Научная статья на тему 'Экологизация образовательной среды вуза: от теории к стратегии реализации'

Экологизация образовательной среды вуза: от теории к стратегии реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECOLOGY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ECOSYSTEM OF INNOVATIONS / "TRIANGLE OF KNOWLEDGE" / LAWS OF ECOLOGY BY KOMMONER / ECOLOGIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЭКОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЭКОСИСТЕМА ИННОВАЦИЙ / "ТРЕУГОЛЬНИК ЗНАНИЙ" / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ КОММОНЕРА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрецова Л.А., Попова О.В.

В данной статье обосновывается идея о том, что экология как наука о «доме», «жилище», среде обитания должна стать основой формирования образовательного пространства через экологические законы, позволяющие реализовать экологию образовательной среды как комфортное, целесообразно организованное пространство. Поскольку базовые процессы в профессиональном образовательном пространстве направлены на повышение качества подготовки специалистов, то весь процесс подготовки специалистов должен быть инновационным, базироваться на инновационных образовательных технологиях, это значит, что профессиональное образование должно проходить в условиях экологии образовательной среды и в экосистеме инноваций. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные направления и обобщить практический опыт решения проблемы через «треугольник знаний» в процессах образование исследование инновация через экологизацию образовательного пространства и реализацию подготовки в экосистеме инноваций. Данное направление дополняется также рассмотрением реализации «треугольника знаний» для университета с гуманитарными и педагогическими профилями подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITIES: FROM A THEORY TO A REALIZATION STRATEGY

In the article the idea that ecology as a science of “home”, “environment”, habitats should become a basis of educational environment formation through laws of ecology to implement ecology of education environment as a comfortable, appropriately organized space. Due to the fact that the basic processes in the vocational education are aimed at improving the quality of training, the whole process of specialists’ training must be innovative, based on innovative educational technology; this means that education should take place in the context of ecology of educational environment and in an ecosystem of innovation. The researchers make an attempt to disclose the main directions and generalize practical experience in solving the problem through “the triangle of knowledge” in the processes of education-research-innovation through ecologization of educational environment and implementation of training in an ecosystem of innovations. This trend is complemented by addressing “the triangle of knowledge” implementation for the universities with humanitarian and pedagogic specialties while specialists’ training.

Текст научной работы на тему «Экологизация образовательной среды вуза: от теории к стратегии реализации»

2. Mescheryakova E.V. Teoriya i praktika professional'noj podgotovki uchitelya k pedagogicheskomu vzaimodejstviyu v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve (na materiale podgotovkiuchitelya inostrannogoyazyka). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

3. Rogova G.V. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole, Moskva, 1991: 287.

4. Safonova V. V. Sociokul'turnyj podhod k obucheniyu inostrannomu yazyku kak special'nosti, Moskva, 1992.

5. Tomahin G.D. Lingvostranovedenie: chto 'eto takoe? Inostrannye yazyki v shkole. 1996, 6: 22 - 27.

6. Gez N.I. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva, 1982: 373.

7. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

8. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: Bazovyj kurs lekcij: Posobie dlya studentov ped. vuzov i uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 2002.

9. Mescheryakova E.V., Isaeva I.S. Lingvodidakticheskij potencial bloga v obuchenii anglijskomu yazyku. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; 4: 59.

10. Vereschagin E.M., Kostomarov V.G. Yazykikul'tura. Indrik, 2005.

Статья поступила в редакцию 06.04.19

УДК 378

Mokretsova L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russia),

Е-mail: rektor@bigpi.biysk.ru

Popova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russia),

Е-mail: pov@bigpi.biysk.ru

ECOLOGIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITIES: FROM A THEORY TO A REALIZATION STRATEGY. In the article the idea that ecology as a science of "home", "environment", habitats should become a basis of educational environment formation through laws of ecology to implement ecology of education environment as a comfortable, appropriately organized space. Due to the fact that the basic processes in the vocational education are aimed at improving the quality of training, the whole process of specialists' training must be innovative, based on innovative educational technology; this means that education should take place in the context of ecology of educational environment and in an ecosystem of innovation. The researchers make an attempt to disclose the main directions and generalize practical experience in solving the problem through "the triangle of knowledge" in the processes of education-research-innovation through ecologization of educational environment and implementation of training in an ecosystem of innovations. This trend is complemented by addressing "the triangle of knowledge" implementation for the universities with humanitarian and pedagogic specialties while specialists' training.

