УДК 070:621.397.13(470.345)
Л.Н. МАКАРКИНА, П.Ф. ПОТАПОВ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ (на примере работы национальной редакции «Од пинге» 10 канала
«ТелеСеть Мордовии»)
Ключевые слова: культура, межнациональное общение, региональное телевидение, национальное вещание, телевизионная программа, традиция, средства массовой коммуникации, национальный язык, воспитание, патриотизм, мировоззрение, многонациональный.
Обобщена роль регионального телевидения в развитии культуры межнационального общения. Проанализирован содержательный потенциал национальной программы «Од пинге» («Новое время») как средство патриотического, этнокультурного воспитания, популяризации культуры межнационального общения. Рассмотрены особенности государственного регулирования деятельности СМИ в пропаганде культуры межнационального диалога.
L.N. MAKARKINA, P.F. POTAPOV REGIONAL TV AS MEANS OF INTERNATIONAL DIALOGUE CULTURE EDUCATION (AS WORK OF NATIONAL EDITION «OD PINGE» IN «TELESET OF MORDOVIA» 10TH CHANNEL)
Key words: culture, international dialogue, regional TV, a national announcement, the television program, tradition, mass media, a national language, education, patriotism, outlook, multinational.
In the publication the role of regional TV in development of culture of international dialogue is generalised. The substantial potential national program «Od pinge» («New time») as means of patriotic, ethnocultural education, popularisation of international dialogue culture is analyzed. Features regulations of mass-media activity in propagation of international dialogue culture are considered.
Культура межнационального общения - полифункциональное явление, включающее знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, таких, как понятие долга и ответственности, добра, совести, справедливости, умение перевода их в плоскость межнациональных отношений [1]. Воспитание культуры межнационального общения эффективно при условии опоры на личный опыт, который включает в себя: образ жизни в семье, общение, влияние средств массовой информации. Важным средством воспитания культуры межнационального общения (воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) является телевидение. Так, например, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы» предусматривалась система мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, в том числе:
- разработка программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания;
- формирование программы вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий;
- активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории Отечества;
- создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания;
- организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах и в печати с привлечением к обсуждению проблем патриотического воспитания ученых, видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, воспитателей, ветеранов войны, военной службы и труда [4].
Согласно данной программе ежедневно журналисты редакции «Од пинге» («ТелеСеть Мордовии» 10 канал) освещают деятельность различных национальных, патриотических общественных объединений и организаций («Поиск», Союз афганцев, Совет ветеранов, Общество мордовских женщин «Юрхтава», «Литова»). Стали традиционными портретные репортажи о ветеранах Великой
Отечественной войны. В частности, о тех бойцах, которые не только защищали родину, но и фиксировали реалии того времени, создавали художественные произведения на родном языке - К.Г. Абрамове, П.К. Любаеве. В рамках празднования в 2012 г. тысячелетия единения мордвы с народами Российской Федерации в национальной программе выходит рубрика «Вместе». В ней рассказывается о людях разных национальностей, которые живут и работают в Мордовии. В такие репортажи всегда включаются воспоминания о семейных традициях, особенностях воспитания и самовоспитания. «Духовно-нравственные традиции нашей культуры учат нас соотносить эффективность средств массовой коммуникации с их конечной целью - достижением общности социальных действий людей в соответствии с определённым мировоззрением» [2].
Связь поколений, диалог национальных культур (в программе «Од пинге» рассказывают о самобытности культур не только мордвы, но и русских, татар) играют важную роль. Культура межнационального общения - духовно-нравственное качество личности. Этнопедагогика - сердцевина духовно-нравственного воспитания. Проявляется оно в уважении к историческому прошлому Родины, в бережном отношении к народной памяти, культурным традициям народа, в гордости за достижения страны, горечи и чувстве вины за ее беды. Патриотизм нужно рассматривать как основу консолидации всего общества. А начинается объединение с единой национальной идеи, с сохранения и приумножения традиций. О традициях и обрядах мордвы телезрителям журналисты или респонденты рассказывают в интервью-монологах (видеоэкскурсиях), интервью-беседе (мастер-класс). С этой точки зрения, вклад национальных программ региональных телекомпаний в процесс воспитания культуры межнационального общения весомый. Так, например, в одном из сюжетов программы зрителей знакомят с музыкальной школой Лямбирьско-го района, где обучаются русские, мордва, татары, украинцы. На примере культур разных национальностей, общности традиций, особенностей хореографии у подрастающего поколения формируют определенное мировоззрение, особое отношение к общей, многонациональной культуре Российского государства. Данный видеоматериал один из примеров популяризации культуры межнациональных отношений средствами ТВ.
