Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ: ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ: ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОЛЛАБОРАЦИЯ / АРХИТЕКТОНИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / НОВАТОРСКИЕ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрецова Людмила Алексеевна, Попова Ольга Викторовна, Швец Наталья Алексеевна

В статье представлены инновационные подходы к включению воспитательной составляющей в деятельность вуза (на примере ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно - педагогический университет им. В.М. Шукшина», г. Бийск, Алтайский край). Также описывается необходимость создания коллаборации вузов и школ, которая направлена на трансляцию инновационных воспитательных практик педагогическому сообществу на различных уровнях в различных формах. Предлагаются направления подготовки будущего педагога к проектированию и реализации воспитательной деятельности в рамках реализации общего проекта «Архитектоника воспитательного пространства»: подготовка педагога как организатора воспитательной деятельности в учебном процессе, во внеучебной деятельности и в работе классного руководителя; изучение и проектирование новых воспитательных практик; трансляция передового опыта и инновационных воспитательных практик педагогическому сообществу и образовательным организациям; проектирование значимых для общества объектов и видов деятельности. Авторы представляют инновационные проекты, обеспечивающие создание уникального образовательного и воспитательного пространства университета и способствующие созданию индивидуальных образовательных сред для каждой школы (на примере Бийского образовательного округа). В статье описываются основные цели и задачи таких проектов, как «Мир без границ», «Цифровые гуманитарии: взгляд из XXI века», «Классный руководитель 4.0: перезагрузка», «Университет Шукшина: талант и успех», «Центр по изучению и сохранению кумандинского языка и культуры», «Вместе к успеху», «Современные родители ПРОродитель», «Форсайт - дело молодых», «Мобильные волонтеры», «Цифровые волонтеры», «Волонтеры Победы», «Медиа волонтеры», «Городская среда», «Школа - акселератор развития села» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокрецова Людмила Алексеевна, Попова Ольга Викторовна, Швец Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY AND SCHOOL: PRACTICE OF IMPLEMENTATION

The article presents innovative approaches to the inclusion of the upbringing component in the activities of the Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Altay Region). It also describes the need to create collaboration between universities and schools, which is aimed at broadcasting innovative educational practices to the pedagogical community at various levels in various forms. The future teachers’ training directions for the design and implementation of educational activities within the framework of the implementation of the general project “Architectonics of educational environment” are proposed: training a teacher as an organizer of educational activities in the educational process, in extracurricular activities and in the work of the class teacher; study and design of new educational practices; broadcasting advanced experience and innovative educational practices to the pedagogical community and educational organizations; design of objects and activities that are significant for society. The authors present innovative projects that ensure the creation of a unique university educational environment and contribute to individual school educational environments (at the example of the Biysk educational district). The article describes the main goals and objectives of such projects as “A world without borders”, “Digital humanities: a view from the XXI century”, “Classroom teacher 4.0: reboot”, “Shukshin University: talent and success”, “Center for the Study and Preservation of the Kumandin language and culture”, “Together to success”, “Modern parents PROParent”, “Foresight is the young people’s business”, “Mobile volunteers”, “Digital volunteers”, “Victory volunteers”, “Media volunteers”, “Urban environment”, “School is a rural development accelerator”, etc.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ: ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 378.147:371.31 ББК Ч448.900+ч420.0

DO110.26170/2079-8717_2021 _02_14 ГРНТИ 14.35.05

Код ВАК 13.00.08

Мокрецова Людмила Алексеевна,

доктор педагогических наук, профессор, ректор, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина; 659333, Россия, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, 53; e-mail: rektor@bigpi.biysk.ru

Попова Ольга Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина; 659333, Россия, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, 53; e-mail: pov@bigpi.biysk.ru

Швец Наталья Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина; 659333, Россия, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, 53; e-mail: shvets-07@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ: ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации; воспитательная работа; коллаборация; архитектоника воспитательного пространства; воспитательное пространство; воспитательные традиции; новаторские подходы; педагогические вузы; общеобразовательные школы.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены инновационные подходы к включению воспитательной составляющей в деятельность вуза (на примере ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина», г. Бийск, Алтайский край). Также описывается необходимость создания коллаборации вузов и школ, которая направлена на трансляцию инновационных воспитательных практик педагогическому сообществу на различных уровнях в различных формах. Предлагаются направления подготовки будущего педагога к проектированию и реализации воспитательной деятельности в рамках реализации общего проекта «Архитектоника воспитательного пространства»: подготовка педагога как организатора воспитательной деятельности в учебном процессе, во внеучебной деятельности и в работе классного руководителя; изучение и проектирование новых воспитательных практик; трансляция передового опыта и инновационных воспитательных практик педагогическому сообществу и образовательным организациям; проектирование значимых для общества объектов и видов деятельности.

