УДК 378.016:514 Корякина Ирина Викторовна
исполняющая обязанности декана факультета
среднего профессионального образования
Приморского института
железнодорожного транспорта,
филиала Дальневосточного государственного
университета путей сообщения в г. Уссурийске
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Koryakina Irina Viktorovna
acting dean of the faculty of secondary professional education, Primorsky Institute of Railway Transport, affiliate of Far Eastern State University of Railway Transport in Ussuriysk [email protected]
ADAPTATION OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOLS TO EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY
Аннотация:
В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы саморазвития, самообразования, самореализации человека. В связи с этим требуют пересмотра организация, содержание, формы и методы профессиональной подготовки современных специалистов в ссузе на всех ее этапах, важнейшим из которых является адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности в новых условиях.
Ключевые слова:
адаптация, учебно-профессиональная деятельность, государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
The summary:
In modern educational paradigm, oriented on satisfaction of personality’s needs, special place occupy the problems of self-development, self-education, selfrealization of the person. Thereby it is required for revising the organization, the content, the forms and the methods of the professional training of modern specialists in technical school on all its stages, the most important from which is the students’ adaptation to educational and professional activity in new conditions.
Keywords:
adaptation, educational and professional activity, state educational standard of secondary professional education.
Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в ссузах обусловлена тем, что в период обучения закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию.
Необходимость обращения к разработке проблемы адаптации студентов к учебнопрофессиональной деятельности обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нацелен на поиск новых путей решения проблемы повышения уровня профессиональной подготовки специалистов.
Во-вторых, в существующей учебной и учебно-методической литературе недостаточно отражен процесс адаптации студентов в условиях профессиональной подготовки на начальных этапах обучения.
В-третьих, недостаточным остается программно-методическое обеспечение процесса адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.
Сложность процесса адаптации к учебно-профессиональной деятельности требует обращения к системному подходу как общенаучному уровню методологии. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов на выявление многообразных типов связей сложного объекта [1].
Анализируя научно-методическую литературу на основе системного подхода к определению профессионального образования, мы рассматриваем его как открытую систему, состоящую из взаимозависимых компонентов: целевого, содержательного, организационного, функционального, нормативного. Цель данной системы - создание благоприятных условий для адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.
Научная и практическая актуальность проблемы адаптации заключается в том, что современное образование заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Исследования и поиск социально-педагогических и психологических требований и свойств адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности позволили нам сделать следующие выводы:
- структура адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности включает три связанных фактора: адаптивная потребность, адаптивная ситуация и адаптированность;
- динамика адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности последовательна, так как развитие идет по нарастающей от интуитивного уровня к творческому;
- адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности обеспечивает адекватное взаимодействие объекта с социальной средой; формирование новых качеств личности; профессиональную идентификацию и т.д.; предполагает формирование нового социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций профессиональной деятельности.
- адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности - начальный этап реального процесса социального, профессионального, психофизиологического врастания будущего специалиста в трудовую деятельность, где он получает возможность самореализации [2].
Процесс адаптации студентов ссуза к учебно-профессиональной деятельности, таким образом, выступает как диалектическое единство противоположных сторон: приспособление индивида к среде и активного изменения данной среды. Причем обе стороны не существуют друг без друга и служат в совокупности выражением единого процесса освоения человеком окружающей его адаптируемой среды. Следовательно, процесс адаптации происходит в деятельности индивида как специфическое социально-психологическое состояние личности.
С другой стороны, выделенные особенности актуализируют проблемы профессиональной подготовки, дают образцы деятельности в различных ситуациях, позволяют обобщать опыт ситуативного взаимодействия, опосредованно влиять на систему межличностных отношений.
Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности в условиях ссуза зависит от организации процесса обучения, который необходимо проектировать таким образом, чтобы условия обучения студента требовали от него совокупности самостоятельных действий, в определенной мере моделирующих будущую профессиональную деятельность. Это будет способствовать формированию самостоятельности как черты личности студента и усвоению необходимого объема умений, знаний, навыков.
