Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АЛЬЯНСА'

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АЛЬЯНСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический менеджмент / средовый подход / инновационный образовательный альянс / эффективная коммуникация / воспитательная компетентность / воспитательные практики / воспитывающая среда / наставничество / коллаборация / сетевое взаимодействие / pedagogical management / environmental approach / innovative educational alliance / effective communication / educational competence / educational practices / educational environment / mentoring / collaboration / network interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Гаврутенко

В статье раскрыта сущность управления развитием классных руководителей на основе формирования коллективного субъекта воспитательной деятельности в школе. Автором статьи выявлены особенности воспитывающей среды педагогического университета и базовых школ как единого инновационного образовательного альянса. Одним из путей повышения эффективности развития ключевых компетенций классного руководителя выступает педагогический менеджмент, на основе которого осуществляется самоуправление воспитательной деятельностью школьников. На основе наставничества будущих и молодых учителей, работающих в школах первые три года, выстраиваются инновационные форматы практик в базовых школах c высокими показателями воспитательной деятельности. Полученные автором результаты исследования позволяют утверждать об эффективности опережающей подготовки, сопровождении и наставничестве классных руководителей на основе создания единой целостной воспитательной среды педагогического альянса «школа – вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Гаврутенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF CLASS TEACHERS’ DEVELOPMENT BASED ON AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ALLIANCE

The article reveals the meaning of managing the development of class teachers on the basis of the managing of a collective subject of educational activity at school. The author of the article identifies features of the educational environment of a pedagogical university and basic schools as a single innovative educational alliance. One of the ways to increase the effectiveness of class teachers’ key competencies development is pedagogical management, on the basis of which self-management of the educational activities of schoolchildren is carried out. Based on the mentoring of future and young teachers working in schools for the first three years, innovative practice formats are being built in basic schools with high indicators of educational activity. Results of the study allow to assert the effectiveness of advanced training, support and mentoring of classroom teachers based on the creation of a unite integral educational environment of the pedagogical alliance “school–university”.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АЛЬЯНСА»

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: сайт Федеральный государственный образовательный стандарт. Available at: https://fgos.ru/

2. Гапонова Ж.К., Мельникова E.M. Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку. Ярославский педагогический вестник. 2010: Т. II, 4: 89 - 95.

3. Тетина С.В., Лескина С.В. Совершенствование профессионального мастерства учителя-наставника в подготовке учащихся к предметным олимпиадам. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020: № 3 (44): 121 - 129.

4. Попова В.И., Кельсина A.C Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей. Проблемы развития территории. 2011: № 3 (35): 84 - 93.

5. Демидова М.И., Фомичева H.B., Aрабули Ц.Г, Кощеева A.H., Бежина И.К Исследовательская дистанционная олимпиада как форма диагностики сформированности исследовательской компетентности учащихся. Пермский педагогический журнал. 2014: № 5: 95 - 99.

6. Фомичева H.B. Дистанционная исследовательская олимпиада по русскому языку для старшеклассников. Филологический класс. 2015: № 4 (42): 71 - 74.

7. Гревцева ГЯ. Педагогическая олимпиада - одна из форм подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015: № 1: 98 - 106.

8. Гоголина Т.В., Иванова E.H. Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников к изучению лингвистических дисциплин. Педагогическое образование в России. 2018: № 12: 91 - 94.

9. Бекасова E.H. «Hедетcкие болезни» школьной лингвистики. Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. Симферополь, 2011: № 24 (63): 467 - 472.

10. Методические разработки заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2021 - 2022 учебном году. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/u22/metod_rekomendacii_shime_vsosh_2021-22_sbornik.pdf

11. Колесов B.B. Жизнь происходит от слова ... Санкт-Петербург: «Златоуст», 1999.

12. Дзюба E.B., Eремина СА Вопросы истории языка на Всероссийской олимпиаде школьников. Филологический класс. 2010: № 23: 36 - 40.

13. Eрёмина СА Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Филологический класс. 2015: № 4 (42): 65 - 70.

14. Корнеева ТА Развивающие олимпиады по истории русского языка и книгопечатанию. Филология и культура. 2018: № 2. (52): 218 - 222.