Авторы представляют инновационные проекты, обеспечивающие создание уникального образовательного и воспитательного пространства университета и способствующие созданию индивидуальных образовательных сред для каждой школы (на примере Бийского образовательного округа). В статье описываются основные цели и задачи таких проектов, как «Мир без границ», «Цифровые гуманитарии: взгляд из XXI века», «Классный руководитель 4.0: перезагрузка», «Университет Шукшина: талант и успех», «Центр по изучению и сохранению кумандинского языка и культуры», «Вместе к успеху», «Современные родители ПРОродитель», «Форсайт - дело молодых», «Мобильные волонтеры», «Цифровые волонтеры», «Волонтеры Победы», «Медиа волонтеры», «Городская среда», «Школа - акселератор развития села» и др.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мокрецова, Л. А. Воспитательное пространство педагогического вуза и школы: практика реализации / Л. А. Мокрецова, О. В. Попова, Н. А. Швец. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 110-117. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_02_14.

Mokretsova Lyudmila Alekseevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Rector, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy, Biysk, Russia

Popova Olga Viktorovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Advisor to the Rector, Shukshin .Altai State University for Humanities and Pedagogy, Biysk, Russia

Shvets Natalia Alekseevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Foreign Languages, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy, Biysk, Russia

UPBRINGING ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY AND SCHOOL: PRACTICE OF IMPLEMENTATION

KEYWORDS: innovation; educational work; collaboration; architectonics of educational space; educational space; educational traditions; innovative approaches; pedagogical universities; general education schools.

ABSTRACT. The article presents innovative approaches to the inclusion of the upbringing component in the activities of the Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Altay Region). It also describes the need to create collaboration between universities and schools, which is aimed at broadcasting innovative educational practices to the pedagogical community at various levels in various forms. The future teachers' training directions for the design and implementation of educational activities within the framework of the implementation of the general project "Architectonics of educational environment" are proposed: training a teacher as an organizer of educational activities in the educational process, in extracurricular activities and in the work of the class teacher; study and design of new educational practices;

broadcasting advanced experience and innovative educational practices to the pedagogical community and educational organizations; design of objects and activities that are significant for society. The authors present innovative projects that ensure the creation of a unique university educational environment and contribute to individual school educational environments (at the example of the Biysk educational district). The article describes the main goals and objectives of such projects as "A world without borders", "Digital humanities: a view from the XXI century", "Classroom teacher 4.0: reboot", "Shukshin University: talent and success", "Center for the Study and Preservation of the Kumandin language and culture", "Together to success", "Modern parents PROParent", "Foresight is the young people's business", "Mobile volunteers", "Digital volunteers", "Victory volunteers", "Media volunteers", "Urban environment", "School is a rural development accelerator", etc.

FOR CITATION: Mokretsova, L. A., Popova, O. V., Shvets, N. A. (2021). Upbringing Environment of a Pedagogical University and School: Practice of Implementation. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 110-117. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_02_14.

B1

I

(ведение. По заданию Президента ►Российской Федерации 31 июля 2020 г. внесены поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. В. В. Путин указал на необходимость поправок: «Их смысл - укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы» [10]. На встречах с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи Владимир Владимирович конкретизировал задачи воспитания еще в 2013 г. Данный тезис он повторил в 2020 г. на совещании в администрации Краснодарского края в своем выступлении, посвященном развитию системы патриотического воспитания в России: «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [11].

В Федеральном законе Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» с внесенными поправками от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» говорится, что «воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [13].

