Научная статья на тему 'Технология работы педагога по формированию культуры межнационального общения в практике работы образовательной организации'

Технология работы педагога по формированию культуры межнационального общения в практике работы образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛИ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / CULTURE OF INTERETHNIC RELATIONS / TECHNOLOGY / MODELS / FORM / METHODS AND MEANS OF WORK TO BUILD A CULTURE OF INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоцерковец Н. И.

В работе представлены современные взгляды на технологию деятельности педагога по формированию культуры межнационального общения в практике работы образовательной организации, представлены основные модели введения этнокультурного компонента в содержание образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоцерковец Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF WORK OF A TEACHER IN FORMING OF AN INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The work presents the modern views on ways of a teacher's work in creating a culture of communication between people of different nationalities in an educational organization. The research presents the basic models of introduction of an ethno-cultural component into the contents of education.

Текст научной работы на тему «Технология работы педагога по формированию культуры межнационального общения в практике работы образовательной организации»

4. Popper, K. Otkrihtoe obthestvo i ego vragi. - M., 1992.

5. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 1999.

6. Vihgotskiyj, L.S. Sobranie sochineniyj: v 6 t. - M., 1982. - T. 2.

7. Pugg, H. Imagination. - N.Y., 1963.

8. Basin, E.Ya. Filosofskaya ehstetika i psikhologiya iskusstva. - M., 2007.

9. Sovremennihyj slovarj-spravochnik po iskusstvu / nauch. ruk., sost. A.A. Melik-Pashaev. - M., 1999.

10. Psikhologicheskiyj slovarj / avt.-sost. V.P. Koporulina, M.N. Smirnova, N.O. Gordeeva i dr.; pod obth. red. Yu.L. Neyjmera. - Rostov-na-Donu, 2003.

11. Alj-Rikabi Aziz Mezal. Formirovanie tvorcheskogo samovihrazheniya studentov v processe khudozhestvennogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze: dis. ... kand. ped. nauk - Voronezh, 2010.

12. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya / sost. K.V. Seljchenok. - Minsk, 2003.

13. Viner, N. Ya - matematik. - M., 1967.

Статья поступила в редакцию 06.03.14

УДК 37.017.4

Belotserkovets N.I. THE METHODS OF WORK OF A TEACHER IN FORMING OF AN INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The work presents the modern views on ways of a teacher's work in creating a culture of communication between people of different nationalities in an educational organization. The research presents the basic models of introduction of an ethno-cultural component into the contents of education.

Key words: culture of interethnic relations, technology, models, form, methods and means of work to build a culture of interethnic relations.

Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт»,

г. Ставрополь, E-mail: natalya_stv@list.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В работе представлены современные взгляды на технологию деятельности педагога по формированию культуры межнационального общения в практике работы образовательной организации, представлены основные модели введения этнокультурного компонента в содержание образования.

Ключевые слова: культура межнациональных отношений, технология, модели, формы, методы и средства работы по формированию культуры межнациональных отношений.

Поскольку формирование любого качества личности происходит в деятельности, то основной задачей педагога в процессе воспитания культуры межнационального общения у школьников является вовлечение их в совместную деятельность, основными видами которой в условиях образовательного учреждения выступают учеба, игра, труд, досуг, а также нравственное просвещение.

Учеба составляет основу духовного становления человека, является важнейшим фактором овладения им культурным наследием. Соответственно, огромна ее роль и как фактора воспитания гуманности - одной из важнейших, сущностных характеристик подлинной, демократической культуры.

Познавательный материал, изучаемый на уроках русского языка, чтения (или литературы), трудового обучения, природоведения, музыкального и изобразительного искусства, очень важен для воспитания учащихся в духе толерантности.

Общеизвестно огромное значение игры в формировании личности ребенка на всех этапах ее возрастного развития. В процессе игры формируются духовные ценности личности, лучшие ее качества и способности. Игры (дидактические, ролевые, подвижные, спортивные и т.д.) оказывают положительное влияние на межличностные отношения детей, которые в них возникают. Исходя из этого, большое значение в формировании культуры межнационального взаимодействия имеет освоение учащимися национальных игр народов России, особенно тех, представители которых обучаются в классе.