15. Бекасова E.H. Об особенностях восприятия древнерусского текста современным читателем. Личность и окружающая среда в современном мире: материалы XVII научной конференции. Оренбург, 1993: 106 - 108.

16. Изборник 1076 года. Москва: Hаука, 1965.

17. Бекасова E.H. Лексико-семантическое сопровождение изучения «Повести о Петре и Февронии» в школе. Мир науки, культуры, образования. 2020: № 4 (82): 24 - 27.

18. Словарь русского языка XI - XVII вв. Москва: Hаука, 1978.

19. Бекасова E.H. Традиции «почитания книжного» как ценностный ориентир современного филологического образования. Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. 2020: № 24 (3): 185 - 196.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya: sajt Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Available at: https:// fgos.ru/

2. Gaponova Zh.K., Mel'nikova E.M. Podgotovka shkol'nikov k olimpiadam po russkomu yazyku. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2010: T. II, 4: 89 - 95.

3. Tetina S.V., Leskina S.V. Sovershenstvovanie professional'nogo masterstva uchitelya-nastavnika v podgotovke uchaschihsya k predmetnym olimpiadam. Nauchnoeobespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020: № 3 (44): 121 - 129.

4. Popova V.I., Kel'sina A.S. Olimpiady v sisteme poiska i razvitiya odarennyh detej. Problemy razvitiya territorii. 2011: № 3 (35): 84 - 93.

5. Demidova M.I., Fomicheva N.V., Arabuli C.G., Koscheeva A.N., Bezhina I.N. Issledovatel'skaya distancionnaya olimpiada kak forma diagnostiki sformirovannosti issledovatel'skoj kompetentnosti uchaschihsya. Permskij pedagogicheskijzhurnal. 2014: № 5: 95 - 99.

6. Fomicheva N.V. Distancionnaya issledovatel'skaya olimpiada po russkomu yazyku dlya starsheklassnikov. Filologicheskijklass. 2015: № 4 (42): 71 - 74.

7. Grevceva G.Ya. Pedagogicheskaya olimpiada - odna iz form podgotovki buduschih specialistov k professional'noj deyatel'nosti. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2015: № 1: 98 - 106.

8. Gogolina T.V., Ivanova E.N. Olimpiada po russkomu yazyku kak sredstvo povysheniya motivacii shkol'nikov k izucheniyu lingvisticheskih disciplin. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018: № 12: 91 - 94.

9. Bekasova E.N. «Nedetskie bolezni» shkol'noj lingvistiki. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya: Filologiya. Social'nye kommunikacii. Simferopol', 2011: № 24 (63): 467 - 472.

10. Metodicheskie razrabotki zadanij i trebovanij k provedeniyu shkol'nogo i municipal'nogo 'etapov Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po russkomu yazyku v 2021 - 2022 uchebnom godu. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/u22/metod_rekomendacii_shime_vsosh_2021-22_sbornik.pdf

11. Kolesov V.V. Zhizn'proishoditotslova ... Sankt-Peterburg: «Zlatoust», 1999.

12. Dzyuba E.V., Eremina S.A. Voprosy istorii yazyka na Vserossijskoj olimpiade shkol'nikov. Filologicheskij klass. 2010: № 23: 36 - 40.

13. Eremina S.A. Fakul'tativ po istorii yazyka kak forma podgotovki uchaschihsya k Vserossijskoj olimpiade shkol'nikov po russkomu yazyku. Filologicheskij klass. 2015: № 4 (42): 65 - 70.

14. Korneeva T.A. Razvivayuschie olimpiady po istorii russkogo yazyka i knigopechataniyu. Filologiya i kul'tura. 2018: № 2. (52): 218 - 222.

15. Bekasova E.N. Ob osobennostyah vospriyatiya drevnerusskogo teksta sovremennym chitatelem. Lichnost' i okruzhayuschaya sreda v sovremennom mire: materialy XVII nauchnoj konferencii. Orenburg, 1993: 106 - 108.