Целью исследования является разработка инновационных подходов к включению воспитательной составляющей в деятельность педагогического вуза, представление вариантов подготовки будущего педагога к проектированию и реализации воспитательной деятельности в современных школах, а также инновационных проектов, обеспечивающих создание уникального образовательного и воспитательного пространства университета и способствующих созданию индивидуальных образовательных сред для каждой школы (на примере Бийского образовательного округа Алтайского края).

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» (далее - университет Шукшина) всегда откликается на вызовы времени, поэтому не мог остаться в стороне, решая задачи в области воспитания, поставленные перед образовательными организациями различных уровней. Принимая на себя ответственность за исполнение наиважнейшей задачи воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся, университет Шукшина взял под особый контроль решение проблемы развития и совершенствования воспитательной деятельности и создание воспитательного пространства как в самом университете, так и в тандеме «университет - школы Бийского образовательного округа».

Воспитательная работа разнопланова и многоаспектна. При этом ни у кого не вызывает сомнений, что она не прекращается в образовательной организации никогда [1]. Также несомненно, что любой вуз, колледж, школа располагают богатым и неоценимым воспитательным потенциалом, некой внутренней возможностью к росту, развитию и совершенствованию воспитательных взаимодействий в учебной и внеучебной деятельности [4]. Этот потенциал, как минимум, базируется на следующих воспитательных средствах [14]: преподавания учебных дисциплин, руководства самостоятельной работой обучаемого, самоуправления,

© Мокрецова Л. А., Попова О. В., Швец Н. А., 2021

культурно-досуговой составляющей и др.

Согласимся с мнением П. Н. Осипова, что «воспитательная деятельность является особым видом педагогической деятельности, которая осуществляется в системе педагогических отношений и направлена на совершенствование людей и отношений между ними, создание благоприятных условий для развития личности» [8, с. 199]. Продолжая мысль, можно утверждать, что без коренных изменений в подготовке будущих учителей, синхронизации воспитательной работы педагогического университета и школ, проектирования и распространения инновационных воспитательных практик процесс создания некого общего воспитательного пространства будет малоэффективным.

В ответ на вызовы времени, с целью переструктурирования и реального изменения подходов к научно-методическому обеспечению образовательного процесса в области его воспитательной составляющей, в нашем университете создана лаборатория проектирования современных воспитательных практик, где в ближайший период планируется реализация проекта «Архитектоника воспитательного пространства». В рамках системного подхода к потребностям совершенствования воспитательной деятельности в XXI в. университет направил свои усилия на развитие нескольких базовъх направлений, каждое из которых вносит свой вклад в общую воспитательную деятельность, в проектирование воспитательного пространства, в создание воспитательной среды [9].

Первое направление - подготовка педагога как организатора воспитательной деятельности в учебном процессе, во внеучебной деятельности и в работе классного руководителя. В данном направлении интерес представляет проект института педагогики и психологии, поддержанный Министерством образования и науки Алтайского края, краевыми профессиональными объединениями, школами Бийского образовательного округа «Классный руководитель 4.0: перезагрузка». Ключевая цель проекта - практико-ориентированная подготовка классных руководителей, сопровождение и поддержка школ в реализации программ воспитательной деятельности. В основу подготовки будущего специалиста университетом положены такие технологии, как решение кейсов, разработка и реализация проектов, стартапов и воспитательных событий по заказу работодателей и др. Реализация данного направления позволит сформировать не только профессиональные компетенции в области воспитания, но и soft skills как комплекс неспециализированных, важных для будущих учителей надпро-фессиональных навыков, обеспечивающих высокую эффективность воспитательной дея-

тельности. Все студенты университета на основе проектной деятельности с учителями и руководителями школ будут проходить новые форматы педагогических практик, где можно будет развивать такие востребованные навыки, как коммуникация, креативное и критическое мышление, наставничество и менторство, эмоциональный интеллект и др. [6]. Данное направление позволит дать все то, что сегодня необходимо современному учителю и в особенности классному руководителю -наставнику и руководителю детей и молодежи.