Для разработки принципов адаптации необходимы критерии определения ее структуры. На наш взгляд, наиболее приемлемой является структура, основанная на выделении основных компонентов процесса адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности: цель -содержание - организационные формы - результат [3].
Выделение структурных компонентов позволяет в данной системе выделить блоки: целевой, содержательный, организационный, функциональный, результативный.
Под целью профессионального образования принято понимать сознательно определённый ожидаемый результат, который необходимо достичь. В качестве цели процесса высшего профессионального образования мы определяем адаптацию студентов к учебнопрофессиональной деятельности.
Исходя из выявленных компонентов процесса адаптации студентов к учебнопрофессиональной деятельности, необходимо реализовать следующие задачи: формирование положительной мотивации учебно-профессиональной деятельности (мотивационный компонент), оптимизация управления и самоуправления учебно-профессиональной деятельностью (содержательно-технологический компонент), развитие личностных качеств студентов (личностный компонент).
Соотнеся личностный потенциал студента с формами организации учебнопрофессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что адаптация студентов будет эффективна при реализации комплекса педагогических условий:
- актуализация профессионально-познавательного интереса студентов ссуза;
- учебно-методическое сопровождение процесса активизации самостоятельной работы студентов;
- проектирование индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств.
Необходимость выделения первого педагогического условия обусловлена личностным подходом к образованию, который предполагает право каждой личности на самоопределение, саморазвитие в соответствии с собственными интересами, одновременное рассмотрение личности как субъекта и объекта образовательного процесса.
Актуализация профессионально-познавательного интереса должна способствовать адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности (Г.Н. Александров, Р.Ш. Ахтямова, Б.А. Бенедиктов, Д.Б. Богоявленская, М.И. Дьяченко, Н.М. Коряк, Г.И. Щукина).
Выбор второго педагогического условия обусловлено стратегическим направлением модернизации образования через оптимизацию системы управления учебно-профессиональной деятельностью студентов, а также процессами воспитания самостоятельности, ответственности и развития творческих способностей будущих специалистов в рамках организационной структуры профессионального образования.
На активизацию самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования оказывают влияние: качественное планирование и организация проведения самостоятельной работы студентов; целенаправленная их подготовка к самостоятельной работе; учет личностно-временных аспектов самоорганизации деятельности студентов в ходе педагогического проектирования самостоятельной работы; разработка и применение специальных технологий самостоятельной работы студентов; наличие дидактических материалов для индивидуализированного управления познавательной деятельностью обучающихся в ходе самостоятельной работы; использование студентами современных технических средств обучения и средств новых информационных технологий.
Под активизацией самостоятельной работы студентов мы понимаем целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность, рефлексивность. Формирование самостоятельности, ответственности студентов в учебно-профессиональной деятельности исторически и логически связано с реализацией их творческих возможностей (В.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, Д.В. Эльконин и др.).
Выбор третьего педагогического условия-проектирования индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств обусловлен тем, что адаптация предполагает использование человеком тех своих благоприятных природных качеств, которые способствуют успеху в деятельности.
Педагогическое проектирование используется при разработке программ саморазвития профессионально важных качеств студентов, которые влияют на эффективность труда, являются предпосылкой и результатом профессиональной деятельности, совершенствуются в ней [5].
Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности способствует формированию положительной мотивации учения, профессиональной компетентности и важнейших личностных качеств: самостоятельности, познавательной и творческой активности и ответственности.
Ссылки: References (transliterated):
1. Богоявленский Д.Б. Интеллектуальная активность 1. Bogoyavlenskiy D.B. Intellektual'naya aktivnost' kak
как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1976. problema tvorchestva. Rostov-na-Donu, 1976.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дет- 2. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom
ском возрасте. М., 1968. vozraste. M., 1968.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 3. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. M.,
1991. 1991.
4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 4. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.,
1986. 1986.
5. Щукина Г.И. Познавательная деятельность уча- 5. Shchukina G.I. Poznavatel'naya deyatel'nost' uchash-
щихся. М., 1988. chihsya. M., 1988.