16. Izbornik 1076 goda. Moskva: Nauka, 1965.

17. Bekasova E.N. Leksiko-semanticheskoe soprovozhdenie izucheniya «Povesti o Petre i Fevronii» v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020: № 4 (82): 24 - 27.

18. Slovar'russkogo yazyka XI - XVII vv. Moskva: Nauka, 1978.

19. Bekasova E.N. Tradicii «pochitaniya knizhnogo» kak cennostnyj orientir sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki. 2020: № 24 (3): 185 - 196.

Статья поступила в редакцию 17.09.21

УДК 378:351:851

Gavrutenko T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Humanitarian and Pedagogical University n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia),

E-mail: gavrutenkotv70@mail.ru

TECHNOLOGY OF CLASS TEACHERS' DEVELOPMENT BASED ON AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ALLIANCE. The article reveals the meaning of managing the development of class teachers on the basis of the managing of a collective subject of educational activity at school. The author of the article identifies features of the educational environment of a pedagogical university and basic schools as a single innovative educational alliance. One of the ways to increase the effectiveness of class teachers' key competencies development is pedagogical management, on the basis of which self-management of the educational activities of schoolchildren is carried out. Based on the mentoring of future and young teachers working in schools for the first three years, innovative practice formats are being built in basic schools with high indicators of educational activity. Results of the study allow to assert the effectiveness of advanced training, support and mentoring of classroom teachers based on the creation of a unite integral educational environment of the pedagogical alliance "school-university".

Key words: pedagogical management, environmental approach, innovative educational alliance, effective communication, educational competence, educational practices, educational environment, mentoring, collaboration, network interaction.

Т.В. Гаерутенко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»,

г. Бийск, E-mail: gavrutenkotv70@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АЛЬЯНСА

В статье раскрыта сущность управления развитием классных руководителей на основе формирования коллективного субъекта воспитательной деятельности в школе. Автором статьи выявлены особенности воспитывающей среды педагогического университета и базовых школ как единого инновационного образовательного альянса. Одним из путей повышения эффективности развития ключевых компетенций классного руководителя выступает педагогический менеджмент, на основе которого осуществляется самоуправление воспитательной деятельностью школьников. На основе наставничества будущих и молодых учителей, работающих в школах первые три года, выстраиваются инновационные форматы практик в базовых школах с высокими показателями воспитательной деятельности. Полученные автором результаты исследования позволяют утверждать об эффективности опережающей подготовки, сопровождении и наставничестве классных руководителей на основе создания единой целостной воспитательной среды педагогического альянса «школа - вуз».

Ключевые слова: педагогический менеджмент, средовый подход, инновационный образовательный альянс, эффективная коммуникация, воспитательная компетентность, воспитательные практики, воспитывающая среда, наставничество, коллаборация, сетевое взаимодействие.

В настоящее время в условиях актуализации воспитательной работы в образовательных организациях ключевым вопросом для педагогических вузов является управление развитием будущего классного руководителя, его сопровождение и наставничество после окончания вуза в первые годы работы в школе.

Актуальность исследования данной проблемы заключается в осуществлении качественных трансформаций организации воспитательной работы в школе, что обусловливает наличие методических компетенций классных руководителей. В педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется противоречием между возросшими требованиями к современному классному руководителю, способному эффективно осуществлять воспитательную деятельность, и недостаточно активно используемыми возможностями коллаборации школы и педагогического вуза.

Целью исследования стало выявление, создание и экспериментальная проверка совокупности организационно-педагогических условий, повышающих эффективность развития классных руководителей. Для достижения цели исследования решались следующие задачи:

- сконструирована, теоретически обоснована технология развития классных руководителей на основе инновационного образовательного альянса педагогического университета и школы;

- разработаны критерии и показатели оценки эффективности технологии развития классных руководителей на основе инновационного образовательного альянса школа и вуз;

- опытно-экспериментальным путём проверена эффективность технологии развития классных руководителей на основе инновационного образовательного альянса.