Второе направление - изучение и проектирование новых воспитательных практик. Поскольку ключевая задача состоит в максимальном приближении нашего университета к реальной жизни школы, к задачам и проблемам школьного воспитания, в рамках лаборатории проектирования современных воспитательных практик реализуются инновационные проекты, имеющие воспитательную направленность, в которых уже задействованы преподаватели и студенты всех институтов университета:

- в институте педагогики психологии: «Архитектоника воспитательного пространства», «Классный руководитель 4.0: перезагрузка»;

- в институте гуманитарного образования «Цифровые гуманитарии: взгляд из XXI века»;

- в институте естественных наук и профессионального образования «Университет Шукшина: талант и успех» и др.

При реализации каждого инновационного проекта мы поставили и воплощаем в жизнь целый ряд, на наш взгляд, значимых задач:

- изучать и самостоятельно проектировать авторские программы и практики воспитания, созданные педагогами-практиками и преподавателями университета;

- систематизировать и дорабатывать уже существующее в университете и в образовательных организациях различного уровня разнообразие палитры видов, форм и методов воспитательной деятельности;

- научно-методически обосновывать уникальные воспитательные традиции и новаторские подходы, которые способствуют созданию неповторимой воспитательной среды каждой образовательной организации.

Реализация данного направления позволит вовлечь всех представителей образовательного и воспитательного сообщества (преподавателей вузов и колледжей, учителей школ, родителей, студентов, учащихся и представителей социума) в социальное проектирование воспитания.

Третье направление - трансляция передового опыта и инновационных воспита-

тельных практик педагогическому сообществу и образовательным организациям [6]. Для этого в университете создается новый механизм взаимодействия общего и высшего образования в области воспитательной деятельности. В Бийском образовательном округе уже открыты две инновационные площадки с высокими показателями качества воспитательной деятельности. Планируется открыть аналогичные площадки в каждом муниципалитете. Коллаборация университета и школ в воспитательной деятельности позволяет на более высоком уровне осуществить модернизацию содержания и технологий воспитания, реализовать новые форматы воспитательных практик. Социальным эффектом данного направления является создание воспитательного пространства, а также приток в школы всего богатства инновационных воспитательных практик. Это и будет реальным оказанием помощи школам в создании и реализации собственных работающих программ воспитания, использовании инновационных образовательных практик, предлагаемых образовательным сообществом. В подтверждение нашей позиции приведем высказывание В. В. Путина: «Получить знания - это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине - это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным» [12].

Четвертое направление вектора повышения значимости воспитательных взаимодействий и включения обучаемых в реалии социума идет через проектирование значимых для общества объектов и видов деятельности [6; 16].

Следует начать с того, что третьей миссией университета мы считаем участие в развитии региона, при этом воспитание должно осуществляться через включение педагогов и обучаемых в социальное пространство, а социальное пространство включается в воспитательное пространство как вуза, так и школ. В социальном проектировании университет Шукшина реализует следующие группы инновационных проектов воспитательной и образовательной направленности:

1. Проект «Мир без границ», позволяющий включить преподавателей, студентов и представителей профессионального сообщества в повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. В данном направлении университет:

- привлекает на обучение иностранных граждан на все направления обучения, в том числе на профили «Русский язык и литература» и «Русский язык и английский язык». Такое включение иностранных студентов в единую образовательную среду с российскими студентами способствует воспитанию толерантности, межнациональному общению, поиску совместных сфер воспитательной деятельности и др.;

- обучает иностранных граждан в рамках реализации программ дополнительного образования, онлайн-курсов, специальных программ обучения иностранцев по направлениям подготовки для поступления в вуз, популяризации русского языка через курсы «Русский как иностранный» и «Русский без границ». Такое образовательно-воспитательное взаимодействие способствует расширению границ русской национальной культуры и более полной социализации иностранных граждан в России;

- популяризирует творчество В. М. Шукшина через исследовательские проекты и проведение Всероссийской с международным участием конференции «Сибирская ментальность как объект гуманитарных исследований БНиКЭНЩ -2020» [3].