Key words: ecology of educational environment, ecosystem of innovations, "triangle of knowledge", laws of ecology by Kommoner, ecologization of educational environment.

Л.А. Мокрецова, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

Е-mail: rektor@bigpi.biysk.ru

О.В. Попова, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

Е-mail: pov@bigpi.biysk.ru

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА: ОТ ТЕОРИИ К СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ

В данной статье обосновывается идея о том, что экология как наука о «доме», «жилище», среде обитания должна стать основой формирования образовательного пространства через экологические законы, позволяющие реализовать экологию образовательной среды как комфортное, целесообразно организованное пространство. Поскольку базовые процессы в профессиональном образовательном пространстве направлены на повышение качества подготовки специалистов, то весь процесс подготовки специалистов должен быть инновационным, базироваться на инновационных образовательных технологиях, это значит, что профессиональное образование должно проходить в условиях экологии образовательной среды и в экосистеме инноваций. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные направления и обобщить практический опыт решения проблемы через «треугольник знаний» в процессах образование - исследование - инновация через экологизацию образовательного пространства и реализацию подготовки в экосистеме инноваций. Данное направление дополняется также рассмотрением реализации «треугольника знаний» для университета с гуманитарными и педагогическими профилями подготовки специалистов.

Ключевые слова: экология образовательной среды, экосистема инноваций, «треугольник знаний», экологические законы Коммонера, экологизация образовательной среды.

Давно известно, что термин «экология», введенный Эрнстом Геккелем в 1869 году, буквально означал - наука о доме, жилище (от греческого «ой-кос» - дом, жилище, «логос» - учение и, наука). Очень долгие годы считалось, что экология - это наука о взаимодействии живого и неживого в природной среде. Однако в настоящее время в научной и образовательной практике пришли к пониманию, что любая среда, в которой находится человек - это его «дом», «жилище», а значит, взаимодействие с этой средой подчиняется экологическим законам. Поэтому в научном сообществе, образовательной, профессиональной и социальной деятельности уже стали привычными новые области знания, такие как «экологическая психология», «экологическая педагогика», «экологическая культура», «социальная экология» и понятия «экология образования (обучения, воспитания, развития)», «экология знаний», «экология инноваций», «экология здоровья», «экология социо-культурной среды», «экология образовательно-воспитательного пространства», «экология образовательной среды».

Все данные направления и понятия не только прижились в научной и образовательной среде, но и стали платформой для многочисленных исследований в различных областях науки.

В рамках нашей статьи мы решили рассмотреть приоритетные направления, на которые направлено внимание в Указе Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г № 1642 и в национальном проекте «Образование», утвержденном

3 сентября 2018 г протоколом №10 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

Эти направления в рамках заявленной нами темы можно сформулировать

так:

1. Создание современной образовательной среды;

2. Повышение конкурентоспособности профессионального образования;

3. Вузы как центры пространства создания инноваций.

Начнем с особенностей создания современной образовательной среды. Однако данную национальную задачу мы рассмотрим не с точки зрения цифрового образования, насыщения современным инновационным оборудованием и приборами, внедрения эффективных инновационных образовательных технологий, хотя эти вопросы, несомненно, важны при решении проблемы создания современной образовательной среды.

Фактически образовательный процесс, как предлагает О.И. Генисарецкий -это процесс погружения в виртуальный мир, актуализация потенциальных "возможностей" и освоения Себя - будущего [1].

Мы основываемся на том, что современная образовательная среда, в которой находится обучаемый, должна быть его «домом», «жилищем», быть комфортной, доступной, создающей условия для гармоничного развития личности.

Рассмотрение вопросов создания современной образовательной среды, с нашей точки зрения, невозможно без рассмотрения особенностей экологии образовательной среды, создание которой и взаимодействие с этой средой должно подчиняется экологическим законам.