Объединение ресурсов педагогического вуза и практических возможностей базовых школ с высокими результатами воспитательной работы позволило, на наш взгляд, создать единую эффективную воспитательную среду, целостное пространство по подготовке, развитию и сопровождению современного учителя. На наш взгляд, воспитательная среда педагогического университета станет действенным механизмом для развития будущего классного руководителя в условиях коллаборации и сетевого взаимодействия между вузом и педагогами школ [1].

В научной литературе рассматриваются и анализируются различные определения понятия «воспитательная среда». Обстоятельная характеристика понятия «воспитательная среда» исследовалась в работах Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др. [2; 3]. Анализ различных подходов к определению сущностных характеристик воспитывающей среды позволяет дать следующее определение этому феномену: воспитывающая среда - это самоорганизующаяся система внешних воздействий на воспитанников, которая задает организационный порядок, виды деятельности, образ жизни воспитанников и оценку их деятельности и поведения в соответствии с принятой системой ценностей [2].

Мы же в своей статье ведем речь о воспитывающей среде, которая рассматривается нами как некие объективно созданные с помощью педагогических средств педагогического университета и базовых школ обстоятельства, способные оказывать воспитывающее влияние на индивидуальных и коллективных субъектов, которые являются системообразующими элементами этой среды.

Основным механизмом создания воспитывающей среды является взаимодействие коллективных субъектов педагогического университета и классных руководителей базовых школ, осуществляющих воспитание. Разделяя позицию Н.А. Щурковой о том, что воспитание присутствует в каждом моменте взаимодействия ребенка с родителями, педагогом, окружающими людьми, социально-психологических ситуаций в обществе, считаем важным использовать средовый подход в развитии воспитательных компетенций будущих классных руководителей [3].

В рамках нашего исследования в качестве коллективного субъекта развития и формирования воспитательных компетенций будущих классных руководителей выступает альянс (объединение ресурсов) университета и школы на основе договорных обязательств. Существенным признаком коллективного педагогического субъекта образовательного альянса является наличие субъект-субъектных отношений, которые в условиях взаимодействия выражаются в активности будущего классного руководителя, эффективной коммуникации в реализации функций воспитательной работы со школьниками, взаимодействия с родителями [4].

Методологическим основанием нашего исследования следует признать идеи о том, что коллективный субъект воспитания - это источник активности воспитательной работы, способом организации которой является педагогическое событие [5]. Принципиально важным основанием исследования выступают концептуальные основы Л.И. Новиковой, которая рассматривает управление воспитательной деятельностью на основе средового подхода. Средовый подход предполагает не непосредственное регулирование взаимодействия человека и среды в воспитательных целях, а опосредованное (через среду) управление становлением личности [6].

Следует заметить, что основное предназначение инновационного образовательного альянса педагогического университета и школы состоит в том, чтобы включить будущих классных руководителей в воспитательную деятельность, помочь им перенять умения и навыки в процессе взаимодействия с учителями школ и таким образом вывести на раскрытие в себе воспитательного потенциала.

Формирование воспитывающей среды для студентов университета - это сложный способ решения педагогических задач в динамично меняющихся ситуациях [6; 7]. Эффективность любого процесса прямо зависит от управляющей системы, которой подвластен этот процесс. Развитие будущих классных руководителей не является исключением, тем более с учетом все более повышающейся важности инновационных методов организации воспитательного процесса в становлении личности компетентного специалиста.

Важно отметить, что в институте педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» становление и развитие будущих классных руководителей выстраивается на основе педагогического менеджмента. Педагогический менеджмент в работах современных авторов рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение эффективности этих систем. В большей мере воспитательная среда трактуется как систематический целенаправленный процесс [8].

При этом педагогический менеджмент можно рассматривать как управленческую деятельность учителя, осуществляемую в классе и направленную на достижение целей развития и воспитания личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях [9]. Педагогический менеджмент рассматривается нами как теория, методика и технология эффективного управления развитием классного руководителя. В исследовании мы работаем не только с будущими педагогами, наделенными воспитательными функциями, но и с выпускниками педагогического университета, которые осуществляют классное руководство в течение трех лет после окончания вуза.