2. Проект по созданию и функционированию в университете Научно-образовательного центра по изучению и сохранению кумандинского языка и культуры, задачей которого стала разработка законодательства и программы Алтайского края по изучению, сохранению и развитию кумандинского языка и культуры. Студенты совместно с преподавателями и кумандин-ским сообществом:

- создают коллекции кумандинских устных текстов и фольклорного материала, на их основе - веб-интерфейс и базу данных разговорника кумандинского языка;

- изучают особенности кумандинского языка, кумандинской культуры, кумандин-ской семьи и семейного воспитания;

- разрабатывают туристические маршруты «Дорогами кумандинцев» и «Наследие кумандинцев».

3. Проект «Вместе к успеху», который направлен на повышение социально-деловой активности, доверия и взаимоуважения между молодыми людьми с инвалидностью и их здоровыми сверстниками посредством проектирования и проведения культурно-спортивных мероприятий. Согласимся с мнением И. П. Нестеровой в том, что студенты -будущие учителя как участники социального проектирования среды равных возможностей готовятся стать лидерами и носителями ценностного отношения к инклюзивной среде и особым группам населения [7].

4. Проект «Современные родители «ПРОродитель», направленный на оказание психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям. Для реализации проекта предусмотрено включение в задание на практику будущим педагогам выполнения одной или нескольких видов деятельности (научной, аналитической, информационной, организационно-методической, консультационной). Участие в этом проекте помогает будущим педагогам на качественно новом уровне быстро адаптироваться к реалиям и потребностям в современных условиях, способствует пониманию роли семьи как основы российского общества, содействует выстраиванию взаимоотношений и взаимодействий с детьми и родителями на позитивной основе [3; 6].

Пятое направление, связанное с внеучебной деятельностью, мы рассматриваем как специфический вид воспитательной деятельности, основанный на принципах свободного выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего педагога [15]. Здесь активно развиваются следующие инновационные проекты:

1. Инновационный проект «Форсайт -дело молодых». Участвуя в этом проекте, студенты трех институтов университета Шукшина осваивают дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Организация летнего отдыха в детских оздоровительных лагерях». Используя инновационные формы и методы взаимодействий, студенты учатся работать и отдыхать в команде, проходят различные тренинги, сами проектируют целые смены для оздоровительных лагерей по конкретной тематике, заданной руководителями каждого лагеря. В данном проекте активно используется форсайт-технология как процесс систематических попыток заглянуть в будущее вожатской деятельности, применяются масштабные опросы экспертов из представителей академического сообщества, работодателей, руководителей и учителей школ, родителей и, конечно же, учащихся, т. е. тех, для кого и проектируются инновационные воспитательные вожатские практики.

2. Успешность воспитательной внеучеб-ной деятельности определяется участием преподавателей, студентов, школьников в широком круге деятельности, связанной с волонтерством. Это такие проекты, как «Мобильные волонтеры», «Цифровые волонтеры», «Волонтеры Победы», «Медиа волонтеры», экологические, социальные, инклюзивные и событийные волонтеры. Участники этих проектов сами создают и реализуют все виды добровольческой деятельности, вклю-

чая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчета на вознаграждение [3].

3. К этому же направлению мы относим группу инновационных проектов под общим названием «Городская среда». Проекты направлены на изучение и включение историко-культурного наследия региона, города, района, села как основы инновационного подхода в подготовке будущего учителя, в том числе и в воспитании подрастающего поколения. Мы включаем в воспитательную среду учебной и внеучебной деятельности подготовку учителя будущего как исследователя, педагога, воспитателя, художника, дизайнера, организатора досуговых и экскурсионных мероприятий. Эти проекты позволяют включать историко-культурное наследие как бесценный материал для формирования гражданской позиции молодого поколения, платформы в реализации воспитательных проектов для детей и взрослых с разными образовательными потребностями и возможностями [6]. В этих проектах совершенствуется творческая и творческо-конструкторская деятельность студентов, приобретаются навыки применения декоративно-прикладного творчества в воспитании и самовоспитании [5]. Примеры таких проектов постоянно представляются на всероссийских и международных форумах, конференциях, съездах. Все проекты данного направления формируют и развивают у студентов социальную активность, милосердие, созидательность, трудолюбие и помогают воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению, а также способствуют воспитанию бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде посредством городской среды. Кроме того, участие в этих проектах позволяет во время практик и в последующей профессиональной деятельности использовать и применять накопленный опыт проектирования при работе в школах.