Одним из важнейших факторов воспитания школьников является труд. В процессе труда формируются умения и навыки детей, складываются определенные отношения между ними, накапливается опыт практической деятельности. Трудовая деятельность развивает у ребенка собственное отношение к ней, к ее результатам, уважение к людям труда, к любому труду взрослых и детей. На уроках трудового обучения дети овладевают практическими умениями и навыками. Большую роль в сближении

людей разных национальностей играет освоение народных промыслов. Кроме этого, в качестве совместной трудовой деятельности школьников весьма эффективным зарекомендовали себя оформление тематических уголков и классов, альбомов, музеев, посвященных различным народам, их истории, культуре и традициям.

Педагогически правильное построение работы в детском коллективе сочетает трудовую деятельность с разными видами досуга. В досуговой деятельности - спортивной, художественной и эстетической следует создать условия для проявления культуры межнационального общения, которые бы побуждали учащихся разных национальностей к взаимодействию [1]. Формы ее организации: индивидуальные, парные, групповые - способствуют овладению учащимися культурой взаимоотношений в классе. Педагогу важно изучить учащихся, их интересы, способности, уже сложившиеся между ними межличностные отношения с тем, чтобы объединить их в микрогруппы в соответствии с их пожеланиями.

Осуществляемое в процессе учебной и внеучебной деятельности целенаправленное нравственное просвещение младших школьников является необходимым фактором воспитания толерантных взаимоотношений. Очень важны для формирования гуманистических представлений у детей беседы - как специальные, этические, так и проводимые в связи с той или иной практической деятельностью. Педагог обязан всегда быть справедливым к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности. Воспитательная работа должна быть последовательной, не сводиться к разовым усилиям. Учителю важно осмыслить характер взаимоотношений, морально-психологическую атмосферу в многонациональном коллективе.

Большое значение имеет деятельность педагога по сплочению такого коллектива. Основное требование к нему в современных условиях - внимание к каждому конкретному человеку, представителю и той или иной этнической общности. Учитель

должен путем учета и осмысления собственных действий, изучения психологического климата в различных микрогруппах и коллективе в целом получить четкое представление о мнениях и позициях каждого своего воспитанника в отношении возникающих национально окрашенных проблем.

Таким образом, педагогу следует постоянно анализировать положение дел в многонациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно как объективная предпосылка способствовала укреплению дружбы между представителями разных национальностей. В многонациональном коллективе необходимо делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма и национальной ограниченности.

Рассмотрим содержание процесса формирования культуры межнационального общения у учащихся.

Формирование культуры межнационального общения у школьников - это педагогический процесс, направленный на развитие ценностно-мотивационной сферы учащихся, расширение опыта межнационального общения и формирование практических умений и навыков общения с представителями других национальностей.

В научной литературе цель процесса формирования культуры межнационального общения у учащихся состоит в развитии позитивных межнациональных отношений к представителям других национальностей, к языку, культуре, традициям и обычаям.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах: формирование высоконравственной мотивации поступков и поведения в процессе общения с представителями различных национальностей; развитие интереса к культурным традициям и обычаям других народов; обеспечение позитивного опыта межнационального общения в школьной среде.

Выделяют следующие принципы формирования культуры межнационального общения у учащихся:

• учет национально-психологических особенностей в учебно-воспитательном процессе и межэтнических отношениях в многонациональном коллективе;

• направленность воспитания на формирование умений и навыков разрешения межэтнических конфликтов;

• гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей, к их историческому наследию, культурам и традициям; направленность воспитания на обеспечение взаимопонимания между людьми различных национальностей;

• учет в воспитании этнополитической ситуации в проживаемом регионе, его историко-культурной специфики, особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов.

Содержание процесса формирования культуры межнационального общения у учеников включает следующие компоненты: формирование знаний о правах человека и народов, народных воспитательных традициях, особенностях образа жизни различных этносов и их культуре, а также о межэтнических конфликтах и причинах их возникновения; воспитание уважения ко всем народам; развитие позитивных убеждений в сфере межнациональных отношений и умений преодолевать межнациональные конфликтные ситуации; обогащение социокультурного опыта учащихся, совершенствование оценочных суждений о деятельности личностей своей и других национальностей [2].

Специфика работы в многонациональном классе предусматривает применение как традиционных, так и нетрадиционных форм, методов и средств обучения.

К формам организации педагогического процесса формирования культуры межнационального общения относятся: проблемная дискуссия; беседа с обсуждением проблемы межнациональных отношений; ролевая игра с межкультурным диалогом;

встреча учащихся с представителями иных культур; рефлексия своего отношения к представителям других национальностей.