Основным механизмом влияния регионального телевидения на культуру межнационального общения является воздействие на общественное мнение, мировоззрение и сознание. Благодаря воспитательной, обучающей функции телевидения развивается общество: молодое поколение усваивает человеческий опыт, знакомится с нормами культуры прошлых лет. Нельзя «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память. Источник творчества - духовность в национальнонародной форме. Воспитание посредством национальных программ - есть не что иное, как процесс целенаправленного формирования системы ценностей. Оно отличается от образования как процесса передачи знаний и от обучения как способа передачи умений, и от управления как подчинения индивида социальным нормам [6]. Суть такого воспитания посредством национального вещания регионального телевидения - в приобщении воспитуемого к культурным ценностям, а не в их навязывании.
Актуальность проблемы воспитания культуры межнационального общения посредством программ на национальном языке подтверждается объективным ростом интереса научных деятелей к изучению форм и способов формирования навыков мирного сосуществования в многонациональных, поликонфессиональ-ных регионах России. Как отмечает в исследованиях региональной прессы и межэтнических конфликтов Р.П. Овсепян, «многое зависит от социальнополитических ориентаций СМИ, а также от профессиональной культуры самих журналистов» [8]. В плане воспитания культуры межнационального общения ос-
новополагающим подходом должно быть рассмотрение развития человеческой цивилизации как интегрального процесса, включающего в себя овладение и отечественной, и мировой культурой, приобретение навыков общежития с представителями инонациональной, иноконфессиональной принадлежности. Здесь следует отметить, что в национальных программах 10 канала освещаются культурные и семейные традиции многих национальностей. В эфир выходили видеосюжеты о многонациональном хоре хутора Лопатино, одного из районов Мордовии; многодетной семье узбеков, которые получили новое жилье в столице республики после рождения тройни; священнике - финне, студенте из Бангладеша, переселенцах из других регионов России, которые устраивают свою жизнь в селах Мордовии. Кроме того, среди архивных видеоматериалов есть сюжет об иудее, знающим национальный язык и пишущим стихи на нем. Журналисты национальной редакции небезучастны к проблемам обучения и воспитания национальной культуре представителей других национальностей, живущих в Мордовии.
Воспитание культуры межнационального общения - это организованный, целенаправленный процесс воспитания патриотизма и гражданственности, дружбы народов и веротерпимости [3]. Взять во внимание проповеди, которые звучат с экрана на мордовском языке. Их в программе «Од пинге» читает настоятель мужского монастыря, проректор духовного училища республики, игумен Вениамин. Каждое его выступление приурочено к какому-нибудь событию в жизни региона, исторической дате, православному или государственному празднику.
«В совокупности эти элементы телеинформации несут достаточно целостные модели восприятия, отбора и осмысления внешней информации, а также в какой-то степени модели отношения к действительности и определенные поведенческие образцы, которые усваиваются индивидом более или менее полно в процессе взаимодействия с телевидением» [5].
Национальными языками в Мордовии считаются эрзянский и мокшанский. На двух языках в республике выходят газеты, журналы, художественная литература, два языка изучают в школе, в вузах. В 2007 г. национальная телевизионная программа «Од пинге» (10 канал) стала выходить одновременно на мокшанском и эрзянском языках. На разных языках звучит речь двух ведущих, которые ведут диалог. Видеосюжеты чередуются: после эрзянского - обязательно идет репортаж на мокшанском языке. С 2009 г. программа «Од пинге» выходит в эфир с подстрочным переводом на русском языке. Вопрос «понимания и восприятия» аудиторией ни разу не поднимался, и такая форма подачи информации оценивается большинством положительно. Так, в своем ежегодном послании Государственному Собранию Глава республики отметил: «Растущая консолидация мордовского народа объективно выдвигает задачу формирования единого литературного языка. Единый литературный язык облегчит задачу и представителям других национальностей, желающим освоить мордовский язык» [9]. В 2009 г. в столице республики проходили обсуждения данного вопроса за круглым столом. Большинство представителей высшей школы, общественных объединений выступили «за» реализацию программы по созданию единого мордовского литературного языка. На этих встречах высоко оценивалась роль национальных СМИ в консолидации нации.