Говоря о воспитании как приоритете для педагогического вуза и школы, мы не можем исключить из сферы воспитательной деятельности работу университета Шукшина со школами, находящимися в сложных социальных условиях. В последние годы в России все острее ощущается рост неравенства образовательных возможностей. Эта проблема заключает в себе не только и даже не столько вопрос нравственности и справедливости,

она напрямую затрагивает вопрос экономического благополучия страны. Задача качественного обучения и обеспечения равного доступа к нему для всех детей зависит от социального, экономического и культурного уровня их семей. И это одна из ключевых задач для современного образования. Неравенству образовательных возможностей в школах сопутствуют низкие учебные достижения учащихся. Как правило, это создается сложными социальными условиями, в которых находится школа, а эти условия вызваны «показателями низких материально-технических и финансовых ресурсов школы, затруднениями в формировании кадрового состава школы, превалированием осложненного контингента обучающихся, низким социально-экономическим и образовательным потенциалом большинства семей и другими социальными и экономическими факторами» [2, с. 12]. Наибольшее число школ, находящихся в сложных социальных условиях, приходится на школы в сельской местности и в удаленных населенных пунктах. Для оказания действенной помощи таким школам университет реализует проект «Школа - акселератор развития села», который осуществляется несколькими путями. Первое и главное для нас в данном проекте -это подготовка будущих учителей и преподавателей, занятых в их подготовке, для работы с сельской школой, находящейся в сложных социальных условиях. Для этого университет Шукшина обеспечивает:

- наполнение содержания учебных дисциплин психолого-педагогического цикла проблемными вопросами для изучения студентами и обсуждения нестандартных решений: формирование у учащихся успешной траектории развития, организация работы с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении, меры профилактики и работа с детьми с девиант-ным поведением и др.;

- апробацию освоенного профессионального действия в условиях производственной и педагогической практики, когда студенты проходят практики не только в образовательных организациях с эффективным режимом функционирования, но и в сельских школах, работающих в сложных социальных условиях;

- организацию психолого-педагогических исследований в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ по проблемам, характерным для школ с низкими образовательными результатами и функцио-

нирующих в сложных социальных условиях.

Второй не менее важный пласт работ -это организация постоянной и действенной помощи сельским школам как преподавателями, так и студентами в их повседневной образовательной и воспитательной деятельности:

- организация будущими учителями цифрового волонтерства в сельских школах;

- создание в электронной информационно-образовательной среде университета цифровых ресурсов, направленных на помощь школам, в том числе и сельским;

- выездные и онлайн-консультации ведущих педагогов и психологов университета, проводимые по проблемным вопросам в сельских школах, получившие название «Педагогический десант»;

- индивидуальное контактное и дистанционное сопровождение выпускников, направленных на работу в сельские школы;

- организация и проведение цикла обучающих семинаров для учителей, воспитателей, родителей в сельских школах;

- оказание помощи в формировании инновационной образовательной и воспитательной среды, содействующей повышению качества подготовки в сельских школах;

- совместная исследовательская деятельность, способствующая повышению социальной активности учителей и учащихся сельских школ.

Реализация целевой подготовки будущих учителей и оказание действенной помощи привели к тому, что университет Шукшина стал ресурсным центром для сельских школ, функционирующих в сложных социальных условиях.

Заключение. Объединение всех вышеназванных направлений воспитательной деятельности университета позволяет, на наш взгляд, эффективно решать проблему гармоничного вхождения обучаемых в социальный мир и налаживания ими ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, т. е. выполняет цели, заданные изменениями в законе «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, данные направления обеспечивают полноценные и постоянные взаимодействия со школами в области воспитательной деятельности и способствуют качественной подготовке будущих учителей, способных реализовать и обучение, и воспитание, проектировать и реализовывать программы эффективного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко, Н. К. Создание воспитательной системы как первостепенный приоритет в образовательном пространстве педагогического вуза / Н. К. Андриенко, О. С. Жирина // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. - 2016. - № 4 (5). - С. 62-68.

2. Выравнивание шансов детей на качественное образование : сборник материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. - М. : Изд. дом ВШЭ, 2012. - 208 с.