На наш взгляд, наиболее значимыми экологическими законами, которые важны для исследования особенностей экологии образовательного пространства, являются следующие:

1. Базовый закон любой экологической системы - это закон развития. Согласно данному закону любая экологическая система может развиваться только за счет создания и использования материальных, энергетических, информационных, социальных возможностей окружающей её среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно. В соответствии с этим экологическим законом образовательная среда обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения, поэтому ее развитие зависит от объединения возможностей всех уровней в единое пространство развития.

2. Следующим экологическим законом, важным для формирования экологии образовательной среды, является закон единства. Этот закон четко указывает на то, что в успешно функционирующей экологической системе все едино. При этом то, что вредно, опасно, разрушающе для одного составляющего экологической системы, не может быть безопасным как для других составляющих данной экологической системы, так и для системы в целом. С точки зрения экологии образовательной среды, этот закон подчеркивает, что единство при многообразии компонентов образовательной среды обеспечивается только тогда, когда в образовательном пространстве, в любой сфере образовательной деятельности должно быть полностью исключено наличие любых вредных, опасных, разрушающих элементов [2].

3. Несомненный интерес для экологии образовательной среды представляет группа законов, объединенных в экологии общим названием как законы Б. Коммонера. Современная экология имеет собственные законы, правила, эмпирические (греч. етреИа - опыт, основанные на опыте) обобщения. Основные проблемы взаимодействия общества и природы в какой-то мере отражают четыре положения, которые сформулировал американский биолог и эколог Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» [3]. Он назвал их «законами экологии», именно в кавычках. Разберем особенности применения экологических законов Коммонера на экологию образовательной среды.

3.1. Для решения насущных задач формирования экологии образовательной среды важен экологический закон взаимосвязи. Данный закон сформулирован четко и строго: «Все связано со всем» [2, с. 32]. Этот экологический закон обращает наше внимание на обязательную связь процессов, явлений, взаимодействий для успешного функционирования любой экологической системы. При этом крайне необходимо внутреннее динамическое равновесие, при котором изменение одного из показателей системы вызывает функционально-структурные количественные и качественные изменения, а сама система сохраняет устойчивость. Согласно этому экологическому правилу или закону только создание образовательной системы, способной динамично изменяться, сохраняя внутреннюю устойчивость, внутреннее единство, на которое не смогут влиять внешние неблагоприятные факторы, поможет сделать образовательную среду комфортным «домом», «жилищем» для всех участников образовательной деятельности. Это одно из главных требований экологии образовательной среды.

3.2. Следующий важный для нас экологический закон - это закон знания, который Б. Коммонер сформулировал так: «Природа знает лучше». Казалось бы, этот закон применим к окружающей природной среде и вряд ли применим к иным средам и системам. На функционирование образовательной среды влияет слишком много факторов - социальных, личностных, материальных, финансово-экономических и других. Однако применительно к социальной экологической системе, каковой является любая образовательная система, это предостережение действует так же, как в природной системе. И в природе, и в социуме основой развития являются «потоки информации». Поэтому успешное и эффективное функционирование образовательной системы с точки зрения экологии образовательной среды невозможно, пока в ней не отлажена система сбора, хранения и передачи достоверной информации. Все изменения в образовательной системе с нарушенными потоками информации могут привести к непоправимым последствиям. Данный закон вытекает из ранее названных и призывает к созданию экологии образовательной среды, направленной к предельной осторожности и тщательному взвешиванию всех предлагаемых нами изменений, чтобы при попытке улучшить образовательную систему не принести ей вред.

3.3. Следующий экологический закон - это закон сохранения устойчивости. Б. Коммонер разъясняет свой закон: «...экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно, и которое не может быть объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен [3, с. 33]. Применительно к экологии образовательной среды мы должны понимать, что образовательная среда как социальный объект имеет собственные условия функционирования и нарушение этих условий может привести к непоправимым последствиям. Внедряя новое, мы должны его органически соединять с уже существующим и действующим, не разрушая, а созидая.