Основная идея педагогического менеджмента базируется на децентрализации студентам управленческих полномочий в процессе разработки и реализации воспитательных событий со школьниками [10].

Новизна исследования заключается в обосновании организационно-педагогических условий, повышающих эффективность развития классных руководителей: создание открытого воспитательного пространства школы и педагогического вуза на основе интеграции кадровых, методических ресурсов; внедрение в процесс взаимодействия будущих классных руководителей и действующих в школе воспитателей методов проектного, партисипативного менеджмента; построение эффективного кооперативного взаимодействия классных руководителей в проектных командах.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и описании технологии развития классных руководителей на основе кооперативного управления.

Как показала практика, делегирование управленческих функций студентам в организации воспитательной работы в школе - это довольно действенный способ мотивации к осуществлению воспитания. Доверяя будущему классному руководителю выполнение работы руководителя воспитательной деятельности в условиях кооперативного управления, формируется его ответственность, увеличивается эффективность его работы.

С целью реализации инновационных форматов формирования, прежде всего, воспитательной компетентности будущих классных руководителей, институт педагогики и психологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина активно реализует проект «Классный

руководитель 4.0: перезагрузка». Проект поддержан Министерством образования и науки Алтайского края, краевыми профессиональными сообществами и объединениями, муниципальными органами управления образованием, базовыми школами Алтайского края.

Нормативная база проекта регламентирована Программой взаимодействия ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» с Минобрнауки Алтайского края, Алтайским институтом развития образования им. А.М. Топорова (АИРО) и муниципальными образованиями региона в рамках подготовки классных руководителей; планом мероприятий Дорожной карты по наставничеству классных руководителей, утвержденном приказом Минобрнауки Алтайского края.

Создание инновационного образовательного альянса как площадки новой формы взаимодействия, эффективной коммуникации, содружества педагогического вуза, базовых школ, органов регионального и муниципального управления образованием обеспечивает повышение эффективности процесса опережающей подготовки и сопровождения классных руководителей в осуществлении воспитательной функции в школе.

Сущность инновационного образовательного альянса базируется на заключении соглашения и реализации воспитательных мероприятий, практик студентов Дорожной карты университета о совместной деятельности нескольких партнеров для достижения целей, получения синергетического эффекта от взаимодействия объединенных и взаимодополняющих ресурсов.

Ключевая цель проекта - интеграция кадровых, методических и материально-технических ресурсов в практико-ориентированной подготовке классных руководителей и методистов в области воспитания, внедрение в образовательные организации Алтайского края инновационных форм и методов воспитательной деятельности.

В университете модернизировано содержание программ подготовки классного руководителя: увеличились объемы практической подготовки, разработаны новые кейсы для отработки студентами таких ключевых компетенций классного руководителя, как умение организовать классный коллектив, реализовать персонификацию в воспитательном процессе, разработку проектов со школьниками, осуществлять инновационные формы взаимодействия с родителями и др.

На базе института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» открыта лаборатория проектирования современных воспитательных практик, где под руководством ведущих докторов и кандидатов педагогических наук организована исследовательская работа смешанных проектных команд бакалавров, магистров, аспирантов при активном вовлечении лучших классных руководителей Алтайского края.

В лаборатории ведется работа по прикладным исследованиям в области воспитания. Завершены исследования и разработаны методические рекомендации для учителей школ по организации инновационных форматов воспитательных практик. Команда ученых университета ведет научную работу по теме «Современная семья как объект комплексного психолого-педагогического сопровождения с учетом языковых, культурных, национальных, религиозных, географических, исторических особенностей».

В качестве эффективных воспитательных практик студентов института педагогики и психологии АГГПУ им. В.М. Шукшина выступает разработка и реализация проектов с практикующими классными руководителями: «Волонтеры просвещения», «Цифровые волонтеры: университет и школа вместе в дистанте», «Учитель на замену», «Планета детства», «Душа Отечества», «Дорогами войны» и др.