Наиболее приемлемыми методами формирования культуры межнационального общения у школьников являются следующие: кросс-культурный (параллельное изучение этнокультур, анализ их сходства и различия); метод образной медитации (погружение в изучаемую культуру); метод эмпатии (переживание состояний персонажей, героев, представителей иной этнической группы); метод игротерапии (развитие навыков межкультур-ного взаимодействия в игре); культурный ассимилятор (создание искусственных коммуникативных ситуаций между представителями разных этнических групп).

В работе по формированию культуры межэтнического общения у учащихся выделяются следующие педагогические средства: плакаты, карты, схемы, кинофильмы, фотографии, карточки-задания, предметы быта и искусства представителей различных национальностей.

Правовой основой этнокультурного образования школы с полиэтническим составом учащихся являются Конституция и Закон «Об образовании» Российской Федерации, который устанавливает государственный образовательный стандарт. Закон включает федеральный и национально-региональный компоненты. Это дает возможность субъектам РФ обогащать содержание образование за счет включения в него материала, отражающего культурное достояние народа, региональные особенности развития культуры.

В педагогической литературе выделяют следующие модели введения этнокультурного компонента в содержание образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую [3].

В образовательном процессе школы чаще всего находят применение модульная, монопредметная и дополняющая модели. Реализация данных моделей способствует организации процесса обучения и воспитания учащихся в этнокультурном направлении, что является эффективными педагогическими условиями формирования культуры межнационального общения у школьников.

Этнокультурный компонент представлен либо систематическими учебными курсами, например «История казачества», «Традиция и культура родного края», «История родного народа», «Национальное искусство», «История, литература, культура родного края», «Народные промыслы» и др. (монопредметная модель), либо отражается в отдельных темах традиционных дисциплин, «Музыка» - народные песни славян и народов Кавказа; «Изобразительное искусство» - гжельская роспись, дымковская игрушка и т.д.; «Технология» - украшение костюма, резьба по дереву и т.д.; «Физкультура» - игры народов родного региона; «Биология» - флора и фауна Северного Кавказа; «География» - география Ставропольского края и т.д. (модульный компонент).

Реализация дополняющей модели представлена использованием потенциальных возможностей внеаудиторной воспитательной работы в школе. В связи с этим целесообразно в школе организовать кружки, клубы, студии, различные объединения, деятельность которых будет направлена на изучение культур народов определенного края или региона [4]. Результатами такой работы может стать реализация в школах элективных дисциплин, знакомящих школьников с народными ремёслами, выпуск газет с этнокультурным содержанием и другие формы работы.

Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями формирования культуры межнационального общения у учащихся являются организация в школе процесса обучения и воспитания в этнокультурном направлении.

Библиографический список

1. Клушина, Н.П. Добровольческая практика бакалавров социальной работы как условие формирования профессиональных умений и навыков / Н.П. Клушина, Л.С. Кириллова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2010. - № 2.

2. Белоцерковец, Н.И. Педагогика межнационального общения / Н.И. Белоцерковец, А.М. Васильев, Н.Н. Назаренко. - Ставрополь, 2008.

3. Кречетникова, А.В. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации / А.В. Кречетникова, Е.В. Панюшкина. - Ханты-Мансийск, 2010.

4. Тебуева, М.М. Организация художественно-эстетического воспитания учащихся на основе приобщения к народным промыслам // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).

Bibliography

1. Klushina, N.P. Dobrovoljcheskaya praktika bakalavrov socialjnoyj rabotih kak uslovie formirovaniya professionaljnihkh umeniyj i navihkov / N.P. Klushina, L.S. Kirillova // Vestnik Severo-Kavkazskogo federaljnogo universiteta. - 2010. - № 2.

2. Belocerkovec, N.I. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya / N.I. Belocerkovec, A.M. Vasiljev, N.N. Nazarenko. - Stavropolj, 2008.

3. Krechetnikova, A.V. Formirovanie mezhehtnicheskoyj tolerantnosti lichnosti obuchayuthikhsya v vospitateljnoyj srede obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj: metodicheskie rekomendacii / A.V. Krechetnikova, E.V. Panyushkina. - Khantih-Mansiyjsk, 2010.

4. Tebueva, M.M. Organizaciya khudozhestvenno-ehsteticheskogo vospitaniya uchathikhsya na osnove priobtheniya k narodnihm promihslam / / Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).