3.4. Ещё один экологический закон, который Б. Коммонер сформулировал для природных систем, взаимодействующих с техносферой: «Все должно куда-то деваться». Все, что функционирует и развивается, дает «отходы» - ма-

териальные, энергетические, информационные. Эти «отходы» нарушают эффективное функционирование экологических систем. Природная среда предусмотрела мощную и практически не подвластную человеку систему самоочистки, предусматривающую утилизацию, уничтожение и переработку всего мешающего её функционированию. Однако человечество неоднократно сталкивается с теми или иными последствиями нарушения этого закона в природно-социальных экологических системах. Действия человека при нарушении этого закона - одна из главных причин экологических кризисов и даже техногенных катастроф. Применительно к образовательному пространству мы никогда не задумываемся над тем, что же будет при наших преобразованиях с «отходами», нуждающимися в «утилизации» и «уничтожении», а что органично впишется в образовательную среду в качестве составляющей, от которой зависит ее устойчивость. Понимание этой проблемы и ее решение является задачей экологии образовательной среды.

Исходя из законов экологии, мы можем сделать вывод, что преобразование любой социальной системы, в том числе и образовательной, в соответствии с экологическими нормами предполагает построение образа мира как некоторого смыслового целого, где нет ничего случайного и лишнего, и все объединено друг с другом узами живых органических связей. Только благодаря этому человек получает уникальную возможность «разглядеть» в образовательной среде контуры своего дома, дающего условия непрерывного развития и саморазвития [4, с. 21].

Соответственно, необходимо создание образовательных технологий, направленных, с одной стороны, на презентацию будущих форм бытия, некое подобие социально-профессиональных ниш, прообразов будущей деятельности, с другой стороны, реализующихся в максимально экологически приемлемых условиях, родственных обучаемому, воспринимаемых им как «одомашненная» окружающая среда, комфортная, понятная, доступная, создающая условия для саморазвития и самореализации [5, с. 38].

Нам кажется, что, по меньшей мере, два направления, обозначенные в национальных проектах как «повышение конкурентоспособности профессионального образования» и «вузы как центры пространства создания инноваций», на наш взгляд, органично вытекают из проблемы формирования и функционирования экологии образовательной среды.

Экология образовательной среды в профессиональном образовании базируется на комплексе мер и мероприятий, направленных:

• на создание экологически правильно организованного образовательного пространства,

• на функционирование образовательного процесса с учётом экологии среды,

• на разработку и реализацию стратегии создания, постоянного формирования, развития и функционирования экосистемы инноваций [6, с. 61].

Нам видится, что основой повышения конкурентоспособности профессионального образования и уж тем более основой превращения любого вуза, а в особенности университетов, в центры развития инноваций, является применение экологических законов функционирования образовательной среды через создание экологии образовательной среды. Исходя из этого, мы считаем, что главной составляющей в экологии образовательной среды в условиях возрастающей конкуренции на рынке профессиональных образовательных услуг становится экосистема инноваций.

Термин «экосистема» заимствован из классической экологии и представляет собой систему элементов природы, живых и неживых, между которыми стабильно происходят процессы обмена веществ, энергии и информации. Исходя из этого, мы понимаем, что такая сложная система как образовательное пространство также является экосистемой, функционирующей путём взаимодействия элементов («живых» и «не живых»), между которыми также идет постоянный обмен веществом (материальное, материализованное, хозяйственно-финансовое обеспечение образовательной деятельности), энергией (источники энергии, биоэнергетическое обеспечение: взаимодействие обучаемых и обучающих, развитие творческого потенциала, взаимодействие с внешней средой) и информацией (информационное обеспечение образовательной деятельности, электронная информационно-образовательная среда, цифровая образовательная среда) [4].

При этом совершенно ясно, что существуют простые и сложные образовательные экосистемы, где более простые могут являться частью более сложных, образуя единое образовательное пространство: вуза, города, страны и глобальное образовательное пространство.

Функционирование образовательного пространства как экосистемы, обеспечивающей экологизацию образовательной среды путем выполнения требований экологии образовательной среды, зависит в современных условиях от интеграции образовательных, исследовательских и инновационных составляющих образовательного пространства. При этом социальное и профессиональное пространство требуют от университетов развития интеграции «образование - наука - бизнес» с целью повышения качества профессионального образования, обеспечения его соответствия требованиям рынка труда. Решение такой задачи даже для технических направлений подготовки затруднительно и требует особого подхода, если университет готовит специалистов гуманитарного и педагогических направлений.

Нами рассмотрен вариант взаимодействия образовательных, исследовательских и инновационных составляющих, который позволяет разрешить проблему взаимодействия профессионального гуманитарного и педаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.