Таким образом, существенную роль в развитии воспитательных компетенций будущего учителя играет сотрудничество и взаимодействие педагогического университета и базовых школ с высокими результатами воспитательной работы.

Ежемесячно для студентов, выпускников университета и молодых педагогов региона в формате мастер-классов проходит «Интеракториум Классного руководителя», где классные руководители обсуждают вопросы использования цифровых ресурсов и инновационных технологий в работе с классным коллективом школьников.

Под руководством аспирантов института педагогики и психологии АГГПУ им. В.М. Шукшина ведется научное исследование по формированию родитель-

Библиографический список

ской компетентности в воспитании школьников. Для будущих классных руководителей и выпускников направления подготовки «Педагогическое образование» систематически проходит мастерская «Форсайт для классных: работа с родителями». Студенты активно осваивают вожатские практики, реализуются социальные практики волонтерской деятельности, практики РДШ, организации воспитательной работы с одаренными детьми и лицами с ОВЗ.

Эффективным механизмом в развитии воспитательной компетентности выступает наставничество классных руководителей. Данный процесс регламентирован Дорожной картой, которая, как было сказано выше, утверждена Минобрна-уки Алтайского края. Алгоритм сетевого взаимодействия в процессе подготовки классного руководителя выстраивается в логической последовательности.

У студентов после прохождения практики и выпускников университета, которые работают в школах в течение трех лет после окончания университета, определяются дефициты в организации воспитательной работы с классом, деятельности с родителями.

В институте педагогики и психологии АГГПУ им. В.М. Шукшина создается база наставляемых и наставников. На конкурсной основе формируется банк сетевых наставников из числа лучших выпускников университета и классных руководителей школ Алтайского края. Обучение наставников осуществляется через курсы повышения квалификации, включающие серию семинаров, вебинаров, мастер-классов при активной поддержке Минобрнауки Алтайского края, АИРО, Ассоциации молодых педагогов Алтайского края, региональной организации «Учитель года Алтая».

В 2021 году 218 молодых педагогов и школьных наставников из 76 школ Алтайского края вошли в реализацию целевой модели наставничества. Учитывая дефициты профессиональной деятельности, 13 команд молодых педагогов и студентов 3 - 4 курсов под руководством школьных и сетевых наставников освоили инновационные формы и методы проведения воспитательных событий со школьниками, приемы работы с неуспевающими, навыки организации самоуправления в школьных коллективах. С целью трансляции опыта лучших практик наставничества классных руководителей ежегодно на базе института педагогики и психологии АГГПУ имени В.М. Шукшина проходит межрегиональный ФОРУМ наставников.

Апробация инновационных воспитательных практик будущими классными руководителями в базовых школах Бийского образовательного округа с высокими показателями качества воспитательной деятельности показала эффективность управления данным процессом на основе коллаборации методических ресурсов педагогического университета и инновационной практики школ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных методических рекомендаций, которые нашли применение в управленческом процессе ряда общеобразовательных учреждений Алтайского края и могут служить основой при конструировании системы развития классных руководителей в общеобразовательном учреждении.

Анализ данных показал, что эффективность реализации проекта «Классный руководитель 4.0: перезагрузка» просматривается в следующих показателях:

- на 20% увеличилась доля студентов, владеющих навыками организации воспитательной работы с неуспевающими;

- на 25% повысилось количество студентов, успешно освоивших основы организации детского коллектива, вожатской деятельности, командной работы;

- на 28% возросла доля студентов, обладающих умениями организовать инновационные формы работы с родителями.

Опытно-экспериментальная проверка показала эффективность технологии развития классных руководителей на основе инновационного образовательного альянса школы и педагогического вуза, реализация которой осуществлялась на основе сочетания идей педагогического, партисипативного и проектного менеджмента и способствовала вовлечённости субъектов в данный процесс.

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что создание единой целостной воспитательной среды педагогического альянса «школа - вуз», в котором объединяются ресурсы общего и высшего образования, процесс подготовки современного классного руководителя становится наиболее эффективным и позволяет опережающим образом готовить современного педагога к реалиям школьного воспитания.