Статья поступила в редакцию 13.03.14

УДК 159.9:61

Vlasov A.V. Zhikrivetsky Yu.V. PROFESSIONAL AND MORAL CONSCIOUSNESS AS A BASIS OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF POLICE OFFICERS. In the article the detailed analysis of the professional and moral consciousness of staff in law-enforcement bodies is done. The study shows its role in formation of the professional culture among employees.

Key words: police officers, professional and moral consciousness, professional culture.

А.В. Власов, канд. юр. наук, начальник каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь,

E-mail: vlasov_av@list.ru; Ю.В. Жикривецкая, канд. филос. наук, доц. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье дан подробный анализ профессионально-нравственному сознанию сотрудников органов внутренних дел, показана его роль в формировании профессиональной культуры сотрудников.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, профессионально-нравственное сознание, профессиональная культура.

Понятие «культура» возникло в философии около двух столетий назад. Ученые толкуют данный термин по-разному. В настоящее время насчитывается свыше тысячи его определений. Некоторые ученые трактуют или воспринимают культуру как своеобразную память мира или общества, материализованную в библиотеках, памятниках, языках. Наиболее обобщенным представляется определение культуры как совокупности всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Соотношение профессиональной культуры с массовой есть соотношение особенного и общего. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел, являясь формой правоохранительной и правоприменительной деятельности, включает в себя правовую и нравственную культуру и является материальной и духовной одновременно, т.к. представляет собой систему материальных и духовных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей Она складывается из достижений всех поколений в этой профессиональной сфере. Специфика целей и задач, общность интересов и условий труда, свои ценности, нормы и стандарты поведения, символы и профессиональный язык - все это создает своеобразную культуру определенной деятельности.

Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел неоднородна. В ее составе можно выделить, например, культуру сотрудников криминальной милиции, ГИБДД, следственных аппаратов и т.д., т.е. профессиональную культуру представителей всех аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел. Это связано с разными условиями службы, в том числе сугубо специфичными [1].

Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел может рассматриваться в основном в двух аспектах: как оценочная (аксиологическая) категория и как категория содержательная, В первом аспекте культура понимается как степень овладения профессией, уровень специальной подготовки, который в свою очередь определяется уровнем развития права, профессиональным сознанием, качеством и эффективностью правоприменительной деятельности, высокий уровень которой невозможен без наличия соответствующего уровня нравственного сознания [2].

Основная задача профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников заключается в том, чтобы каждый сотрудник обладал достаточным объемом правовых знаний и мог лег-

ко и быстро найти те источники права, в которых содержатся интересующие его принципы и нормы.

Как показали результаты исследований уровня правовых знаний сотрудников полиции, что в среднем у 30-35% сотрудников профессиональные знания названным требованиям не отвечают полностью или частично [3]. В то же время, помимо знаний каждому сотруднику должны быть присущи умения и навыки применения права, а также сформированная привычка соблюдать правовые предписания в любой обстановке.

Профессиональное сознание является элементом профессиональной культуры и выражает отношение сотрудника к праву, практике его применения, к собственному правовому поведению.

В этой связи к профессионально значимым качествам следует отнести также интеллектуальную активность, поскольку существует прямая зависимость между успешностью решения профессиональных задач и уровнем интеллекта сотрудника. В данной профессиональной сфере, где от ее представителей зависят судьбы, жизни, безопасность людей, желателен высокий и высший уровень интеллектуальной активности. Многие нарушения законности объясняются отсутствием необходимых правовых знаний, профессиональных умений и навыков. Поэтому огромное значение имеет профессиональный отбор, обучение и воспитание личного состава органов внутренних дел.

Исключительно большое значение имеет степень развития эмоциональной сферы сотрудников. Неумение владеть собой, держать себя в рамках в напряженной обстановке может привести к нарушениям законности. К сожалению, иногда мгновенно вспыхнувшая ненависть к преступнику, гнев, вызванный горем или понесённым ущербом, оказываются сильнее, чем чувство служебного долга.

Таким образом, в данном аспекте (аксиологическом) под культурой понимается уровень образованности и воспитанности человека, степень его совершенства в осуществлении правоприменительной деятельности. Тем самым сформированный высокий уровень профессиональной культуры сотрудника ОВД подразумевает, что он будет реализован. Не зависимо от состояния сотрудника или от возникающей ситуации.

Содержательный анализ профессиональной культуры позволяет выделить в ее структуре следующие наиболее значимые составляющие:

- право и мораль как систему норм и принципов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.