когда будет делать;

- рассмотрен вопрос о ресурсах, требующихся для выполнения задачи;

- выработаны групповые нормы и правила, определяющие, как команда будет выполнять работу и как члены команды будут относиться друг к другу, разработан кодекс полемического взаимодействия.

Ролевые функции членов команды в ходе самоисследования качества образовательной деятельности в ссузе могут быть распределены следующим образом:

Лидер. Впитывает всевозможные мнения и принимает решения, умеет слушать, хорошо говорит, логично мыслит, решительный, спокойный, стабильный.

Реализатор. Соединяет усилия группы в единое целое, динамичный, решительный, напористый, доминирующий экстраверт.

Генератор идей. Источник идей, имеет богатое воображение, креативность, нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет принимать его идеи.

Объективный критик. Анализирует и делает логические выводы, осуществляет контроль, имеет широкую эрудицию, возвращает команду к реальности, рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

Организатор работы. Преобразовывает идеи в конкретные задания, хороший организатор, волевой и решительный.

Организатор группы. Способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы, дипломатичен, коммуникабелен.

Исследователь ресурсов. Является связующим звеном с внешней средой, общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный.

Завершитель. Побуждает группу все делать вовремя и до конца, педантичен, обязателен.

Путем создания эффективных команд «самоисследователей» в ссузе решаются проблемы повышения качества образовательной деятельности; проблема мотивации персонала к непрерывному самосовершенст-

вованию; удовлетворения потребностей социальных партнеров.

Второй этап: разработка модели самоис-следования качества образовательной деятельности в ссузе. Он включает моделирование самоисследовательской работы в ссузе, ее конструирование и программирование. В содержание этапа входит:

- определение основных параметров самоисследовательской работы, отвечающих ведущим ценностям и целям управления качеством образовательной деятельности;

- разработка модели самоисследования качества образовательной деятельности в ссузе, определение объективных характеристик личности и профессиональной деятельности самоисследователя конкретного ссуза; определение качеств личности, являющихся противопоказанием самоисследователя; определение характера взаимодействия субъектов самоисследования; определение целей, содержания, организационных форм и методов самоисследовательской работы, характера их взаимосвязи и степени влияния на результаты качества образовательной деятельности;

- определение и реализация интегрированной образовательной программы развития преподавателей ссуза в области обеспечения качества образовательной и самоисследовательской деятельности;

- выявление условий освоения приемами самоисследования качества образовательной деятельности преподавателями ССУЗа в индивидуальном темпе и наиболее приемлемыми методами;

- обоснование модулей самоисследования, его ведущих конструктов, к числу которых могут быть отнесены: само исследование качества программно-методического обеспечения, качество образовательного процесса, качество результатов освоения образовательных программ и др.;

- разработка программ самоисследования качества образовательного процесса в ссузе;

- создание организационно-педагогических, информационных, субъектно-личностных, материально-технических условий ее разработки и реализации;

- подготовка контрольно-измерительных материалов;

- профессионально-личностная рефлексия команды самоисследователей (переосмысление профессиональных и личностных стереотипов посредством использования методов формирования инновационного поведения; проблемно-рефлексивного полилога; дискуссии; рефлексивной инверсии; интервью).

При осуществлении самоисследования использовались такие способы активизации мышления, как:

1) «аналитическое интервью», направленное на сбор мнений о самоисследовательской работе в ссузе; «коллективный информационный поиск», цель которого отыскать своевременно и быстро необходимую информацию, полезную для проведения самоисследования;

2) «мозговая атака», направленная на стимулирование команды к быстрому генерированию большого количества идей, предложений;

3) «метод наводящих вопросов», позволяющий осуществить оценку ресурсов, определение идей и направлений преобразований процесса самоисследовательской работы в ссузе;

4) «метод преобразований», цель которого - найти новые направления поиска, если те, которые были предложены, не устраивают в силу различных обстоятельств или имеют экспертные замечания и др.