1. Рамойкин В.Ю. Соотношение понятий «воспитательная среда» и «воспитательное пространство». Ярославский педагогический вестник. 2003; № 3 (36): 16 - 19.

2. Щуркова Н.Е. Система достойного воспитания. Москва: Издательство АСТ, 2020.

3. Selivanova N.L. Sovremennye predstavlenija o vospitatel'nom prostranstve. Razvitie lichnostishkol- nika v vospitatel'nomprostranstve: problemy upravlenija. Mostow, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Селиванова Н.Л. Воспитаниет + Авторские программы школ России (избранные модули): сборник. Составители Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, В.В. Круглов и др. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.

5. Селиванова Н.Л. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000.

6. Петушкова О.Г Средовый подход к профессиональному воспитанию студентов университета. Международный журнал экспериментального образования. 2016; № 4-1: 104 - 107. Available at: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9749

7. Сахарчук Е.И. Воспитательная среда: критерии качества. Педагогические науки: Известия ВГПУ. 2018: 14 - 17.

8. Пономарев А.В. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.

9. Зайцев В.С. Управление образовательными системами. Краткий курс лекций для студентов заочной формы обучения: учебное пособие. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019.

10. Мокрецова Л.А., Попова О.В., Швец Н.А. Воспитательное пространство педагогического вуза и школы: практика реализации. Педагогическое образование в России. 2021; № 2: 111 - 117.

References

1. Ramojkin V.Yu. Sootnoshenie ponyatij «vospitatel'naya sreda» i «vospitatel'noe prostranstvo». Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2003; № 3 (36): 16 - 19.

2. Schurkova N.E. Sistema dostojnogo vospitaniya. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2020.

3. Seiivanova N.L. Sovremennye predstavlenija o vospitatel'nom prostranstve. Razvitie lichnostishkol- nika v vospitatel'nomprostranstve: problemy upravlenija. Moskow, 2001.

4. Seiivanova N.L. Vospitaniet + AvtorskieprogrammyshkolRossii(izbrannyemoduli): sbornik. Sostaviteli N.L. Seiivanova, P.V. Stepanov, V.V. Kruglov i dr. Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2020.

5. Seiivanova N.L. Vospitatel'noe prostranstvo kak ob'ekt pedagogicheskogo issledovaniya. Kaluga: Institut usovershenstvovaniya uchitelej, 2000.

6. Petushkova O.G. Credovyj podhod k professional'nomu vospitaniyu studentov universiteta. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; № 4-1: 104 - 107. Available at: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9749

7. Saharchuk E.I. Vospitatel'naya sreda: kriterii kachestva. Pedagogicheskie nauki: Izvestiya VGPU. 2018: 14 - 17.

8. Ponomarev A.V. Vospitatel'naya sreda universiteta: tradicii i innovacii: monografiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015.

9. Zajcev V.S. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami. Kratkij kurs lekcij dlya studentov zaochnoj formy obucheniya: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ZAO «Biblioteka A. Millera», 2019.

10. Mokrecova L.A., Popova O.V., Shvec N.A. Vospitatel'noe prostranstvo pedagogicheskogo vuza i shkoly: praktika realizacii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 2: 111 - 117.

Статья поступила в редакцию 17.09.21

УДК 378

Gao Mingkong, postgraduate, Moscow State Tchaikovsky Conservatory (Moscow, Russia), E-mail: 270079435@qq.com

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS IN THE PROCESS OF FORMING THE PERSONALITY OF A FUTURE MUSICIAN AT THE INITIAL STAGE OF LEARNING TO PLAY THE PIANO. The article considers the main psychological and pedagogical processes that play an important role in the process of teaching piano playing to students of the initial stage of training. The author of the article analyzes psychological characteristics of children at the initial stage of education and the specifics of selecting a repertoire for them. The author also draws attention to the importance of developing such properties and qualities as creative and critical thinking, memory, attention, will, independence, initiative, hard work in the future musician. The article focuses on the fact that only an integrated approach, taking into account the psychological characteristics of students, will allow forming a successful personality of a future musician. The author describes in detail a system of exercises aimed at strengthening memorization when learning to play the piano at the initial stage, since this is one of the most important types of exercises in the process of learning music.