3. Гаврутенко, Т. В. Сибирская ментальность: правда и мифы о наставничестве в социально-профессиональном пространстве Сибири / Т. В. Гаврутенко, О. В. Попова // Сибирская ментальность как объект гуманитарных исследований : материалы Всероссийской с международным участием научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (Бийск - Сростки, 28-29 июня 2019 г.) / отв. ред. М. С. Власов. - Бийск : АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2019. - С. 56-59.

4. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина ; Центр стратегических разработок ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М., 2018. - 105 с.

5. Малахова, Н. Н. Искусство воспитания или невыдуманные школьные истории / Н. Н. Малахова, Е. А. Кислицына, Е. В. Мищенко, Н. А. Фёдорова, О. Н. Юрманова // Сибирский учитель. - 2020. - № 1 (128). - С. 83-89.

6. Мокрецова, Л. А. Формирование гражданственности в инновационных образовательных проектах / Л. А. Мокрецова, О. В. Попова // Формирование гражданской идентичности молодежи: педагогические и управленческие практики : сборник материалов. - М., 2019. - С. 54-58.

7. Нестерова, И. П. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов в обучении и воспитании / И. П. Нестерова / / Интернаука. - 2019. - № 4-1 (86). - С. 49-50.

8. Осипов, П. Н. Воспитание и самовоспитание конкурентоспособных специалистов как приоритет современного образования / П. Н. Осипов // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 16. - С. 198-204.

9. Педагогика XXI века: смена парадигм : коллективная монография : в 2 т. Т. 1 / Л. А. Мокрецова, О. В. Попова, Н. В. Волкова [и др.] ; под общ. ред. проф. О. В. Поповой ; Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина. - Бийск : АГГПУ, 2019. - 398 с.

10. Путин внес в Госдуму поправки о воспитании в системе образования. - Текст : электронный // Известия. - 2020. - 21 мая. - URL: https://iz.ru/1013892/2020-05-21/putin-vnes-g0sdumu-p0pravki-0-vospitanii-v-sisteme-obrazovaniia_(дата обращения: 12.09.2020).

11. Путин, В. В. Патриотизм - прочный фундамент будущего России. Материал с официального сайта Президента России. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения: 11.12.2020). -Текст : электронный.

12. Путин считает воспитание первичным фактором полноценного развития человека. - URL: https://tass.ru/0bschestv0/4356650 (дата обращения: 14.09.2020). - Текст : электронный.

13. Федеральный закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». - URL: http: //www.kremlin.ru/ acts/bank/45788 (дата обращения: 05.01.2021). - Текст : электронный.

14. Astin, A. Student Inv0lvement: A Devel0pmental The0ry for Higher Education / A. Astin // J0urnal 0f College Student Development. - 1999. - Vol. 40, № 5. - P. 518-529.

15. Dotsenko, T. E. Extracurricular activities as a motivator for the employment of university graduates / T. E. Dotsenko, J. V. Drozd, O. V. Popova // Scientific research of the SCO countries: synergy and integration : materials of the International Conference. Reports in English (January 25, 2020. Beijing, PRC). - 2020. - P. 98104. - DOI 10.34660/INF.2020.24.53679.

16. Hung, W. The 9-step problem design process for problem-based learning: Application of the 3C3R model / W. Hung // Educational Research Review. - 2008. - № 4 (2). - P. 118-141.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andrienko, N. K., Zhirina, O. S. (2016). Sozdanie vospitatel'noi sistemy kak pervostepennyi prioritet v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza [Creation of an Educational System as a Top Priority in the Educational Environment of a Pedagogical University]. In Obrazovanie v Rossii: istoriya, opyt, problemy, per-spektivy. No. 4 (5), pp. 62-68.

2. Vyravnivanie shansov detei na kachestvennoe obrazovanie [Equalizing Children's Opportunities for Quality Education]. (2012). Moscow, Izdatel'skii dom VSHE. 208 p.