Региональная пресса, безусловно, срабатывает на интеграцию полиэтнического сообщества, формируя соответствующий модус сознания и поведения граждан, поскольку она опосредованно отвергает позицию этнического доминирования и непосредственно настаивает на позиции межэтнического сотрудничества, при этом сама постановка проблемы, фактическая ее разработка, использованная аргументация в целом носят, скорее, абстрактный, нежели конкретный, характер [10].
Эффективность формирования культуры межнационального общения зависит от наличия социальных мотивов, продиктованных высокой нравствен-
ной сознательностью. Воспитание культуры межнационального общения -область общения, наиболее легкоуязвимая, деликатная, поэтому данный процесс должен строиться опосредованным, косвенным способом. Этой задаче наиболее полно отвечает специфика телевидения. Задачи воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости вытекают из насущной необходимости построения цивилизованных межнациональных отношений. Основа этих отношений закладывается в быту, процессе совместной учебы, труда, отдыха и т.д. Журналисты национальной редакции «ТелеСеть Мордовии» в своей повседневной творческой деятельности освещают коллективную деятельность людей в самых разных положительных ее проявлениях.
Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшей целью воспитания и образования является формирование у граждан иного мировоззрения, согласно которому каждый представитель нации чувствует себя причастным к современным этнокультурным событиям и процессам. Примером тому являются и интерес населения к национальным фестивалям «Шумбрат! Финно-угрия!», «Од вий» и т.д. Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится о том, что система образования призвана обеспечить: «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [7].
Таким образом, в условиях формирования толерантных межнациональных отношений процесс воспитания патриотизма и дружбы народов посредством национальных программ регионального телевидения - приоритетное направление развития национальной политики и культуры региона. При этом важно помнить, что СМИ не только отображают действительность, но и формируют ее.
Литература и источники
1. Асипова Н.Н. Общение школьников в многонациональной среде / Н.Н. Асипова // Советская педагогика. 1991. № 12. С. 9.
2. Буданцев Ю.П. Массовые коммуникации. Системные особенности / Ю.П. Буданцев. М.: Изд-во ИПК ТВ и РВ, 2000. С. 12.
3. Гасанов З. Т Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе / З.Т. Гасанов // Педагогика. 1994. № 5. С. 17.
4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Российская газета. 2001. 12 марта. С. 5.
5. Киселев М.Ю. Человек и телевидение: социально-психологические аспекты взаимодействия / М.Ю. Киселев. Л.: Наука, 1983. С. 33-38.
6. МукаржовскийЯ.И. Исследование по эстетике и теории искусства / Я.И. Мукаржовский. М., 1994. С. 16.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. М., 2000. № 11. С. 5.
8. Овсепян Р.П. Региональная пресса и межэтнические конфликты / Р.П. Овсепян // Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим. Саранск, 2003. С. 123.
9. Послание Главы РМ. Саранск, 2008. С. 11.
10. Потапов П.Ф. Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе (80-90-е гг. XX века): дис. ... докт. фил. наук / П.Ф. Потапов. М., 2004. С. 38.
МАКАРКИНА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - аспирантка, главный редактор национальной редакции «Од пинге» «ТелеСеть Мордовии» (10 канал), Россия, Саранск ([email protected]).
MAKARKINA LYUDMILA NIKOLAEVNA - post-graduate student, editor-in-chief of national edition «Od pinge» «Television network of Mordovia» (10 channel), Russia, Saransk.
ПОТАПОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой современной журналистики и общественного мнения, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).
POTAPOV PAVEL FEDOROVICH - doctor of philological sciences, professor, Mordovian State University, Russia, Saransk.