Самоисследование связано с разрушением познавательных и деятельностных стереотипов, сложившихся у преподавателя. В самооценке преподаватель неоднократно оказывается в ситуации, известной под названием «ситуации разрыва» - ощущает незнание, понимает и принимает обнаружившиеся недостатки или затруднения в своей профес-сионально-педагогической деятельности и одновременно с этим осознает недостаточность арсенала имеющихся в его распоряжении средств для устранения недостатков. В этой ситуации человеку необходимо постичь либо принципиально новые средства, ничего общего не имеющие со старыми, либо новое средство как некоторую комбинацию старых с некоторой добавкой, задающую новизну.

Процесс самоисследования предоставляет большие возможности для формирования и развития навыков личностной рефлексии (рефлексии, которая направлена на создание

представления о самом себе как о личности), которая является не столько констатацией наличия или отсутствия качеств, сколько стимулированием их развития, обогащения, усиления. Формирование данной формы рефлексии является предпосылкой функционирования личности как самоуправляемой системы, представляет собой «психический механизм перехода от неосознанных мотивов к осознанным, формирование личностного смысла учебной деятельности».

Третий этап: реализация модели самоис-следования качества образовательной деятельности в среднем специальном учебном заведении. Задача этапа заключается в прогнозировании степени соответствия между ожидаемыми и реально достигнутыми результатами образования. Данный этап состоит из следующих элементов: оценка готовности объектов и субъектов самоисследова-тельской деятельности, построение процесса самоисследования качества образовательной деятельности в ССУЗе в соответствии с программой, экспертная оценка качества образовательной деятельности, внесение коррективов в содержание и организацию образовательного процесса.

Четвертый этап: анализ процесса и результатов реализации модели самоисследования в ссузе включает в себя следующую задачу: установить причины рассогласований между планируемыми (ожидаемыми) и реально достигнутыми результатами качества образовательной деятельности. Он включает:

- рефлексию преподавателями ссуза процесса и результатов образовательной деятельности;

- выработку критериев оценки качества образовательной деятельности;

- оценку качества самоисследования, процесса и результатов его выполнения; определение причин рассогласования между ожидаемыми и реально достигнутыми результатами внедрения модели самоисследования качества образовательной деятельности в ссузе;

- принятие решений по дальнейшему совершенствованию самоисследовательской работы в ссузе.

Чрезвычайно важным моментом самоисследования является определение критериев успешности самоисследовательской деятельности в ссузе. Наличие таких критериев позволяет выявить и выработать соответствующую систему последующих действий. Основное требование, предъявляемое к критериям, - их осуществимость и согласованность.

Таким образом, в процессе подготовки к самоисследованию качества образовательной деятельности в ссузе решается задача «выращивания» самоисследователей своего образовательного маршрута (О.С. Анисимов). Преподаватель, овладевший в полной мере технологией профессионально-личностной рефлексии, проявляющий авторскую позицию к своему образованию, способен к созданию авторских (инновационных) технологий обучения, к обеспечению оптимальных условий (среды) для саморазвития, самосовершенствования студентов.

Как важнейшая управленческая процедура самоисследование оказывает влияние на все элементы ссуза как системы. В определении технологии самоисследования качества образовательной деятельности чрезвычайную важность составляет следование принципам педагогического исследования. Основные этапы самооценки, его технологическая цепочка и ресурсное обеспечение выступают в тесной взаимосвязи. Их объединяющим началом является комплекс целей, которые решаются на каждой стадии исследования.

Поступила в редакцию 18.07.2008 г.

Khmelevskaya М.A. Technology of self-research of educational activity quality in an institution of secondary professional education in conditions of its development. Self-research of the quality of the educational activity in an institution of secondary professional education is one of the means of its development. The main advantage of selfresearch of educational activity quality is its orientation to professional and personal self-development of all the subjects of the educational process. Stages of technology of selfresearch of educational activity quality in an institution of secondary professional education in conditions of its development are proposed in the article.

Key words: a self-research, education quality, development of an institute of secondary professional education, innovation process, self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.