3. Gavrutenko, T. V., Popova, O. V. (2019). Sibirskaya mental'nost': pravda i mify o nastavnichestve v sotsi-al'no-professional'nom prostranstve Sibiri [Siberian Mentality: Truth and myths about mentoring in the social and Professional Environment of Siberia]. In Vlasov, M. S. (Ed.). Sibirskaya mental'nost' kak ob"ekt gumani-tarnykh issledovanii: materialy Vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoi konferentsii, posvyash-chennoi 90-letiyu so dnya rozhdeniya Vasiliya Makarovicha Skukshina (Bijsk — Srostki, 28—29 June 2019). Biysk, AGGPU im. V.M. Shukshina, pp. 56-59.

4. Kuz'minova, Ya. I., Frumin, I. D. (Eds.). (2018). Dvenadtsat reshenii dlya novogo obrazovaniya [Twelve Solutions for New Education]. Doklad Centra strategicheskikh razrabotok i Vysshei shkoly ekonomiki. Moscow. 105 p.

5. Malakhova, N. N., Kislitsyna, E. A., Mishchenko, E. V., Fyodorova, N. A., Yurmanova, O. N. (2020). Is-kusstvo vospitaniya ili nevydumannye shkol'nye istorii [The Art of Upbringing or Non-fictional School Stories]. In Sibirskii uchitel'. No. 1 (128), pp. 83-89.

6. Mokretsova, L. A., Popova, O. V. (2019). Formirovanie grazhdanstvennosti v innovaysionnykh obra-zovatel'nykh proektakh [Formation of citizenship in Innovative Educational Projects]. In Formirovanie gra-zhdanskoi identichnosti molodezhi: pedagogicheskie i upravlencheskie praktiki: sbornik materialov. Moscow, pp. 54-58.

7. Nesterova, I. P. (2019). Proektnaya deyatel'nost' kak innovatsionnaya tekhnologiya v sisteme sovremen-nykh podkhodov v obuchenii i vospitanii [Project Activity as an Innovative Technology in the System of Modern Approaches in Education and Upbringing]. In Internauka. No. 4-1(86), pp. 49-50.

8. Osipov, P. N. (2013). Vospitanie i samovospitanie konkurentosposobnykh spetsialistov kak prioritet sov-remennogo obrazovaniya [Upbringing and Self-upbringing of Competitive Specialists as a Priority of Modern Education]. In Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. No. 16, pp. 198-204.

9. Mokretsova, L. A., Popova, O. V., Volkova, N. V. et al. (2019). Pedagogika XXI veka: smena paradigm [Pedagogy of the 21st Century: Change of Paradigms]. Biysk, AGGPU. 398 p.

10. Putin vnes v Gosdumu popravki o vospitanii v sisteme obrazovaniya [Putin Introduced Amendments to the State Duma on Education in the Education System]. (2020). In Izvestiya. 21 May. URL: https://iz.ru/1013892/2020-05-21/putin-vnes-gosdumu-popravki-o-vospitanii-v-sisteme-obrazovaniia (mode of access: 12.09.2020).

11. Putin, V. V. Patriotizm - prochnyi fundament budushchego Rossii [Patriotism is a Solid Foundation for the Future of Russia]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/16470 (mode of access: 11.12.2020).

12. Putin schitaet vospitanie pervichnym faktorom polnotsennogo razvitiya cheloveka [Putin Considers Upbringing to be the Primary Factor in Human Development]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4356650 (mode of access: 14.09.2020).

13. Federal'nyj zakon № 304-FZ ot 31.07.2020 g. «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "Ob obra-zovanii v Rossiiskoi Federatsii"po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» [Federal Law No. 304-FZ of July 31, 2020 "On Amendments to the Federal Law 'On Education in the Russian Federation' on the Upbringing of Students"]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (mode of access: 05.01.2021).

14. Astin, A. (1999). Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education. In Journal of College Student Development. Vol. 40. No. 5, pp. 518-529.

15. Dotsenko, T. E., Drozd, J. V., Popova, O. V. (2020). Extracurricular Activities as a Motivator for the Employment of University Graduates. In Scientific research of the SCO countries: synergy and integration: materials of the International Conference. Reports in English (January 25, 2020. Beijing, PRC), pp. 98-104. DOI 10.34660/INF.2020.24.53679.

16. Hung, W. (2008). The 9-step problem design process for problem-based learning: Application of the 3C3R model. In Educational Research Review. No. 4 (2), pp. 118-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.