Key words: pedagogy, music education at initial stage, psychological characteristics of students, learning to play the piano.

Гао Мингконг, асс.-стажер (аспирант), МГК имени Чайковского г. Москва, E-mail: 270079435@qq.com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

В статье рассматриваются основные психолого-педагогические процессы, играющие важную роль в преподавании игры на фортепиано ученикам начального этапа обучения. Автором статьи проанализированы психологические особенности детей начального этапа обучения и подбора для них репертуара. Также автор обращает внимание на важность развития в будущем музыканте таких свойств и качеств, как творческое и критическое мышление, память, внимание, воля, самостоятельность, инициативность, трудолюбие. В статье делается акцент на том, что только комплексный подход с учетом психологических особенностей учеников позволит сформировать успешную личность будущего музыканта. Автор подробно описывает систему упражнений, направленных на укрепление запоминания при обучении игре на фортепьяно на начальном этапе, поскольку это один из важнейших видов упражнений в процессе обучения музыке.

Ключевые слова: педагогика, музыкальное образование на начальном этапе, психологические особенности учеников, обучение игре на фортепиано.

Начальный этап обучения игре на фортепиано является важнейшей частью педагогического процесса. На первых занятиях складывается разносторонняя личность будущего музыканта, успешность которой во многом зависит от компетентности педагога и его способности вовремя определить психологические особенности ученика. При этом педагог должен не только быть профессионалом в сфере музыкального образования, но и личностью с высокими моральными качествами. А. Гольденвейзер отмечает: «Мы не можем своих учеников учить только тому, как надо играть на фортепиано. Педагог должен быть и воспитателем, и человеком высокоморальным. Само общение через музыку способствует этому - она передаёт весь духовный мир человека» [1].

Знание и изучение особенности психологического развития ребенка в процессе изучения музыки играет важную роль в педагогике, поэтому тема данной статьи представляется актуальной на всех этапах обучению фортепиано. Цель статьи заключается в анализе психолого-педагогических аспектов в процессе преподавания фортепиано на начальном этапе. Для достижения цели необходимо решить ряд задач в рамках исследования:

- выявить психологические особенности детей, обучающихся игре на фортепьяно на начальном этапе;

- определить специфику построения урока в зависимости от возраста обучаемых;

- проанализировать роль развития внимания, музыкального, критического мышления, памяти;

- показать на примере особенности упражнений, которые развивают музыкальные навыки учащегося.

Во время обучения детей школьного и дошкольного возраста игре на фортепиано одна из ключевых задач педагога состоит в поиске индивидуального подхода и учёте психологических особенностей обучаемого. Реализуя данную задачу, педагог последовательно развивает у ученика способность эффективно

обучаться игре на фортепиано и создавать максимально комфортный микроклимат на занятиях. Психологические особенности обучаемого во многом зависят от возраста, поэтому педагог должен заранее познакомиться с данным аспектом преподавания.

В данной статье психологические особенности обучающихся рассматриваются с точки зрения взаимосвязи с методикой преподавания игре на фортепиано, что представляет собой научную новизну.

Рассмотрим основные психологические особенности детей разного возраста в процессе обучения игре на фортепиано на начальном этапе, а также примеры репертуарных планов, предлагаемые специалистами.

Таблица 1

Психологические особенности детей, обучаемых игре на фортепиано на начальном этапе, и рекомендованный репертуар

Возраст обучаемых Психологические особенности Рекомендуемый репертуар

6 - 8 лет - свойственно наглядно-образное мышление; - эмоциональность; - активное воображение; - природная любознательность A. Гедике «Ригодон», Ж. Арман «Пьеса», К. Вилтон «Сонатина», С. Майкапар «Мотылек», B. Курочкин «Вальс», А. Николаев «Этюд до мажор», Й. Иорданский. «Песенка про чибиса»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.